Опыт применения цифровых ресурсов и педагогических технологий в преподавании математики и информатики
статья
В статье представлен комплексный опыт профессиональной деятельности преподавателя математики и информатики в химико-механическом колледже по развитию учебных и универсальных компетенций студентов с использованием цифровых образовательных ресурсов и современных педагогических технологий. Раскрыты методы внедрения мультимедийных и интерактивных средств, описаны формы организации учебной и воспитательной работы, способствующие формированию ИКТ-компетенций, мотивации и активной жизненной позиции студентов. Отражены результаты и достижения обучающихся, направления повышения квалификации и распространения педагогического опыта. Материал статьи может быть полезен преподавателям колледжей и техникумов, работающим в условиях модернизации профессионального образования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
Королева Виктория Васильевна, преподаватель
ГБПОУ ВО «Владимирский химико-механический колледж», г. Владимир
Современный этап развития образования в профессиональных образовательных организациях, на мой взгляд, характеризуется активным внедрением цифровых технологий, которые трансформируют как содержание учебных программ, так и формы организации учебной деятельности студентов. Эти изменения особенно актуальны в моей профессиональной практике как преподавателя математики и информатики в химико-механическом колледже.
Считаю, что преподаватель в современных условиях должен обладать широким спектром профессиональных компетенций. Эти компетенции позволяют не только системно передавать знания по профильным дисциплинам, но и способствовать развитию у студентов универсальных учебных умений, критического мышления, способности к самообразованию, адаптивности и успешной социализации в условиях цифровой информационной среды.
Я активно внедряю в образовательный процесс современные технологии, включая использование мультимедийных и цифровых ресурсов, интерактивных досок, интернет-ресурсов, платформ Учи.ру и Яндекс.Учебник. Электронные образовательные ресурсы не только способствуют более эффективному усвоению материала, но и повышают вовлеченность студентов в процесс обучения. Комплексное применение таких инструментов создаёт условия для построения индивидуальных образовательных траекторий, что особенно важно в системе среднего профессионального образования.
В процессе изучения математики и информатики цифровые ресурсы позволяют моделировать процессы программирования, визуализировать алгоритмы, отрабатывать навыки решения задач и применять теоретические знания на практике. Использование обучающих платформ помогает формировать у студентов самостоятельность и ответственность за результат обучения. В рамках внеурочной и проектной деятельности мной совместно со студентами были реализованы проекты и презентации на темы: «Локальные и глобальные сети», «Программное обеспечение компьютера», «Системы счисления», «Информационная безопасность». Эти разработки способствовали развитию ИКТ-компетенций, умения работать в команде, распределять роли, вести диалог, а также формировали проектное мышление.
В своей педагогической деятельности я опираюсь на методы, позволяющие эффективно сочетать индивидуальный подход с дифференцированным обучением. Я широко использую групповое взаимодействие, учебные дискуссии, метод проектов и элементы проблемного обучения. Такой подход не только стимулирует интерес студентов, но и формирует у них активную учебную позицию и уверенность в собственных силах. Для поддержания высокого уровня мотивации и включенности я регулярно провожу индивидуальные консультации, организую участие студентов в олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства. Это становится важной частью профориентационной работы и формирования профессионального самоопределения.
Отдельное внимание в своей практике я уделяю снижению математической тревожности, с которой сталкиваются многие студенты. Провожу занятия и тренинги, направленные на развитие уверенности в себе, формирование положительного отношения к изучаемым предметам. Опыт подобной работы был представлен мною на заседании педагогического совета колледжа в январе 2025 года и получил высокую оценку коллег.
Результаты студентов являются отражением эффективности выбранных мною методик. Так, студент Егоров Андрей стал призёром региональной олимпиады профессионального мастерства по информационным технологиям. Другие обучающиеся регулярно участвуют во всероссийских конкурсах и показывают высокие результаты: «Безопасный интернет», «КИТ», «Сетевичок», «Финансовая грамотность и предпринимательство». Академические успехи студентов также демонстрируют положительную динамику: в 2023–2024 учебном году качественная успеваемость составила 70,1% при среднем балле 3,9; в 2024–2025 учебном году — 76,5% при среднем балле 4,0. Помимо учебной деятельности, студенты активно участвуют в проектной, волонтёрской и творческой жизни колледжа.
Как классный руководитель, я придаю особое значение формированию у студентов гражданской позиции, социальной активности и нравственно-этических ориентиров. Под моим руководством группа участвовала в городском фестивале добровольческих инициатив «Фестиваль добрых дел», в мероприятиях по благоустройству, в конкурсах на лучший социальный ролик. Мы заняли 2 место в битве хоров, стали победителями ряда творческих проектов. Уверена, что подобный опыт закладывает у студентов понимание значимости личного вклада в общественные процессы и развивает ответственность за результаты коллективной деятельности.
Постоянное профессиональное развитие для меня — важная часть педагогической деятельности. Я регулярно прохожу курсы повышения квалификации по математической грамотности, воспитательной работе, ИКТ-компетенциям, требованиям ФГОС, цифровизации образования. Своим опытом делюсь в методических публикациях в «Вестнике просвещения», на платформе Инфоурок, в журнале «Академия педагогических знаний». В 2025 году на 21-м городском педагогическом марафоне я представила доклад «Опыт использования интерактивной платформы Яндекс.Учебник для достижения планируемых результатов», который вызвал интерес у коллег и был высоко оценён экспертным жюри.
Моя работа была отмечена Почётной грамотой Администрации Фрунзенского района города Владимира в 2022 году, а также рядом профессиональных благодарностей. Я искренне верю, что деятельность современного педагога должна сочетать глубокие предметные знания, владение актуальными образовательными технологиями и способность воспитывать социально зрелую, экологически и профессионально ответственную личность. Стремлюсь быть для студентов не только преподавателем, но и наставником, который помогает ориентироваться в быстро меняющемся мире.
Список литературы
- Бадак Б.А. О построении методической системы компьютерно-педагогического сопровождения практико-ориентированной математической подготовки студентов технического университета // ДМ. 2024. №62.
- Денилханова Х.Я. Содержательно-технологический и диагностический комплексы в формировании профессиональной способности ориентироваться в информационно-цифровом пространстве // Проблемы современного педагогического образования. 2024. №84-2.
- Круподерова Е.П., Круподерова К.Р., Михалкина Е.Е. Проектирование цифровой образовательной среды для организации проектной деятельности обучающихся колледжа // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №67-3.
- Круподерова Е.П., Круподерова К.Р., Пилипчук С.А. Тьюторское сопровождение формирования ИКТ-компетентности педагогов колледжа // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №69-4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное использование педагогических технологий в преподавании математики
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии: развивающее обучение, дифференцированный подход к обучению, создание ситуации успеха на уроке....

Применение новых информационных развивающих педагогических технологий на уроках математики.
В статье приводятся примеры необходимости применения на уроках интерактивных методов обучения, в частности интерактивной доски Mimio/...
Применение компьютерных технологий в преподавании математике
За последние несколько лет персональные компьютеры прочно стали входить в нашу повседневную жизнь. В нашей стране, как и во всём мире, идёт вытеснение «ручного» умственного труда компьютерным. С...
Итоговая проектная работа по вариативному модулю «Применение информационных технологий в преподавании математики»
Итоговая проектная работа по вариативному модулю «Применение информационных технологий в преподавании математики» ...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ.
Одна из основных задач образования — это вхождение в современное информационное общество.Основная цель информатизации образовательного пространства повышение эффективности и качества образования...
Опыт применения цифровых образовательных технологий при реализации программ подготовки специальностей среднего звена
Описание современных ИКТ в образовательном процессе для эффективного ведения образовательного процесса....
Обобщение целостного педагогического опыта по преподаванию математики и информатики в условиях цифровой трансформации образования студентов колледжа
В статье обобщён педагогический опыт преподавания математики и информатики студентам химико-механического колледжа в условиях активной цифровой трансформации образовательного процесса. Рассмотрены сов...