Исследование функций и построение графиков.
методическая разработка
В представленной разработке предлагается схема построения и исследования графика функции с помощью производной.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 176.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта теоретического занятия (лекция)
Дисциплина математика |
Специальность для всех специальностей |
Курс I Семестр II |
Тема: Исследование функций и построение графиков. |
Группы |
Преподаватель |
Продолжительность 90 минут Место проведения ауд. 306 |
Цели учебного занятия:
Образовательная: изучение способа применения производной к исследованию функции; нахождение промежутков возрастания (убывание) функции, экстремумов функции; построение графиков функций.
Развивающая: развитие познавательного интереса и логического мышления студентов, умения анализировать и делать выводы, применять полученные знания при решении задач, развитие навыков краткого конспектирования с использованием специальных символов, навыков построения и чтения графиков функций.
Воспитательная: привитие культуры умственного труда, культуры математической речи и мышления, умения работать в коллективе, воспитание аккуратности, точности при выполнении заданий, навыков самостоятельной работы.
- Организационный момент (приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности кабинета и обучающихся к занятию).
- Вступление, мотивация изучения темы:
Множество значений каждой функции ограничено, и для представления о ее свойствах часто бывает необходимо вычислить границы этого множества. Для более точного построения графиков функций мы должны уметь вычислять наибольшее и наименьшее значения функции, ограниченность функции, а в этом нам поможет знание производной.
- Актуализация имеющихся знаний, ретроспекция:
Первый этап любого исследования графика начинается с выяснения области определения. Область определения задается по оси абсциссы. Часто область определения уже задана, но если она не задана, то следует оценить значение аргумента х. Допустим, если при каком-то значениях аргумента функция не имеет смысла, то этот аргумент исключается из области определения.
Сейчас мы с вами будем рассматривать более сложные функции, у которых не возможно вычислить по дискриминанту значения х и определить координаты вершины. Для построения таких графиков используют знание свойства производной.
- Основная часть лекции:
Алгоритм исследования функции с помощью производной
- Находим производную.
- Приравниваем производную к нулю и находим корни уравнения - это стационарные точки. Точки максимума и минимума.
Максимум функции на множестве [a;b], входящем в область ее определения, можно записать так : xmax , указав границы множества отдельно. Минимум — xmin.
Если х0— точка экстремума, тогда f′(x0)=0.
Если в точке x0 f′(x) меняет знак с «+» на «–», то x0— точка максимума.
Если в этой точке f′(x) меняет знак с «–» на «+», то x0— точка минимума.
- Находим промежутки знакопостоянства производной. Промежутки, на которых производная положительна, являются промежутками возрастания функции.
Промежутки, на которых производная отрицательна, являются промежутками убывания функции.
4. Найти значения функции в точках экстремума.
5. По данным исследования построить график функции.
Пример. Исследовать на монотонность функцию . Находим производную и разлагаем её на множители:. Метод интервалов позволяет определить знак:
-
На интервалах ифункция возрастает, а на– убывает.
Теорема 2. (второе достаточное условие экстремума). Пусть функция имеет в критической точкеконечную вторую производную. Тогда:
1) если , то– точка минимума;
2) если , то– точка максимума;
3) если , то требуется дополнительное исследование.
Пример. Найти экстремумы функции .
Решение. – существует везде.
–точка максимума;
–точка минимума;
–точка минимума.
Пример. Постройте график функции у = х3– 3х + 3, используя краткую схему построения. схему построения.
Решение:
1) D(f) = (-∞; +∞)
2) Функция не является ни четной, ни нечетной, т. к.
3) Асимптот нет
4) f’(x) = 3x2 – 3, f’(x) = 0 при х = 1, х = -1.
х = 1, х = -1 – стационарные точки.
5) f’(x)>0 при . Так как в точках х = 1, х = -1 функция непрерывна, то эти точки также включаются в промежутки возрастания.
f’(x)<0 при . Так как в точках х = 1, х = -1 функция непрерывна, то эти точки также включаются в промежутки убывания.
6) Так как в точке х = -1 производная меняет знак с «+» на «-», то х = -1 – точка максимума.
Так как в точке х = 1 производная меняет знак с «-» на «+», то х = 1 – точка минимума.
7) Результаты исследования представим в виде таблицы.
8) Координаты некоторых точек:
9) По полученным данным строим график. |
Пример. Постройте график функции .
Полученные результаты исследования функции удобно записать в виде следующей таблице.
В первой строке этой таблицы указаны в порядке возрастания критические точки функции и ограниченные ими промежутки. Во второй строке отмечены знаки производной на этих промежутках. В третьей строке записаны выводы о ходе изменения данной функции, в четвёртой строке – о виде критических точек.
- Обобщение и систематизация изученного:
- Расскажите алгоритм построения графика функции с помощью производной?
- Что обозначают точки минимума и максимума?
- Как определить промежутки возрастания и убывания функции?
- Подведение итогов.
Для построения графика функции сначала исследуют свойства этой функции с помощью её производной.
Для построения графика чётной (нечётной) функции достаточно исследовать свойства и построить её график при х
, а затем отразить его симметрично относительно оси ординат (начала координат).
- Домашнее задание.
Математика: учебник / В.П. Омельченко. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 304 с.: ил.
Найти наибольшее значение функции на отрезке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение свойств модуля при решении задач и построении графиков функции.
ВведениеСущественной характеристикой числа, как в действительной, так и в комплексной области, является понятие его абсолютной величины или модуля.Это понятие имеет широкое распространение в раз...

Конспект открытого урока по математике по теме "применение производных и построение графиков функций"
Открытый урок по теме "Применение производных и постоение графиков функции"...

Конспект открытого урока по математике по теме "применение производных и построение графиков функций"
Открытый урок по теме "Применение производных и постоение графиков функции"...

Интегрированный урок по математике – информатике тема: «Построение графиков функции y=mf(x) и y=f(kx)»
Исследование поведения графиков тригонометрических функций в зависимости от коэффициентов; формирование умений устанавливать соответствие между аналитической записью функции и ее графиком. На уроке дл...
Разработка программ для построения графиков функций в полярных координатах
Разработка программ построения графиков функций в полярных координатах #s3gt_translate_tooltip_mini { d...
Применение производной к исследованию функций и построению графиков
Целью данной методической разработки является показ возможного варианта урока математики по теме: «Применение производной к исследованию функций и построению графиков» путем применения раз...

План интегрированного урока по математике и информатике "Построение графиков функций"
Основная цель: практическое применение данного раздела математики для различных отраслей жизни и развитие техники вычислений.На интегрированном уроке обучающиеся используют знания по математике и инфо...
































