Привлечение отцов в воспитательный и образовательный процесс
статья

Махмутова Лилия Минназимовна

Проблема отцовства актуальная на все времена в связи с тем, что каждое поколение требует изменений отношений из-за развития общества в целом. Поэтому сколько бы мы не решали данную проблему, она остается не до конца раскрывшейся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pro_ottsov.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

Л.М.Махмутова, преподаватель

ГАПОУ «Буинский ветеринарный техникум»

РОЛЬ ОТЦА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ И ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Проблема отцовства актуальная на все времена в связи с тем, что каждое поколение требует изменений отношений из-за развития общества в целом. Поэтому сколько бы мы не решали данную проблему, она остается не до конца раскрывшейся.

Нам, педагогам привлечь отцов к воспитанию детей, требовать участия в их образовательном процессе очень сложно. Так как начинать надо соответствующую работу с рождения ребенка, а не тогда, когда уже связи почти оборваны и отцы отходят в задний план. Давайте разберемся в причинах, почему это происходит.

Во-первых, у нас в быту установлено все так, что мамы всегда должны быть рядом с ребенком.

Во- вторых, отцы в первую очередь выполняют роль добытчика. Часто приходится слышать слова «Мои дети ни в чем не будут нуждаться, у моих детей будет все и т.п.» именно от пап. При этом они забывают про общение, про совместное времяпровождение, давать мужской пример мальчику. Бывают вопросы, когда мальчикам нужен именно совет отца, как мужчины. Девочки через общение с отцом, через реакцию папы на девочку она воспринимает себя как женщину и это в дальнейшем девочке очень даже пригодится. Хотя на Руси отец всегда являлся главой семейства, и именно он был воспитателем в семье.

В-третьих, отсутствие банального понимания своей роли в воспитании ребенка. Даже некоторым мужьям жёны выделяют роль «пугало», чтобы пугать детей отцом, чтобы тот слушался. И это большая ошибка!

В-четвертых, у многих мужчин отсутствует пример в собственной семье, где он сам вырос.

В-пятых, недоверие. Мамам кажется, что все получается у нее лучше, чем у мужа в вопросах воспитания ребенка. Быть может оно и так, потому что природа уже при родах дарит женщине гормоны, которые отвечают за привязанность, любовь, желание прижать к себе ребенка, ухаживать за ним и быть постоянно рядом. Но мужчинам тоже можно привить все эти качества после рождения ребенка. Но мамы не доверяют! Мужчина достаточно неуверенно чувствует себя в новой для него зоне, а значит, его попытки самому ухаживать за ребенком или воспитывать его – это всегда риск быть подвергнутым критике и, еще хуже, осмеянию. И мужчина, привыкший чувствовать себя успешным и сильным, моментально превращается в маленького мальчика-неумеху, которого все критикуют. Не самое приятное ощущение, и мужчина будет всеми силами стараться его избегать.

Все вышеперечисленные причины это всего лишь распространенные. Помимо них существует достаточно большой список причин частичного отстранения пап от процесса воспитания и образования детей.

Раз есть проблема, значит надо искать выходы из этой ситуации. Хотя я впервые пишу статью на эту тему, но эта тема меня интересовала давно и я вела работу по привлечению отцов в образовательном и воспитательном процессе. Но итоги не столь уж таковы, какими хотелось бы видеть.

В настоящее время воспитание и образование в основном женский удел. Мужчины педагоги в любом образовательном учреждении малая доля, а воспитателей в детских садах и вовсе нет. Согласно статистике в России 96,4 процента это женщины, что является подтверждением сложившихся стереотипов с наложение родительских страхов. Ситуацию надо менять кардинально, активно и осознанно вовлекая отцов в воспитание и образование своих детей. Именно отцы воспитывают в детях ответственность, дисциплину, мужество, выносливость, упорство. А матери - доброту, мягкость, нежность, интуитивность. Воспитание таких качеств будут дополнять друг друга в процессе воспитания и образования и тем самым даст возможность вырастить гармоничную личность.

Мы как педагоги не в силах кардинально все изменить. Так как надо начинать процесс вовлечения отцов в воспитание детей с рождения ребенка. Но можем частично решить эту проблему. Для начала можно предложить следующие методы:

  • В чат с родителями включить и пап обучающихся. В нашем техникуме в чатах с родителями присутствуют всего лишь 27 пап из 526! В техникуме в данный момент два преподавателя дают предпочтение отцовскому воспитанию и у них в чатах родителей присутствуют представители мужского пола в достаточном количестве. Хотелось бы этот опыт распространить и на остальных педагогов.
  • Проводить родительские собрания с папами. Ито ведь у нас сложилось так, что если отец придет на родительское собрание, то это для нас целое событие. Приход пап в родительское собрание должен стать нормой. От общения отца с педагогом больше пользы, чем с мамой. Папа менее эмоционален и более рационален. В то время как мама в первую очередь придумает стратегию как защитить ребенка и как оправдать перед педагогом.
  • Проводить мероприятия с участием пап. Например, классный час ко дню отцов «Каким должен быть мой папа», спортивное мероприятие с участием пап и обучающихся ко дню защитников отечества «Победа за нами», во время экологической декады вместе проделать определенную работу и т.п.
  • При обсуждении того или иного вопроса, касающегося его ребенка звонить папам.
  • При необходимости вызывать не только мам, но и пап. А ведь у нас все сложилось так, что пап вызываем только тогда, когда с ребенком случается что-то чрезвычайное плохое.
  • В родительский комитет включить самых активных пап и привлекать к решению проблем, к организации досуга детей.

При привлечении отцов к воспитательному и образовательному процессу мне часто приходилось слышать «Мне некогда, моя жена занимается ребенком, позвоните ей» или «Хорошо, передам жене». Поэтому здесь нужно ввести работу и с мамами обучающихся, чтобы они подпустили своих мужей к воспитанию ребенка, так как он является таким же полноправным наставником по отношению к ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ АПРОБАЦИИ СИСТЕМЫ РАБОТЫ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА

Должность уполномоченного по правам обучающегося в колледже введена с ноября 2010 года. Уполномоченный по правам обучающегося в колледже действует в  соответствии с Положением и  планами раб...

Методическая разработка "Гигиена воспитательно-образовательного процесса в образовательном учреждении

В разработке рассматривается вопрос работоспособности детей и подростков и ее динамика в течении учебного дня, недели, года....

Презентация опыта работы «Родители участники воспитательно-образовательного процесса»

на секции итогового педагогического совещания работников дошкольного ...

«Использование интерактивного комплекса « Стол – психолога» в воспитательно-образовательном процессе »

laquo;Использование интерактивного комплекса « Стол – психолога»в воспитательно-образовательном процессе »....

НЕОБХОДИМОСТЬ СУПЕРВИЗИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

. Супервизия представляет собой не просто повышение квалификации в рамках выбранного направления, как, например, курсы повышения квалификации, а полноценный процесс педагогического и психологичес...

Психологические аспекты индивидуализации и дифференциации в воспитательно-образовательном процессе

Презентация к выступлению на педагогическом совете по вопросам индивидуализации и дифеференциации образовательного процесса в техникуме. В выступлении освещены основные аспекты:темперамент;тип мышлени...