Курсовая работа и презентация "Проблемы адаптации одаренных детей в начальной школе"
материал
Курсовая работа и презентация "Проблемы адаптации одаренных детей в начальной школе"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 178.35 КБ | |
| 452.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональное образовательное учреждение
«Колледж предпринимательства и отраслевых технологий»
(ПОУ «КПОТ»)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по МДК. Организация обучения в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
специальности Коррекционная педагогика
в начальном образовании
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Исполнитель:
студент группы К-309
___________ / Сидорова О. В
Подпись Фамилия И.О.
«___»___________2021 г.
Руководитель;
__________ / Кокина А. В.
Подпись Фамилия И.О.
«___»___________202_ г.
Курсовая работа
защищена с оценкой
___________________
«__»____________202_ г.
Челябинск, 2021 г.
Профессиональное образовательное учреждение
«Колледж предпринимательства и отраслевых технологий»
(ПОУ «КПОТ»)
ОТЗЫВ
на курсовую работу
студента группы ____
специальности Коррекционная педагогика
в начальном образовании
Сидорова Ольга Витальевна
на тему: «Проблемы адаптации одаренных детей в начальной школе»
1.Актуальность темы. Уровень развития общественного сознания требует изменения отношения социума к проблеме детской «нестандартности», разработке механизмов адаптации одаренного ребенка в современном обществе, и особенно поддержке на первом этапе образования – в начальной школе.
#1054;ценка содержания работы. __________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
#1059;мение формулировать, ставить и решать задачи
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
#1057;тепень самостоятельности и инициативности студента ________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
#1059;мение студента находить и пользоваться литературой _________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Владение компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Оценка применимости результатов работы в практике _________________________
_____________________________________________________________________________
8. Качество выполненной работы_______________________________________________
_____________________________________________________________________________
9. Недостатки и замечания по работе.
_____________________________________________________________________________
Курсовая работа студента ___________заслуживает оценки «_____________»
Руководитель курсовой работы
_______________________ _____________________/_______________________________/
должность, п подпись ФИО
«__» _________ 202__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ 8
Психолого-педагогические аспекты адаптации одаренных детей к школе 8
Особенности адаптации одаренных детей к школе 14
Формы работы с одаренными детьми в начальной школе 19
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ 25
Разработка педагогических условий адаптации одаренных детей к школе 25
Диагностика готовности одаренных детей к школьному обучению 26
Результаты психолого-педагогической работы по адаптации первоклассников к учебной деятельности. 39
СПИСОК ИПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ВВЕДЕНИЕ
Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Кардинальные изменения социально-экономического строя современного общества привели к возникновению инновационных тенденций, охвативших образовательные системы всех уровней.
Одной из сложных и ключевых проблем педагогики является личность, которая формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что учебная деятельность, наблюдаемая в последние годы, а также преобразования в социально-экономической сфере изменили условия жизни детей и определили необходимость повторного углубленного анализа приспособительной деятельности одаренного ребенка при поступлении в школу и социально-психологической практики, связанной со школьной адаптацией. Адаптация одаренных младших школьников на данный период времени является актуальной проблемой. Уровень развития общественного сознания требует изменения отношения социума к проблеме детской «нестандартности», разработке механизмов адаптации одаренного ребенка в современном обществе, и особенно поддержке на первом этапе образования – в начальной школе.
С возрастанием нервно-психических заболеваний, функциональных расстройств психического здоровья учащихся, необходимость профилактических мер в системе образования не вызывает сомнения. В связи с этим проблема школьной адаптации одаренных детей (перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер, при переходе к систематическому организованному обучению) становиться очень важной, так как начало обучения в школе — один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни каждого ребенка.
Проблемой адаптации одаренных детей в начальной школе занимались такие ученые как Лета Халлингуорт, Джон Гауэн, Карне М., Строкова Т.А [3].
В Федеральном государственном образовательном стандарте акцентируется работа с одарёнными детьми в школе. И одним из направлений реализации национальной образовательной инициативы является система поддержки талантливых детей. Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
В рамках введения ФГОС второго поколения образовательные программы должны обеспечивать формирование у обучающихся умения ориентироваться в больших объемах информации, активно использовать средства информационных и коммуникационных технологий. Это должно повысить интерес у детей к учебе, научить понимать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться.
Согласно ФГОС второго поколения учебно-воспитательный процесс необходимо направить на создание условий для развития личности каждого ребенка. На первый план выходит поисково-творческий характер обучения -личностно-развивающая парадигма. Несколько меняется и роль учителя: учитель одновременно и учитель, и психолог (создает каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дает ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя).
Всё вышеперечисленное и обусловило актуальность темы исследования «Адаптация одаренных детей в начальной школе».
Цель исследования: изучить содержание процесса учебной адаптации одаренных детей в начальной школе.
Объект исследования: учебная адаптация одаренных детей в начальной школе.
Предмет исследования: процесс учебной адаптации одаренных детей в начальной школе.
Задачи исследования:
#1044;ать психолого-педагогическую характеристику развития одаренных детей младшего школьного возраста.
#1056;аскрыть особенности адаптации одаренных детей к начальной школе.
#1055;ровести диагностику с целью определения уровня готовности одаренных детей к школьному обучению.
#1054;рганизовать психолого-педагогическую работу, направленную на эффективную адаптацию одаренных детей к учебной деятельности.
В исследовании используются метод системного анализа, метод сравнений и аналогий, метод научного исследования, изучение научной литературы
В данном исследовании мы попытаемся раскрыть особенности одаренных младших школьников, выявить необходимость и рассмотреть пути решения адаптации одаренных детей к начальной школе.
Курсовая работа состоит из двух глав, в которых рассматриваются проблемы адаптации одаренных детей к школе. В первой главе мы выявим теоретические исследования проблем адаптации одаренных детей к школе. Во второй мы проведем экспериментальное исследование адаптации одаренных детей к школе
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Психолого-педагогические аспекты адаптации одаренных детей к школе
Младший школьный возраст (6-10 лет) – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.
Младший школьный возраст играет особую роль в личностном становлении. Начало систематического обучения обусловливает серию изменений в развитии индивида. Эти изменения во многом связаны с тем, что ведущей деятельностью для детей становится учебная. С поступлением в школу для младшего школьника усиливается значение окружающих его взрослых. Ребенок доверяет старшим, эта вера, по сути, безгранична. Центральной фигурой для ученика зачастую становится учитель. На первых порах преподаватель чрезвычайно авторитетен для младших школьников. Они безоговорочно подчиняются ему и во многом подражают.
Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят на «нет», другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты. Младших школьников отличает относительная слабость, малая выносливость, истощенность нервной системы. Специальные исследования показали, что эта возрастная слабость (когда даже небольшие воздействия вызывают сильную реакцию) - не только недостаток, но и достоинство - именно она обусловливает детскую впечатлительность - живость восприятия [5].
Когда особенности детей перерастают в способности (учебные, художественные, физические и др.), то это является признаком одаренности.
Одаренность – системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов. В одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Признаки одаренности – те особенности одаренного ребенка, которые, проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной одаренности связаны с высоким уровнем выполнения деятельности [16]. Вместе с тем об одаренности младшего школьника следует судить в единстве «хочу» и «могу».
Рассмотрим признаки одаренности, которые охватывают два аспекта поведения ребенка: инструментальный и мотивационный.
Инструментальный аспект проявления одаренности может быть охарактеризован следующими признаками:
- Наличие специфических стратегий деятельности.
- Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности все сделать по-своему и связанного в присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.
- Особый тип обучаемости [10].
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками:
- Повышенная избирательная чувствительность к определенны сторонам предметной действительности либо к определенным формам собственной активности.
- Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.
- Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в любознательности, а так же готовности по собственной инициативе выходить за пределы требований.
- Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
- Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
Среди критериев видов одаренности можно назвать следующие:
- По критерию «вид деятельности и обеспечивающая ее сфера психики» выделение видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности учетом включенности трех психических сфер.
- По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать актуальную и потенциальную одаренность.
- В соответствии с критерием «форма проявления» различают явную и скрытую одаренность.
- По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить общую и специальную одаренность.
- По критерию «особенности возрастного развития» можно выделить раннюю и позднюю одаренность.
Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие, раннее обнаружение дарований далеко не всегда связано с высокими достижениями в более старшем возрасте. Вместе с тем отсутствие ярких проявлений в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития.
Сколько бы ни говорили об этой уникальности человека, но в первую очередь, со стороны педагогики и психологии, это все же психическое отклонение. Об этом нужно помнить всегда, так как одаренность предполагает сложные процессы в организме, уникальное устройство нервной системы и мозга [2]. Все это при правильном воспитании, поддержке развития может быть закреплено и адаптировано к обычным условиям жизни.
Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.
Однако ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов - ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта.
Чтобы лучше понимать таких детей, нужно, прежде всего, знать и учитывать возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей [2]. У несмышленыша, совершенно беспомощного при рождении, за немногие годы, поначалу с помощью и под руководством старших, - формируются сложнейшие свойства ума, бесчисленные навыки, многообразнейшие чувства.
Талантливые дети в своем развитии уже по определению, качественно отличаются от сверстников, их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко использовать накопленные знания. Их склонность к классификации иллюстрируется и любимым увлечением – коллекционированием. Большой словарный запас, умение ставить вопросы отличают маленьких «вундеркиндов» [15].
В сфере психосоциального развития талантливым детям свойственны следующие черты: сильно развито чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Они устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
Для младших школьников характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы, эмоционально зависимы, несбалансированны, нетерпеливы [6].
Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие:
1. Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет.
2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.
3. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.
4. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать.
5. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
6. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи. Наряду с многими особенностями одаренных детей, Матюшин А.М. в своей «Концепции психологической структуры одаренности» выделяет психосоциальную чувствительность, которая выражается в следующем:
1. Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.
2. Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
3. Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия весьма характерны для одаренных детей.
4. Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
5. Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.
6. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.
7. Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.
8. Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.
В трудах ЛейтесаН.С. раскрыт механизм возрастной чувствительности, - той особой отзывчивости на окружающее, которая каждый раз «на свой лад» свойственна любому возрасту детства. Она может проявляться в своеобразии реагировании, в большей или меньшей яркости воображения, в избирательности внимания [13]. Неодинаковость возрастной чувствительности приводит к тому, что в отдельные периоды детства возникают наиболее благоприятные внутренние условия для развития психики на каких-то главных для этой поры жизни направлениях.
«То, как это проявляется в ту пору детской жизни, когда происходит освоение родного языка» - описал Чуковский К. в знаменитой книге «От двух до пяти» [10]. Но вот что интересно: непрестанная готовность к общению - особое состояние детской психики, позволяющее успешно овладевать формами языка и мышления, затем постепенно или резко идет на убыль. Если вследствие каких-либо исключительных условий формирование речи происходит не в эту пору жизни, не в свои обычные сроки (например, если ребенок первые годы жизни находился в глухонемой семье), то в дальнейшем - и при самом благоприятном психологическом окружении - развитие речи крайне затрудняется.
Таким образом, психолого-педагогические особенности развития одаренных детей младшего школьного возраста значительно отличаются от особенностей адаптации «обычных» детей. В рамках школы возможно создать необходимые условия для успешной приспособляемости и комфортного обучения талантливых детей, но для этого, как показывает практика и отмечают многие ученые, нужно сделать многое. Все, что можно организовать для этого, безусловно, должно быть приспособлено под особенности одаренных школьников, под их индивидуальные, своеобразные механизмы развития, способ мышления и их потребности в зависимости от возраста [19].
Особенности адаптации одаренных детей к школе
Система современного среднего образования в России не соответствует особенностям одаренныхдетей, так сама его структура в большей степени универсальна и рассчитана на детей с соответствующими их возрасту умственными способностями. Зачастую одаренному ребенку просто не интересно на уроке, потому что с изучаемым предметом он успел разобраться сам и его знания в этой области идут далеко за рамки установленных школьной программой норм. А порой такой ребенок имеет накопленные по учебному предмету знания, превосходящие даже по своему уровню знания преподавателя. Все это выделяет ребенка среди его школьных сверстников, такие его блестящие способности могут стать даже предметом насмешек и издёвок со стороны его одноклассников.
Младший школьный возраст является возрастом позитивных изменений. При этомБрюно Ж.подчеркивает, что положительное и отрицательное в личности способного ребенка возникает под влиянием окружающих людей. Одаренному и талантливому ребенку могут быть присущи такие свойства и качества, которые будут отталкивать от него окружающих. Среди них можно выделить: неумение выслушивать собеседника до конца, прерывание собеседника. Нередко ребенок уже заранее был в курсе того, о чем идет речь, или быстро понимает излагаемый материал.
К концу младшего школьного возраста авторитет взрослых постепенно утрачивается. Большое значение в жизни детей начинают играть сверстники, социальная группа. Активно формируются и развиваются навыки общения с ровесниками, завязываются прочные дружеские отношения.
В своих работах известный психолог Юркевич В.С., отмечает несколько психологических факторов, препятствующих реализации способностей детей. К ним относятся: негативное отношение к школе и учебе; нарушение отношений с родителями; подверженность колебаниям настроения, депрессии, духу противоречия; низкая самооценка, чувство «гонимости» и т.д. [15].
Необходимо, чтобы одаренные дети обладали позитивным самовосприятием. В данном случае важно адекватно оценивать способности: ни умаляя, ни игнорируя их или, напротив, ни чрезмерно акцентируя на них внимания. Такое положение дел может приводить к нарушениям личностного формирования, страдает эмоциональная сфера детей. Ребенку необходимо чувствовать и понимать, что ценен он; родители и взрослые любят его и видят в нем растущую личность.
В отдельных случаях дети с высоким уровнем развития способностей сталкиваются с неприятием их социумом. Родители стараются не замечать таланта своего дитя, пытаясь избежать трудностей. Сверстники не приемлют школьника «чересчур» много знающего, осведомленного во всех вопросах. Осознание несоответствия ожиданиям окружающих, восприятие себя «белой вороной» приводит к тому, что ребенок начинает скрывать свои способности, появляются черты конформной личности. В данной ситуации следует говорить не просто о приспособлении, об адаптации личности, а о фальсификации собственного «Я».
Для одаренных детей характерны такие признаки как: повышенная уязвимость и чувствительность. Безобидные и нейтральные замечания часто у них вызывают бурную эмоциональную реакцию [16]. Необходимо вырабатывать у детей данной категории терпеливое отношение к чужому мнению, особенно в тех случаях, когда приходится сталкиваться с менее способными школьниками.
В случае если в процессе обучения способных детей их потенциал не замечается и не используется в полной мере, возникают эмоциональные проблемы. Часть детей может начать игнорировать обучение, проявляя при этом нонконформистское настроение и уверенность в своих силах. Другая часть постепенно теряет интерес к обучению, исчезает мотивация деятельности, появляется эмоциональное неблагополучие, возможна заниженная самооценка. По мнению Эльконина Д.Б., такие личностные качества, как мотивация, самодисциплина, любознательность и стремление к автономии, являются ключевыми для одаренного ребенка [8].
Н.С. Лейтес утверждает, что нередко особенности одаренного ребенка социумом воспринимаются как аномальные, даже как признаки отставания, неприспособленности [1]. Этиособенности, следующие: трудности в нахождении близких по духу друзей; проблемы участия в играх сверстников, которые им неинтересны.
В настоящее время разработаны различные методики, позволяющие обнаружить ранние способности детей к музыке, изобразительному искусству, некоторым видам спорта, интеллектуальные способности детей, а также методики их формирования. Однако этим проблема не исчерпывается: возникает множество вопросов: как обнаруживать способности детей в обычной и специальной школе, как помочь ребенку в реализации этих способностей, какие существуют пути и средства развития одаренности детей.
Адаптация к начальной школе может проводиться уже в период обучения детей, таким примером может стать темп обучения, который влияет на восприятие программ.
Вопросы темпа обучения являются предметом давних, до сих пор не утихающих споров, как среди ученых-психологов, так и среди педагогов, родителей. Многие горячо поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных учащихся. Другие, напротив, считают, что установка на ускорение – это односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта, так как не учитываются их потребность в общении со сверстниками, эмоциональное развитие.
Лейтес Н.С. отмечает: «Необходимо, чтобы во всех классах, где есть одаренные дети, учителя как минимум прошли соответствующую курсовую подготовку для использования таких методов обучения» [9].
В современной школе ценится умение соответствовать нормам и правилам, заведенным в образовательном учреждении, верные ответы, хорошая успеваемость. Одаренный ребенок часто с первого момента обучения в школе начинает испытывать давление со стороны. Понимание своей непохожести выводит способного ученика из равновесия. Он начинает понимать, что окружающие оценивают его не так, как всех, и это чувство заставляет думать о себе как о «странном». Возникает чувство отчуждения, к которому так восприимчивы одаренные дети. Многие учителя до сих пор требуют четкого, правильного ответа, отрицая в ответах оригинальность, гибкость. В результате у одаренных детей тормозится развитие творческого мышления, самостоятельности, что ведет к снижению уровня самовосприятия.
Если ребенок будет ощущать, что окружающие верят в его способности, признают его ценность как развивающейся личности, то это стимулирует его позитивное самовосприятие. Учащийся будет реально оценивать свои возможности, будет видеть конечную цель своей деятельности.
Преимущества одаренного ребенка часто оборачиваются против него же самого, становятся причиной его личностных и социальных проблем. Эти проблемы во многом могут обостряться в период школьного обучения. В связи с этим мы считаем, что наиболее приемлемым для развития детской одаренности является личностно-ориентированный подход в образовании.
На основе анализа литературы, мы можем выделить признаки успешной адаптации младшего школьника:
Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми.
Психологи утверждают, что в адаптации так же играют роль половозрастные особенности, например, одаренные девочки проще адаптируют к усредненной школьной программе и реже проявляют недисциплинированность. Мальчики же более эмоциональны и чаще девочки демонстрируют поведенческие проблемы. Они более подвижны, менее усидчивы и внимательны. Среди девочек реже встречаются одаренности и проявляются они в более позднем по сравнению с мальчиками возрасте. Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию, иначе бороться с апатией будет очень долго.
Рассмотрим еще один признак успешной адаптации – это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому. Часто родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект [12]. Здесь лучше сразу обозначить границы помощи и постепенно уменьшать их.
Но самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Нередко родители ругают ребенка за то, что он поздно возвращается из школы, что ему часто звонят друзья "не по делу", что слишком много времени у него уходит на прогулки. Однако, в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес.
Лейтес Н.С., изучил одаренность во всех аспектах, составил рекомендации для родителей одаренного ребенка (Приложение 1).
Таким образом, анализ особенностей адаптации одаренных детей к начальной школе, показывает, что, планируя и реализуя работу с одаренными детьми, необходимо учитывать возможные трудности во взаимодействии как с педагогами, так и с родителями. Все это обусловлено тем, что только комплексная работа и поддержка, понимающее окружение ребенка могут дать помочь ему комфортно обучаться в школе, находить общий язык со сверстниками, быть успешным и востребованным в дельнейшей жизни.
Формы работы с одаренными детьми в начальной школе
В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению знаний. Поэтому работа с одарёнными детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности
1. Урочная деятельность
К ней относятся следующие виды деятельности:
- проблемно-развивающее обучение,
- проектно-исследовательская деятельность,
- игровые технологии (деловые игры и путешествия),
- информационно-коммуникативные технологии (тесты, презентации, тренажёры),
- творческие и нестандартные задания.
Проблемно-развивающее обучение
На уроках учителя создают ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями.
- Проектно-исследовательская деятельность
Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование, когда учащийся включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.
2. Внеурочная деятельность.
К ней относятся следующие виды деятельности:
- факультативы,
- предметные недели,
- театрализованные праздники,
- олимпиады и конкурсы по предметам.
Факультативы.
Работа в малых группах позволяет осуществить индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой.
Предметные недели.
При проведении предметных недель начальных классов у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.
Театрализованные праздники.
Дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах.
Олимпиады и конкурсы по предметам.
Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад. В школе нужно создавать и постоянно пополнять банк заданий олимпиад по различным образовательным областям.
Система работы.
Работу с одарённым ребёнком нужно начинать с выявления этого ребёнка в детском коллективе. Основной формой диагностики в начальных классах является наблюдение. После того как учитель заметит яркие способности ученика, необходимо выявить уровень одарённости. Для этого можно использовать различные формы:
-анкеты для родителей,
-методику «Карта одарённости»,
-методику оценки общей одарённости.
После этого составляется план работы с одарённым ребёнком. Он включает в себя не только темы, которые необходимо изучить в ходе работы, но и предусматривает сотрудничество с педагогическим коллективом. Очень важна в работе с одарёнными учащимися оценка их достижений, которая отражается в детских портфолио, тем самым создавая у них мотивацию к достижению новых результатов.
В своей работе на уроке учитель может использовать следующие методы:
- Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
- Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
- Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д.
- Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта.
- Метод путешествия в будущее.
- Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов.
- Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.
- Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится.
- «Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов [18].
- Метод инверсии. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы решения.
При организации внеурочной деятельности можно использовать развивающие игры:
- «И все-таки у них много общего».
Задание: Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь «нащупать» между ними какую–нибудь связь.
- «Безумный генетик». Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка (карандаш). Внимание! Здесь важен процесс, а не результат.
Задание: нарисуйте фантастическое животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных.
- «Сумасшедший архитектор».
Задание:необходимо нарисовать дом.Для этого вам понадобится, прежде всего, произвольно выбрать любых 10 слов (можно из словаря, можно наугад назвать). Задача такая: вы архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены… (далее следует 10 выбранных слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель.
- «Десять плюс десять».
Задание: возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят.
- «И это называется…»
Упражнение можно повторять несколько раз в день. Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что-либо, вообразите, будто видите это на картине. А теперь придумайте картине подходящее название. Можно короткое, можно развернутое. Главное, чтобы оно понравилось вам самим.
- Упражнение «На одну букву».
Учитель считает до тридцати, дети в это время находят и запоминают все предметы в классе, название которых начинается, например, с буквы «С».
- Упражнение «На несколько букв».
Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы.
Таким образом, работа с одаренными детьми способствует развитию гибкости ума, оригинальностимышления; творческого воображения; формированию речевых умений; развитию познавательных интересов. Кроме этого, занятия формируют у учащихся положительную учебную мотивацию, повышают навыки самоконтроля, развивают у детей уверенность в своих силах и способностях; помогают учителю выявлять одарённых детей и детей с потенциальными признаками одарённости.
Работа с одарёнными детьми дает возможность перехода на другой, более качественный уровень образования: поиск, практическую деятельность, опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины, помогает оценить свои силы, чтобы принять самое главное в жизни решение - кем и каким быть.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Разработка педагогических условий адаптации одаренных детей к школе
Существенное направление деятельности педагога – психологическая подготовка, обучение навыкам саморегуляции, уверенного поведения и ориентации в новых социальных ситуациях, т. е. выработка такого качества как адаптивность.
Задачи:
- совместно с другими специалистами учреждения образования определить критерии одаренных детей, выявить школьников, требующих особых условий сопровождения;
- содействовать формированию позитивной Я-концепции (самоуважения, самопринятия);
- развивать эмоциональную устойчивость, формировать навыки саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);
- содействовать социализации, формированию коммуникативных навыков.
Педагогу важно обратить внимание на социальный статус ребенка в классе. Часто одаренные дети в начальной школе являются и лидерами, что может вызвать неприязнь других детей. Поэтому педагогу целесообразно проводить как можно больше групповых занятий и игр по развитию сплоченности коллектива, формированию коммуникативных навыков, планировать совместные занятия одаренных детей с другими детьми, формировать социальные контакты, содействовать формированию адекватной самооценки, стараться избегать крайностей в признании и оценке успехов учащегося.
Важно обучать таких детей умению выслушивать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным мнениям.
Обязательно должна вестись работа по сохранению психофизиологического здоровья одаренных детей [14]. Она включает в себя мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом, формирование установок на здоровый образ жизни, содействие освоению родителями способов формирования у ребенка позитивной Я-концепции, как фактора наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка.
Мешают адаптации:
1) «дискриминация» личности одаренного учащегося из-за отсутствия необходимого дифференцированного обучения;
2) ориентация на "среднего" ученика;
3) недооценка законов творчества учителями;
4) избегание, маскировка своих возможностей одаренными детьми из-за отсутствия условий самореализации;
5) сдерживающая система репродуктивных заданий, упражнений и формальных требований;
6) низкий уровень подготовки учителей для работы с одаренными детьми.
Диагностика готовности одаренных детей к школьному обучению
Цель экспериментального исследования: провести психолого-педагогическую работу по адаптации одаренных детей к учебной деятельности.
Эмпирическое исследование проходило в три этапа:
- констатирующий этап;
- формирующий этап;
- контрольный этап.
На первом этапе проведенного опытно-экспериментального исследования, была выявлена адаптация одаренных детей младшего школьного возраста к условиям учебной деятельности.
Для исследования адаптации к учебной деятельности одаренных детей необходимо определить наиболее надежные способы изучения этой проблемы и выявить те особенности личности ребенка, которые благоприятно влияют на познавательную сферу [18]. В связи с этим для сбора и анализа фактического материала важно применять разные методики, комплексное использование которых и обеспечивает надежность, достоверность полученных данных.
Для диагностики адаптации одаренных первоклассников были использованы методы:
- включенное наблюдение в условиях учебной и игровой деятельности;
- изучение документации (личное дело);
- анкетирование для родителей;
-тестирование при помощи методик: «Ориентированный тест школьной зрелости» Керна-Йирасека, карта адаптации одаренных детей, протокол обследования ребенка на определение готовности к обучению в школе;
При выборе методик учитывалась:
- положительная оценка применения и надежность методики;
- доступность методики для изучаемого контингента детей;
- пригодность данной методики для групповых обследований;
- возможность математической обработки данных результатов.
Задачи эмпирического исследования:
- провести диагностику выявления адаптации первоклассникам к учебной деятельности;
- внедрить в учебный процесс упражнения, направленные на положительную адаптацию первоклассников к школе.
- провести повторную диагностику эффективности работы по адаптации младших школьников к учебной деятельности;
- дать рекомендации родителям по поддержанию эффекта проведенных занятий на адаптацию первоклассникам к условиям учебной деятельности.
Было обследовано 24 учащихся 1 класса МКОУ «Еманжелинская СОШ» с. Еманжелинки, из них:
- девочки —4 чел.
- мальчики —20 чел.
В начале нашей работы над разработкой методики мы собрали диагностический материал, который позволил нам выявить уровень адаптации одаренных детей к условиям школьной среды.
Протокол обследования одаренного ребенка на определение готовности к обучению в школе. Диагностика проводится строго индивидуально в присутствии одного или обоих родителей. Длительность диагностики в зависимости от уровня готовности ребенка- от 20 до 30 мин. Диагностика проводится в игровой форме, что делает ее не утомительной и занимательной для ребенка. Присутствие родителей снимает, по нашему мнению, напряженность у дошкольника, он чувствует себя непринужденно и защищено.
По ходу диагностики психолог заполняет протокол. Об этой процедуре он заранее договаривается с ребенком, чтобы снять излишний интерес. В протоколе имеется таблица уровня развития психических процессов (память, внимание, мышление).
По ходу диагностики отмечается поведение ребенка, уровень развития представления об окружающем, состояние общей и мелкой моторики, уровень развития речи, звукопроизношения, фонематического слуха, грамматического строя речи.
В протоколе отмечается заключении психолога, в форме «готовность к обучению выше нормы», «норма» или «ниже нормы» и даются рекомендации по коррекции психологической готовности к обучению в школе.
В протоколе обязательно расписываются родители и учитель, что дополнительно обязывает обе стороны нести ответственность за уровень готовности ребенка к обучению в школе.
К протоколу прикладывается таблица качественной интерпретации всех параметров, заложенных в методику, что позволяет психологу более качественно определить уровень готовности отдельного ребенка по сравнению с возрастными нормами. По итогам диагностики психологической готовности к обучению в школе составляется сводная таблица.
Карта адаптации одаренного ребенка. Она может использоваться как вспомогательное средство получения информации об особенностях поведения и общения, мотивационной среды и учебной деятельности первоклассника.
Карта представляет собой набор описаний конкретных поведенческих проявлений одаренного ребенка, соотнесенных с различными параметрами его психолого-педагогического статуса. Карта заполняется совместно психологом и учителем, ведущим наблюдение за учениками в течение первого учебного месяца. После завершения наблюдения графы карты заполняются знаком «+» или «-», означающих, соответственно, наличие или отсутствие у ребенка конкретных проявлений, в некоторых графах делаются необходимые пояснения.
Среди наиболее известных зарубежных тестов определения школьной зрелости, применяющихся в нашей стране, можно выделить «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Йирасека [10]. Ориентационный тест школьной зрелости состоит из трех заданий:
Первое задание — рисование мужской фигуры по памяти, второе срисовывание письменных букв, третье срисовывание группы точек. Для этого каждому ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения заданий. Все три задания направлены на определение развития тонкой моторике руки и координации зрения и движений руки, эти умения необходимы в школе для овладения письменности. Также тест позволяет выявить (в общих чертах) интеллект развития ребенка. Задания срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек выявляет умение ребят воспроизводить образец. Это также позволяют определить, может ли ребенок работать некоторое время сосредоточенно, не отвлекаясь. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 - высший бал; 5 низший бал), а затем вычисляется суммированный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от З до 6 балов, рассматривается как выше среднего, от 7 До 11 как среднее, от 12 до 15 ниже среднего. Дети, которые получили от 12 — 15 балов необходимо дополнительно обследовать.
Следующая методика, которая использовалась в целях определения готовности к школьному обучению, направлена на изучения произвольного внимания. Это методика «Домик» Гуткиной Н.И.
Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторике руки. Методика рассчитана на детей 5,5-10 лет.
Инструкция испытуемому: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с «домиком»). Не торопись, будь внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что — то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».
Обработка экспериментального материала производится путем подсчета балов, начисляемые за ошибки.
Ошибками считаются:
а) отсутствие, каких-либо детали рисунка.
б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно произвольном сохранении размера всего рисунка.
в) не правильное изображение элементов рисунка.
д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления.
е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены
ж) залезание линий одна на другую.
Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 балов. Чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.
Интерпретация полученных результатов.
По результатам тестирования с помощью методики «Протокол обследования ребенка на определение готовности к обучению в школе», мы выявили, что 9 человек соответствуют гимназическому уровню обучения (1 уровень). Средний (2 уровень)- 9 человек, которые соответствуют традиционной методике обучения. Низкий (3 уровень)- 6 человек, которым рекомендуется классы педагогической поддержки.
- Уровню соответствуют из 24 человек – 9 человек.
- Уровню соответствуют - 9 человек.
- Уровню соответствуют - 6 человек.
На основе этих результатов, нам представилась возможность выбрать экспериментальную группу детей (12 человек), с которыми в течение года будет проводиться работа. Так же параллельно с этой группы будет проходить естественную адаптацию другие ученики этого класса (12 человек).
Рисунок 1. Результаты карты адаптации одаренных детей
Активен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнеров для игр и занятий.
Из той диаграммы мы видим, что 58% учащихся готовы к работе в коллективе, а у остальных 42% первоклассников имеются затруднении в общении со сверстниками. Также, учеников, которые способны к ответственному поведению в школе среди первоклассников лишь 75%, остальные 25% учащихся еще не могут регулировать свое поведение в учебных ситуациях.
Желание учиться.
Наличие познавательного или социального мотива.
В меру переживает за критические замечания учителя.
Позитивная «Я-концепция», устойчивая, адекватная самооценка.
Наличие учебного мотива среди первоклассников является важным компонентом учебной деятельности, среди наших испытуемых только 58% учеников способны осознать значимость учения и стремятся к познавательному процессу. Учеников, которые адекватно себя оценивают и знают свои сильные стороны, так и слабые стороны, у которых адекватная и устойчивая самооценка- 42%.
Способность поддерживать внимание на учебной задаче.
Может поставить перед собой конкретную учебную цель и последовательно добиваться ее достижения.
Понимает трудности и старается их преодолеть.
Прилагает усилия для преодоления трудностей в решении задач.
Способен к обобщению имеющихся знаний.
Способен к классификации.
Способен к умозаключениям и выводам на основе имеющихся знаний.
Может осуществлять простейшие мыслительные операции в уме без опоры на наглядный материал.
Связанно выражает свои мысли.
Имеет достаточный словарный запас.
Нарушено звукопроизношение.
Понимает смысл текса или простых понятий.
Может пересказать содержание текста.
Пишет разборчиво, выполняет требования к письму.
Способен рисовать мелкие детали и точно обводить контур.
Способен сосредоточенно работать в течение 15 мин.
Сохраняет удовлетворительную работоспособность в течение учебного дня.
Способен работать в едином темпе со всем классом.
Анализируя диаграмму, мы можем выявить, что первоклассников, которые могут поставить перед собой конкретную учебную цель и последовательно ее добиваться- 33%. У 50% учащихся нарушено звукопроизношение, в дальнейшем им понадобиться помощь логопеда. Только у 17% детей нет проблем с мелкой моторикой руки, у всех остальных будет нарушена каллиграфия.
90% первоклассников имеют средний уровень развития, это говорит, о том, что у учащихся достаточно развита мелкая моторика руки и координация зрения и движений руки, эти умения необходимы в школе для овладения письменности. Также тест позволил выявить умение ребят воспроизводить образец. Это также позволяет определить, может ли ребенок работать некоторое время сосредоточенно, не отвлекаясь. 10% учащихся показали уровень ниже среднего.
Содержание психолого-педагогической работы, направленной на эффективную адаптацию одаренных детей к учебной деятельности
Как указывалось выше необходимо диагностировать и корректировать процесс адаптации в течение всего периода привыкания ребенка к школе. Результаты диагностики рассматривались как обоснование направленной работы учителя.
Основными формами работы учителя по улучшению адаптации является групповая и индивидуальная работа с учениками. В данной работе использовались упражнения авторов МищенковойЛ.В., ГоворковойН.Б., КукушкинойГ.Г., ЗакаА.З., ГнездиловойО.Н., ГубенкоМ.Г., ХолодовойО.А., СухинаИ.Г [26].
Основные методы, которые мы выбрали для наполнения содержанием занятий по улучшению процесса адаптации ребенка, и способствовали решению этой проблемы-игры (сюжетно- ролевые, подвижные, обучающие, игры на знакомства друг с другом) [11].
Мы разработали групповую программу игр и упражнений, направленных на развитие интеллекта и навыков общения у учащихся в адаптационный период.
Занятие №1.
- Знакомство.
Один ребенок бросает мяч другому, называя свое имя. Второй ловит мяч и называет свое имя. И так далее.
Один ребенок подходит к другому и прикасается своими ладошками и называет свое имя, второй в ответ называет своё и т.д.
- Прямой отчет.
Ведущий бросает ребенку мяч и называет цифру 1, ребенок ловит мяч и продолжает счет- 2. затем бросает мяч следующему ребенку, продолжается счет,- 3. тот ловит мяч, говорит:4, и т.д.
- Слушай хлопки.
Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети останавливаются и принимают позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу). Если ведущий хлопнет в ладоши два раза, принимают позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). Три хлопка- поза «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). На четыре хлопка возобновляет ходьбу.
- Обратный счет.
Ведущий бросает ребенку мяч и называет цифру 10. Ребенок ловит мяч и продолжает счет в обратном порядке- 9. Бросает мяч другому ребенку, продолжая счет в обратном порядке - 8. И так далее.
- Послушай, что за окном.
Ведущий предлагает детям послушать и запомнить, что происходит за дверью, затем за окном, затем за дверью. Каждый ребенок должен рассказать, что он слышал.
Занятие №2.
- Закрепление знакомства.
Ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей (произвольно) и спрашивает у всех детей, стоящих кружком: «Как зовут этого мальчика (девочку)?». Дети хором называют его имя. И так несколько раз.
- Не пропусти растение.
Развитие способности к переключению внимания.
Играющие сидят в кружок и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встретится название растения, дети должны вставать и тут же садятся.
Слова к примеру, такие: ДОРОГА, ТИГР, БЕРЕЗА, САМОЛЕТ, ПШЕНИЦА, РОЗА, ЗМЕЯ, ДУБ, КУКЛА, ГРИБ, ШКОЛА, ШИПОВНИК, РОМАШКА, РАМА, ДОМ, МАШИНА, МАЛИНА, ТОПОЛЬ, ТЕПЛОВОЗ, МУРАВЕЙ, ГРАФИН, ГВОЗДИКА, ГВОЗДЬ, МУЗЕЙ, ТЕАТР, ИГРА, ИВА, ИВОЛГА, ВОРОБЕЙ, БАОБАБ, КАШТАН, ПАЛЬМА, ПАЛАТКА, КИНО, КЕНГУРУ, КИВИ, ХОККЕЙ, ГОРОД, СОБАКА, БАНАН, ВАСИЛЕК, КУВШИН, МОЛОКО, ТЮЛЬПАН, ТЫКВА, ТЕРЕМОК, ЛЕС, ЕЛЬ, СОСНА, КНИГА, ИСКУССТВО, МУЗЫКА, ОСИНА, БАЛЕТ, ТАПОЧКИ, ПАРКЕТ, ПЛЮЩ, ОДУВАНЧИК, МИМОЗА…
Игра повторяется дважды. Дети, допускающие ошибки во второй раз, выбывают из круга до тех пор, пока не останется кто- то один (чемпион).
- Делай, как я.
Развитие произвольного внимания.
Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По первому сигналу ведущего первый ребенок поднимает вверх правую руку, по второму сигналу- второй ребенок и т.д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной сигнал начинают поднимать в том же порядке левую руку. Затем дети по сигналу ведущего должны опускать вниз сначала поднятую руку, затем левую.
Игра повторяется дважды, с ускорение темпа. И во второй раз ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры. Так продолжается до тех пор, пока не останется один победитель.
- «Кто больше увидит и запомнит?»
Развитие внимания и памяти.
Детям предлагается следующее занятие: пока ведущий считает до 30, нужно найти в комнате и запомнить все предметы, в названии которых –два слога. При произнесении ведущим последнего числа «тридцать» все дети закрывают глаза. Один из детей (названный ведущим) перечисляет все, что запомнили; затем остальные дети дополняют его. После того, как все перечислили все что могли, все открывают глаза и вместе считают, сколько предметов пропущено.
Возможны разнообразные варианты этой игры. Например, на меньший счет (до 20) перечислить в комнате все предметы, в названии которых присутствует только одна гласная.
- «Змейка», или «Закончи слово».
Развитие внимания, речи, памяти, умения работать в группе.
Дети делятся на две равные группы. Встают в шеренги друг против друга. Крайний в шеренге называет слог, стоящий напротив заканчивает слово, подбирая подходящий слог (можно два слога), и в свою очередь называют свой слог- задание для стоящего напротив второго члена противоположной шеренги, и так далее до конца.
Занятие №3
- «Четыре стихии».
Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Играющие сидят в кружок. Ведущий объясняет правила игры: если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода»- вытянуть руки вперед, слово «воздух»- поднять руки вверх, слово «огонь»- произвести вращение в лучезапястных и локтевых суставах. Игра повторяется дважды. Тот, кто ошибается во второй раз, выбывает из игры.
- «Слушай и исполняй».
Развитие внимание и памяти.
Ведущий называет и повторяет 1-2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны воспроизвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.
- Обсуждение задания «Нарисовать что- нибудь, чего на свете не бывает».
Победителем является тот, кто нарисовал самую забавную, увлекательную ситуацию и хорошо ее описал.
Занятие №4.
- «Зеваки».
Развитие произвольного внимания.
Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругами продолжают движение. Направление движения, таким образом, меняется после каждого сигнала ведущего. Не выполнивший задание правильно после второй ошибки выходит из круга и внимательно наблюдает за игрой.
- «Назови соседей», вариант с числами.
Развитие внимания, скорости мыслительных процессов.
Играющие сидят в кружок. Ведущий бросает мяч ребенку, называя числа от 0 до 30. поймавший мяч должен назвать «соседей» данного числа, т.е. числа на 1 меньше и на 1 больше названного, или предыдущее и последующее. После того он возвращает мяч ведущему. Если поймавший мяч ребенок дважды ошибается в названии «соседей», он выбывает из круга и внимательно следит за игрой со стороны.
- Обсуждение задания: «Придумай сказку».
Таким образом, мы разработали психолого-педагогические работы, направленный на эффективную адаптацию одаренных детей к учебной деятельности. Также придумали групповую программу игр и упражнений, направленных на развитие интеллекта и навыков общения у учащихся в адаптационный период.
Результаты психолого-педагогической работы по адаптации первоклассников к учебной деятельности.
С целью проверки эффективности работы, направленной на успешную психолого-педагогическую адаптацию одаренных детей, была проведена повторная диагностика, которая позволила проследить динамику успешной адаптации в условиях школьной среды у первоклассников экспериментальной группы.
Задачи контрольного этапа:
- провести психодиагностическое исследование по выявлению уровня психолого- педагогической адаптированности у детей младшего школьного возраста в экспериментальной группе;
- сравнить полученные результаты с результатами констатирующего этапа опытно- экспериментальной работы;
- установить эффективность психолого-педагогической работы, направленной на успешную адаптацию детей в первый учебный год экспериментальной группы.
Повторная диагностика проводилась по тем же методикам, что и на констатирующем этапе.
#1040;ктивен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнеров для игр и занятий.
2. Готов к коллективным формам деятельности.
#1052;ожет обратиться с просьбой к учителю.
Прислушивается к замечаниям и требованиям учителя, старается их выполнять.
Сдерживает непроизвольные эмоции и желания.
Способен к ответственному поведению.
Способен к регулированию поведению в учебных ситуациях и внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Из той диаграммы мы видим, что 58% учащихся были готовы к работе в коллективе, а после проведенного эксперимента 90%, у остальных 42% первоклассников имелись затруднении в общении со сверстниками. Также, учеников, которые способны были к ответственному поведению в школе среди первоклассников лишь 75%, а после остальные 90%.
1. Желание учиться.
2. Наличие познавательного или социального мотива.
#1042; меру переживает за критические замечания учителя.
4. Позитивная «Я- концепция», устойчивая, адекватная самооценка.
Наличие учебного мотива среди первоклассников является важным компонентом учебной деятельности, среди наших испытуемых было только 58% учеников способных осознать значимость учения и стремятся к познавательному процессу, после эксперимента 80%. Учеников, которые адекватно себя оценивали и знали свои сильные стороны, так и слабые стороны, у которых адекватная и устойчивая самооценка- 40%, после 90%.
Способность поддерживать внимание на учебной задаче.
Может поставить перед собой конкретную учебную цель и последовательно добиваться ее достижения.
Понимает трудности и старается их преодолеть.
Прилагает усилия для преодоления трудностей в решении задач.
Способен к обобщению имеющихся знаний.
Способен к классификации.
Способен к умозаключениям и выводам на основе имеющихся знаний.
Может осуществлять простейшие мыслительные операции в уме без опоры на наглядный материал.
Связанно выражает свои мысли.
Имеет достаточный словарный запас.
Нарушено звукопроизношение.
Понимает смысл текса или простых понятий.
Может пересказать содержание текста.
Пишет разборчиво, выполняет требования к письму.
Способен рисовать мелкие детали и точно обводить контур.
Способен сосредоточенно работать в течение 15 мин.
Сохраняет удовлетворительную работоспособность в течение учебного дня.
Способен работать в едином темпе со всем классом.
Анализируя диаграмму, мы можем выявить, что первоклассники, которые могли поставить перед собой конкретную учебную цель и последовательно ее добиваться- 33%, а после эксперимента 75%. У 50% учащихся нарушено звукопроизношение, а после эксперимента только у 10% учащихся. Только у 25% детей нет проблем с мелкой моторикой руки, у всех первоклассников выровнялся почерк.
Рисунок 7. Сравнение результатов на констатирующем и контрольных этапах методики "Ориентационный тест школьной зрелости" Керна-Йирасека
Таким образом, по диаграммам видно, что проведенная психолого- педагогическая работа помогает дифференцировать учащихся по уровню обучаемости, что способствует росту качества знаний, улучшает морально- психологический климат в классе, формирует положительную мотивацию к обучению и более успешной адаптации первоклассников.
На диаграммах видно, что психолого-педагогические упражнения, направленные более благоприятную адаптацию первоклассников, имеют эффективное действие.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проведенная психолого-педагогическая работа способствовала эффективной адаптации первоклассников.
На основании проведенного нами исследования были даны рекомендации родителям по успешной адаптации первоклассников (Приложение 2).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном мире актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром, а так же со школьным процессом, позволит ему наиболее полно проявить свои способности.
Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку для одаренного ребенка, которая поможет преодолению разрыва между интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать их развитию. Своевременная профессиональная диагностика, создание условий для стимулирования ребенка с самого раннего возраста к различным видам деятельности, поддержка одаренного ребенка не только в отношении его выдающихся способностей, но и во всех остальных аспектах его развития, воспитания, в конечном итоге создание благоприятных условий трудовой деятельности и жизнеобеспечения на этапе профессионального и личностного становления могут и должны стать общегосударственной задачей, объединяющей различные социальные институты, семью, образовательные учреждения, государственные институты, общественные организации, фонды, инициативы заинтересованных граждан.
В результате проведенного исследования можно отметить, что работа педагога с одаренными детьми должна вестись в 3 направлениях: развитии интеллектуальных способностей ребенка, формировании адекватного самовосприятия, помощи в адаптации ребенка в окружающем мире и приобретении им конструктивных форм общения со сверстниками и взрослыми.
Изучив литературу по данной проблеме, можно сделать вывод о том, что основными психолого-педагогическими аспектами развития одаренных младших школьников являются: инструментальный аспект, к которому относится быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения, сформированность своеобразного индивидуального стиля деятельности, высокая скорость и легкость обучения; мотивационный аспект, в который входят следующие признаки: повышенная избирательная чувствительность, ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, повышенная познавательная потребность, а так же высокая критичность к результатам собственного труда. Так же рассмотрели адаптацию одаренных младших школьников как социально-педагогическую проблему, главным недостатком которой является отсутствие практического опыта. Раскрыли особенности адаптации одаренных детей к начальной школе, пришли к выводу, что они существенно отличаются от особенностей приспособления обычных первоклассников.
Безусловно, проблема адаптации к школе нуждается в более глубоком изучении, а также может быть рассмотрена для пятиклассников и старших школьников.
Цель исследования: провести психолого—педагогическую работу по адаптации первоклассников к учебной деятельности.
В исследовании приняли участие 24 учащихся 1 класса МКОУ «Еманжелинская СОШ», с. Еманжелинки. Из них: 4 девочки и 20 мальчиков.
В специальной части мы провели три этапа эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный.
Для диагностики результатов детей мы использовали «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Йирасека.
Проведенное нами исследование наглядно показало, что процесс адаптации учащихся к условиям обучения в школе может и должен быть управляемым. Адаптация ребенка к новому виду деятельности определяется психолого-педагогическими условиями, которые обеспечивают успешность обучения каждого ребенка.
На основе теоретического анализа было установлено, что важными компонентами, способствующими успешности усвоения, определяемых программой, умениями и навыками, являются:
• Индивидуально-личностный подход кобучению одаренных детей младшего школьного возраста;
• Определение уровня обучаемости ребенка и его психологической готовности к обучению;
• Развитие индивидуально- личностных особенностей и психических процессов учащихся;
• Организация учебного процесса в соответствии с индивидуально личностными особенностями детей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проведенная психолого-педагогическая работа способствовала эффективной адаптации одаренных первоклассников.
Результаты исследования убеждают в том, что успешность обучения в период приспособления одаренных детей к школе значительно возрастает при соблюдении определенных условий, обозначенных выше, и обеспечивает формирование устойчивого учебного мотива, способствует комфортному самочувствию первоклассников в процессе обучения.
Цель исследования достигнута. Задачи решены.
СПИСОК ИПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой. - М.: Педагогика, 2016. – 232 с.
- Андреева, Г.М. Специальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 363 с.
- Бабаева, Ю.Д. Психология одаренности детей и подростков/ Лейтес Н.С. –М.: Академия,#1089;.
- Бакаева, О.Н. Изучение одаренности детей старшего дошкольного возраста методом экспертных оценок / О. Н. Бакаева // Одаренный ребенок : науч.-практ. журн. - 2013. - № 5. - С. 16-24.
- Бакаева, О.Н. Изучение одаренности детей старшего дошкольного возраста методом экспертных оценок / О. Н. Бакаева // Одаренный ребенок : науч.-практ. журн. - 2013. - № 5. - С. 16-24.
- Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности / Д. Б. Богоявленская – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2010. - 68 с.
- Бодалев, Личность и общение / Бодалев. - М.:Международная педагогическая академия, 2016. - 328 с.
- Брудный, А.А. Понимание как философско-психологическая проблема / Брудный // Вопросы философии. - 2018. - № 10. - С. 109-117.
- Брюно, Ж. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. / Ж. Брюно // Психологический журнал. – № с.73.
- Вершинина, Н. А. Обогащение содержания образования как фактор развития одаренности детей младшего школьного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук : / Н. А. Вершинина. - М., 2013. С. 26.
- Вершинина, Н. А. Обогащение содержания образования как фактор развития одаренности детей младшего школьного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук : / Н. А. Вершинина. - М., 2013. С. 26.
- Гаурилюс, А.И. Динамика становления межличностных отношений и представлений о себе и своем социальном окружении у учащихся начальных классов вспомогательной школы / А.И. Гаурилюс // Дефектология. - 2016. - № 2. - С. 27-30.
- Гладилина, И. П. Профессионализм педагогов как необходимое условие эффективности развития детской одаренности / И. П. Гладилина. - Методология, теория и практика в современной педагогике, психологии, социологии, философии: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 19 авг. 2013 г., Новосибирск / Центр содействия развитию науч. исслед. - Новосибирск :Сибпринт, 2013. - С .128-142
- Загвязинский, В. И. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. уч. Заведений/ В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др. // под ред. В. И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», #1089;.
- Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости / Е. П. Ильин–Спб.: Питер, 2011, с. 147.
- Карне, М. Одаренные дети. / М. Карне. – М.: Прогресс. 1991. – 246с.
- Марченко, Е.В. Взаимодействие психолога с родителями одаренного ребенка/ Е. В. Марченко- 2010. - № 6. - Библиогр.: с. 121.
- Мелик-Пашаев, А.А. Проявление одаренности как норма развития / А. А. Мелик-Пашаев. - С.15-21 // Психологическая наука и образование: журнал/ Моск. гор. психол.-пед. ун-т; Психол. ин-т Рос. акад. образования. –М. : - 2014г. № 4
- Мижериков, В. А. Словарь-справочник по педагогике / В.А. Мижериков. – М.: ТЦ Сфера, 448 с.
- Савенков, А. И. Одаренный ребенок в массовой школе/ А. И. Савенков – М.: Сентябрь, 2010-208 с.
- Сатынская, А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей / А. К. Сатынская - 2010. - № 6. - Библиогр.: с. 33.
- Хоруженко, К.М. Краткий педагогический словарь-справочник / К. М. Хоруженко, А. В. Курепина — Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. Инта, с.
- Целикова, В. В. Технология выявления одаренности у обучающихся / В. В. Целикова, М. С. Егорова. - Методист: науч.-метод. журн./ Учредитель: Изд. дом " Методист ". –М. : Методист, 2001, июнь - 2014г. № 3 - С.2-5.
- Шумакова, Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. / Н. Б. Шумакова //Вопр. психологии. - № с.34.
- Шуруба, И. Г. Использование игровой технологии в работе с интеллектуально одаренными детьми младшего школьного возраста / И. Г. Шуруба. - Одаренный ребенок : науч.-практ. журн./ шеф-ред. Т. Ерегина . –М. : ред. журн. "ОР", 2002 - . - 2014г. № 1 - С.122-152.
- Юрьева, Г. П. Методика диагностики и развития одаренности детей в современной образовательной среде школы / Г. П. Юрьева // Одаренный ребенок : науч.-практ. журн. - 2012. - № 5. - C. 36-40.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Рекомендации для родителей одаренного ребенка (Лейтес Н.С.)
- Уважайте любознательность ребенка, будьте терпимы к его «странным» идеям. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся нестандартными.
- Объясняйте, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны терпение. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении
- Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей. Создайте уютную и безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.
- Поддерживайте способности ребенка к творчеству, проявляйте сочувствие к ранним неудачам. Находите слова поддержки для его творческих начинаний. Относитесь к ним с симпатией и теплотой.
- Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднит творчество.
- Помогайте ребенку учиться строить свою систему ценностей, чтобы он мог уважать себя и свои идеи наряду с идеями других.
- Помогайте ему справляться с разочарованиями и сомнениями, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска.
- Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Проявляйте симпатию к его неуклюжим попыткам выразить нестандартность.
- Обращайте внимание ребенка на социальное развитие. Одаренным детям с раннего возраста нужна помощь в освоении навыков общения, в познании сотрудничества и коллективизма, он должны научиться дружить
Приложение 2
Рекомендации родителям по успешной адаптации одаренных детей младшего школьного возраста
- Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если "вчера предупреждали".
- Не торопите. Умение рассчитать время - ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.
- Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака.
- Ни в коем случае не прощайтесь "предупреждая": "Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!" Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.
- Забудьте фразу "Что ты сегодня получил?" Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.
- Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.
- Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда не лишнее выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.
- После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха (ещё лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил. Низкая работоспособность с 14-16 часов.
- Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным.
- Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребёнку сидеть самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка "Не волнуйся, у тебя всё получится! Давай разберёмся вместе! Я тебе помогу!", похвала (даже если не очень получается)- необходимы.
- В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: "Если ты сделаешь, то …"
- Найдите в течении дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи.
- Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей.
- Помните, что в течении года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.
- Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.
- Учтите, что даже "совсем большие дети" (мы часто говорим 7-8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность. У чебная деятельность и преобразования в социально-экономической сфере изменили условия жизни детей и определили необходимость повторного углубленного анализа приспособительной деятельности одаренного ребенка при поступлении в школу и социально-психологической практики, связанной со школьной адаптацией. Уровень развития общественного сознания требует изменения отношения социума к проблеме детской «нестандартности», разработке механизмов адаптации одаренного ребенка в современном обществе, и особенно поддержке на первом этапе образования – в начальной школе.
Объект исследования: учебная адаптация одаренных детей в начальной школе. Предмет исследования: процесс учебной адаптации одаренных детей в начальной школе.
Цель исследования: изучить содержание процесса учебной адаптации одаренных детей в начальной школе. Задачи исследования: 1.Дать психолого-педагогическую характеристику развития одаренных детей младшего школьного возраста. 2.Раскрыть особенности адаптации одаренных детей к начальной школе. 3.Провести диагностику с целью определения уровня готовности одаренных детей к школьному обучению. 4.Организовать психолого-педагогическую работу, направленную на эффективную адаптацию одаренных детей к учебной деятельности.
Психолого-педагогическая характеристика развития одаренных детей младшего школьного возраста Одаренный ребенок – ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Признаки одаренности – те особенности одаренного ребенка, которые, проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
Психолого-педагогическая характеристика развития одаренных детей младшего школьного возраста Опережающее познавательное развитие О стро чувствуют все происходящее в окружающем их мире; очень любопытны С пособность воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию Б ольшой словарный запас Воспринимают смысловые неясности, сохраняют высокий порог восприятия, занимаются сложными задачами П родолжительный период концентрации внимания и большо упорство в решении различных задач
Особенности адаптации одаренных детей к начальной школе. Адаптация одаренных детей к начальной школе может проводиться уже в период обучения детей. Лейтес Н.С.: «Необходимо, чтобы во всех классах, где есть одаренные дети, учителя как минимум прошли соответствующую курсовую подготовку для использования таких методов обучения»
Особенности адаптации одаренных детей к начальной школе. П ризнаки успешной адаптации младшего школьника : Во-первых, это у довлетворенность ребенка процессом обучения; Второй признак – насколько легко ребенок справляется с программой; Третий признак – это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий.
Диагностика с целью определения уровня готовности одаренных детей к школьному обучению. М етоды: - наблюдение в условиях учебной и игровой деятельности; - изучение документации (личное дело); - анкетирование для родителей; -тестирование при помощи различных методик методик .
Диагностика с целью определения уровня готовности одаренных детей к школьному обучению. Результаты тестирования с помощью методики «Протокол обследования ребенка на определение готовности к обучению в школе: I у ровню соответствуют из 24 человек – 9 человек. II у ровню соответствуют - 9 человек. III у ровню соответствуют - 6 человек.
Диагностика с целью определения уровня готовности одаренных детей к школьному обучению.
Диагностика с целью определения уровня готовности одаренных детей к школьному обучению.
Психолого-педагогическая работа, направленная на эффективную адаптацию одаренных детей к учебной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Важные компоненты, способствующие успешности усвоения умений и навыков, являются: Индивидуально-личностный подход к обучению одаренных детей младшего школьного возраста; Определение уровня обучаемости ребенка и его психологической готовности к обучению; Развитие индивидуально- личностных особенностей и психических процессов учащихся; Организация учебного процесса в соответствии с индивидуально личностными особенностями детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Успешность обучения в период приспособления одаренных детей к школе значительно возрастает при соблюдении определенных условий, обозначенных выше, и обеспечивает формирование устойчивого учебного мотива, способствует комфортному самочувствию первоклассников в процессе обучения. Цель достигнута, задачи решены!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа по социальной педагогике. Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учреждениях социальной защиты детства
Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учереждениях социальной защиты детства. Выполнила Савкова Светлана Алексеевна ученица Вешенского педагогического колледжа имини М.А Ш...
Курсовая работа Развитие творческой активности у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством дост...

Работа с интерактивной доской на уроках в начальной школе YIII вида как метод психолого-педагогической коррекции интеллектуального развития детей
В данной работе описан опыт работы с интерактивной доской на уроках в начальной школе YIII вида...

Итоговая практико-значимая работа «Разработка сценариев уроков музыки (1- для начальной школы, 1- для основной школы) с описанием универсальных учебных действий»
Итоговая практико-значимая работа «Разработка сценариев уроков музыки" по итогам прохожения курсов повышения квалицикации АСОУ...

Презентация по внеурочной работе в области спортивно-оздоровительной деятельности в начальной школе.
Цели, задачи, средства, методы, принципы, формы, содержания внеурочной работы в области спортивно-оздоровительной деятельности в начальной школе.Презентация для студентов педагогических колледжей, а т...

Аттестационная работа к КПК «Психолого-педагогическое сопровождение личностной адаптации одаренных детей и подростков»
В материале представлена аттестационная работа к КПК «Психолого-педагогическое сопровождение личностной адаптации одаренных детей и подростков» «Система работы с одаренным...

«Методы и приемы работы с одаренными детьми в начальной школе»
Вопрос выявления и поддержки одаренных детей актуален всегда и является продолжительным процессом, связанный с анализом развития конкретного ребенка....
