Практические рекомендации для кураторов учебных групп по адаптации студентов в колледже
учебно-методический материал

БАРЫШЕВА АНАСТАСИЯ ВЛАДИМИРОВНА

Практические рекомендации для кураторов учебных групп по адаптации студентов в колледже представляют собой системы мероприятий и методик, направленных на успешную интеграцию новых студентов в учебную среду. В данных рекомендациях выделяются ключевые направления деятельности, такие как организация вводных встреч, создание дружелюбной и поддерживающей атмосферы, индивидуальный подход к каждому студенту, развитие навыков саморегуляции, информационная поддержка, а также стимулирование социальной активности и обратной связи. Реализация этих рекомендаций способствует повышению уровня комфорта, мотивации и результативности обучения студентов, облегчая их адаптацию и способствуя развитию позитивных межличностных отношений внутри колледжа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Колледж «Подмосковье»

Практические рекомендации для кураторов учебных групп по адаптации студентов в колледже

Химки, 2025

Содержание

Введение

3

Раздел 1. Социокультурная среда колледжа

5

Раздел 2. Планирование воспитательной работы

6

2.1. Памятка для куратора при проведении кураторского часа

8

2.2. Рекомендуемые темы для обсуждения на кураторских часах в группах 1-го курса

9

Раздел 3. Социально-психологические аспекты адаптации первокурсников

10

Раздел 4.  Современные технологии для адаптации студентов в колледже

12

4.1. Применение игровой методики в деятельности куратора

16

Список рекомендуемой литературы

20

 

Уважаемые кураторы!

Студенчество – движущая сила современного общества, настоящая и будущая интеллектуальная элита, на которую опирается и будет опираться государство. Оно – отражение социальных процессов, ожиданий, стремлений. Вместе с тем эта категория населения страны также является достаточно незащищенной, подверженной разного рода влияниям и внушениям. Студенческий возраст – крайне важный этап формирования взрослой личности. Необходимость в качественной, системной воспитательной работе не снижается, более того, она усиливается. 

Президент России Федерации В. В. Путин в выступлении на Х Съезде Российского Союза ректоров 30 октября 2014 г. подчеркнул: «Если мы с вами не сможем формировать, воспитать хорошего специалиста, у нас, конечно, не будет будущего. Это – очевидный факт. Нам нужны люди со специальными знаниями и навыками. Но если мы не сможем воспитать человека с широкими, глубокими, всеобъемлющими, объективными знаниями в гуманитарной сфере, если мы не воспитаем человека самодостаточного, но осознающего себя частью большой великой многонациональной и многоконфессиональной общности, если мы этого не сделаем, у нас с вами не будет страны. Чрезвычайно важная задача стоит перед нами в гуманитарной сфере».

Возникает необходимость по-новому осмыслить функциональное назначение профессионального образования в современном российском обществе, его воспитательной составляющей, поскольку профессиональное образование как социальный институт, отвечающее за развитие личностного потенциала человека, призвано обновлять содержание своей социально-педагогической функции в обществе.

С позиций новой формирующейся социокультурной парадигмы личность рассматривается как активный субъект, способный к творческой преобразовательной деятельности в самых различных областях деятельности.

В осуществлении воспитательной работы в колледже одной из ключевых фигур является куратор академической группы. Кураторская деятельность преподавателя колледжа – это профессиональная деятельность, связанная с педагогической поддержкой студентов.

Кураторство – одна из форм воспитательной работы, выполняемой преподавателями ГБПОУ МО «Колледж «Подмосковье» в рамках их должностных обязанностей, предусмотренных индивидуальным планом.

Основными направлениями работы куратора являются:

  • изучение и анализ данных о студентах, определение уровня их воспитания, способностей и личных особенностей;
  • постановка учебно-воспитательной цели и задач по ее реализации;
  • совместное коллективное обсуждение программы жизни студенческого коллектива, составление планов культурно-массовой и воспитательной работы в группе;
  • выявление трудностей адаптационного периода, помощь в решении учебных, организационных, социально-бытовых и иных вопросов;
  • формирование актива студенческой группы и помощь активу в организационной работе;
  • сплочение учебной группы, создание в ней атмосферы доброжелательности, взаимной поддержки, взаимопомощи и сотрудничества, творческого отношения к учебе;
  • вовлечение студентов во внеучебную деятельность группы;
  • установление контактов с родителями и привлечение их по возможности к воспитательной деятельности в группе.

Обязанности куратора:

  • хорошо узнать каждого студента, его индивидуальные особенности, семейно-бытовые условия, состояние здоровья;
  • осуществлять индивидуальный подход к каждому студенту;
  • особое внимание уделять студентам, проживающим в общежитии;
  • помогать группе в подготовке различных культурно-массовых мероприятий;
  • придерживаться установленного плана работы и не допускать срывов сроков выполнения указанных в нем заданий.

        Надеемся, что данное пособие поможет Вам более глубоко понять основные составляющие и функции воспитательной деятельности куратора и станет помощником в организации работы со студенческой группой. Помните, что в Ваших руках не только это пособие, но и в некотором смысле судьба вверенной Вам группы. Удачи!

Раздел 1. Социокультурная среда колледжа

Социальная среда – окружающие человека общественные, материальные, духовные условия существования и деятельности. Социальная среда в широком смысле (макросреда) охватывает экономику, общественное сознание и культуру. Социокультурная среда колледжа – часть культурно-образовательного пространства, с помощью которого осуществляется:

  • социализация (процесс развития индивида при его взаимодействии в ходе жизнедеятельности с социокультурной средой, обогащающей его как самореализующуюся личность);
  • инкультурация (процесс освоения индивидом способов мышления и действий) личности в образовательном процессе.

Социокультурная среда – это многомерное пространство, в котором обитает человек и которое отражает всю совокупность условий его жизнедеятельности. В рамках социокультурной среды выделяют: культурно-историческое наследие, художественную среду обитания человека, социально-психологическую, духовно-нравственную, политическую и экологическую среду обитания.

Создание оптимальной социокультурной среды, направленной на творческое самовыражение и самореализации личности студентов, формирование гражданской позиции, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей, сохранение и возрождение традиций университета является основными задачами отдела. Для их выполнения Отдел по внеучебной работе взаимодействует с органами государственной власти и общественными организациями, а также со всеми подразделениями колледжа.

Воспитательная работа в ГБПОУ МО «Колледж «Подмосковье» определяется следующими направлениями:

  • Профессионально-трудовое воспитание;
  • Гражданско-правовое и патриотическое воспитание;
  • Культурно-нравственное воспитание;
  • Развитие студенческого самоуправления;
  • Выявление и подготовка лидеров;
  • Спортивно-оздоровительная работа и физическое воспитание;
  • Искоренение асоциальных проявлений в студенческой среде.

Работа по данным направлениям позволяет осуществлять целостное воспитание личности студента, избегать формализации воспитательной работы, соединить воспитание и обучение в целостный учебный процесс, ввести его в четкие организационные рамки, придать ему системность, планомерность и целенаправленность.

Значимое место в воспитательном процессе занимает волонтерская деятельность и сотрудничество с медицинскими организациями. Волонтерская деятельность студентов является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки и играет важную роль в формировании социально ответственной личности. Участие в волонтерских проектах позволяет будущим медикам приобретать практические навыки, необходимые для работы с пациентами, а также развивать эмпатию и чувство сострадания.

Студенты-волонтеры оказывают помощь медицинским учреждениям, участвуют в санитарно-просветительской работе среди населения, проводят профилактические мероприятия и оказывают первую помощь в экстренных ситуациях. Они посещают дома престарелых и детские дома, организуют досуг для пациентов и помогают медицинскому персоналу в повседневных задачах.

Раздел 2. Планирование воспитательной работы

Заботливое планирование – курс к безопасному

и быстрому путешествию.

Гомер

Методические рекомендации

Планирование является частью конструктивной деятельности педагога,

которая предусматривает прогнозирование развития студенческого коллектива и личности, определение стратегии учебно-воспитательного процесса, отбор оптимальных видов и содержания воспитывающей деятельности, форм работы, их последовательности, эффективных методов педагогического взаимодействия. Планирование должно основываться на сотрудничестве преподавателей и студентов, их совместном творчестве.

Понимая особенности обучения в колледже, специфику будущей профессии, которую осваивают студенты, куратор определяет целевые установки в воспитательной работе с группой. Важное значение имеют результаты диагностики, проведённой в группе: особенности коллективных процессов, индивидуальная специфика конкретных студентов. Необходимо проанализировать имеющуюся информацию и определить цели воспитания, а также задачи работы с группой на учебный год. Чтобы достижение поставленных целей и задач было успешным, необходимо планирование предстоящей работы. Различают перспективное и календарное планирование работы.

Перспективный план составляют на длительный срок и имеют в виду основные направления работы. Это позволяет учитывать стратегические задачи и разнообразие деятельности. Для составления перспективного плана необходимо руководствоваться следующими источниками:

  • календарь знаменательных и праздничных дат на год,
  • план воспитательной деятельности колледжа,
  • план воспитательной работы структурного подразделения,
  • план работы воспитательной деятельности.

Основными направлениями перспективного плана воспитательной работы можно выбрать следующие:

- формирование и развитие личности (изучение личности, работа с родителями, индивидуальная работа),

- формирование коллектива студенческой группы (изучение коллектива, развитие студенческого самоуправления, влияние на межличностные отношения, развитие традиций коллектива),

- организация внеучебной деятельности (научно-исследовательская, профессионально ориентированная, социально-значимая, спортивная, художественно-творческая деятельность, работа в общежитии).

Календарный план работы принимается на небольшой срок (например, на месяц) и предполагает распределение дел в определённой последовательности, конкретизацию сроков проведения, ответственных за организацию. В планировании воспитательной работы необходимо учитывать периодичность отдельных видов работ:

Ежедневно: 

1. Учет посещаемости студентов.

2. Индивидуальная работа со студентами.

Еженедельно:

1. Проведение кураторского часа.

2. Работа со старостой, активом группы.

3. Работа с преподавателями-предметниками.

Каждый месяц:

1. Совещание у зам. директора по воспитательной работе.

2. Консультации у психолога.

3. Встреча с родителями.

Один раз в семестр:

1. Планирование воспитательной работы в группе.

2. Отчет о проведенной работе.

3. Контроль за выполнением студентами группы учебной нагрузки, сдачей экзаменов и зачетов.

Один раз в год:

1. Знакомство с личными делами студентов.

2. Составление социального паспорта группы.

3. Контроль прохождения медицинского осмотра.

В течение года:

1. Заполнение журнала куратора.

2. Составление характеристики на студента (по требованию).

3. Участие в конференциях, семинарах по воспитательной работе.

4. Корректировка плана воспитательной работы.

2.1. Памятка для куратора при проведении кураторского часа

Кураторский час – одна из самых эффективных форм знакомства студентов с обучающей и воспитывающей средой и погружения в учебно-воспитательное пространство университета.

Время кураторских часов регламентируется внутри колледжа и связано с расписанием учебных занятий. Длительность кураторского часа составляет один академический час. Кураторский час рекомендуется проводить один раз в неделю. Темы кураторских часов, формы их проведения могут варьироваться в зависимости от курса обучения и задач воспитания, они связаны с основным направлениями воспитательной работы: профессиональное трудовое воспитание (формирование специалиста); гражданское, правовое (формирование гражданина и патриота) и духовно – нравственное (содействие в становлении интеллигента, культурного человека, ведущего полноценный здоровый образ жизни).

Благодаря кураторским часам студенты получают возможность правильно сориентироваться в новый для них обстановке. Студент должен знать свои права и обязанности, механизм работы структурных подразделений вуза, особенности требований, предъявляемых различными кафедрами по различным предметам. Чем быстрее студент усвоит «правила игры», существующие во всем, что касается учебного процесса, тем быстрее он в него втянется. Также на кураторских часах решаются повседневные проблемы и вопросы, появившиеся в группе, могут проводиться деловые игры на коллективное взаимодействие, сплочение коллектива. Для бесед со студентами следует приглашать компетентные лица: представителей администрации колледжа, студенческих организаций, специалистов по различным вопросам, старшекурсников. В обязательном порядке следует проводить профилактические беседы о здоровом образе жизни. Полезно конкретно представлять духовные интересы студентов, помогать каждому в определении путей духовно нравственного совершенствования своей личности.

Тематический план кураторских часов следует составлять на семестр с последующими отметками о времени и качестве выполнения намеченных пунктов.

Организуя час куратора, выделите для встреч специальное время и место, предварительно согласовав с заместителем директора по учебно-воспитательной работе (следует встречаться не реже 1 раза в неделю). Сделайте кураторский час одной из традиций вашей группы.

Используйте разные формы проведения кураторского часа, современные медиа-средства.

Первые встречи со студентами посвятите знакомству, выбору актива и ознакомлению студентов с основными документами колледжа (с правами, обязанностями студентов и др.).

Привлекайте специалистов по профессиональным вопросам: преподавателей и сотрудников колледжа, представителей различных учреждений и организаций города, старшекурсников и выпускников.

Обязательно проводите собрания в группах по итогам аттестаций и

сессий, при этом делая акцент не только на отстающих студентах, но и на отличниках.

Организуйте кураторские часы за пределами аудитории: экскурсии, походы в театр, встречи с интересными людьми и т.п.

Помните, что вашими помощниками являются староста и актив группы. Привлекайте их к подготовке кураторских часов.

Принимайте активное участие в семинарах для кураторов, конкурсе

«Лучший куратор года» (это позволит лучше вникнуть в работу и набраться опыта).

Технология организации кураторского часа

1. Выбор инициативной группы, которой поручается разработка плана проведения кураторского часа;

2. Совместное обсуждение программы кураторского часа;

3. Детальное продумывание средств и материалов, необходимых для реализации программы;

4. Распределение поручений между организаторами;

5. Подготовка кураторского часа;

6. Проведение кураторского часа;

7. Коллективный анализ организации и проведения кураторского часа с целью объективной оценки проведенного дела.

2.2. Рекомендуемые темы для обсуждения на кураторских часах в группах 1-го курса

1. Устав в ГБПОУ МО «Колледж «Подмосковье», правила внутреннего распорядка.

2. Организация учебного процесса колледже. Традиции колледжа.

3. Рациональная организация самостоятельной работы студентов.

4. История колледжа, биографии выдающихся ученых, медицинских работников.

5. Обсуждение итогов контрольных недель.

6. Студенческое самоуправление.

7. Обсуждение итогов экзаменационных сессий.

8. Положения о конкурсах «Лучшая студенческая группа колледжа».

9. Студенческое научное общество, трудоустройство выпускников.

10. Тематическое занятие по патриотической тематике.

11. Межнациональная культура и толерантность

12. История сестринского дела.

13. Развитие творческих и спортивных способностей в колледже.

14. Дискуссия «Что значить быть патриотом ?»

15.Организация и участие в проектной деятельности разного уровня.

16. Основы безопасности жизнедеятельности современной-молодежи. (Обучение студентов безопасному поведению в экстремальных ситуациях).

17. Проблемы зависимого поведения. Что я знаю, и что необходимо знать о наркотиках.

18. Стресс и здоровье. Психологические основы рациональной организации учебной деятельности.

19. Здоровье как социальная ценность. (В рамках участия в Международном дне здоровья).

20. Сохраним нашу землю голубой и зелёной»

Раздел 3. Социально-психологические аспекты адаптации первокурсников

Человек на протяжении всей своей жизни меняет множество социальных ролей, одной из которых может быть роль студента. Молодой человек, принимая на себя эту роль, одновременно становится членом группы, которая влияет на его самовосприятие, самосознание и общее развитие.

Поэтому очень важен период знакомства, период диффузной группы для адаптации студента – первокурсника к сузовским условиям, новой роли и коллективу.

Успешность адаптации будет обеспечена лишь в том случае, если студенческая группа будет являться сферой реализации потребностей и стремлений личности, служить раскрытию индивидуальности, самоопределению. Для того чтобы это стало возможным, каждый член группы должен пройти систему элементов межличностного познания: восприятие внешних признаков и соотношение их с личностными характеристиками, с интерпретацией поступков. Это поможет создать положительную морально – психологическую атмосферу коллектива, смягчить адаптацию, сплотить коллектив, объединив его на двух уровнях: в сфере учебных и внутренних, психологических взаимоотношениях.

Адаптация (от лат. Adapto – приспособляю, фр. adaptation – приспособление) – приспособление личности, социальной группы к условиям внешней среды. При этом происходит социальное взаимодействие личности, социальной группы и социальной среды, взаимное приспособление – личности социальной группы к требованиям социальной среды, социальной среды к запросам и установкам личности, социальной группы.

В психологии выделяется 4 типа адаптации: профессиональная (учебная), общественная, межличностная и личностная.

Учебная адаптация составляет первичный тип адаптации и непосредственно зависит от организации условий учебного процесса.

Качественную характеристику учебной адаптации определяет взаимодействие студента и преподавателя. Учебная адаптация имеет свое инструментальное выражение в способах учебной деятельности.

Для общественной адаптации важную роль играет включение субъекта в различные формы коллективного действия.

Межличностная адаптация представляет собой овладение системой коммуникации, традициями и ценностями коллектива, успешность овладения которыми проявляется в появлении чувства общности, высоком социальном статусе, легкости вступления в межличностные контакты.

Личностная адаптация предполагает включение в смысловую структуру развития человека задач профессионального роста. Субъективно личностная адаптированность переживается как осознанное стремление к профессиональному совершенству.

Проблема дезадаптации студентов-первокурстников

Полярным адаптации и, по существу, деструктивным является процесс дезадаптации личности.

Дезадаптация (лат. de(s) adaptatio) - невозможность адаптироваться к текущим условиям, изменяющимся отношениям, ситуациям, возможностям. Это понятие определяет любые затруднения, нарушения, отклонения, возникающие у человека в новых условиях. Дезадаптирующим можно называть такой ход внутрипсихических процессов и поведения, который приводит не к разрешению проблемной ситуации, а к ее усугублению, к усилению трудностей и тех неприятных переживаний, которые она вызывает. Обычно сопровождается вегетативными и невротическими реакциями.

Дезадаптация, как правило, проявляется в виде затруднений в учебе, в межличностных контактах, в повышенной тревожности, негативных эмоциях, депрессивном состоянии, утомляемости и т.д. то есть, в различных нервно-психических расстройствах ранее здоровых людей.

Выделяется 4 основных механизма возникновения процесса дезадаптации:

1.Избыточная информационная нагрузка и неправильная организация режима учебной деятельности;

2.Неэтичное поведение педагогов по отношению к студентам;

3. Предрасположенность молодого человека к отклоняющемуся поведению. Эта предрасположенность может быть результатом родовых травм, отягощенной наследственности, слабой нервной системы и т.д.;

4.Аакцентуация характера, которая возникает в условиях противоречивых требований к человеку, когда одно требование исключает другое. Такие противоречивые ситуации порождают необходимость использования некоторых форм психологической защиты, частое использование которых и приводит к формированию акцентуаций характера.

С какими трудностями приходиться сталкиваться первокурсникам?

Важными студенческими проблемами являются: недостаток свободного времени; перегруженность учебными занятиями, неудобное расписание; недостаток внимания со стороны руководства колледжа, кураторов; недостаточный уровень школьной подготовки; неумение организовать себя, нехватка материальных средств; отсутствие привычного круга общения; невозможность найти занятие по душе; низкая техническая оснащенность аудиторий, лабораторий; плохие санитарно - гигиенические условия; сложности в привыкании к новой обстановке, к новым людям.

Как помочь первокурснику быстрее привыкнуть к жизни в колледже?

Необходима специальная работа по формированию благоприятного социально – психологического климата в студенческих группах.

Во многом успешность студенческой социализации зависит от характера взаимоотношений первокурсников, наличия в группе референтных лиц – тех, с кем можно обсуждать самые сложные личные проблемы. Нужная помощь и контроль со стороны взрослых, родителей в процессе адаптации к студенческой жизни могут реализовываться в более тесных контактах кураторов студенческих групп, руководства колледжа с родителями, проведении пока еще привычных родительских собраний, участии родителей во внеучебных мероприятиях первокурсников и т.п.

Слабая и низкая вовлеченность студентов в общую жизнь группы, колледжа – одна из проблем для организаторов внеучебной работы с ними. Основные направления этой работы могут заключаться в увеличении числа внеучебных мероприятий, организации секций, кружков, клубов, привлечении студентов к научной работе. Организация научно-исследовательских работ – одно из необходимых направлений внеучебной работы со студентами, начиная с 1 курса.

        

Раздел 4.  Современные технологии для адаптации студентов в колледже

Никто не становится

хорошим человеком случайно.

Платон

Воспитательная технология – это совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания человека.

Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

- по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);

- по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);

- по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);

- по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями).

Современные воспитательные технологии

- технология проектного обучения;

- личностно-ориентированная технология;

- технология здоровьесберегающая;

- технология учебной деловой игры;

- технология развития критического мышления;

- технология КТД И. П. Иванова;

- технология проведения учебных дискуссий;

- Тьюторство – технология педагогической поддержки;

- технология создания ситуации успеха;

- шоу-технологии;

- ситуативные технологии.

Воспитательные технологии, которые рекомендуется использовать при работе кураторов со студентами, можно классифицировать по степени массовости, устойчивости, типичности, возможности конкретного результата.

Краткая характеристика современных воспитательных технологий:

Коллективное творческое дело (КТД) – это технология организации яркой, наполненной различными видами деятельности, творчеством, мечтой и радостью жизни. В данной технологии сочетаются формы, средства и способы действия и взаимодействия педагогов и студентов между собой и друг с другом. В основе КТД – два подхода: деятельностный и комплексный. Деятельностный подход указывает направленность воспитательного воздействия. Комплексный определяет характер его содержания. («Бюро добрых услуг», «Протяни руку помощи ветеранам», «Акции милосердия» и т.д.)

Игровая технология – применима для всех направлений воспитательной деятельности, в них развиваются интеллектуальные, моральные и волевые качества, эмоциональная сфера личности. Технология основана на деятельностном подходе. Характерной особенностью игровых технологий является замещение реальных условий или предметов на условные.

Технология «Тренинг общения» - создание у учащейся молодежи средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения (опыта взаимоузнавания и взаимопонимания, опыта обращения, опыта поведения в проблемных для студента ситуациях). С одной стороны, тренинг общения стимулирует социальное развитие участников, создает условия для самопознания, способствует повышению уровня рефлексивности. С другой стороны, с его помощью происходит обучение поведенческим моделям.

Технология «Шоу-технология» - различные игровые мероприятия типа шоу взяты из популярных ранее и актуальных сегодня разнообразных передач. Общее – деление участников на выступающих «сцену», и зрителей «зал». Результаты для зала - опыт эмоционального реагирования в культурных формах. Для активных участников – опыт индивидуальной и совместной публичной соревновательности, возможности проявления и развития способностей. На этапе подготовки планирование и проектирование осуществляется куратором и активом совместно.

Технология «Групповая проблемная работа» (диспуты, дискуссии, обсуждение ситуаций, разработка проектов) – это работа с вербальным (словесным) поведением студентов в проблемной ситуации. Действие куратора начинается с создания или фиксации проблемной ситуации, а затем идет постановка задачи, организация поиска вариантов ответов. Куратору порой предстоит решать, как разжечь дискуссию, как поддержать и управлять разгоревшимся спором.

Частная технология «Кодекс группы» - направлена на выработку групповых норм относительно общения и поведения в группе.

Технология диалог «Куратор – студент» - поводом для такого разговора может послужить не только желание пообщаться с симпатичным человеком, узнать его мнение, обменяться полезной информацией, но и нарушение дисциплины, снижение результатов учебной деятельности, несвойственный для студента внешний вид, поведение и многое другое. Применяя данную технологию, специалисты рекомендуют, учитывать этапность стадий, внимание к признакам готовности и переходу на новую стадию и стимулирование сближения в разговоре. (стадии этапности: накопления согласий; поиска интересов; приятия особенных качеств; выяснения «опасных» качеств; совместного анализа; выбора действий).

Технология развития контакта «Педагог – студент девиантного поведения» - опыт доверительных отношений и опыт обсуждения своих проблем с взрослыми, возникновение общих дел педагога и студента, изменение позиции студента в его круге общения и др.

Технология моделирования – представляет собой построение аналогов определенных фрагментов природной или социальной реальности для выработки правил и норм поведения студентов с учетом особенностей реального окружения и возможностей. Это одна из эффективных технологий воспитания без принуждения, которая материализует свободу и творчество студентов в целенаправленно созданных педагогом воспитывающих ситуаций. Основные этапы технологии моделирования: выявление особенностей социума и природного окружения; определение перспективных направлений воспитательной работы; определение перспективных форм организации учебно-воспитательного процесса; реализация воспитывающих ситуаций; подведение итогов и определение перспективы.

Технология проектирования – относится к современным инновационным технологиям, и предполагает целенаправленное проектирование новых методов, приемов, средств и форм воспитания, которые обеспечивают личностно ориентированную, гуманистическую направленность процесса воспитания. Технология основана на деятельностном подходе. Данная технология предполагает детальную разработку воспитательной цели: проектирование оптимальных способов достижения заданных результатов при системном применении эффективных средств предъявления и переработки информации; оперативную оценку и корректировку уровня воспитанности; реальную воспроизводимость воспитательных ситуаций; оптимальность условий и средств обеспечения воспитательного процесса. Основные этапы: мотивация; диагностика; определение и самоопределение; разработка программ; реализация программ; рефлексия (анализ реализации).

Сегодня особенно необходима специальная работа разума и души наших студентов над этическими проблемами жизни, нужно специально выделенное время в режиме учебных занятий (через лекции и семинары) для осуществления такой работы и специальные усилия педагогов, чтобы иметь возможность решать эти нравственные задачи, которые приобрели в непростых условиях жизни особую социальную значимость. И здесь важнейшую роль играет деятельность кураторов студенческих групп, использующих предложенную нами программу проведения кураторских часов, чтобы сам процесс осмысления нравственности был не кратковременным и стихийным, а глубоким, последовательным и системным. Для этого целесообразно использовать методику построения диалога со студентами, включающего каждого в размышление, эмоциональное проживание и опробования себя в опыте поведения, ситуациях морального выбора. Разработки занятий с включением богатой палитры разнообразных методик помогут этому. Эти диалоги могут составить основное направление работы кураторов со студенческой группой. Они включают игровые и диагностические методики, разнообразные психологические приемы и формы развития взаимодействия куратора и студентов по важнейшим нравственным вопросам жизнедеятельности людей.

Перечень фильмов, рекомендуемых для просмотра на кураторских часах:

Названия фильма

Содержание

Длительность

просмотра

Избери жизнь

о вреде и пользе эзотерики

70 мин.

Кто качает колыбель

о проблемах генофонда, целомудрии

35 мин.

Пусть он увидит солнце

о вреде абортов

35 мин.

В долине грохочущих копыт

о детском суициде

20 мин.

Виртуальная агрессия

о вреде СМИ, рекламы, компьютерных игр

30 мин.

Ритуальное убийство

секты о вреде сект

48 мин.

Азбука этикета

как вести себя дома, в гостях,

общественных местах и т. п.

60 мин.

Вся правда о воде «Живая вода»

о влиянии психоэмоционально-

го состояния человека на воду

46 мин.

Масло Лоренцо

о родительской любви (х/ф)

2 ч. 10 мин.

Мультфильмы и фильмы о ЗОЖ

самостоятельная подборка на

усмотрение куратора фильмы о вреде наркомании,

алкоголизма, табакокурения

5-7 мин.

4.1. Применение игровой методики в деятельности куратора

Термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии, и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями, стимулирует процесс воображения, процесс мышления, творческую интуицию, что позволяет эффективно включаться в коллективную и индивидуальную деятельность.

 Применение игр в группе решает задачу, связанную с необходимостью компенсации информационной перегрузки, организацией психологического и физиологического отдыха.

 Основная цель игр в группе – смена деятельности, полноценный и эффективный психологический отдых, возможность узнать друг друга и безболезненно влиться в коллектив.

 Функции игры:

 Развлекательная – создание благоприятной атмосферы в группе;

 Коммуникативная – объединение коллектива, установление эмоциональных контактов;

Релаксационная – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении в системе группы;

Обучающая функция – развитие общеучебных умений и навыков (память, внимание…)

 Рассказывать содержание игры ребятам надо кратко, образно. Правила игры лучше давать по частям, т.к. иногда запомнить все правила трудно, и участники будут нарушать некоторые из них. С некоторыми правилами ребят можно ознакомить в процессе самой игры.

 Сигналы в играх лучше давать голосом, т.к. резкий сигнал свистка, например, не позволяет ребятам расслабиться.

 При повторении игры хорошо повторить кого-либо из ребят напомнить ее правила.

 Заканчивая игру, не забудьте отметить положительные и отрицательные моменты, похвалить наиболее активных игроков, поддержать тех, у кого что-то не получилось. До конца игры сохраняйте доброжелательный тон.

 Прежде, чем идти к группе и проводить игры, очень важно самим хорошо подготовиться: проиграть эти игры, наметить место для игры, подготовить инвентарь, продумать, как разделить ребят на команды. 

Игры на знакомство

Цель: запомнить имена друг друга, узнать друг о друге как можно больше, сократить психологическую дистанцию.

 Игры знакомства помогают познакомить друг друга за минимальное количество времени, что способствует быстрому формированию коллектива. Чем больше игр знакомств вы проведите в первый день общения, тем лучше участники запоминают друг друга. Использование данных игр возможно в любое время и в любых условиях, они легко переделываются.

Пример:«Снежный ком»:

 - Все становятся в круг и берутся за руки. Каждый по очереди называет свое имя и имена тех, кто стоит впереди него. Свое имя игрок произносит в последнюю очередь.

 - Вариант игры с движениями: один показывает движение, следующий игрок повторяет и добавляет свое.

 - Каждый по очереди называет свое имя, добавляя к нему описательное прилагательное, начинающееся с первой буквы имени.

 - Вариант игры с добавлением к имени фразы: «Я люблю…(печенье, солнце, собаку и т.д.)».

Психологические игры и упражнения

Цель: снимать психологическое напряжение, изучать межличностные отношения в группе.

 Проведение в группе психологических игр и упражнений требует от ведущего определенных умений и навыков. Прежде всего при подборе игр необходимо учитывать психологический настрой в группе, постоянно фиксировать происходящие изменения в настроении участников, чтобы вовремя принять решение о прекращении игры. После завершения упражнения в группе необходимо провести рефлексию.

Пример: «Монолит»:

 Все становятся в круг парами. Правую руку кладут на плечо соседа впереди и через одного. Левую – соседу сзади на талию. По команде ведущего приседают друг в другу на колени и идут по кругу.

Игры – розыгрыши

Цель: снять напряжение и настроить на работу.

 Игры-розыгрыши отличаются от всех игр тем, что в них можно играть только один раз с одним коллективом. По своему содержанию игры-розыгрыши представляют собой некую шутку-загадку, разгадав которую, участники понимают, что над ним подшутили.

Пример:«Зоопарк»:

 Все встают в круг. Ведущее называет одинаковое животное каждому на ухо. Затем ведущий говорит фразу: «Я пришел в зоопарк и увидел там…» (называет это животное). Задание: названное «животное» должно сесть, а соседи ему помешать. Но животное названо одно и все падают.

Игры-разбивки

Цель: поделить коллектив на несколько групп для проведения какого-либо мероприятия, не причинив неудобства участникам.

 Игры-разбивки применимы для создания инициативных групп при подготовке мероприятий, для проведения дискуссий и ролевых игр.

Пример:«Молекулы»:

 Все участники – это атомы, которые находятся в броуновском движении. По команде ведущего они собираются в молекулы по …. человек.

Разминки.

 Разминки – короткие специальные упражнения, которые имеют целью привлечь или сконцентрировать внимание ребят, дать им разрядку. На мероприятиях, где собираются незнакомые люди, выбирается вариант разминки знакомства, с которой начинается мероприятие.

 Кроме того, разминки могут служить в качестве мотивировки или «разогрева» к той или иной части занятия при соответствующем пояснении. Любая разминка имеет много разных подтекстов и может демонстрировать различные аспекты студенческой жизни. После каждой разминки желательно благодарить друг друга аплодисментами.

Пример: Штурм Зимнего дворца.

 Разминка представляет собой мини-спектакль. Группа разбивается на 4 подгруппы. Ведущий говорит следующий текст: «Октябрь 1917 года. Прогремел выстрел Авроры (подгруппа № 1: «ба-бах!!!»; подгруппа № 2 изображает ворон: «Кар-кар-кар!»). Кадеты, охраняющие Зимний отстреливаются (подгруппа № 4: «Тра-та-та-та!! подгруппа № 2: «Кар-кар-кар!». Идет сражение (все подгруппы). Зимний взят (подгруппа № 3: «Ура-а!»)»

Список рекомендуемой литературы:

1. Андриенко, О. А. Общие основы педагогики: учебно-методическое пособие / О. А. Андриенко ; под редакцией А. Ю. Швацкого.. — 2-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2020. — 89 с.

2. Гребенюк, О. С. Педагогика индивидуальности : учебник и практикум для вузов / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 410 с.

3. Жокина, Н.А. Профессиональное воспитание студентов / Н.А. Жокина // Высшее образование в России. - 2014. - №1 .-С.96-99.

4. Исаев, И.Ф. Деятельность куратора студенческой группы: личностно-ориентированный подход / И.Ф. Исаев, Е.И. Ерошенкова // Высшее образование в России. - 2013. - №6.-С. 149-152.

5. Кузнецов, В. В. Общая и профессиональная педагогика : учебник и практикум для вузов / В. В. Кузнецов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 156 с.

6. Лагунова Н.В. В помощь тебе, куратор! Методическое пособие, Биробиджан, 2013г.

7. Лазаренко Л.А. Психологическая компетентность педагога в условиях современного образования/ В сборнике: Современный специалист и профессиональные компетенции: методический аспект подготовки. Материалы III Международной научно-методической конференции. 2014. С. 102-106.

8. Лазаренко Л.А. Психология: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлениям бакалавриата всех форм обучения. / Краснодар: КСЭИ, 2014. – 166 с.

9. Лазаренко Л.А., Шишова Е.С., Омельченко Л.Д. Личностные качества руководителя, обуславливающие эффективность управления. /В сборнике: Глобализация науки: проблемы и перспективы. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А.. Уфа, 2015. С. 159-162.

10. Профилактика негативных явлений в молодежной среде, методические рекомендации для специалистов органов по делам молодежи и лидеров общественных организаций, Ростов-на-Дону, 2014 г.

11. Рожков М. И., Байбородова Л. В., Гребенюк О. С, Гребенюк Т. Б.; под редакцией Рожкова М. И. Педагогика в 2 т. Том 2. Теория и методика воспитания : учебник и практикум для вузов /— Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 252 с.

12. Сидорова, И.А. Воспитание на основе сотрудничества / И. А. Сидорова // Высшее образование в России. - 2012. - №7.-С.79-82.

Электронные источники:

1. Субкультура. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

2. Субкультуры: Неформальные движения молодежи. – Режим доступа: http://www.subcult.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для составления учебно-методического комплекса преподавателями СПб технического колледжа

Настоящие методические рекомендации составлены в помощь преподавателям колледжа для разработки учебно-методических комплексов по преподаваемым дисциплинам. Рекомендации включают требования к структуре...

Работа куратора учебной группы по созданию благоприятного психологического климата в группе

В данной статье описывается методика работы куратора (классного руководителя) учебной группы по созданию благоприятного психологического климата в учебной группе....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Одной из важнейших стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационные характеристики по всем педагогич...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК КУРАТОРА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогический дневник куратора учебной группы отражает деятельность куратора, способствует накоплению информации об обучающихся среднего профессионального образования, удобен в оформлении....

Дневник куратора учебной группы (для кураторов профессиональных учреждений)

Дневник куратора учебной группы составлен для работы кураторов профессиональных учреждений....

План методического объединения кураторов учебных групп на 2016 - 2017 уч.год

Планирование работы МО кураторов учебных групп  ГПОУ КГТ на 2016-2017 учебный год...

Тренинг по Адаптация студентов в колледже

Тренинг по Адаптация студентов в колледже...