Исследование функций и построение графиков.
методическая разработка

В представленной разработке предлагается схема построения и исследования графика функции с помощью производной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_funktsiy_i_postroenie_grafikov.docx176.17 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта теоретического занятия (лекция)

Дисциплина математика

Специальность                  для всех специальностей

Курс       I             Семестр  II

Тема: Исследование функций и построение графиков.

Группы    

Преподаватель          

Продолжительность          90 минут           Место проведения        ауд. 306

Цели учебного занятия:

Образовательная: изучение способа применения производной к исследованию функции; нахождение промежутков возрастания (убывание) функции, экстремумов функции; построение графиков функций.

Развивающая: развитие познавательного интереса и логического мышления студентов, умения анализировать и делать выводы, применять полученные знания при решении задач, развитие навыков краткого конспектирования с использованием специальных символов, навыков построения и чтения графиков функций.

Воспитательная: привитие культуры умственного труда, культуры математической речи и мышления, умения работать в коллективе, воспитание аккуратности, точности при выполнении заданий, навыков самостоятельной работы.

  1. Организационный момент (приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности кабинета и обучающихся к занятию).
  2. Вступление, мотивация изучения темы:

Множество значений каждой функции ограничено, и для представления о ее свойствах часто бывает необходимо вычислить границы этого множества. Для более точного построения графиков функций мы должны уметь вычислять наибольшее и наименьшее значения функции, ограниченность функции, а в этом нам поможет знание производной.

  1. Актуализация имеющихся знаний, ретроспекция:

Первый этап любого исследования графика начинается с выяснения области определения. Область определения задается по оси абсциссы. Часто область определения уже задана, но если она не задана, то следует оценить значение аргумента х. Допустим, если при каком-то значениях аргумента функция не имеет смысла, то этот аргумент исключается из области определения.

Сейчас мы с вами будем рассматривать более сложные функции, у которых не возможно вычислить по дискриминанту значения х и определить координаты вершины. Для построения таких графиков используют знание свойства производной.

  1. Основная часть лекции:

Алгоритм исследования функции с помощью производной

  1. Находим производную.
  2.  Приравниваем производную к нулю и находим корни уравнения - это стационарные точки. Точки максимума и минимума.

Максимум функции на множестве [a;b], входящем в область ее определения, можно записать так : xmax , указав границы множества отдельно. Минимум — xmin.

Если х0— точка экстремума, тогда f′(x0)=0.

Если в точке x0 f′(x) меняет знак с «+» на «–», то x0— точка максимума.

Если в этой точке f′(x) меняет знак с «–» на «+», то x0— точка минимума.

  1. Находим промежутки знакопостоянства производной. Промежутки, на которых производная положительна, являются промежутками возрастания функции. 

Промежутки, на которых производная отрицательна, являются промежутками убывания функции.

4. Найти значения функции в точках экстремума.

5. По данным исследования построить график функции.

Пример. Исследовать на монотонность функцию https://studfile.net/html/2706/990/html_CbyjFIhJTv.biGH/img-X9NPvE.png. Находим производную и разлагаем её на множители:https://studfile.net/html/2706/990/html_CbyjFIhJTv.biGH/img-_rFBtP.png. Метод интервалов позволяет определить знакhttps://studfile.net/html/2706/990/html_CbyjFIhJTv.biGH/img-eaCSsH.png:

-https://studfile.net/html/2706/990/html_CbyjFIhJTv.biGH/img-SYqATY.pnghttps://studfile.net/html/2706/990/html_CbyjFIhJTv.biGH/img-CIGTzr.png

На интервалах https://studfile.net/html/2706/990/html_CbyjFIhJTv.biGH/img-MBxIcs.pngиhttps://studfile.net/html/2706/990/html_CbyjFIhJTv.biGH/img-SdBu3C.pngфункция возрастает, а наhttps://studfile.net/html/2706/990/html_CbyjFIhJTv.biGH/img-zZcMRP.png– убывает.

Теорема 2. (второе достаточное условие экстремума). Пусть функция https://studfile.net/html/2706/990/html_CbyjFIhJTv.biGH/img-lnNoBv.pngимеет в критической точкеhttps://studfile.net/html/2706/990/html_CbyjFIhJTv.biGH/img-mKogVS.pngконечную вторую производную. Тогда:

1) если https://studfile.net/html/2706/990/html_CbyjFIhJTv.biGH/img-GT4oSs.png, тоhttps://studfile.net/html/2706/990/html_CbyjFIhJTv.biGH/img-3czhSu.png– точка минимума;

2) если https://studfile.net/html/2706/990/html_CbyjFIhJTv.biGH/img-jriZLt.png, тоhttps://studfile.net/html/2706/990/html_CbyjFIhJTv.biGH/img-sHwLUK.png– точка максимума;

3) если https://studfile.net/html/2706/990/html_CbyjFIhJTv.biGH/img-MtKfVi.png, то требуется дополнительное исследование.

Пример. Найти экстремумы функции https://studfile.net/html/2706/990/html_CbyjFIhJTv.biGH/img-HRQ9Kr.png.

Решение. https://studfile.net/html/2706/990/html_CbyjFIhJTv.biGH/img-TpQN7V.png– существует везде.

https://studfile.net/html/2706/990/html_CbyjFIhJTv.biGH/img-GckJJn.png

https://studfile.net/html/2706/990/html_CbyjFIhJTv.biGH/img-Q2taTj.png–точка максимума;

https://studfile.net/html/2706/990/html_CbyjFIhJTv.biGH/img-VRn2L8.png–точка минимума;

https://studfile.net/html/2706/990/html_CbyjFIhJTv.biGH/img-GoIGEB.png–точка минимума.

Пример. Постройте график функции у = х3– 3х + 3, используя краткую схему построения. схему построения.

Решение:

1) D(f) = (-∞; +∞)

2) Функция не является ни четной, ни нечетной, т. к. 

3) Асимптот нет

4) f’(x) = 3x2 – 3, f’(x) = 0 при х = 1, х = -1.

х = 1, х = -1 – стационарные точки.

5) f’(x)>0 при . Так как в точках х = 1, х = -1 функция непрерывна, то эти точки также включаются в промежутки возрастания.

f’(x)<0 при . Так как в точках х = 1, х = -1 функция непрерывна, то эти точки также включаются в промежутки убывания.

6) Так как в точке х = -1 производная меняет знак с «+» на «-», то х = -1 – точка максимума.

Так как в точке х = 1 производная меняет знак с «-» на «+», то х = 1 – точка минимума.

7) Результаты исследования представим в виде таблицы.

x

(-∞; -1)

-1

(-1; 1)

1

(1; +∞)

f’(x)

+

0

-

0

+

f(x)

5

1

max

min

8) Координаты некоторых точек:

x

-2

0

2

f(x)

1

3

5

9) По полученным данным строим график.

Пример. Постройте график функции .

Полученные результаты исследования функции удобно записать в виде следующей таблице.

В первой строке этой таблицы указаны в порядке возрастания критические точки функции и ограниченные ими промежутки. Во второй строке отмечены знаки производной на этих промежутках. В третьей строке записаны выводы о ходе изменения данной функции, в четвёртой строке – о виде критических точек.

  1. Обобщение и систематизация изученного:
  1. Расскажите алгоритм построения графика функции с помощью производной?
  2. Что обозначают точки минимума и максимума?
  3. Как определить промежутки возрастания и убывания функции?

  1. Подведение итогов.

Для построения графика функции сначала исследуют свойства этой функции с помощью её производной.

Для построения графика чётной (нечётной) функции достаточно исследовать свойства и построить её график при х, а затем отразить его симметрично относительно оси ординат (начала координат).

  1. Домашнее задание.

Математика: учебник / В.П. Омельченко. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 304 с.: ил. 

Найти наибольшее значение функции на отрезке 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение свойств модуля при решении задач и построении графиков функции.

ВведениеСущественной характеристикой числа, как в действительной, так и в комплексной области, является понятие его абсолютной величины или модуля.Это понятие имеет широкое распространение в раз...

Конспект открытого урока по математике по теме "применение производных и построение графиков функций"

Открытый урок по теме "Применение производных и постоение графиков функции"...

Конспект открытого урока по математике по теме "применение производных и построение графиков функций"

Открытый урок по теме "Применение производных и постоение графиков функции"...

Интегрированный урок по математике – информатике тема: «Построение графиков функции y=mf(x) и y=f(kx)»

Исследование поведения графиков тригонометрических функций в зависимости от коэффициентов; формирование умений устанавливать соответствие между аналитической записью функции и ее графиком. На уроке дл...

Разработка программ для построения графиков функций в полярных координатах

Разработка программ построения графиков функций в полярных координатах                #s3gt_translate_tooltip_mini { d...

Применение производной к исследованию функций и построению графиков

Целью данной методической разработки является показ возможного варианта урока математики по теме: «Применение производной к исследованию функций и построению графиков» путем применения раз...

План интегрированного урока по математике и информатике "Построение графиков функций"

Основная цель: практическое применение данного раздела математики для различных отраслей жизни и развитие техники вычислений.На интегрированном уроке обучающиеся используют знания по математике и инфо...