Музыкальное занятие на тему : " Музыка в блокадном Ленинграде"
план-конспект занятия

Шпак Алеся Валерьевна

Задачи: 

Познакомить детей с историей блокадного Ленинграда.

Развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальный и поэтический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokadnyy_leningrad.docx20.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Занятие «Музыка в блокадном Ленинграде»

Цель: патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: Познакомить детей с историей блокадного Ленинграда.

Развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальный и поэтический материал.

Воспитывать у дошкольников уважение к героям, почтить память жертв блокады.

М.р.- Много лет назад на нашу Родину напали фашисты. Они напали неожиданно, когда все люди мирно спали в своих домах. Весь советский народ поднялся на защиту нашей Родины. В городе шла мобилизация. Все люди шли на фронт добровольцами.

Звучит песня «Священная война» композитор А. Александров, слова В.И. Лебедев-Кумач

М.р.- Фашисты стремились захватить Ленинград. Для них это было очень важно. Город бомбили днём и ночью.

         Фашисты, не сумевшие завоевать город в сражении, решили взять его измором. Они окружили город в кольцо и стали ждать, пока город сам сдастся. В Ленинграде наступили тяжёлые дни. Было отключено отопление, свет, не было горячей воды. Люди устанавливали в квартирах печки-буржуйки и, как могли, отапливали свои квартиры. Часто люди сидели тесно прижавшись друг к другу, чтобы хоть как-то согреться. Давайте мы сейчас с вами обнимемся, чтобы ощутить тепло друг друга.

          И послушайте, какое стихотворение написал поэт Глеб Семёнов

Мы рыли рвы – хотелось пить.

Бомбили нас – хотелось жить.

Не говорилось громких слов.

Был дот на каждом из углов.

Был дом – ни света, ни воды.

Был хлеб – довесочек беды.

Была судьба на всех одна.

Мы растеряли имена.

Мы усмиряли потный страх.

Мы умирали на постах.

Мы умирали…

Город жил – исполнен наших малых сил.

М.р.- 

(Картинка с тарелочкой хлеба

Ребята, посмотрите на тарелочку с кусочком хлеба. Это ровно 125 грамм. Столько в день получали люди, которые находились в блокадном Ленинграде.

         Люди очень страдали от голода. Взрослые и дети слабели и умирали прямо на улицах осаждённого Ленинграда. Но музыкальная жизнь Ленинграда продолжалась. Работал Мариинский театр. Театр музкомедии.

Слайд. Афиша Городского («Блокадного») театра. 1942 г.

М.р.- 8 сентября 1941 года германские войска замкнули вокруг невской столицы кольцо блокады. В этот день в Ленинградском союзе композиторов состоялось заседание президиума совместно с Ленинградским отделением Музыкального фонда. Обсуждался список лучших военных песен, рекомендованных к распространению. Управление по делам искусств намечало организовать симфонические концерты «Катюша» и просило содействия в разработке их программ….

        14 сентября в Большом зале филармонии состоялся первый в блокадные дни концерт. В нем приняли участие, как теперь выразились бы, «звезды» — писатели, актеры, музыканты. Среди последних композитор Д. Шостакович

                              Показ портрета Д. Д. Шостакович

Наш великий советский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович в это время жил в городе Ленинграде.

          Когда враг напал на Ленинград, он, вместе с другими, рыл окопы, сбрасывал зажигательные бомбы с крыш домов, голодал, но с огромным энтузиазмом писал свою великую симфонию, получившую название Ленинградской.

          9 августа 1942 года по планам фашистского командования Ленинград должен был пасть, на этот день был назначен парад немецких войск в городе. Но в этот день в Большом зале Ленинградской филармонии, состоялась премьера Седьмой “Ленинградской” симфонии Дмитрия Шостаковича. И зал был переполнен. Музыканты были сильно истощены голодом, но они мужественно отыграли произведение от начала до конца.

         Сейчас мы с вами прослушаем отрывок первой части симфонии, она называется «Вторжение».

Слушание (фонограмма Симфонии № 7 Д. Шостаковича «Вторжение»)

М.р.- Какую картину вы представили, слушая эту музыку?

(ответы детей)

М.р.-  Музыка отчётливо передаёт движение вражеской силы, вышагивающей по нашей земле. Мощь движения всё усиливается, подключается дополнительное звучание, передающее образ тяжёлых танков и самолётов, двигающихся на нашу страну.

         А какая эта музыка по характеру?

(ответы детей)

        Эту симфонию слышали все и фашисты в том числе. Это было для них шоком! Они считали, что город уже мёртв, а город не сдавался и продолжал бороться!

        В эти минуты немецкое командование, окружившее Ленинград, сильно засомневалось в победе своей Армии над русским народом.

М.Р: а сейчас мы прослушаем музыкальное произведение о мальчишках , которые очень рано встали на защиту нашей Родины.

 Песня « Ленинградские мальчишки» муз : Исаак Шварц.

М.Р :Все дети, которые росли в эти страшные военные годы, много  натерпелись.  И о них тоже композитор сочинил песню:

 « Дети блокады» муз: Михаил Павлович Сухачёв.

М.р.- Ребята, я предлагаю почтить минутой молчания всех погибших в блокадном Ленинграде.

Минута молчания.

М.р.- На Пискаревском кладбище горит вечный огонь, как память о великих людях, не сдавших врагу Ленинград.

                 Песня А. Филиппенко «Вечный огонь»

М.р.- Война ещё продолжалась целых 1, 6года, но русский народ уже начал бить врага, выгоняя его с русской земли. И пришла долгожданная Победа! Наш народ победил, но какой ценой! Миллионы людей погибли в этой войне!

          Вечная память героям! Вечная им слава!

             Музыкальная композиция: « Свеча памяти»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие "Краски звуки музыки"

Музыкальное занятие развивает фантазию и воображение при восприятии  прекрасного в жизни и искусстве....

План-конспект классного часа на тему: "Поэты блокадного Ленинграда. Наталья Крандиевская"

План-конспект классного часа, посвященного поэтессе блокадного Ленинграда Наталье Крандиевской-Толстой. Методическая разработка классного часа содержит краткую биографию и стихи Н. Крандиевской-Толсто...

Новый год в блокадном Ленинграде

Сценарий мероприятия для среднего школьного возраста, призванное воспитывать патриотизм, расширять знания о городе Ленинграде в блокадное время ВОВ....

Организация учебной экскурсии на тему "Судьбы блокадного Ленинграда" по музею РКТК

В статье представлен материал, составляющий важную часть музея "Блокадная комната" Российского колледжа традиционной культуры....

Доклад к Ломоносовским чтениям на тему "Преступления блокадного Ленинграда (по страницам воспоминаний и архивных документов)"

Доклад выполнен обучающимися 1 курса профессии 23.01.08  «Слесарь по ремонту строительных машин» Шишовым Ильей и Коковиным Ярославом...

Статья по дисциплине «История России» по теме: «Блокада Ленинграда.Дети блокадного Ленинграда»

Данную статью можно использовать в качестве дополнительного материала на уроке истории....

Конспект занятия и презентация "Блокадный Ленинград".

Тема:  «Блокадный Ленинград»Методический материал к презентации для детей дошкольного возраста.Образовательная область ФОП ДО «Нравственно-патриотическое воспитание»....