РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ (ДУАЛЬНОЙ) МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
статья

Минаева Ирина Николаевна

Аннотация:  Действующая система подготовки кадров во многих регионах характеризовалась как слабо реагирующая на происходящие в экономике преобразования, обладающая инерционностью профессиональных образовательных организаций в сфере внедрения новых производственных и образовательных технологий и не обеспечивающая адаптацию выпускников в условиях реального производства. Для выравнивания ситуации необходимо последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения, которая направлена на совершен­ствование системы среднего профессионального образования. Дуальное обучение - это форма организации и реализации образовательно­го процесса, которая подразумевает теоретическое обучение в колледже, а прак­тическое - в организации работодателя.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл staraya_statya_minaeva_i.n._sektsiya_no_3.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ (ДУАЛЬНОЙ) МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Минаева И.Н.

Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «Тульский государственный машиностроительный колледж им. Н.Демидова», Тула

Аннотация: Действующая система подготовки кадров во многих регионах характеризовалась как слабо реагирующая на происходящие в экономике преобразования, обладающая инерционностью профессиональных образовательных организаций в сфере внедрения новых производственных и образовательных технологий и не обеспечивающая адаптацию выпускников в условиях реального производства. Для выравнивания ситуации необходимо последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения, которая направлена на совершенствование системы среднего профессионального образования. Дуальное обучение - это форма организации и реализации образовательного процесса, которая подразумевает теоретическое обучение в колледже, а практическое - в организации работодателя.

Ключевые Слова: дульное обучение, практико-ориентированное обучение, работодатели, профессиональные умения

Дуальная модель обучения становится привлекательной благодаря следующим факторам:

  • Учебные планы составляются с учетом предложений работодателей. Таким образом, преодолевается разрыв между теорией и практикой, и на предприятие поступает специалист, фактически готовый к выполнению своих; трудовых функций;
  • Будущий специалист получает реальные профессиональные умения и компетенции на рабочем месте на основе эффективных технологий. Будущий специалист максимально мотивирован на производственную деятельность в коллективе;
  • Будущий специалист усваивает нормы корпоративной культуры предприятия;
  • Сокращаются ошибки кадровых служб в подборке персонала;
  • Сотрудничество с образовательной организацией в рамках дуального обучения дает возможность предприятиям провести курсы повышения квалификации с приглашением наиболее подготовленных преподавателей.

Цель дуального обучения – совершенствование модели подготовки рабочих кадров с учетом реальных потребностей экономики в квалифицированных кадрах.

Задачи – разработка моделей участия предприятий в финансировании и реализации программ подготовки профессиональных кадров, а также моделей и форматов сетевого взаимодействия колледжа и предприятия в подготовке кадров.

Основной показатель, на улучшение/достижение которого направлена практика:

  • Профессиональное образование, ориентированное на реальное производство.
  • Развитие системы прогнозирования потребностей в кадрах.
  • Увеличение уровня финансирования образования со стороны предприятий.
  • Вариативность индивидуальных образовательных программ.
  • Развитие системы независимой оценки качества подготовки выпускников и педагогических кадров.
  • Значительный рост квалификации рабочих кадров и повышение престижа рабочих профессий в результате развития новых форм образования.
  • Повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения за счет стажировок на предприятии и изучения передовых технологий.
  • Повышение доли участников и победителей конкурсов профессионального мастерства различных уровней.
  • Доля выпускников, трудоустроившихся по профессии, в общем количестве выпускников.

Наш алгоритм реализации дуальной модели обучения

1. Выбор объекта для реализации дуальной модели обучения:

Рассмотрен вопрос на Попечительском Совете о сотрудничестве с предприятиями по модели дульного обучения. Созданы рабочие группы на предприятии и в колледже по вопросам обновления образовательных программ и организации производственной практики

2. Прогноз потребности в кадрах:

Проведен мониторинг потребностей в кадрах по заявкам работодателей.

Согласно мониторингу наиболее востребованы профессии, которые востребованы ведущими оборонно-промышленным комплексом Тульской области: Оператор станков с ПУ; Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям); Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки); Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования; Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов.

3. Профессиональная ориентация:

Работа по профессиональной ориентации является важнейшим фактором, обеспечивающим осмысленный выбор школьниками профессий и специальностей, наиболее перспективных с точки зрения развития региона и обеспечения баланса между результатами прогноза потребностей в кадрах и спросом на обучение. Проводятся дни открытых дверей, фестивали профессий, на которых выпускники школ могут познакомиться с профессиями и специальностями, оснащением колледжа, со студенческой жизнью, успехами в конкурсах профессионального мастерства. Также приглашаются работодатели для профориентации в приемную комиссию, на конкурсы профессионального мастерства, на фестивали профессий. Работодатели частые гости в колледже, присутствуют на многих мероприятиях.

4. Обновление образовательных программ:

Обновление ОПОП осуществляется совместно с предприятиями-работодателями. С работодателями согласованы учебные планы и календарные учебные графики. Такая форма сотрудничества предусмотрена новыми ФГОС, в соответствии с которыми до 30% содержания программы подготовки специалистов адаптированы к требованиями работодателей.

5. Организация производственной практики:

За каждым студентом закрепляется наставник - наиболее квалифицированный специалист предприятия, прошедший педагогическую подготовку и осуществляющий: передачу личного профессионального опыта; формирование общих, профессиональных и специальных компетенций, обучение наиболее рациональным приемам и методам работы; мобильную корректировку профессиональных компетенций студентов; обеспечение оптимального использования времени и ресурсов; повышение мотивации студентов к установлению длительных трудовых отношений с предприятием; обучение на рабочем месте осуществляется в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком, планом мероприятий по обеспечению образовательного процесса.

6. Оценка профессиональной квалификации осуществляется в результате:

  • Государственной итоговой аттестации
  • Квалификационного экзамена
  • Профессионально - общественной аккредитации образовательных программ
  • Сертификации профессиональных квалификаций Областным Союзом работодателей

Описание механизма становления практики:

Организационный этап:

  1. Заключение договора с организацией - партнером.
  2. Изучение потребностей организации – партнера.
  3. Проведение организационно - информационных совещаний.

Ключевые факторы успеха:

  1. Трудоустройство студентов по специальности/профессии еще в период обучения.
  2. Увеличение количества студентов, участвующих в конкурсах профессионального мастерства.
  3. Увеличение социальных партнеров, включенных в систему дуального обучения.
  4. Предоставление мест практик на предприятиях с последующем трудоустройством.
  5. Привлечение к образовательному процессу в качестве специалистов профессионального обучения высококвалифицированный инженерно- технический персонал предприятия.
  6. Помощь специалистов предприятий в ремонте материально-технической базы колледжа.
  7. Подготовка участников для конкурса профессионального мастерства Профессионалы на базе предприятий специалистами данных предприятий.

Список использованных источников:

1. Лейбович, А.Н. Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования: практическое пособие [Текст] / под общ. ред. А. Н. Лейбовича. - М.: Федеральный институт развития образования, 2021. — 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированные оценочные средства как метод формированию конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста

Новые стандарты ФГОС включают в себя не только требования к знаниям, но и к уровню воспитанности, развития личности, а также к условиям образования. Вот почему перед нами  остро встала  и в ...

Задачи, стоящие перед мастером производственного обучения при реализации практико-ориентированных программ в системе СПО

Практико-ориентированное обучение – это процесс освоения студент образовательной программы с целью формирования у студентов профессиональной компетенции за счёт выполнения ими реальных практических за...

Прикладной практико-ориентированный проект "Использование методики обучения вождению автомобиля категории «В» с учетом формирования профессиональных и общих компетенций"

Практическая подготовка студентов является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки и обеспечивается путем участия студентов в осуществлении деятельности в соответствии с образовательными пр...

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА.

Модель подготовки специалиста включает все виды учебной, познавательной деятельности, учебные планы, программы, различные варианты связи с практической деятельностью через учебную, производствен...

Дуальная модель обучения, опыт и перспективы.

Дуальная модель обучения, опыт и перспективы....

Дуальная модель обучения

Дуальная система подготовки компетентных, востребованных рынком труда выпускников образовательных организаций СПО....

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ

В методических рекомендациях рассматривается возможность реализации практико-ориентированного подхода в преподавании общеобразовательных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования ...