ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКРИЛОВЫХ ФЛУОРЕСЦЕНТНЫХ КРАСОК С ДЕТЬМИ ОВЗ
методическая разработка
В статье рассматривается методическое применение акриловых флуоресцентных красок в работе с детьми с ОВЗ в рамках адаптированной образовательной программы (АООП). Описаны особенности сенсорного восприятия и когнитивного развития детей с различными нарушениями, а также влияние цветотерапии и тактильного взаимодействия с материалами на их эмоциональное состояние и обучаемость. Представлены практические задания, демонстрирующие эффективность методики, а также примеры из педагогической практики. Анализируется положительная динамика развития детей, подтверждённая результатами диагностики.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.93 КБ |








Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКРИЛОВЫХ ФЛУОРЕСЦЕНТНЫХ КРАСОК С ДЕТЬМИ ОВЗ
Даянова Татьяна Владимировна, учитель, Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 31», стаж работы 6 лет.
Аннотация: В статье рассматривается методическое применение акриловых флуоресцентных красок в работе с детьми с ОВЗ в рамках адаптированной образовательной программы (АООП). Описаны особенности сенсорного восприятия и когнитивного развития детей с различными нарушениями, а также влияние цветотерапии и тактильного взаимодействия с материалами на их эмоциональное состояние и обучаемость. Представлены практические задания, демонстрирующие эффективность методики, а также примеры из педагогической практики. Анализируется положительная динамика развития детей, подтверждённая результатами диагностики.
Ключевые слова: акриловые флуоресцентные краски, дети с ОВЗ, арт-терапия, сенсорное развитие, инклюзивное образование, адаптированная образовательная программа (АООП).
Методическая разработка. В рамках адаптированной образовательной программы (АООП) для детей с ОВЗ разработан методический подход, включающий использование акриловых флуоресцентных красок в занятиях по арт-терапии и изобразительному творчеству. Методика направлена на стимуляцию зрительного восприятия, развитие моторики, повышение познавательной активности и эмоционального благополучия.
АООП, в соответствии с которой реализуется методика, учитывает специфику восприятия у детей с нарушениями зрения, слуха, двигательной сферы и интеллектуального развития. Основное внимание уделяется адаптации художественных техник с целью создания условий для самовыражения и формирования устойчивого интереса к творчеству.
Цель практической работы. Развитие сенсомоторных навыков, когнитивных функций и эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ посредством применения акриловых флуоресцентных красок в изобразительной деятельности.
Теоретические и практические задачи. Использование флуоресцентных акриловых красок в работе с детьми с ОВЗ базируется на ряде научных обоснований, связанных с особенностями сенсорного восприятия и влиянием цветовых стимулов на психоэмоциональное состояние. Исследования в области нейропсихологии подтверждают, что яркие контрастные цвета облегчают обработку зрительной информации у детей с нарушениями зрения и когнитивными особенностями. Кроме того, текстурные свойства акриловых красок способствуют развитию тактильной чувствительности и моторики[1].
Практическая реализация данной методики предполагает решение следующих задач:
- Развитие сенсорного восприятия через цветовые контрасты и тактильные свойства красок.
- Коррекция психоэмоционального состояния за счёт применения цветотерапии.
- Стимуляция мелкой моторики посредством использования различных техник нанесения краски (кисти, губки, пальцевая живопись).
- Создание условий для самовыражения и формирования положительной мотивации к художественному творчеству.
Примеры практических заданий. В рамках занятий с детьми с ОВЗ применяются задания, направленные на развитие зрительного восприятия, моторики и воображения. Одно из таких заданий – создание «светящегося» рисунка в условиях затемнённого пространства с использованием ультрафиолетовой подсветки.
Пример 1: «Волшебный фонарик». Ребёнку предлагается раскрасить стеклянную баночку с элементами, которые будут видны в темном помещении. В ходе выполнения задания ребёнок учится воспринимать цветовые сочетания и осваивает основы композиции.
Ход работы:
1. На внутренней стороне баночки, или на внешней, мы наносим первый слой акриловой краски различных оттенков и тщательно высушиваем.
2. Покрываем поверхность вторым слоем флуоресцентной акриловой краской и даем высохнуть. (Рис.1)
3. Обвиваем горлышко банки джутовым шпагатом и формируем ручку, после чего закрываем крышкой. (Рис. 2, 3)
4. Оставляем на 40-60 минут под ультрафиолетовой лампой (LED лампой, солнечным светом). (Рис. 4)
5. Смотрим на предметы в затемненном в пространстве. (Рис. 5)
Пример 2: «Тактильное солнышко». На текстурную поверхность (крупы, макаронные изделия, картофельный крахмал, наждачная бумага и т.д.) наносится разноцветная флуоресцентная краска. Дети изучают контраст между гладкими и шероховатыми участками, развивая тактильную чувствительность. (Рис. 6,7,8)
Примеры из педагогической практики. Практический опыт показывает, что включение акриловых флуоресцентных красок в образовательный процесс способствует не только развитию художественных навыков, но и улучшению эмоционального состояния детей[2].
Так, в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) отмечена повышенная устойчивость к сенсорным перегрузкам, так как флуоресцентные краски позволяют ребёнку сосредоточиться на чётких зрительных стимулах. Один из обучающихся, имеющий диагноз «аутизм с выраженной тревожностью», начал проявлять интерес к групповой деятельности после введения элементов арт-терапии с использованием контрастных красок.
В работе с детьми с нарушениями зрения методика помогла адаптировать процесс рисования к их возможностям. Например, для ребёнка с частичной атрофией зрительного нерва использовались чёткие контуры, выделенные флуоресцентными цветами, что позволило ему лучше ориентироваться на плоскости и создать более детализированные изображения.
Анализ результатов диагностики, проведённой в течение учебного года, показал значительные улучшения в нескольких аспектах.
- Сенсорное восприятие: у детей улучшилось распознавание цветовых оттенков, контрастных объектов.
- Моторика: у обучающихся отмечено улучшение координации движений кисти.
- Эмоциональная устойчивость: у участников наблюдалось снижение тревожности и улучшение социальной адаптации[3].
Диагностические данные подтверждаются визуальными наблюдениями родителей и педагогов, а также анализом художественных работ детей.
Список использованных источников:
- Кучинская О. С. Применение средств арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ //Цифровая школа и инклюзивная практика: вызовы современному педагогу. – 2024. – С. 21.
- Скрипник К. Ф., Кабакова Н. И., Соловьева О. Н. Использование изо-терапии в социальном и коммуникативном развитии детей с ОВЗ //Актуальные аспекты педагогики и психологии. – 2021. – С. 160-162.
- Хазова Н. Д., Акифьева Т. В., Никитина С. П. Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми ОВЗ //Нравственные ценности и будущее человечества. – 2022. – С. 207-217.
[1] Хазова Н. Д., Акифьева Т. В., Никитина С. П. ЭФФЕКТИВНЫЕ СРЕДСТВА, ФОРМЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ //Нравственные ценности и будущее человечества. – 2022. – С. 207-217.
[2] Кучинская О. С. Применение средств арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ //ЦИФРОВАЯ ШКОЛА И ИНКЛЮЗИВНАЯ ПРАКТИКА: ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОМУ ПЕДАГОГУ. – 2024. – С. 21.
[3] Скрипник К. Ф., Кабакова Н. И., Соловьева О. Н. Использование изо-терапии в социальном и коммуникативном развитии детей с ОВЗ //Актуальные аспекты педагогики и психологии. – 2021. – С. 160-162.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему «Использование межпредметных связей с целью повышения эффективности логопедическиой работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»
Доклад на тему «Использование межпредметных связей с целью повышения эффективности логопедическиой работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»...

"Использование фольклорных произведений с детьми раннего возраста"
Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования....
Использование игровых методов для развития свободного общения дошкольников со взрослыми и детьми.
Задачи на развитие свободного общения со взрослыми и детьми: 1.Стимулировать развитие инициати...
Использование подвижных игр в работе с детьми раннего и дошкольного возраста
Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развитие мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств....

План – схема конспекта интегрированного занятия с использованием ТРИЗ-технологии с детьми старшего дошкольного возраста «В гости к сказке»
План – схема конспекта интегрированного занятия с использованием ТРИЗ-технологии с детьми старшего дошкольного возраста «В гости к сказке»...

Использование инновационных технологий в работе с неговорящими детьми.
Данный материал будет полезен логопедам, психологам, дефектологам, воспитателям и родителям, которые живут и общаются с неговорящими детьми. В этой статье приведена только малая часть игр,...
статья на тему: "Применение акриловых красок"
статья на тему: "Применение акриловых красок"...
