Организация наставничества в условиях подготовки выпускников к демонстрационному экзамену
методическая разработка
Демонстрационный экзамен- новый инструмент оценки качества подготовки кадров.
Данная методическая разработка направлена на организацию наставничества для студентов, готовящихся к демонстрационному экзамену. Наставники, выступая в роли проводников знаний, создают поддерживающую атмосферу, что способствует более эффективной подготовке выпускников. Полученные навыки помогут студентам уверенно пройти демоэкзамен и успешно продемонстрировать приобретенные компетенции.
В методике предусмотрены ключевые этапы, включая представление условий задания, разработку программы тренировочных занятий и критерии оценки. Разработка призвана улучшить качество обучения и повысить уровень готовности студентов к итоговой аттестации, а также создать взаимодействие между наставниками и студентами для достижения поставленных целей.
В условиях современной системы образования, где демонстрационный экзамен становится все более значимым этапом, наставничество играет ключевую роль в подготовке выпускников. Методическая разработка должна раскрыть организационные аспекты наставничества, направленного на успешную сдачу демонстрационного экзамена.
Подготовка профессиональных кадров является одной из самых актуальных задач системы среднего профессионального образования наряду с вопросами оценки качества образования студентов выпускников, их готовности к самостоятельной профессиональной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования Саратовской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Энгельсский политехникум»
(ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»)
Методическая разработка
Организация наставничества в условиях подготовки выпускников к демонстрационному экзамену
Энгельс 2025
Методическая разработка
Организация наставничества в условиях подготовки выпускников к демонстрационному экзамену
Демонстрационный экзамен- новый инструмент оценки качества подготовки кадров.
Данная методическая разработка направлена на организацию наставничества для студентов, готовящихся к демонстрационному экзамену. Наставники, выступая в роли проводников знаний, создают поддерживающую атмосферу, что способствует более эффективной подготовке выпускников. Полученные навыки помогут студентам уверенно пройти демоэкзамен и успешно продемонстрировать приобретенные компетенции.
В методике предусмотрены ключевые этапы, включая представление условий задания, разработку программы тренировочных занятий и критерии оценки. Разработка призвана улучшить качество обучения и повысить уровень готовности студентов к итоговой аттестации, а также создать взаимодействие между наставниками и студентами для достижения поставленных целей.
В условиях современной системы образования, где демонстрационный экзамен становится все более значимым этапом, наставничество играет ключевую роль в подготовке выпускников. Методическая разработка должна раскрыть организационные аспекты наставничества, направленного на успешную сдачу демонстрационного экзамена.
Подготовка профессиональных кадров является одной из самых актуальных задач системы среднего профессионального образования наряду с вопросами оценки качества образования студентов выпускников, их готовности к самостоятельной профессиональной деятельности.
Демонстрационный экзамен выступает критерием оценки качества подготовки и сформированности общих профессиональных компетенций обучающегося. Таким образом, вопрос о том, как подготовить обучающегося к демонстрационному экзамену становится наиболее актуальным в системе среднего профессионального образования.
Данная тема методической разработки является актуальной на сегодняшний день. Роль наставника в подготовке студентов, участвующих в демонстрационном экзамене достаточно важна. Так как именно наставник должен стать для обучающихся помощником в организации учебной деятельности при подготовке к демонстрационному экзамену и создать благоприятную обстановку с применением различных форм воспитательной работы.
Цель:
Максимально полное раскрытие потенциала выпускников для успешной сдачи демонстрационного экзамена, формирование необходимых компетенций и уверенности в своих силах.
Задачи:
- Ознакомление с требованиями демонстрационного экзамена и критериями оценки.
- Развитие профессиональных и над профессиональными навыками, необходимых для успешного выполнения заданий.
- Формирование уверенности в своих силах и снижение уровня тревожности перед экзаменом.
- Помощь в организации самостоятельной работы и планировании подготовки.
- Предоставление обратной связи и поддержка в процессе подготовки.
- Оценка уровня подготовки и выявление слабых мест для дальнейшей работы.
Рассмотрим роль наставничества при подготовке студентов к демонстрационному экзамену по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование».
В рамках данной специальности согласно ФГОС возможен выбор из следующих квалификаций специалистов среднего звена: программист, администратор баз данных, специалист по информационным ресурсам. Специалист по информационным системам и другие. Образовательная организация в праве выбирать квалификацию выпускников на основании материально-технической оснащённости и квалификации преподавательского состава.
Демонстрационный экзамен проводится для того, чтобы определить у студентов и выпускников уровень знаний., умений, навыков, которые позволяют вести профессиональную деятельность в определенной сфере и выполнять работу по профессии или специальности в соответствии со стандартами Профессионалитет.
Вся подготовка к демонстрационному экзамену разбита на несколько этапов.
Этапы подготовки к демонстрационному экзамену с использованием наставничества:
- 1. Подготовительный этап: знакомство с программой, структурой и требованиями демонстрационного экзамена, определение уровня подготовки наставляемого, разработка индивидуального плана подготовки.
Первоначально преподаватель-наставник озвучивает условия задания, время на его выполнение и критерии оценки. Планируют тренировочные занятия.
Преподавателем предлагаются варианты создания информационной системы, которые должен осуществить обучающийся в соответствии с контрольно- оценочной документацией демонстрационного экзамена, обсуждается процесс создания, совместно с обучающимся прорабатывается написание всех необходимых кодов.
На первом этапе задания выполняются преподавателем-наставником совместно с обучающимся.
- Основной этап: практическая отработка заданий, анализ ошибок, работа над слабыми местами, развитие необходимых навыков, психологическая поддержка.
После выполнения задания предлагается обучающимся провести самооценку полученного результата по критериям. После чего наставник отвечает на вопросы студентов, а также проводит работу над ошибками, если были допущены.
В рамках первого этапа тренировочного занятия решаются несколько задач:
- Дается общая информация о форме поведения демонстрационного экзамена, информация по нормам безопасности на площадке;
- Проходит первичная отработка практического задания;
- Проводится работа над ошибками, преподаватель отвечает на возникшие вопросы студентов., а также выявляет наиболее неподготовленных обучающихся к участию в демонстрационном экзамене.
На данном этапе студентам предоставляется возможность самостоятельно выполнить задания демонстрационного экзамена. Со стороны наставника предоставляется информационная поддержка. В задачи преподавателя наставника входит озвучивание инструкций, предоставление подсказок, напоминания о необходимости соблюдения требований в области санитарии и гигиены, безопасности труда.
3. Заключительный этап: промежуточная и итоговая аттестация, анализ результатов, выработка рекомендаций для дальнейшей работы.
Третий этап подготовки заключается в том, что наставники выступают в качестве экспертов, они уже не представляют информационную поддержку для студентов, а лишь наблюдают за выполнением заданий со стороны. После того, как отведённое время выполнения задания истечет, проводится оценка достигнутого результата. Оценивается процесс работы и презентация готового продукта. Обучающимся озвучиваются ошибки, допущенные в процессе работы и качественные характеристики выполненной работы.
После выполненного задания преподаватели подводят итоги – еще раз напоминают условия выполненного задания и описывают какие шаги необходимо было выполнить для достижения поставленной цели. Преподаватели-наставники предоставляют студентам возможность высказать свое мнение относительно сложностей, возникших на этапе выполнения задания, а также допущенных ошибок.
При выявлении наиболее слабых студентов, которые не смогли проявить свои знания при выполнении пробных заданий, с ними проводится дополнительная работа с целью уточнения причин неудовлетворительного результата. При обнаружении пробелов в знаниях работа с каждым студентом проводится в индивидуальном порядке.
Участие студентов и преподавателей в региональном чемпионате «Молодые профессионалы» дает бесценный опыт, который позволяет самим студентам стать призерами. Участники чемпионата проявляют желание транслировать свой опыт и знания. Они способны вдохновить и готовы оказать не только конкурсантам следующего чемпионата серьезную наставническую поддержку как экспертную, так и психологическую, но и своим сокурсникам при подготовке к демонстрационному экзамену.
Методы работы наставника и наставляемого:
- Индивидуальные консультации: обсуждение вопросов, возникающих в процессе подготовки, разбор ошибок, предоставление обратной связи.
- Практические занятия: отработка навыков на тренажерах, решение типовых задач, работа с реальным оборудованием.
- Самостоятельная работа: планирование и организация учебной деятельности, выполнение домашних заданий, работа с методическими материалами.
- Взаимопомощь и взаимообучение: обмен опытом между выпускниками, совместное решение задач.
- Психологическая поддержка: создание комфортной атмосферы, снятие тревожности, формирование позитивного настроя.
Формы контроля и оценки результатов:
- Промежуточные срезы: проверка уровня подготовки на различных этапах, выявление слабых мест.
- Моделирование ситуаций демонстрационного экзамена: оценка готовности к выполнению заданий в условиях, максимально приближенных к реальным.
- Анализ результатов работы наставляемого: оценка прогресса, выявление проблемных зон.
Возможные трудности и пути их преодоления:
- Недостаток времени: планирование и организация учебного процесса, рациональное распределение времени.
- Низкий уровень начальной подготовки: индивидуальный подход, использование различных методов обучения, акцент на базовых знаниях.
- Отсутствие мотивации: создание позитивной атмосферы, повышение уверенности в своих силах, мотивация на достижение результата.
- Сложности с адаптацией к новым условиям: психологическая поддержка, помощь в адаптации к новому формату обучения.
Модель студенческого наставничества «студент, активный участник чемпионатов-студент» для подготовки к демонстрационному экзамену дает заметные результаты.
Система подготовки к демонстрационному экзамену в паре «студент-студент» активно применяется при отработке практических навыков обещающихся младших курсов.
Студенты, участники чемпионатов привлекаются к проведению мастер-классов, в рамках практических занятий, где демонстрируют современные технологии сознания и презентации информационной системы. Более опытные студенты рассказывают, показывают, делают вместе, предлагают сделать самим, проверяют и корректируют.
Опыт профессиональной деятельности студенты приобретают в ходе производственной, преддипломной практики.
Осознанная подготовка к демонстрационному экзамену как форме аттестации в модели «преподаватель-студент», «студент-студент», «работодатель-студент», снижает риски некомпетентности и стимулирует поиск новых образовательных технологий методик обучения.
Такая модель подготовки к демонстрационному экзамену позволяет, с одной стороны, сформировать основные навыки (базовые) в полном объеме у каждого обучающегося и создать условия для самостоятельной деятельности выпускника в соответствии с требованиями рынка труда.
Эффективная подготовка к демонстрационному экзамену в ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум» проходит во всех направлениях. Педагогические работники проходят ежегодно профессиональное обучение, в том числе обучены в качестве экспертов для проведения демонстрационного экзамена по стандартам WjrldSkills.
Проводится модернизация материально-технической базы, обновлено программно-методическое обеспечение.
Для правильной организации демонстрационного экзамена образовательное учреждение строго следует этапам подготовки к экзамену и соблюдает правила проведения.
В колледже сформирована и активно работает система наставничества, в том числе и по подготовке к демонстрационному экзамену.
Заключение
Организация наставничества в условиях подготовки к демонстрационному экзамену – важный элемент обеспечения успешной сдачи экзамена и дальнейшего профессионального развития выпускников. Разработка методической разработки, учитывающей специфику подготовки к демонстрационному экзамену и индивидуальные особенности выпускников, поможет эффективно организовать процесс наставничества и повысить шансы на успешную сдачу экзамена.
Список использованной литературы
- Малышева А.В, Шрамкова О. В. К вопросу о проведении итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена в среднем профессиональном образовании: региональный аспект // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. №5 (62).
- Павлова О.А. Подходы к организации демонстрационного экзамена: европейский опыт и российская практика // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 3. С. 104-110.
- Хвостикова Т.Е. Внедрение профессиональных стандартов конкурсного движения «Worldskills Russia» в педагогическое образование // Проблемы опережающей подготовки рабочих кадров на основе стандартов Worldskills: сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции. 2018. С. 10-18.
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации 2013 – 2020 гг. (одобрено Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18 июля 2013 г. № ПК – 5 вн)
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
- Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. N 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение демонстрационного экзамена в систему качества подготовки выпускников
Внедрение демонстрационного экзамена в систему качества подготовки выпускников...

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ДЕМОНСТРАЦИОННОМУ ЭКЗАМЕНУ
Реализация образовательных программ из перечня топ-50 потребовала от колледжа поиска путей повышения качества образования и создания современной образовательной среды: –использование ...

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО МЕТОДИКЕ WSR КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА КВАЛИФИКАЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ПОО
Современный, конкурентоспособный специалист должен отвечать всем требованиям стандарта и мировым тенденциям развития рынка труда, уметь быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям труда, о...

методическая разработка тренинга по подготовке студентов специальности 49.02.01 Физическая культура к демонстрационному экзамену по стандартам чемпионата «Молодые профессионалы» (WORLDSKILLS RUSSIA)
методическая разработка тренинга по подготовке студентов специальности 49.02.01 Физическая культура к демонстрационному экзамену по стандартам чемпионата «Молодые профессионалы» (WOR...

Демонстрационный экзамен по стандартам WORLDSKILLS - эффективный инструмент оценки подготовки фармацевтов
Статья о введении нового формата ГИА - проведении демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia. Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia - это форма государственной ито...

Психологическое сопровождение при подготовке обучающихся к демонстрационному экзамену — это необходимость!
Психологическое сопровождение выпускников в период подготовкик государственной итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена является необходимым направлением работы и преподавателей профес...

Статья "Наставничество как инструмент повышения качества подготовки выпускников" для Всероссийской научно-практической конференции "Вектор роста: опыт реализации целевой модели наставничества в системе СПО"
Статья "Наставничество как инструмент повышения качества подготовки выпускников", опубликованная в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции "Вектор роста: опыт ...


