Рабочая программа курса "Повышение профессиональной готовности к работе с детьми с девиантным поведением"
рабочая программа

Казанцева Юлия Геннадьевна

Данная программа разработана полностью на курс, в ней описаны разделы, основные вопросы для изучения, а также представлены дифференцированные по уровню сложности задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kursa.docx36.03 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

профессионального образования Свердловской области

«Камышловское училище-интернат для инвалидов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курс по повышению профессиональной готовности педагогов к работе с детьми девиантного поведения

г.Камышлов, 2022 год


Пояснительная записка.

Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения является сложнейшим направлением деятельности социального педагога, требующим углубленной профессиональной подготовки.

Одним из путей повышения профессионализма является разработка курса. Курс должен обладать большими возможностями для обеспечения единства теоретической и практической подготовки, которые непосредственно направлены на развитие и углубление знаний, умений и навыков по организации социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения.

I. Цели и задачи курса:

Цель: повышение уровня профессиональной готовности социального педагога к социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения.

Задачами являются:

1.Углубление знаний о педагогических системах работы с детьми девиантного поведения.

2.Развитие потребности в углублении и совершенствовании умений и навыков социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения.

3.Закрепление теоретических знаний, обучение творческому применению их при проектировании социально-педагогической деятельности.

4.Развитие методических умений и навыков социального педагога по работе с детьми девиантного поведения в семье, социально-педагогических учреждениях.

5.Развитие умений моделировать содержание работы с детьми с отклонениями в поведении в различных социально-педагогических системах.

6.Овладение разнообразными формами и методами организации социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения.

7.Обеспечение единства теории и практики при подготовке к социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения.

8.Раскрыть специфику деятельности социального педагога с детьми девиантного поведения в различных педагогических системах.

Решение этих задач при изучении курса требует учитывать необходимость сочетания следующих видов деятельности:

- репродуктивный, который предполагает повторение, воспроизведение, закрепление изучаемого материала;

- репродуктивно-творческий – анализ, сравнение изучаемого материала, перенос способов деятельности в новые условия, отработка профессиональных умений и навыков;

- творческий, предполагающий активные самостоятельные действия, использование креативных способностей личности в работе с детьми девиантного поведения.

Программа курса рассчитана на 72 часа. Из них теоретические занятия занимают 46 часов, решение практических заданий и ситуаций – 26 часов. По окончании курса предусмотрен круглый стол по проблеме работы с детьми девиантного поведения.

В целом курс рассчитан на 12 дней по 6 часов.

II. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Семинары

1

Предмет, цель, задачи курса, в системе подготовки социальных педагогов к работе с данной категорией детей.

История развития социально-педагогической   деятельности с детьми с отклонениями  в  поведении. Цели, задачи,  функции,  содержание, основные направления     деятельности      социального педагога по воспитанию  детей  девиантного поведения

2

Профилактика, коррекция,    реабилитация в системе воспитания детей девиантного поведения. Основные теории профилактики. Ее виды.

Сущность профилактики,   коррекции    и реабилитации       как компонентов     социально-педагогической   деятельности   с детьми    девиантного поведения.    Первичная, вторичная и третичная   профилактика.   Социально-педагогические   программы профилактики.

Особенности   проектирования     воспитательных   действий  по  реализации          программ профилактики      в работе   с   детьми девиантного  поведения.   Разработка программы профилактики в социально-педагогической деятельности.

Продолжение таблицы

3

Школа и семья; их взаимодействие в системе воспитания детей девиантного поведения

Семья как объект и субъект СПД, Социально-психологический статус ребенка девиантного поведения в школе и семье. Социально-педагогическое взаимодействие школы и семьи в работе с детьми    девиантного поведения.   Личностно-орнентированный подход в воспитании детей      девиантного поведения,    воспитание     толерантности как одно из ведущих направлений        деятельности социального педагога по воспитанию детей с отклонениями в поведении

Сущность и значение       личностно-ориентированного подхода   в   воспитании детей девиантного поведения. Подготовка   и   защита проектов по организации   взаимодействия     школы, семьи и учреждений    дополнительного образования по воспитанию детей девиантного поведения.   Разыгрывание    ролевых ситуаций по реализации    взаимодействия     семьи     и школы в процессе воспитания   детей девиаптного   поведения

4

Система дополнительного образования и ее роль в воспитании детей девиантного поведения

Многообразие, принципы   и   содержание деятельности  учреждений    дополнительного образования. Их роль в мотивации самовоспитания   и   перевоспитания.   Организация        воспитательной деятельности в учреждений дополнительного     образования детей и общеобразовательной школы по профилактике и коррекции девиантного поведения у детей

Подготовка сообщений по анализу имеющегося отечественного опыта,

организации   взаимодействия    учреждений    дополнительного образования   и   школы   по воспитанию  детей девиантного   поведения, Важнейшие теоретические      и практические  проблемы детей девиантного поведения, пути их   решения (творческий анализ проблемных       ситуаций).    Концепции, технологии воспитания детей девиантного поведения

5

Организация деятельности детских и молодежных общественных объединений по стимулированию социально значимой активности как основы для самовоспитания и перевоспитания детей девиантного поведения.

Деятельность детских и молодежных общественных объединений как социально- педагогическая проблема. Технологии реализации воспитательной деятельности с детьми девиантного поведения посредством общественных объединений

Круглый          стол «Воспитательный потенциал детских и молодежных общественных   объединений  и  их использование          в процессе   воспитания детей девиантного    поведения». Разработка проекта социально-педагогической   поддержки       деятельности  детских и молодежных общественных   организаций по воспитанию, самовоспитанию  и   перевоспитанию детей девиантного   поведения

III.СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМА 1. Предмет, цель, задачи курса, Особенности развития социально-педагогической деятельности с детьми с отклонениями в поведении. Цели, задачи, функции, содержание, основные направления деятельности социального педагога по воспитанию детей девиантного поведения.

Сущность основных категорий курса «воспитание», «социальное воспитание», «теория и методика воспитания», их соотношение. Классификация воспитательных технологий

ТЕМА 2. Профилактика в системе воспитания детей де визитного поведения. Основные теории профилактики. Ее виды.

Сущность профилактики как компонента социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения. Теория жизненных навыков; теория деятельности, альтернативной девиантному поведению; концепция социальной поддержки. Первичная, вторичная и третичная профилактика. Программы профилактики.

ТЕМА 3. Школа и семья; их взаимодействие в воспитании детей девиантного поведения.

Информационно-просветительская работа с родителями с целью профилактики дисгармонии семейных отношений. Диагностика детско-родительских отношений и семейного воспитания Социально-психологический статус ребенка девиантного поведения в школе и семье, социально-педагогическое взаимодействие школы и семьи в работе с детьми девиантного поведения. Личностно-ориентированный подход в воспитании детей девиантного поведения, воспитание толерантности как одно из ведущих направлений деятельности социального педагога по воспитанию детей с отклонениями в поведении. Комплексный подход к решению проблемы воспитания ребенка девиантного поведения.

ТЕМА 4. Система дополнительного образования и ее роль в воспитании детей девиантного поведения

Многообразие, принципы и содержание деятельности учреждений дополнительного образования, мотивация самовоспитания и перевоспитания в структуре формирования личности школьника, Межинституциональный подход к организации социально-педагогической деятельности. Системный подход к профилактике и коррекции девиантного поведения. Проблемы межведомственного подхода к организации воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования детей и общеобразовательной: школы по профилактике и коррекции девиантного поведения у детей, Интегративная модель профилактики девиантного поведения

ТЕМА 5. Организация деятельности детских и молодежных общественных объединений по стимулированию социально значимой активности как основы для самовоспитания и перевоспитания детей девиантного поведения.

Деятельность детских и молодежных общественных объединений как социально-педагогическая проблема. Технологии реализации воспитательной деятельности с детьми девиантного поведения посредством общественных объединений

IV. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА I. Профилактика в системе воспитания детей девиантного поведения. Основные теории профилактики. Ее виды.

  • Программы профилактики в социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения.
  • Особенности проектирования воспитательных действия по реализации программ профилактики в работе с детьми девиантного поведения
  • Разрешение проблемных ситуаций с использованием технологий первичной, вторичной и третичной профилактик

ТЕМА 2. Школа и семья: их взаимодействие в воспитании детей девиантного поведения

  • Подготовка и защита проектов по организации взаимодействия школы, семьи и учреждений дополнительного образования по воспитанию детей девиантного поведения.
  • Разыгрывание ролевых ситуаций по реализации взаимодействия семьи и школь в процессе воспитания детей девиантного поведения
  • Влияние самооценки на социально-психологический статус ребенка в
    школе и дома как фактора формирования девиантного поведения

ТЕМА 3. Система дополнительного образования и ее роль в воспитании детей девиантного поведения

  • Подготовка сообщений по анализу имеющегося отечественного опыта
    организации взаимодействия учреждений дополнительного  образования  и
    школы по воспитанию детей девиантного поведения,
  • Важнейшие теоретические и практические проблемы современного
    воспитания, новые технологии и концепции.
  • Применение активных методов обучения: ролевые игры по изучению
    технологии взаимодействия с системой дополнительного образования

ТЕМА 4. Организация деятельности детских и молодежных общественных объединений по стимулированию социально значимой активности как основы для самовоспитания и перевоспитания детей девиантного поведения.

-        Круглый стол «Воспитательный потенциал детских и   молодежных
общественных объединений в процессе воспитания детей девиантного поведения».

-        Разработка проекта взаимодействия социального педагога в детских и молодежных организациях по воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию детей девиантного поведения

-        Ролевые проблемные ситуации.

Средства обеспечения освоения дисциплины. Программы, учебники, пособия, методические рекомендации, разноуровневые задания (Приложение 1)

Приложение 1

Система разноуровневых заданий  «Теория и практика работы с детьми девиантного поведения»

Тема 1. Предмет, цель, задачи курса. «Теория и методика воспитании детей девиантного поведения» в системе подготовки социальных педагогов к работе с данной категорией детей.

1        уровень сложности:

  1. Назовите основные функции социального педагога в работе с детьми девиантного поведения.
  2. Дайте определение понятиям «девиантное поведение», «делинквентное  поведение».
  3. Раскройте сущность понятия «дети девиантного поведения»

2        уровень сложности:

1. Проанализируйте роль социального педагога в системе воспитания детей девиантного поведения.

2. Дайте сравнительный анализ систем воспитания детей с девиантным поведение в середине XX веха и современных технологий работы с данной категорией детей.

3.Сопоставьте понятия самости и социумности в процессе социализации детей девиантного поведения.

Тема 2. Профилактика, коррекция, реабилитация в системе воспитания детей девиантного поведения. Основные теории профилактики. Ее виды.

1 уровень сложности:

1. Дайте определение профилактическому направлению деятельности социального педагога с детьми девиантного поведения.

2.Назовите основные компоненты социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения.

3.Определите место коррекционной деятельности в системе социально-педагогической работы с детьми с девиантным поведением,

2        уровень сложности:

1.Существуют производственные и социально-педагогические технологии. Что в них общего и различного? Обоснуйте свой ответ с позиции социально-педагогической деятельности с детьми с отклонениями в поведении.

  1. Изобразите (схематично) систему межведомственного взаимодействия социально-педагогических структур по профилактической деятельности с детьми отклоняющегося поведения.
  2. Обоснуйте использование метода проектирования в социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения.

3        уровень сложности:

1.У Саши семья распалась, теплые отношения между отцом и матерью сохранить не удалось. Саша остался с матерью. Постепенно начались прогулы, пропал интерес к учебе. Проанализируйте ситуацию и составьте индивидуальную модель профилактической работы социального педагога с мальчиком.

2. Школа-интернат, где дети из неблагополучных семей. Урок математики в 5 классе должна вести молодая, недавно пришедшая в эту школу. Учительница заходит в класс и видит; ее приветствуют дети, все разрисованные мелом в вертикальную полоску. Учительница обратилась за помощью к социальному педагогу. Спроектируйте и обоснуйте Ваши действия по реализации программ профилактики девиантного поведения.

Тема 3. Школа и семья: их взаимодействие в системе воспитания детей девиантного поведения.

1 уровень сложности:

1. Назовите приоритетные направления работы общеобразовательной школы по работе с детьми девиантного поведения.

2.        Охарактеризуйте социально-психологический статус ребенка девиантного поведения в школе.

3.Раскройте сущность личностно-ориентированного подхода в воспитании детей девиантного поведения в школе.

2 уровень сложности:

1.Изобразите (схематично) систему межведомственного взаимодействия школьных социально-педагогических структур по коррекционно-реабилитационной деятельности с детьми отклоняющегося поведения,

2.        Раскройте механизм формирования толерантности у школьников с отклонениями в поведении как одного из ведущих направлении воспитания данной категории детей.

3 уровень сложности:

1.Вы - социальный педагог. Сергей пришел в новую школу с готовым амплуа. В классе он «работал» клоуном, он мог запеть на уроке, встать, сказать, что захочется. Учится с двойки на тройку, Управлять поведением ребенка чрезвычайно сложно. Предложите модель развития этого учащегося.

2.Вы - социальный педагог, приглашаете к себе в кабинет для проведения профилактической беседы подростка, не посещающего школу в течение месяца без уважительной причины. Предложите варианты последовательности Ваших действий и возможную логику разговора, дайте их теоретическое обоснование.

3.В школе учится мальчик из неблагополучной семьи. Его старший брат учился в 11 классе, слыл «грозой школы», плохо учился, грубил учителям и был предметом обсуждения на каждом педсовете. К младшему брату, пришедшему в школу недавно, большинство учителей стали относится настороженно, постоянно ожидая неприятностей с его стороны. Мальчик постепенно озлобился, стал плохо учиться, прогуливать уроки, ненавидеть учителей. Проанализируйте ситуацию и составьте индивидуальную модель работы с мальчиком с учетом взаимодействия семьи и школы.

Тема 4. Система дополнительного образовании и ее роль в воспитании детей девиантного поведения

1уровень сложности;

  1. Перечислите основные этапы социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения.
  2. Охарактеризуйте метод «Древа целей».
  3. Назовите основные функции системы дополнительного образования по организации работы с детьми девиантного поведения. Обоснуйте свой ответ.

2уровень сложности:

  1. Попытайтесь разработать основные положения профессионально-нравственного кодекса социального педагога, в котором сформулированы принципы поведения социального педагога в процессе осуществления профессиональной деятельности с детьми девиантного поведения
  2. Какие проблемы в сфере воспитания детей девиантного поведения посредством системы дополнительного образования, на Ваш взгляд, не отражены в правительственных документах, потребуют немедленного включения со стороны социально-педагогической деятельности. Обоснуйте свой ответ.

3уровень сложности:

1.Семья Геры и Кристины - вынужденные переселенцы. Дети сразу стали объектом обидных насмешек одноклассников, Через пару месяцев Геру поймали на вымогательстве денег, а Кристина начала курить, прогуливать уроки, возвращаться домой в нетрезвом виде. Составьте модель социально-педагогической помощи и поддержки семьи и развития детей.

2.В10 классе идет постоянная травля мальчика за религиозные убеждения, Ребенку дали обидное прозвище, бесконечно задевают, провоцируют на скандал. Ученик постепенно «растворяется» в коллективе, стал замкнутым, живет в своем собственном мире. На основе анализа имеющегося опыта организации взаимодействия учреждений дополнительного образования и школы спроектируйте деятельность социального педагога по коррекции сложившейся ситуации.

Тема 5. Организация деятельности детских и молодежных общественных объединений по стимулированию социально значимой активности как основы для самовоспитания и перевоспитания детей девиантного поведения.

1уровень сложности:

1.        Дайте определение формальным и неформальным общественным организациям как средства социализации подрастающего поколения.

2.        Назовите нормативные документы международного, федерального и регионального уровней, регламентирующих деятельность детских и молодежных общественных объединений.

2уровень сложности:

1.На основе историко-педагогического анализа выявите тенденции развития детских и молодежных общественных объединений и организаций как фактора воспитания подрастающего поколения.

2. Определите роль и функции социального педагога в организации процесса воспитания детей девиантного поведения посредством детских и юношеских общественных организаций.

3 уровень сложности

1.Вы - социальный педагог встречаете на улице в компании друзей подростка, не посещающего школу в течение месяца без уважительной причины. Предложите варианты последовательности Ваших действий и возможную логику разговора, дайте их теоретическое обоснование.

2. В классе Саша К. слыл «середнячком» по учебе, но вполне положительным по поведению. Однажды Сашу с компанией поймали на мелкой краже. Так как он не достиг 14-летнего возраста, уголовного наказания не понес. Мама после произошедшего решила тотально контролировать сына: провожала и встречала из школы, не позволяла гулять, не разрешала ходить в гости и приглашать друзей. Постепенно ребенок замкнулся, стал агрессивным, нервным. Испортились отношения с родителями, друзьями. Чем Вы объясните поведение Саши? Разработайте модель индивидуального развития мальчика через включение в деятельность формальных детских организаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа социального педагога с подростками девиантного поведения в школе

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава I. ПОДРОСТКОВАЯ ДЕВИАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. 1.1           Девиантное поведение, сущность ...

Девиантное поведение подростка: психологическая готовность реагирования педагога

Календарно-тематический планповышения квалификации преподавателей начальных и средних специальных учебных заведенийФорма повышения квалификации преподавателей: краткосрочные курсы повышения квалификац...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ.

Цели деятельности учителя-предметника состоят в том, чтобы средствами своего учебного предмета: помочь учащимся осмыслить себя в прошлом, настоящем, увидеть свои позитивные возможности в будущем; спос...

Курсовая работа. Тема: Профилактика девиантного поведения младших школьников в условиях современной школы

Курсовая работа. Тема: Профилактика девиантного поведения младших школьников в условиях современной школы...

Индивидуальная профилактическая работа с детьми-сиротами, детьми девиантного поведения в общежитии

В данной статье представлена работа  с детьми-сиротами, детьми девиатного поведения в общежитии...

Проект «Коррекция девиантного поведения у обучающихся профессионального лицея с задержкой умственного развития посредством физического воспитания»

Коррекция девиантного поведения у обучающихся профессионального лицея с задержкой умственного развития посредством физического воспитания...