Организация познавательного развития обучающихся первого класса с ЗПР на уроках окружающего мира посредством интерактивных методов обучения
статья

Организация познавательного развития обучающихся первого класса с ЗПР на уроках окружающего мира посредством интерактивных методов обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_razvitie_obuchayushchihsya_s_zpr_n.docx29.05 КБ

Предварительный просмотр:

В Федеральном законе N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в ст. 66 п.1. «Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни)».

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ФГОС НОО ОВЗ) выделены основные требования к результатам освоения ФАОП НОО (личностные, метапредметные и предметные). В них сказано о том, что предметные результаты обеспечивают коррекцию и профилактику нарушений познавательного развития.

В Федеральной адаптированной образовательной программе начального общего образования представлена программа коррекционной работы, одним из направлений которой является развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ФГОС НОО ОВЗ), выделены требования к структуре и содержанию Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (далее ФАОП НОО ЗПР), в которые входят планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные), программа коррекционной работы, одной из задач которой является развитие познавательной сферы.

Проблемой познавательного развития занимались такие ученые-психологи, как: Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и многие другие.

По мнению Д.Б. Эльконина, познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей (восприятие, внимание, мышление, память). А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия.

Познавательное развитие у обучающихся с различным уровнем развития может протекать по-разному. В соответствии с темой выпускной квалификационной работы, рассмотрим особенности познавательного развития обучающихся с задержкой психического развития (далее ЗПР) первого класса.

Сухарева Груня Ефимовна– ученый-психиатр дает определение: «Задержка психического развития - это нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов». Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории.

Рассмотрим особенности познавательного развития обучающихся первого класса с ЗПР.

М.С. Певзнер выделяет следующие особенности памяти обучающихся первого класса с ЗПР:

  • Сниженный объем памяти и скорости запоминания;
  • Непроизвольное запоминание менее продуктивно;
  • Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме;
  • Преобладание наглядной памяти над словесной;
  • Снижение произвольной памяти;
  • Нарушение механической памяти.

Т.А. Власова указывает на снижение произвольной памяти у учащихся с задержкой психического развития как на одну из главных причин их трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме цель и условия задачи.

Г.И. Жаренкова отметила особенности внимания обучающихся первого класса с ЗПР:

  • Низкая концентрация внимания, неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость.
  • Низкий уровень устойчивости внимания. Дети не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью.
  • Узкий объем внимания. Более сильно нарушено произвольное внимание.

В коррекционной работе с такими детьми необходимо придавать большое значение развитию произвольного внимания.

Особенности восприятия:

  • Недостаточная полнота и точность восприятия связана с нарушением внимания, механизмов произвольности;
  • Недостаточная целенаправленность и организованность внимания;
  • Замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия. Ребенку с задержкой психического развития требуется больше времени, чем нормотипичному ребенку;
  • Низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает «вижу, но нe думаю»;
  • Снижение активности восприятия. В процессе восприятия нарушена функция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно;
  • Наиболее грубо нарушены более сложные формы восприятия, требующие участия нескольких анализаторов и имеющих сложный характер зрительное восприятие, зрительно-моторная координация.

Т.В. Егорова выделяет особенности мышления, которые характерны для детей первого класса с ЗПР:

  • Несформированность познавательной, поисковой мотивации (своеобразное отношение к любым интеллектуальным задачам). Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей (отказ выполнять трудную задачу, подмена интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей.). Такой ребeнок выполняет задачу не полностью, а её более простую часть. Дети не заинтересованы в результате выполнения задания.
  • Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. Дети с ЗПР начинают действовать сразу, с ходу. Ребeнок не умеет анализировать условия, не понимает значимости ориентировочного этапа, что приводит к появлению множества ошибок. Когда ребeнок начинает обучаться, очень важно создать условия для того, чтобы он первоначально думал, анализировал задание.
  • Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы (дети, из-за поспешности, неорганизованности действуют наугад, не учитывая в полном объёме заданного условия; отсутствует направленный поиск решения, преодоления трудностей). Дети решают задачу на интуитивном уровне, то есть ребeнок правильно дает ответ, но объяснить его не может.
  • Стереотипность мышления, его шаблонность. Наглядно-образноe мышление. Дети с ЗПР затрудняются действовать по наглядному образцу из-за нарушений операций анализа, нарушение целостности, целенаправленности, активности восприятия все это ведет к тому, что ребенок затрудняется проанализировать образец, выделить главные части, установить взаимосвязь между частями и воспроизвести данную структуру в процессе собственной деятельности.

Учебная мотивация обучающихся первого класса резко снижена. Для них длительное время ведущей деятельностью продолжает оставаться игра в её элементарных формах. Учитывая ослабленность мотивационной сферы обучающихся с ЗПР, учителю необходимо решать одну из основных педагогических задач на уроке формирование учебных мотивов.

Для формирования активной позиции школьника учитель может использовать словесное внушение, также необходимо обеспечить: ситуации личного выбора задачи или упражнения; степень сложности задачи; число задач; создать ситуацию активного влияния в совместной учебной деятельности.

С учетом особенностей познавательного развития обучающихся первого класса с ЗПР необходимо решать следующие задачи:

  • Стимуляция психических познавательных процессов (восприятие, внимание, память и мышление).
  • Формирование позитивной мотивации на познавательную деятельность.

Одной из форм организации работы по познавательному развитию обучающихся первого класса с задержкой психического развития является урок окружающего мира.

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.

О.В. Батурова отмечает, что в период получения начального общего образования «Окружающий мир» является одним из основных предметов учебного плана и включает в себя изучение живой и неживой природы, биологической и социальной сущности человека, культуры общества. Изучение данного предмета способствует ознакомлению с целостной картиной мира.

Изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующей цели формирование у детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) представлений о многообразии окружающего мира и осознание места человека в нем.

Основными задачами реализации учебного курса являются:

  • Социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся.
  • Создание базы для осуществления самостоятельной учебной деятельности.
  • Духовно-нравственное воспитание.
  • Формирование общей культуры обучающихся.
  • Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни.

Учебный предмет «Окружающий мир» занимает значительное место в системе коррекционного образования, так как способствует расширению словарного запаса, развитию ориентировки в окружающей среде, развитию познавательных процессов, учит представлять и понимать взаимосвязь между объектами и явлениями.

Рассмотрим особенности организации работы на уроках окружающего мира в первом классе, обеспечивающей познавательное развитие обучающихся с ЗПР.

1 этап- Мотивация к учебной деятельности.

На этом этапе развивается концентрация внимания с помощью нейропсихологических упражнений, которые направлены на развитие межполушарного взаимодействия.

2 этап- Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

На данном этапе активизируется память. Обучающиеся воспроизводят известные им знания, осознают их, обобщают факты, благодаря работе в парах для актуализации опорных знаний, использованию метода «Подсказ».

3 этап- Решение проблемы.

На этом этапе активизируется мышление и восприятие. Данный познавательные процессы будут развиваться, если использовать опорные карточки по теме урока, интерактивный метод «Мозговой штурм», где обучающиеся будут решать выявленную проблему урока.

4 этап- Первичное закрепление.

На этом этапе активизируются память и мышление. Данные познавательные процессы будут развиваться, используя интерактивный метод «Дерево решений», где обучающимся дан вопрос по теме урока для обсуждения.

5 этап- Организация самостоятельной работы.

На этом этапе активизируется мышление и память. Для развития данных познавательных процессов может быть организована работа на карточках с наглядностью.

Для того, чтобы урок окружающего мира стал более результативным и познавательное развитие обучающихся происходило более успешно, необходимо использовать стратегии, методы и приемы, в том числе интерактивные методы обучения.

Интерактивные методы обучения раскрыты в работе авторов: О.О. Жебровской, Е.В. Коротаевой, С.С. Кашлева.

По мнению О.О. Жебровской, интерактивные методы – это ряд педагогических методик, обеспечивающих необходимый образовательный эффект, посредством включения учащихся в совместную с педагогом деятельность, по заданным правилам и условиям.

Использование интерактивных методов обучения предполагает новую роль для учителя. Теперь педагог не только передает знания учащимся, но является активным руководителем и участником образовательного процесса, его главная задача заключается в построении диалогов на уроках. Интерактивные методы обучения подразумевают высокие требования к подготовке как самого учителя (поиск и отбор интересной и полезной информации, разработка раздаточных материалов или создание электронных дидактических средств обучения, поиск оборудования, разработка контрольно- измерительных материалов и т.д.), так и учащихся (поиск и обработка информации, готовность сотрудничать и подчиняться правилам, которые устанавливаются на момент обучения в классе и пр.).

Организация интерактивных методов в образовательный процесс предполагает обязательную опору на традиционные принципы обучения, а также на ряд специфических принципов:

  • Принцип взаимодействия;
  • Принцип активности учащихся;
  • Принцип обратной связи;
  • Принцип опоры на групповой педагогический опыт.

В образовательном процессе выделяют следующие интерактивные методы:

  • Работа в парах- организуется в виде обсуждения, осуществления анализа творческой работы партнера, подготовка вопросов по теме урока для других групп, совместные ответы на вопросы педагога. Данная работа может быть организована для обучающихся первого класса в том случае, если учитель постоянно контролирует работу, используя прием «Ладушки». Он будет полезен для развития внимания и памяти обучающихся.
  • Мозговой штурм- учащимся задается вопрос или же перед ними ставится конкретная учебная проблема (ситуация) и за короткое время необходимо высказать как можно больше вариантов и идей ее решения. Допустимы любые ответы, даже если они кажутся нереальными. В дальнейшем каждая идея рассматривается и анализируется, тем самым выбирается наиболее удачная. Данный метод необходимо интерпретировать для обучающихся с ЗПР, в данном случае детям будут заданы вопросы для актуализации знаний по пройденной теме. Мозговой штурм может быть использован на этапах актуализации опорных знаний, решение проблемы, первичное закрепление. Этот метод поможет развивать такие познавательные процессы у детей с ЗПР , как мышление, внимание.
  • Дерево решений – учащихся делят на несколько групп, задается вопрос, каждая группа его обсуждает и записывает свои ответы на ватмане – «дереве». После того как все ответы будут написаны группы обмениваются ватманами и учащиеся дописывают на деревьях свои идеи и мысли. Данный метод может быть использован на этапах урока: актуализация знаний, первичное закрепление. Дерево решений поможет развивать познавательные процессы: мышление, память и внимание.
  • Ролевые игры – проводятся в форме деловых игр, в рамках которых учащиеся имеют возможность обыграть различные ситуации, «примерить» на себе роли. Данный метод можно использовать на уроках с обучающимся первого класса с ЗПР, так как их ведущий вид деятельности- игровая деятельность.
  • Броуновское движение – учащиеся свободно передвигаются по кабинету с целью поиска и сбора необходимой информации по заданной педагогом теме. Данный интерактивный метод может быть использован на уроках, так как обучающиеся будут заинтересованы в поиске новой информации. Броуновское движение может быть использовано на этапе актуализации опорных знаний.
  • Метод проектов – направлен на расширение способностей работать с поставленной задачей самостоятельно, то есть, учитывая актуальность проблемы находить и обрабатывать информацию. Данный метод направлен на расширение познавательных и творческих навыков учащихся. Метод проектов можно использовать, если обучающиеся будут работать не самостоятельно, а совместно с учителем.

Уроки, с использованием интерактивных методов обучения, позволяют включить всех учащихся в активную работу, обеспечить каждому посильное участие в решении проблем. В результате слабоуспевающие учащиеся, обретают уверенность в собственных силах, а сильные учащиеся испытывают радость, что их знания помогли товарищам понять материал.

Для того, чтобы поддержать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Деятельность при применении любых форм и методов без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. С.С. Кашлев установил, что развитие школьника происходит более интенсивно и результативно, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение вызывает положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса доверительное, усиливающее роль эмоций и эмпатии. Поэтому, для познавательного развития и устойчивой учебной мотивации необходимо использовать интерактивные методы обучения на уроках и на занятиях во внеурочной деятельности [23].

Согласно Е. В. Коротаевой, интерактивные методы обучения одновременно решают три задачи:

  • учебно-познавательную (предельно конкретную);
  • коммуникационно-развивающую (связанную с общим, эмоционально-интеллектуальным фоном процесса познания);
  • социально-ориентационную (результаты которой проявляются уже за пределами учебного времени и пространства) [7, с. 103].

Интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач, эффективность обеспечивается за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного использования знаний. Если методы интерактивного обучения используются регулярно, то у учащихся формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказать неправильное предположение (поскольку ошибка не несет за собой негативной оценки) и устанавливаются доверительные отношения с преподавателем.

Доктор педагогических наук Колесникова Ирина Аполлоновна высказывает мнение о том, что интерактивные методы обучения повышают мотивацию и вовлеченность учащихся в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности, побуждает к конкретным действиям. На уроках с использованием интерактивных методов обучения каждый успешен, так как вносит свой вклад в общий результат групповой работы – процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным. Кроме того, интерактивные методы обучения формируют умение мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее; обосновывать свои позиции и жизненные ценности; развивают такие черты, как умения выслушивать иную точку зрения, сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины. Поскольку интерактивные методы обучения предполагают возможность коммуникации с преподавателем, партнерами по учебной деятельности, сотрудничество в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности, то система контроля над усвоением знаний и способами познавательной деятельности, умением применять полученные знания, умения и навыки в различных ситуациях может строиться на основе оперативной обратной связи, что делает контроль знаний, умений и навыков перманентным, более гибким и гуманным.

Рассматривая классификации интерактивных методов обучения, необходимо сказать об их влиянии на познавательное развитие обучающихся первого класса с ЗПР.

Анализируя каждый из вышеперечисленных методов, Кашлев Сергей Семенович дает сущностные характеристики и определяет их место в своей классификации. Описывая методы создания благоприятной атмосферы и организации коммуникации, он обращает внимание на то, что своей процессуальной основой они имеют «коммуникативную атаку», осуществляемую педагогом в самом начале организуемого педагогического взаимодействия на этапе введения в атмосферу общения для оперативного включения в совместную работу каждого учащегося. Методы этой группы способствуют самоактуализации всех учащихся, их конструктивной адаптации к складывающейся педагогической ситуации.

Группу методов организации обмена деятельности С.С. Кашлев предполагает, как сочетание индивидуальной и групповой совместной работы участников педагогического взаимодействия, совместную активность, как учителя, так и учащихся. Ведущим признаком этих методов является объединение учащихся в творческие группы для совместной деятельности как доминирующего условия их развития.

Описывая методы организации мыследеятельности, доктор педагогических наук Сергей Семенович Кашлев считает, что с одной стороны, они создают благоприятную атмосферу, способствуют мобилизации творческих потенций учащихся, развитию их положительной мотивации к учению, а с другой- стимулируют активную мыслительную деятельность, выполнение учащимися различных мыслительных операций.

Методы организации рефлексивной деятельности направлены на самоанализ и самооценку участниками педагогического взаимодействия, своей деятельности, ее результатов. Методы этой группы обычно организуются на завершающем этапе занятий, они позволяют учащимся и педагогу зафиксировать состояние своего развития и определить причины этого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

В данной статье, я бы хотела рассказать о развитие познавательной активности ребенка, а именно какие  цели и требования ставит ФГОС 2 поколения перед выпускниками начальной школы. Так же хотелось...

Доклад на тему: "Использование интерактивных методов обучения с целью активизации познавательной деятельности на уроках технологии обработки текстильных изделий и практических занятиях.

quot;Мастерство не может развиваться без освоения системы средств, методов и приемов обучения - основы технологии учебно-воспитательной работы."              ...

Использование интерактивных методов обучения на уроках химии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Современные требования к образованию предполагают большую активность обучаемого, его творческое переосмысление полученных сведений, поэтому для достижения качества образовательных услуг необходимо исп...

Активные и интерактивные методы обучения как фактор совершенствования учебно-познавательного процесса

Активные и интерактивные методы обучения как фактор совершенствования учебно-познавательного процесса....

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира

Выпускная квалификационная работа "Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира"...

Активизация познавательной деятельности обучающихся путём внедрения интерактивных методов обучения

       Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, о...