Программа по здоровьесберегающим технологиям "Комфортная среда"
методическая разработка
Программа по здоровьесберегающим технологиям на занятиях в ДХШ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА ИМ. В. М. КИРИЛЛОВА»
215500, Смоленская область, г. Сафоново, ул. 2-я Кутузова, д.1, тел. 3-49-52, 3-24-12
ПРОГРАММА
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
для учащихся детской художественной школы
«КОМФОРТНАЯ СРЕДА»
Подготовила :
Преподаватель МБУ ДО
«СДХШ им. В.М. Кириллова»
Ю.И. Никитина
2022 г.
г. Сафоново
В федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий обучения и формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Младший и средний школьный возраст являются важным этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие функциональных систем организма, развиваются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Вместе с тем, результаты изучения динамики основных показателей состояния здоровья и развития ребенка (изучение личных дел учащихся) показали, что у некоторых детей, посещающих художественную школу, наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья, в процессе общения с учениками выявились проблемы психологического характера, что оказывает влияние на способность к творчеству.
Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.
Таким образом, необходимым стало изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья и психики. Данная работа раскрывает опыт по использованию здоровьеформирующих и здоровьесберегоющих приёмов для использования на современном этапе работы на занятиях в художественной школе.
Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу Всемирной Организации Здравоохранения).
Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма. Время требует, чтобы дети получали современные, качественные, доступные знания. Но чтобы такими знаниями овладеть, нужны силы, нужно здоровье, нужно желание.
Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса в работе с учениками художественной школы.
«Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, создания комфортной среды для детского творчества.
Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.
Здоровьесберегающий педагогический процесс – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Прививать навыки безопасного поведения, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Актуальность программы : у детей развитие физического и психического здоровья тесно взаимосвязаны, потому физические упражнения, правила гигиены, доступные способы смены деятельности должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье.
Цель программы: становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Внедрение инновационных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в практику работы в художественной школе.
Задачи:
• Создание условий для комфортного творческого взаимодействия детей, преподавателей и родителей.
• Использование в работе со школьниками современных здоровьесберегающих технологий.
• Развитие через физические качества, двигательную активность высшей психической деятельности, стимулирование её активности.
• Воспитание привычки к заботе о здоровье и безопасности.
Ожидаемые результаты:
• Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;
• Благоприятная динамика в состоянии здоровья школьников (снижение числа случаев заболеваний в течении года) ;
• Совершенствование навыков самостоятельности;
• Повышение уровня стрессоустойчивости у детей , способствующее достижению высоких результатов в творчестве.
Современные здоровьесберегающие технологии
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий | Особенности проведения, рекомендации. | Время проведения | Форма проведения |
Динамические паузы | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей | Подвижные дидактические игры |
Пальчиковая гимнастика | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами, и отставании в развитии. | Во время занятий, чаще – перед практической работой | Рифмованные считалки-потешки |
Гимнастика для глаз | Рекомендуется использовать наглядный материал различного по цветовой гамме, масштабу и т.д. | Во время объяснения нового материала, в перерывах при выполнении практической части задания. | Дидактические упражнения ( по теме урока) |
Релаксация | Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. | Во время всего занятия или его отдельных частей. На перерывах. | |
Гимнастика дыхательная | Педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. | На перерыве, после проветривания класса | |
Подвижные игры | Подобрать игры таким образом, чтобы можно было сочетать простые физические упражнения со стрейченгом. | На перерыве, под присмотром педагога | |
Инструктажи по технике безопасности и соблюдении правил гигиены. | Рекомендуется для всех детей. | Во время всего пребывания детей в школе.Во время занятий, чаще – перед практической работой | Беседа |
- Технологии обучения здоровому образу жизни
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий | Особенности проведения, рекомендации. | Время проведения | Форма проведения |
Проблемно-игровые | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики стресса. Можно применять на классных мероприятиях, родительских собраниях. | Во время занятий, в соответствии с темой урока, мероприятия. | Моделирование ситуации, (рассказ, быль, сказка). |
Коммуникативные игры | Рекомендуется всем детям для создания комфортной среды общения. Диагностика конфликтных ситуаций в классе. | Во время перерывов, на классных мероприятиях. | |
Беседы о здоровье и здоровом образе жизни. | Рекомендуется использовать форму совместной деятельности детей и родителей. | Во время перерывов, на классных мероприятиях. | Разработка памяток «Береги зрение», «Антигрипп» и.д., участие детей и родителей в городских и школьных спортивных мероприятиях. |
- Коррекционные технологии
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий | Особенности проведения, рекомендации. | Время проведения | Форма проведения |
Арттерапия | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики стресса и диагностики его уровня. | Во время занятий. (Возможно использовать как упражнение). | Рисование на тему (например: «Настроение», «Моя мечта» и т.д.) . Тесты Пиаже |
Совместное творчество | Рекомендуется всем детям для создания комфортной среды общения. | Во время занятий, на классных мероприятиях. |
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Условия реализации программы:
• Реализация здоровьеформирующие и здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы.
• Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха.
• Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения.
• Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту.
• Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении.
• Реализация различных форм совместной работы с родителями.
Используемая литература
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление)
Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающая образовательная среда в условиях СПО.
Одним из важнейших направлений развития современного образования, является процесс гумманизации. Он подразумевает ориентацию образовательного процесса на сотрудничество учащихся и педагого...

Программа по профилактике правонарушений среди молодёжи в ПОУ
Развивающемуся обществу необходимы образованные, нравственно – устойчивые люди, самостоятельно принимающие решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобил...
Использование управляющих операторов языка С++ для организации ветвлений в программах при работе в среде MS Visual Studio 2013
В данной разработке отражены сведения об управляющих операторах if и switch языка С++, которые используются для организации ветвлений в программах.Приводится краткое описание сведений по каждому...

Рабочая программа в интегрированной творческой среде ПервоЛого
ПервоЛого 3.0. – интегрированная творческая среда на базе языка Лого для школьного и внешкольного образования. Минимум надписей на экране, наличие меню, окон, красочных пиктограмм – все эт...

Программа «Профилактика девиантного поведения среди несовершеннолетних»
Эффективная организация работы по профилактике правонарушений может способствовать снижению негативного влияния указанных факторов на подростка, содействовать воспитанию личности с социально-приемлемы...

Методическая разработка "Программа по профилактике конфликтов среди подростков (классный час) тема: "Создадим гармонию"
Данная методическая разработка охватывает актуальные, как раньше, так и в настоящее время, вопросы взаимоотношений обучающихся в учебной группе.Прежде всего, большое внимание в работе уделено воп...

Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в ГБПОУ «Себряковский технологический техникум»
Здоровьесбережение – это организация...
