Рабочая программа учебной дисциплины «Статистика»
рабочая программа

Гасанова Гулияр Адамовна

Рабочая  программа учебной дисциплины  «Статистика» является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

 

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: относится к общепрофессиональному циклу.

 

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения  дисциплины обучающийся  должен знать:

  • Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;
  • Основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
  • Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;
  • Методы работы в профессиональной и смежных сферах;
  • Структуру плана для решения задач;
  • Порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл op.06_statistika_pbu-25_.docx39.92 КБ

Предварительный просмотр:

ФИЛИАЛ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

В ГОРОДЕ ПОКАЧИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

ОП.06 СТАТИСТИКА

основной профессиональной образовательной программы

подготовки специалистов среднего звена

для специальности

38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)

базовой подготовки

        

г. Покачи

2025 г.

        


СОГЛАСОВАНО                 ОДОБРЕНО

ПЦК  преподавателей                                                                    Педагогическим советом

общепрофессионального                                                               Протокол №22 от 05.05.2025 г.  

и профессионального циклов                

Протокол №  6 от 22.04.2025 г.

Председатель___________Ахметгареева А.Р.                        

Организация-разработчик:

Филиал БУ «Лангепасский политехнический колледж» в г.Покачи

Разработчик:

Гасанова Г.А., преподаватель  высшей  квалификационной категории

Рабочая программа учебной дисциплины «Статистика» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (Приказ Минпросвещения России от 24.06.2024 № 437 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

            1.     ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3.     УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.06 Статистика

  1. Область применения программы:

Рабочая  программа учебной дисциплины  «Статистика» является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: относится к общепрофессиональному циклу.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения  дисциплины обучающийся  должен знать:

  • Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;
  • Основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
  • Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;
  • Методы работы в профессиональной и смежных сферах;
  • Структуру плана для решения задач;
  • Порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности;
  • Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, бухгалтерском и официальном статистическом учете, архивном деле, социальном и медицинском страховании, пенсионном обеспечении, аудиторской деятельности, гражданское, таможенное, трудовое законодательство Российской Федерации; законодательство Российской Федерации в сфере деятельности экономического субъекта; практика применения законодательства Российской Федерации.

В результате освоения  дисциплины обучающийся  должен уметь:

  • Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;
  • Анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;
  • Определять этапы решения задачи;
  • Выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;
  • Составлять план действия;
  • Определять необходимые ресурсы;
  • Владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах
  • Применять методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности; устанавливать причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период; оценивать потенциальные риски

Результатом освоения дисциплины является овладение обучающимися общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.

ОК 02.  Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

ПК 2.4. Проводить анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Статистика

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Объем образовательной нагрузки

32

Всего учебных занятий

32

в том числе:

        практические занятия

14

        контрольные работы

2

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Статистика»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в часах

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Тема 1. Предмет, метод и задачи статистики

Содержание учебного материала

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ПК 2.4.

Предмет и задачи статистики.

1

История статистики.

1

Особенности статистической методологии.

1

Предмет, метод и задачи статистики

1

Тема 1. Статистическое наблюдение

Содержание учебного материала

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ПК 2.4.

Статистическое наблюдение, этапы его проведения

1

Объекты и единицы статистического наблюдения

1

Практические занятия

2

Статистический формуляр

1

Статистический момент и срок (период) статистического наблюдения

1

Тема 2. Сводка и группировка статистических материалов

Содержание учебного материала

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ПК 2.4.

Программа статистической сводки.

1

Группировка статистических данных. Виды группировок.

1

Практические занятия

2

Виды статистической сводки по глубине и форме обработки материала, технике выполнения. Виды и задачи группировок

1

Группировка активов и источников их формирования.

1

Тема 3. Способы наглядного представления статистических данных

Содержание учебного материала

Статистические таблицы. Подлежащее и сказуемое статистической таблицы.

1

Простые, групповые и комбинированные статистические таблицы.

1

Правила построения таблиц в статистике.

1

Практические занятия

4

Статистические графики.

1

Элементы статистического графика: графический образ, поле графика, пространственные ориентиры, масштабные ориентиры, экспликация графика

1

Способы наглядного представления статистических данных

1

Контрольная работа по теме «Сводка и группировка статистических данных»

1

Тема 4. Ряды динамики и ряды распределения

Содержание учебного материала

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ПК 2.4.

Индивидуальные и сводные абсолютные показатели

1

Степенные средние величины в статистике: средняя арифметическая, средняя квадратическая, средняя гармоническая, средняя хронологическая.

1

Практические занятия

5

Виды средних величин. Средняя арифметическая в статистике.

1

Абсолютные статистические величины

1

Относительные статистические величин

1

Средняя гармоническая в статистике.

1

Контрольная работа по теме «Сводка и группировка статистических данных»

1

Тема 5. Индексы

Содержание учебного материала

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ПК 2.4.

Понятие об индексах

1

Практические занятия

3

Понятие об индексах. Классификация индексов в статистике.

1

Индивидуальные и общие индексы. Агрегатные индексы и средние индексы.

1

Индексы переменного состава, постоянного состава и структурных сдвигов.

1

Дифференцированный зачет

2

Всего:

32


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины осуществляется в лаборатории "Цифровых технологий в бухгалтерском учете".

Оборудование  кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся (столы, стулья)
  • рабочее место преподавателя
  • шкаф для хранения учебных пособий
  • компьютер с программным обеспечением для преподавателя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь)
  • экран (доска)
  • мультимедиапроектор
  • комплект учебно-методических материалов
  • наглядные пособия
  • комплект бланков унифицированных первичных документов
  • комплект форм учетных регистров
  • комплект плана счетов бухгалтерского учета
  • комплект форм бухгалтерской (финансовой) отчетности

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Для обучающихся

1. Статистика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / под редакцией И. И. Елисеевой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 361 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04660-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511795 (дата обращения: 03.08.2023).

3.3. Используемые образовательные технологии

С целью достижения запланированных результатов обучения и формирования соответствующих общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих реализацию требований ФГОС СПО и работодателей, реализации модульно-компетентностного, системно-деятельностного подхода в учебном процессе по данной дисциплине используются активные методы обучения в сочетании с традиционными видами учебной работы (беседа, лекция, семинар, практическая работа, просмотр видеофильмов, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии. Обучение строится с применением традиционных здоровьесберегающих технологии, ИКТ, кейс-технологий, проведение занятий с применением деловых и ролевых игр, защиты индивидуальных и групповых проектов.


4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины:

  • Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;
  • Основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
  • Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;
  • Методы работы в профессиональной и смежных сферах;
  • Структуру плана для решения задач;
  • Порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности.
  • Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, бухгалтерском и официальном статистическом учете, архивном деле, социальном и медицинском страховании, пенсионном обеспечении, аудиторской деятельности, гражданское, таможенное, трудовое законодательство Российской Федерации; законодательство Российской Федерации в сфере деятельности экономического субъекта; практика применения законодательства Российской Федерации

«Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко.

«Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.

«Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки.

«Неудовлетворительно» - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки.

•        Компьютерное тестирование на знание терминологии по теме;

•        Тестирование.

•        Контрольная работа.

•        Самостоятельная работа.

•        Защита реферата.

•        Наблюдение за выполнением практического задания (деятельностью студента)

•        Оценка выполнения практического задания (работы)

•        Подготовка и выступление с докладом, сообщением, презентацией

•        Решение ситуационной задачи.

Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины:

  • Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;
  • Анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;
  • Определять этапы решения задачи;
  • Выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;
  • Составлять план действия;
  • Определять необходимые ресурсы;
  • Применять методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности; устанавливать причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период; оценивать потенциальные риски


ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Дополнения и изменения в рабочую программу учебной дисциплины (модуля)

____________________________________________________________________________________

(наименование рабочей программы учебной дисциплины или модуля)

по специальности (профессии)_______________________________________________________

                                    (наименование специальности (профессии)

на _______________учебный год

В рабочую программу учебной дисциплины (модуля) внесены следующие изменения:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнения и изменения рассмотрения на заседании ПЦК

______________________________________________________________________________

                                    (наименование ПЦК)

 Протокол № ________от «________»_________________20____г.

Председатель  ПЦК __________/_________________________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины Статистика

Рабочая программа учебной дисциплины Статистика по специальности 030912 и 080110...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 02 Статистика для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка)

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  080114  Экономика и бухгалтерский учет ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 Статистика 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая  программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...

СТАТИСТИКА Аннотация рабочей программы учебной дисциплины

СТАТИСТИКА Аннотация рабочей программы учебной дисциплины...

Рабочая программа учебной дисциплины "Статистика" 38.02.04

Рабочая программа учебной дисциплины "Статистика" для студентов, обучающихся по специальности 38.02.04 "Коммерция"...

Рабочая программа учебной дисциплины "Статистика" 38.02.01

Рабочая программа учебной дисциплины "Статистика" для студентов, обучающихся по специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет" (по отраслям)...