Главные вкладки
Статья "Место и роль игровой технологии при организации и проведении занятия в системе дополнительного образования."
статья
В статье осуществлен анализ проблем организации самостоятельной работы студентов с использованием технологий информационно-компьютерных технологий. Рассматриваются разные формы самостоятельной работы и возможностей их реализации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Место и роль игровой технологии при организации и проведении занятия в системе дополнительного образования.
Дюдяева Людмила Геннадьевна
Педагог дополнительного образования
ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1
Санкт-Петербург
В системе профессионального обучения в настоящее время происходят изменения, связанные с реализацией образовательных стандартов на всех уровнях профессиональной подготовки. Большое внимание уделяется технологиям игрового обучения. Активизация познавательной деятельности студентов – одно из основных направлений в теории и практике обучения. В поисках путей её решения педагоги осваивают различные методы обучения, используют нестандартные формы проведения занятий, широко применяют различные педагогические технологии, одной из которых является игровая технология.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство пробуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.
Так на учебных занятиях по освоению содержания ПМ 03 Методическое обеспечение образовательного процесса для формирования и оценки качества образовательных результатов студентов успешно применяются игровые технологии. Именно игровые технологии позволяют в естественной и непринужденной атмосфере формировать не только профессиональные знания, практические умения и навыки, опыт профессиональной деятельности, но и сформировать общие и профессиональные компетенции обучающихся по специальности «Педагогика дополнительного образования».
Среди различных активных методов обучения в игровой технологии, хочется выделить деловую игру.
Понятие «Деловая игра» в психолого - педагогической литературе трактуется как:
- активная форма взаимодействия людей;
- активная самостоятельная познавательная деятельность студентов;
- специально организованное управление, интегрирующее профессиональную деятельность преподавателя;
- модель взаимодействия людей в процессе достижения определенных целей;
- модель процесса принятия решения ;
Деловая игра позволяет обеспечить активную форму взаимодействия, в которой в имитационной форме, приближенной к реальным условиям деятельности, можно воссоздать модель будущей профессиональной деятельности : игра предоставляет участнику возможность побывать в роли педагога дополнительного образования, методиста, заведующей отделом и т. д.
В процессе освоения профессионального модуля обучающихся включается в различные виды деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр..
Технология деловой игры включает три этапа:
1. Подготовительный (организационный)
На подготовительном этапе студенты актуализируют (при необходимости пополняют) свои знания по педагогике, психологии, методикам. После этого начинается ознакомление с обязанностями участников игры и правилами; распределяются роли, уясняется ход игры, время, исходная ситуация.
2. Основной (игровой)
Основной этап характеризуется выполнением всеми участниками своих ролей согласно исходным условиям и примерному плану игры.
3. Заключительный (результативный, итоговый).
На третьем, заключительном этапе деловой игры под руководством преподавателя осуществляется ее подробный анализ-разбор, подводятся итоги, выводы и обобщения, даются рекомендации.
Следует отметить, что деловые игры имеют ряд преимуществ:
1. В деловой игре достигается более высокий уровень общения, т. к. деловая игра предполагает реализацию конкретной деятельности (в нашем случае беседа с коллегами при анализе занятия).
2. Деловая игра представляет собой коллективную деятельность, предполагающую активное участие всей группы и каждого участника группы.
3. Выполнение разнообразных заданий приводит к конкретному результату, у студентов возникает чувство удовлетворения от совместных действий.
4. В деловой игре формируются и вырабатываются навыки установления контакта, правильного восприятия и оценки партнера как личности.
5. Деловая игра – это формирование методологической компетенции выпускника, т. е. его готовности использовать различные методы деятельности.
6. Деловая игра – это средство становления начинающего педагога, формирования устойчивого интереса к будущей профессии.
Таким образом, опыт работы доказывает, что деловая игра как один из методов активного обучения игровой технологии помогает систематизировать и актуализировать профессиональные знания будущих педагогов дополнительного образования, придав им жизненность, действенную направленность, способствует формированию опыта профессиональной деятельности, общих и профессиональный компетенций.
Литература:
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. / В. П. Беспалько. – Москва, 2016.
- Борзова Л.П. Игры на уроке: Методическое пособие для учителя. / Л. П. Борзова. – Москва, 2016.
- Гангнус Н.А. Педагогические технологии развития личности в учебной деятельности: учебное пособие/ Гангнус Н.А. — Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебное занятие в системе дополнительного образования.
Презентация для начинающих педагогов дополнительного образования....
Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)
Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...
Учебное занятие в системе дополнительного образования для начинающих педагогов.
Основные требования к современному занятию, основные принципы обучения, структура различных типов занятия, общая структура плана занятий, методы организации занятий....

Рекомендации по планированию и проведению занятия в учреждении дополнительного образования
Основы построения учебного занятия.Основные требования к проведению учебного занятия в системе дополнительного образования детей. Данные методические рекомендации помогут начинающим педагогам дополнит...
презентация Рекомендации по планированию и проведению занятия в учреждении дополнительного образования
Презентация Рекомендации по планированию и проведению занятия в УДО...

Анализ занятия в системе дополнительного образования
Занятие в учреждении дополнительного образования имеет ряд особенностей: оно менее регламентировано, более гибкое, динамичное, свободное по составу участников, чередованию форм работы, насыщению разли...
Место и роль игровой технологии при организации и проведении занятий в системе дополнительного образования подростков.
Для подростков игровой технологии имеют огромное значение, ведь именно в этот период происходит активное становление личности, формируется мировоззрение и развиваются ключевые жизненные навыки. Подрос...
