Рабочая программа учебной дисциплины "Статистика" 38.02.01
рабочая программа

Румянцева Анна Викторовна

Рабочая программа учебной дисциплины "Статистика" для студентов, обучающихся по специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет" (по отраслям)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Мурманской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Мурманский колледж экономики и информационных технологий»

Рабочая программа

учебной дисциплины

Статистика

для специальности

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

г. Мурманск

2018 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное учреждение Мурманской области «Мурманский колледж экономики и информационных технологий» (ГАПОУ МО «МКЭиИТ»)

Разработчик:  Румянцева А.В., преподаватель ГАПОУ МО «МКЭиИТ»

Рабочая программа рассмотрена на заседании Цикловой комиссии  Учетно-экономических дисциплин, протокол № __ от «__» ______ 201_ г.

Начальник учебного отдела _________________________


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

15

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Учебная дисциплина «Статистика» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Учебная дисциплина «Статистика» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 02, ОК 11.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются следующие умения и знания.

Код ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01-06, 09-11

ПК 4.1, 4.6

Использовать основные приемы и методы статистики для решения задач профессиональной деятельности.

Собирать и регистрировать статистическую информацию.

Проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения.

Выполнять расчеты статистических показателей (абсолютные, относительные, средние; показатели вариации; ряды динамики, индексы) и формулировать основные выводы.

Предмет, метод и задачи статистики.

Принципы организации государственной статистики.

Основные формы и виды действующей статистической отчетности.

Статистические наблюдения.

Основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации.

Сводка и группировка, способы наглядного представления статистических данных.

Статистические величины: абсолютные, относительные, средние; показатели вариации; ряды динамики, индексы.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы учебной дисциплины

82

в том числе:

теоретическое обучение

44

практические занятия 

24

самостоятельная работа

8

консультации

2

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

4

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Статистика»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в часах

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Введение.

Тема 1. Предмет, цели, задачи, метод статистики.

Содержание учебного материала

4

ОК 01-06, 09-11

ПК 4.1, 4.6

1. Цели, задачи и предмет учебной дисциплины.

Статистика: понятие, сфера и область применения. История возникновения и развития статистической науки.

Место статистики в системе наук и учебных дисциплин. Основные категории и понятия статистики: статистическая совокупность, единица совокупности, единица наблюдения. Признаки, их измерения. Статистические показатели. Система статистических показателей.

Метод статистики. Статистическое исследование и его стадии. Особенности статистической методологии. Статистическая закономерность. Закон больших чисел и его роль в изучении статистических закономерностей.

2. Основные научные принципы организации статистики в РФ. Задачи статистики, их особенности на современном этапе. Отечественные и международные статистические организации.

2

2

Тема 2.

Методы обобщения статистической информации.

Содержание учебного материала

4

ОК 01-06, 09-11

ПК 4.1, 4.6

1. Задачи и программа разработки материалов статистического наблюдения. Статистическая сводка: понятие, назначение. Особенности сводки материалов отчетности и специального статистического наблюдения.

Статистические ряды распределения: понятие, их виды (атрибутивные и вариационные, дискретные и непрерывные (интервальные)).

Частоты: абсолютные, относительные, кумулятивные.

2. Графическое изображение рядов распределения.

Метод группировок: понятие, его назначение, задачи. Виды группировок: типологические, аналитические, структурные, простые и комбинированные. Выбор группировочных признаков. Определение числа групп и интервалов. Метод вторичной группировки. Группировки по атрибутивному признаку. Классификация: понятие, назначение.

Статистическая таблица: понятие, назначение. Макет, подлежащее и сказуемое статистической таблицы. Виды таблиц. Основные правила построения таблиц, их чтение и анализ.

Графический метод в статистике, виды и принципы построения.

2

2

В том числе, практических занятий

2

1. Практическое занятие. Группировка по приведенному показателю. Построение и анализ статистических таблиц.

2

Тема 3.

Обобщающие статистические показатели.

Содержание учебного материала

6

ОК 01-06, 09-11

ПК 4.1, 4.6

1. Классификация статистических показателей: объемных и качественных признаков, индивидуальных и общих.

2. Абсолютные и относительные величины, как категория статистической науки: понятие. Абсолютная величина, исходная форма статистических показателей6 значение, виды, способы исчисления. Единицы измерения абсолютных величин.

3. Относительные величины, условия их применения. Виды, способы расчета и формы выражения.

Взаимосвязь абсолютных и относительных величин.

2

2

2

В том числе, практических занятий

4

1. Практическое занятие. Расчет абсолютных и относительных величин. Оформление результатов в статистические таблицы.

4

Самостоятельная работа обучающихся

2

Изучите классификацию статистических показателей.

Дайте понятие абсолютных и относительных величин, укажите единицы измерения абсолютных и относительных величин, способы расчета абсолютных и относительных величин.

Тема 4.

Средние величины и показатели вариации.

Содержание учебного материала

6

ОК 01-06, 09-11

ПК 4.1, 4.6

1. Средняя величина: определение, сущность, виды.

Взаимосвязь средних величин и методы группировок, типичность средних. Средняя арифметическая: понятие, свойства. Другие формы средних. Мажорантность средних.

Структурные средние: понятие. Мода и медиана, квартили, децили. Их смысл, значение, способы вычисления.

2. Вариация: понятие. Причины, порождающие вариацию признаков общественных явлений, необходимость и задачи статистического изучения вариации. Абсолютные показатели вариации: размах вариации, дисперсия, среднее квадратическое отклонение.

3. Виды и свойства дисперсий. Правило сложения дисперсий. Относительные показатели вариации: коэффициент осцилляции, относительного линейного отклонения. Коэффициент вариации. Коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение. Средняя величина и дисперсия альтернативного признака.

2

2

2

В том числе, практических занятий

4

1. Практическое занятие. Расчеты средних величин с учетом исходных данных.

2. Практическое занятие. Расчеты показателей вариации признака в изучаемой совокупности и обобщение получаемых результатов.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

Изучите определение и сущность средней величины. Укажите виды средней величины и сравните их между собой.

Выявите взаимосвязь средних величин и методы группировок.

Дайте понятие средней арифметической величины и укажите формулу ее расчета.

Выявите причины, порождающие вариацию признаков.

Изучите абсолютные и относительные показатели вариации. Приведите примеры их расчета.

Тема 5.

Метод выборочного наблюдения.

Содержание учебного материала

6

ОК 01-06, 09-11

ПК 4.1, 4.6

1. Выборочное наблюдение: понятие, значение, причины и условия применения, практическая и экономическая целесообразность. Генеральная и выборочная совокупность. Основные обобщающие характеристики генеральной и выборочной совокупности. Методы отбора.

2. Ошибки выборочного наблюдения при различных видах и способах отбора. Определение доверительных границ обобщающих характеристик генеральной совокупности. Определение необходимой численности выборочной совокупности.

3. Малая выборка: понятие и особенности определения ошибок и оценки параметров при малой выборке.

Практика применения выборочного наблюдения.

2

2

2

В том числе, практических занятий

2

1. Практическое занятие. Применение выборочного метода, методики расчета ошибки выборки при различных способах отбора.

2

Тема 6.

Статистическое изучение взаимосвязей.

Содержание учебного материала

6

ОК 01-06, 09-11

ПК 4.1, 4.6

1. Всеобщая связь явлений. виды и формы взаимосвязей. Задачи статистического изучения связи. Роль качественного анализа в исследовании взаимосвязей.

2. Статистические методы изучения связей: графический, параллельных рядов, аналитических группировок, балансовый.

Корреляционный и регрессионный методы анализа взаимосвязи.

Уравнение регрессии: отбор факторных признаков, выбор уравнения. Интерпретация уравнений регрессии.

3.Линейный коэффициент корреляции, теоретическое корреляционное отношение, индекс корреляции – оценка тесноты взаимосвязи между исследуемыми признаками. Показатели взаимосвязи альтернативных признаков.

2

2

2

В том числе, практических занятий

2

1. Практическое занятие. Освоение методики статистического анализа взаимосвязей экономических и социальных явлений и процессов.

2

Тема 7. Ряды динамики.

Содержание учебного материала

6

ОК 01-06, 09-11

ПК 4.1, 4.6

1. Ряды динамики: понятие, виды, основные правила построения, сопоставимость данных. Статистические показатели характеристики рядов динамики, основные приемы анализа рядов динамики. Средние величины в рядах динамики.

2. Приведение рядов динамики к одному основанию. Коэффициент опережения (отставания).

Статистические методы выявления основной тенденции рядов динамики: скользящей средней, аналитического выравнивания. Методы вычисления.

3. Статистические методы прогнозирования уровней рядов динамики. Интерполяция и экстраполяция рядов динамики.

Циклические и сезонные колебания, методы их изучения. Графическое изображение рядов динамики.

2

2

2

В том числе, практических занятий

4

1. Практическое занятие. Расчеты показателей рядов динамики.

2. Практическое занятие Расчет средних величин в рядах динамики.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

Изучите понятие, виды рядов динамики, правила их сопоставления.

Укажите статистические показатели характеристики рядов динамики и основные приемы их анализа.

Рассчитайте основные показатели рядов динамики (конкретные данные выдаются преподавателем).

Рассмотрите статистические методы прогнозирования уровней рядов динамики и примените их при решении задач.

Тема 8.

Статистические индексы.

Содержание учебного материала

6

ОК 01-06, 09-11

ПК 4.1, 4.6

1. Статистические индексы: понятие, виды по охвату единиц, формам построения, изменяемому признаку, временным и весовым параметрам.

2. Агрегатный индекс как основная форма общего индекса.

Средние индексы с различной базой сравнения и различными весами.

Индексы средних величин и их субиндексы: постоянного состава и структурных сдвигов.

3. Методы факторного анализа взаимосвязи общих индексов, выявление абсолютных и относительных изменений.

Базисные и цепные индексы с постоянной и переменной базой сравнения, с постоянными и переменными весами, их взаимосвязь.

Территориальные индексы.

2

2

2

В том числе, практических занятий

6

1. Практическое занятие. Расчет индексов с учетом исходной информации.

2. Практическое занятие. Расчет индексов, определение влияния сопряженных факторов в относительных и абсолютных величинах.

2

4

Самостоятельная работа обучающихся

2

Изучите статистические индексы.

Сопоставьте разные виды статистических индексов.

Разберите методы факторного анализа взаимосвязи индексов, выявите их абсолютные и относительные измерения.

Примените методы факторного анализа на практике.

Консультации

2

Промежуточная аттестация

4

Всего:

82

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должно быть предусмотрено следующее специальное помещение: кабинет «Статистика», оснащенный оборудованием: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебно-наглядных пособий «Статистика»; сборники задач по дисциплине «Экономика организации», а также техническими средствами обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе

3.2.1. Печатные издания

1. Федеральный закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» от 29.11.2007 г. № 282-ФЗ.

2. Долгова В.Н., Медведева Т.Ю.  Статистика. Учебник и практикум для СПО. – М.: Гриф УМО СПО, 2016.

3. Минашкин В. Г.  Статистика. Учебник и практикум для СПО. – М.: Гриф УМО СПО, 2019.

4. Яковлев В. Б. Статистические расчеты в Microsoft Excel. Учебное пособие для СПО. – М.: Гриф УМО СПО, 2019.

        5. Журнал «Вопросы статистики».

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

1. www.gks.ru Федеральная служба государственной статистики.

2. www.garant.ru Гарант.

3. www.consultant.ru Консультант.                        

3.2.3. Дополнительные источники

1. Сергеева И. И., Чекулина Т. А., Тимофеева С. А. Статистика: учебник. – М.: «ИНФА-М», 2016.

2. Статистика. Под ред. Ионина В. Г. – М.: «ИНФА-М», 2017.

3. Харченко Л. П. Статистика. Учебное пособие. – М.: ИНФА-М, 2016.

4. Лялин В. С. и др. Статистика: теория и практика в Excel: учеб. пособие. – М.: Инфа-М, 2016.


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

Знания:

- предмет, метод и задачи статистики;

- принципы организации государственной статистики;

- основные формы и виды действующей статистической отчетности;

- основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;

- статистические наблюдения;

- сводка и группировка, способы наглядного представления статистических данных;

- статистические величины: абсолютные, относительные, средние; показатели вариации; ряды динамики, индексы.

Умения:

- использовать основные приемы и методы статистики для решения задач профессиональной деятельности;

- собирать и регистрировать статистическую информацию;

- проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;

- выполнять расчеты статистических показателей (абсолютные, относительные, средние; показатели вариации; ряды динамики, индексы) и формулировать основные выводы.

Полнота ответов, точность формулировок, не менее 75% правильных ответов.

Не менее 75% правильных ответов.

Полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения профессиональной терминологии

Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок, точность расчетов,  соответствие требованиям.

Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательностей действий.

Точность оценки, самооценки выполнения.

Рациональность действий.

Текущий контроль: 

- тестирование;

- устный опрос;

- письменный опрос;

- практические задания.

Промежуточная аттестация:

оценка выполнения практических заданий на дифференцированном зачете.


Разработчик:         

ГАПОУ МО «МКЭиИТ»            преподаватель                   А.В. Румянцева

(место работы)                     (занимаемая должность)        (инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 02 Психология «Профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.01. Лечебное дело углубленная подготовка

Разработчик:  Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Походяева Т.Н., методист ГБОУ СПО НО «НМБК» Ветлужский филиалСодержательная экспертиза:  Слюзина...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВЧ.ОПД.08 Психология «профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.02 Акушерское дело базовой подготовки

Разработчик: Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Мулюкина О.С., методист, ГБОУ СПО НО «НМК"Содержательная экспертиза: Вяжевич Л.П., председатель ЦМК ОПД и пс...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования

Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального

Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного   приказом Министерс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 МАТЕМАТИКА программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилейПрограмма общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является

Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в  соответствии с требованиями ФГОС среднего общего обр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.

Рабочая программа  учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...