Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя-дефектолога
методическая разработка
Актуальность темы
Обучение детей с ОВЗ на дому требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у учителя-дефектолога. Большинство детей имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких детей наблюдается снижение интереса к обучению, нежелания посещать занятия, повышение утомляемость. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии.
Исполнение игровых технологий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении деятельности.
Обучение языку и развитие речи рассматриваются не только в лингвистической сфере, но и в сфере общения детей друг с другом и с взрослым. Отсюда важным становиться формирование не только культуры речи, но и культуры общения.
Таким образом, при систематической работе по развитию речи у детей активизируются познавательные процессы, расширяется активный и пассивный словарь, формируется культура речевого общения. Развитие памяти, восприятия, мышления, внимания позволяет развивать у детей интеллектуальные и творческие возможности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план работы
на межаттестационный период
по повышению профессионального
уровня
учителя-дефектолога
Магдантдиновой Альфии Наилевны
Личная карта учителя-дефектолога
Год рождения: 21.03.1979
Домашний адрес: 2пер.Гагарина, дом 11
Контактный телефон: 89033192604
Образование: высшее
Предмет: обучение на дому
Педагогический стаж: 17 лет
Общий стаж трудовой деятельности: 26 года
Должность: учитель-дефектолог
Прохождение курсов: Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан», тема: «Нейропсихологические технологии в обучении детей с особыми образовательными потребностями», удостоверение о повышении квалификации серия 0016 номер документа 202500101275 регистрационный номер ИРО РТ1275/2025 в объёме 72 часа, с 18.03.2025 по 28.03.2025.
6. Тема самообразования: «Формирование социально-адаптированной личности, посредством развития коммуникативной сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
7.Методическая тема: «Школа педагогической поддержки»
8. Технология, по которой работает учитель-дефектолог использование игровых, здоровьесберегающих, арттерапевтических технологии в обучении детей на дому
9. Практическая работа: планирование, подготовка и проведение мероприятий, участие внутри школы-интерната, районных и республиканских конкурсах.
10. Общественно-педагогическая деятельность: являюсь членом психолого-медико-педагогической комиссии по Агрызскому муниципальному району РТ.
11. Творческие замыслы: участие в районном МО, в профессиональных конкурсах, сетевых сообществах, семинарах, составление презентаций к занятиям и мероприятиям.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Обучение детей с ОВЗ на дому требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у учителя-дефектолога. Большинство детей имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких детей наблюдается снижение интереса к обучению, нежелания посещать занятия, повышение утомляемость. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии.
Исполнение игровых технологий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении деятельности.
Обучение языку и развитие речи рассматриваются не только в лингвистической сфере, но и в сфере общения детей друг с другом и с взрослым. Отсюда важным становиться формирование не только культуры речи, но и культуры общения.
Таким образом, при систематической работе по развитию речи у детей активизируются познавательные процессы, расширяется активный и пассивный словарь, формируется культура речевого общения. Развитие памяти, восприятия, мышления, внимания позволяет развивать у детей интеллектуальные и творческие возможности.
Тема: Формирование социально-адаптированной личности, посредством развития коммуникативной сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Цель: Создание условий для развития личности, для формирования навыков общения и способности к самореализации детей, обучающихся на дому.
Задачи:
- Внедрять новые педагогические технологии, формы и методы по формированию у учащихся коммуникативных навыков.
- Обеспечить качественный уровень знаний учащихся по предметам.
- Планировать профориентационную работу согласно состоянию здоровья детей, их интересов и возможностей.
- Развивать формы взаимосвязи и сотрудничества учителя надомного обучения с учителями школы-интерната.
- Проводить поисковую работу по проблеме коррекционной помощи детям со сложной структурой дефекта, с тяжёлыми и множественными нарушениями развития через создание специальных условий и индивидуальный подход.
- Создавать определенные условия, проводить индивидуальную коррекционную работу с детьми с системным недоразвитием речи тяжёлой степени.
- Систематизировать работу по привитию самостоятельности во время уроков на дому.
8. Развивать творческие способности детей с помощью арттерапии.
Основные вопросы, намеченные для изучения:
Расширение и уточнение словаря:
- введение в активный словарь новых слов и понятий;
- реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций;
Работа над звуковой культурой речи:
- развитие артикуляционного аппарата;
- знакомство со звуками языка;
Развитие связной речи:
- рассказывание о предмете;
- рассказывание по вопросам педагога;
Пальчиковые игры
Предполагаемый результат
Дети должны уметь:
1. Реализовывать новые слова и понятия в речи.
2. Пользоваться словарем обобщений.
3. Использовать в речи словарь признаков (по цвету, по размеру и т.д.)
4. Отвечать на вопросы взрослого.
Когда начата работа над темой 2023г.
Когда предполагается закончить работу над темой 2028г.
Этапы проработки материала
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | 1.Постановка проблемы 2.Изучение литературы по проблеме 3. Поиск материала в интернете, литературы | 2023 – 2028год | Курсы повышения квалификации учителей-дефектологов. Изучение коммуникативных компетенций по СФГОС для детей с ОВЗ Изучение литературы |
Прогностический | 1.Определение цели, задач темы по самообразованию 2.Разработка системы мероприятий, направленных на решение проблемы 3.Прогнозирование результатов
| 2023– 2028год | Изучение коммуникативных возможностей детей с ОВЗ для составления индивидуальных планов работы с ними Выступление на семинаре для учителей-дефектологов по обучению детей с ОВЗ Изучение личносто-ориентированного подхода к учащимся со сложной структурой дефекта на домашнем обучении Участие в работе ПМПК по Агрызскому району РТ |
Практический | 1.Внедрение педагогического опыта, направленных на решение проблемы 2.Формирование методического материала 3.Отслеживание процесса 4.Корректировка работы | 2023– 2028год |
16. Формирование благоприятных тенденций для развития коммуникативных навыков детей с ОВЗ |
Обобщающий | 1.Подведение итогов 2.Оформление результатов работы по теме 3.Представление материалов | 2023-2028год | Изучение степени подготовленности учащихся к социализации в современном обществе Участие в работе районного МО учителей-дефектологов и в районных семинарах. Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах и олимпиадах. Ведение персонального сайта Участие в работе сайта школы-интерната. Открытые занятия на уровне школы-интерната и районном уровне. Консультативная помощь родителям. Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов. Создание и пополнение «банка проектов и исследовательских работ» Ведение профессионального портфолио. Оформление результатов работы.
Разработки ООД; доклады; мероприятия |
Внедренческий | 1.Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы 2.Распространение опыта | 2023-2028год | Участие в конкурсах для учителей-дефектологов. “Педмастерство” Электронный журнал “Магариф” Публикации творческих и практических работ воспитанников в социальной сети infourok.ru. |
Изучение передового опыта ( посещение НОД, уроков, мероприятий…)
- Посещение уроков в начальных классах
- Посещение ООД воспитателей
- Посещение мероприятий воспитателей, учителей
- Беседы со специалистами (логопед, психолог)
- Изучение литературы
- Посещение сайтов Интернета
Творческое сотрудничество по данной теме
- М/О учителей предметников
- Учителя начальных классов
- Логопед
- Психолог
- Воспитатели
Литература по теме
Чтение методической литературы
Обзор в Интернете информации по альтернативной коммуникации
Изучение работ педагогов
Изучение статей в журналах:
- «Дефектология»,
- «Дошкольное воспитание»,
- «Магариф»,
Пидкасистый П. И. «Технология игры в обучении»
Эльконин Д.Б. «Психология игры»
Аксенова А.К., Якубовская Э.В. "Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы":М.М.Борисова “Малоподвижные игры и игровые упражнения” для занятий с детьми 3-7 лет с ФГОС
Шаехова Р.К. «Играя размышляем»
Ефименкова Л. Н. «Коррекция устной и письменной речи».
Белякова Л. И. «Заикание» Филичева Т. Б. «Формирование звукопроизношения у дошкольников». Л.П.Успенская,М.Б.Успенский «Учитесь правильно говорить». Логопедическая работа в коррекц.классах: Кн.для логопеда Миронова Н. М. «Развиваем фонематическое восприятие» М. Дружинина. «В гостях у буквы». |
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
№ | Тема | Сроки | Практический выход |
1 | Подбор и изучение литературы по теме Планирование работы по самообразованию. | На протяжении всего срока | |
2 | Развитие речи через игровую деятельность | На протяжении всего срока | Дидактические игры Хороводные игры Пальчиковые игры |
3 | Разучивание считалок, стихов, песен. | На протяжении всего срока | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. |
4 | Работа над развитием речи через инсценировки | На протяжении всего срока | Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. |
5 | Развиваем речь в игре | На протяжении всего срока | Развитие монологической речи у детей, развитие воображения. Игры, направленные на формирование у детей представлений о людях разных профессий. Активизация и обогащение словарного запаса детей. |
Развитие правильной речи ребёнка. Артикуляционная гимнастика | На протяжении всего срока | Развитие речевого дыхания. Логопедические игры для детей | |
Пальчиковые игры, упражнения для развития общей и мелкой моторики | На протяжении всего срока | Комплексная программа сенсорно-моторного развития, направленная на развитие ритма и мелкой моторики рук создаёт зону благоприятного развития всех сторон психики, моторики и речи ребёнка | |
Работа над грамматическим строем речи | На протяжении всего срока | Расширять и активизировать словарь, обогащение словаря. Учить правильно строить предложения , правильно произносить звуки и слова на татарском языке | |
6 | Работа с родителями | Август-ноябрь Декабрь-февраль Март- май | 1. Анкетирование вновь поступивших родителей 2. Индивидуальные беседы с родителями поступивших детей. 3. Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых для обучения детей с ОВЗ. 4. Семинар-практикум «Игры, в которые мы играем». 5.Рекомендации родителям по развитию речи детей, через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику 6. Проведение совместного праздника для детей и родителей. 7. Проведение совместного с родителями выставки по пройденным материалам. 9. Индивидуальные беседы с родителями. 10. Консультирование родителей по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ, по профориентации, необходимости дополнительного образования детей с ОВЗ. |
7 | Работа с родителями | В течение срока | 1.Разработать памятку «Развиваем речь» 2.Выступления на общих родительских собраниях «Обучение детей с ОВЗ на дому». 3. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. 4.Проведение консультаций и бесед на тем: «Обучение детей с ОВЗ через дидактические игры», «Роль пальчиковых игр в обучении детей с ОВЗ», «Дидактические и словесные игры по УМК». 5.Систематическое участие на общих и классных родительских собраниях, семинарах, конференциях. 6. Консультация для родителей «Как организовать домашний театр». 7. Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка с ОВЗ. 8. Памятки для родителей. |
8. | Работа с педагогами школы-интерната | В течение срока |
«Презентация авторских дидактических игр» |
9. | Рефлекция: разработка методических рекомендаций, представление результатов | Май, 2028 Май, 2028 Май, 2028 |
Диагностика знаний детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя начальных классов Сафиной Эндже Саматовны
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя начальных классов Сафиной Эндже Саматовны...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня
Индивидуальная тема самообразования«Развитие практических умений и навыков на уроках производственного обучения»....

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня
Индивидуальный план работына межаттестационный периодпо повышению профессиональногоуровняпреподавателя специальных дисциплин Хабибуллина Алмаза Халимовича...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя географии Гафуровой Гульчачак Канафеевны
Пояснительная запискаИндивидуальная образовательная программа педагога - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образов...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.Суть повышения профессионального уровня заключается в ...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня
Одной из важнейших задач реформирования системы образования является модернзация сложившейся системы оценки его качества. Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень проф...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня
Программа личного профессионального развития...
