УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕРАКТИВНОГО УРОКА ПО ХИМИИ
методическая разработка

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕРАКТИВНОГО УРОКА ПО ХИМИИ ТЕМА:УРАВНЕНИЕ МЕНДЕЛЕВА-КЛАПЕЙРОНА

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ МЕЖДУНАРОДНОГО ВЕСТМИНСТЕРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ТАШКЕНТЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕРАКТИВНОГО УРОКА ПО ХИМИИ

ТЕМА:УРАВНЕНИЕ МЕНДЕЛЕВА-КЛАПЕЙРОНА.

Преподаватель : Зияева Г.А.

Тема: Уравнение Менделеева-Клапейрона.

Поурочный план теоретического занятия

Модель образовательной технологии теоретического учебного занятия.

Время занятия :80 мин

Количество учащихся : 26

Вид занятия:

Практический комбинированный урок

План учебного занятия

План:

  1. Уравнение Менделеева-Клапейрона.
  2. Решение задач

Цель учебного занятия:

Образовательные: Познакомить обучающихся с понятием уравнения состояния идеального газа. Рассмотреть физический смысл универсальной газовой постоянной. находят общую зависимость (формулу), связывающую между собой все три макроскопические величины (p, V, T); Знакомятся с универсальной газовой постоянной.

Воспитательные: развивают активную мыслительную деятельность, волю, память, интеллект через задания исследовательского и поискового характера; повышают уровень активности, самостоятельности и качества знаний, используя знания при решении практических задач.

Развивающие: обучающиеся знакомятся с работой учёных в развитии физики и химии; повышают умение слушать и говорить перед незнакомой аудиторией; рассматривают практическую значимость приобретённых знаний; формулируют мотивацию учения.

Педагогические задачи :

-ознакомить с уравнением состояния идеального газа;

-объяснить физический смысл универсальной газовой постоянной;

- Рассказывает общую зависимость (формулу), связывающую между собой все три макроскопические величины (p, V, T);

-ознакомить с универсальной газовой постоянной.

Результаты учебной деятельности :

-Запоминают уравнение состояния идеального газа;

--объясняют физический смысл универсальной газовой постоянной;

- умеют общую зависимость (формулу), связывающую между собой все три макроскопические величины (p, V, T);

--совершенствуют навыки решать задачи, используя формулы.

Методы обучения

Словесный ,наглядный мультимедийное обучение ,кластер, мозговой штурм ,парная работа, «проблемный вопрос »,игровой метод, диалоговое общение на основе работы с материалами учебника ,таблиц слайдов.

Формы организации учебной деятельности

Готовность учащихся к работе ,наличие учебных принадлежностей (учебник ,тетрадь, ручки и.т.д.),мобилизация внимания учащихся .

Работа в малых группах ,фронтальный и индивидуальный опрос.

Средства обучения

Проектор ,учебники химии ,натуральные и изобразительные учебно-наглядные пособия.

Условия образования

Кабинет химии с хорошей материальной базой

Средства обратной связи.

Вопросы ответы.

Технологическая карта полного теоретического учебного занятия

Этапы работы и время

Содержание деятельности

Педагога

Учащихся

1-этап

Введение в учебное занятие

(5-7 минут )

Объявляет тему ,называет проблему ,обосновывает способы поиска ее решения.

Знакомит с критериями и принципами оценки знаний (Приложение №1)

#1040;кцентирует внимание учащихся на актуальности изучаемой темы.

Слушают ,записывают название темы в тетрадях.

Знакомятся с критериями оценок.

2-этап .

Основной этап

(70 минут)

Ι.Усовершенствование знаний по изучаемой теме(10 минут )

#1055;роводит метод «мозговой штурм» (Приложение 2)

ΙΙ.Изучение новой темы(30 минут)

#1054;бъясняет основные понятия (см .Текст лекций по химии)

#1053;аблюдает за работой учащихся.

ΙΙΙ. Закрепление полученных знаний по новой теме (30 мин).

Для закрепление полученных знаний преподаватель письменную работу в виде тестов ;(Приложение №3)

#1082;онтролирует ,наблюдает за работой каждого учащегося.

Отвечают на вопросы.

Слушает,записываетв тетрадях.

Внимательно слушает преподавателя .

Учащиеся дают варианты ответов

Анализируют и делают вывод о их верности .

Проверяют правильность ответов

3-этап

Заключительный

Этап

(5-7 минут)

#1054;бобщает итоги ,анализирует и оценивает работу групп : отмечает положительный момент работы учащихся по данной злободневной теме, успехи командной деятельности .

#1054;тмечает ,что проделанная работа имеет огромное значение в их будущей специальности .

Задает домашнее задание

(Приложение №4)

Внимательно слушают .

Записывают домашнее задание.

Приложение №1

Показатели и критерии оценки.

Методы

оценки

5

4

3

2

«Фронтальный опрос»

Активно участвует

Участвует но ответ не точен

Дает как правильные как правильные ,так и не правильные ответы

Не участвует

Проблемный вопрос

Отвечает верно

Отвечает верно ,но делает некоторые ошибки

Отвечает не совсем верно

Отвечает неверно.

«Тестирование»

Дает полные ответы на вопросы

Дает неполные ответы на вопросы

Дает частичные ответы на вопросы

Не отвечает на вопросы.

«Решение задач»

Ответы правильные Активно участвует .

Дает неполные ответы на вопросы

Дает частичные ответы на вопросы.

Пассивно участвует.

Не отвечает на вопросы.

Пассивно участвует.

Ход урока:

I этап: Приветствие ( отмечаем отсутствующих, готовность к уроку)

Данный урок имеет мультимедийное сопровождение в виде компьютерной презентации с использованием слайдов(см.приложение № 1).

Приложение №2

II этап: (на экране слайды, презентации):

(обсудить смысл эпиграфа)

- Для того, чтобы продолжить изучение следующей темы нам необходимо вспомнить понятия, формулы, изученные на предыдущих уроках.

III этап:

1. Расшифровать схему. (В пустые кружочки подставить недостающие величины)(см. приложение № 3)

( ответ: количество вещества)

Вопросы:

2. Фронтальный

  1. Как называется данная физическая величина?
  2. В каких единицах она измеряется?

3. Как обозначается количество вещества и в чём измеряется?

4. Сколько частиц содержит 1 моль любого вещества, как эта величина называется?

5. Чтобы отмерить 1 моль вещества, что надо сделать?

6. Что называется молярной массой, как обозначается, в чём измеряется, чему численно равна?

#1050;акие три макроскопические параметра вы знаете? (ответ: P, V, T)

8. Почему их назвали макроскопическими? (ответ: Эти параметры характеризуют большие масштабы)

9. Назовите единицы измерения каждой из этих величин.(ответ: 1Па, 1м3, 1К)

Ставим перед обучающимися проблему –

- Как вы думаете, существует ли общая зависимость (формула), связывающая между собой три макроскопические величины.

(обсудить как меняется давление при изменении объема ( мяч); как меняется объем при изменении температуры (столбик термометра)).

-Зависимость, связывающая между собой три макроскопические величины, называется уравнением состояния идеального газа или уравнение Менделеева- Клапейрона.(на слайде).

Заполняем ОК 6.( рассмотреть физические величины, входящие в уравнение)

- В уравнении есть новая величина - R.( на слайде)

Далее: это произведение двух постоянных величин в физике.

Na=6, 02*1023моль-1

k=1, 38*10-23Дж/ k

1. Как называются данные постоянные величины? (Постоянная Авогадро, постоянная Больцмана)

2. Каков физический смысл постоянной Авогадро? (физический смысл постоянной Авогадро-число атомов (или молекул), содержащихся в 1 моле любого вещества)

3. Каков физический смысл постоянная Больцмана? (физический смысл постоянной Больцмана - является коэффициентом, переводящим температуру из градусной меры (k) в энергетическую (Дж) и обратно)

В физике произведение двух постоянных величин заменяют универсальной газовой постоянной и её обозначают:

На доске: R (эр)-универсальная газовая постоянная.

Давайте найдём её числовое значение:

R=Na*k=6, 02*1023моль-1* 1, 38*10-23 Дж/k = 8, 31*1023*10-23 1/моль * Дж/k=8, 31 Дж/моль*k

R=8, 31 Дж/моль*k <записать)

Рассмотрим её физический смысл:

Характеризует внутреннюю энергию моля идеального газа в расчёте на один Кельвин.

Клапейрон - французский физик, работавший около 10 лет в России.

Менделеев - великий русский учёный.

Какой газ называют идеальным? (ответ: идеальный газ – это газ, взаимодействие между молекулами которого пренебрежимо мало)

Не только идеальный газ, но и любая реальная система – газ, жидкость, твёрдое тело – характеризуется своим уравнением состояния.

Знать уравнение состояния необходимо при исследовании тепловых явлений.

Что оно позволяет определить?

(работа с учебником )

1. одну из физических величин, если две другие известны (это используют в терминах)

2. зная уравнение состояния, можно сказать, как протекают в системе в различные процессы при определённых внешних условиях.

3. зная уравнение состояния, можно определить, как меняется состояние системы, если она совершает работу или получает теплоту от окружающих тел.

IV этап:

Практикум по решению задач на применение уравнения

Менделеева-Клапейрона

Уравнение Менделеева-Клапейрона даёт возможность решить большинство задач на расчёт макропараметров состояния идеального газа

Физическая величина

Обозначение

Единицы измерения

Давление

р

Па

Объем

V

м3

Масса

m

кг

Молярная масса

М

кг/моль

Универсальная газовая постоянная

R

8,31 Дж/К· моль

Абсолютная температура

Т

К

Необходимо знать:

Нормальные условия

р=105 Па

t= 0°C

Молярная масса воздуха 29·10-3 кг/моль

1л=10-3 м3

Помните:

Ѵ –количество вещества ;

ρ - плотность вещества, ρ

Приступаем к решению задач. На столах перед вами лежат листы с условиями задач № 1,5,6.(см. приложение № 6)

Обучающиеся сами читают условие задачи:

1. Если T идеального газа увеличить в 2 раза, то как изменится p? (ответ в 2 раза).

2. если v идеального газа уменьшить в 3 раза, то как изменится p? (домашнее задание), (ответ в 3 раза).

V этап:

Закрепление.

Проверка освоенности темы, самостоятельная работа. Оценивание учащихся.

Вопросы: (слайд)

1. что нового вы сегодня узнали на уроке? ( ответ: уравнение Менделеева-Клапейрона, универсальное газовое постоянное)

2. Назовите мне все физические величины. Входящие в уравнение Менделеева-Клапейрона и их единицы измерения.

Задачи для самостоятельной работы:

1. Какой объем занимает газ в количестве 103 моль при давлении 106 Па и температуре 100 °С?

2. В сосуде вместимостью 0,5л содержится 0,89 г водорода при температуре 17 °С. Определите давление газа.

3. Баллон вместимостью 40 л содержит углекислый газ массой 1,98 кг. Баллон выдерживает давление не выше 3 ∙ 106 Па. При какой температуре возникает опасность взрыва?

4. Определите массу водорода, находящегося в баллоне вместимостью 20 л под давлением 830 кПа при температуре 27 °С.

5. Плотность некоторого газообразного вещества равна 1,5 кг/м3 при 12°С и нормальном атмосферном давлении. Определить молярную массу этого вещества.

6. При нормальных условиях масса газа 738,6 мг, а объем 8,205 л. Какой это газ?

7. Определите, на сколько масса воздуха в комнате объёмом 60 м3 зимой при температуре 290 К больше, чем летом при температуре 27 °С. Давление зимой и летом равно 105 Па.

8. Определить объем баллона со сжатым углекислым газом, находящимся под давлением в 100 атмосфер при температуре 270 С, если при нормальных условиях то же количество углекислого газа занимает объем 1,3 м3.

VI этап: выводы по уроку.

Слайд с задачами на урок. Обращаем внимание обучающихся, что все поставленные задачи выполнены, цель достигнута.

Домашнее задание.

Прочитать и изучить, стр.43-49. Ответить на вопросы стр.50.

Решить задачи.

1. Для приведения в движение гребных винтов торпеды применяют воздух, сжатый до 190 ∙ 105 Па, в баллонах вместимостью 6 ∙ 10-1 м3. При какой температуре находится воздух, если масса его 130 кг, а молярная масса 29 ∙ 10-3 кг/моль?

2. Имеется 12 л углекислого газа под давлением 9 ∙ 105 Па и при температуре 288 К. Определите массу газа.

3. Какой объем занимает газ в количестве 103 моль при давлении 106 Па и температуре 100 °С?

4. В сосуде вместимостью 500 см3 содержится 0,89 г водорода при температуре 17 °С. Определите давление газа.

5. Баллон вместимостью 40 л содержит углекислый газ массой 1,98 кг. Баллон выдерживает давление не выше 3 ∙ 106 Па. При какой температуре возникает опасность взрыва?

6. Определите массу водорода, находящегося в баллоне вместимостью 20 л под давлением 830 кПа при температуре 17 °С.

7. Плотность некоторого газообразного вещества равна 1,5 кг/м3 при 12°С и нормальном атмосферном давлении. Определить молярную массу этого вещества.

8. При нормальных условиях масса газа 738,6 мг, а объем 8,205 л. Какой это газ?

9. Какова плотность гелия при температуре 127 °С и давлении 8,3 ∙ 105 Па?

Ответы:

1) 306 К ; 2) 0,2 кг ; 3) 3 м3 ; 4) 2 МПа; 5) 320 К ; 6) 13,8 гр ; 7) 35·10-3 кг/моль ; 8) водород ; 9) 1 кг/м3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Разработка ИНТЕРАКТИВНЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ по физике»

С внедрением информационных технологий в образование,   появилась потребность в  электронных учебно-методических комплексах (курс лекций, материалы для практических занятий, проверочные...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по химии на тему: «Синтетические волокна. Лавсан»

Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Работа имеет профессиональную направленность преподава...

Методическая разработка открытого урока по химии "Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций"

Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик.. Урок построен с применением методов проблемного обуче...

Методическая разработка открытого урока по химии «Химические свойства предельных одноатомных спиртов»

Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Урок построен с применением методов проблемного обучен...

Методическая разработка открытого урока по химии «Строение и свойства аминов. Анилин как представитель ароматических аминов»

Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Работа имеет профессиональную направленность преподава...

Учебно-методические материалы к открытому уроку "Альдегиды и кетоны"

Представлены учебно-методические материалы к открытому уроку: "Альдегиды и кетоны": информационная карта, тест, лист заданий, план-конспект урока, презентация....

Методическая разработка к обобщающему уроку по химии в форме интерактивной викторины "Удивительный мир химии"

Материал для развития познавательной активности обучающихся, углубленного изучения органической химии. Можно использовать при проведения внеклассных мероприятий....