Сценарий открытого урока «М.Е. Салтыков-Щедрин и его социальная сатира»
учебно-методический материал

Косова Оксана Юрьевна

Данный урок поможет студентам узнать много нового о жизни писателя. Но  основной упор мы сделали на его сатирических произведениях, в частности - сказках. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_otkrytogo_uroka_s-shch.docx31.87 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий открытого урока «М.Е. Салтыков-Щедрин и его социальная сатира»

Оборудование: экран для показа презентации о жизни и творчестве писателя «М. Е. Салтыков-Щедрин - крупнейший сатирик 2-ой половины 19 века»

Участники: 2 ведущих, чтецы, пианист.

Оформление: иллюстрации к сказкам студентов отделения "Живопись и скульптура".

В 1: Имя М.Е. Салтыкова-Щедрина вам уже знакомо со школьной скамьи, но сегодня вы узнаете о нем много нового.

В 2: Не секрет, что сегодня Салтыкова-Щедрина читают гораздо меньше, чем других классиков – его великих собратьев по перу. Порою его принимают за писателя трудного, «запутанного». Понять и почувствовать Салтыкова-Щедрина может тот, кто всерьез, не наспех попробует его читать.

В 1: Личная жизнь Салтыкова-Щедрина не богата занимательными сюжетами. Почти все его сознательные годы были отданы писательству, сатирическому искусству.

В 2: Как вы знаете, писательство в России XIX века не было профессией. Многие из литераторов служили. Знаете ли вы, чем запомнился в Вятке (нынешнем Кирове) чиновник губернского правления? Тем, что никогда не брал взяток, чем существенно отличался от большинства чиновников.

В 1: Имя этого чиновника было Михаил Евграфович Салтыков. По приезде в Вятку он не был еще известным писателем-сатириком. Он был молодым чиновником, которого отправили в ссылку за опубликованную им повесть «Запутанное дело». Цензура обнаружила в повести «опасное направление мыслей».

Но опубликование повести и последовавшая за этим ссылка были только началом истории. Впереди были слава, и работа в журнале «Отечественные записки» вместе с Некрасовым, и романы «Господа Головлевы», «История одного города», и знаменитые сказки.

В 2: Салтыков-Щедрин говорил впоследствии: «Я вырос на лоне крепостного права». Что это значит? Он рос в помещичьей среде, с детства наблюдал жизнь крепостных, видел, как крепостное право уродует людей, понимал жестокую несправедливость такого устройства. В семье будущего писателя пеклись лишь о достатке, о карьере.

Щедрин вспоминал: 

«Между моими няньками, которые пестовали мое детство, не было ни одной сказочницы. Вообще весь наш домашний обиход стоял на вполне реальной почве, и сказочный элемент отсутствовал в нем. Детскому воображению приходилось искать пищи самостоятельно, создавать свой собственный сказочный мир, не имевший никакого соприкосновения с народной жизнью и ее преданиями, но зато наполненный всевозможными фантасмагориями, содержанием для которых служило богатство, а еще более - генеральство. Последнее представлялось высшим жизненным благом...»

В 1: Об этом он пишет в своем предсмертном романе «Пошехонская старина».

Вообще, персонажи его детства - мать, тетки, - стали прототипами его произведений.

В 2: Что же это были за люди? Отец - Евграф Васильевич Салтыков - был отпрыском старинного, но небогатого дворянского рода. Семья постепенно беднела, и, чтобы поправить материальное положение, сорокапятилетнему Евграфу Васильевичу была найдена невеста - пятнадцатилетняя Ольга Михайловна Забелина, дочь состоятельного московского купца. Брак был неравным и несчастливым.

В 1: Но подчиненное по отношению к мужу и его сестрам положение Ольги Михайловны прошло вместе с ее молодостью. Очень скоро она стала очень умелой и властной хозяйкой огромного имения, которое благодаря ее усилиям перестало разоряться и даже расширилось. Колоритная фигура матери, ее хозяйственность, расчетливость до прижимистости, властность и хитрость в отношениях с окружающими отразились во многих произведениях писателя, особенно в образе Арины Петровны Головлевой.

М. Е. Салтыков-Щедрин вспоминал: «Я видел глаза, которые ничего могли выражать кроме испуга, я слышал вопли, которые раздирали сердце. В царстве испуга, физического страдания и деспотизма нет ни одной подробности, которая бы минула меня, которая в свое время не причинила бы мне боли».

В 1: Мать, несмотря на властность и жесткость по отношению к сыну, очень любила его и дала ему отличное домашнее образование. К шести годам Михаил легко общается на французском и немецком. Быстро выучивается писать по-русски.

В 2:1836-1844 г. Салтыков-Щедрин учился в Московском дворянском институте, а затем в Царскосельском лицее.

«Для нас нанимали целую уйму Вральманов, Цыфиркиных, Кутейкиных.... пичкали нас коротенькими знаниями, а холоп высшей категории внушал, что цель знания есть исполнение начальственных предначертаний», - вспоминал Салтыков об учебе в лицее.

В 1:Но тем не менее лицеисты жили напряженной духовной жизнью: читали запрещенные книги, слушали пламенные речи В. Г. Белинского («То было время поклонения Белинскому»), спорили о будущем России. Знакомство Салтыкова с социалистом – утопистом М. В. Петрашевским переросло в дружбу.

В 2:С Царскосельским лицеем связаны его первые литературные опыты. В Лицее на каждом курсе объявлялся очередной продолжатель Пушкина. В своем классе им стал Салтыков. Однако Лицей был окончен лишь "по второму разряду" (за "написание стихов неодобрительного характера"). По окончании Лицея молодой человек сотрудничает с «Современником», «Отечественными записками»: пишет рецензии, стихи. Он решил стать литератором.

В 1: Вот только несколько отрывков из его повести "Запутанное дело"...

"Россия - государство обширное, обильное и богатое; да человек-то глуп, мрёт себе с голоду в обильном государстве",

"Жизнь - лотерея", -подсказывает ему привычный взгляд, завещанный ему отцом.

- "Оно так,- отвечает какой-то недоброжелательный голос, - но почему же она лотерея, почему ж бы не быть ей просто жизнью?"

В 2:После публикации первой повести критического направления Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку. Ссылка в Вятку спасла Салтыкова от более сурового наказания: в 1849 году  правительство жестоко расправилось с кружком Петрашевского. Многие члены кружка были приговорены к смертной казни, замененной пожизненной ссылкой в Сибирь (некоторые, в том числе и Ф.М.Достоевский, отправлены на каторгу).

В вятской глуши Салтыкову пришлось пробыть около восьми лет, и это были мучительные своей безысходностью годы в жизни писателя. Он попал в "мир зловоний и болотных испарений, мир сплетен и жирных кулебяк".

В 1: Но  годы ссылки не прошли бесплодно: они закалили его характер, помогли накопить огромный запас наблюдений и фактов из жизни господствующего класса, узнать и изучить быт и язык простого народа.

Женитьба на дочери вице-губернатора Елизавете Аполлоновне Болтиной , а затем появление дочери  и сына скрасили его существование.

А всё вместе: семейная жизнь, сближение с народом - произвели в душе писателя нравственный переворот и определили характер его будущего творчества. С этого времени Салтыков видел смысл своей жизни в служении простым людям и борьбе за их счастье.

В 2: В 1856 г. он оставляет службу и переезжает в Петербург, чтобы полностью отдаться литературному и журналистскому делу. Он печатает романы, повести, сказки.

В своем первом значительном произведении – сатирическом цикле «Губернские очерки» повествование ведётся от имени надворного советника Николая Щедрина, именем которого и подписаны очерки (с этого времени писатель пользовался литературным псевдонимом Н. Щедрин). В "Губернских очерках" Салтыков обличал не частности, он показывал, что для самодержавного строя России типичны произвол, насилие, беззастенчивое "запускание рук в казённую мошну". Он не только критиковал, но и звал к ниспровержению старых общественных порядков.

В 1:После ссылки, через 15 лет Салтыков-Щедрин служит вице-губернатором в Рязани, а потом в Твери, где он активно содействовал продвижению крестьянской реформы. Он заявил хозяевам губернии: «Я не дам в обиду мужика! Будет с него, господа, ... Очень слишком даже будет!» Он возбуждает несколько уголовных дел по фактам жестокого обращения с крестьянами. Его боятся местные помещики. Салтыкова называют в это время не вице-губернатором, а "вице-Робеспьером". Рязанский губернатор Муравьёв (сын усмирителя польского восстания 1863 года Муравьёва-вешателя) собирался даже судить Салтыкова за демократизм.

В 2:С 29 декабря 1866 года по 13 октября 1867 года в качестве управляющего казенной палатой служит в Туле. В решении разного рода конфликтов Салтыков всегда принимал сторону бедняков (крестьян, тульских кустарей, мелких чиновников), защищал их от произвола вышестоящих властей и готов был нарушить ради них даже букву закона.

"Как живо кипела у него всякая работа! Как свободно передавал он на бумагу  свои мысли!  И вообще затруднений в делах для него как будто не существовало: самые сложные и запутанные дела, которые несколько лет не могли распутать комиссии, он один решал в несколько дней..."(вспоминает тульский чиновник Михайлов).

В 1:Смелые действия писателя, его принципиальность и резкость, нежелание считаться с признанными среди чиновников авторитетами вызывали злобу взяточников, карьеристов, служебных очковтирателей. В Туле его возненавидел надменный бюрократ, тульский губернатор Михаил Шидловский, постоянно жаловавшийся на беспокойного управляющего палатой самому царю Александру 2.

В 2: Самая знаменитая книга Салтыкова-Щедрина «История одного города» пронизана сатирическим взглядом писателя на историю России. А тульский губернатор Шидловский явился прототипом градоначальника Прыща.    «История одного города» - книга загадочная, во многом пророческая. Только патриот мог так сатирически осмеять российскую историю, что душевная боль за трагическую судьбу родины стала пламенной любовью писателя к народу и великой ненавистью к его угнетателям.

В 1: Многогранный художественный талант Салтыкова проявился не только в сатирически заостренных формах. В социально-психологический роман «Господа Головлевы» написан в жанре семейной хроники и изображает вырождение целой помещичьей семьи, втянутой в склоки, злодейства и разврат.

В 2: В центре творчества писателя особенное место занимают сказки. О сказках мы и поговорим подробнее.

Сказки Салтыкова-Щедрина особенные, они предназначены думающему читателю. Сам писатель говорил, что писал их эзоповым языком, свойственным, как вы помните, жанру басни. Роднят щедринские сказки с баснями юмор, ирония, переходящая в сарказм. В основе сказок Щедрина лежат русские национальные особенности характеров героев и жизненных обстоятельств. Писались они, как это свойственно сатирическим произведениям, на злобу дня. Но крупный художник тем и отличается, что он умеет в конкретном случае увидеть и выявить то, что связано с общей жизнью человечества.

"Моя манера писать есть манера рабья. Она состоит в том, что писатель, берясь за перо, не столько озабочен предметом настоящей работы, сколько обдумыванием способов проведения его в среду читателей. Еще древний Эзоп занимался таким обдумыванием, а за ним и множество других пошло по его следам... Это манера несомненно рабья, но при соответствующем положении общества вполне естественная... Она нимало не затемняет моих намерений, а, напротив, делает их только общедоступными", писал М.Е.Салтыков-Щедрин.

В 1: В 1887 году отдельной книгой выходят сатирические «Сказки для детей изрядного возраста» (Салтыков-Щедрин написал 32 сказки). Первым опытом в аллегорическом жанре сказки у Щедрина были «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик». В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» рассказывается поучительная история о «социальной полезности»: место действия условно – необитаемый остров, на котором даже оторванный от родной русской земли мужик способен творить чудеса. Именно в этой сказке есть упоминание о нашем городе Тула, о реке Упа.

В 2: В «Диком помещике» действие происходит с одной стороны реально в крепостнической России, а с другой – нет. Своей авторской волей автор лишает помещика-самодура его крестьян, без объяснений, чудесным образом:

«Услышал милостивый Бог слезную молитву сиротскую, и не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика. Куда девался мужик – никто того не заметил…»

В 1: В итоге, оставшись без рабочей силы и прислуги, помещик «с головы до ног оброс волосами», стал ходить «все больше на четвереньках», «утратил даже способность произносить членораздельные звуки…». Эпитет «дикий» метафорически изображает невежество, грубость, отсталость, нравственную неполноценность? Что сближает сказку «Дикий помещик» с повестью о мужике и генералах и в чем можно  увидеть разницу?

В 2:А сближает то, что в обоих произведениях мужик, крестьянин изображен как кормилец и создатель всех жизненных ценностей. Однако в «Повести…» генералы разыскивают мужика, принуждают его работать на себя, а в сказке «Дикий помещик» наоборот: «русский помещик», князь Урус-Кучум-Кильдибаев, изгоняет крестьян из имения.

В 1: В более поздних сказках под видом различных животных высмеивается множество социально-политических типов: безответственный и всего боящийся обыватель в «Премудром пискаре», жестокий и бездарный служака-чиновник  в «Медведе на воеводстве», «солидарный и благонадежный» господин «без лишних мыслей» в «Вяленой вобле», интеллигентный обыватель, болтающий о "бескровном преуспеянии" и "добродетели" в «Карасе-идеалисте», трусливый и подлый буржуазный интеллигент, болтающий о свободе, а на деле служивший господствующему классу в «Либерале»). Для того, чтобы сказки дошли до читателя, писатель решает издать маленькими книжечками и продавать по три копейки... но...

«Намерение г. Салтыкова издать некоторые сказки отдельными брошюрами... более нежели странно. То, что г. Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию: его сказки — та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, более или менее направленная против общественного и политического нашего устройства.» Из доклада цензора

В 2: Сказки Салтыкова-Щедрина вдохновляют всех талантливых людей на творческое осмысление его сказок. Посмотрите на иллюстрации к произведениям писателя, выполненные студентами 1 курса отделения "Живопись и скульптура". А вот так воспринимает сказки студент фортепианного отделения, наш композитор Никита Воронцов.

Звучит авторская музыка на содержание сказок Салтыкова-Щедрина.

В 1: Мастерство Щедрина-сатирика проверено самым строгим и беспристрастным критиком – временем. Его образы вошли, как бы, в самый состав русского языка (премудрые пескари, глуповцы, помпадуры и т.д.). Нескончаемое множество других щедринских образов превратились в нарицательные образы-символы. Сказки – это возможность писателя говорить на запретные темы. Язык сказок точен, ярок, образен, что позволяет понятно и ёмко донести до читателя «главные» мысли автора.

В 2:Салтыков-Щедрин создал настоящую сатирическую энциклопедию русской жизни. Его произведения актуальны до сих пор. Сатира направлена и на власть имущих, и на тех, кто покорно подчиняется ими, терпит унижения. Писатель выступает против неразумного, хищнического отношения к народу, к богатствам страны, против насилия и грубости, против рабского, холопского сознания.

В 1:  Писательский дар Салтыкова-Щедрина высоко ценил Л.Н. Толстой. В письме сатирику Толстой говорил:

«У вас есть все, что нужно, — сжатый, сильный, настоящий язык, характерность, оставшаяся у вас одних, не юмор, а то, что производит веселый смех, и по содержанию - любовь и потому знание истинных интересов жизни народа».

В 1:Сам Салтыков-Щедрин подчас скромно оценивал свою роль в литературе.

 «Писания мои, - размышлял он, - до такой степени проникнуты современностью, что ежели и можно думать, что они будут иметь какую-нибудь ценность в будущем, то именно и единственно как иллюстрация этой современности».

В 2: Важно, что в основе язвительных, остро-сатирических произведений Салтыкова-Щедрина лежит любовь к народу, истинный патриотизм, который предполагает критическое отношение к недостаткам общества.

В 1: Сегодня мы имеем все основания говорить о мировом значении Салтыкова-Щедрина. Будучи глубоко национальным писателем, он оказал влияние не только на развитие русского сатирического направления в литературе (М. Булгакова, А. Платонова, Е. Замятина и др.), но и на зарубежных (А. Франса, О. Хаксли, Дж. Оруэлла и др.). Само обращение зарубежных литераторов к изучению творчества Салтыкова-Щедрина уже свидетельствует о его возросшей популярности в странах Европы и Америки.

«Значение его сатиры огромно, как по правдивости ее, так и по тому чувству почти пророческого предвидения тех путей, по коим должно было идти и шло русское общество…» М.Горький 

«Щедрин шёл в ногу с жизнью, ни на шаг не отставая от неё, он пристально смотрел в лицо ей и – горько пророчески хохотал над всеми и всем. Это не смех Гоголя, а нечто гораздо более оглушительное, правдивое, более глубокое и могучее» М. Горький

Мы сегодня говорили с вами о жизни и творчестве Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, о его социальной сатире. И как всегда в конце каждого урока (даже такого своеобразного) будет дано домашнее задание: внимание на экран.

1. Прочитать три сказки (на выбор).

2. В чем вы видите жанровое своеобразие сказок Щедрина (на примере прочитанных произведений).

3. Можно ли считать сказки писателя современными и почему? (приведите примеры).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого урока истории (Дополнение). «Отечественная война 1812 года».

Сценарий открытого урока истории (Дополнение) «Отечественная война 1812 года»   Участвуют: четыре группы 1 курса. Преподаватель: Баженова Е.П. Тип урока: повторительно-обобщающий урок Испол...

Сценарий открытого урока истории

Открытый урок "Отечественная война 1812 года" дан в игровой форме. На экране демонстрируются слайды презентации, которые развивают ассоциативное мышление, фрагменты КВН, где студентам предлагается уви...

Сценарий открытого урока по творчеству М.И.Цветаевой

План-конспект открытого урока по творчеству М.И. Цветаевой....

Сценарий открытого урока по Менеджменту на тему: Функции управления организацией

Методическая разработка открытого урока по теме «Функции управления организацией» имеет целью ознакомление преподавателей с опытом работы по совмещению различных форм деятельности обучающихся в услови...

Сценарий Открытого урока-зачета по дисциплине "Страховое дело"

Приведено описание порядка проведения зачета в игровой командной форме по дисциплине "Страховое дело" студентов специальности "Земельно-имущественные отношения"....

Сценарий открытого урока "Самый умный логист!"

Открытый урок - конкурс для студентов, обучающихмя по направлениям подготовки "Операционная деятельность в логистике"; "Товароведение и экспертиза качества  потребительских товаров...