лекционный материал для студентов дошкольного оборазования
план-конспект занятия
методика обучения проведения физкультурных занятий для детей .Материал представлен с игровыми моментами
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Методика проведения физкультурных занятий на улице
в разных возрастных группах»
В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты нацеливают содержание образовательной области «Физическое развитие» на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.
Физкультурные занятия являются основной формой обучения детей двигательным навыкам и воспитания физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Содержание занятий на воздухе строится на программном материале. Программный материал распределен с учетом особенностей детей каждого возрастного периода, с постоянным нарастанием трудностей как внутри возрастной группы, так и от группы к группе.
Сохранению высокой работоспособности детей на протяжении всего занятия способствует правильное сочетание нагрузки и активного отдыха: упражнения высокой интенсивности (бег, прыжки, подвижные игры) чередуются с упражнениями низкой и средней интенсивности (ходьба, перестроения, лазанье, метание, упражнения в равновесии).
При проведении занятий необходимо решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи комплексно.
Оздоровительные задачи – направлены на оптимизацию физического развития и физической подготовленности ребенка, ориентируют на всестороннее развитие его физических качеств, совершенствуют двигательные способности, укрепляют здоровье, закаливают организм и повышают его устойчивость к заболеваниям;
Образовательные задачи – предусматривают системное формирование необходимых двигательных навыков и умений и связанных с ними элементарных знаний в области физической культуры;
Воспитательные задачи – решаются в процессе физкультурного занятия: воспитание воли, позитивных качеств характера, эмоциональных потребностей детей, а также интерес, потребности в здоровом образе жизни. Воспитываются как физические качества (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость), так и нравственные (целеустремленность, настойчивость, чувство долга, ответственности и т.п.).
Но для каждого возраста существуют и свои специфические задачи.
В младших группахвоспитатель должен направлять свои усилия на то, чтобы научить детей ориентироваться в пространстве спортивной площадки, приемам элементарной страховки; правильному (по назначению) использованию физкультурного оборудования.
В среднем дошкольном возрасте основные усилия педагогов должны быть направлены на развитие физических качеств детей, и прежде всего выносливости и силы, которые являются основой обеспечения хорошей физической подготовленности.
В старших группах у детей следует развивать высокую физическую работоспособность и направлять усилия на качественную физическую подготовку. Создавать условия для реализации интересов детей, раскрытия их двигательных способностей и развитие самостоятельности.
Физкультурное занятие на улице проводится еженедельно. Продолжительность всех занятий в младшей группе составляет 15-20 мин, в средней - 20-25 мин, в старшей, подготовительной - 25-30 мин.
Занятия на воздухе имеют максимально оздоровительный эффект, позволяют выполнять движения на большом пространстве, усиливают физическую нагрузку, предоставляют широкие возможности для проведения спортивных игр, эстафет.
Однако, уличная теплая одежда и обувь не способствуют точности, выразительности и красоте движений в отличие от формы одежды для занятий в зале. Поэтому количество повторений ОРУ может быть сокращено, а больше места занимают упражнения в беге, прыжках, метании, подвижные игры.
До начала занятий и в процессе выполнения упражнений дети должны получать сведения о частях тела, направлениях движения, представление о правильной осанке. Они должны знать о пользе занятий на воздухе, значении и технике физических упражнений, о правилах подвижных игр, о нормах личной и общественной гигиены и др. Во время игр и физических упражнений нужно воспитывать у детей решительность, смелость, чувство товарищества, стремление к взаимопомощи, доброе отношение друг к другу. Используя упражнения на выносливость, нужно вырабатывать настойчивость, прививать детям умение преодолевать трудности.
Продолжительность занятий на воздухе соответствует программным рекомендациям. Структура занятий традиционна: вводная, основная и заключительная части.
В вводной части необходимо заинтересовать детей, сосредоточить их внимание и дать первоначальную нагрузку.
Вводная часть начинается с построения на площадке и ходьбы, во время которой дети выполняют 3—5 дыхательных упражнений. В холодный период года построение на площадке не проводится, и вводная часть начинается с выхода детей из помещения на улицу. После непродолжительной ходьбы дается медленный бег по площадке в течение 2—4 мин (в зависимости от возраста). В этой части занятия осуществляются подготовка детей к предстоящей мышечной деятельности и обучение в основном различным видам ходьбы и бега: ходьба широким шагом, высоко поднимая колени, приставным шагом, спиной вперед, парами, врассыпную, также подскоки, перестроения, бег, повороты; упражнения на осанку и упражнения, укрепляющие стопу; танцевальные шаги. Выполняются прыжки на одной и двух ногах, с ноги на ногу и др. Использование этих упражнений направлено на улучшение пространственной ориентировки, укрепление мышц ног и таза, совершенствование осанки. Бег заканчивается ходьбой и перестроением в круг или колонны для выполнения ОРУ.
В основную часть включаются общеразвивающие упражнения, основные движения и подвижная игра.
Основная часть занятия начинается с выполнения комплекса общеразвивающих упражнений, для того чтобы разогреть различные мышечные группы.
Общеразвивающие упражнения объединены в комплексы: в младшей 4 упражнения, в средней группе — в комплексе 5 - 6 упражнений, в старшей и подготовительной — 6 – 8.
В младшей группе включается 5-6 общеразвивающих упражнений для разных групп мышц (от верхнего плечевого пояса до мышц ног) с 4-6 кратным повторением каждого);
в средней – 6-7 упражнений с 4-6-кратным повторением;
В старшей – 6-8 упражнений с 5-8-кратным повторением;
В подготовительной – 8-10 упражнений с 6-8-кратным повторением.
В младшей группе упражнения выполняются в медленном и среднем темпе, в более старшем возрасте – преимущественно в быстром темпе. Исключение составляют упражнения с подниманием туловища из положения лежа с прогибанием туловища.
Комплексы включают упражнения для всех крупных мышечных групп: рук и плечевого пояса, туловища, ног. Особенностью комплексов является то, что два упражнения на одну мышечную группу выполняются подряд. Это обеспечивает большую физическую нагрузку на эти мышцы. Каждый комплекс ОРУ повторяется на 2 занятиях, т. е. в течение недели. Это позволяет воспитателю во время занятия на воздухе сократить объяснения и больше внимания уделить качеству выполнения упражнений.
Дети младшей группы общеразвивающие упражнения выполняют вместе с воспитателем . Первый этап- дети размещаются на площадке хаотично. Нужно одновременно видеть всех детей, поэтому воспитатель должен стоять у короткой стороны площадки лицом к детям. В последующем, когда дети строятся для упражнения в круг, воспитатель становится вместе с детьми по кругу, а не в центре. Чтобы все дети хорошо видели лицо воспитателя, он должен периодически перемещаться по кругу.
Дети средней группы должны быстро строиться в колонну и в шеренгу, находить свое место после ходьбы и бега, размыкаться на вытянутые руки, образовывать круг и перестраиваться в 2—3 колонны за ведущими.
Способ раздачи предметов . На первом этапе воспитатель сам раздает кубики, погремушки и другие предметы, положенные для удобства в открытую коробку. Экономя время, и одновременно приучая детей ходить по большому кругу, можно предварительно разложить предметы по кругу. После окончания упражнений дети сами положат их в коробку.
Старшая группа. Старшие дошкольники должны выполнять общеразвивающие упражнения четко, выразительно, слаженно, ритмично. Задача воспитателя - создавать ситуации, в которых дети могли бы реализовать приобретенный двигательный опыт, проявить находчивость, изобретательность. Построение в звенья проводится перестроением через; середину площадки по три. В таком варианте каждый ребенок активен, вынужден быстро ориентироваться в пространстве, а не идти пассивно за звеньевым.
В старшей группе дети должны выдерживать дистанцию в ходьбе в беге, размыкаться в шеренгах и колоннах, перестраиваться по ходу в 2—3—4 колонны за ведущими. Воспитанники подготовительной к школе группы должны уметь перестраиваться: по двое, по трое, по четверо, держать равнение в колоннах и шеренгах.
Пособия разбираются детьми, как правило, по ходу , хотя возможны и другие варианты . Выполнение упражнений под счет обеспечивает сложность и четкость движений и является важным показателем обученности детей. Счет должен фиксировать действие. Это следует акцентрировать при показе. В отличие от младшей группы при разучивании общеразвивающих упражнений, как правило, имеет место предварительный показ в сочетании с объяснением. Практикуется использование действий без показа в целях контроля
Порядок действий воспитателя: а) назвать упражнение (это обеспечивает психологическую готовность к действиям); б) показать упражнение, сопровождая показ объяснением; в) подготовить детей к выполнению, называя детали исходного положения; г) обеспечить одновременное начало выполнения, командой "начинай"; д) воспитатель начинает упражнение вместе с детьми, а после 2 - 3 повторений дети продолжают самостоятельно;
При проведении упражнений на воздухе необходимо целенаправленно обучать детей правильному дыханию. Поднятие рук вверх, разведение их в стороны, выпрямление туловища сопровождаются вдохом. Наклоны, повороты туловища, сведение рук, приседания и др. должны сопровождаться выдохом, который усиливается этими движениями. Воспитатель должен обращать внимание не только на качественное выполнение самих движений, но и на правильное дыхание.
По окончании, дети перестраиваются в колонну по одному, по ходу складывают использованный спортивный инвентарь и бегут со средней скоростью в зависимости от возраста от 40 с до 2 мин. Бег заканчивается ходьбой и перестроением для выполнения упражнения в основных движениях.
На каждом занятии дети упражняются в нескольких основных движениях (метании, прыжках, лазании, упражнениях в равновесие).
Первым выполняется новое или более трудное по координации движение. Затем дети вновь бегут со средней скоростью, после чего упражняются в другом, уже знакомом им движении.
Упражнения в основных движениях заканчиваются медленным бегом, затем организуется подвижная игра или игра-эстафета. Игры предусматривают закрепление одного из основных движений; большое место в них занимает бег.
Игра вызывает у детей чувство удовольствия, приучает к согласованным действиям, развивает чувство товарищества, учит принимать самостоятельные решения, воспитывает быстроту, ловкость и выносливость.
Занятия на открытом воздухе насыщены игровыми упражнениями и подвижными играми с предметами и без них. Летом: ракетки, вертушки, мешочки для метания, мячи разного диаметра, флажки, гантели, предметы, выполненные из бросового материала (цветы из пластиковых бутылок, гантели с наполнением, дуги из старых обручей, удочка). Зимой выносятся клюшки, шайбы, конусы — стойки, мячи, короткие веревки, флажки.
Подготовка воспитателя к занятиям на улице имеет большое значение, заранее обдумать ход занятия, возможные перемещения детей по площадке, распределение ролей, подготовка материала. При подборе и проведении игр, следует учитывать характер предшествующих занятий (пройденную тему, тему недели), после сложных занятий, требующих от ребенка усиленного внимания, сосредоточенности, не предлагать новую игру, а провести уже знакомую.
Подвижная игра – обязательный компонент каждого занятия по физической культуре. Игра способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, поэтому разнообразные игровые действия должны повторяться систематически, видоизменяться и усложняться.
Малышей обязательно надо научить играть, следить, чтобы дети старались соблюдать правила игры (приучать не тесниться, располагаться по всей площади участка, разбегаться врассыпную подальше от водящего и друг от друга, не сужать круг во время хороводной игры).
В средней группе дети уже могут делиться на группы («Чей кружок быстрее соберется»), а так же выполнять несколько ролей («Волк и зайцы»). Важным становится выбор водящего. Для этого применяются считалки, которые дети должны знать и уметь использовать.
При проведении подвижных игр с детьми старшей и подготовительной группы возрастает роль воспитателя. Он должен не только знать содержание и правила каждой игры, но и умело направлять детей на достижение двигательных задач, формирование смелости, сообразительности, взаимовыручки, поддержки.
В играх-эстафетах правильное выполнение движений поощряется тем, что вначале победа присуждается команде, допустившей меньшее число ошибок, а затем той, которая закончила эстафету первой.
Заключительная часть способствует снижению физиологической нагрузки для перехода к спокойной деятельности.
В заключительной части проводится медленный бег. Если во время игры дети много бегают («Ловишки», «Самолеты» и т. п.), то в заключительной части продолжительность медленного бега не указывается, но она должна быть меньше, чем обычно (не более 1—1,5 мин). Медленный бег переходит в ходьбу, во время которой выполняется 6—8 дыхательных упражнений.
Виды физкультурных занятий:
Типы занятий, а также комбинации форм взаимодействия позволяют выделить восемь видов занятий по физкультуре:
- традиционные (то есть сочетающие разные виды деятельности в рамках установленного отрезка времени);
- игровые (посвящённые соревнованиям или играм в конкретном виде спорта, например, футбольный матч между командами двух групп);
- сюжетно-игровые (в отличие от предыдущего вида, сценарий занятия строится от лица персонажа и имеет сюжет);
- самостоятельные занятия (обычно это комплекс подвижных игр);
- прогулки или походы (часто организуются совместно с родителями, упражнения и игры носят стихийный характер);
занятия-тренировки (когда дети отрабатывают блок упражнений, относящийся к какому-либо виду спорта, например, броски мяча в баскетбольную корзину).
При проведении физкультурного занятия на улице рекомендуется использовать общепринятые способы организации детей – фронтальный, поточный, групповой и индивидуальный.
При фронтальном способе организации все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение или делают одновременно разные движения. Фронтальный способ организации обеспечивает постоянное взаимодействие воспитателя и детей.
Групповой способ — дети по указанию воспитателя распределяются на группы, каждая группа получает определенное задание и выполняет его. Одна группа занимается под руководством педагога, другие занимаются самостоятельно или в парах (например, с мячом). Пособия и оборудование располагают таким образом, чтобы воспитатель мог видеть всех детей и по мере необходимости отдавать распоряжения. Обычно такой способ организации применяется, когда дети уже овладели определенным запасом двигательных навыков и умений. Групповой способ целесообразен в работе со старшими дошкольниками.
При индивидуальном способе каждый ребенок делает упражнение по очереди, а воспитатель проверяет качество выполнения и дает соответствующие указания.
По мере освоения техники – ОВД ( основные виды движения) выполняются потоком. Особую разновидность поточного способа представляет круговое («станционное») выполнение упражнений.
Методические приёмы при проведении занятий по физкультуре
Составляя план урока по физической культуре в средней группе, педагог комбинирует приёмы четырёх групп:
- словесные:
- наглядные;
практические;
Словесные приёмы на занятиях физической культурой
Слово взрослого для ребят средней группы становится источником пополнения собственного речевого багажа.
Объяснение. Каждое упражнение, отрабатываемое на занятии, должно быть разъяснено детям, иначе не избежать ошибок и даже травм.
Беседа. На занятиях физкультурой беседы должны быть короткими: 1–2 вопроса педагога и односложные ответы детей. Беседа обычно используется на вводном этапе занятия.
Загадки и стихотворения.
Сказочные сюжеты. Небольшие истории по теме, вводной, части занятия, чтобы мотивировать ребят и «включить» в тему.
Наглядность
Стимулировать такое восприятие можно с помощью:
- картинок и схем;
- иллюстраций к сказкам по теме занятия;
- игрушек (например, в роли гостей урока);
- атрибутов (мячей, скакалок, флажков, лыж и др.).
Наглядные приёмы могут быть представлены в двух формах:
- демонстрация (когда педагог сам показывает порядок выполнения задания);
показ (приём, предполагающий объяснение выполнения игровых действий или видеороликов, мультфильмов по теме).
Практические:
Необходимо детям закладывать сразу правильную информацию и постоянно контролировать правильность выполнения и экономичность движения.
Методика проведения гимнастики после дневного сна
Цель: способствовать быстрому и комфортному пробуждению после сна ; с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений поднять мышечный тонус и эмоциональный настрой детей на продолжение дня.
Задачи гимнастики после дневного сна :
- Увеличить тонус нервной системы ;
- Укрепить мышечный тонус ;
- Способствовать профилактике нарушений опорно – двигательного аппарата ;
- Способствовать профилактике простудных заболеваний ;
- Развитие физических навыков ;
- Сохранить положительные эмоции при выполнении физических упражнений и прочих режимных моментов во второй половине дня;
- Учить детей дышать через нос
- Воспитывать привычку здорового образа жизни .
Введение
Дневной сон необходим ребёнку для физического и интеллектуального развитии. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день? Необходима бодрящая гимнастика. Гимнастика после сна – ключ к пробуждению ребенка.
Пробуждение – является одним из важнейших моментов способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для ребёнка. Гимнастика после сна направлена на правильное постепенное пробуждения ото сна. А так же является закаливающей процедурой и профилактикой нарушении осанки и плоскостопия.
Гимнастика после сна помогает детям поднять настроение, мышечный тонус. Комплекс гимнастики после сна основан на уже имеющихся навыках и двигательном опыте ребенка. Общая длительность проведения гимнастики должна составлять для малышей 7 - 10 минут, для старших дошкольников – 10 – 15 минут в зависимости от возраста детей.
Методика проведения гимнастики после дневного сна
Комплекс оздоровительной гимнастики после дневного сна состоит из нескольких частей:
- Разминочные упражнения в постели (гимнастика постепенного пробуждения)
- Выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика);
- Выполнение ОРУ у кроваток;
- Ходьба по «дорожке здоровья» (ходьба по массажным, ребристым дорожкам);
- Игра в подвижные игры в помещении с контрастной температурой воздуха.
- Дыхательная гимнастика;
- Индивидуальные занятия;
- Заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или контрастным обливанием (рук или ног); умывание.
Ходьба по массажным дорожкам ( коррегирующим) или как принято их ещё называть « дорожки здоровья» - неотъемлемая часть бодрящей гимнастики после дневного сна. Дорожки здоровья являются хорошими помощниками в оздоровительной работе, которая включает в себя закаливание и профилактику плоскостопия. Известно, что на стопах расположено множество активных точек, стимулируя их, мы положительно воздействуем на процессы, происходящие в организме. При ходьбе босиком по «дорожке здоровья» мы производим своеобразный массаж стопы и тем самым тонизируем весь организм. Оздоровительный массаж стоп улучшает кровообращение, повышает иммунитет, снижает усталость. Регулярно делая массаж стоп мы улучшаем здоровье детей.
Как известно изготовить «дорожку здоровья» своими руками очень легко. Элементами, наполняющими «дорожки здоровья» могут быть любые подручные средства» , не травмирующие кожу ребёнка (не слишком колючие). Это бусины, камушки, деревянные палочки, пуговицы, крышки от пластиковых бутылок, пластиковый коврик типа «травка», толстая верёвка, резиновые коврики и многие другие элементы. Самое главное при их использовании помнить о том, чтобы дорожки были безопасными и комфортны для ребёнка при использовании.
И так вернёмся к бодрящей гимнастики после дневного сна. Пока дети спят, педагог создаёт условия для проведения гимнастики: для контрастного закаливания детей готовит «холодную» комнату (игровую или раздевалку); температура в ней с помощью проветривания снижается на 3-5 градусов по сравнению с «тёплой» комнатой. Пробуждение детей желательно чтобы происходило под звуки плавной музыки, громкость которой постепенно нарастает. Музыки, вызывающие приятные положительные эмоции ( пение птиц, шум леса, моря, классическая музыка для детей). Или под словесное сопровождение. Хорошо, если после пробуждения ребенок услышит свои любимые детские песенки, тогда он наверняка проснётся быстрее.
Гимнастика в постели направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию. Начинать гимнастику надо с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и т. п.
Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжения мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели – около 2-3 минут.
Для того чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, можно использовать игровые упражнения, сопровождаемые различными стихами.
Комплекс бодрящей гимнастики после сна в стихотворно-игровой форме.
Представим, что мы с вами сладко спим в детском саду в тихий час…
Отдёрните шторы в спальне, мягко и нежно, с улыбкой — и уж, конечно, без резких движений! — откиньте одеяло с ребенка.
Звучит приятная , лёгкая музыка вызывающая приятные положительные эмоции ( пение птиц, шум леса, моря, классическая музыка для детей).
КОМПЛЕКС №1.
« В кроватках»
1.«Пробуждение»
Улетели сны в окошко ,
Убежали по дорожке..
В гости солнце заглянуло
И ребяткам подмигнуло
Просыпайтесь все ребятки
Хватит нежиться в кроватках.
С боку на бок повернись ( поворачиваются направо, затем налево)
И в котёнка превратись.
2.«Потягушечки, разомнём подушечки»
Вот, все котики проснулись
Сладко, сладко потянулись. ( дети потягиваются)
Лапки к верху поднимают (дети поднимают руки вверх,
Спинки плавно прогибают. прогиб спины в положении лёжа)
Лапки выпустят царапки (дети сжимают и разжимают руки в кулачки
Левая и правая, мы котята бравые. по очереди)
Лапки наши потянулись
Вот, и мы уже проснулись.
3.Быстры ножки у котят»
А теперь поднимем ножки ( дети поднимают ноги вверх и
Будем бегать по дорожке имитируют ходьбу по потолку,
Ножки быстры у котят затем бег , лёжа на спине ноги
Бегать шустрые хотят. по очереди подгибаем к груди)
Левая и правая, мы котята бравые .
4.А теперь животик будим
Про него мы не забудем
Ласково погладим мяу, мур-мур-мур . ( дети поглаживают животик)
Даже им подышим , чтоб не слышно было мышам
( Лёжа на спине одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.)
Просыпаемся , тихонько поднимаемся
Лапкой мордочку умыли (сидя, ноги вытянуты , растираем ладонями лицо)
И головкой покрутили. (движение головой вправо –влево)
5.Соседу улыбаемся ( стоя на четвереньках дети поднимают голову
В добро мы одеваемся вверх,
Хвостиками машем спина прогнута , виляют бёдрами )
Ласково мурчим мур-мур-мяу.
«Возле кроваток»
1.Котики мурчали, лежать они устали
И у кроваток встали. ( дети встают на ноги
Мы лапками похлопаем хлопки руками над головой,
И ножками потопаем. топают ногами .)
2.Покажем всем немножко ( бесшумная ходьба на цыпочках)
Как мягко ходит кошка
Еле слышно, топ-топ-топ..
Хвостик снизу, оп-оп-оп..
3.Но подняв свой хвост пушистый ( прыжки с одной ноги на другую)
Кошка может быть и быстрой.
4.Выше может прыгать кошка
Набирайтесь силы ножки ! (прыжки на двух ногах)
« Ходьба по дорожке здоровья »
Сил набрались наши ножки
Зашагали по дорожке
По дорожке не простой
По неровной, по колючей.
Идём по ней мяукаем,
Тихонечко фырчим. ( дети идут по коррегирующим дорожкам)
К стульчикам своим спешим.
« Водные процедуры»
Мы, котята, любим мыться,
Не боимся простудиться.
Нам прохладная вода -
Это радость, не беда.
Вымоем мы ручки, глазки,
Щёчки наши разотрём.
Одеваться мы пойдём.
Комплекс №1 «Гимнастики после дневного сна» выполняется в течении двух недель первой половины месяца, далее первый комплекс бодрящей гимнастики сменяет второй , который так же практикуется в течении двух недель.
КОМПЛЕКС №2.
«В кроватках»
(с элементами пальчиковой гимнастики)
Динь –дон, динь – дон слышен чудный перезвон
Колокольчик наш звенит, просыпаться нам велит.
Колокольчик звонкий, всем велит вставать,
Чтоб проснуться лучше
Будем мы играть.
Поиграем в гномиков,
Ляжем возле домиков
(Дети ложатся поверх одеял.)
Гному сшили башмачки —
Пятки вместе, врозь носки,
Гном не стал сидеть на месте —
Пятки врозь, носочки вместе.
(Соединяют пятки, разводят носки в стороны.
Соединяют носки, пятки разводят в стороны.)
Гном друзей искал в дубраве —
Посмотрели влево, вправо.
(Повороты головы вправо).
В жмурки гном играл с ежом —
Закрыли глазки, отдохнём.
(Закрывают глаза.)
Гном собрал для птичек крошки
Громко хлопаем в ладошки.
(хлопают)
Мышку спрятал гном от кошки —
Тихо полежим немножко.
(тихо лежат)
Гном вернул коту очки —
Сжали пальцы в кулачки.
(Пальцы рук сжимают в кулаки).
Гном привёл бельчонка к маме —
Кулачки теперь разжали.
(Разжимают кулачки.)
Гном жуку принёс калошки —
Тянем пальчики на ножках.
(Тянут пальцы на ногах вперёд.)
Прыгал гном по тучкам ватным
Топаем в своих кроватках.
(Топают ногами.)
Встретил гном сороконожку —
Побежали понарошку.
(Имитируют бег.)
Гном уселся в мягкий мох —
Сделали глубокий вдох.
(Делают глубокий вдох.)
Вышел гном с губной гармошкой
Задержать дыханье сможем?
(Задерживают дыхание.)
Ухал ночью гном с совой —
Выдыхаем всей гурьбой.
(Продолжительный выдох.)
В гости гном собрал друзей —
Просыпаемся скорей.
(Потягиваются).
Гном готовил чашки, ложки —
Тянем ручки, тянем ножки.
Потянулись сладко, сладко,
А теперь встаём с кроватки.
«Возле кроваток»
Будем делать мы зарядку
На зарядку в лес пойдём
(шагаем на месте)
По дороге гриб найдём. (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три - (наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону)
И пока грибы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу)
Мы дорогу потеряли. (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону),заблудились на поляне
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)
Ничего грустить не будем,
Встали, выпрямили спинки,
Воздух носиком вдохнём
И за ягодой пойдём!
Раз присели, два встаём
Много ягоды нарвём.
А теперь все дружно стали
И подскоки делать стали.
Раз, два, три, четыре. пять,
Будем прыгать и скакать.
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте.
Возвращаемся с полянки
Носом вдох, а выдох ртом
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте не спеша
Ах зарядка - хороша!
«Водные процедуры»
Умывайся наше солнышко,
Глазки, носик, ротик, горлышко –
Все мы вымоем лучистому,
Чтоб светилось лучше чистому!
Гимнастика игрового характера позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Бодрящая гимнастика способствует активному включению детского организма в рабочий ритм, даёт возможность восстановить и укрепить здоровье детей. Кроме того, принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения. А главное – всё это доставляет им огромное удовольствие.
Предварительный просмотр:
«Методика проведения физкультурных занятий на улице
в разных возрастных группах»
В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты нацеливают содержание образовательной области «Физическое развитие» на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.
Физкультурные занятия являются основной формой обучения детей двигательным навыкам и воспитания физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Содержание занятий на воздухе строится на программном материале. Программный материал распределен с учетом особенностей детей каждого возрастного периода, с постоянным нарастанием трудностей как внутри возрастной группы, так и от группы к группе.
Сохранению высокой работоспособности детей на протяжении всего занятия способствует правильное сочетание нагрузки и активного отдыха: упражнения высокой интенсивности (бег, прыжки, подвижные игры) чередуются с упражнениями низкой и средней интенсивности (ходьба, перестроения, лазанье, метание, упражнения в равновесии).
При проведении занятий необходимо решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи комплексно.
Оздоровительные задачи – направлены на оптимизацию физического развития и физической подготовленности ребенка, ориентируют на всестороннее развитие его физических качеств, совершенствуют двигательные способности, укрепляют здоровье, закаливают организм и повышают его устойчивость к заболеваниям;
Образовательные задачи – предусматривают системное формирование необходимых двигательных навыков и умений и связанных с ними элементарных знаний в области физической культуры;
Воспитательные задачи – решаются в процессе физкультурного занятия: воспитание воли, позитивных качеств характера, эмоциональных потребностей детей, а также интерес, потребности в здоровом образе жизни. Воспитываются как физические качества (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость), так и нравственные (целеустремленность, настойчивость, чувство долга, ответственности и т.п.).
Но для каждого возраста существуют и свои специфические задачи.
В младших группахвоспитатель должен направлять свои усилия на то, чтобы научить детей ориентироваться в пространстве спортивной площадки, приемам элементарной страховки; правильному (по назначению) использованию физкультурного оборудования.
В среднем дошкольном возрасте основные усилия педагогов должны быть направлены на развитие физических качеств детей, и прежде всего выносливости и силы, которые являются основой обеспечения хорошей физической подготовленности.
В старших группах у детей следует развивать высокую физическую работоспособность и направлять усилия на качественную физическую подготовку. Создавать условия для реализации интересов детей, раскрытия их двигательных способностей и развитие самостоятельности.
Физкультурное занятие на улице проводится еженедельно. Продолжительность всех занятий в младшей группе составляет 15-20 мин, в средней - 20-25 мин, в старшей, подготовительной - 25-30 мин.
Занятия на воздухе имеют максимально оздоровительный эффект, позволяют выполнять движения на большом пространстве, усиливают физическую нагрузку, предоставляют широкие возможности для проведения спортивных игр, эстафет.
Однако, уличная теплая одежда и обувь не способствуют точности, выразительности и красоте движений в отличие от формы одежды для занятий в зале. Поэтому количество повторений ОРУ может быть сокращено, а больше места занимают упражнения в беге, прыжках, метании, подвижные игры.
До начала занятий и в процессе выполнения упражнений дети должны получать сведения о частях тела, направлениях движения, представление о правильной осанке. Они должны знать о пользе занятий на воздухе, значении и технике физических упражнений, о правилах подвижных игр, о нормах личной и общественной гигиены и др. Во время игр и физических упражнений нужно воспитывать у детей решительность, смелость, чувство товарищества, стремление к взаимопомощи, доброе отношение друг к другу. Используя упражнения на выносливость, нужно вырабатывать настойчивость, прививать детям умение преодолевать трудности.
Продолжительность занятий на воздухе соответствует программным рекомендациям. Структура занятий традиционна: вводная, основная и заключительная части.
В вводной части необходимо заинтересовать детей, сосредоточить их внимание и дать первоначальную нагрузку.
Вводная часть начинается с построения на площадке и ходьбы, во время которой дети выполняют 3—5 дыхательных упражнений. В холодный период года построение на площадке не проводится, и вводная часть начинается с выхода детей из помещения на улицу. После непродолжительной ходьбы дается медленный бег по площадке в течение 2—4 мин (в зависимости от возраста). В этой части занятия осуществляются подготовка детей к предстоящей мышечной деятельности и обучение в основном различным видам ходьбы и бега: ходьба широким шагом, высоко поднимая колени, приставным шагом, спиной вперед, парами, врассыпную, также подскоки, перестроения, бег, повороты; упражнения на осанку и упражнения, укрепляющие стопу; танцевальные шаги. Выполняются прыжки на одной и двух ногах, с ноги на ногу и др. Использование этих упражнений направлено на улучшение пространственной ориентировки, укрепление мышц ног и таза, совершенствование осанки. Бег заканчивается ходьбой и перестроением в круг или колонны для выполнения ОРУ.
В основную часть включаются общеразвивающие упражнения, основные движения и подвижная игра.
Основная часть занятия начинается с выполнения комплекса общеразвивающих упражнений, для того чтобы разогреть различные мышечные группы.
Общеразвивающие упражнения объединены в комплексы: в младшей 4 упражнения, в средней группе — в комплексе 5 - 6 упражнений, в старшей и подготовительной — 6 – 8.
В младшей группе включается 5-6 общеразвивающих упражнений для разных групп мышц (от верхнего плечевого пояса до мышц ног) с 4-6 кратным повторением каждого);
в средней – 6-7 упражнений с 4-6-кратным повторением;
В старшей – 6-8 упражнений с 5-8-кратным повторением;
В подготовительной – 8-10 упражнений с 6-8-кратным повторением.
В младшей группе упражнения выполняются в медленном и среднем темпе, в более старшем возрасте – преимущественно в быстром темпе. Исключение составляют упражнения с подниманием туловища из положения лежа с прогибанием туловища.
Комплексы включают упражнения для всех крупных мышечных групп: рук и плечевого пояса, туловища, ног. Особенностью комплексов является то, что два упражнения на одну мышечную группу выполняются подряд. Это обеспечивает большую физическую нагрузку на эти мышцы. Каждый комплекс ОРУ повторяется на 2 занятиях, т. е. в течение недели. Это позволяет воспитателю во время занятия на воздухе сократить объяснения и больше внимания уделить качеству выполнения упражнений.
Дети младшей группы общеразвивающие упражнения выполняют вместе с воспитателем . Первый этап- дети размещаются на площадке хаотично. Нужно одновременно видеть всех детей, поэтому воспитатель должен стоять у короткой стороны площадки лицом к детям. В последующем, когда дети строятся для упражнения в круг, воспитатель становится вместе с детьми по кругу, а не в центре. Чтобы все дети хорошо видели лицо воспитателя, он должен периодически перемещаться по кругу.
Дети средней группы должны быстро строиться в колонну и в шеренгу, находить свое место после ходьбы и бега, размыкаться на вытянутые руки, образовывать круг и перестраиваться в 2—3 колонны за ведущими.
Способ раздачи предметов . На первом этапе воспитатель сам раздает кубики, погремушки и другие предметы, положенные для удобства в открытую коробку. Экономя время, и одновременно приучая детей ходить по большому кругу, можно предварительно разложить предметы по кругу. После окончания упражнений дети сами положат их в коробку.
Старшая группа. Старшие дошкольники должны выполнять общеразвивающие упражнения четко, выразительно, слаженно, ритмично. Задача воспитателя - создавать ситуации, в которых дети могли бы реализовать приобретенный двигательный опыт, проявить находчивость, изобретательность. Построение в звенья проводится перестроением через; середину площадки по три. В таком варианте каждый ребенок активен, вынужден быстро ориентироваться в пространстве, а не идти пассивно за звеньевым.
В старшей группе дети должны выдерживать дистанцию в ходьбе в беге, размыкаться в шеренгах и колоннах, перестраиваться по ходу в 2—3—4 колонны за ведущими. Воспитанники подготовительной к школе группы должны уметь перестраиваться: по двое, по трое, по четверо, держать равнение в колоннах и шеренгах.
Пособия разбираются детьми, как правило, по ходу , хотя возможны и другие варианты . Выполнение упражнений под счет обеспечивает сложность и четкость движений и является важным показателем обученности детей. Счет должен фиксировать действие. Это следует акцентрировать при показе. В отличие от младшей группы при разучивании общеразвивающих упражнений, как правило, имеет место предварительный показ в сочетании с объяснением. Практикуется использование действий без показа в целях контроля
Порядок действий воспитателя: а) назвать упражнение (это обеспечивает психологическую готовность к действиям); б) показать упражнение, сопровождая показ объяснением; в) подготовить детей к выполнению, называя детали исходного положения; г) обеспечить одновременное начало выполнения, командой "начинай"; д) воспитатель начинает упражнение вместе с детьми, а после 2 - 3 повторений дети продолжают самостоятельно;
При проведении упражнений на воздухе необходимо целенаправленно обучать детей правильному дыханию. Поднятие рук вверх, разведение их в стороны, выпрямление туловища сопровождаются вдохом. Наклоны, повороты туловища, сведение рук, приседания и др. должны сопровождаться выдохом, который усиливается этими движениями. Воспитатель должен обращать внимание не только на качественное выполнение самих движений, но и на правильное дыхание.
По окончании, дети перестраиваются в колонну по одному, по ходу складывают использованный спортивный инвентарь и бегут со средней скоростью в зависимости от возраста от 40 с до 2 мин. Бег заканчивается ходьбой и перестроением для выполнения упражнения в основных движениях.
На каждом занятии дети упражняются в нескольких основных движениях (метании, прыжках, лазании, упражнениях в равновесие).
Первым выполняется новое или более трудное по координации движение. Затем дети вновь бегут со средней скоростью, после чего упражняются в другом, уже знакомом им движении.
Упражнения в основных движениях заканчиваются медленным бегом, затем организуется подвижная игра или игра-эстафета. Игры предусматривают закрепление одного из основных движений; большое место в них занимает бег.
Игра вызывает у детей чувство удовольствия, приучает к согласованным действиям, развивает чувство товарищества, учит принимать самостоятельные решения, воспитывает быстроту, ловкость и выносливость.
Занятия на открытом воздухе насыщены игровыми упражнениями и подвижными играми с предметами и без них. Летом: ракетки, вертушки, мешочки для метания, мячи разного диаметра, флажки, гантели, предметы, выполненные из бросового материала (цветы из пластиковых бутылок, гантели с наполнением, дуги из старых обручей, удочка). Зимой выносятся клюшки, шайбы, конусы — стойки, мячи, короткие веревки, флажки.
Подготовка воспитателя к занятиям на улице имеет большое значение, заранее обдумать ход занятия, возможные перемещения детей по площадке, распределение ролей, подготовка материала. При подборе и проведении игр, следует учитывать характер предшествующих занятий (пройденную тему, тему недели), после сложных занятий, требующих от ребенка усиленного внимания, сосредоточенности, не предлагать новую игру, а провести уже знакомую.
Подвижная игра – обязательный компонент каждого занятия по физической культуре. Игра способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, поэтому разнообразные игровые действия должны повторяться систематически, видоизменяться и усложняться.
Малышей обязательно надо научить играть, следить, чтобы дети старались соблюдать правила игры (приучать не тесниться, располагаться по всей площади участка, разбегаться врассыпную подальше от водящего и друг от друга, не сужать круг во время хороводной игры).
В средней группе дети уже могут делиться на группы («Чей кружок быстрее соберется»), а так же выполнять несколько ролей («Волк и зайцы»). Важным становится выбор водящего. Для этого применяются считалки, которые дети должны знать и уметь использовать.
При проведении подвижных игр с детьми старшей и подготовительной группы возрастает роль воспитателя. Он должен не только знать содержание и правила каждой игры, но и умело направлять детей на достижение двигательных задач, формирование смелости, сообразительности, взаимовыручки, поддержки.
В играх-эстафетах правильное выполнение движений поощряется тем, что вначале победа присуждается команде, допустившей меньшее число ошибок, а затем той, которая закончила эстафету первой.
Заключительная часть способствует снижению физиологической нагрузки для перехода к спокойной деятельности.
В заключительной части проводится медленный бег. Если во время игры дети много бегают («Ловишки», «Самолеты» и т. п.), то в заключительной части продолжительность медленного бега не указывается, но она должна быть меньше, чем обычно (не более 1—1,5 мин). Медленный бег переходит в ходьбу, во время которой выполняется 6—8 дыхательных упражнений.
Виды физкультурных занятий:
Типы занятий, а также комбинации форм взаимодействия позволяют выделить восемь видов занятий по физкультуре:
- традиционные (то есть сочетающие разные виды деятельности в рамках установленного отрезка времени);
- игровые (посвящённые соревнованиям или играм в конкретном виде спорта, например, футбольный матч между командами двух групп);
- сюжетно-игровые (в отличие от предыдущего вида, сценарий занятия строится от лица персонажа и имеет сюжет);
- самостоятельные занятия (обычно это комплекс подвижных игр);
- прогулки или походы (часто организуются совместно с родителями, упражнения и игры носят стихийный характер);
занятия-тренировки (когда дети отрабатывают блок упражнений, относящийся к какому-либо виду спорта, например, броски мяча в баскетбольную корзину).
При проведении физкультурного занятия на улице рекомендуется использовать общепринятые способы организации детей – фронтальный, поточный, групповой и индивидуальный.
При фронтальном способе организации все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение или делают одновременно разные движения. Фронтальный способ организации обеспечивает постоянное взаимодействие воспитателя и детей.
Групповой способ — дети по указанию воспитателя распределяются на группы, каждая группа получает определенное задание и выполняет его. Одна группа занимается под руководством педагога, другие занимаются самостоятельно или в парах (например, с мячом). Пособия и оборудование располагают таким образом, чтобы воспитатель мог видеть всех детей и по мере необходимости отдавать распоряжения. Обычно такой способ организации применяется, когда дети уже овладели определенным запасом двигательных навыков и умений. Групповой способ целесообразен в работе со старшими дошкольниками.
При индивидуальном способе каждый ребенок делает упражнение по очереди, а воспитатель проверяет качество выполнения и дает соответствующие указания.
По мере освоения техники – ОВД ( основные виды движения) выполняются потоком. Особую разновидность поточного способа представляет круговое («станционное») выполнение упражнений.
Методические приёмы при проведении занятий по физкультуре
Составляя план урока по физической культуре в средней группе, педагог комбинирует приёмы четырёх групп:
- словесные:
- наглядные;
практические;
Словесные приёмы на занятиях физической культурой
Слово взрослого для ребят средней группы становится источником пополнения собственного речевого багажа.
Объяснение. Каждое упражнение, отрабатываемое на занятии, должно быть разъяснено детям, иначе не избежать ошибок и даже травм.
Беседа. На занятиях физкультурой беседы должны быть короткими: 1–2 вопроса педагога и односложные ответы детей. Беседа обычно используется на вводном этапе занятия.
Загадки и стихотворения.
Сказочные сюжеты. Небольшие истории по теме, вводной, части занятия, чтобы мотивировать ребят и «включить» в тему.
Наглядность
Стимулировать такое восприятие можно с помощью:
- картинок и схем;
- иллюстраций к сказкам по теме занятия;
- игрушек (например, в роли гостей урока);
- атрибутов (мячей, скакалок, флажков, лыж и др.).
Наглядные приёмы могут быть представлены в двух формах:
- демонстрация (когда педагог сам показывает порядок выполнения задания);
показ (приём, предполагающий объяснение выполнения игровых действий или видеороликов, мультфильмов по теме).
Практические:
Необходимо детям закладывать сразу правильную информацию и постоянно контролировать правильность выполнения и экономичность движения.
Методика проведения гимнастики после дневного сна
Цель: способствовать быстрому и комфортному пробуждению после сна ; с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений поднять мышечный тонус и эмоциональный настрой детей на продолжение дня.
Задачи гимнастики после дневного сна :
- Увеличить тонус нервной системы ;
- Укрепить мышечный тонус ;
- Способствовать профилактике нарушений опорно – двигательного аппарата ;
- Способствовать профилактике простудных заболеваний ;
- Развитие физических навыков ;
- Сохранить положительные эмоции при выполнении физических упражнений и прочих режимных моментов во второй половине дня;
- Учить детей дышать через нос
- Воспитывать привычку здорового образа жизни .
Введение
Дневной сон необходим ребёнку для физического и интеллектуального развитии. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день? Необходима бодрящая гимнастика. Гимнастика после сна – ключ к пробуждению ребенка.
Пробуждение – является одним из важнейших моментов способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для ребёнка. Гимнастика после сна направлена на правильное постепенное пробуждения ото сна. А так же является закаливающей процедурой и профилактикой нарушении осанки и плоскостопия.
Гимнастика после сна помогает детям поднять настроение, мышечный тонус. Комплекс гимнастики после сна основан на уже имеющихся навыках и двигательном опыте ребенка. Общая длительность проведения гимнастики должна составлять для малышей 7 - 10 минут, для старших дошкольников – 10 – 15 минут в зависимости от возраста детей.
Методика проведения гимнастики после дневного сна
Комплекс оздоровительной гимнастики после дневного сна состоит из нескольких частей:
- Разминочные упражнения в постели (гимнастика постепенного пробуждения)
- Выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика);
- Выполнение ОРУ у кроваток;
- Ходьба по «дорожке здоровья» (ходьба по массажным, ребристым дорожкам);
- Игра в подвижные игры в помещении с контрастной температурой воздуха.
- Дыхательная гимнастика;
- Индивидуальные занятия;
- Заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или контрастным обливанием (рук или ног); умывание.
Ходьба по массажным дорожкам ( коррегирующим) или как принято их ещё называть « дорожки здоровья» - неотъемлемая часть бодрящей гимнастики после дневного сна. Дорожки здоровья являются хорошими помощниками в оздоровительной работе, которая включает в себя закаливание и профилактику плоскостопия. Известно, что на стопах расположено множество активных точек, стимулируя их, мы положительно воздействуем на процессы, происходящие в организме. При ходьбе босиком по «дорожке здоровья» мы производим своеобразный массаж стопы и тем самым тонизируем весь организм. Оздоровительный массаж стоп улучшает кровообращение, повышает иммунитет, снижает усталость. Регулярно делая массаж стоп мы улучшаем здоровье детей.
Как известно изготовить «дорожку здоровья» своими руками очень легко. Элементами, наполняющими «дорожки здоровья» могут быть любые подручные средства» , не травмирующие кожу ребёнка (не слишком колючие). Это бусины, камушки, деревянные палочки, пуговицы, крышки от пластиковых бутылок, пластиковый коврик типа «травка», толстая верёвка, резиновые коврики и многие другие элементы. Самое главное при их использовании помнить о том, чтобы дорожки были безопасными и комфортны для ребёнка при использовании.
И так вернёмся к бодрящей гимнастики после дневного сна. Пока дети спят, педагог создаёт условия для проведения гимнастики: для контрастного закаливания детей готовит «холодную» комнату (игровую или раздевалку); температура в ней с помощью проветривания снижается на 3-5 градусов по сравнению с «тёплой» комнатой. Пробуждение детей желательно чтобы происходило под звуки плавной музыки, громкость которой постепенно нарастает. Музыки, вызывающие приятные положительные эмоции ( пение птиц, шум леса, моря, классическая музыка для детей). Или под словесное сопровождение. Хорошо, если после пробуждения ребенок услышит свои любимые детские песенки, тогда он наверняка проснётся быстрее.
Гимнастика в постели направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию. Начинать гимнастику надо с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и т. п.
Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжения мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели – около 2-3 минут.
Для того чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, можно использовать игровые упражнения, сопровождаемые различными стихами.
Комплекс бодрящей гимнастики после сна в стихотворно-игровой форме.
Представим, что мы с вами сладко спим в детском саду в тихий час…
Отдёрните шторы в спальне, мягко и нежно, с улыбкой — и уж, конечно, без резких движений! — откиньте одеяло с ребенка.
Звучит приятная , лёгкая музыка вызывающая приятные положительные эмоции ( пение птиц, шум леса, моря, классическая музыка для детей).
КОМПЛЕКС №1.
« В кроватках»
1.«Пробуждение»
Улетели сны в окошко ,
Убежали по дорожке..
В гости солнце заглянуло
И ребяткам подмигнуло
Просыпайтесь все ребятки
Хватит нежиться в кроватках.
С боку на бок повернись ( поворачиваются направо, затем налево)
И в котёнка превратись.
2.«Потягушечки, разомнём подушечки»
Вот, все котики проснулись
Сладко, сладко потянулись. ( дети потягиваются)
Лапки к верху поднимают (дети поднимают руки вверх,
Спинки плавно прогибают. прогиб спины в положении лёжа)
Лапки выпустят царапки (дети сжимают и разжимают руки в кулачки
Левая и правая, мы котята бравые. по очереди)
Лапки наши потянулись
Вот, и мы уже проснулись.
3.Быстры ножки у котят»
А теперь поднимем ножки ( дети поднимают ноги вверх и
Будем бегать по дорожке имитируют ходьбу по потолку,
Ножки быстры у котят затем бег , лёжа на спине ноги
Бегать шустрые хотят. по очереди подгибаем к груди)
Левая и правая, мы котята бравые .
4.А теперь животик будим
Про него мы не забудем
Ласково погладим мяу, мур-мур-мур . ( дети поглаживают животик)
Даже им подышим , чтоб не слышно было мышам
( Лёжа на спине одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.)
Просыпаемся , тихонько поднимаемся
Лапкой мордочку умыли (сидя, ноги вытянуты , растираем ладонями лицо)
И головкой покрутили. (движение головой вправо –влево)
5.Соседу улыбаемся ( стоя на четвереньках дети поднимают голову
В добро мы одеваемся вверх,
Хвостиками машем спина прогнута , виляют бёдрами )
Ласково мурчим мур-мур-мяу.
«Возле кроваток»
1.Котики мурчали, лежать они устали
И у кроваток встали. ( дети встают на ноги
Мы лапками похлопаем хлопки руками над головой,
И ножками потопаем. топают ногами .)
2.Покажем всем немножко ( бесшумная ходьба на цыпочках)
Как мягко ходит кошка
Еле слышно, топ-топ-топ..
Хвостик снизу, оп-оп-оп..
3.Но подняв свой хвост пушистый ( прыжки с одной ноги на другую)
Кошка может быть и быстрой.
4.Выше может прыгать кошка
Набирайтесь силы ножки ! (прыжки на двух ногах)
« Ходьба по дорожке здоровья »
Сил набрались наши ножки
Зашагали по дорожке
По дорожке не простой
По неровной, по колючей.
Идём по ней мяукаем,
Тихонечко фырчим. ( дети идут по коррегирующим дорожкам)
К стульчикам своим спешим.
« Водные процедуры»
Мы, котята, любим мыться,
Не боимся простудиться.
Нам прохладная вода -
Это радость, не беда.
Вымоем мы ручки, глазки,
Щёчки наши разотрём.
Одеваться мы пойдём.
Комплекс №1 «Гимнастики после дневного сна» выполняется в течении двух недель первой половины месяца, далее первый комплекс бодрящей гимнастики сменяет второй , который так же практикуется в течении двух недель.
КОМПЛЕКС №2.
«В кроватках»
(с элементами пальчиковой гимнастики)
Динь –дон, динь – дон слышен чудный перезвон
Колокольчик наш звенит, просыпаться нам велит.
Колокольчик звонкий, всем велит вставать,
Чтоб проснуться лучше
Будем мы играть.
Поиграем в гномиков,
Ляжем возле домиков
(Дети ложатся поверх одеял.)
Гному сшили башмачки —
Пятки вместе, врозь носки,
Гном не стал сидеть на месте —
Пятки врозь, носочки вместе.
(Соединяют пятки, разводят носки в стороны.
Соединяют носки, пятки разводят в стороны.)
Гном друзей искал в дубраве —
Посмотрели влево, вправо.
(Повороты головы вправо).
В жмурки гном играл с ежом —
Закрыли глазки, отдохнём.
(Закрывают глаза.)
Гном собрал для птичек крошки
Громко хлопаем в ладошки.
(хлопают)
Мышку спрятал гном от кошки —
Тихо полежим немножко.
(тихо лежат)
Гном вернул коту очки —
Сжали пальцы в кулачки.
(Пальцы рук сжимают в кулаки).
Гном привёл бельчонка к маме —
Кулачки теперь разжали.
(Разжимают кулачки.)
Гном жуку принёс калошки —
Тянем пальчики на ножках.
(Тянут пальцы на ногах вперёд.)
Прыгал гном по тучкам ватным
Топаем в своих кроватках.
(Топают ногами.)
Встретил гном сороконожку —
Побежали понарошку.
(Имитируют бег.)
Гном уселся в мягкий мох —
Сделали глубокий вдох.
(Делают глубокий вдох.)
Вышел гном с губной гармошкой
Задержать дыханье сможем?
(Задерживают дыхание.)
Ухал ночью гном с совой —
Выдыхаем всей гурьбой.
(Продолжительный выдох.)
В гости гном собрал друзей —
Просыпаемся скорей.
(Потягиваются).
Гном готовил чашки, ложки —
Тянем ручки, тянем ножки.
Потянулись сладко, сладко,
А теперь встаём с кроватки.
«Возле кроваток»
Будем делать мы зарядку
На зарядку в лес пойдём
(шагаем на месте)
По дороге гриб найдём. (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три - (наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону)
И пока грибы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу)
Мы дорогу потеряли. (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону),заблудились на поляне
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)
Ничего грустить не будем,
Встали, выпрямили спинки,
Воздух носиком вдохнём
И за ягодой пойдём!
Раз присели, два встаём
Много ягоды нарвём.
А теперь все дружно стали
И подскоки делать стали.
Раз, два, три, четыре. пять,
Будем прыгать и скакать.
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте.
Возвращаемся с полянки
Носом вдох, а выдох ртом
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте не спеша
Ах зарядка - хороша!
«Водные процедуры»
Умывайся наше солнышко,
Глазки, носик, ротик, горлышко –
Все мы вымоем лучистому,
Чтоб светилось лучше чистому!
Гимнастика игрового характера позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Бодрящая гимнастика способствует активному включению детского организма в рабочий ритм, даёт возможность восстановить и укрепить здоровье детей. Кроме того, принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения. А главное – всё это доставляет им огромное удовольствие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекционный материал по дисциплине "Бухгалтерский учет" по теме "Основные средства"
Лекционный материал по дисциплине "Бухгалтерский учет" по теме "Основные средства"...

Лекционный материал по дисциплине "Бухгалтерский учет" по теме "Нематериальные активы"
Лекционный материал по дисциплине "Бухгалтерский учет" по теме "Нематериальные активы"...
Лекционный материал по дисциплине "Экономика организаций". Оплата труда
Лекционный материал по дисциплине "Экономика организаций" содержит Основные понятия в сфере оплаты труда. Организацию тарифной оплаты труда и основные направления ее совершенствования. Формы и систе...

Лекционный материал по дисциплине "Клиническая фармакология"
Курс лекций по клинической фармакологии для отделения "Сестринское дело"...

Лекционный материал по предмету Детская литература с практикумом по выразительному чтению
Данный материал поможет студентам специальности Преподавание в начальных классах освоить дисциплину Детская литература с практикумом по выразительному чтению...

Лекционный материал для студентов 1 курса СПО
Лекционный материал расчитан на 1 полугодие, во 2 полугодии практические занятия (работа с текстом)...

Раздаточный материал к лекционным занятиям для студентов 1 курса СПО
Упражнения на закрепление лекционного материала...
