План интегрированного урока по математике и информатике "Построение графиков функций"
план-конспект занятия

Валиева Мадина Ревазовна

Основная цель: практическое применение данного раздела математики для различных отраслей жизни и развитие техники вычислений.

На интегрированном уроке обучающиеся используют знания по математике и информатике, что развивает потенциал самих обучающихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

К моменту проведения данного урока, обучающиеся должны обладать теоретическими знаниями по математике, практическими умениями строить и читать графики функций. Уметь создавать компьютерные модели, знать табличный процессор Excel, уметь строить таблицы и графики.

За урок учащиеся получают оценки по математике и информатике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_integrirovannogo_uroka_-_postroenie_grafikov_funktsiy.docx158.39 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Владикавказский ордена Дружбы народов политехнический техникум»

План

интегрированного урока

по математике и информатике

Тема: "Построение графиков функций"

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=6ff42161d6ded39aaffa34e37e2572f7-l&n=13

Преподаватель математики: Ф.В. Дудаева

Преподаватель информатики: М.Р. Валиева

Владикавказ, 2019


ОДОБРЕНО

цикловой комиссией

общеобразовательных дисциплин

Протокол № ___

от « ___ » _____________ 2019 г.

Председатель ___________ А.Р. Бестаев

СОГЛАСОВАНО

Методист ___________ Ж.А. Дзахова

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе

______________ А.М. Булах


Пояснительная записка

Современные требования к результатам обучения и их практическая направленность требуют новых форм организации учебного процесса, создания единого информационного пространства. Не секрет, что очень часто в мыслительной деятельности обучающихся предметы разбиты на отдельные части, и нет представления их практической целесообразности.

Для развития современной экономики и техники нужны специалисты, умеющие применять теоретические знания для практических задач. Не менее важно умение специалиста выполнять расчеты с помощью компьютера, в частности, в программе Microsoft Excel.

Считаем, что свою роль в формировании этих навыков могли бы сыграть интегрированные уроки по математике и информатике. Их целесообразно проводить в качестве заключительного этапа изучения той или иной темы по математике.

Основная цель: практическое применение данного раздела математики для различных отраслей жизни и развитие техники вычислений.

На интегрированном уроке обучающиеся используют знания по математике и информатике, что развивает потенциал самих обучающихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

К моменту проведения данного урока, обучающиеся должны обладать теоретическими знаниями по математике, практическими умениями строить и читать графики функций. Уметь создавать компьютерные модели, знать табличный процессор Excel, уметь строить таблицы и графики.

За урок учащиеся получают оценки по математике и информатике.


Тема урока: Построение графиков функций.

Цели урока:

обучающие: 

  • повторение свойств функции, элементов исследования функций и построения графика функции;
  • формирование у студентов умений и навыков работы с табличным процессором MS Excel;
  • формирование практических умений и навыков работы на компьютере при решении алгебраических задач.

развивающие:

  • развитие логического мышления, умения работать творчески, самостоятельно, анализировать и делать выводы о применении приобретенных навыков в дальнейшей работе;
  • формирование представления о применении ИКТ для решения практических задач из области математики.

воспитательные:

  • повышение мотивации обучающихся за счет интеграции с другими предметами;
  • воспитание конкурентоспособного специалиста, отвечающего требованиям современного рынка труда.

Задачи:

  1. Обобщить изученный материал по теме «Технология обработки числовой информации» в ходе практической работы.
  2. Проконтролировать степень усвоения знаний по теме «Построение графиков функций» при решении алгебраических задач.
  3. Экспериментальным путем выявить основные способы преобразования графиков.
  4. Показать, что предметы не изолированы друг от друга и навыки, полученные при изучении информатики, можно с успехом применять при изучении математики, и наоборот.

Вид занятия: интегрированный урок.

Тип занятия: практическая работа.

Межпредметные связи: информатика, математика.

Оборудование занятия:

Наглядные пособия: презентация.

Раздаточный материал: набор карточек с заданиями для групповой работы.

Технические средства обучения: компьютеры с ОС Windows, принтер, табличный процессор MS Excel, мультимедийный проектор.

Методы используемые на уроке:

  1. проблемное обучение;
  2. информационные методы вычислений;
  3. интегративное обучение.

Формы организации учебной деятельности: диалог, работа с текстом слайда, групповая, исследовательская работа в программе Excel.

Цели познавательной деятельности учащихся:

Репродуктивная познавательная деятельность: знать понятие функции, называть свойства функции.

Частично-поисковая учебная деятельность: построение графика функции в программе Excel с различным шагом.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Пояснения к практической работе.
  4. Практическая работа: "Построение графиков функций в табличном процессоре Excel".
  5. Динамическая пауза (гимнастика для глаз).
  6. Отчет групп по практической работе.
  7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
  8. Домашнее задание.

Ход урока:

Эпиграфы:

"Теория без практики мертва и бесплодна, практика без теории невозможна и пагубна. Для теории нужны знания, для практики, сверх того, и умение" (А.Н. Крылов)

"Недостойно человеку одарённому, тратить подобно рабу, часы на вычисления, которые, безусловно, можно было бы доверить любому лицу, если при этом применить машину" (Готфрид Лейбниц)

"У каждого человека есть определенный кругозор. Когда этот кругозор сужается для бесконечности малого, то он обращается в точку. Тогда человек и говорит, что это есть его точка зрения". (Давид Гильберт)

  1. Организационный момент (3 минуты)

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей: "Добрый день! Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем необычном интегрированном уроке. Сегодня вы на практике научитесь использовать знания, полученные на уроках математики для выполнения практических заданий по информатике. И наоборот, знания, полученные при изучении информатики, сможете с успехом применять при изучении математики".

  1. Актуализация знаний (15 минут)

Вводное слово учителя математики.

В курсе алгебры были изучены элементарные функции, а также тригонометрические функции числового аргумента. Скажите, пожалуйста, что такое функция? И что такое график функции?

Функция – это такая зависимость переменной у от переменной х, при которой каждому значению переменной х соответствует единственное значение переменной у.

Переменная х называется независимой переменной или аргументом.

Переменная у называется зависимой переменной и говорят, что переменная у является функцией от переменной х.

График функции – это множество всех точек координатной плоскости, абсциссы которых равны значениям аргумента, а ординаты – соответствующим значениям функции.

На уроках мы строили графики простейших функций вида y = f(x). Повторим сведения об изученных функциях (демонстрация с помощью мультимедийного проектора):

Далее учащиеся дают краткую характеристику каждой функции, определяют вид графиков.

Вводное слово учителя информатики.

На прошлой практической работе мы выяснили, что электронные таблицы позволяют строить графики любых функций, которые можно записать в общем виде

Сегодня мы научимся строить графики функций . Но сначала ответьте на следующие вопросы (демонстрация при помощи мультимедийного проектора):

  1. Что такое электронные таблицы?
  2. Какие основные типы данных можно использовать в работе электронных таблиц?
  3. Какие существуют правила для ввода формул?
  4. Что такое диапазон ячейки?
  5. Каким способом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее?
  6. Перечислите шаги построения графика.
  1. Пояснения к практической работе (5 минут)

Группа разбивается на 3 подгруппы, каждая из которых получает задание на карточке. Необходимо последовательно строить графики предложенных функций, при этом сравнивать поведение каждой функции с предыдущей. Промежуток, на котором будет рассматриваться функция, выбрать самостоятельно с учетом области определения и периодичности.

Результатом работы должен стать вывод о проведении графика функции в зависимости от изменения различных параметров. Выводы аргументировать графиками, построенными в одной системе координат. Оформлять практическую работу на одном рабочем листе, при оформлении графиков для наглядности можно изменять параметры форматирования.

Учащиеся по группам садятся за компьютеры, проводят исследования. В это время учитель консультирует группы.


  1. Практическая работа: "Построение графиков функций в табличном процессоре MS Excel". (30 минут)

Карточка № 1

График

Поведение функции по сравнению с предыдущей

1

2

3

4

Карточка № 2

График

Поведение функции по сравнению с предыдущей

1

2

3

4

Карточка № 3

График

Поведение функции по сравнению с предыдущей

1

2

3

4

  1. Динамическая пауза (гимнастика для глаз).

Обучающиеся выполняют упражнения для глаз.

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль. Повторить 3-4 раза. Круговые вращения по часовой стрелке и против часовой стрелки. Движения вверх-вниз, влево-вправо.

  1. Отчет групп по практической работе (20 минут)

Группы по окончании работы сохраняют результаты работы в свои папки на компьютере.

В каждой группе выбирается докладчик, который рассказывает о проделанной работе и полученных результатах.

Выборочно, одна из групп демонстрирует таблицы значений и графики функций с помощью проектора. И обучающиеся отметят все плюсы и минусы такого способа исследования функций. Приходят к выводу, что для исследования сложных функций необходимо использовать информационные технологии, так как с их помощью можно наиболее точно построить график функции и найти решения уравнения.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия. (3 минуты)

При помощи электронных таблиц можно строить графики любых функций, решать графическим способом уравнения и системы уравнений.

Умение работать с графиками необходимо и при выполнении заданий, требующих нестандартного подхода к решению.

Сегодня на уроке мы обобщили изученный материал по теме: «Технология обработки числовой информации», экспериментальным путем выявили основные способы преобразования графиков и показали, что предметы математики и информатики не изолированы друг от друга и навыки, полученные при изучении информатики, можно с успехом применять при изучении математики, и наоборот. Все группы успешно справились с поставленной задачей.

За урок обучающиеся получают оценки по математике и информатике.

Обучающимся предоставляется анкета для заполнения:

На уроке я работал…

активно / пассивно

Своей работой на уроке я…

доволен / не доволен

Урок для меня показался…

коротким / длинным

За урок я…

не устал / устал

Мое настроение…

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был…

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

Домашнее задание мне кажется…

легким / трудным

интересен / не интересным

  1. Домашнее задание (2 минуты) 

Обучающимся выдаются карточки с домашним заданием.

Задание: Построить график функции и заполнить таблицу:

График

Поведение функции по сравнению с предыдущей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок физика+математика

Материалы открытого интегрированного урока по теме "Применение производной" с двух позиций - математика и физика....

Интегрированный урок по математике+физика+электротехника

Интегрированный урок по математике,физике и электротехнике 1 курс для специальности "Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования"по теме "Применение прои...

Интегрированный урок по математике – информатике тема: «Построение графиков функции y=mf(x) и y=f(kx)»

Исследование поведения графиков тригонометрических функций в зависимости от коэффициентов; формирование умений устанавливать соответствие между аналитической записью функции и ее графиком. На уроке дл...

Интегрированный урок (физика+математика): Закон всемирного тяготения

Данную работу можно использовать на первом курсе урока физики  при изучении темы: «Закон всемирного тяготения»....

Интегрированный урок по математике и информатике

Урок новых знаний на основе исследовательской деятельности...