Итоговая практико-значимая работа «Разработка сценариев уроков музыки (1- для начальной школы, 1- для основной школы) с описанием универсальных учебных действий»
план-конспект урока

Соломина Ираида Ивановна

Итоговая практико-значимая работа «Разработка сценариев уроков музыки" по итогам прохожения курсов повышения квалицикации АСОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_praktiko-znachimaya_rabota.doc184.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»

Кафедра методики преподавания гуманитарных и

художественно-эстетических дисциплин

Итоговая практико-значимая работа

«Разработка сценариев уроков музыки (1- для начальной школы, 1- для основной школы) с описанием универсальных учебных действий»

по курсу вариативного учебного модуля

«Преподавание предмета «Музыка»

в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО»

Слушатель:

Соломина Ираида Ивановна,

учитель музыки

МОУ гимназия №24

Городского огруга Люберцы

Московской области

Преподаватель:

Переверзева И.А., 

старший преподаватель кафедры

методики преподавания гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин

АСОУ

2018

Содержание

Введение …………………………………………………………..  3

Теоретическая часть ……………………………………………..   4

Практическая часть ……………………………………………..    7

Заключение ……………………………………………………… 34

Используемые источники ……………………………………… 35

Введение

Для итоговой практико-значимой работы я выбрала тему  «Разработка сценариев уроков музыки (1- для начальной школы, 1- для основной школы) с описанием универсальных учебных действий». Оба сценария разработаны на основе рабочих программ и учебников «Музыка. 4 класс» (Г. П. Сергеева,  Е. Д, Критская, Т. С. Шмагина) и «Музыка. 5 класс» (Г. П. Сергеева,  Е. Д, Критская).

Актуальность темы.  В моем портфолио сценариев с подробным описание  формируемых универсальных учебных действий по данным темам  еще нет.  Этот сценарий можно предложить для использования моим коллегам по РМО, использовать как сценарий открытого урока при аттестации, опубликовать на своей страничке на сайте социальной сети работников образования, опубликовать в личном кабинете «Инфоурок».

Цель работы – определить, какие универсальные учебные действия преобладают на определенном этапе урока при разработке сценария, как они помогают учащимся достичь желаемого результата.

Задачи:

- изучить и проанализировать нормативные документы и методическую литературу по данной теме;

- познакомиться с материалами, описывающими универсальные учебные действия и их классификацию;

- составить сценарий уроков с описанием универсальных учебных действий;

- применять сценарии в своей практической деятельности.

Теоретическая часть

Сценарий урока — форма описания разыгрывания темы с элементами импровизации, игры, сложного взаимодействия участников педагогического процесса между собой. Сценарии пишутся для интегративных уроков, уроков-«погружений», арт-уроков. Такие уроки проводятся на основе стратометрически построенных взаимоотношений всех участников педагогического процесса, при наличии общего сюжета и распределения ролей и функций.

Сценарии уроков как формы текстового проектирования представляют собой ролевое распределение содержания, выделение действий и специально создаваемых ситуаций, как это делается в литературных сценариях. Иногда такие сценарии делаются в виде литературно-музыкального или иного монтажа. В сценарии урока подробно описываются действия учителя и учеников, вопросы и ответы, производимые ими действия. Данный сценарий урока представлен с формируемыми УУД на каждом его эпапе. Что же такое УУД?

 УУД- это универсальные учебные действия. Понятие было разработано еще в прошлом веке, в Советском Союзе. В те времена педагогика активно развивалась, закладывались основы ее новых направлений. Так уж случилось, что именно это понятие прижилось и используется на всех возможных уровнях. Сегодня подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Л. Г. Петерсон.

Почему же эти действия они носят название универсальные? Эти действия развивают способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса. В современном обществе человек может продолжать учиться, совершенствовать старые и получать новые знания всю свою жизнь. Следовательно, умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможности  широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик.

Иными словами, универсальные учебные действия определяют:

  • Способность человека учиться, получать новые знания.
  • Возможность усваивать новую, полезную для себя информацию.
  • Осмысление необходимости получения образования.
  • Понятие и принятие самого процесса и всех его составляющих.

Под УУД  в концепции ФГОС -  федеральных государственных стандартов - понимается «совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса».

УУД разнятся, в зависимости от образовательной ступени. Разные требования предъявляются к ученикам младших, средних и старших классов. При этом существует четыре базовых группы универсальных учебных действий: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные. Что же включает в себя каждое из этих универсальных учебных действий?

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и  включают в себя умение оценивать себя и свои поступки, эти действия помогают учащемуся познать себя и разобраться в своей собственной личности, способствуют формированию нравственной и этической оценки. Основные этапы – самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание.

Познавательные УУД. Обеспечивают общеучебные умения работать с новой информацией, обрабатывать ее и на основе полученных данных делать новый вывод. Состоит из следующих этапов: умение строить высказывание, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, структурирование знаний, поиск информации, смысловое чтение, моделирование.

Коммуникативные УУД – обеспечивают  умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Эти универсальные учебные действия подразумевают постановку вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли, управлять поведением партнеров, планировать учебное сотрудничество.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности, а также способность составлять план и изменять его под воздействием новых факторов, уметь планировать результат. Этапы регулятивных УУД : целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция и оценка своих действий.

Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию. Свойства и качества УУД  определяют его  эффективность, формирование образа мира и основных видов компетенций учащихся. Подводя итог, главная функция УУД - обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться.

Практическая часть.

Сценарий урока в 4 классе.

Тема урока: «Прелюдия»

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Цель урока: познакомить учащихся с жанром прелюдии.

Задачи:

Личностные:

- продолжать формирование эмоционально-осознанного отношения к освоению новых терминов;

- продолжать развитие эмоционально-смыслового восприятие на примере произведений С.Рахманинова и Ф.Шопена;

- продолжать формировать понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни.

Предметные УУД:

- формирование представления о событиях в жизни, которые повлияли на создание произведений: «Прелюдия До-диез минор» С. В. Рахманинова , «Прелюдия №7 ля мажор» и «Прелюдия №20  до-минор» Ф. Шопена

Оборудование: доска, компьютер, презентация, аудиозаписи.

Музыкальный материал:  «Прелюдия До-диез минор»,  «Вокализ» Метапредметные УУД: 

Регулятивные:

- продолжать формирование мотивации в проявлении познавательной инициативы при изучении нового учебного материала;

- продолжать формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность.

Познавательные:

- продолжать развитие музыкальных способностей (музыкального слуха, памяти, мышления, воображения), через анализ и  сравнение произведений С. Рахманинова и Ф. Шопена.

Коммуникативные:

- продолжать формирование стремления аргументировать свою позицию при ответе на поставленные вопросы педагогом и отстаивать свою точку зрения

Оборудование: доска, компьютер, презентация, аудиозаписи.

Музыкальный материал:  «Прелюдия До-диез минор»  и «Вокализ» С. В. Рахманинова, «Прелюдия №7 ля мажор» и «Прелюдия №20  до-минор» Ф. Шопена

Информационные источники:

1. Е.Д. Критская Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка 4 класс», Москва «Просвещение» 2016г.

2. Пособие для учителя «Уроки музыки 1-4 класс» Г. П. Сергеева,

Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина  М. «Просвещение», 2014 г

3. Фонохрестоматия к учебнику «Музыка. 4 класс»

Учитель. Здравствуйте. Сегодня мы начинаем изучать последний раздел учебника.  Вспомните, как он  называется.

Дети. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».

У. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Д. Говорить о музыкантах.

У. А разве себя вы не считаете музыкантами?

Д. Считаем.

У. Конечно, вы тоже музыканты. Какие уменья вы можете показать?

Д. Можем внимательно слушать музыку, представлять разные образы и даже себя в музыке, можем дирижировать произведением.

У. Я надеюсь, сегодня вы будете настоящими музыкантами. Сегодня у нас очередная встреча с искусством - миром чувств и раздумий, откровений и открытий. Попробуем услышать, что хотели рассказать нам посредством музыки великие композиторы.

Звучит «Вокализ» Рахманинова.

У. Вы узнали эту музыку и композитора

Д. Это «Вокализ» Сергея Рахманинова.

У. Какие чувства у вас вызвала эта музыка.

Д. Печаль, грусть, но иногда музыка становится светлой.  

Д. Будто Рахманинов хочет нам рассказать о чем-то важном, что его тревожит

Он говорит без слов, в жанре вокализа.

У. А может он хочет, чтобы каждый из нас вспомнил важные фрагменты его биографии. Давайте попробуем это сделать.

Ответы детей основываются на просмотренном

в 1 четверти фильме «Куст сирени»

Д. Он родился под Новгородом.

Д. Родители рано бросили мальчика, и его воспитывала бабушка.

Д. Он любил ходить с бабушкой в церковь, слушал колокольный звон, а потом дома пытался подобрать на фортепиано услышанное.

У Рахманинова были очень длинные пальцы. Его учитель запрещал ему писать музыку, говорил: «Только играй!»

Д. На экзамене  в консерватории Чайковский поставил ему пятерку с четырьмя плюсами.

Д. Он уехал из России в полном расцвете творческих сил, когда началась революция.

Д. Он много лет жил и умер в Америке.

Формируемые УУД:

Личностные: познание различных явлений окружающей действительности, понимания значения музыкального искусства и духовной музыки в жизни человека.

Познавательные:  узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры.

Регулятивные: рефлексия ранее полученных знаний о композиторе и его произведениях.

Коммуникативные: передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании.

У. Молодцы, вы вспомнили очень значимые факты биографии Рахманинова.  Скажите, к какому жанру относится прослушанное произведение?

Д. К вокальному.

У. А сегодня мы затронем другой жанр в творчестве композитора.

Звучит Прелюдия до-диез минор С. В. Рахманинова (1 часть)

У. Какие чувства вызвала у вас эта музыка

Д. Гордость, тревогу, отчаяние, гнев, боль.

У. Назовите, пожалуйста, жанр произведения.

Д. Жанр инструментальная музыка

У. Совершенно верно. Одним из жанров инструментальной музыки, в данном случае, фортепианной, является прелюдия. Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

Д. Кода мы слышим его впервые, то слышится «при людях…»

У. Давайте узнаем, что же такое прелюдия, познакомимся с новым материалом и поработаем с текстом учебника по группам.

1 группа – что такое прелюдия и когда ее сочинил Рахманинов (стр. 113)

1 группа – что вдохновило композитора на создание этого произведения (стр. 112)

3 группа – группа – проанализировать нотный текст (стр. 112)

4 группа – в чем особенность Прелюдии Рахманинова  (стр. 112)

Каждая группа работает по учебнику со своим материалом.

Сообщения детей.

1 группа. Прелюдия предназначена для исполнения перед более значительной музыкальной пьесой или введение в какое-либо действие. Сочинил ее Рахманинов в 19 лет. Ее можно назвать эпиграфом ко всему творчеству композитора.

2 группа. Она должна была быть – и она стала» - так писал Рахманинов о своем сочинении, которое известно во всем мире как «Прелюдия до-диез минор.

Меня вдохновило желание создать что-то прекрасное и художественное. Однажды прелюдия просто пришла, и я записал ее. Она подступило с такой силой, что я не смог бы отделаться от нее, если бы даже пытался.

3 группа – анализируя нотный текст, мы видим, что прелюдия звучит медленно, мотив из трех нот исполняется на два форте, следующая интонация на три пиано, следовательно, в самом начале музыка очень контрастная.

Во  второй интонации много случайных знаков, очень много нот, одновременно звучит по 8-9 нот, мы думаем, что это трудная для разучивания и исполнения музыка.

4 группа. Эта удивительная пьеса. Звучит она меньше трех минут, а сыграть ее может только очень хороший пианист. Однако главная интонация запоминается, в ней всего три звука: ля, соль-диез, до-диез. Вслушайся в них. О чем говорит тебе этот музыкальный мотив?

Формируемые УУД:

Личностные: понимание жизненного содержания знаний о музыке и музыкантах.

Познавательные: поиск и использование в практической деятельности информации о музыке.

Регулятивные: поиск информации в предложенных источниках.

Коммуникативные: развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыке, музыкантах.

У. Спасибо группам. Давайте остановимся на последнем вопросе 4 группы. Кто может повторить этот вопрос, желательно его из другой группы?

Д. О чем говорит тебе этот музыкальный мотив?

Учитель играет мотив.

Д. Похож на угрозу.

На твердое высказывание.

На звон колокола.

У. Как вы думаете, можно ли спеть этот мотив?

Д. Да, можно.

У. Тогда мы споем его в первой октаве.

Дети поют несколько раз мотив.

У. А кто попытается сыграть его на фортепиано? Я покажу вам эти три ноты в малой октаве.

Дети (2-3 ученика) по очереди пробуют сыграть мотив (ля, соль-диез, до-диез).

У. Давайте  поделимся впечатлениями. Какие трудности вы испытывали, пропевая эту интонацию?

Д. Особых трудностей не было.

У. Вокальная группа класса хорошо справилась с этим заданием. А что вы, ребята, испытали при игре на фортепиано.

Д. Пальцы соскальзывают с черных клавиш.

Нужно очень твердо нажимать на них.

Нельзя при игре торопиться, надо услышать и прочувствовать каждый звук, ведь их всего три.

Формируемые УУД:

Личностные: усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе восприятия и музицирования, участия в различных виды музыкального творчества.

Познавательные: осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования.

Регулятивные: коррекция недостатков собственной музыкальной деятельности.

Коммуникативные: поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, ее исполнения.

У. Композитор писал: «Одно из самых дорогих для меня воспоминаний детства, - связано с тремя нотами, вызванивавшимися большими колоколами новгородского Софийского собора, которые я часто слышал».

Мы подробно разобрали и узнали историю появления главного мотива. Что вам, ребята, сейчас хотелось бы больше всего?

Д. Послушать прелюдию целиком.

У. Как вы думаете, в какой форме она написана.

Д. В двухчастной форме. Первая часть грозная, вторая спокойная, как после бури.

Д. В трехчастной форме. В ней обычно первая и третья части очень похожи.

У. Тогда я предлагаю послушать, и скоро мы узнаем, кто был прав.

В процессе прослушивания вы можете попробовать «сыграть» ее на воображаемом фортепиано, посмотреть на репродукцию картины Б. Шаляпина «С. В. Рахманинов», продирижировать произведением, ответить на вопросы учебника. Каждый пусть сам выберет последовательность выполнения данных мною заданий.

У. Кто сможет, как на концерте, объявить произведение?

Д. Сергей Рахманинов. Прелюдия до-диез минор.

Звучит «Прелюдия до-диез минор»  С. Рахманинова. Дети выполняют задания.

Формируемые УУД:

Личностные: понимание жизненного содержания классической музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к разнообразным явлениям музыкальной культуры России, знаний о музыке и музыкантах,

Познавательные: воспринимать на слух музыкальное произведение, давать образную характеристику прослушанного произведения.

Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия.

Коммуникативные: умение слушать и слышать учителя, выражать в творческой работе своё отношение

У. Спасибо за работу. Скажите, как звучала музыка. К имеющимся словам в учебнике вы можете дополнить свои.

Д. Торжествующе, трепетно, угрожающе.

Радость, порыв, гнев, отчаяние, надежда.

Решительность, безысходность.

У. Сколько частей вы услышали в этом произведении?

Д. Три части.

У. Я поздравляю тех, кто интуитивно предчувствовал трехчастную форму прелюдии.

У. Какие зрительные образы возникли у вас при прослушивании?

Ответы детей основываются на просмотренном

в 1 четверти фильме «Куст сирени»

Д.  1 часть прелюдии – детство Рахманинова. Он пошел с бабушкой в церковь и услышал звон колоколов, как после удара больших колоколов им вторят маленькие, а потом весь звон сливается воедино. Потом он торопится домой, чтобы записать нотами колокольный звон.

2 часть прелюдии – началась революция, композитор боится за жизнь жены и маленьких детей,  музыка Рахманинова никому не нужна в России и он вынужден покинуть Родину.

3 часть прелюдии – последние годы жизни Рахманинова в Америке, началась Великая Отечественная война, он следит за новостями с фронта, страдает вдали от Родины, деньги от концертов отправляет в Россию, в 1943 году композитор умер, он так и не узнал о победе…

У. Спасибо. А как вы думаете, что помогало жить Рахманинову в Америке.

Д. Воспоминания о Родине, о детстве.

В Америке он очень долго не мог писать музыку, говорил «Воздух здесь другой, что ли…».

У. Молодцы. Как говорил сам С.Рахманинов: «Я - русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка - это плод моего характера, и потому это русская музыка».

Д. А еще, на могиле Рахманинова посажена сирень, которую специально привезли из деревни под Новгородом, где композитор провел детство.

Получается, что даже в Америке рядом с Рахманиновым частичка  его Родины.  

У. Спасибо, ребята за ответы. Вы показали, сколько  воспоминаний, эмоций  и чувств вызвала у вас всего одна прелюдия. Это одно из исполняемых произведений в мире.

Формируемые УУД:

Личностные: познание различных явлений окружающей действительности, понимания значения музыкального искусства и духовной музыки в жизни человека.

Познавательные:  узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры.

Регулятивные: рефлексия ранее полученных знаний о композиторе и его произведениях.

Коммуникативные: передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании.

У. Молодцы. Вы не только хорошо поработали с новым материалом, но и вспомнили важные факты их жизни С. В. Рахманинова, его человеческие качества и поступки. Друзья отзывались о композиторе как об очень хорошем, добром человеке.

Пора отдохнуть. Давайте переместимся в пространстве. Релаксминутка.

Звучит «Прелюдия №7 ля мажор» Ф. Шопена

Давайте закроем глаза и представим, что находимся с вами на солнечной поляне в летний день. Слушаем, как поют птицы, шумят деревья. Нам тепло и уютно, мы улыбаемся. Расслабьте плечи, руки, шею, лицо, живот, ноги. Дышите легко, спокойно, мягко. Воздух свободно входит и выходит. Плавно поднимите руки, сделайте несколько мягких взмахов. А теперь откройте глаза.

Как вы думаете, мы остались в России или переместились по музыкальным волнам в другую страну? Что говорит вам музыка?

Д. Музыка очень грациозная, изящная.

Похожа на медленный танец прекрасной дамы.

Или на ее мечты.

У. Вы услышали русские интонации?

Д. Нет, это скорее интонации европейские.

У. Да, вы правы мы с вами в Польше. С каким польским композитором мы познакомились совсем недавно.

Д. С Шопеном.

У. Кто помнит его имя?

Д. Фридерик.

У. Совершенно верно, это была музыка Фридерика Шопена. Давайте попробуем найти прослушанное произведение в нотной записи на стр. 114. Два примера специально выделены разным цветом.

Дети сравнивают нотную запись  и дают ответы.

Д. Это первый пример, выделенный синим цветом.

У. Почему вы так решили?

Д. В этом примере динамика пиано, в ритме есть остановки, это половинные длительности, размер  три четверти, и в музыке слышен трехдольный ритм.

У. Хорошо. Кто-то говорил, что эта музыка похожа на танец. Я предлагаю еще раз послушать и определить, на какой польский танец похожа эта музыка.

Звучит «Прелюдия №7 ля мажор» Ф. Шопена.

У. Интонации какого танца вы услышали?

Д. Интонации мазурки.

Формируемые УУД:

Личностные: понимание жизненного содержания знаний о музыке и музыкантах.

Познавательные: поиск и использование в практической деятельности информации о музыке.

Регулятивные: поиск информации в предложенных источниках.

Коммуникативные: развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыке, музыкантах.

У. Хорошо. Давай прочтем текст на стр. 114.

Д. Каждое произведение Ф. Шопена – это исповедь души, откровение, страница его музыкального дневника. Прикоснись и ты бережно к этим музыкальным записям. Две короткие пьесы, две прелюдии…

У. Давайте сейчас попробуем сформулировать тему нашего урока.

Д.  Исповедь души.

У. Да, эта тема написана в учебнике. Но вы можете расширить ее. Вспомните, какому жанру посвящен наш урок.

Д. Жанру прелюдии.

У. Попробуйте соединить жанр и чувства композитора.

Д. Исповедь в прелюдии.

Д. Прелюдия как исповедь души.

У. Чтобы лучше понять музыку Шопена, вспомните, пожалуйста, факты его биографии.

Д. Он сочинял вальсы, мазурки,  полонезы для фортепиано.

Д. Друзья называли его «душа фортепиано».

Д. Во время революции  друзья посоветовали ему уехать из Польши.

Д. Шопен умер во Франции, так и не возвратившись на родину.

У. Спасибо. С биографией какого композитора схожа биография Шопена?

Д. С биографией Рахманинова: он во время революции  тоже уехал в другую страну, похоронен тоже не на своей Родине.

У. Молодцы. Но Шопен всегда поддерживал связь с друзьями, узнавал, что происходит в Польше. Как вы думаете, как общался композитор вдали от родины?

Д. Писал письма.

У. Совершенно верно, ведь это было начало 19 века. Хотите узнать, о чем писал Шопен в письмах?

Д. Да

У. Давайте прочтем начало одного письма Шопена. стр.115.

Д. «Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой…?

У. Как вы думаете, кому посвящено это письмо?

Д. Жене, матери, возлюбленной

У. А теперь прочитаем письмо до конца

Д. Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие мне лица. Я чувствую тебя, милая моя Родина! Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца – мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…»

У. Кому же на самом деле посвящены эти строки?

Д. Родине композитора, Польше.

Формируемые УУД:

Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления.

Познавательные: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника.

Регулятивные: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности.

Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания.

У. Что происходило в душе композитора можно выразить только музыкой. Это будет еще одна…

Д. Еще одна прелюдия.

У. Когда будете слушать эту прелюдию, можете как бы проиграть ее на воображаемом рояле или проинтонировать при помощи пластики.  

Звучит «Прелюдия №20  до-минор».

У. Спасибо. Какими чувствами наполнена музыка в начале?

Д. Злоба, тревога, раздражительность.

У. Как изменилась музыка в процессе развития?

Д. Она стала намного тише, хотя ритм не изменился.

Теперь она выражает тоску, безысходность, плач

У. Она по характеру больше мужская или женская?

Д. Мужская. Вначале музыка звучит злобно, трагически, мужчина в ярости, хочет показать силу, но ничего изменить нельзя.

А потом от безысходности он будто плачет, но этого не видно, его слезы в душе…

У. Молодцы. Очень интересные рассуждения. Этой прелюдии почти двести лет, и в каждом новом поколении слушатели находят в ней что-то свое. Свою боль, трагедию, неизбежность…Вспомните какие-либо события вашей жизни,  которым была бы эта созвучна музыка.

Звучит «Прелюдия №20  до-минор»

Д.Недавно произошла трагедия в Кемерово, там погибло много людей, большинство были дети. Эта музыка очень схожа с тем, что было там…

Д. А еще можно представить родственников погибших, которые узнали о случившемся, и начало прелюдии – это их трагедия, а затем музыка становится тише и повторяется дважды – это как боль и неизбежность, потому что ничего изменить нельзя…

Д. У моей прабабушки муж погиб в первые дни войны, она осталась с четырьмя маленькими детьми. Мне кажется ее боль и безысходность похожи прелюдию Шопена.

Формируемые УУД:

Личностные: передавать собственные музыкальные впечатления, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.

Познавательные: давать образную характеристику прослушанного произведения, расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке (диалогический и монологический типы высказываний).

Регулятивные: приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности.

Коммуникативные: передача собственных впечатлений о музыке.

Рефлексия.

У. Подвести итоги урока я предлагаю в творческих тетрадях. Вы можете написать чувства, которые испытали при прослушивании музыки, написать короткое письмо-послание композиторам, письменно поразмышлять над вопросом, почему эти произведения не затерялись во времени и музыкальном многообразии, просто сделать зарисовку.

Звучит «Прелюдия №7 ля мажор» Ф. Шопена.

Формируемые УУД:

Личностные: эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыке.

Познавательные: владение навыками осознанного и выразительного  письменного высказывания в процессе размышлений о музыке.

Регулятивные: рефлексия полученных знаний о жанрах музыки и их художественно-образном содержании.

Коммуникативные: передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании, работа в творческих тетрадях, использовать полученный опыт общения с классическими произведениями в досуговой деятельности и личной жизни.

У. Урок подходит к концу. Все ли закончили свою работу? Если кто-то не успел или хотел бы дополнить свой ответ, пусть это будет вашим домашним заданием. А следующий урок мы начнем с домашней работы. Спасибо всем за работу.

Тема: Вокальная музыка

Тип: урок развивающего контроля

Цель:  сформировать представление о тесной связи музыки и литературы, показать на примерах значение этого жанра в духовном возрождении России.

Цель урока: показать разнообразие жанров вокальной музыки.

Задачи:

Личностные:

продолжать формирование ассоциативно-образного мышления

продолжать формировать понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни;

Метапредметные УУД: 

Регулятивные:  продолжать формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

Познавательные: продолжать развитие певческих навыков и музыкальных способностей (музыкального слуха, памяти, мышления, воображения) в процессе музицирования

Коммуникативные: продолжать формирование стремления аргументировать свою позицию при ответе на поставленные вопросы педагогом и отстаивать свою точку зрения.

Предметные УУД: установление внутренних связей музыки с литературой и изобразительным искусством; продолжать освоение жанрового и стилевого многообразия народной песни, специфики ее выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

Оборудование: доска, компьютер, презентация, аудиозаписи

Музыкальный материал:  песни Ю. Чичкова «Россия, Россия..» и Г. Струве «Моя Россия», русские народные песни разных жанров.

Информационные источники:

1. Сергеева Г.П., Критская Е. Д. «Музыка 5 класс», Москва «Просвещение» 2014 г.

2. Сергеева Г. П.  Пособие для учителя «Уроки музыки 5-7 класс» 

Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина  М. «Просвещение», 2014 г

3. Фонохрестоматия к учебнику «Музыка. 5 класс»

Учитель. Добрый день. На прошлом уроке мы говорили о том, что музыка и литература тесно взаимосвязаны. Сегодня продолжим этот разговор.  Давайте повторим, что роднит музыку с литературой?

Дети.

Сюжеты из реальной жизни

Может быть наоборот, вымысел

У. Хорошо. А может быть так, что иногда эти жанры как бы меняются местами?

Д. Да, может. Литературные произведения называются песня, запевка, а музыкальные жанры – сказка, поэма.

Д. В литературе есть произведения, где музыкаявляется одним их действующих лиц.

Д. А еще народ сложил  сказок и легенд, где рассказывается о музыкантах.

У. Спасибо. Какой самой распространенный жанр литературы?  

Д. Стихотворение.

У. А как вы думаете, какую тему не обошел в своем творчестве ни один поэт?

Д. Тему любви

У. Хорошо. А еще?

Д. Тему любви к своей Родине.

Формируемые УУД:

Личностные: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыки, взаимосвязь между изобразительностью и выразительностью музыки.

Познавательные: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления.

Коммуникативные: передавать полученные знания  в устном речевом высказывании.

Регулятивные: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; преобразовать практическую задачу в познавательную.

У. Эпиграфом нашего урока станет цитата из стихотворения С Есенина  «Россия…какое красивое слово!

И роса, и сила, и синее что-то»

А какие ассоциации слов возникают у вас при слове Россия?

Д. Родина, родители, природа, родные люди, родные места, родственники, флаг России, гимн России.

У. Хорошо. А теперь обратимся к учебнику и прочтем вступительный текс на стр. 10.

Д. Родина, Россия, Русь! Трепетно и вдохновенно воспевают писатели и поэты, музыканты и художники в своих произведениях образ Отчизны. Именно произведения искусства помогают нам почувствовать и понять свое отношение к Родине, учат бережно относиться к природе, ценить людей, сохранять культуру и традиции своего народа.

У. Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

 Д. Песни моей Родины

У. Чем мы будем заниматься?

Д. Пением.

У.Как можем достичь цели?

Д. Петь и анализировать  песни.

У. Какие песни о России вы знаете?

Д. В теме урока есть слова «Россия, Россия, нет слова красивей…», мы пели раньше эту песню.

У. Да, это песня Ю. Чичкова на слова М. Пляцковского

Д. Еще мы пели песню «Моя Россия».

У. Спасибо. Я предлагаю спеть их.  С какой песни начнем?

Д. «Моя Россия».

У. Почему?

Д. Она очень красивая, в ней красивые слова и красивая музыка.

У. А по уровню сложности?

Д. «Россия, Россия» начинается с больших скачков в мелодии, поэтому вначале ее петь будет сложно.

У. Правильно. Мы начнем с песни «Моя Россия» Г. Струве и  распоемся.

Исполнение фрагментов песен Ю.Чичкова «Россия, Россия…»

и Г.Струве «Моя Россия»

Формируемые УУД:

Личностные: эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальному образу в песне в процессе пения.

Познавательные: передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении.

Коммуникативные: сотрудничество с партнёрами в классе и учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

Регулятивные: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности.

У. Спасибо. Вы хорошо исполнили знакомые песни, и каждый попытался выразить в пении свое отношение к Родине.

Я предлагаю дополнить текс, в котором заложена основная мысль большого раздела учебника, который мы начали изучать. Напомните мне, пожалуйста, как называется этот раздел?

Д. Музыка и литература.

На экране текст с пропущенными словами.

Самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества – …….. (песня). Именно на ее примере становятся очевидными сходство и различие между ………(литературной)  речью и речью …….(музыкальной).

У. Молодцы. А почему вы именно так дополнили текст?

Д. Потому, что мы начали изучать раздел «Музыка и литература», а в песне есть и слова и мелодия, и это самый распространенный и понятный жанр.

У. Отличный ответ. Давайте теперь снова обратимся к учебнику и поработаем в группах. Каждая группа получает свое задание.

1 группа.  Прочитать отрывок из рассказа В. Белова и составить ассоциативный ряд слов. Выбрать самое эмоционально выразительно выражение.

2 группа. Рассмотреть репродукцию картины И. Левитана «Стога. Сумерки» и составить ассоциативный ряд слов. Какие тона и краски преобладают в этой картине.

Ответы детей по группам.

1 группа. Когда читаешь рассказ, возникает ассоциативный ряд слов: тишина, покой, вечность, красота, трепет.

Самое эмоциональное, на наш взгляд, выражение. «…и песни тоже ведь умирают, как люди»

2 группа. Рассматривая картину «Стога, у нас возник ассоциативный ряд слов: ночь, тишина, красота, умиротворенность, покой.

На картине преобладают мягкие тона, нежные краски, розовые, голубые, бледно-зеленые.

У. Хорошо, а теперь задание посложнее, оно дано  на стр.10. Попробуйте, работая в своих группах вспомнить муз. произведение, которое объединило бы и отрывок рассказа и иллюстрацию картины.

Д. «Вокализ «Рахманинова»

Д. Русская народная песня «Вижу чудное приволье»

У. Молодцы. Какой вариант, по-вашему, оставим.

Д. «Вокализ «Рахманинова»

У. Объясните, почему.

Д. Если подбирать музыкальную иллюстрацию только к картине, то русская народная песня  «Вижу чудное приволье», подойдет.

Д. А если соединять живопись, музыку и литературу, то музыка нужна без слов, чтобы чтецу и слушателям был понятен текс.

У. Совершенно верно. Жанр вокализа – песни без слов, хорошо подойдет для выполнения этого задания.

Прослушивание «Вокализа « С. Рахманинова. Пластическое интонирование, работа с текстом, иллюстрацией (на выбор)

Формируемые УУД:

Личностные УУД: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыки, взаимосвязь между изобразительностью и выразительностью музыки  и других видов искусств.

Познавательные: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений  (диалогический и монологический типы), участие в индивидуальных и групповых мини-исследованиях.

Коммуникативные: совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе деятельности; развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации.

Регулятивные УУД: установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки с помощью музыкально – творческой деятельности.

У. Все, что мы с вами пели и слушали, это музыка композиторов. А из таких источников композиторы берут вдохновение?

Д. Из русских народных песен.

У. Правильно. Недаром великий русский композитор М. И. Глинка говорил: «Музыку создает народ, а мы, художники, ее только оранжируем. Сегодня на уроке мы проследим взаимосвязь музыки и литературы на примере жанра русской народной песни.

У. Когда (в каких случаях) люди поют?

Д. Когда весело, на празднике.

Д. Когда грустно или тревожно на душе.

Д. Когда укладывают ребенка спать.

Д. Когда уходят на войну.

У. А как подразделяются песни по темам?

Д. Они подразделяются на жанры.

Учитель. Правильно. Мы работали в двух больших творческих группах, а теперь разделитесь, пожалуйста, на группы по 5-6 человек. Вы получите задания и будете творить в своих мини-группах.

Дети делятся на группы, совместно выбирают название песни. Они должны придумать презентацию своей песни: рассказать, почему именно эту песню они выбрали, назвать ее жанр, разыграть песню, показать элементы инсценировки, придумать вопрос для других команд. Все песни в задании из репертуара начальной школы. Можно исполнять песню в сопровождении шумовых инструментов. Для презентации своей команды можно использовать стихи русских поэтов, которые предложены в качестве дополнительной информации.

Песни на выбор для работы в группах

«А мы жито жали»

«Солдатушки, бравы ребятушки»

«Колыбельная»

«Во поле береза стояла»

«Бояре, а мы к вам пришли»

«У зори-то, у зореньки»

Группы начинают работу. Осмысливают жанр песни, придумывают роли и движения для инсценировки, выбирают стихотворные примеры. В ходе работы по обоюдному согласию дети переходят в другие творческие группы.

1 команда. Наша команда «Русская песня». Мы выбрали песню  «А мы жито жали». Песня относится к жанру трудовые. Песню пели во время сбора урожая пшеницы, ячменя или овса. Вопрос для команд: Как называется то, что они собирали в поле?

Ответа нет.

Наводящий вопрос: это слово есть в названии песни.

Ответ: жито.

Правильно. Подберите однокоренное слово.

Ответ: жизнь.

Свое выступление мы начнем со стихотворения С. Есенина.

 Песня русская в березах,

 Песня русская в хлебах –

 На покосах, на морозах,

 На санях и на лугах…

 Словно музыка степная

 Золотая рожь встает

 В полный голос слышен колос –

 Это Родина поет!

В группе 4 ученика. Мальчик на трещотке исполняет в припеве простой ритмический рисунок на сильную долю. Группа из 3 девочек исполняет песню, инсценирую жатву: каждая кистью левой руки захватывает, а правой снизу воображаемым серпом срезает пшеницу.

А мы жито жали, жали, собирали,

Жнеи молодые серпы удалые.

На припеве девочки берут воображаемые снопы и несут их в общий стог.

Жнем, жнем, берем, берем.

Жнем, жнем, в снопы кладем.

Вопрос детей для других групп:  почему мальчик не участвовал в инсценировке песни.

Ответ: жали зерновые только женщины, мужчины в этом не принимали участие.

2 команда.  Наша команда «Бравые солдаты». Песня ««Солдатушки, бравы ребятушки» относится к жанру солдатских песен, написана с стиле «вопрос-ответ». Вначале в нашей группе были только мальчики, но девочка нам была нужна, чтобы задавать вопрос. Для исполнения мы выбрали барабан и свирель. Эти инструменты всегда использовались в военных походах. Мы придумали сценарий. Девочка полет огород. Вдали слышится ритм барабана и по дороге вдоль деревни  идут солдаты. Девочка задает вопросы, солдаты отвечают.

Исполняется песня. Барабанщик играет ритм четвертями, мальчики маршируют.

Вопрос детей для других групп: какое значение имела песня для солдат?

Ответ: она поднимала боевой дух солдат.

Вопрос: Сколько лет служили в царской армии?

Ответ: 25 лет

Задание: напишите на доске партию барабана.

На доске записывают четвертные длительности.

3 группа. Наша команда «Раздолье». Мы выбрали песню «Бояре, а мы к вам пришли». Жанр игровая песня.

Исполняют песню. Делятся на две группы, одна становится против другой.

Вопрос детей для других групп: в какой манере исполнялась песня

Ответ: стенка на стенку.

4 группа. Наша команда «Русский хоровод». Мы выбрали песню «Во поле береза стояла», жанр хороводная. Для вступления мы выбрали отрывки из стихотворения С. Есенина, по смыслу подходящие к нашей песне.

Песни русские такие,

Что охота подпевать…

Столько песен у России, -

Никому не сосчитать.

А слова ее простые

Душу трогают до слез,

Столько песен из России,

Сколько в рощицах берез.

Дети становятся в круг, исполняют песню «Во поле береза стояла» с импровизированными движениями.

Вопрос детей для других групп: как на Руси водили хороводы?

Ответ: только по ходу солнца.

Вопрос: какое лечебное свойство имел хоровод?

Ответ: люди держались за руки и пели, объединяя всю силу, в центре круга собиралась положительная энергия, поэтому туда сажали больных детей.

Формируемые УУД:

Личностные: познание разнообразных сторон жизни русского человека, его  традиций через музыкально-художественные образы.

Познавательные: формирование интереса к музыкальным занятиям, позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности.

Регулятивные: воспитание любви к музыке своего народа,  оценивать результаты своего выступления на уроке и выступлений своих одноклассников.

Коммуникативные: формирование учебного сотрудничества внутри класса, работа в группах и всем классом.

У. Спасибо. Все вы с большой фантазией выполнили это задание, и у нас получился настоящий народный праздник. Каждый из вас творчески проявил себя.  А сейчас обратимся к развороту учебника «Звучащие картины» на стр. 14-15.

Рассмотрите репродукции картин и подумайте: музыку каких жанров можно услышать, глядя на эти картины? Но попрошу назвать те жанры, которые сегодня не упоминались на уроке.

Д. Колыбельная, песня-плач, лирическая.

Рефлексия.

У. Подведем итоги урока. О какой музыке сегодня шля речь?

Д. О вокальной музыке.

У. Назовите самый распространенный жанр вокальной музыки.

Д. Это песня.

У. Кто создает песню?

Д. Композиторы и простой народ.

У. Дополните высказывание «Русская песня – это …»

Д. Русская песня – это русская душа.

Русская песня – летопись жизни народа.

Русская песня – красота природы.

Русская песня – красота людей.

Русская песня – многовековое творчество русского народа.

У. Как вы думаете, сколько будет жить русская песня?

Д. Пока жив народ.

У. Домашнее задание будет таким: кто из современных певцов исполняет русские народные песни. Спасибо за урок.

Заключение.

В данной работе даны разработки сценариев уроков музыки в начальной и основной школе с описанием универсальных учебных действий учащихся: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных. Эти действия (УУД) изначально я подразумевала описать в конце каждого урока, но в процессе работы убедилась, что целесообразно в сценарии  включать формируемые УУД после каждого этапа. Тогда наглядно и логично выстраивается идея формируемых УУД в зависимости от цели, задач и вида деятельности учащихся.

Ставя задачу описания формируемых УУД  к каждому из этих уроков, я прогнозировала конечный результат, а он, в свою очередь, опирался на вид деятельности учащихся и используемые технологии. В разработке сценария урока в начальной школе по теме «Прелюдия» я опиралась на  технологию становления ассоциативно-образного мышления и технологию развития процессов восприятия музыки. Основные виды деятельности на уроке –слушание музыки, размышление о ней,  работа с учебниками и творческими тетрадями. В сценарии урока «Вокальная музыка» в основной  школе заложена идея раскрытия творческого исполнительского потенциала учащихся и работа в группах. Поэтому на этом уроке преобладают:  технология формирования певческой культуры, технология музицирования (с использованием звуковысотных и шумовых инструментов, пластическое инторнирвание, инсценировка, драматизация), технология диагностики музыкальной культуры, технологии здоровьесбережения и арт-терапии.

В данном сценарии все ответы учащихся и формулируемые ими вопросы в процессе урока – это реальный учебный  материал этих уроков, накопленный за многие годы работы.

На всех этапах создания своей итоговой практико-значимой работы я опиралась на знания и информацию, полученные на курсах повышения квалификации.

Используемые источники:

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст]: пособие для учителя/А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

2. Концепция преподавания предметной области «Искусство» в Российской Федерации. Электронный ресурс: http://fgosreestr.ru

3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Электронный ресурс: http://fgosreestr.ru 

4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Электронный ресурс: http://fgosreestr.ru

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий /под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2014

5. Сергеева Г. П. Музыка 5-7 классы. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской : учебное пособие для общеобразовательных организаций. . –  4-е изд. - М.: Просвещение, 2016

6. Сергеева Г.П. Учебники на уроке музыки: теория и практика/моногр. – М.: Триумф, 2016

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012. Электронный ресурс: http://fgosreestr.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект "Универсальные учебные действия на уроке математики".

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обно...

Значение формирования универсальных учебных действий учащихся начальной школы при обучении иноязычной лексике

Данная статья представляет собой  обзор нормативных документов, в которых подчёркивается значимость необходимости владения учащимися универсальными учебными действиями. Далее представлен пример т...

Проектирование универсальных учебных действий в начальной школе

Материалы к выступлению на заседаниях, конференциях....

Создание условий для формирования универсальных учебных действий в урочное и внеурочное время в начальной школе.

Материал предоставлен для учителей начальных классах. Можно использовать  как выступление на заседаниях МО учителей начальных классов, педсовете. В статье описаны условия, создаваемые в начальной...

Статья. «Системно–деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».

Статья на тему: "Системно -деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе" опубликована в сборнике " Применение инновационных ...

Статья по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе"

Данная статья посвящена теме формирования коммуникативных УУД на уроках математики в начальной школе...

Приёмы композиционного анализа детского рассказа как средства формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе

Актуальность темы, обусловлена тем, что формирование познавательных УУД является неотъемлемой частью образовательного учебного процесса, оно существенно влияет на развитие полноценной личности, чему с...