Педагогические условия формирования навыков сложения и вычитания на уроках математики в начальной школе.
статья
В статье описана важность формирования у младших школьников умения применять письменные приемы сложения и вычитания, дано определение ключевого понятия «письменные приемы сложения и вычитания», а также даны и обоснованы разработанные педагогические условия, при соблюдении которых на уроках и во внеурочной деятельности у младших школьников будет формироваться умение применять письменные приемы сложения и вычитания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические условия формирования навыков сложения и вычитания на уроках математики в начальной школе
Тарабукина Олеся Юрьевна (студент)
Глобина Оксана Александровна
Курс математики в начальной школе является чрезвычайно важным. Он выступает основой для всего дальнейшего процесса изучения не только алгебры и геометрии, но и смежных дисциплин: физики, химии, биологии, географии. В связи с этим, перед учителем начальных классов стоит важная задача - научить детей основам математики и при этом добиться того, чтобы каждая тема и каждая математическая операция была понятной для ребенка и полностью усвоенной им.
Одной из таких математических операций является письменное сложение и вычитание. В случае, если ребенок не научится применять письменные приемы сложения и вычитания, его дальнейшее обучение математике станет практически невозможным. Поэтому процессу формирования данного умения должно быть уделено большое внимание.
В нашей статье мы рассматриваем понятие «письменные приемы сложения и вычитания», а также условия, при которых у младших школьников будет формироваться умение применять письменные приемы сложения и вычитания.
Для определения ключевого понятия мы рассмотрели определение базового понятия «приём». Под приемом мы понимаем способ в осуществлении чего-нибудь.
Ещё одним шагом в определении ключевого понятия является разграничение двух применяемых в школе приёмов сложения и вычитания: устного и письменного.
Под устным приемом сложения и вычитания подразумевается, что арифметические действия осуществляются школьниками в уме, без записи на бумаге. Письменные приемы - это второй вид арифметической деятельности, который подразумевает, что происходит запись сложения чисел на бумаге.
В нашем исследовании мы делаем упор на формирование умения применять именно письменные приемы, то есть выполнять арифметические действия на бумаге.
Итак, мы можем дать определение ключевого понятия. Под письменными приемами сложения и вычитания мы будем понимать способы осуществления арифметических действий сложения и вычитания на бумаге.
Мы выявили три педагогических условия, при соблюдении которых у младших школьников будет формироваться умение применять письменные приемы сложения и вычитания:
1) младшие школьники усвоят алгоритм действий по выполнению письменных приемов сложения и вычитания;
2) младшие школьники научатся регулярно выполнять самопроверку;
3) младшие школьники будут применять письменные приемы сложения и вычитания во внеурочной деятельности.
Первое условие - младшие школьники усвоят алгоритм действий по выполнению письменных приемов сложения и вычитания. Алгоритм - это строгая и логичная последовательность действий для решения какой-либо задачи.
Рассмотрим отдельно алгоритмы письменного сложения и вычитания.
Стоит отметить, что в начальной школе детям сначала предлагается сложение без перехода через десяток, а затем - с переходом. Тот же самый порядок характерен и для вычитания. Поэтому ниже представим четыре алгоритма.
Алгоритм письменного сложения без перехода через десяток:
1) записываем первое слагаемое;
2) записываем второе слагаемое под первым, разряд под разрядом;
3) сложение начинаем с разряда единиц; Складываем число единиц первого слагаемого с числом единиц второго слагаемого. Сумму записываем в разряд единиц суммы.
4) Таким же образом складываем десятки, и сумму записываем в разряд десятков суммы.
Алгоритм письменного сложения с переходом через десяток:
1) записываем первое слагаемое;
2) записываем второе слагаемое под первым, разряд под разрядом;
3) сложение чисел начинаем с разряда единиц, если сумма единиц больше 9, то представляем ее в виде суммы разрядных слагаемых. Число единиц записываем в разряд единиц суммы. При этом разряд десятков мысленно увеличиваем на один;
4) переходим к сложению десятков. Складываем число десятков первого и второго слагаемого. Если в предыдущем шаге мы увеличивали десятки на один, то к полученной сумме десятков прибавляем единицу. Записываем полученный результат;
Алгоритм письменного вычитания без перехода через десяток:
1) записываем уменьшаемое;
2) записываем вычитаемое под уменьшаемым, разряд под разрядом;
3) вычитание начинаем с разряда единиц. Из числа единиц вычитаемого отнимаем число единиц уменьшаемого. Полученное число записываем в разряд единиц разности.
4) таким же образом находим количество десятков разности.
Алгоритм письменного вычитания с переходом через десяток:
1) записываем уменьшаемое;
2) записываем вычитаемое под уменьшаемым, разряд под разрядом;
3) вычитание начинаем вычитание с разряда единиц. Если число единиц в разряде единиц уменьшаемого меньше числа единиц в разряде единиц вычитаемого, то из разряда десятков «занимаем» один десяток, таким образом увеличивая число единиц в разряде единиц на 10. После чего выполняем вычитание. Записываем полученный результат в разряде единиц разности;
4) переходим к вычитанию десятков. Из числа десятков уменьшаемого вычитаем число десятков вычитаемого. При этом если в предыдущем шаге мы «занимали» один десяток, то от полученной разности десятков отнимаем 1. Полученное число записываем в разряд десятков разности.
Ещё одним немаловажным шагом в формировании умения применять письменные приемы сложения и вычитания является осуществление самопроверки. Этому посвящено второе условие гипотезы: младшие школьники научатся регулярно выполнять самопроверку.
Самопроверка - это производимая собственными силами проверка своей деятельности, своих расчетов.
Важно, чтобы самопроверка стала для учеников естественной частью решения арифметических примеров. Учителю следует не только напоминать детям о необходимости выполнять самопроверку, но и самому с первых же уроков осуществлять ее при демонстрации эталона решения примеров.
Более того, чтобы правильно выполнять самопроверку. ученикам необходимо осознавать взаимосвязь сложения и вычитания.
Итак, главные аспекты формирования умения применять письменные приемы сложения и вычитания, которым уделяется время на уроке - это знание и отработка алгоритмов и выполнение самопроверки.
Однако ещё одним немаловажным этапом в формируемом умении является самостоятельная и внеурочная деятельность учеников, поскольку самостоятельное выполнение упражнений на отработку новой темы без подсказок учителя на первых порах оказывается сложным для учащихся. В связи с этим, третье условие гипотезы выглядит следующим образом: младшие школьники будут применять письменные приемы сложения и вычитания во внеурочной деятельности.
Самый распространенный вид внеурочной деятельности школьника - это выполнение домашней работы. В качестве домашнего задания целесообразно подбирать задания и примеры на отработку всех изученных алгоритмов. В таком случае, при возникновении затруднений учитель сразу увидит, что именно ребенок не уяснил в новой теме, и сможет оперативно исправить пробел в знаниях.
Ещё один вид внеурочной деятельности — это математические кружки, которые часто проводятся самим классным руководителем. В программу кружков также можно вставлять задания на отработку умения применять письменные приемы сложения и вычитания, причем задания эти можно подавать, например, в виде разминки или математического диктанта, а также включать в рамки игр, которые также имеют место в программах кружков.
Также стоит побуждать детей к участию в различных конкурсах и олимпиадах, где проверяются знания и умения, формируемые в школе.
Чем чаще ребенок будет встречаться с заданиями на отработку письменного приема сложения и вычитания, тем быстрее и легче у него сформируется соответствующее умение.
Таким образом, при правильной реализации всех педагогических условий формирование у младших школьников умения применять письменные приемы сложения и вычитания будет проходить успешно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения специальных устных упражнений на уроках математики в начальной школе
Презентация иллюстрирует разнообразные виды устных упражнений для уроков математики в начальных классах. Предназначена для работы на уроке по методике преподавания начального курса математики....

Формирование навыков чтения и воспроизведение прочитаного текста среди учащихся начальных классов в коррекционной школе 8 вида
методы и формы работы школьного библиотекаря...

Методика преподавания комбинаторных задач на уроках математики в начальной школе
Статья о методике преподавания комбинаторныъх задач на уроке математики....

Формирование УУД на уроке ФК в начальной школе
Презентация для работы сотрудников методических кабинетов и написания ВКР...

Педагогические техники формирования УУД у учащихся на уроках математики в начальной школе
Роль начальной школы заключается в интеграции, обобщении, осмыслении новых знаний, увязывании их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Учить себя – вот та задач...

Статья по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе"
Данная статья посвящена теме формирования коммуникативных УУД на уроках математики в начальной школе...

Специфика уроков математики в начальной школе как ведущая роль в формировании экономической культуры
Одна из ведущих ролей в формировании экономической культуры обучающихся принадлежит математике, в процессе изучения которой младшие школьники учатся размышлять, делать выводы, анализировать, синтезиро...