ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
статья
В данной статье рассматривается значимость в ценностно-ориентированного подхода в преподавании обществознания в условиях реализации федеральных государственных стандартов среднего общего образования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 44.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Секция 6: «Актуальные проблемы теории и методики преподавания истории и обществознания»
ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ. | |
А.В. Кондаурова, преподаватель обществознания. | |
ГАПОУ СО «АПК» г. Аткарск (Россия) | |
Ключевые слова: ценностно-ориентированный подход, ценностные ориентации. | |
Аннотация: В данной статье рассматривается значимость в ценностно-ориентированного подхода в преподавании обществознания в условиях реализации федеральных государственных стандартов среднего общего образования. |
Образование выступает важнейшим институтом, отвечающим за формирование человеческого и трудового потенциала, территорий во многом определяя возможности социально-экономического развития страны. Именно поэтому развитие образования не только должно идти в ногу со временем, но и носить опережающий характер. В настоящее время отличительной чертой и важнейшим принципом государственной политики в области образования, является обращение к системе ценностей и ценностных ориентаций.
Сегодня при многочисленных вызовах России политикой недружественных стран, перед отечественным образованием со всей остротой встает вопрос о важности сохранения, укрепления и умножении традиционных российских духовно-нравственных ценностей, особенно среди подрастающего поколения и молодежи. Общеизвестный факт, что 21 век стал эпохой смены стереотипов, российской молодежи транслировались и навязывались «чуждые» российской национальной идентичности «западные ценности». Например: индивидуализм и карьеризм; доминирование индивидуального активного, постоянного, бесконечного потребления, как культ личного и общественного счастья; нетрадиционная семья и юридическое признание однополых браков; уроки гендерной ориентации; «чайлдфри́» — система взглядов, центральным аспектом которой является добровольный и осознанный выбор в пользу отказа от рождения детей.[1][С.20-21.] Очевидно, что эффективное противодействие «западным ценностям» основывается на естественном осознании собственной культурной идентичности каждого человека, как народа в целом, так и личности в частности, а также стремлении к созданию открытого, но уникального общества, которое может развиваться, придерживаясь своих традиционных ценностей. Современная ситуация требует принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, за выбор и поддержку, той или иной системы ценностей и ценностных ориентаций[2] [С.220-222.].
В связи с этим усиливается значимость гуманитарных наук в образовании не только для формирования знаний и умений, но и для духовно-нравственного развития молодежи. Применение ценностно-ориентированного подхода в преподавании обществознания способствует пониманию обучающихся сложных и неоднозначных проблем, связанных с ценностями морали, нравственности и общественной активности. Этот подход оказывает влияние на императивы поведения, которые способствуют критически относиться событиям, воспринимать и объективно оценивать информацию о мировых происшествиях и процессах, взаимоотношения, реакции и поведение людей в тех или иных обстоятельствах[3][С.6.].
Формирование ценностей с обучением обществознанию тесно взаимосвязано, ведь ценности предстают как социальное явление, как продукт жизнедеятельности общества и социальных групп. В усвоении нравственности важнейшее значение приобретает процесс воспитания личностных ценностей, которые будут определять поведение индивида на протяжении всей жизни.
Сегодня на уроке обществознания с помощью ценностно-ориентированного подхода, мы учим и воспитываем гражданина России, защитника и ценителя честности, справедливости, свободы.
Содержание обществоведческого образования включает различные подходы, точки зрения, мнения, их обоснования, и все это базируется на определенных ценностных отношениях. В этой связи организация познавательной деятельности, учебного процесса, связанная с изучением обществознания, предполагает выражение своей точки зрения обучающимися, выражение ими отношения к поведению и позиции другого человека; аргументацию и контраргументацию; выбор варианта поведения, действия, решения проблем с опорой на личные ценностные отношения.
Во время уроков обществознания, одна и из важнейших задач педагога сформировать твердое представление у обучающихся, что традиционные Российские ценности незыблемы, одобряются и разделяются большинством людей во все времена и эпохи, не подвергаются сомнению и служат эталоном для следующих поколений. Представления о том, что такое добро, справедливость, Родина, патриотизм, любовь, дружба, смелость, совесть, честь, отвага, верность, жертвенность, семья, трудолюбие, являются ценностными идеалами для всех людей. В связи с этим каждый обучающийся на протяжении своей жизни при решении «жизненных задач», «оценки жизненных ситуаций», должен применять эти нормы и в соответствии с ними оценивать свое поведение и совершенные поступки[4] [С.13.].
При тематическом изучении учебного материала по содержательному разделу «Политика» преподавателю обществознания, следует применять системно-деятельностный подход, так как он предполагает активное вовлечение в процесс обучения интерактивных методов и технологий. Интерактивные методы (семинарское занятие, дискуссии, дебаты, ролевые игры, проекты) повышают эффективность обучения, развивают критическое мышление и навыки общения. В качестве примера, педагог обществознания может провести урок – дискуссию с постановкой центрального, проблемного вопроса: «Почему одна из центральных и приоритетных задач современной политики РФ сохранение исторической памяти? Какие современные мировые и отечественные процессы и события, «заставили» Российскую Федерацию сделать историческую память одним их центральных вопросов «большой» современной политики?». Историческая память - закрепление в массовом сознании граждан ценностных значений событий и фигур прошлого, вокруг которых выстраивается символическое пространство российской идентичности. Во время проведения дебатов, педагог использует личностно-ориентированный принцип, который направляет его на учет каждого обучающегося в процессе формирования его ценностных установок.
В качестве альтернативного примера, можно провести урок дискуссию: «Проблема исторической памяти в контексте патриотизма». В качестве аргументации важности рассмотрения данной темы можно привести мнения, выказывания «первых лиц», высших государственных деятелей РФ. Президент РФ Путин В.В.: «Историческая память должна сохраняться, чтобы мы могли вовремя реагировать на возникающие угрозы для страны. Для сохранения исторической памяти государство приложит все необходимые усилия». «Ничего важнее правды не существует. Историческая память – это не только прошлое, это еще и будущее. Самые сложные уроки дает нам жизнь, и особенность этих уроков заключается в том, что если их не выучить до конца, то они возвращаются», – подчеркнул Сергей Кириенко.
Современный преподаватель обществознания должен, не только хорошо разбираться в своём предмете, но и всё время прокачивать свою эрудицию, следя за научными открытиями, политическими, социально-экономическими событиями в России и за рубежом. Чтобы добиться лучших результатов при обучении, использовать актуальную информацию.
При проведении обычных, традиционных уроков, преподаватель обществознания, применяя в своей практике ценностно-ориентированный подход, может систематически использовать заранее подготовленные, адаптированные источники социальной информации по заданной теме (материалы СМИ, социологические исследования и опросы, научные статьи и др.) Анализируя адаптированные источники социальной информации, обучающиеся исследуют различные факты и мнения, формируют таким образом, собственное критическое мышление, индивидуальный взгляд и позицию.
В качестве примера адаптированного источника можно взять речь В.В. Путина на заседании оргкомитета «Победа»: «Попытки ряда государств переписать, перелицевать мировую историю, становятся все агрессивнее, и по большому счету имеют очевидную цель в отношении нашего общества как минимум: разобщить, лишить нас ориентиров, ослабить и повлиять на ее суверенитет, по сути дела, раскачать суверенитет. Искажение истории, насаждение мифов, вот с этих мифов и начинается раскачка государств и народов. Такой сценарий, как мы видим, был обкатан и на некоторых странах уже, в том числе и на Украине, да и в ряде других государств. Были попытки поступить так же и с нашей страной, с Россией. Но мы вовремя и достаточно твердо, для того чтобы отстоять свои интересы, поставили им заслон. Основой нашей национальной идентичности были и остаются преемственность поколений, верность традициям, высокие духовно-нравственные ориентиры. Как вы знаете, недавно были утверждены и основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей. В их число, безусловно, входит и историческая память. Отмечу, что старт многим инициативам, связанным с этой темой, был дан именно нашим оргкомитетом. Одна из них — это проект «Без срока давности»: системный научный сбор данных о совершенных в годы Великой Отечественной войны преступлениях нацистов и их пособников против мирного населения».[5]
Подбирая материал к уроку обществоведческого цикла, преподаватель должен руководствоваться следующими принципами: научности, доступности, целесообразности, единства теории и практики, актуальности, значимости, последовательности и систематичности, положительного ориентирования, стимулирования сознательности и активности, интегрированности. Актуальность - предусматривает включение в урок, материала который связан с событиями, происходящими в городе, стране, в мире ежедневно, что позволяет преподавателю и обучающимся быть в курсе всех событий. Значимость – предполагает важность обществоведческого материала по тем или иным причинам и событиям. Положительного ориентирования – требует от педагога подобрать материал таким образом, чтобы он решал задачи патриотического, гражданского, нравственного воспитания. Стимулирование сознательности и активности – обязывает педагога подбирать материал так, чтобы обучающиеся не только запоминали его, но и осознанно применяли, проявляли интерес в данной области. [6][С.15.].
Адаптированные источники должны быть «свежими» и максимально актуальными, например, при рассмотрении содержательного раздела обществознания: «Духовная сфера», темы «Современная наука и образование»[7] педагог может осветить IV Конгресс молодых ученых – ключевое событие 2024 года в рамках Десятилетия науки и технологий, объявленного Указом Президента Российской Федерации в целях усиления роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны.[8]
Конгресс выступает крупнейшей площадкой для диалога передовой и фундаментальной науки, государственной власти и реального сектора экономики и задает основные векторы научно-технологического развития России.[9]
На встрече с участниками IV Конгресса молодых ученых президент РФ заявил: «IV Конгресс молодых ученых проходил с 27 по 29 ноября 2024 г. в образовательном центре «Сириус» близ Сочи, в нем приняло участие более 7 тыс. человек из 62 стран мира. Это лишний раз подчёркивает, что наука, так же как и образование, так же как и искусство, призвана объединять людей самых разных национальностей, взглядов, вероисповеданий и так далее и быть фундаментом для общего развития и движения всего человечества вперёд, потому что именно наука создаёт условия для прогресса.
Россия может достичь финансирования науки до 2% от валового внутреннего продукта (ВВП) раньше планового 2030 года.
Отдельное внимание будет уделяться вопросам, связанным с подготовкой квалифицированных инженерных кадров. По его словам, в ближайшие три года необходимо обеспечить обучение миллиона специалистов, а к 2030 году эта цифра должна вырасти до 1,8 млн человек.» [10]
Молодое поколение должно быть предупреждено и научено ориентироваться в смыслообразующих ценностях сегодняшнего времени, открытых мыслителями прошлых эпох и осмысленными современными представителями философии, науки, культуры заинтересованных в феномене понимания человека как личности и путей его позитивного развития.[11] [С.34.]. При использовании ценностно-ориентированного подхода на уроках обществознания для более наглядного и увлекательного процесса обучения необходимо применять мультимедиа и цифровые технологии, например виртуальные экскурсии для соприкосновения с объектами культурного и исторического наследия. Организация педагогом просмотра кинохроник, сюжетов телепередач, например «Бесогон» Н. Михалкова с последующей дискуссией, продолжает формировать у обучающихся ценностные взгляды и установки. Самостоятельная разработка обучающимися, мультимедийных презентаций, позволит визуализировать картину по теме работы, представить публично однокурсникам «плоды» своего творческого, исследовательского поиска на основе различных источников знаний.
В заключение хочется отметить, знания, полученные на уроках обществознания помогут обучающимся стать мыслящими, активными, самостоятельно действующими гражданами, творческой личностью стремящейся преобразовать себя и окружающий мир. Ценностно-ориентированный подход в своей многогранности в преподавании обществознания не только транслирует отдельные системы ценностей, но и способствует целостному становлению личности обучающегося. Предложенный арсенал методических средств кажется вполне оправданным и современным. Данный подход должен охватывать широкий спектр тематических занятий по обществознанию, потому - что принцип ценностной ориентации акцентирует внимание обучающихся на собственной национальной идентичности и уникальности, богатейшем культурном и историческом наследии, патриотизме. Как практикующий педагог хочу отметить, положительные качества ценностно-ориентированного подхода с применением современных образовательных технологий его ключевая направленность не только на передачу знаний, но и на целостное развитие личности обучающихся в русле высоких духовно-нравственных идеалов и формировании мировоззрения.
Список литературы:
1. Басюк В. С. Личностные результаты освоения основных образовательных программ обучающимися в условиях реализации ФГОС общего образования // Развитие личности. 2017. № 3.
2. Боголюбов Л. Н. Обществознание в современной школе: актуальные вопросы теории и методики. М.; СПб.: Нестор-История, 2013. 256 с.
3. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания: учебник и практикум для академического бакалавриата. – Люберцы: Юрайт, 2024 – 274 c.
4. Емельянова, И. А. Теоретические и практические аспекты влияния русской национальной культуры на формирование ценностных ориентаций личности / И. А. Емельянова, Л. И. Акинина, Н. А. Гладкова, Е. В. Игумнова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50 (184).
5. Методика преподавания общеоразовательной дисциплины «Обществознание». М.- ИРПО. 2022. - 57 с.
6. Реализация ценностного подхода в образовании: Коллективная монография / Отв. ред. Л.А. Ибрагимова, О.И. Истрофилова. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014 – 153 с.
7. Самохвалов Н. А. Вызовы государственной молодежной политики Российской Федерации и возможные пути их преодоления// Актуальные вопросы современности: наука и общество.- №1.
8. Толочко А.В. Теория и методика обучения обществознанию в школе: учебное пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2019 – 124 с.
[1] Самохвалов Н. А. Вызовы государственной молодежной политики Российской Федерации и возможные пути их преодоления// Актуальные вопросы современности: наука и общество.- №1.
[2] Емельянова, И. А. Теоретические и практические аспекты влияния русской национальной культуры на формирование ценностных ориентаций личности / И. А. Емельянова, Л. И. Акинина, Н. А. Гладкова, Е. В. Игумнова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50 (184).
[3] Реализация ценностного подхода в образовании: Коллективная монография / Отв. ред. Л.А. Ибрагимова, О.И. Истрофилова. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014 – 153 с.
[4] Толочко А.В. Теория и методика обучения обществознанию в школе: учебное пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2019 – 124 с.
[5] o_sohranenii_istoricheskoy_pamyati_govoril_prezident_na_zasedanii_orgkomiteta_pobeda
[6] Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания: учебник и практикум для академического бакалавриата. – Люберцы: Юрайт, 2024 – 274 c.
[7] Методика преподавания общеоразовательной дисциплины «Обществознание». М.- ИРПО.#1089;
[9] Там же.
[11] Басюк В. С. Личностные результаты освоения основных образовательных программ обучающимися в условиях реализации ФГОС общего образования // Развитие личности. 2017. № 3. С. 29-43.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностный подход в преподавании английского зыка: внутренний контроль.
Компетентностный подход в преподавании английского зыка: внутренний контроль....

Технологии системно-деятельностного подхода в преподавании дисциплины «иностранный язык
"Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность" Б.ШоуИзучая данную тему, я обнаружила, что эта тема не только актуальна, но и является предметом споров, дискуссий, конференций, как среди сред...

Синтетический подход в преподавании математики в образовательных учреждениях СПО и НПО
Статья. Синтетический подход в преподавании математики в образовательных учреждениях СПО и НПО...

"TBL" и "PBL" Два новых подхода к преподаванию анлгийского языка
Task based learning(TBL) и Project based learning(PBL) краткое описание этих двух методик...

Реализация ФГОС НОО: преемственность и инновации. Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО (Баландина М.Б., заместитель директора по научно-методической работе)
Реализация ФГОС НОО: преемственность и инновации. Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО (Баландина М.Б., заместитель директора по научно-методичес...
Мероприятие ценностно-ориентированного направления «Творческий проект «24 марта – Всемирный день борьбы с туберкулезом»
Мероприятие ценностно-ориентированного направления «Творческий проект «24 марта – Всемирный день борьбы с туберкулезом» проводится с целью повышения уровня знаний среднего меди...
Разработка концепции современного урока с применением ценностно-ориентированного подхода на уроках географии и истории в рамках казахстанского образования
Введение: Ценностно-ориентированный подход в образовании способствует формированию у обучающихся системы ценностей, основанной на национальной идентичности, культурном наследии и традициях казахстанск...
