Использование дифференцированных заданий на уроках в начальной школе как средства формирования познавательного интереса обучающихся
учебно-методический материал

Пономарева Анастасия Сергеевна

Учебно-методический материал представляет возможности реализации дифференцированного подхода на уроках в начальной школе, как средства формирования познавательного интереса обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-metodicheskiy_material.pptx518.94 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование дифференцированных заданий на уроках в начальной школе как средства формирования познавательного интереса обучающихся Автор-составитель: Пономарева Анастасия Сергеевна, учитель начальных классов

Слайд 2

Актуальность проблемы Актуальность проблемы формирования познавательного интереса определяется обновлением содержания учебной деятельности и необходимостью формирования у младших школьников навыков самостоятельного приобретения знаний. В начальной школе обучающемуся недостаточно владеть определенным объемом знаний и умений, у него должно быть сформировано умение самостоятельно добывать знания и оперировать ими. Желание и способность самостоятельно приобретать знания, проявлять творческий подход к деятельности и есть свидетельство хорошо развитого познавательного интереса. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Младший школьник предстает, как любознательная, активно и заинтересованно познающая мир личность, владеющая основами умения учиться и способная к организации собственной деятельности.

Слайд 3

Основные понятия Дифференцированные задания – задания для самостоятельной работы по одной теме разной степени сложности, выполняемые одновременно разными учениками. Дифференцированный подход – целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся. Познавательный интерес – стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности, выступающее одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширению кругозора; при наличии интереса знания усваиваются основательно, прочно; в его основе лежат потребности человека.

Слайд 4

Дифференциация учебных заданий Технология дифференцированного обучения – это совокупность методов и форм обучения, конкретные операции по достижению необходимого учебного результата отдельными группами класса, Таким образом, существуют различная дифференциация учебных заданий. по степени самостоятельности ( выполнение одинаковых упражнений всеми учащимися, но одни делают это под руководством учителя, а другие самостоятельно) по объему ( сочетается с другими способами дифференциации; в качестве дополнительных заданий предлагаются творческие или более трудные) по уровню творчества (включает в себя продуктивные и репродуктивные задания)

Слайд 5

Диагностика Методика «Цветные лепестки» И.А. Федоровой Данная методика позволяет определить главные мотивы учения младших школьников, а также выяснить наличие предпочтений в отношении учебных предметов. Учащимся предлагается выполнить ранжирование цветов с помощью цветных карандашей и полоски бумаги, разделенной на десять частей. Раскрашивать полоску необходимо, начиная с наиболее понравившегося цвета к менее привлекательному цвету. Затем учащимся предлагается раскрасить лепестки цветка с названиями учебных дисциплин, используя полоску ранжирования цветов.

Слайд 6

математика английский язык окружающий мир русский язык литературное чтение музыка физическая культура ИЗО технология

Слайд 7

Диагностика Адаптированная методика «Конверты» Г.И. Щукиной Данная методика позволяет выявить уровень познавательного интереса, когнитивного, мотивационного, действенно-практического компонентов личности младшего школьника. Методика проводится индивидуально с каждым учащимся. Младшему школьнику предлагаются на выбор три конверта с тремя заданиями разного уровня сложности. 1) первое задание репродуктивного уровня; 2) второе задание предполагает использование знаний, умений и навыков в новой ситуации; 3) третье задание требует от испытуемого активного поиска, догадки, решения учебных проблем.

Слайд 8

Диагностика В ходе данной диагностики фиксируются следующие показатели: характер выбора конверта (нацеленный или случайный, решительный или неуверенный, быстрый или с промедлениями, с ясной мотивацией или с борьбой мотивов); выбор уровня сложности задания; характер деятельности (напряженный или с отвлечениями, логичный или алогичный, системный или хаотичный, интенсивный или вялый); эмоциональный фон деятельности (ярко выраженный или сглаженный, увлеченный или индифферентный, спокойный или напряженный, уверенный или неуверенный); поведение при затруднениях (раздумье или растерянность, наличие ряда дополнительный действий или прекращения действия, доведение до положительного результата или незавершенность выполнения).

Слайд 9

Диагностика Критерии оценки уровня познавательного интереса Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 1 Наличие у учащегося прочных теоретических знаний, сформировано умение отбирать наиболее рациональный способ выполнения задания, владение элементами творческого подхода к его выполнению. Умение применять знания по изучаемому материалу, отбирать и применять нужный способ решения. Владение отдельными понятиями, признаками, свойствами изучаемого материала, алгоритмическими действиями, умение выполнять задание по образцу, составленному плану или схеме. 2 Проявление желания самостоятельной познавательной деятельности, убежденность в необходимости изучения предмета как основы личного благополучия в дальнейшей жизни. Самостоятельность вызвана интересом на стадии любознательности. В решении возникающих проблем учащийся обращается за помощью. Познание вызвано мгновенным интересом, изначально учащийся не верит в свои силы при выполнении заданий, пассивный настрой, трудности и неудачи вызывают только отрицательные эмоции. 3 Применение полученных знаний на практике, проявление инициативности и самостоятельности. Большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Не проявляются инициативность и самостоятельность в процессе выполнения заданий.

Слайд 10

Диагностика Пример конверта для диагностики по русскому языку во 2 классе Конверт № 3 «Однокоренные слова» Задание 1. Напиши однокоренные слова к данным. Выдели корень. сахар – … суп – … хлеб – … гусь – … утка – … тигр – … Образец: мыло – мыльница, аист – аистёнок. Задание 2. Напиши по два однокоренных слова к каждому. Выдели корень. каменщик – … воспитатель – … лётчик – … связист – … Задание 3. Выбери однокоренные слова. Запиши их в таком порядке: предмет, признак предмета, действие предмета. Весна, говор, зелень, белить, разговор, зеленеет, белила, зелёный, белый, говорливый.

Слайд 11

Примеры дифференцированных заданий Математика, 1 класс, тема «Числа от 0 до 10» Уровень 1. Реши примеры. 6 + 3 = 7 + 2 = 2 + 5 = 8 – 4 = 10 – 3 = 7 – 3 = Уровень 2. Вставь пропущенные числа. 6 + … = 9 7 + … = 9 … + 5 = 7 … – 4 = 4 10 – … = 7 … – 3 = 4 Уровень 3. Вставь числа так, чтобы получились верные равенства. … + … = 9 … + … = 9 … + … = 7 … – … = 4 … – … = 7 … – … = 4

Слайд 12

Примеры дифференцированных заданий Русский язык, 1 класс, тема «Предложение» Уровень 1. Составь предложение из данных слов. Начерти его схему. Мы, на, летом, даче, жили. Уровень 2. Составь предложение из данных слов. Начерти его схему. Подчеркни в словах буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки – зеленым цветом, твердые согласные – синим. Мы, на, летом, даче, жили. Уровень 3. Составь предложение из данных слов. Начерти его схему. Подчеркни в словах буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки – зеленым цветом, твердые согласные – синим. Выполни звуко-буквенный разбор слова «жили». Мы, на, летом, даче, жили.

Слайд 13

Примеры дифференцированных заданий Русский язык, 2 класс, тема «Правописание безударных гласных в корне слова» Уровень 1. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Поставьте ударение. Море – м... ря , грач – гр... чи , шар – ш... ры , лес – л... са , дождь – д...жди, след – сл... ды , волны – в... лна , кит – к... т ы. Уровень 2. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. К данным словам подберите проверочные. Поставьте ударение. М ... ря , гр... чи , ш... ры , л... са , д...жди, сл... ды , в... лна , к... т ы. Уровень 3. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. К данным словам подберите проверочные. Поставьте ударение и выделите корень. Подберите еще две пары слов на эту орфограмму. М ... ря , гр... чи , ш... ры , л... са , д...жди, сл... ды , в... лна , к... т ы.

Слайд 14

Примеры дифференцированных заданий Математика, 2 класс, тема «Задачи на умножение» Уровень 1. Реши задачу, пользуясь схемой. В двух коробках по 7 карандашей. Сколько всего карандашей в этих коробках? Уровень 2. Придумай вопрос к задаче. Реши ее. В двух коробках по 7 карандашей. Уровень 3. Составь текст задачи по схеме. Реши её. 7 к. 7 к. 7 к. 7 к.

Слайд 15

Примеры дифференцированных заданий Окружающий мир, 3 класс, тема «Растения леса» Уровень 1. Составь рассказ о растении, изображенном на иллюстрации, по плану (используй слова-подсказки). 1. Назови растение. 2. К какой группе растений оно относится? (кустарник, дерево, трава) 3. Назови в каком лесу оно произрастает? (смешанном, хвойном, лиственном) 4. Как называются плоды этого растения? (ягоды, шишки, жёлуди) 5. Какое они имеют значение? (корм для животных, служат для появления нового растения, лекарство) 6. Назови способ распространения плодов этого растения. (птицы, животные, ветер, человек, вода) Уровень 2. Составь рассказ о растении, изображенном на иллюстрации, по плану. 1. Назови растение. 2. К какой группе растений оно относится? 3. Назови в каком лесу оно произрастает? 4. Как называются плоды этого растения? 5. Какое они имеют значение? 6. Назови способ распространения плодов этого растения. Уровень 3. Составь рассказ о растении, изображенном на иллюстрации. План рассказа составь самостоятельно.

Слайд 16

Примеры дифференцированных заданий Литературное чтение, 4 класс, тема «Басни».

Слайд 17

Литературное чтение, 4 класс, тема «Басни». Уровень 1. Прочитайте басню «Царь и слоны» и ответьте на вопросы. 1. Почему слепые сделали такие разные выводы? 2. Почему они стали спорить и ссориться? 3. Подумайте, в чем мораль басни? (мораль – это поучение, выраженное в краткой форме) . Уровень 2. Прочитайте басню «Царь и слоны» и ответьте на вопросы. 1. Почему слепые сделали такие разные выводы? 2. Почему они стали спорить и ссориться? 3. Подумайте, в чем мораль басни? Придумайте своё окончание басни.

Слайд 18

Литературное чтение, 4 класс, тема «Басни». Уровень 3. Почитайте басню «Царь и слоны». Составьте вопросы, используя ромашку вопросов. 1. Простые вопросы: Что? Где? Когда? Зачем? 2. Уточняющие вопросы: Правильно ли я понял(а), что…? 3. Интерпретационные вопросы: Почему? 4. Творческие вопросы: Что было бы, если…? 5. Практические вопросы: Как бы Вы поступили? 6. Оценочные вопросы: Что хорошо / плохо?

Слайд 19

ВЫВОДЫ Успех дифференцированного обучения в значительной степени зависит от познавательной активности школьников, от того, насколько они заинтересованы в собственной работе. Ясное знание конкретных целей при условии их посильности, возможность выполнить предъявляемые учителем требования активизируют познавательную деятельность учащихся, причем на разных уровнях. Реализация многоуровневого и вариативного подхода к организации обучения способна обеспечить целый комплекс условий не только для общего личностного развития, но и для формирования вполне определенных установок и качеств, необходимых для конкретного вида трудовой деятельности школьников в будущем. Таким образом, учителю необходимо создать среду, в которой учащиеся с разным уровнем познавательного интереса и развития могли в приемлемом для них темпе преодолевать посильную меру трудностей, выполняя учебные задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа «Формирование познавательного интереса обучающихся к занятиям математики через нетрадиционные формы обучения»

Курсовая работа «Формирование познавательного интереса обучающихся к занятиям математики через нетрадиционные формы обучения»...

Формирование познавательных интересов обучающихся на уроках производственного обучения

Основные методы и приемы формирования познавательных интересов....

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе , в условиях реализации ФГОС нового поколения»

   Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа ...

СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО УРОКА

Опыт и эксперимент моей работы, с использованием на уроках АЯ сюжетно - ролевых игр как средсво формирования познавательного интереса в начальном звене...

Методическая разработка мастер класса для педагогов на тему: "Использование здоровьезберегающих технологий на уроках в начальной школе для обучающихся с ОВЗ"

Если наполовину наше здоровье зависит от нас самих, значит, сделать можно многое. А что может сделать для сохранения и укрепления здоровья учитель во время урока?...

Статья:Личностно-ориентированное обучение как средство формирования познавательной активности обучающихся

Личностно-ориентированное обучение как средство формирования познавательной активности обучающихся...

Педагогический проект «Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и  физики, которая обобщит, конкретизирует, систематизирует знания, повысит мотивац...