Проект "Способы высаживания рассады томатов и их влияние на развитие и урожайность"
проект
Наблюдая за тем, как бабушка заботливо относится к саженцам томатов (сохраняет их корневую систему), я задалась вопросом, а может ли помидор вырасти с поврежденным корнем или совсем без него. И решила сама ответить на этот вопрос.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большееланская СОШ» села Большая Елань
Способы высаживания рассады томатов и их влияние на развитие и урожайность
Выполнила: Мосикян Софья
Ученица 3 класса
МБОУ «Большееланская СОШ»
Руководитель: Бондарец Вера Михайловна
учитель начальных классов 1 категории
с. Большая Елань
2018-2019г.
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация | 3 |
1.Научная статья | 4 |
1.Биологические данные | 4 |
Подготовка почвы | 5 |
Высадка рассады | 5 |
Уход | 6 |
2.История появления томатов в России | 6 |
3.Полезные свойства томатов | 7 |
4.Проведение практического исследования и оформление результатов исследования | 8 |
4.1.Посадка рассады | 8 |
4.2.Методика Ю.Ф. Палкина | 8 |
4.3.Проведение опыта по методике Палкина Ю.Ф | 9 |
4.4.Фенологические наблюдения | 10 |
4.5.Результаты опыта | 11 |
5.Вывод | 12 |
6.Литература | 13 |
7.Приложения | 14 |
Аннотация
Наблюдая за тем, как бабушка заботливо относится к саженцам томатов (сохраняет их корневую систему), я задалась вопросом, а может ли помидор вырасти с поврежденным корнем или совсем без него. И решила сама ответить на этот вопрос.
Цель работы: Теоретически изучить и экспериментально выявить способы высаживания томатов, влияющие на их развитие и урожайность.
Объект исследования: группы рассады томатов сорта «Маша» с разной корневой системой.
Предмет исследования: способы высаживания томатов, влияющие на их развитие и урожайность
Гипотеза: мы предполагаем, что развитие и урожайность томатов зависит от способов высаживания рассады. Если рассаду высаживать без корневой системы, то она будет хуже развиваться и даст меньший урожай, чем рассада, высаженная классическим способом
Задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Подобрать способы высаживания рассады.
3.Провести исследование и сделать выводы
Использованные методики:
- Изучение методики Ю. Ф. Палкина и И.М.Макшонова[6]
- Проведение опыта и агротехники исследуемой культуры по методике Ю.Ф.Палкина. [5]
Все мероприятия по уходу проводились своевременно, тщательно, однообразно по всему опыту.
- Учет и наблюдения по методике Ф.Палкина и И.М.Макшонова. Наблюдение по каждому участку. Учёт урожая. [6]
Используемые методы
- Теоретический метод анализ литературы по теме исследования.
- Практический метод – эксперимент.
- Наблюдение
- Сравнение полученного урожая.
Практическая значимость: опыт проведённого исследования можно использовать при посадке томатов на приусадебных участках.
1. Научная статья
1.1.Биологические данные
Вот, что говорится о томате в толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой: «Помидор - огородное растение семейства паслёновых, а также его округлый сочный плод красного или, реже, желтого цвета, томат». Вообще, о том, что же такое помидор, до сих пор ведутся ожесточенные споры. Мы привыкли называть томат овощем, хотя, на самом деле, никакой он не овощ, а обычная ягода. Американцы же настаивали, что томат это овощ, по той простой причине, что казна получала больше налогов и прибыли от продажи его как овоща. Интересно, что в английском языке, в отличие от русского, овощ и фрукт называют одним словом, отсюда и дополнительная неразбериха в терминологии. Однако в начале нынешнего века, в 2000 году, европейские ученые вынесли окончательное и справедливое решение, установив, что помидор, или томат, на самом деле не что иное, как фрукт.[4]
Тома́т,или помидóр (лат. Solánumlycopérsicum) однолетнее или многолетнее травянистое растение, вид рода Паслён (Solanum)[2] семейства Паслёновые(Solanaceae). Возделывается как овощная культура.
Название «помидор» происходит от итал. pomo d'oro — «золотое яблоко». Слово «томат» восходит к ацтекскому названию растения «томатль» через французское tomate. В настоящий момент в русском языке оба названия равноправны.
Томат имеет сильно развитую корневую систему стержневого типа. Корни разветвлённые, растут и формируются быстро. Уходят в землю на большую глубину (при безрассадной культуре до 1 м и более), распространяясь в диаметре на 1,5-2,5 м. При наличии влаги и питания дополнительные корни могут образовываться на любой части стебля, поэтому томат можно размножать не только семенами, но также черенками и боковыми побегами (пасынками). Поставленные в воду, они через несколько суток образуют корни.
Стебель у томата прямостоячий или полегающий, ветвящийся, высотой от 30 см до 2 м и более. Листья непарноперистые, рассечённые на крупные доли, иногда картофельного типа. Цветки мелкие, невзрачные, жёлтые различных оттенков, собраны в кисть. Томат в одном цветке имеются мужские и женские органы.
Плоды — сочные многогнёздные ягоды различной формы (от плоско-округлой до цилиндрической; могут быть мелкими (масса до 50 г), средними (51-100 г) и крупными (свыше 100 г, иногда до 800 г и более). Окраска плодов от бледно-розовой до ярко-красной и малиновой, от белой, светло-зелёной, светло-жёлтой до золотисто-жёлтой.[ 7 ]
Семена томата мелкие, серовато-жёлтой окраски, сохраняют всхожесть шесть и более лет.
Для растений томатов в рассаде и взрослом состоянии дневная температура 22-24 С и ночная-16-18С являются оптимальными.[5] Лучшая температура почвы в фазе рассады равна 18-20С, цветение -21-23С, в фазе плодоношения 23-27С. При температуре 15С прекращается цветение, а снижение её до 10С вызывает прекращение роста.[6]
Томат в связи с южным происхождениям относится к светолюбивым растениям.
1.2.Подготовка почвы .
Выбрав место для посадки помидоров, правильно подготовив рассаду и организовав качественный уход за ростками, можно получить полезный урожай, который принесет желаемую прибыль. Помидор – растение достаточно требовательное. Оно любит солнце, но плохо относится к ветру и сквознякам. Поэтому при выборе территории для томатов, необходимо придерживаться именно этих правил – открытое солнце и минимальная продуваемость. Это не должен быть склон или низина, особенно если там всегда сыро из-за близости грунтовых вод, участок должен быть ровным, томаты крайне требовательны к почве.
Лучшие почвы для томата – суглинистые чернозёмы, серые лесные почвы с повышенным содержанием гумуса. Хорошими предшественниками томатов являются – огурцы, капуста, бобовые. [5].
При перекопке гряд не должен выворачиваться нижний менее плодородный глинистый слой почвы. Можно это делать лопатой, но лучше иметь специальные вилы с утолщёнными зубьями. Почва при такой копке хорошо рыхлится, полезная микрофлора накапливается в верхнем 0-15 см горизонте.
Не стоит добавлять в грунт навоз, ведь помидоры его не любят, и в результате вся сила пойдёт на наращивание только зелёной массы. Верхушки растения начнут закручиваться кольцом, но урожай окажется не большим.
Если были заморозки, рекомендуется накрыть почву черным материалом примерно в середине мая.
Формировать грядки необходимо за неделю до предполагаемой высадки. Глубина лунок должна быть не меньше 20 сантиметров. За несколько недель почву необходимо полить раствором медного купороса. Готовится раствор в следующих пропорциях - на 10 л воды берётся 1 столовая ложка купороса. Эта простая процедура поможет обеззаразить почву.[ 5 ]
1.3.Высадка рассады
Оптимальный срок высадки 40-50-дневной рассады- конец мая – начало июня (в зависимости от погоды).
Растения высаживают наклонно, на 5-7 см глубже чем росли в рассаднике. У рассады засыпается 2-3 междоузлия. После посадки растения поливают.[5]
Перед посадкой саженцы нужно осмотреть. У переросших томатов удаляют 2-3 нижних листа, это позволяет немного заглубить рассаду, не давая ей вытягиваться. Саженцы перемещаются в лунку вместе с земляным комом, переросшие корешки можно аккуратно прищипнуть. Корни не должны подгибаться, их необходимо разместить свободно. Томаты в торфяных горшочках помещаются в лунку вместе с емкостью, торфяные стенки нужно предварительно надрезать, чтобы не ограничивать рост корней. Помидоры после посадки нужно полить теплой водой. Лунка засыпается землей, поверхность утрамбовывается руками. Сверху почва присыпается тонким слоем торфа. После торфяного мульчирования поливать посадки не нужно, иначе на почве образуется корка, препятствующая нормальному воздухообмену. Особо теплолюбивые сорта можно прикрыть пленкой на 1-2 дня. Сразу же после посадки стебельки томатов приподнимаются и подвязываются к колышкам, заранее вкопанным возле каждой лунки. Если вкопать колья позже, они могут повредить корни.
Подвязывать томаты нужно мягкими лоскутками или специальной клейкой лентой, подойдут и удобные пластиковые клипсы. Использовать проволоку или леску нельзя, жесткий материал может перерезать нежные помидорные стебли. [ 8]
1.4.Уход
Уход за помидорами в открытом грунте ничем не отличается от выращивания томата в защищенном грунте. Технология выращивания помидоров почти одинакова. Единственное исключение — томаты не нуждаются в проветривании. При похолодании посадки можно укрыть пленкой, но такой прием необходим только в зонах рискованного земледелия или при посадке очень капризных сортов. Выращивая томаты в открытом грунте, нужно быть готовым к погодным перепадам. Уход в открытом грунте включает правильный полив, подкормки, своевременное удаление сорняков. Чтобы избавить себя от необходимости постоянно уничтожать сорняки, почву под томатами можно замульчировать торфом, опилками, шелухой семян подсолнечника.
Уход заключается в обеспечении влажности почвы, рыхлении и удалении сорняков, подкормках, борьбе с болезнями и сборе плодов. [5]
2. История появления томатов в России.
По сравнению с другими овощными культурами, томат для России – культура относительно новая. Выращивать помидоры начали в южных районах страны в XVIII веке. В Европе в это время томаты считались несъедобными, но у нас их выращивали и как декоративную, и как пищевую культуру.
При Екатерине II, которая сделала немало открытий для России, появляются первые сведения о помидорах. Императрица пожелала выслушать доклад «о диковинных фруктах и необыкновенных произрастаниях» на европейских полях. Российский посол докладывал ей, что «французские бродяги едят помидоры с клумб и, вроде бы, от этого не страдают».
Летом 1780 года русским послом в Италии была отправлена в Петербург императрице Екатерине II партия фруктов, в которую входило также большое количество помидоров. И внешний вид, и вкус диковинного плода очень понравились во дворце, и Екатерина приказала регулярно доставлять к её столу помидоры из Италии. Не знала императрица, что помидоры, под названием "любовные яблоки", уже не один десяток лет с успехом выращиваются её подданными на окраинах империи: в Крыму, Астрахани, Тавриде и Грузии.
Одна из первых публикаций о культуре томатов в России принадлежит основоположнику российской агрономии, ученому и исследователю А.Т. Болотову. В 1784 году он писал, что в средней полосе «томаты выращиваются во многих местах, в основном в комнатных условиях (в горшках) и иногда в садах».
Таким образом, в XVIII веке томат был больше декоративной "горшочной" культурой, только дальнейшее развитие огородничества сделало томат полностью пищевой: к середине XIX века культура томатов начинает распространяться по огородам России в средних областях, а к концу этого века широко распространяется и в северных районах. [2]
3. Полезные свойства томатов
Плоды томатов, которые мы в обиходе неизменно называем помидорами, имеют множество полезных и даже целебных свойств. В томатах содержатся вещества, минералы и витамины, не только необходимые, но и полезные для организма человека. В их составе имеются сахара в виде фруктозы и сахарозы, различные минеральные соли и вещества. А также практически полный набор витаминов, бета-каротин и различные органические кислоты. Что очень важно, плоды томатов содержат такое вещество, которое является уникальным природным лекарством, обладающим сильными терапевтическими свойствами. Причем его содержание в помидорах, как показывают исследования, довольно высоко. К примеру, выше, чем даже в наиболее качественных сырах. Кстати, именно благодаря этому помидоры имеют такие насыщенные яркие цвета. Это органическое соединение хорошо усваивается организмом, является хорошим средством для профилактики сердечнососудистых и онкологических заболеваний. Однако полезные свойства томатов на этом не оканчиваются. Они действуют как антидепрессанты, имеют антибактериальные и противовоспалительные свойства, способствуют правильному обмену веществ и улучшению пищеварения. [2]
4.Проведение практического исследования и оформление результатов исследования
4.1.Посадка рассады.
Для того, что бы правильно провести экспериментальную часть, необходимо составить план работы. Приложение 1.Таблица №1.
Перед посадкой семена нужно подготовить. Эта процедура займёт некоторое время, но провести её необходимо. Обеззараживание семян помогает повысить сопротивляемость болезням, а замачивание ускорит прорастание. Чаще всего для обработки семян пользуются имеющимися в каждом доме средствами: марганцовкой; перекисью водорода.
Сроки посева семян на рассаду зависят от многих нюансов: регион проживания; особенности скороспелости сорта (раннеспелые, средние или поздние сорта); временных затрат на подготовку семян к посадке; рекомендаций производителя семян, которые указаны на упаковке.
Свои семена «Маша» мы посадили в конце февраля Приложение 2. Фото1.Поставили их в тёплое место, для прорастания. На третий день после посадки наши семена дали всходы. Приложение 2. Фото2. Сеянцы чувствительнее к недоливам или избытку воды, чем взрослая рассада. При проведении полива нужно следовать следующим правилам:
После посадки семян первый полив проводят на 2 или 3 день после появления большего количества всходов;[5 ],поливают сеянцы строго под корень или льют воду в междурядья;
Полив производят только тёплой водой (23°С)После массового прорастания сеянцы поливают часто — 1 раз в 3 – 4 дня, корректируя частоту в соответствии с температурой воздуха и быстротой высыхания грунта. После пикировки полив осуществляют на 3 – 4 сутки. Частота полива пикированной рассады составляет 1 раз в 7 – 10 дней.
Пикировка. Для рассады помидоров эта процедура очень важна. Она помогает сеянцу нарастить достаточную корневую систему, позволяющую получить большее количество питательных компонентов и влаги.
Пикировку проводят на 10-14 день после всходов. К этому времени на сеянце должно быть не мене 2 настоящих листиков. Приложение 2. Фото3.
4.2.Методика Ю.Ф. Палкинаи и И.М.Макшонова
Способ заключается в новой технологии высадки рассады томатов в грунт. Делать это нужно не традиционным способом – вертикально, а горизонтально. Не слишком глубокую борозду (10-12 см) готовят заранее, поливают ее, а затем укладывают оголенный стебель (листья предварительно надо аккуратно срезать), вернее 2/3 его части на дно. Сверху засыпают слоем почвы. Важно соблюсти еще одно правило посадки – строгое направление растения с юга на север, чтобы по мере роста оно постепенно выпрямлялось вертикально и тянулось к солнцу. На части стебля, закопанной в землю, очень быстро развиваются корни, которые стремительно подключаются к общей системе питания рассады. Примечательно, что они по своей силе и величине в разы превосходят основную корневую систему. Данный способ рекомендован в большей степени тем, кто занимается посадкой томатов с целью их последующей продажи.
4.3. Проведение опыта.
Необходимо взять саженец томата, отрезать корень и высадить получившийся росток в лунку. Его нужно хорошо прикопать и полить.
Мы разрезали растения на две части: верхушку с 5 листьями и высадили в грунт.
Все верхушки посадили на одну грядку. Приложение 2. Фото4. Поставили табличку с названием сорта, чтобы они не перепутались. Сразу же поставили палки для подвязки, что бы потом не нарушать корневую систему. Растения полили водой.
Исследовательская работа проводилась на территории пришкольного участка МБОУ «Большееланская СОШ».
Для проведения работы были определены 2 делянки площадью по 1 кв.м.
На первой делянке посадка рассады томатов осуществлялась классическим способом посадки рассады в открытый грунт по методике И.М.Макшонова, а на второй делянке опытная высадка рассады томатов.
4.4. Фенологические наблюдения.
Все наблюдения записаны в специальном дневнике наблюдений. Данные, представленные для работы выписаны из дневника.
Дата | Что делали | Наблюдения |
21.03 | Посеяли семена на рассаду | Приложение №2 |
18.04 | Провели пикировку растений. | Растения хорошо принялись. Приложение №2 |
16.06 | Высадили образцы в грунт, разными способами:1- обычный, 2- без корня. | Приложение №2 |
23.06 | Наблюдение, прополка, полив, рыхление. | Томаты прижились хорошо и на контрольном участке и на опытнеческом . Приложение №3 |
02.07 | Наблюдение, прополка, полив, рыхление. | Зацвели томаты на контрольном участке(№1) Приложение №3 |
09.07 | Наблюдение, прополка, полив, рыхление. | Зацвели томаты на опытническом участке(№2) Приложение №4 |
12.07 | Наблюдение, прополка, полив, рыхление. | Завязались плоды на участке №1 Приложение №4 |
19.07 | Наблюдение, прополка, полив, рыхление. | Завязались плоды на участке №2 Приложение №5 |
24.07 | Наблюдение, прополка, полив, рыхление. | Томатов на участке №1 больше и они крупнее Приложение №5 |
13.08 | Наблюдение, прополка, полив, рыхление. | Томаты на участке №1 начали краснеть Приложение №6 |
4.5.Результаты опыта.
Номер участка | Фактический вес урожая |
1 | 6 кг. 880 гр. |
2 | 3 кг. 900 гр. |
5. Вывод .
Таким образом наша гипотеза: «Мы предполагаем, что развитие и урожайность томатов зависит от способов высаживания рассады. Если рассаду высаживать без корневой системы, то она будет хуже развиваться и даст меньший урожай, чем рассада, высаженная классическим способом», подтвердилась. Доказано, что способ посадки томатов влияет на их урожайность
Томаты посаженные без корней хоть и приживаются, но растут медленнее и дают меньший урожай. А вызреть такой урожай в наших климатических условиях не успевает.
Список используемой литературы.
- Анохина З. М. Томат начинается с семян и рассады // Сад и огород. №2, 2009. О выращивании томатов.
- Вагнер Шарлота. 101 эксперимент с растениями. – Ранок, 2014.
- Лаврова С. Моя настольная книга. Овощи. – М.: Белый Город, 2013.
- Ожегов С.И.. Словарь русского языка под редакцией Н.Ю. Шведовой/ Русский язык. 1989
- Палкин Ю. Томат в открытом грунте и теплицах на садовом участке Иркутской области. Библиотека овощевода/Облмашинформ, 2004.
- Палкин Ю. Мокшонова И. Особенности выращивания томатов. Библиотека овощевода/Облмашинформ, 2004.
- https://ru.wikipedia.org/
- https://ciscoexpo.ru/dacha-i-ogorod/posadka-pomidorov-v-otkrytyj-grunt-kak-sazhat-pravilnyj-uxod
Приложение 1 таблица №1
Таблица №1 План проведения опыта
Мероприятие | Дата |
1. Изучение литературы о томатах | Январь |
2. Выбор сорта томатов, грунта и удобрения | Февраль |
3. Посадка семян для рассады | Конец марта |
4. Проведение пикировки растений. | Середина апреля |
5. Высадка образцов в грунт. | Май-июнь |
6. Наблюдение за ростом, цветением и появлением плодов томатов. | Июнь -сентябрь |
7. Обобщение и выводы наблюдений и эксперимента. | Август – сентябрь |
8.Офоррмление материалов. | Октябрь, ноябрь, декабрь |
Приложение 2.
Фото 1. Посадка томатов.
Фото2. Сеянцы томатов
Приложение 2.
Фото 3. Пикировка рассады томатов.
Фото4 Высадка рассады томатов в открытый грунт разными способами
Приложение 3
Фото5
Фото 6. Растение которое было посажено классическим способом зацвело первым
Приложение 4
Фото 7
Фото 8
Приложение 5
Фото9
Фото 10
Приложение 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа обучащихся ГБПОУ "Альменевского аграрно- технологического техникума". Саляховой Рании, Платоновой Русалины по теме: "Технология выращивания томата"
Исследовательская деятельность обучающихся Саляховой Рании, Платоной Русалины...
Методическая разработка урока по теме: "Агротехника возделывания овощных культур семейства паслёновые(томата)".
Методическая разработка урока по теме:"Агротехника возделывания овощных культур семейства паслёновые (томата)"....

Разработка урока ПМ 02.Технология производства, хранения и переработки продукции растениеводства в сельской усадьбе. МДК02.01 Технология производства продукции растениеводства в сельской усадьбе Тема: Морфология и биология томата
В методической разработке урока по МДК «Технология производства продукции растениеводства в сельской усадьбе» изложено изучение морфологии и биологии томатов....

Исследовательский проект "Изучение технологии выращивания рассады капусты"
Данный исследовательский проект позволяет учащимся наблюдать за растениями, применить знания на практике, научиться агротехническим при емам выращивания рассады. Формируются умения обобщать, сравниват...

Тема: «Влияние речевого развития на успеваемость ребенка в школе»
Влияние речевого развития на успеваемость ребенка в школе...

Научно-исследовательская работа "ИЗУЧЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА УРОЖАЙНОСТИ СОРТОВ ЯРОВОЙ ПШЕНИЦЫ, ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ВНЕСЕНИЯ УДОБРЕНИЙ И ПРОТРАВЛИВАНИЯ СЕМЯН НА УРОЖАЙНОСТЬ ПШЕНИЦЫ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО ПОЛЯ МУХОРШИБИРСКОГО ФИЛИАЛА ГАПОУ РБ «РМТ»"
ИЗУЧЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА УРОЖАЙНОСТИ СОРТОВ ЯРОВОЙ ПШЕНИЦЫ, ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ВНЕСЕНИЯ УДОБРЕНИЙ И ПРОТРАВЛИВАНИЯ СЕМЯН НА УРОЖАЙНОСТЬ ПШЕНИЦЫ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО ПОЛЯ МУХОРШИБИРСКОГО ФИЛИАЛА ГАПОУ РБ ...












