Развитие эмоционального интеллекта дошкольников через проект «Мои волшебные эмоции»
статья

Филиппова Айлин Сергеевна

Статья посвящена развитию у детей дошкольного возраста эмоционального интеллекта через организацию проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_statya.docx93.35 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоционального интеллекта дошкольников через проект «Мои волшебные эмоции»

Автор: Филиппова Айлин Сергеевна,

 ГАПОУ РС(Я)

«Якутский педагогический колледж им. С. Ф. Гоголева» дошкольное отделение, 3 курс

                                       Руководитель: Данилова Кыыдаана Егоровна, преподаватель дошкольного отделения, ГАПОУ РС (Я)

«Якутский педагогический колледж им. С. Ф. Гоголева»

Аннотация

        Статья посвящена развитию у детей дошкольного возраста эмоционального интеллекта через организацию проектной деятельности.

        Эмоциональный интеллект — это то, что позволяет нам сбалансировать свой опыт жизни, поведение, а также свои действия и реакции с поведением и ожиданиями других людей. Высокий эмоциональный интеллект считается главным навыком выживания с первобытных времен — благодаря ему человек быстро адаптируется в критической ситуации, умеет договариваться с людьми, располагать к себе.

Цель нашего исследования: Разработка и апробация проекта по развитию эмоционального интеллекта дошкольников на основе интеграции различных видов детской деятельности.

В процессе исследовательской работы нами использованы следующие методы исследования: анализ психолого - педагогической литературы, анкетирование родителей, тестирование детей старшего дошкольного возраста.

         В данной статье предоставлен опыт работы автора по развитию у детей старшего дошкольного возраста эмоционального интеллекта в МБДОУ ЦРР Детский сад №7 «Остров сокровищ» с пилотажным исследованием уровня развития эмоционального интеллекта по методике Урунтаевой Г. А., Афонькиной. Ю. А. Также представлены итоги анкетирования родителей воспитанников по методике Щетининой. А. М. В статье речь идет об опыте организации совместном детско - родительском проекте «Мои волшебные эмоции». Даются методические рекомендации для воспитателей детского сада по развитию у детей старшего дошкольного возраста эмоционального интеллекта.

 Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональное развитие, проектная деятельность, проект, дошкольный возраст.

Актуальность нашего исследования определяется ФГОС дошкольного образования, так как развитие эмоционального интеллекта у дошкольников является одной из основных задач направления «Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста» [1].

Зачастую умение распознавать эмоции и управлять ими часто недооценивают, а ведь это — одна основных составляющих успеха человека в жизни. В исследовательской работе мы раскрываем проблему развития эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте.

        Термин «эмоция» (от лат. emoreve - потрясаю, волную) означает неравнодушное отношение к различным событиям и ситуациям в жизни. Это явления, которые выражаются в переживании человеком своего отношения к окружающей действительности и к себе самому.

Сегодня ученым известно многое о формировании эмоций и механизмах их возникновения, что позволяет придумывать технологии, которые развивают способности управлять ими. Если рассматривать эмоцию чисто с физиологической точки зрения, то она представляет собой реакцию организма на воздействие некоторых внутренних и внешних раздражителей. Такие реакции имеют явно субъективный характер и, как правило, охватывают все виды чувствительности. Существует множество слов, которые объясняют те или иные эмоциональные оттенки – радость, горе, сострадание, страх, гнев, ревность, жалость, безразличие, любовь и многие другие. Поэтому важно знать и понимать эмоции, правильно ими пользоваться, «считывать» эмоции других и действовать так чтобы не было конфликтов в совместной деятельности, предвосхищать поведенческие реакции других людей и тд [4].

Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок - дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. 

         Преследуя основную цель работы по разработке и апробации проекта по развитию эмоционального интеллекта дошкольников на основе интеграции различных видов детской деятельности, нами были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить литературу по проблеме развития эмоционального интеллекта дошкольников и особенностях организации проектной деятельности в детском саду;
  2. Выявить в процессе пилотажного исследования уровень развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста;
  3. Разработать проект, направленный на развитие эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте и апробировать его;
  4. Составить рекомендации для воспитателей детских садов по работе развитию эмоционального интеллекта у дошкольников.

        Методологической основой нашего исследования являются труды современных исследователей Выкова. Д. В, Гиппенрейтер Ю. Б, Нгуен М. А, Новиковой. Л. М, Путиловой О.А, и др. Большой вклад в развитие идеи об эмоциональном интеллекте и его развитии внесли зарубежные исследователи: Голман. Д, Карузо. Д, Кеннон. К, Моррис. Л, Орноли. Э и др. Особенности человеческих эмоций, закономерности их развития раскрыты в работах отечественных психологов-исследователей Выготского. Л. С, Давыдова. В. В, Леонтьева. А. Н, Рубинштейн. С. Л. и другие.

Эмоциональное развитие дошкольника связано прежде всего с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. А важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания.      

Эмоции не возникают сами собой, без причины, их истоки - в потребностях человека, как простейших, органических, так и социальных, они формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей.

В раннем возрасте эмоции кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Дети очень впечатлительны, они действуют не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших переживаний. Первые более или менее сложные чувства возникают у детей 4-5 лет. На базе жизненного опыта и первоначальных нравственных представлений у ребенка зарождается моральное сознание, он способен понимать смысл предъявляемых ему требований и относит их своим поступкам и действиям, а также к действиям и поступкам других. В возрасте 5-7 лет у детей зарождается моральное сознание, он способен понимать смысл предъявляемых ему требований и относить их к своим поступкам и действиям, а также к действиям и поступкам других.

Ребенок переживает радость, удовлетворение при совершении им достойных поступков и огорчений, возмущений, недовольство, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования, совершает недостойные поступки. Переживаемые чувства вызываются не только оценкой взрослых, но и оценочным отношением самого ребенка к своим и чужим поступкам. Такие чувства он испытает при совершении действий и поступков по отношению к людям, с которыми он находится в непосредственном общении, питает привязанность, симпатию, сочувствие, но сами эти чувства не глубоки и неустойчивы [3].

        Эмоциональный интеллект — термин, который появился в современной науке совсем недавно — около 30 лет назад. Это умение управлять эмоциональными состояниями, которые возникают в разных ситуациях, в которых дети и взрослые могут их использовать. До этого времени считалось, что человеческие чувства и контроль над ними приобретаются сами собой в процессе развития и не требуют дополнительной тренировки. Однако, ученым не давал покоя вопрос, почему многие люди с высоким коэффициентом интеллекта (IQ) так и не достигают успеха в жизни. Так появилась теория эмоционального интеллекта, как совокупности навыков понимания своих и чужих эмоций, намерений, желаний и мотивов, умения управлять ими и использовать в конкретных целях.

Эмоциональный интеллект способствует развитию коммуникативных навыков, буквально научит ребенка дружбе и любви, контролю самого себя, своих эмоций, сознательно влиять на них, разбираться в людях, распознавать хорошие и плохие качества, повышению продуктивности в любой деятельности, поможет установить контакт с педагогами, укреплению лидерских качеств ребенка, уверенность в себе и своих силах, оперативно ориентироваться в критических ситуациях, мыслить быстро и здраво.

Становление эмоционального интеллекта исследователи делят на 4 компонента, согласно которым следует строить работу по его формированию:

  • восприятие — способность определять собственные эмоции и эмоции других людей по выражению лица, голосу, жестам, мимике и т.д.;
  • понимание — установление причинно-следственной связи между эмоцией и событием, вызвавшим ее;
  • управление — умение контролировать собственные эмоции, а также использовать чужие эмоции для достижения определенных целей;
  • стимулирование мышления — способность направлять эмоции и чувства в нужное русло (творчество, спортивные достижения и др.).

        Одним из наиболее эффективных способов развития эмоционального интеллекта у дошкольников можно определить метод проектной деятельности.

        В настоящее время метод проектной деятельности является инновационным методом, применяемым в образовательном процессе. Он стимулирует детей на развитие творческих способностей, неординарность мышления, самостоятельную работу по поиску информации и получение окончательного продукта [2].

Сегодня определяют разные виды проектов, которые доступны детям дошкольного возраста и реализуются в условиях ДОО (информационные, творческие, исследовательские и игровые).

Изучив литературу по проблеме развития эмоционального интеллекта у дошкольников, с целью определения уровня его развития и дальнейшей работы по его развитию, нами было проведено пилотажное исследование в детском саду №7 «Остров Сокровищ», в подготовительной группе «АБВГДейка». В исследовании приняло участие 24 детей в возрасте 6-7 лет.

Нами подобраны методики диагностики уровня эмоционального интеллекта Урунтаевой Г. А, Афонькиной Ю. А. «Изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке».

        По результатам диагностики мы выявили, что у 83% исследованных детей наблюдается высокий уровень эмоционального интеллекта: дети понимают эмоции, знают, как они проявляются и в какие моменты, они могут различить их среди множества других эмоций. У 17% детей средний уровень эмоционального интеллекта: дети могут зрительно определить эмоции, но с затруднением объясняют, как они проявляются, в основном затрудняются в различении эмоционального выражения чувства страха и удивления среди других.

        

Также нами был проведен опросник для родителей воспитанников, разработанная Щетининой. А. М. «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей».

Всего опросник включает 14 вопросов. В нем приняли участие 9 родителей.  

Цель опросника: Изучить реакции на эмоциональные состояния окружающих, как у детей проявляется эмпатия.

        Анализ ответов на вопросы анкеты показал, что:

  1. 55,6% родителей считают, что их ребенок иногда проявляет интерес к эмоциональному поведению других, а 44,4% родителей считают, что «часто».

  1. 44,4% родителей, по их мнению, ребенок никогда не изображает сочувствие, глядя при этом на взрослого. Треть родителей считаю, что их ребенок «иногда» изображает сочувствие, а оставшаяся часть «часто».

  1. 77,8% родителей ответили, что их ребенок по собственной инициативе производит успокаивающие действия. Оставшееся часть разделили свое мнение на «иногда» и «никогда».

        

        Основываясь на результаты пилотажного исследования, следующим шагом нашей работы была разработка кратковременного творческого проекта для детей старшего дошкольного возраста: «Мои волшебные эмоции», который был апробирован в условиях преддипломной практики в течении 4 недель.

        Цель проекта: повышение уровня развития эмоционального интеллекта детей подготовительной к школе группы через разные виды детской деятельности.

        Проблемным вопросом проекта для дошкольников стал «Можно ли понять свое настроение и настроение другого человека?».

        План проекта мы разработали согласно 4 этапам становления эмоционального интеллекта:

  • На первом этапе (Восприятие эмоций) были проведены с детьми упражнения на восприятие основных эмоций человека. Данный этап включал такие формы работы как: дидактические игры через использование эмоциональных пиктограмм (Подбери и назови, найди пару, колобки), рисование сюжетных рисунков с отражением собственных эмоций (радость, грусть, гнев)
  • На втором этапе (Понимание эмоций) был проведены беседы на понимание эмоций. Данный этап включал такие формы работы как: беседа (Что такое радость? страх, удивление и другое), рассматривание картин (Л. Новосёловой - «Радость», Ю. Васнецова – иллюстраций к сказке «Волк и 7 козлят», К. Кузнецова - «Опять двойка» и другое), чтение авторских и народных сказок (В. П. Катаева, В. Ю. Драгунского и другое), просмотр фрагментов из полнометражных анимационных фильмов («Снежная королева», «Головоломка, «Сказка о царе Салтане» и другое) и бесед после просмотра;
  • На третьем этапе (Управление эмоциями) были проведены театрализованные игры на управление эмоциями. Данный этап включал такие формы работы как: театрализованные игры по прочтенным сказкам, рисование эмоциональных переживаний человека.
  • На четвертом этапе (Стимулирование мышления) было проведено решение различных проблемных ситуаций и вопросов (про Диму, Сашу, ситуаций из прочтенных и знакомых сказок и другое).

Итоговое мероприятие проекта, развлечение «В мире эмоций» и продукт детская авторская сказка «В поисках наших эмоций»

        Помимо этих мероприятий планировалась и проводилась консультация с родителями воспитанников на тему «Как развить эмоциональный интеллект дошкольников».

        При организации работы необходимо учесть следующие условия:

  1. необходимо создать соответствующую предметно-пространственную среду в группе детского сада;
  2. создать уголок «Эмоций» и дополнить его различными материалами для самостоятельной игровой деятельности детей и индивидуально-дифференцированной работы (дидактические игры «Найди пару», «Подбери и назови»; картотека упражнений и проблемных ситуаций; пиктограммы «Колобки», «Эмоции Миши», «Часы эмоций»; книжки про эмоции «Мои эмоции в стихах»; альбом «Эмоции»; пальчиковые куклы, куклы «БИ - БА - БО»);
  3. формы работы с детьми лучше организовать по подгруппам или индивидуально в послеобеденное время;
  4. При подборе материала и организации работы необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
  5. использовать интересные, проблемный и исследовательский методы и приемы при организации различных видов деятельности.

        Благодаря проведенной работе мы пришли к выводу что дети стали более спокойными, уровень конфликтных ситуаций, наблюдаемый в течении дня в разных видах детской деятельности в группе заметно снизился. Мы считаем, что проведенная работа способствовала развитию умений у дошкольников считывать эмоции своих сверстников и действия с учётом их проявления. 

        В ходе нашего исследования были изучены основные понятия, сущность и структура эмоционального интеллекта, рассмотрены особенности развития эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте эмоциональный интеллект понимается как готовность ребенка ориентироваться на другого человека и учитывать его эмоциональное состояние в своей деятельности и общении. Эффективно и интересно организовывать работу с дошкольниками в проектной деятельности, основным продуктом которого явилась придуманная детьми сказка «В поисках наших эмоций». За время практической работы, во время реализации проекта, мы пришли к выводу о том, что эмоциональный интеллект дошкольников можно развивать при систематической работе, сделать его интересным через реализацию разных видов детской деятельности с выходом на конкретные продукты деятельности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1.        Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) Зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г. N 3038

2.         Веракса. Н. Е проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольного училища. / Н.Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – с.27

3.         Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева, Л.П. Стрелкова, Л.А. Абрамян; Под ред. А. Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.

4.        Как развить эмоциональный интеллект | Эмоциональный интеллект. – Режим доступа: «УМНАЗИЯ», ООО МАН «УМНАЗИЯ»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://umnazia.ru/blog/all-articles/kak-razvit-jemocionalnyj-intellekt-u-rebenka

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для воспитателей начальной школы "Эмоциональный интеллект. Профилактика алекситимии у детей" " Волшебная страна чувств"

В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Особую важность и актуальность развитие эмоциона...

Эмоциональный интеллект дошкольника

Эмоциональный интеллект дошкольника....

Приемы развития эмоционального интеллекта дошкольника

Приемы развития эмоционального интеллекта дошкольника...

Игры для развития эмоционального интеллекта

Игры для развития эмоционального интеллекта...

«Работа психолога-психодраматиста с группой детей 7–12 лет по развитию эмоционального интеллекта: этапы, роли, техники»

В последнее время психологи все больше говорят об эмоциональном интеллекте (EI). Что это такое, зачем нужен еще и эмоциональный интеллект?Человек так устроен, его всему важно учить, особенно в сфере э...

Развитие эмоционального интеллекта

Представлены рекомендации по развитию эмоционального интеллекта на уроках литературного чтения...

Авторская программа по развитию эмоционального интеллекта школьников «Ключ к пониманию себя и других»

Предлагаемая психолого-педагогическая программа «Эмоциональный интеллект – ключ к пониманию себя и других» имеет выраженную практическую направленность и может быть эффек...