ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ДЕМОНСТРАЦИОННОМУ ЭКЗАМЕНУ
материал

Русаленко Ольга Николаевна
Реализация образовательных программ из перечня топ-50 потребовала от колледжа поиска путей повышения качества образования и создания современной образовательной среды: 
 
–использование практико-ориентированных методов обучения, дуального образования;
–использование сетевых и дистанционных электронных форм обучения;
– использование опыта WorldSkills Russia;
– переподготовка и систематическое повышение квалификаций педагогических кадров;
–постоянное обновление организационно-методического сопровождения учебного процесса в соответствии с требованиями к результатам освоения образовательных программ;
–проведение демонстрационного экзамена в соответствии с требованиями WorldSkills Russia.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1.

 ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ДЕМОНСТРАЦИОННОМУ ЭКЗАМЕНУ

Слайд 2. 

Новооскольский колледж  практически уже 100 лет  готовит для региона специалистов и в настоящее время реализует образовательные программы по направлениям: Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), Электрификация и автоматизация сельского хозяйства, Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, Операционная деятельность в логистике, Эксплуатация с/х техники и по более чем 20 рабочим профессиям.

Слайд 3.

В колледже предоставляются высококачественные образовательные услуги среднего профессионального образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и квалифицированных рабочих, ориентированных на рынок труда Новооскольского района и Белгородской области. Образовательные услуги в колледже предоставляются путем создания комплекса условий с учетом интересов, способностей и профессиональной ориентацией обучающихся и намерениями в отношении продолжения обучения и трудоустройства. Обучение ведётся высококвалифицированными специалистами на высокотехнологичном инновационном оборудовании с использованием современных инновационных педагогических технологий и компетентностно-ориентированному обучению, которое предполагает направленность на результат, а не на содержание обучения.

Слайд 4. 

В связи с этим, постепенно начинается процесс изменения формы итоговой государственной аттестации путем внедрения демонстрационного экзамена. Демонстрационный экзамен проводится по стандартам чемпионата мира по профессиональному мастерству WorldSkills с целью определения у студентов и выпускников уровня знаний, умений и навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и выполнять работу по конкретной профессии или специальности в соответствии со стандартами WorldSkills.

Для нас проведение аттестационных испытаний в формате демонстрационного экзамена является возможностью объективно оценить содержание и качество образовательных программ, материально-техническую базу образовательной организации, уровень квалификации профессорско-преподавательского состава, а также направления деятельности, в соответствии с которыми определяются точки роста и дальнейшего развития образовательного учреждения.

В нашем колледже первыми сдавать демонстрационный экзамен начали студенты специальности Механизация сельского хозяйства в 2016 году, в прошлом 2018 году ДЭ сдавали студенты специальности Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, в этом учебном году ДЭ будут сдавать и студенты специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

В колледже разработана и внедрена в процесс подготовки к ДЭ система применения новых педагогических технологий для активизации процесса подготовки студентов к ДЭ.

Основываясь на особенностях ДЭ можно определить ведущую педагогическую идею: организация и проведение эффективной подготовки обучающихся к   ДЭ на основе системы работы, включающей элементы личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационных технологий.

Слайд 5. 

Личностно-ориентированный подход предполагает помощь обучающимся в осознании себя личностью, в выявлении и раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении самореализации и самоутверждении.

Обучение в соответствии с этим подходом предполагает:

  • самостоятельность студентов в процессе обучения, что зачастую выражается в определении целей и задач курса самими обучаемыми, в выборе приёмов, которые являются для них предпочтительными;
  • опору на имеющиеся знания студентов, на его опыт;
  • учёт социокультурных особенностей студентов и их образа жизни, поощрение стремления быть «самим собой»;
  • учёт эмоционального состояния, а также их морально-этических и нравственных ценностей;
  • целенаправленное формирование учебных умений, характерным для того или иного студента учебным стратегиям;
  • перераспределение ролей преподавателя и студента в учебном процессе: ограничение ведущей роли преподавателя, присвоение ему функций помощника, консультанта, советника, модератора.

Слайд 6. 

Использование  при подготовке ДЭ такого метода как «Case-study» позволяет создать при подготовке к ДЭ способствует формированию и развитию навыков и получению опыта работы бухгалтера.  

Преимущества технологии:

  • обеспечивает: активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
  • технология обеспечивает возможность получения не только знания, но и глубокого понимания теоретических концепций;
  • возможность выработки навыков простейших обобщений, а также возможность знакомства с реальной жизнью;
  • акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество обучающегося и преподавателя;

Отсюда принципиальное отличие метода от традиционных методик – демократия в процессе получения знания, когда обучающийся равноправен с другими обучающимися и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.

Слайд 7. 

Например, для подготовки студентов специальности Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции используется Коллаборативная образовательная технология - совместное обучение рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам обучения. Эта технология наиболее полно позволяет подготовить студентов к сдаче ДЭ, т.к. при этом они работают в паре и выполняют задания разбитые на модули.

Коллаборативное (совместное) обучение – это такой подход, в рамках которого учебная деятельность построена на тесном взаимодействии между обучающимися, либо между обучающимися и  преподавателем, где участники процесса получают знания через активный совместный поиск информации, обсуждение и понимание смысла усвоенного материала.

Правила коллаборации для студентов:

• Говорить по очереди

• Активно слушать

• Задавать вопросы и спрашивать, есть ли вопросы

• Вносить предложения и спрашивать, есть ли предложения у других

• Выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других

• Коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения

• Помогать и просить о помощи

• Давать и просить пояснения

• Пояснять и оценивать идеи

• Принимать групповые решения и приходить к единому мнению

• Подводить итоги обсуждения

• Приводить убедительные аргументы

Позитивность этой технологии заключается в создании атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения. Если студенты  принимают такую систему обучения, то у них постепенно вырабатываются следующие принципы коллаборативной образовательной технологии:

1) взаимодействие и взаимозависимость членов группы;

2) личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и достижения всей группы;

3) совместная учебно-познавательная деятельность в группе;

4) общая оценка совместной учебной деятельности группы.

Именно эти важные для формирования навыков коммуникации у студентов  принципы мы используем при подгтовке к ДЭ как метод инновационного современного обучения.

Слайд 8. 

Применение коллаборативной образовательной технологии позволяет достаточно эффективно решать следующие учебные задачи:

  • Обучающие: коллаборативное обучение способствует не только качественному усвоению, закреплению и обобщению изученного ранее учебного материала, но и позволяет студентам самостоятельно конструировать новые знания, не предоставленные в учебном пособии;
  • Развивающие: коллаборативная технология создаёт удивительную социально-психологическую атмосферу, позволяющую студентам поэтапно овладевать культурой ведения дискуссии, непринуждённо высказывать собственные оценочные суждения и научно аргументировать свою точку зрения.
  • Воспитательные: эта технология способствует формированию у студентов собственной системы ценностей, позволяет в ситуации конкуренции моделировать творческие варианты своего поведения, базирующиеся на идее альтернативного выбора.
  • коллаборативная образовательная технология полностью изменяет атмосферу учебного процесса при подготовке к ДЭ, так как инертные и равнодушные студенты в процессе работы над заданиями ДЭ превращаются в удивительно активных и заинтересованных субъектов образовательного пространства.

Слайд 9. 

Подготовка к ДЭ по технологии коллаборативного (совместного) обучения обязательно предполагает деление студентов на группы (по 2 человека), причём таким образом, чтобы в одной группе оказались обучающиеся, не взаимодействующие между собой во внеучебной деятельности.

Слайд 10.

Нежелательно создавать и так называемые «группы соседей», так как, несмотря на быстроту решения организационного вопроса, данный вариант не является эффективным вследствие привыкания студентов  работать в составе постоянной группы, что резко снижает возможность обучения навыкам диалогового взаимодействия.

Слайд 11. 

Кроме того, для активизации познавательной деятельности при подготовке к ДЭ в колледже используются ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ.

При прохождении учебных практик рационально (по нашему мнению) применить методику Деловой Игры. Во время такой игры студент учиться не только выполнять задания, но и принимать ответственные и мотивированные решения. Деловая игра — средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебной дисциплины и реальным характером профессиональной деятельности. 

Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников как с помощью специальных методов работы (например, методом «Мозгового штурма», так и с помощью модеративной работы). В этом случае преподаватель перестает быть ДИКТАТОРОМ и становиться МОДЕРАТООМ. Деловая игра непосредственно ориентированная на работу с бухгалтерскими документами способна мотивировать студентов на выполнения заданий ДЭ.

Слайд 12. 

Рассказывать о методиках, которые используют наши преподаватели колледжа при подготовке обучающихся к ДЭ можно очень долго. Я остановилась только на наиболее интересных технологий  (по моему мнению) и опробованных лично. Хочу добавить лишь несколько слов о информационно - коммуникационной технологии.

Совершенно очевидно, что компьютер призван обеспечить разгрузку преподавателя от рутинной умственной работы и создавать реальные возможности для его творческой деятельности. Поскольку при использовании компьютера педагог избавляется от необходимости  контролировать каждый шаг студентов, он больше внимания сможет уделять индивидуальной  с обучающимися, учитывая их способности и уровень подготовки.

Я не останавливаюсь подробно на этой педагогической технологии ввиду того, что на данный момент фактически каждый преподаватель использует ее в своей работе. И если раньше ИКТ использовали единицы, то на сегодняшний день у нас в колледже очень трудно найти человека, который бы не использовал ИК технологии в обучении студентов.

Слайд 13. 

Я думаю, что и у вас также, хотя мне как человеку, работающему непосредственно с ИКТ очень хочется сказать, что использование ИКТ обеспечивает:

- развитие умения студентов ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

- развитие умений, позволяющих обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

- активизирование познавательной деятельности;

- овладение практическими способами работы с информацией;

- проведение  занятий на высоком эстетическом уровне;

 - индивидуальный подход к студенту, применяя разноуровневые задания;

 - уменьшение количества дидактических затруднений у студентов;

 - повышение активности и инициативности;

 - положительную динамику мотивации учения;

 - формирование навыка использования новых информационных технологий для самообразования.

Внедрение новых информационных технологий, а также их сочетание с  другими педагогическими технологиями, значительно повышает качество образовательного процесса, а главное, эффективно влияет на познавательную мотивацию студентов, что несомненно способствует более качественной подготовке их к сдаче ДЭ. 

Слайд 14. 

В заключении хочу подчеркнуть, что современный преподаватель понимает, - педагогический процесс важно рассматривать не как две деятельности – обучающего и обучающегося, а как деятельность совместную, как взаимодействие преподавателя и студента. Для этого преподавателю необходимо развивать творческое начало в себе.

Слайд 15. 

И чем креативней будут занятия, тем более подгтовленным будет студент.

Слайд 16. 

Всем удачи в подготовке к ДЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии в подготовке обучающихся профессии "каменщик"

Сегодня совершенствование образовательного процесса через внедрение современных педагогических технологий – это единственный путь выживания и развития в условиях рыночной экономики, потому что задачу ...

2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций"

2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании  ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные пе...

Статья "Инновационные педагогические технологии профессиональной подготовки обучающихся коррекцинной группы"

Статья "Инновационные педагогические технологии профессиональной подготовки обучающихся коррекцинной группы"...

методическая разработка тренинга по подготовке студентов специальности 49.02.01 Физическая культура к демонстрационному экзамену по стандартам чемпионата «Молодые профессионалы» (WORLDSKILLS RUSSIA)

методическая разработка тренинга по подготовке студентов специальности  49.02.01 Физическая культура к демонстрационному экзамену по стандартам чемпионата «Молодые профессионалы» (WOR...

Демонстрационный экзамен по стандартам WORLDSKILLS - эффективный инструмент оценки подготовки фармацевтов

Статья о введении нового формата ГИА - проведении демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia. Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia - это форма государственной ито...

Психологическое сопровождение при подготовке обучающихся к демонстрационному экзамену — это необходимость!

Психологическое сопровождение выпускников в период подготовкик государственной итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена является необходимым направлением работы и преподавателей профес...

Демонстрационный экзамен-инструмент реализации объективных, открытых процедур ГИА

Демонстрационный экзамен-инструмент реализации объективных, открытых процедур ГИА...