Рабочая программа курса "Повышение профессиональной готовности к работе с детьми с девиантным поведением"
рабочая программа
Данная программа разработана полностью на курс, в ней описаны разделы, основные вопросы для изучения, а также представлены дифференцированные по уровню сложности задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kursa.docx | 36.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
профессионального образования Свердловской области
«Камышловское училище-интернат для инвалидов»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс по повышению профессиональной готовности педагогов к работе с детьми девиантного поведения
г.Камышлов, 2022 год
Пояснительная записка.
Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения является сложнейшим направлением деятельности социального педагога, требующим углубленной профессиональной подготовки.
Одним из путей повышения профессионализма является разработка курса. Курс должен обладать большими возможностями для обеспечения единства теоретической и практической подготовки, которые непосредственно направлены на развитие и углубление знаний, умений и навыков по организации социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения.
I. Цели и задачи курса:
Цель: повышение уровня профессиональной готовности социального педагога к социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения.
Задачами являются:
1.Углубление знаний о педагогических системах работы с детьми девиантного поведения.
2.Развитие потребности в углублении и совершенствовании умений и навыков социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения.
3.Закрепление теоретических знаний, обучение творческому применению их при проектировании социально-педагогической деятельности.
4.Развитие методических умений и навыков социального педагога по работе с детьми девиантного поведения в семье, социально-педагогических учреждениях.
5.Развитие умений моделировать содержание работы с детьми с отклонениями в поведении в различных социально-педагогических системах.
6.Овладение разнообразными формами и методами организации социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения.
7.Обеспечение единства теории и практики при подготовке к социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения.
8.Раскрыть специфику деятельности социального педагога с детьми девиантного поведения в различных педагогических системах.
Решение этих задач при изучении курса требует учитывать необходимость сочетания следующих видов деятельности:
- репродуктивный, который предполагает повторение, воспроизведение, закрепление изучаемого материала;
- репродуктивно-творческий – анализ, сравнение изучаемого материала, перенос способов деятельности в новые условия, отработка профессиональных умений и навыков;
- творческий, предполагающий активные самостоятельные действия, использование креативных способностей личности в работе с детьми девиантного поведения.
Программа курса рассчитана на 72 часа. Из них теоретические занятия занимают 46 часов, решение практических заданий и ситуаций – 26 часов. По окончании курса предусмотрен круглый стол по проблеме работы с детьми девиантного поведения.
В целом курс рассчитан на 12 дней по 6 часов.
II. Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п | Раздел дисциплины | Лекции | Семинары |
1 | Предмет, цель, задачи курса, в системе подготовки социальных педагогов к работе с данной категорией детей. | История развития социально-педагогической деятельности с детьми с отклонениями в поведении. Цели, задачи, функции, содержание, основные направления деятельности социального педагога по воспитанию детей девиантного поведения | |
2 | Профилактика, коррекция, реабилитация в системе воспитания детей девиантного поведения. Основные теории профилактики. Ее виды. | Сущность профилактики, коррекции и реабилитации как компонентов социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения. Первичная, вторичная и третичная профилактика. Социально-педагогические программы профилактики. | Особенности проектирования воспитательных действий по реализации программ профилактики в работе с детьми девиантного поведения. Разработка программы профилактики в социально-педагогической деятельности. |
Продолжение таблицы
3 | Школа и семья; их взаимодействие в системе воспитания детей девиантного поведения | Семья как объект и субъект СПД, Социально-психологический статус ребенка девиантного поведения в школе и семье. Социально-педагогическое взаимодействие школы и семьи в работе с детьми девиантного поведения. Личностно-орнентированный подход в воспитании детей девиантного поведения, воспитание толерантности как одно из ведущих направлений деятельности социального педагога по воспитанию детей с отклонениями в поведении | Сущность и значение личностно-ориентированного подхода в воспитании детей девиантного поведения. Подготовка и защита проектов по организации взаимодействия школы, семьи и учреждений дополнительного образования по воспитанию детей девиантного поведения. Разыгрывание ролевых ситуаций по реализации взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания детей девиаптного поведения |
4 | Система дополнительного образования и ее роль в воспитании детей девиантного поведения | Многообразие, принципы и содержание деятельности учреждений дополнительного образования. Их роль в мотивации самовоспитания и перевоспитания. Организация воспитательной деятельности в учреждений дополнительного образования детей и общеобразовательной школы по профилактике и коррекции девиантного поведения у детей | Подготовка сообщений по анализу имеющегося отечественного опыта, организации взаимодействия учреждений дополнительного образования и школы по воспитанию детей девиантного поведения, Важнейшие теоретические и практические проблемы детей девиантного поведения, пути их решения (творческий анализ проблемных ситуаций). Концепции, технологии воспитания детей девиантного поведения |
5 | Организация деятельности детских и молодежных общественных объединений по стимулированию социально значимой активности как основы для самовоспитания и перевоспитания детей девиантного поведения. | Деятельность детских и молодежных общественных объединений как социально- педагогическая проблема. Технологии реализации воспитательной деятельности с детьми девиантного поведения посредством общественных объединений | Круглый стол «Воспитательный потенциал детских и молодежных общественных объединений и их использование в процессе воспитания детей девиантного поведения». Разработка проекта социально-педагогической поддержки деятельности детских и молодежных общественных организаций по воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию детей девиантного поведения |
III.СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМА 1. Предмет, цель, задачи курса, Особенности развития социально-педагогической деятельности с детьми с отклонениями в поведении. Цели, задачи, функции, содержание, основные направления деятельности социального педагога по воспитанию детей девиантного поведения.
Сущность основных категорий курса «воспитание», «социальное воспитание», «теория и методика воспитания», их соотношение. Классификация воспитательных технологий
ТЕМА 2. Профилактика в системе воспитания детей де визитного поведения. Основные теории профилактики. Ее виды.
Сущность профилактики как компонента социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения. Теория жизненных навыков; теория деятельности, альтернативной девиантному поведению; концепция социальной поддержки. Первичная, вторичная и третичная профилактика. Программы профилактики.
ТЕМА 3. Школа и семья; их взаимодействие в воспитании детей девиантного поведения.
Информационно-просветительская работа с родителями с целью профилактики дисгармонии семейных отношений. Диагностика детско-родительских отношений и семейного воспитания Социально-психологический статус ребенка девиантного поведения в школе и семье, социально-педагогическое взаимодействие школы и семьи в работе с детьми девиантного поведения. Личностно-ориентированный подход в воспитании детей девиантного поведения, воспитание толерантности как одно из ведущих направлений деятельности социального педагога по воспитанию детей с отклонениями в поведении. Комплексный подход к решению проблемы воспитания ребенка девиантного поведения.
ТЕМА 4. Система дополнительного образования и ее роль в воспитании детей девиантного поведения
Многообразие, принципы и содержание деятельности учреждений дополнительного образования, мотивация самовоспитания и перевоспитания в структуре формирования личности школьника, Межинституциональный подход к организации социально-педагогической деятельности. Системный подход к профилактике и коррекции девиантного поведения. Проблемы межведомственного подхода к организации воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования детей и общеобразовательной: школы по профилактике и коррекции девиантного поведения у детей, Интегративная модель профилактики девиантного поведения
ТЕМА 5. Организация деятельности детских и молодежных общественных объединений по стимулированию социально значимой активности как основы для самовоспитания и перевоспитания детей девиантного поведения.
Деятельность детских и молодежных общественных объединений как социально-педагогическая проблема. Технологии реализации воспитательной деятельности с детьми девиантного поведения посредством общественных объединений
IV. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ТЕМА I. Профилактика в системе воспитания детей девиантного поведения. Основные теории профилактики. Ее виды.
- Программы профилактики в социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения.
- Особенности проектирования воспитательных действия по реализации программ профилактики в работе с детьми девиантного поведения
- Разрешение проблемных ситуаций с использованием технологий первичной, вторичной и третичной профилактик
ТЕМА 2. Школа и семья: их взаимодействие в воспитании детей девиантного поведения
- Подготовка и защита проектов по организации взаимодействия школы, семьи и учреждений дополнительного образования по воспитанию детей девиантного поведения.
- Разыгрывание ролевых ситуаций по реализации взаимодействия семьи и школь в процессе воспитания детей девиантного поведения
- Влияние самооценки на социально-психологический статус ребенка в
школе и дома как фактора формирования девиантного поведения
ТЕМА 3. Система дополнительного образования и ее роль в воспитании детей девиантного поведения
- Подготовка сообщений по анализу имеющегося отечественного опыта
организации взаимодействия учреждений дополнительного образования и
школы по воспитанию детей девиантного поведения, - Важнейшие теоретические и практические проблемы современного
воспитания, новые технологии и концепции. - Применение активных методов обучения: ролевые игры по изучению
технологии взаимодействия с системой дополнительного образования
ТЕМА 4. Организация деятельности детских и молодежных общественных объединений по стимулированию социально значимой активности как основы для самовоспитания и перевоспитания детей девиантного поведения.
- Круглый стол «Воспитательный потенциал детских и молодежных
общественных объединений в процессе воспитания детей девиантного поведения».
- Разработка проекта взаимодействия социального педагога в детских и молодежных организациях по воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию детей девиантного поведения
- Ролевые проблемные ситуации.
Средства обеспечения освоения дисциплины. Программы, учебники, пособия, методические рекомендации, разноуровневые задания (Приложение 1)
Приложение 1
Система разноуровневых заданий «Теория и практика работы с детьми девиантного поведения»
Тема 1. Предмет, цель, задачи курса. «Теория и методика воспитании детей девиантного поведения» в системе подготовки социальных педагогов к работе с данной категорией детей.
1 уровень сложности:
- Назовите основные функции социального педагога в работе с детьми девиантного поведения.
- Дайте определение понятиям «девиантное поведение», «делинквентное поведение».
- Раскройте сущность понятия «дети девиантного поведения»
2 уровень сложности:
1. Проанализируйте роль социального педагога в системе воспитания детей девиантного поведения.
2. Дайте сравнительный анализ систем воспитания детей с девиантным поведение в середине XX веха и современных технологий работы с данной категорией детей.
3.Сопоставьте понятия самости и социумности в процессе социализации детей девиантного поведения.
Тема 2. Профилактика, коррекция, реабилитация в системе воспитания детей девиантного поведения. Основные теории профилактики. Ее виды.
1 уровень сложности:
1. Дайте определение профилактическому направлению деятельности социального педагога с детьми девиантного поведения.
2.Назовите основные компоненты социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения.
3.Определите место коррекционной деятельности в системе социально-педагогической работы с детьми с девиантным поведением,
2 уровень сложности:
1.Существуют производственные и социально-педагогические технологии. Что в них общего и различного? Обоснуйте свой ответ с позиции социально-педагогической деятельности с детьми с отклонениями в поведении.
- Изобразите (схематично) систему межведомственного взаимодействия социально-педагогических структур по профилактической деятельности с детьми отклоняющегося поведения.
- Обоснуйте использование метода проектирования в социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения.
3 уровень сложности:
1.У Саши семья распалась, теплые отношения между отцом и матерью сохранить не удалось. Саша остался с матерью. Постепенно начались прогулы, пропал интерес к учебе. Проанализируйте ситуацию и составьте индивидуальную модель профилактической работы социального педагога с мальчиком.
2. Школа-интернат, где дети из неблагополучных семей. Урок математики в 5 классе должна вести молодая, недавно пришедшая в эту школу. Учительница заходит в класс и видит; ее приветствуют дети, все разрисованные мелом в вертикальную полоску. Учительница обратилась за помощью к социальному педагогу. Спроектируйте и обоснуйте Ваши действия по реализации программ профилактики девиантного поведения.
Тема 3. Школа и семья: их взаимодействие в системе воспитания детей девиантного поведения.
1 уровень сложности:
1. Назовите приоритетные направления работы общеобразовательной школы по работе с детьми девиантного поведения.
2. Охарактеризуйте социально-психологический статус ребенка девиантного поведения в школе.
3.Раскройте сущность личностно-ориентированного подхода в воспитании детей девиантного поведения в школе.
2 уровень сложности:
1.Изобразите (схематично) систему межведомственного взаимодействия школьных социально-педагогических структур по коррекционно-реабилитационной деятельности с детьми отклоняющегося поведения,
2. Раскройте механизм формирования толерантности у школьников с отклонениями в поведении как одного из ведущих направлении воспитания данной категории детей.
3 уровень сложности:
1.Вы - социальный педагог. Сергей пришел в новую школу с готовым амплуа. В классе он «работал» клоуном, он мог запеть на уроке, встать, сказать, что захочется. Учится с двойки на тройку, Управлять поведением ребенка чрезвычайно сложно. Предложите модель развития этого учащегося.
2.Вы - социальный педагог, приглашаете к себе в кабинет для проведения профилактической беседы подростка, не посещающего школу в течение месяца без уважительной причины. Предложите варианты последовательности Ваших действий и возможную логику разговора, дайте их теоретическое обоснование.
3.В школе учится мальчик из неблагополучной семьи. Его старший брат учился в 11 классе, слыл «грозой школы», плохо учился, грубил учителям и был предметом обсуждения на каждом педсовете. К младшему брату, пришедшему в школу недавно, большинство учителей стали относится настороженно, постоянно ожидая неприятностей с его стороны. Мальчик постепенно озлобился, стал плохо учиться, прогуливать уроки, ненавидеть учителей. Проанализируйте ситуацию и составьте индивидуальную модель работы с мальчиком с учетом взаимодействия семьи и школы.
Тема 4. Система дополнительного образовании и ее роль в воспитании детей девиантного поведения
1уровень сложности;
- Перечислите основные этапы социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения.
- Охарактеризуйте метод «Древа целей».
- Назовите основные функции системы дополнительного образования по организации работы с детьми девиантного поведения. Обоснуйте свой ответ.
2уровень сложности:
- Попытайтесь разработать основные положения профессионально-нравственного кодекса социального педагога, в котором сформулированы принципы поведения социального педагога в процессе осуществления профессиональной деятельности с детьми девиантного поведения
- Какие проблемы в сфере воспитания детей девиантного поведения посредством системы дополнительного образования, на Ваш взгляд, не отражены в правительственных документах, потребуют немедленного включения со стороны социально-педагогической деятельности. Обоснуйте свой ответ.
3уровень сложности:
1.Семья Геры и Кристины - вынужденные переселенцы. Дети сразу стали объектом обидных насмешек одноклассников, Через пару месяцев Геру поймали на вымогательстве денег, а Кристина начала курить, прогуливать уроки, возвращаться домой в нетрезвом виде. Составьте модель социально-педагогической помощи и поддержки семьи и развития детей.
2.В10 классе идет постоянная травля мальчика за религиозные убеждения, Ребенку дали обидное прозвище, бесконечно задевают, провоцируют на скандал. Ученик постепенно «растворяется» в коллективе, стал замкнутым, живет в своем собственном мире. На основе анализа имеющегося опыта организации взаимодействия учреждений дополнительного образования и школы спроектируйте деятельность социального педагога по коррекции сложившейся ситуации.
Тема 5. Организация деятельности детских и молодежных общественных объединений по стимулированию социально значимой активности как основы для самовоспитания и перевоспитания детей девиантного поведения.
1уровень сложности:
1. Дайте определение формальным и неформальным общественным организациям как средства социализации подрастающего поколения.
2. Назовите нормативные документы международного, федерального и регионального уровней, регламентирующих деятельность детских и молодежных общественных объединений.
2уровень сложности:
1.На основе историко-педагогического анализа выявите тенденции развития детских и молодежных общественных объединений и организаций как фактора воспитания подрастающего поколения.
2. Определите роль и функции социального педагога в организации процесса воспитания детей девиантного поведения посредством детских и юношеских общественных организаций.
3 уровень сложности
1.Вы - социальный педагог встречаете на улице в компании друзей подростка, не посещающего школу в течение месяца без уважительной причины. Предложите варианты последовательности Ваших действий и возможную логику разговора, дайте их теоретическое обоснование.
2. В классе Саша К. слыл «середнячком» по учебе, но вполне положительным по поведению. Однажды Сашу с компанией поймали на мелкой краже. Так как он не достиг 14-летнего возраста, уголовного наказания не понес. Мама после произошедшего решила тотально контролировать сына: провожала и встречала из школы, не позволяла гулять, не разрешала ходить в гости и приглашать друзей. Постепенно ребенок замкнулся, стал агрессивным, нервным. Испортились отношения с родителями, друзьями. Чем Вы объясните поведение Саши? Разработайте модель индивидуального развития мальчика через включение в деятельность формальных детских организаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа старшего вожатого с детьми девиантного поведения
Курсовая работа...
Работа социального педагога с подростками девиантного поведения в школе
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава I. ПОДРОСТКОВАЯ ДЕВИАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. 1.1 Девиантное поведение, сущность ...
Девиантное поведение подростка: психологическая готовность реагирования педагога
Календарно-тематический планповышения квалификации преподавателей начальных и средних специальных учебных заведенийФорма повышения квалификации преподавателей: краткосрочные курсы повышения квалификац...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ.
Цели деятельности учителя-предметника состоят в том, чтобы средствами своего учебного предмета: помочь учащимся осмыслить себя в прошлом, настоящем, увидеть свои позитивные возможности в будущем; спос...
Курсовая работа. Тема: Профилактика девиантного поведения младших школьников в условиях современной школы
Курсовая работа. Тема: Профилактика девиантного поведения младших школьников в условиях современной школы...
Индивидуальная профилактическая работа с детьми-сиротами, детьми девиантного поведения в общежитии
В данной статье представлена работа с детьми-сиротами, детьми девиатного поведения в общежитии...
Проект «Коррекция девиантного поведения у обучающихся профессионального лицея с задержкой умственного развития посредством физического воспитания»
Коррекция девиантного поведения у обучающихся профессионального лицея с задержкой умственного развития посредством физического воспитания...