РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ (ДУАЛЬНОЙ) МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
статья
Аннотация: Действующая система подготовки кадров во многих регионах характеризовалась как слабо реагирующая на происходящие в экономике преобразования, обладающая инерционностью профессиональных образовательных организаций в сфере внедрения новых производственных и образовательных технологий и не обеспечивающая адаптацию выпускников в условиях реального производства. Для выравнивания ситуации необходимо последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения, которая направлена на совершенствование системы среднего профессионального образования. Дуальное обучение - это форма организации и реализации образовательного процесса, которая подразумевает теоретическое обучение в колледже, а практическое - в организации работодателя.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.11 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ (ДУАЛЬНОЙ) МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Минаева И.Н.
Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «Тульский государственный машиностроительный колледж им. Н.Демидова», Тула
Аннотация: Действующая система подготовки кадров во многих регионах характеризовалась как слабо реагирующая на происходящие в экономике преобразования, обладающая инерционностью профессиональных образовательных организаций в сфере внедрения новых производственных и образовательных технологий и не обеспечивающая адаптацию выпускников в условиях реального производства. Для выравнивания ситуации необходимо последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения, которая направлена на совершенствование системы среднего профессионального образования. Дуальное обучение - это форма организации и реализации образовательного процесса, которая подразумевает теоретическое обучение в колледже, а практическое - в организации работодателя.
Ключевые Слова: дульное обучение, практико-ориентированное обучение, работодатели, профессиональные умения
Дуальная модель обучения становится привлекательной благодаря следующим факторам:
- Учебные планы составляются с учетом предложений работодателей. Таким образом, преодолевается разрыв между теорией и практикой, и на предприятие поступает специалист, фактически готовый к выполнению своих; трудовых функций;
- Будущий специалист получает реальные профессиональные умения и компетенции на рабочем месте на основе эффективных технологий. Будущий специалист максимально мотивирован на производственную деятельность в коллективе;
- Будущий специалист усваивает нормы корпоративной культуры предприятия;
- Сокращаются ошибки кадровых служб в подборке персонала;
- Сотрудничество с образовательной организацией в рамках дуального обучения дает возможность предприятиям провести курсы повышения квалификации с приглашением наиболее подготовленных преподавателей.
Цель дуального обучения – совершенствование модели подготовки рабочих кадров с учетом реальных потребностей экономики в квалифицированных кадрах.
Задачи – разработка моделей участия предприятий в финансировании и реализации программ подготовки профессиональных кадров, а также моделей и форматов сетевого взаимодействия колледжа и предприятия в подготовке кадров.
Основной показатель, на улучшение/достижение которого направлена практика:
- Профессиональное образование, ориентированное на реальное производство.
- Развитие системы прогнозирования потребностей в кадрах.
- Увеличение уровня финансирования образования со стороны предприятий.
- Вариативность индивидуальных образовательных программ.
- Развитие системы независимой оценки качества подготовки выпускников и педагогических кадров.
- Значительный рост квалификации рабочих кадров и повышение престижа рабочих профессий в результате развития новых форм образования.
- Повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения за счет стажировок на предприятии и изучения передовых технологий.
- Повышение доли участников и победителей конкурсов профессионального мастерства различных уровней.
- Доля выпускников, трудоустроившихся по профессии, в общем количестве выпускников.
Наш алгоритм реализации дуальной модели обучения
1. Выбор объекта для реализации дуальной модели обучения:
Рассмотрен вопрос на Попечительском Совете о сотрудничестве с предприятиями по модели дульного обучения. Созданы рабочие группы на предприятии и в колледже по вопросам обновления образовательных программ и организации производственной практики
2. Прогноз потребности в кадрах:
Проведен мониторинг потребностей в кадрах по заявкам работодателей.
Согласно мониторингу наиболее востребованы профессии, которые востребованы ведущими оборонно-промышленным комплексом Тульской области: Оператор станков с ПУ; Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям); Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки); Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования; Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов.
3. Профессиональная ориентация:
Работа по профессиональной ориентации является важнейшим фактором, обеспечивающим осмысленный выбор школьниками профессий и специальностей, наиболее перспективных с точки зрения развития региона и обеспечения баланса между результатами прогноза потребностей в кадрах и спросом на обучение. Проводятся дни открытых дверей, фестивали профессий, на которых выпускники школ могут познакомиться с профессиями и специальностями, оснащением колледжа, со студенческой жизнью, успехами в конкурсах профессионального мастерства. Также приглашаются работодатели для профориентации в приемную комиссию, на конкурсы профессионального мастерства, на фестивали профессий. Работодатели частые гости в колледже, присутствуют на многих мероприятиях.
4. Обновление образовательных программ:
Обновление ОПОП осуществляется совместно с предприятиями-работодателями. С работодателями согласованы учебные планы и календарные учебные графики. Такая форма сотрудничества предусмотрена новыми ФГОС, в соответствии с которыми до 30% содержания программы подготовки специалистов адаптированы к требованиями работодателей.
5. Организация производственной практики:
За каждым студентом закрепляется наставник - наиболее квалифицированный специалист предприятия, прошедший педагогическую подготовку и осуществляющий: передачу личного профессионального опыта; формирование общих, профессиональных и специальных компетенций, обучение наиболее рациональным приемам и методам работы; мобильную корректировку профессиональных компетенций студентов; обеспечение оптимального использования времени и ресурсов; повышение мотивации студентов к установлению длительных трудовых отношений с предприятием; обучение на рабочем месте осуществляется в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком, планом мероприятий по обеспечению образовательного процесса.
6. Оценка профессиональной квалификации осуществляется в результате:
- Государственной итоговой аттестации
- Квалификационного экзамена
- Профессионально - общественной аккредитации образовательных программ
- Сертификации профессиональных квалификаций Областным Союзом работодателей
Описание механизма становления практики:
Организационный этап:
- Заключение договора с организацией - партнером.
- Изучение потребностей организации – партнера.
- Проведение организационно - информационных совещаний.
Ключевые факторы успеха:
- Трудоустройство студентов по специальности/профессии еще в период обучения.
- Увеличение количества студентов, участвующих в конкурсах профессионального мастерства.
- Увеличение социальных партнеров, включенных в систему дуального обучения.
- Предоставление мест практик на предприятиях с последующем трудоустройством.
- Привлечение к образовательному процессу в качестве специалистов профессионального обучения высококвалифицированный инженерно- технический персонал предприятия.
- Помощь специалистов предприятий в ремонте материально-технической базы колледжа.
- Подготовка участников для конкурса профессионального мастерства Профессионалы на базе предприятий специалистами данных предприятий.
Список использованных источников:
1. Лейбович, А.Н. Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования: практическое пособие [Текст] / под общ. ред. А. Н. Лейбовича. - М.: Федеральный институт развития образования, 2021. — 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированные оценочные средства как метод формированию конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста
Новые стандарты ФГОС включают в себя не только требования к знаниям, но и к уровню воспитанности, развития личности, а также к условиям образования. Вот почему перед нами остро встала и в ...

Задачи, стоящие перед мастером производственного обучения при реализации практико-ориентированных программ в системе СПО
Практико-ориентированное обучение – это процесс освоения студент образовательной программы с целью формирования у студентов профессиональной компетенции за счёт выполнения ими реальных практических за...

Прикладной практико-ориентированный проект "Использование методики обучения вождению автомобиля категории «В» с учетом формирования профессиональных и общих компетенций"
Практическая подготовка студентов является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки и обеспечивается путем участия студентов в осуществлении деятельности в соответствии с образовательными пр...

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА.
Модель подготовки специалиста включает все виды учебной, познавательной деятельности, учебные планы, программы, различные варианты связи с практической деятельностью через учебную, производствен...

Дуальная модель обучения
Дуальная система подготовки компетентных, востребованных рынком труда выпускников образовательных организаций СПО....

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ
В методических рекомендациях рассматривается возможность реализации практико-ориентированного подхода в преподавании общеобразовательных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования ...

