Развитие интереса дошкольников к лепке посредством техники "пластилинография"
материал

Данную курсовую работу написала Костыря Татьяна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_kostyrya_4_1.docx44.39 КБ
Файл prilozhenie_a.docx27.99 КБ
Файл prilozhenie_b.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессионально образовательное учреждение

Саратовской области

«Энгельсский колледж профессиональных технологий»

МДК Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста

Развитие интереса дошкольников к лепке посредством техники «пластилинография»

КУРСОВАЯ РАБОТА

ГАПОУ СО «ЭКПТ» КР

Выполнял студент группы: ДО-386 Костыря Татьяна Сергеевна

Специальность: Дошкольное образование

Форма обучения: очная

Руководитель: Бычкова Алина Александровна

Энгельс 2025 г.

Содержание

Введение

Глава 1 Теоретические основы развития интереса дошкольников к лепке посредством техники «пластилинография»

Значение лепки в развитии дошкольников

Возрастные особенности развития интереса к лепке у дошкольников

Пластилинография как инновационная техника лепки

Глава 2 Методика развития интереса дошкольников к лепке посредством техники "пластилинография"

Принципы и методы организации занятий по развитию интереса дошкольников к лепке с использованием «пластилинографии»

Использование разнообразных приемов и техник пластилинографии для развития интереса к лепке

Заключение

Список использованных источников

Приложение А Технологическая карта занятия по изобразительной деятельности (лепка) в нетрадиционной технике пластилинографии в старшей группе «Весенний пейзаж»

Приложение Б Методические рекомендации для родителей на тему «Пластилинография - средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

3

Введение

В современном мире особое внимание уделяется раннему развитию детей, особенно в дошкольном возрасте, когда закладываются основы творческого потенциала и умения воспринимать окружающую действительность. В этот период жизни ребёнка происходит интенсивное формирование его личных, социальных и академических навыков. Одним из наиболее эффективных средств развития у детей интереса к творческой деятельности является лепка. Техника «пластилинография», в свою очередь, объединяет в себе элементы рисования и моделирования, позволяя развивать мелкую моторику и художественное восприятие одновременно.

Лепка как вид деятельности способствует не только физическому развитию, но и формированию важных психических процессов – внимания, памяти, креативности. Использование пластилина в обучении детей позволяет создать уникальные, осязаемые работы, и активизировать творческий подход к задачам. Это занятие не просто развлекает, но и помогает детям исследовать мир форм, цветов и текстур.

С помощью техники «пластилинография» дети могут не только создавать объемные объекты, но и экспериментировать с комбинациями цветовых палитр и форм. Это способствует развитию эстетического восприятия и прививает любовь к художественному творчеству. В процессе работы с пластилином у дошкольников активно развиваются коммуникативные навыки, так как дети взаимодействуют друг с другом, обсуждают свои идеи и выполняют совместные проекты.

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что современное общество требует от детей не только усвоения базовых знаний, но и умения мыслить креативно, генерировать идеи и находить нестандартные решения. Лепка, и особенно техника «пластилинография», предоставляет детям возможность развивать эти навыки в игровой форме. Это занятие не просто развлекает, но и помогает детям исследовать мир форм, цветов и текстур, создавая основу для их дальнейшего развития.

Объект исследования: «пластилинография» как средство развития интереса дошкольников к лепке.

Предмет исследования: развитие интереса дошкольников к лепке посредством техники «пластилинография».

Проблема исследования: определение эффективного применения техники «пластилинография» в развитии интереса дошкольников к лепке.

Цель: изучить значение техники «пластилинография» в развитии интереса дошкольников к лепке.

Исходя из поставленной цели, были выявлены следующие задачи исследования:

1. Изучить значение лепки в развитии дошкольников;

2. Проанализировать возрастные особенности развития интереса к лепке у дошкольников;

3. Исследовать технику пластилинографии как инновационный подход к лепке;

4. Рассмотреть принципы и методы организации занятий по развитию интереса дошкольников к лепке с использованием пластилинографии;

5. Изучить использование разнообразных приемов и техник пластилинографии для повышения интереса к лепке.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что, если знать значение лепки, возрастные особенности детей, а также владеть методикой организации занятий по лепке, используя при этом разнообразные приемы и техники пластилинографии то развитие интереса дошкольников к лепке будет более эффективным.

Методы исследования: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования.

Глава 1 Теоретические основы развития интереса дошкольников к лепке посредством техники «пластилинография»

Значение лепки в развитии дошкольников

Лепка – это художественно-творческая деятельность. Основная задача ее заключается в том, чтобы развить эстетические чувства, эстетические представления, эстетические взгляды на мир, научить детей создавать своими руками предметы, игрушки из глины, пластилина или слоеного теста, предоставить детям возможность познать радость созидания, радость творчества, получить удовлетворение от творческой деятельности. Для ребенка, который воспитывается под влиянием изобразительного искусства, мир становится многозначным, многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребенок – здоровым и успешным. Значение лепки для развития ребенка огромно. Это – искусство детей – очень живое, непосредственное, с реалистическим или экспрессивным отношением к действительности. По мнению Г.Г. Григорьевой, искусство — это очень осязаемо. Лепные фигурки как настоящие. Их можно трогать, рассматривать со всех сторон, быстро изменять по своему желанию. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. С ними можно играть и показывать спектакли. А лепные картинки или интерьерные поделки очень украсят любое помещение. Все, что видит и о чем мечтает ребенок, может воплотиться в лепных образах. Так рождается особый мир – маленький, игрушечный, но как настоящий.

Лепка является важным инструментом в развитии дошкольников, охватывающим множество аспектов, таких как мелкая моторика, сенсорное восприятие, творческое воображение и пространственное мышление. Процесс лепки требует от ребенка координации движений, что способствует развитию мелкой моторики. Манипулирование с пластилином или глиной, формирование различных фигурок и использование инструментов для разравнивания и украшения развивают не только ловкость пальцев, но и общую координацию движений, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на дальнейших навыках письма и рисования.

Мелкая моторика является одним из основных направлений, затрагиваемых лепкой. Этот навык важен не только для развития координации, но и для формирования связи между мозгом и руками. Когда дети работают с пластилином или глиной, они активно включают в процесс все пальцы, что способствует улучшению точности движений. В процессе лепки они учатся сжимать, растягивать и перерабатывать материал, что приводит к значительному развитию силы и ловкости кистей. Дети могут создавать различные предметы — от простых шариков до сложных фигур, таких как животные или автомобили. Каждое движение, каждая попытка создать что-то новое помогает развивать нервные окончания в пальцах и улучшает общую координацию.

Сенсорное восприятие в ходе работы с различными материалами становится более многогранным. Дети начинают осознавать не только текстуры, но и температурные градиенты: они могут почувствовать холодность глины или мягкость пластилина, что помогает им развивать чувство тактильной чувствительности. Это становится основой для формирования более сложных концепций в искусстве, таких как цветовые сочетания, контрасты и рельефные исполнения. Работая с различными материалами, дети учатся впитывать в себя информацию о мире и его многообразии, что важно для дальнейшего развития художественного восприятия.

Творческое воображение выходит на передний план во время лепки. Здесь начинаются настоящие «приключения» для детей — они начинают представлять разные миры, героев и события. Процесс создания из ничего позволяет им развивать собственные идеи и образы, что особенно важно для развития креативности. Создание сцен или персонажей из своих фантазий не только развлекает, но и помогает детям осознать, как их мысли могут принимать физическую форму. Это также способствует развитию навыков рассказа: дети могут делиться своими историями, рассказывая о созданных ими предметах.

Пространственное мышление, развиваемое в процессе лепки, помогает детям понять отношения между объектами и их размещением в пространстве. Дети учатся работать с масштабом и пропорциями, когда создают фигуры: например, создавая большую эльфийскую фигуру и маленькую фею, они осознают их размеры и связь. Знания о симметрии и асимметрии также приходят в процессе работы, когда дети пытаются сделать свои произведения сбалансированными.

Воспитательное значение процесса лепки трудно переоценить. Это активность, требующая внимания, сосредоточенности и умения работать с ошибками. Дети осознают, что доводить начатое дело до конца важно не только для завершения работы, но и для формирования ответа на вызовы. С течением времени они учатся полностью погружаться в проект, видеть его до конца и отражать свое отношение и эмоции в создании. Это важно не только для их обучающей деятельности, но также для жизни в социуме, где нужно взаимодействовать с другими людьми и доводить дела до успешного завершения.

Лепка — это не просто увлекательное занятие, а комплексный метод, поддерживающий способности дошкольников во многих важных аспектах их развития. Это помогает развить моторные, сенсорные, творческие и личные качества, которые станут основой для их дальнейшей учебной и социальной деятельности. Лепка поддерживает процесс воображения, одновременно формируя важнейшие навыки, необходимые для успешного будущего.

Возрастные особенности развития интереса к лепке у дошкольников

Возрастные особенности развития интереса к лепке у дошкольников представляют собой увлекательный и многогранный процесс. Он включает динамические изменения в восприятии, моторике и творческой активности, которые формируются на каждом этапе развития ребенка. Дошкольный возраст можно разделить на три группы — младший, средний и старший, и каждая из них имеет свои уникальные черты.

В младшем дошкольном возрасте (от 2 до 4 лет) дети вступают в мир лепки с большим энтузиазмом и неподдельным интересом. Это время, когда они в первую очередь начинают знакомиться с новыми материалами и процессами. Пластилин и глина для них — это не просто средства для творчества, но настоящие волшебные материалы, которые способны дарить приятные тактильные ощущения. Дети переживают эмоциональные всплески, исследуя текстуры, цвета и ароматы. Их моторные навыки находятся на начальной стадии формирования, поэтому движения в основном крупные и иногда даже неуклюжие. Это приводит к созданию простейших форм, таких как шары, колбаски или пирожные. Важным аспектом этого этапа является, что лепка выполняется в игровом формате; зачастую дети не задумываются о конечном результате, а просто наслаждаются процессом, что способствует гармоничному развитию их сенсорных навыков. В этом возрасте наблюдается также важный момент: дети учатся взаимодействовать с окружающим миром, осваивая базовые навыки работы с различными текстурами и формами.

Средний дошкольный возраст (от 4 до 6 лет) ознаменован значительным прогрессом в развитии мелкой моторики и координации. Дети становятся более уверенными в своих действиях и начинают осознавать, что с помощью лепки они могут создавать совершенно уникальные работы. Их интерес к формированию более сложных объектов, таких как фигурки животных, людей или даже абстрактные композиции, становится заметным. В этом возрасте у детей развивается творческое воображение: они начинают комбинировать разные элементы, меняя формы, добавляя детали и создавая собственные сюжеты. Использование различных инструментов, таких как пробки, ложки или даже ножницы, позволяет создавать различные текстуры и дополнительные элементы, что значительно развивает их навыки. Процесс лепки в этот период носит более целенаправленный характер; дети начинают стремиться не лишь к созданию объектов, но и к построению целых сцен, что способствует их креативному мышлению и инициативности.

В старшем дошкольном возрасте (от 6 до 7 лет) интерес к лепке достигает своего пика. Дети начинают глубже понимать, как их творения могут отражать их внутренний мир, чувства и индивидуальность. Мелкая моторика существенно улучшилась, что позволяет дошкольникам работать над более сложными и детализированными композициями, такими как целые сцены или тематические наборы. Межличностное взаимодействие со сверстниками выходит на новый уровень: обмен идеями, советы и совместные обсуждения создают атмосферу сотрудничества. Эти совместные действия не только обогащают процесс творчества, но и развивают критическое мышление и умение делиться своими мыслями. Дети начинают активно обсуждать свои работы, формулировать предпочтения и учиться высказывать свою точку зрения — все это указывает на их развитие как индивидуальностей и творческих личностей.

Интерес к лепке у дошкольников является многогранным процессом, который углубляется и трансформируется с каждым возрастом. Это творчество не только расширяет границы восприятия и моторики, но и способствует развитию социальных навыков, положительно влияя на общение, взаимодействие и эмоциональное развитие детей. Лепка становится не просто способом самовыражения, но и важным аспектом их общего развития, который формирует интерес к искусству и творческим занятиям на протяжении всей жизни.

Пластилинография как инновационная техника лепки

Требования к современному дошкольному образованию в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта говорят о необходимости обновления и повышения его качества. [1] Это возможно только в том случае, когда работа строится не только в обычном, но и в инновационном режиме.

Термин «инновация» появился в исследованиях культурологов XIX в. и первоначально обозначал введение некоторых элементов одной культуры в другую и изучение их отношений. В начале XX в. инновация формируется как наука о нововведениях, изучающая закономерности технических нововведений в материальном производстве. Развивается она как отражение потребностей в деятельности по разработке, внедрению новых услуг, идей в основные сферы человеческой активности.

Главной целью инновационной деятельности в ДОУ является повышение профессионального уровня педагогов, способных раскрывать потенциальные творческие и познавательные возможности своих воспитанников.

Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев), зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь.

Рисование пластилином — замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это ещё и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветным фоном поверхность картона, стекла или пластмассы. Основой каждого такого занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства — пластилинографии.

Пластилинография как инновационная техника лепки представляет собой уникальный и многогранный подход к творческому процессу, который находит свое применение не только в детском творчестве, но также в образовательных и развивающих программах. Эта техника основывается на использовании пластилина для создания художественных произведений, что позволяет сочетать элементы лепки и изобразительного искусства, и, как следствие, достигать оригинальных и выразительных результатов. Пластилинография выделяется своей гибкостью, так как позволяет экспериментировать с формами, цветами и текстурами, открывая перед творцами широчайшие горизонты для самовыражения.

Одной из ключевых особенностей пластилинографии является возможность работы с цветным пластилином. Это не просто использование базовых оттенков, а целый мир смешивания и наложения слоев, который дает возможность создавать сложные цветовые переходы и уникальные текстуры. Благодаря этому, художники могут воплощать свои идеи более ярко и эффектно. Техника позволяет также использовать различные инструменты — стеки для вырезания, ножи для текстурирования и молды для создания форм. Это способствует не только повышению разнообразия в работах, но и углубляет понимание детьми художественного процесса. Осваивая работу с инструментами, дети учатся более точно контролировать свои движения, что является важной частью не только создания искусства, но и развития в целом.

Кроме того, преимущества пластилинографии перед традиционными техниками лепки очевидны. Во-первых, она является доступной и простой в освоении. Пластилин можно купить почти в любом магазине и использовать его в различных условиях без необходимости специального оборудования. Это делает пластилинографию доступной для широкого круга людей, включая тех, кто может испытывать трудности с началом творческой деятельности. Плюс, такая доступность создает возможность для занятий как в домашних условиях, так и в образовательных учреждениях, что способствует интеграции искусства в повседневную жизнь.

Разнообразие возможностей, предоставляемое пластилинографией, играет критически важную роль в развитии детской креативности. Дети не просто создают свои работы, они опробуют различные формы самовыражения, экспериментируют с цветовой гаммой и текстурами, что помогает им находить уникальные способы передачи своих эмоций и идей. Это превращает процесс создания в увлекательное и интерактивное занятие, где они могут свободно выражать свои мысли, чувства и воображение.

Влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики, а также творческого воображения детей нельзя недооценивать. Работая с пластилином, они активно задействуют мышцы рук и пальцев, что способствует улучшению координации и развитию моторных навыков. Лепка требует от детей точности и аккуратности — навыков, которые также будут полезны в будущем для освоения таких дисциплин, как рисование, письмо и многие другие. Кроме того, творческое воображение детей обогащается в процессе работы с пластилином. Они учатся думать нестандартно, представлять образы и находить свои уникальные интерпретации. К тому же, это развивает их самостоятельность и уверенность в себе, поскольку каждое завершенное произведение является доказательством их способностей.

С формированием эстетического вкуса также происходит важный процесс. Пластилинография развивает у детей восприятие цветовых сочетаний, форм и текстур, что не только улучшает их художественное восприятие, но и формирует общую культуру восприятия искусства. Дети начинают обращать внимание на красоту и эстетику в окружающем их мире, что в свою очередь позитивно влияет на их эмоциональное состояние и самовыражение. Хороший эстетический вкус помогает детям лучше понимать и оценивать искусство, что является важным аспектом их культурного развития.

Обучение детей лепке всегда было одним из важных коррекционных средств и важным фактором познания окружающего. Важное значение приобретает цвет пластилина, как средство выразительности. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают прием «вливания одного цвета в другой». Использование приемов и материалов нетрадиционной техники (наряду с традиционной лепкой) позволяет добиться следующих результатов: Дети увереннее работают с пластилином, в итоге нет одинаковых работ. Дети становятся более внимательны, учатся видеть красоту природы. Лепка становится для детей более интересной, увлекательной.

Главной задачей при изготовлении поделок из пластилина является снятие излишнего напряжения, управление пальцами своих рук, такая координация зрения и движения является необходимым условием выполнения любых действий. В процессе работы по лепке улучшается речевое развитие детей, формируется положительные навыки коммуникативного общения со сверстниками, преобладает повышенный тон (веселое настроение) у детей. Развивается волевое усилие (дети проводят больше времени при выполнении задания, стараются выполнить его до конца), формируется элементарные навыки самоконтроля (организованно готовят рабочее место, убирают его, контролируют поведение), развивается общая и мелкая моторика.

Глава 2 Методика развития интереса дошкольников к лепке посредством техники "пластилинография"

Принципы и методы организации занятий по развитию интереса дошкольников к лепке с использованием «пластилинографии»

Принципы и методы развития интереса дошкольников к лепке с использованием пластилинографии занимают важное место в образовательном процессе, так как способствуют не только обучению, но и полноценному творческому самовыражению детей. В этой подглаве более подробно рассмотрим каждый из принципов и методов, акцентируя внимание на их значении и применении.

Принцип наглядности в обучении дошкольников подразумевает использование визуальных средств, которые помогают детям лучше понять процесс лепки. Этот принцип проявляется в демонстрации образцов готовых работ, показе техник создания различных форм, а также в использовании мультимедийных материалов. Например, педагог может продемонстрировать учащимся видео или слайды, на которых показаны этапы создания определённой фигуры из пластилина. Дети, наблюдая за этим, могут легче перенести увиденное в свою практическую деятельность. Наглядность также включает в себя использование различных реквизитов, таких как картинки, буклеты с изображениями готовых работ, что вдохновляет детей и дает им идеи для творчества. Показ различных техник и приемов может не только обучать, но и расширять их горизонты, побуждая к новым экспериментам.

Принцип доступности очень важен для формирования положительного отношения дошкольников к лепке. Доступные материалы, такие как мягкий, приятный на ощупь пластилин, инструменты, которые легко держать в руке, и рабочие поверхности, удобные для детей, способствуют тому, чтобы процесс лепки приносил радость и успех. Если дети не сталкиваются с трудностями во время работы, у них возникает предвкушение успеха, что стимулирует их желание продолжать заниматься творчеством. Таким образом, создание комфортных условий для обучения помогает формированию положительного мнения о процессе лепки.

Принцип индивидуализации является крайне важным аспектом работы с дошкольниками. Каждый ребенок имеет свои уникальные интересы и предпочтения. Педагог может учитывать эти особенности, создавая условия для свободного выбора тем и объектов для лепки. Например, ребенку может быть предложено выразить свои чувства или рассказать о любимом персонаже через лепку. Адаптация занятия под интересы каждого ребенка способствует развитию их креативности и самовыражению. Это также позволяет избежать фрустрации у детей, которые могут не желать следовать общим указаниям, но с удовольствием выполнят задание, исходя из своих личных предпочтений.

Игровые методы являются неотъемлемой частью работы с дошкольниками, так как дети естественным образом воспринимают обучение как игру. Использование сюжетных игр, в которых лепка становится элементом общей истории, позволяет сделать процесс увлекательнее и интереснее. Например, можно предложить детям создать фигурки животных для зоопарка и придумать для них истории. Взаимодействие в группе развивает навыки коммуникации, а совместная работа над проектами способствует формированию командного духа и умения делиться идеями. Игровые методы создают атмосферу радости и свободы, что особенно важно в дошкольном возрасте.

Метод проблемных ситуаций вовлекает детей в активный процесс мышления и творчества. Создание задач, требующих решения, стимулирует логическое мышление и развивает навыки самоконтроля. Например, когда детям задается вопрос, как сделать фигурку более устойчивой, они начинают экспериментировать с подачей форм и равноценными массами, что развивает их навыки интуитивного мышления и принятия решений. Дети начинают осознавать причинно-следственные связи, что формирует базу для более глубокого понимания окружающего мира.

Метод поощрения и поддержки имеет особое значение в процессе обучения. Педагогическое внимание и позитивная оценка работ детей создают им комфортную среду для творчества. Похвала за оригинальность, за смелость в эксперименте или за старание мотивирует детей заниматься лепкой, как в рамках образовательных процессов, так и вне их. Такой подход укрепляет веру в собственные силы, побуждая детей к новым свершениям и работам.

Применение принципов и методов, направленных на развитие интереса дошкольников к пластилинографии, способствует созданию многообразной и насыщенной образовательной среды. Наглядность, доступность, индивидуализация, игровые методы, решение проблем и поддержка создают целостный процесс формирования творческой личности ребенка. Эти аспекты не только развивают навыки лепки, но и формируют у детей желание и интерес к творческой деятельности на протяжении всей жизни.

Для успешного освоения детьми техники пластилинографии очень важен подготовительный этап, когда дети знакомятся с пластилином и учатся простым приемам пластилинографии. Так, на первых занятиях они учатся надавливать подушечкой пальца на пластилиновый шарик, прикрепляя его, например, к спинке божьей коровки, шляпке мухомора или собирая «витаминки» в баночку и т. д. Затем дети осваивают новый прием: размазывание пластилина кончиком (подушечкой) пальца. При его освоении воспитателю нужно следить за тем, чтобы ребенок размазывал пластилин именно подушечкой пальца, а не царапал ногтем. Так дети изображают иголочки ежика, дождик для цветочков, травку для курочки, полоски тигра и т. д. Параллельно они учатся работать на ограниченном пространстве и с пластилином нескольких цветов. На этом же этапе для усиления выразительности своих работ дети учатся пользоваться специальной стекой-печаткой.

На основном этапе обучения дети совершенствуют технику рисования пластилином (учатся не выходить за контур рисунка, размазывать пластилин из столбика или шарика, рисуя различные деревья, солнышко и т. д.). На этом этапе дети приступают к рисованию, т. е. размазывают пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его. Цвет пластилина дети выбирают самостоятельно. На этом же этапе они учатся создавать изображения из большого количества одинаковых деталей (столбиков) (чтобы построить, например, домик для кошки, нужно заготовить много бревен). Дети учатся создавать композиции, используя разные виды изобразительной деятельности: рисование, аппликацию и пластилинографию (например, для снеговика дети сначала подготавливают основу, рисуя снежную вьюгу, а уж затем размазывают пластилин по контуру снеговика). Для придания работам выразительности дети закрепляют навык использования вспомогательных предметов (так, чтобы крылышки и хвостик птички дети делают из перышек, а для лепестков ромашки используют ватные палочки, а цветок тюльпана выполняют из пластмассовой ложки).

Игровые приемы помогают активизировать деятельность детей, развить познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, творческое воображение, поддержать интерес. Игровые приемы снимают утомление, так как игра делает процесс обучения занимательным. Простое заучивание, механическое повторение нового материала неэффективно, это может только подавить усердие и радость от собственных достижений. Обучение должно стать для ребенка не только игрой, но и приятным переживанием. Известно, самый большой успех ребенок переживает в радостной и спокойной обстановке. Игровая задача в используемых приемах — своеобразная формулировка цели предстоящих игровых действий, например «Поможем мишке собрать шишки» или «Подумайте, как мы можем помочь птичке». После постановки игровой задачи с детьми разыгрываются игровые действия (чтобы помочь мишке, необходимо отправиться в лес). В условиях игрового действия рождается воображаемая ситуация. Обучая детей пластилинографии, необходимо учитывать, что содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам.

В конце деятельности следует педагогическая оценка, которая является одним из важнейших приемов обучения. Оценке подлежит как результат решения учебной задачи, так и ход ее выполнения. В течение всего процесса выполнения работы надо хвалить, подбадривать каждого малыша, а в конце организованной образовательной деятельности еще раз, внимательно рассмотрев работы, особо отметить их старание, вспомнить, смогли ли кому-то помочь, кого-то спасти, обрадовать и т. д.

Использование разнообразных приемов и техник пластилинографии для развития интереса к лепке

Использование разнообразных приемов и техник пластилинографии для развития интереса к лепке действительно играет ключевую роль в образовательном процессе дошкольников. Каждый элемент работы с пластилином представляет собой не просто творческое занятие, но и полноценную форму обучения, которая способствует развитию различных навыков. Давайте рассмотрим это более подробно.

Приемы работы с пластилином включают в себя множество вариантов, и каждый из них является важным для формирования у детей четкой моторики и творческого мышления. Скатывание — это один из самых распространенных приемов, который позволяет детям создавать жгуты и шарики. Процесс скатывания требует от детей координации движений и контроля силы, что существенно развивает мелкую моторику. Размазывание пластилина позволяет создавать разнообразные текстуры и поверхности. Здесь дети могут свободно фантазировать, создавая фонтаны, водоемы или любые другие плоскостные объекты. Сплющивание помогает детям работать с более крупными элементами. Этот прием позволяет формировать более широкие и плоские фигуры. К примеру, сплющив пластилин, дети могут создать листья, цветы или части животных. Отщипывание, как более сложный прием, способствует созданию мельчайших аксессуаров для фигурок, таких как глаза или узоры, что развивает внимание к деталям и терпение.

Виды нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии:

• Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности. В данной технике работы работают в основном все дети, начиная с раннего возраста. Для раннего возраста можно подготовить контурный рисунок более простой, без мелких деталей, а в старшем возрасте дети могут нанести самостоятельно более сложные композиции, с мелкими деталями. Рисунок заполняется более мягким пластилином, например восковым. Он хорошо размазывается и прекрасно смешивается. Такую технику нужно выполнять на листе плотного картона, но в таком случае необходимо предварительно оклеить поверхность скотчем. Размазывать пластилин по картону лучше всего руками, так как материал под давлением ложится ровным слоем на поверхность, таким образом достигается эффект мазка масляными красками.

• Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура); Данный вид пластилинографии используется на стекле, изображение получается с другой стороны, поэтому называется обратная пластилинография. Так как на стекле детям дошкольного возраста работать нельзя, можно использовать пластик или оргстекло. Нужно перенести рисунок на поверхность при помощи маркера, а затем заполните элементы рисунка пластилином. Для этого нужно подобрать по размерам кусочек пластилина и хорошо размять его в руках, а затем размазать по стеклу. Размазывать можно пальцами или стеком, тщательно придавливая его к поверхности, чтобы получился тонкий слой. Новый цвет нужно наносить последовательно и отдельно. По контуру полученную работу можно оклеить полосками, чтобы получилась аккуратная рамка, или вставить в готовую рамку.

• Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков». Данная техника больше походит для старшего возраста, так как требует усидчивости и кропотливой работы. Контурный рисунок заполняется жгутиками, которые предварительно раскатываются самим ребенком или заранее готовятся воспитателем. Для этого необходимо поместить пластилин в шприц, а шприц поместить в горячую воду, чтобы пластилин подтаял. Через 2-3 минуты можно выдавливать пластилин, так можно подготовить совершенно одинаковые жгутики, которыми впоследствии заполняется пространство.

• Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины с на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев. Преимущества данной техники в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет. Такая техника подходит для изображения неба, гор, лес и других пейзажных сюжетов, когда один слой сверху закрывается другим. Некоторые детали пластилиновой картины могут иметь сложный контур. В таком случае нужно наложить пластилиновую лепешку и удалить излишек пластилина при помощи стеки. Если в картине представлены элементы, которые трудно вылепить, то их повторяют тонким слоем пластилина на бумаге, вырезают ножницами и прилепляют на основу с помощью тонких пластилиновых валиков, таким образом добиваясь 3-Д эффекта.

• Модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков. Данная техника более сложная, так как необходимо владение всеми приемами лепки. Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона и заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав краям нужную форму при помощи стеки.

• Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина. Такая техника наиболее простая, так как элементы все одинаковые – пластилиновые шарики. Необходимо лишь красиво сочетать цвета и аккуратно заполнить пространство, не выходя за контур.

• Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной и придание им фактуры. Каждая из этих техник — это маленькая игра. Барельеф (фр. bas-relief - низкий рельеф) Барельеф -распространённый вид украшения архитектурных сооружений, разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более - рельеф называется горельефом (высокий рельеф).

Картину можно сделать рельефной разными способами – формированием элементов при помощи стека, лепкой отдельных деталей, которые будут выступать на поверхности. Контррельеф (от лат. Contra - против и «рельеф») - вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Такой вид углубленного рельефа можно добиться при помощи валиков с нанесенным рисунком. Необходимо раскатать пластину, предварительно выровнять ее при помощи скалки, а затем нанести узор валиком или штампиком.

Введение дополнительных материалов в процесс лепки — это еще один шаг к обогащению опыта детей. Использование бисера, пуговиц или семян позволяет не только разнообразить текстуры, но и добавляет новые измерения в творческий процесс. Например, бисер можно использовать как элементы одежды для фигурок или детали для создания узоров. Это не только развивает творческое мышление, но и позволяет детям учиться комбинировать разные материалы, находя способы их использования. Природные материалы, такие как сухие листья, камешки или веточки, могут стать не только элементами декора, но и основой для создания сюжетов, которые помогают развивать ассоциативное мышление. Дети, работая с такими материалами, учатся взаимодействовать с окружающим миром и находить в нем вдохновение для своего творчества.

Разнообразие приемов и техник в пластилинографии формирует не просто навыки, но и интерес к самому процессу творчества. Педагоги, создавая для детей условия для экспериментов, способствуют развитию их креативных способностей, самостоятельности и уверенности в себе. Каждый ребенок имеет возможность раскрыть свои таланты и создать уникальные работы, что формирует положительное отношение к арт-творчеству. Настоятельно рекомендуется включать в образовательные программы занятия по пластилинографии, так как они воплощают веселый и увлекательный способ обучения, объединяя в себе как художественные, так и образовательные аспекты.

Заключение

В данной курсовой работе была рассмотрена тема развития интереса дошкольников к лепке посредством техники «пластилинография». В результате исследования были выявлены ключевые аспекты, способствующие формированию положительного отношения детей к этому виду творчества и их творческой деятельности в целом.

В первой главе были представлены теоретические основы развития интереса дошкольников к лепке, на основе которых можно сделать вывод о значении лепки в образовательном процессе. Лепка, как вид художественной деятельности, играет важную роль в развитии не только мелкой моторики, но и воображения, творческого мышления и эмоциональной сферы детей. Особенное внимание было уделено возрастным особенностям дошкольников, так как понимание этих особенностей позволяет организовать занятия по лепке более эффективно и с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка.

Инновационная техника «пластилинография» получила внимание как способ разнообразить обычные методы лепки. Благодаря простоте и доступности материалов, она дает детям возможность без ограничений экспериментировать и развивать собственное художественное видение. Пластилинография включает в себя комбинацию различных техник работы с пластилином, что позволяет детям создавать не только объемные фигуры, но также выполнять плоские работы, тем самым расширяя горизонты их творческой деятельности.

Во второй главе была представлена методика развития интереса дошкольников к лепке с использованием «пластилинографии». Описанные принципы и методы организации занятий подчеркивают важность создания комфортной и мотивирующей образовательной среды, где дети могли бы свободно экспериментировать с пластилином и развивать свои навыки. Применение разнообразных приемов и техник пластилинографии способствует углублению интереса к лепке, помогает детям осваивать новые способы работы с материалом, что в свою очередь развивает их творческий потенциал.

Считаем, что цель исследования, которая заключалась в изучении значения техники «пластилинография» в развитии интереса дошкольников к лепке, нами достигнута.

Задачи, которые заключались в изучении значения лепки в развитии дошкольников, анализе возрастных особенностей развития интереса к лепке у дошкольников, исследовании техники пластилинографии как инновационный подход к лепке, рассмотрении принципов и методов организации занятий по развитию интереса дошкольников к лепке с использованием пластилинографии, изучении использования разнообразных приемов и техник пластилинографии для повышения интереса к лепке, нами решены.

Гипотеза исследования о том, что если знать значение лепки, возрастные особенности детей, а также владеть методикой организации занятий по лепке, используя при этом разнообразные приемы и техники пластилинографии то развитие интереса дошкольников к лепке будет более эффективным, подтверждена.

Таким образом, результаты проведенного исследования подтверждают, что использование техники «пластилинография» не только развивает интерес дошкольников к лепке, но и способствует более широкой цели — формированию гармоничной, творческой личности. Это открывает новые горизонты для образования и воспитания детей, делая процесс обучения более увлекательным и значимым. В будущем стоит продолжать изучение данного вопроса и внедрять инновационные подходы в практику дошкольного образования для усиления положительного влияния изобразительной деятельности на развитие каждого ребенка.

Список использованных источников:

1. Алексанянц, Г. Н. Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста / Г. Н. Алексанянц, О. А. Сафонова // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 69-3. – С. 18-21.

2. Березина, В. Г. Детство творческой личности: развитие креативности средствами искусства / В. Г. Березина. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2021. – 160 с.

3. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования / Г. Г. Григорьева. – 7-е изд., стер. – Москва: Академия, 2022. – 272 с.

4. Дмитриева, В. С. Пластилинография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста / В. С. Дмитриева // Наука и образование: новое время. – 2023. – № 1. – С. 45-49.

5. Доронова, Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т. Н. Доронова. – Москва: Линка-Пресс, 2020. – 192 с.

6. Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность и развитие творчества у дошкольников: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования / Т. Г. Казакова. – 3-е изд., стер. – Москва: Академия, 2021. – 192 с.

7. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования / Т. С. Комарова. – 7-е изд., испр. и доп. – Москва: Мозаика-Синтез, 2023. – 208 с.

8. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст: учебное пособие / И. А. Лыкова. – Москва: Цветной мир, 2024. – 144 с.

9. Мелик-Пашаев, А. А. Мир искусства глазами ребенка / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2020. – 272 с.

10. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / А. В. Никитина. – Санкт-Петербург: КАРО, 2021. – 96 с.

11. Пантелеева, Л. В. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами пластилинографии / Л. В. Пантелеева // Дошкольное образование: опыт, инновации, перспективы. – 2022. – № 2. – С. 32-36.

12. Погодина, С. В. Теория и методика изобразительной деятельности : учебник для студентов учреждений высшего образования / С. В. Погодина. – 3-е изд., стер. – Москва: Академия, 2022. – 336 с.

13. Сакулина, Н. П. Рисование в дошкольном детстве / Н. П. Сакулина. – Москва: Просвещение, 2020. – 128 с.

14. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в детском саду: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования / Н. М. Сокольникова. – 4-е изд., стер. – Москва: Академия, 2023. – 368 с.

15. Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: программа, конспекты: для занятий с детьми 3-7 лет / Г. С. Швайко. – Москва: Владос, 2025. – 176 с.

Интернет-источники:

1.

2.

3.

4.

5.



Предварительный просмотр:

Приложение А

Технологическая карта занятия по лепке (пластилинография)

Тема занятия: «Весенний пейзаж»

Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие

Возрастная группа: старшая группа

Цель занятия: создание весеннего пейзажа в нетрадиционной технике «пластилинография»

Задачи занятия:

Обучающие: обучать выполнению фона из пластилина на пластиковой или картонной основе и композиции из пластилина на плоской основе с использованием бросового материала.

Развивающие: развивать эстетическое восприятие мира природы; развивать чувство композиции, умения гармонично размещать изображение на поверхности основы.

Воспитательные: воспитывать любовь к творчеству, доброжелательность, отзывчивость, целеустремленность; формировать положительный эмоциональный настрой, интерес и уверенность в своих силах.

Планируемый результат занятия: научились выполнению фона из пластилина на пластиковой или картонной основе и композиции из пластилина на плоской основе с использованием бросового материала; развили эстетическое восприятие мира природы; развили чувство композиции, умения гармонично размещать изображение на поверхности основы; проявили любовь к творчеству, доброжелательность, отзывчивость, целеустремленность; показывали положительный эмоциональный настрой, интерес и уверенность в своих силах.

Подготовительная работа: утренний круг на тему «Весна пришла», чтение литературы на тему «Весна»

Материалы и оборудование: пластилин, стека, доска для лепки, салфетки, пример работы воспитателя, ноутбук, иллюстрации весеннего пейзажа.

Ход занятия

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

1.

Организационно -мотивационный этап

Заинтересовать детей на дальнейшую деятельность

Приветствие детей художественным словом.

Игровой

Словесный

Дети проявляют интерес.

2.

Основной этап

Этап постановки проблемы

Организация детей на решение проблемы

- Ребята к нам в группу пришло сегодня письмо от художника. Художнику поступил заказ изобразить пейзаж. Но у художника проблема: у него закончились краски и карандаши, и он не знает, что ему делать.

- Посмотрите на столы, а у нас есть краски или карандаши?

- И у нас нет. А как же мы можем помочь художнику?

- Ой, ребята, я знаю очень интересную технику, которая называется пластилинография (рисование пластилином). Ребята, а у нас есть пластилин?

- Мы сможем помочь художнику?

Словесный, игровой, наглядный (чтение письма)

Слушают воспитателя. Отвечают на вопросы.

Этап ознакомления с материалом

Ознакомление детей с материалом для работы: иллюстрации, картинки с изображением весны, образец воспитателя

- Для того, чтобы узнать какой пейзаж нужно нарисовать художнику, нам необходимо отгадать загадку:

Метель затихла, ветры смолкли,

У елей чуть блестят иголки.

А Дед Мороз садится в сани,

Ему пора прощаться с нами.

Ему на смену, величаво

Идёт красавица одна.

О ней вы знаете немало,

Зовут красавицу …(Весна)

-Конечно же ребята, это весна. Скажите, какие признаки характерны для весны?

Дети: Все оживает, тает снег, светит солнце, прилетают птицы, начинает пробиваться травка и появляются первые цветы.

- Молодцы ребята. Предлагаю вам пройти за столы и помочь художнику выполнить заказ.

Словесный, наглядный

Дети отвечают на вопросы

Этап практического решения проблемы

Решить поставленную проблему.

- Ребята, перед вами лежит лист, расположите его горизонтально. Начинаем создание весеннего пейзажа с фона работы. Ребята чем мы будем рисовать пейзаж? Мы будем рисовать пластилином, как мелками.

-Перед тем, как выполнить работу сделаем пальчиковую гимнастику:

Утром рано он закрыт, (Кисти рук плотно сомкнуты).

Но к полудню ближе, (Ладони отходят друг от друга, но подушечки

Прижаты друг - другу, кисти рук похожи на бутон).

Раскрывает лепестки, (Кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны),

Красоту их вижу. (напоминая раскрывшийся цветок.)

К вечеру опять цветок (Пальцы сомкнуты, образуя

закрывшийся цветок)

Закрывает венчик, (Кисти рук возвращаются в исходное положение)

И теперь он будет спать,

До утра, как птенчик. (Кладут кисти рук под щеку, имитируя сон.)

- Верхнюю часть листа нам нужно покрыть синим пластилином-небо, а нижнюю часть в два слоя: первый слой коричневым, а второй зеленым – земля

- Берем кусочек синего пластилина и ведем прямыми линиями справа налево. И так закрашиваем всю верхнюю часть.

- Затем берем кусочек зеленого пластилина и прямыми линиями ведем справа налево.

И так закрашиваем всю нижнюю часть. Посмотрите внимательно на образец.

- Затем пальчиком необходимо разгладить образовавшиеся комочки пластилина, выровнять фон.

- Для того, чтобы узнать какие объекты будут на нашем пейзаже, художник приготовил для вас загадки. Готовы отгадывать? Итак, 1 загадка:

Белые овечки

Не сидят на печке.

А плывут издалека

Кучевые… (Облака)

- Молодцы ребята, облака мы будем выполнять в форме улитки.

- Берем кусочек пластилина кладем на доску и раскатываем длинную колбаску. И теперь скручиваем колбаску улиткой. Вот так.

- Молодцы ребята. Располагаем облако на небе и приплющиваем указательным и средним пальцем. Вот такое у нас получилось облачко.

- Готовы отгадывать следующий объект?

Послушайте внимательно загадку:

Не высоко, не низко,

Не далеко, не близко.

Проплывает в небе Шар-

Раскалённый как пожар. (Солнышко)

- Конечно же это солнышко.

- Каким цветом мы будем рисовать солнышко? (желтым)

- Берем кусочек пластилина и раскатываем его между ладонями круговыми движениями. Делаем шарик. Затем прикладываем к картону и прижимаем пальчиками так чтобы получилась вот такая лепешка.

- Ребята, чего не хватает у нашего солнышка? (Лучиков)

- По краям солнышка указательным пальцем ведем небольшие лучики.

- А для того, чтобы наше солнышко было красивым, мы стекой у каждого лучика сделаем надрезы.

- У меня для вас есть следующая загадка:

Высока и зелена

Будет скошена она

Овцы, козы и коровы

Есть всегда ее готовы. (Трава)

- Нашему пейзажу не хватает молодой зеленеющей травки.

- Каким цветом нам понадобится пластилин для изображения травы? (зеленым)

- Правильно ребята. Берем кусочек зеленого пластилина и отщипывает 4 кусочка размером с горошину. Раскатываем небольшие колбаски. Это будет травка

- 2 травинки мы располагаем на переднем плане (ближе к нам). А остальные на заднем плане (ближе к горизонту). Теперь каждую колбаску размазываем большим пальцем вверх.

- Ну и какая же весна без первых весенних цветочков.

- А отгадать какие цветочки мы будем рисовать, нам поможет загадка:

С нежно-белой головой,

Прям из-под сугробов,

Появляется на свет,

Маленький цветочек! (Подснежник)

- Молодцы ребята. Когда наступает весна, подснежники пробиваются через травку и тянутся к солнышку.

- Так как подснежники только начали пробиваться через травку, то мы можем с вами увидеть небольшие бутончики подснежников

- Бутон мы с вами сделаем из 3х тыквенных семечек.

- Берем первую семечку и располагаем ее в траве. И так располагаем подснежники в каждой травинке.

— Вот такой красивый пейзаж у нас получился.

- Ребята возьмите работы и выйдите на ковер.

Словесный,

Выполняют пальчиковую гимнастику, практический.

Выполняют пальчиковую гимнастику. Вспоминают о весне, смотрят примеры. Вспоминаю с детьми технику безопасности при работе с пластилином и ножом. Приступают к работе.

3.

Заключительный этап

Подведение итогов занятия

-Скажите, что мы сегодня делали?

- Пейзаж какого времени года?

- Какие приемы использовали?

- Справились с заданием?

- Молодцы ребята. У вас получились хорошие работы, аккуратные и самое главное красивые.

- Сейчас я предлагаю вам организовать выставку, для этого подойдите в раздевалку, а я закреплю ваши работы на стенде.

Словесный, наглядный

Отвечают на вопросы, анализируют.



Предварительный просмотр:

Приложение Б

Рекомендации для родителей на тему «Пластилинография - средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Пластилин один из любимых инструментов ребенка, с помощью которого можно лепить оригинальные и неподражаемые шедевры. Но это также материал, которым можно рисовать удивительные картины.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Принцип этой техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают моторику рук и пальцев, а в свою очередь это способствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Эта работа даёт простор детской фантазии. Развивает творческие способности. Ничто так не развивает воображение и моторику руки детей, как лепка. Ребёнок осязает то, что он делает.

Что понадобится для работы? Основной рабочий материал – это разноцветный пластилин. Желательно выбирать восковой. Он мягкий, поэтому будет тонко выкатываться, легко размазываться по поверхности и не липнуть к рукам. Также следует запастись: горизонтальным основанием, в качестве которого можно использовать картон, плотную бумагу, пластик или стекло, доской (пластиковой или деревянной) для раскатывания пластилина и лепки деталей; набором стеков (специальных пластмассовых ножичков для работы с пластилином) разной формы; влажными салфетками и емкостью с водой для смачивания рук; различными приспособлениями для придания поверхности задуманной структуры - зубчатыми колесиками, многогранниками; медицинскими и кондитерскими шприцами для выдавливания пластилиновой массы. Дополнительно для украшения работы можно использовать бисер, пуговицы, цветные нити, лоскутки, природные материалы.

Для эффективной организации занятий важно заранее подготовить обстановку. Выберите место, где ребенок будет чувствовать себя комфортно и удобно. Хорошо освещенное и тихое пространство способствует концентрации и позволяет избежать отвлечений. Например, это может быть специальный стол в детской комнате или уголок в гостиной, оборудованный всем необходимым для занятий. Убедитесь, что у вас под рукой аккуратно расположены все материалы — от пластилина до инструментов, что поможет сэкономить время и сосредоточиться на творческом процессе.

Подготовка материалов — это ключевой шаг к успешной пластилинографии. Используйте качественный и безопасный пластилин различных цветов, который легко лепится и не содержит вредных веществ. Мягкий пластилин, который можно разминать, имеет преимущество, так как дети смогут легко работать с ним, развивая при этом мелкую моторику. Гладкие доски или подносы для лепки обеспечат удобную поверхность, на которой легко будет создавать фигурки. Помните, что разнообразие — это важно, поэтому используйте картинки, книги и изображения, которые могут вдохновить ребенка на новые идеи. Дополнительно вы можете предоставить формочки, стеки, ножи и другие инструменты, чтобы процесс лепки стал более интересным и многообразным.

Обучение ребенка основам работы с пластилином должно проходить в игровой форме. Начните с простейших действий, таких как разминание пластины, скатывание шариков или создание плоских фигур. Таким образом, ребенок быстро освоит основные навыки и станет более уверенным в своих действиях. Привлекая его к процессу, предложите решать веселые задачи — например, создать любимого персонажа, мультяшного героя или нарисовать что-то из окружающей природы. Это значительно повысит уровень интереса к занятиям и способы использования пластилина. Вы можете установить тему занятия, например, «Мой день» или «Лесные приключения», что дополнительно обогатит их творчество и воображение.

Развивайте креативность ребенка, побуждая его придумывать собственные сюжеты для будущих работ. Задайте открытые вопросы и дайте возможность ребенку самому создать направление своей работы. Например, если он решит создать сцену из своего любимого мультфильма, предложите ему подумать о том, какие персонажи будут задействованы и какие действия они будут совершать. Это спрогрессирует возможности мышления и научит ребенка комбинировать разные элементы, что является дискуссионным аспектом развития творческих способностей.

Не забывайте о важности совместных занятий. Работая с ребенком, вы создаете возможность для разговоров о различных темах, что углубляет ваше взаимодействие. Совместная работа способствует укреплению эмоциональной связи и позволяет делиться друг с другом идеями и вдохновением. Принципиально, что ваши беседы не были односторонними; дайте ребенку возможность выразить свои мысли и чувства. Это не только развивает его социальные навыки, но и поднимает самооценку, так как он видит, что его идеи имеют ценность.

Поощряйте малыша к экспериментированию. Дайте ему свободу пробовать различные техники и подходы, позволяя выходить за рамки традиционной лепки. Возможно, он захочет попробовать смешать цвета или создать текстуры. Обсуждайте ошибки и неудачи, помогайте ему увидеть, что это часть процесса обучения и развития. Это воспитает у ребенка гибкость мышления и понимание того, что разнообразие решений — это совершенно нормально.

После завершения каждого занятия важно обсудить полученные результаты. Хвалите ребенка за его труд, задавайте вопросы о процессе, который был пройден. Комплименты и поддержка помогут ему осознать ценность своего труда, обогатят его опыт общения и развивают навыки самовыражения. Спрашивайте, что ему понравилось больше всего, что бы он хотел попробовать в следующий раз. Это создаст предвкушение будущих занятий и желание развиваться.

Регулярность занятий имеет огромное значение в процессе обучения. Старайтесь выделять время на занятия с пластилином минимум один-два раза в неделю. Это позволит вашему ребенку более глубоко развивать навыки, к которым он стремится, и укреплять привязанность к творчеству. Регулярные занятия помогут сформировать привычку проявлять креативность, что окажет позитивное влияние на развитие и рост ребенка.

Следуя этим рекомендациям, вы не только создадите способствует развитию мелкой моторики и креативности вашего ребенка, но и укрепите ваше взаимопонимание и тесную связь. Пластилинография станет не просто увлекательным увлечением, а искренним способом провести время вместе, обогатить детство яркими впечатлениями и радостными моментами творчества, помогая вам обоим расти и развиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По дисциплине:История педагогики , на тему:Развитие интереса к учению в трудах Н.И.Новикова.

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые п...

Мастер – класс для воспитателей « Развитие речи дошкольников посредством опытов и экспериментов »

познакомить педагогов с детским экспериментированием в ДОУ, показать эксперимент по ознакомлению детей со свойством воздуха: воздух имеет место; развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умоза...

Статья "РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ УЧАСТИЯ В ДИСТАНЦИОННЫХ КОНКУРСНЫХ ДВИЖЕНИЯХ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ "

В статье рассмотрено определение понятия "одаренность", рольдистанционных конкурсных движений в выявлении и развитии интеллектуально одаренных студентов....

Методическая разработка внеучебного мероприятия по МДК 03.02.01 Теория и методика развития речи детей специальность 44.02.01 Дошкольное образование Конкурс проектов «Актуальные вопросы развития речи дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Основная цель данного мероприятия - совершенствование компетентности обучающихся по актуальным вопросам развитии речи дошкольников в проектной деятельности....

Тезисы "Развитие творческого мышления младших школьников посредством технологии ТРИЗ"

В этой работе представлены тезисы по курсовой работе "Развитие творческого мышления младших школьников посредством технологии ТРИЗ"...

Развитие технического мышления младших школьников посредством технического моделирования (из опыта работы)

Программа "Начальное техническое моделирование" расчитана на детей младшего школьного возраста. Для создания моделей техники им нужно выполнять чертежи, а предмет "Черчение" изучае...