Музыкальное занятие на тему : " Музыка в блокадном Ленинграде"
план-конспект занятия
Задачи:
Познакомить детей с историей блокадного Ленинграда.
Развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальный и поэтический материал.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Занятие «Музыка в блокадном Ленинграде»
Цель: патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: Познакомить детей с историей блокадного Ленинграда.
Развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальный и поэтический материал.
Воспитывать у дошкольников уважение к героям, почтить память жертв блокады.
М.р.- Много лет назад на нашу Родину напали фашисты. Они напали неожиданно, когда все люди мирно спали в своих домах. Весь советский народ поднялся на защиту нашей Родины. В городе шла мобилизация. Все люди шли на фронт добровольцами.
Звучит песня «Священная война» композитор А. Александров, слова В.И. Лебедев-Кумач
М.р.- Фашисты стремились захватить Ленинград. Для них это было очень важно. Город бомбили днём и ночью.
Фашисты, не сумевшие завоевать город в сражении, решили взять его измором. Они окружили город в кольцо и стали ждать, пока город сам сдастся. В Ленинграде наступили тяжёлые дни. Было отключено отопление, свет, не было горячей воды. Люди устанавливали в квартирах печки-буржуйки и, как могли, отапливали свои квартиры. Часто люди сидели тесно прижавшись друг к другу, чтобы хоть как-то согреться. Давайте мы сейчас с вами обнимемся, чтобы ощутить тепло друг друга.
И послушайте, какое стихотворение написал поэт Глеб Семёнов
Мы рыли рвы – хотелось пить.
Бомбили нас – хотелось жить.
Не говорилось громких слов.
Был дот на каждом из углов.
Был дом – ни света, ни воды.
Был хлеб – довесочек беды.
Была судьба на всех одна.
Мы растеряли имена.
Мы усмиряли потный страх.
Мы умирали на постах.
Мы умирали…
Город жил – исполнен наших малых сил.
М.р.-
(Картинка с тарелочкой хлеба)
Ребята, посмотрите на тарелочку с кусочком хлеба. Это ровно 125 грамм. Столько в день получали люди, которые находились в блокадном Ленинграде.
Люди очень страдали от голода. Взрослые и дети слабели и умирали прямо на улицах осаждённого Ленинграда. Но музыкальная жизнь Ленинграда продолжалась. Работал Мариинский театр. Театр музкомедии.
Слайд. Афиша Городского («Блокадного») театра. 1942 г.
М.р.- 8 сентября 1941 года германские войска замкнули вокруг невской столицы кольцо блокады. В этот день в Ленинградском союзе композиторов состоялось заседание президиума совместно с Ленинградским отделением Музыкального фонда. Обсуждался список лучших военных песен, рекомендованных к распространению. Управление по делам искусств намечало организовать симфонические концерты «Катюша» и просило содействия в разработке их программ….
14 сентября в Большом зале филармонии состоялся первый в блокадные дни концерт. В нем приняли участие, как теперь выразились бы, «звезды» — писатели, актеры, музыканты. Среди последних композитор Д. Шостакович
Показ портрета Д. Д. Шостакович
Наш великий советский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович в это время жил в городе Ленинграде.
Когда враг напал на Ленинград, он, вместе с другими, рыл окопы, сбрасывал зажигательные бомбы с крыш домов, голодал, но с огромным энтузиазмом писал свою великую симфонию, получившую название Ленинградской.
9 августа 1942 года по планам фашистского командования Ленинград должен был пасть, на этот день был назначен парад немецких войск в городе. Но в этот день в Большом зале Ленинградской филармонии, состоялась премьера Седьмой “Ленинградской” симфонии Дмитрия Шостаковича. И зал был переполнен. Музыканты были сильно истощены голодом, но они мужественно отыграли произведение от начала до конца.
Сейчас мы с вами прослушаем отрывок первой части симфонии, она называется «Вторжение».
Слушание (фонограмма Симфонии № 7 Д. Шостаковича «Вторжение»)
М.р.- Какую картину вы представили, слушая эту музыку?
(ответы детей)
М.р.- Музыка отчётливо передаёт движение вражеской силы, вышагивающей по нашей земле. Мощь движения всё усиливается, подключается дополнительное звучание, передающее образ тяжёлых танков и самолётов, двигающихся на нашу страну.
А какая эта музыка по характеру?
(ответы детей)
Эту симфонию слышали все и фашисты в том числе. Это было для них шоком! Они считали, что город уже мёртв, а город не сдавался и продолжал бороться!
В эти минуты немецкое командование, окружившее Ленинград, сильно засомневалось в победе своей Армии над русским народом.
М.Р: а сейчас мы прослушаем музыкальное произведение о мальчишках , которые очень рано встали на защиту нашей Родины.
Песня « Ленинградские мальчишки» муз : Исаак Шварц.
М.Р :Все дети, которые росли в эти страшные военные годы, много натерпелись. И о них тоже композитор сочинил песню:
« Дети блокады» муз: Михаил Павлович Сухачёв.
М.р.- Ребята, я предлагаю почтить минутой молчания всех погибших в блокадном Ленинграде.
Минута молчания.
М.р.- На Пискаревском кладбище горит вечный огонь, как память о великих людях, не сдавших врагу Ленинград.
Песня А. Филиппенко «Вечный огонь»
М.р.- Война ещё продолжалась целых 1, 6года, но русский народ уже начал бить врага, выгоняя его с русской земли. И пришла долгожданная Победа! Наш народ победил, но какой ценой! Миллионы людей погибли в этой войне!
Вечная память героям! Вечная им слава!
Музыкальная композиция: « Свеча памяти»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие "Краски звуки музыки"
Музыкальное занятие развивает фантазию и воображение при восприятии прекрасного в жизни и искусстве....

План-конспект классного часа на тему: "Поэты блокадного Ленинграда. Наталья Крандиевская"
План-конспект классного часа, посвященного поэтессе блокадного Ленинграда Наталье Крандиевской-Толстой. Методическая разработка классного часа содержит краткую биографию и стихи Н. Крандиевской-Толсто...
Новый год в блокадном Ленинграде
Сценарий мероприятия для среднего школьного возраста, призванное воспитывать патриотизм, расширять знания о городе Ленинграде в блокадное время ВОВ....
Организация учебной экскурсии на тему "Судьбы блокадного Ленинграда" по музею РКТК
В статье представлен материал, составляющий важную часть музея "Блокадная комната" Российского колледжа традиционной культуры....

Доклад к Ломоносовским чтениям на тему "Преступления блокадного Ленинграда (по страницам воспоминаний и архивных документов)"
Доклад выполнен обучающимися 1 курса профессии 23.01.08 «Слесарь по ремонту строительных машин» Шишовым Ильей и Коковиным Ярославом...

Статья по дисциплине «История России» по теме: «Блокада Ленинграда.Дети блокадного Ленинграда»
Данную статью можно использовать в качестве дополнительного материала на уроке истории....

Конспект занятия и презентация "Блокадный Ленинград".
Тема: «Блокадный Ленинград»Методический материал к презентации для детей дошкольного возраста.Образовательная область ФОП ДО «Нравственно-патриотическое воспитание»....
