Консультации для педагогов
консультация
Консультации для педагогов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.36 МБ | |
| 17.58 КБ | |
| 26.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Закрепление поставленных звуков у воспитанников.
Наступил долгожданный момент, ребенок научился произносить трудный для него звук. Но часто вы не слышите в словах, в речи этот звук. Или слышите только тогда, когда просите повторить звук.
У наших воспитанников в основном «кабинетная речь» на занятии с логопедом хорошо говорит и «шипит» и «рычит», а в семье так и пропускает поставленные звуки.
Важный этап логопедической работы - автоматизация (закрепление) правильного произношения. Автоматизация звуков - это сотрудничество не только логопеда с ребенком, но и воспитателя с ребенком. Это сотрудничество может решать не только задачу формирования правильной речи, но так же способствовать установлению доверительных отношений в семье. Параллельно вы сможете развивать внимание, мышление, воображение.
Введение звука в свободную речь-это сложный процесс, требующий постоянных тренировок. Важно, чтобы ребенок слышал правильную речь, исправлял свои ошибки и постепенно станет сам говорить правильно. Здесь стоит задача-помочь ребенку правильно говорить звук, но при этом-не давить, а тактично исправлять ошибки.
Для успешного этапа коррекции можно выделить несколько составляющих:
- понимание важности закрепления звука ребенком (развитие самоконтроля);
- контроль за правильным произношением людьми, кто часто общается с ребенком;
Дети зачастую ревностно относятся к своим ошибкам, могут начинать «зажиматься» (никто не любит когда нас критикуют) и у них пропадает желание заниматься.
Для спокойного прохождения этапа закрепления звуков в речи можно выделить несколько видов взаимодействия воспитателей\родителей и ребенка:
1. Если ребенок что – то сказал неправильно, спросите «А ты правильно сказал? А как будет правильно?» Тем самым Вы учите ребенка анализировать свою речь и искать ошибки.
2.Предложите ребенку такую игру «Я знаю 5 слов со звуком «Р». Если ребенок говорит слово неправильно, предложите ему каждый раз называть пять новых слов с «проблемным» звуком. Очень часто детям надоедает каждый раз придумывать слова, и они тщательно следят за своей речью.
3.Возможно применение такой тактики «Я не знаю такого слова «сапка». Когда ребенок делает ошибку, обратите внимание и спросите – что за слово такое непонятное. Ребенок постарается себя исправить.
Важно: если у ребенка не получается сказать слово правильно, он не понимает где у него ошибка - предложите правильный вариант. Очень четко произнеся нужный звук, повторите вместе с ребенком и предложите ему самому сказать. Главное - чтобы не возникло негативных реакций.
Скорость введения звуков в речи у всех детей индивидуальна, некоторым детям достаточно всего несколько занятий и звук закреплен в самостоятельной речи, а у других этот процесс затягивается надолго – это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от вида речевого нарушения, от состояния фонематического слуха – у детей с недостаточно сформированным фонематическим слухом и фонематическим восприятием звук дольше не вводится в речь.
Задача логопеда - поставить звук, автоматизировать его в словах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть.
Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения должны быть ежедневными. Результат зависит от тренировок! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка.
Таким образом: исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте ребенка с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие, придает уверенность в себе.
Предварительный просмотр:
Семинар для воспитателей
«Развитие фонематического восприятия у воспитанников младшего школьного возраста».
Подготовила:
Учитель-логопед
Никифорова А.О.
Умение различать и правильно произносить звуки родной речи – главное условие успешного обучения ребенка в начальной и средней школе.
В детских садах подготовка к поступлению в первый класс ведется в рамках образовательной программы для дошколят. Но и на родителях (воспитателях) лежит большая ответственность: чтобы речевой аппарат и мышление малыша правильно развивались, нужно постоянно тренировать его фонематических слух.
Что такое фонематический слух?
Если речь ребенка после трех-четырех лет невнятная, он заменяет или путает звуки в слогах, можно говорит о неразвитости фонематического слуха. Может быть, речь идет о физической патологии: снижении слуха у ребенка. В этом случае требуется помощь врачей.
Этот вид слуха более тонкий, именно он позволяет ребенку узнавать звук, систематизировать и различать разные звуки, а затем использовать эту информацию в собственной речи.
Определить, хорошо ли развит фонематический слух, можно по следующим речевым операциям:
- ребенок слышит определенный звук в слове, уверенно называет его или говорит, что названного звука нет;
- ребенок различает слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу;
- он различает слова, состоящие из одних и тех же фонем.
Что случится, если своевременной помощи в развитии фонематического слуха не будет?
Появится стойкое речевое расстройство из-за неправильного восприятия и произнесения слов. Нарушение норм произношения – это серьезный дефект, который в логопедической практике называется фонетико-фонематическим недоразвитием речи и автоматически делает ученика начальных классов потенциальным двоечником, максимум троечником по русскому языку.
Не умея различать отдельные звуки и слоги, школьник не научится анализировать слово, делить его на слоги и морфемы (части), видеть орфограмму – то есть опасное место, в написании которого можно ошибиться. Даже записать слово правильно будет невозможно, то есть сформируется стойкое нарушение правил графики.
Проблем не избежать и в живой, звучащей речи. Активный словарь останется бедным, понимание грамматики родного языка нарушится. Ребенок не сможет правильно читать, создавать собственное высказывание, интонировать отдельные предложения и текст в целом, ему трудно будет регулировать темп и громкость речи, правильно произносить сложные слова. А значит, неизбежно возникнет психологический дискомфорт, который отразится на поведении.
Нужно ли развивать фонематический слух? Ответ на этот вопрос очевиден. Причем начинать нужно не накануне поступления в первый класс, а гораздо раньше. Лучше начинать занятия с трех лет, а в дальнейшем постоянно уделять речевой практике как можно больше времени.
Как развить фонематический слух?
Работа логопеда, педагога или родителя заключается в то, чтобы научить ребенка простейшим способам анализа слова:
- правильно ставить ударение;
- делить на слоги;
- понимать смысл и значение каждого звука в слове;
- выделять согласные и гласные звуки.
Научив детей решать эти задачи, можно отлично подготовить их к важнейшему этапу обучения – учению анализировать звуковой состав слова. Научившись дифференцировать звуки и правильно произносить их, дети быстро овладеют основами правильного чтения и правописания.
Что же помогает развитию фонематического слуха? Упражнения! (Описание наиболее эффективных способов работы приведены ниже). Но для начала отметим, что методика строится на последовательной отработке шести этапов:
- основа фонематической тренировки – узнавание звуков, издаваемых различными предметами (так называемые неречевые звуки); различение тембра, силы, высоты голоса, то есть звучащей живой речи;
- различение слов, которые очень близки по звучанию (набору фонем);
- различение отдельных слогов;
- различение отдельных звуков речи;
- освоение азов анализа и синтеза слов.
Освоить упражнения для каждого этапа несложно. Понадобится заготовить раздаточный материал для занятий по развитию фонематического слуха (фото и вырезанные из журналов картинки, звучащие предметы и пр.)
Первый этап
Начальный этап работы позволяет создать базу, фундамент для развития тонкого слуха и подходит для совсем маленьких детей.
Игра «Угадай, что звучит»
Бытовые ситуации можно обыгрывать любые: шум льющейся воды, звон посуды, шаги человека, мяуканье кошки, шуршание бумаги.
«Волшебные звуки»
Вместе с ребенком наполните тканые мешочки, непрозрачные пластиковые контейнеры или просто спичечные коробки любыми «звучащими» материалами: крупой, металлическими скрепками, пуговицами. Нужно угадать по звуку, что внутри.
«Жмурки»
Ребенку нужно двигаться на оговоренный звук, например, хлопки в ладоши или звон колокольчика.
Второй этап
На следующем уровне нужно показать ребенку разницу в качестве звучащей человеческой речи.
«Кто говорит?»
Запишите на диктофон голоса знакомых ребенку взрослых (мама, бабушка, отец, брат или сестра) и обязательно – голос самого ребенка. Путь угадывает, кому принадлежит голос.
«Три медведя»
Это упражнение-имитация. Почитайте сказку про трех медведей вместе, а затем говорите за персонажей. Ребенку следует угадать, когда говорит мама-медведица, папа-медведь и медвежонок.
«Громко или тихо?» Придумайте действия, которые ребенок должен выполнять при тихом мамином голосе и при громком.
Третий этап
Узнавание слов – большая работа для мозга.
«Правильно – неправильно»
Приготовьте яркие картинки с изображением разных предметов. Показывайте ребенку и называйте, но не правильно, а заменяя первую букву слова другой. Например, вместо корова – борова, вместо стул – фтул, вместо чашка – кашка и т.д. Услышав правильное слово, ребенок прихлопывает в ладошки или притопывает ногой.
«Выбирайка»
Наклейте на картон картинки со словами, которые похожи по звучанию (кошка-мишка-мышка; лук-жук-сук; коза-коса-роса). Взрослый говорит слово, а ребенок выбирает верную картинку.
«Послушай и назови нужное слово»
Взрослый читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, дети должны назвать слова, в которых есть заданный звук.
Ж
Жук жужжит в железной банке –
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука.
«Шутки-минутки»
Взрослый читает детям строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку и исправляют её.
Хвост с узорами,
Сапоги со шторами.
Кот плывёт по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Божья коробка, полети на небо,
Принеси нам хлеба.
«Назови одинаковый звук в словах»
Взрослый произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.
«Исправь Незнайкины ошибки»
Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.
Коса прыгнула через забор.
Колова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Кочка ловит мышку.
Собаха сторожит дом.
Четвертый этап
Учимся различать слоги. Тут важно дать первичное понятие о том, что такое слог. Начать можно с того, что слова могут быть короткими и длинными. Затем, хлопая в ладоши, с помощью интонации делить слова по гласным звукам на части.
Ребенок сначала произносит слова вместе со взрослым, затем пытается делить их на части самостоятельно. Говорим и хлопаем: ба-буш-ка, пал-ка, кош-ка, ма-ма, за-на-вес-ка, ло-пат-ка, кро-ват-ка и т.д. Как только ребенок ухватил суть, просим его прохлопать слова самостоятельно.
«Выйди вон»
Задача ребенка – услышать, какой слог лишний в ряду. Например, взрослый говорит: ши-ши-ши-жи-ши. Услышав звонкий «жи», нужно хлопнуть.
«Паучок»
Логопед читает стихотворение, а дети отвечают на вопросы.
На невидимой тропинке
Ой, смотрите, паутинки.
Это хитрый паучок
Свой развесил гамачок.
И позвал наш паучок
Всех друзей на гамачок
Приходили к паучку
Мотыльки, кузнечики,
Пчёлки и шмели,
Бабочки-красавицы,
Мухи и жуки.
Наигрались, насмеялись,
А потом все разбежались.
1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю всех опять.
- Проверим, как вы можете делить слова на слоги.Мотылёк, сколько слогов, какой первый, какой последний?..
- Жук, сколько слогов (один), какой слог первый, какой последний?
- Какой одинаковый слог в словах пчёлки и шмели (КИ)?
- Назови насекомых, в названии которых 1, 2, 3 слога.
Пятый этап
Простой для детского восприятия, но очень важный этап – правильное произнесение звуков. Можно ввести понятие «звук», рассказав, что каждое слово состоит из нескольких звуков. А затем поиграть в них.
«Я тебя узнал!»
Договоритесь с ребенком, какой звук он должен узнать. Затем взрослый произносит подряд несколько звуков, а ребенок, услышав «свой» звук, хлопает в ладоши.
«Кто звучит?»
Например, нужно воспроизвести звуки природы: жужжание комарика (ж-ж-ж), рычание тигра (р-р-р), пение сквозняка или ветра (с-с-с).
Можно поиграть с малышом наоборот. Взрослый издает характерный звук, а ребенок должен догадаться, что так звучит.
Шестой этап
Самый высокий по сложности уровень – аналитический. Тут требуется собрать все знания, которые есть у ребенка.
«Сосчитай звуки»
Взрослый произносит один звук или сложное звукосочетание, а ребенку предстоит определить количество звуков (иии- 1 звук, дио – 3 звука).
«Буква-потеряшка»
Взрослый называет слово, пропуская один звук. Ребенку нужно найти пропущенную букву и назвать звук (пти…ка, с…ол, мы…о).
«Разбросай слово»
Детям предлагается самим разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…
«Крестики – нолики»
Цель: развивать слуховое внимание и память, ориентировку в пространстве.
Х | О | Х |
Х | Х | Х |
О | Х | О |
Ход игры: у детей на листе бумаги расчерчен квадрат, как для игры в «Крестики-нолики». Играющие заранее договариваются, с каким звуком будут играть. Если взрослый произносит слово с заданным звуком, то дети ставят Х, если в слове нет заданного звука – О. Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали. В игре побеждают те дети, у которых игровое поле совпадает с образцом логопеда. Образец выставляется после заполнения всех клеточек.
Освоить приемы развития тонкого слуха не так сложно, как может показаться. Самые эффективные упражнения для развития фонематического слуха те, в процессе выполнения которых ребенок слушает, анализирует, действует (хлопает или топает) и сам произносит звуки.
Занимаясь с ребенком с первых лет жизни, взрослые предупреждают формирование речевых нарушений и готовят ребенка к освоению чтения и правильного письма. Ну а если нарушение уже появилось или только начало формироваться, то регулярные занятия помогут быстрее справиться с проблемой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов
Развивающая среда.Что нужно ребенку?...

Консультация для педагогов"Театрализованная игра как способ освоения детьми социальных ролей и средство развития нравственно-патриотических чувств".
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых люде...

Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность как средство ознакомления с культурой народов России".
Реализация приобщения детей к культуре народов обеспечивает приобщение ребёнка к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ окружающего мира, хранящих знания об историческом прошлом, настоящем,...

Консультация для педагогов «Здоровый образ жизни педагога»
Обсуждение здорового образа жизни педагога, основных причин заболевания. Рекомендации по использованию психологической зарядки....
Консультация для педагогов «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьной дезадаптации и неуспеваемости. Особую тр...

