Тренинг по Адаптация студентов в колледже
классный час

Гребенников Александр Петрович

Тренинг по Адаптация студентов в колледже

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_po_adaptatsiya_studentov_v_kolledzhe.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ СПО ВО «Борисоглебскмедколледж»

Занятие с элементами тренинга по адаптации студентов-первокурсников

Подготовил:

педагог-психолог

Гребенников А.П.

2018-19 уч.год

Пояснительная записка

Тренинговая работа является одной из наиболее эффективных форм работы со студентами. Групповая форма тренинга позволяет достаточно легко моделировать процесс межличностного взаимодействия, отрабатывать различные ситуации с учетом индивидуального уровня развития коммуникативной деятельности и уровня социально-психологической адаптации.
Социально-психологический тренинг (СПТ) предполагает совмещение информационной подготовки и тренировочных («игровых») упражнений с последующим анализом ситуаций, возникающих в ходе их выполнения.


Основной или стержневой целью СПТ является развитие компетентности в общении. Однако, это не единственная цель, которая стоит перед практикой социально-психологического тренинга. Ей сопутствуют и являются не менее важными две другие цели – развитие активной социальной позиции личности и повышение психологической культуры.

Цели тренинга предполагают решение следующих задач:

  • - развитие процесса самопознания участников за счет снижения барьеров     психологической защиты и перехода на личностный уровень общения;
  • - осознание условий, влияющих на функционирование группы;
  • - овладение умениями анализа индивидуальных, групповых и организационных проблем;
  • - овладение приемами эффективного взаимодействия;
  • - расширение диапазона творческих способностей.

Ход занятия

Добрый день дорогие друзья! Сегодня мне хотелось вместе с Вами провести небольшое занятие, на котором Мы познакомимся, постараемся узнать о себе больше, научимся работать вместе, а может даже, заведем новых друзей.

Упражнение 1 «Знакомство. Что значит ваше имя?».

Психолог предлагает присутствующим назвать свое имя и ответить на несколько вопросов. Вначале он называет свое имя и отвечает на предлагаемые вопросы.

Нравится ли Вам ваше имя?

Знаете ли Вы, кто того его для Вас выбрал?

Знаете ли Вы, что означает Ваше имя?

Кто из Ваших знакомых (родных) носит то же имя?

Есть ли Ваши тезки среди известных людей?

Как имя влияет на Ваше поведение в жизни?

Упражнение 2. «Ваша индивидуальность».

Итак, мы продолжаем наше занятие и прежде чем перейти к следующему уровню, я предлагаю Вам пройти небольшой психологический тест, который поможет Вам понять Вашу индивидуальность.  

Тест «Ваша индивидуальность»

1. Легко ли вы сходитесь с людьми?

(да- 1; не очень-3; нет-5).

2. Курите ли вы?

(да - 1; иногда - 3; нет - 5).

3. Если вы совершаете дурной поступок или лжете, то: (никогда не признаюсь в этом - 1; иногда признаюсь - 3; признаюсь - 5).

4. Если бы друзья предложили, вы попробовали бы наркотики?

(да - 1; не знаю - 3; нет - 5).

5.Вы считаете, что трезвый среди пьяных - «белая ворона»?

(да - 1; не уверен - 3; нет - 5).

6. Если бы к вам обратились за помощью настоящие погорельцы, отдали бы вы им последние деньги?

(да-5; не все-3; нет- 1).

7. Если бы вы увидели, как ваши друзья унижают малыша или слабого, вступились бы вы за него?

(да - 5; не уверен - 3; нет - 1).

8. Если бы слепому потребовалась ваша помощь при переходе улицы, то вы помогли бы?

(да - 5; если бы не спешил - 3; нет - 1).

9. Когда родители пытаются вас чему- то научить, то вы:

(учусь - 5; делаю вид, что учусь, - 3; стараюсь отделаться - 1).

10. Когда родители просят помочь по дому, делаете ли вы то, о чем просят?

(да - 5; иногда - 3; по принуждению - 1).

Тест «Ваша индивидуальность»

1. Легко ли вы сходитесь с людьми?

(да- 1; не очень-3; нет-5).

2. Курите ли вы?

(да - 1; иногда - 3; нет - 5).

3. Если вы совершаете дурной поступок или лжете, то: (никогда не признаюсь в этом - 1; иногда признаюсь - 3; признаюсь - 5).

4. Если бы друзья предложили, вы попробовали бы наркотики?

(да - 1; не знаю - 3; нет - 5).

5.Вы считаете, что трезвый среди пьяных - «белая ворона»?

(да - 1; не уверен - 3; нет - 5).

6. Если бы к вам обратились за помощью настоящие погорельцы, отдали бы вы им последние деньги?

(да-5; не все-3; нет- 1).

7. Если бы вы увидели, как ваши друзья унижают малыша или слабого, вступились бы вы за него?

(да - 5; не уверен - 3; нет - 1).

8. Если бы слепому потребовалась ваша помощь при переходе улицы, то вы помогли бы?

(да - 5; если бы не спешил - 3; нет - 1).

9. Когда родители пытаются вас чему- то научить, то вы:

(учусь - 5; делаю вид, что учусь, - 3; стараюсь отделаться - 1).

10. Когда родители просят помочь по дому, делаете ли вы то, о чем просят?

(да - 5; иногда - 3; по принуждению - 1).

ОТ 10 ДО 22 БАЛЛОВ. Ваша индивидуальность рискует никогда не проявиться. Вы живете серо и буднично, не заглядывая в будущее, принижая мрак за норму. Вы абсолютно зависимый человек. Причем вы в значительной мере зависите от себя и в ней меньшей степени - от своих друзей, которых сочувствующие вам люди называют «дружками».

ОТ 23 ДО 38 БАЛЛОВ. Если вы без натяжек выставили себе тройки и пятерки, то ваша индивидуальность начинает просыпаться. Вы способны противостоять дурным влияниям и заглядывать в будущее, понимая, что школьные годы - это прелюдия, что жизнь впереди и ее качество будет зависеть от того, что и как вы делаете сейчас.

ОТ 39 ДО 50 БАЛЛОВ. Ваша индивидуальность уже в значительной мере проявилась. Вы разобрались в том, что на самом деле полезно и чего стоит упущенное для самосовершенствования время. Вы не боитесь работы благодаря способности совершать волевые усилия над собой. Вы ориентируетесь не на тех, кто сильней, а на тех, кто интересней, полезней. 

Вы успешно прошли тестирование, в какой-то мере определились со своей индивидуальностью. Сейчас я предлагаю Вам принять участие в упражнение, которое поможет скорректировать Вашу индивидуальность и выработать новые волевые качества.  

Упражнение 3. «Рисунок вдвоем»

«Для выполнения упражнения вам необходимо объединиться в пары. Постарайтесь выбрать человека менее знакомого вам. Все действия выполняются по инструкции и молча, т.е. разговаривать с партнером не разрешается.
Инструкция. Возьмите на двоих один лист бумаги и ручки, которыми будете рисовать. Ваша задача, не договариваясь с партнером, нарисовать сюжетный рисунок. Время выполнения – 3минуты.
По окончании работы дайте название своему рисунку. Поблагодарите партнера за совместную деятельность. 
Покажите свой рисунок группе. Посмотрите, что нарисовали другие. Есть ли сходства у рисунков?».
Во время выполнения упражнения в группе возникает много положительных эмоций, повышается активность.

Обсуждение:

  • Какие эмоции и чувства вы испытывали при выполнении задания?
  • Что помогало и что мешало вам выполнять задание?
  • Как вы распределяли функции? Кто из вас был лидером?
  • Похоже ли ваше поведение сейчас на то, что обычно происходит с вами в группе?
  • Готовы ли вы брать на себя ответственность за принимаемое решение?
  • Какие собственные идеи вам удалось реализовать и что не получилось?

Следующее упражнение выработать чувство группового сплочения, развить и укрепить навыки эффективному поведению для достижения согласия при решении групповой задачи. 

Упражнение 4. Игра «Кораблекрушение».

Цель: Групповое сплочение, обучение эффективному поведению для достижения согласия при решении групповой задачи; выявление лидеров.

Каждому члену группы дают инструкцию и просят выполнить задание в течение 10 минут.

Инструкция:

Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты сгорела, и ее груз уничтожен. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки навигационного оборудования, но примерно вы находитесь на расстоянии 1000 миль к юго-западу от ближайшей земли.

Ниже дан список 15 предметов, которые уцелели после пожара. В дополнение к ним у вас есть надувной плот с веслами, который может выдержать вас и ваше имущество. Ваше имущество составляет пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых банкнот.

Ваша задача – классифицировать 15 перечисленных ниже предметов в соответствии с их значением для выживания:

• компас

• зеркало для бритья

• канистра с водой

• противомоскитная сетка

• одна коробка с армейским рационом

• карты Тихого океана

• плавательная подушка

• канистра нефтегазовой смеси

• транзисторный приемник

• реппелент, отпугивающий акул

• 20 кв. футов непрозрачного пластика

• одна бутылка пуэрториканского рома крепостью 80 градусов

• 15 футов нейлонового каната

• 2 коробки шоколада

• рыболовная снасть

После того как завершена индивидуальная работа, группа делится на две части и каждая составляет свой список предметов, используя индивидуальные заготовки. Достичь согласия трудно, поэтому не каждая оценка будет получать одобрение всех участников. Группа старается каждую оценку дать так, чтобы все члены группы могли согласиться с ней хотя бы отчасти. Используйте следующие рекомендации при обсуждении:

1. избегайте защищать свои индивидуальные суждения, подходите к задаче логически.

2. избегайте менять свое мнение только ради достижения согласия, не старайтесь уклониться от конфликта.

3. избегайте голосования, компромиссов.

4. рассматривайте различие мнений как помощь, а не как помеху при принятии решений.

После того как подгруппы проранжируют все 15 предметов, группа собирается вместе и составляет новый список.

Затем происходит обсуждение списка.

Согласно «экспертам», основными вещами, необходимыми человеку в такой ситуации, являются предметы, с помощью которых он может привлечь внимание спасателей: зеркало для бритья и канистра горючего. Их можно использовать для сигнализации воздушным и морским спасателям.

«Правильный» список:

1. Зеркало для бритья

2. канистра горючего (можно поджечь деньги и пустить по воде)

3. канистра с водой

4. коробка с армейским рационом (обеспечивает основную пищу)

5. непрозрачный пластик (для сбора питьевой воды)

6. шоколад (резервный запас пищи)

7. рыболовная снасть (оценивается ниже, чем шоколад, так как нет уверенности, что вы поймаете рыбу)

8. нейлоновый канат (для связывания снаряжения)

9. плавательная подушка (если кто-то упадет за борт, может послужить спасательным средством)

10. реппелент, отпугивающий акул

11. ром (для дезинфекции ран; внутрь – нельзя, так как может вызвать обезвоживание)

12. радиоприемник (имеет малую ценность, так как нет передатчика)

13. карты Тихого океана (без приборов бесполезны)

14. противомоскитная сетка (в океане нет москитов)

15. компас (без таблиц и хронометра бесполезен)

Рефлексия: Чье мнение полностью совпало с мнением группы?

Кто недоволен принятым общим решением?

Заключение ведущего: Сегодня у вас была еще одна возможность пообщаться и ближе познакомиться друг с другом, а заодно научиться эффективному общению.

Упражнение 5. «Я - уникальный» (рефлексия и самооценка)

Психолог передает в разные стороны от себя два мяча разного цвета. Студент слева, получив мяч, продолжает высказывание «я как все . . .», и при этом он выбирает одну из социальных позиций (сын, дочь, друг, студент, девушка, юноша). Позиции написаны либо на доске, либо на больших карточках. Студенты, получившие мяч справа, выполняют аналогичные действия, продолжая высказывание «я не как все . . .».

Когда в руках одного из участников встречаются два мяча, ему предоставляется право выбора, какое высказывание продолжать. В итоге психолог подводит студентов к выводу, что у всех нас есть какие-то общие качества, а есть и уникальные, неповторимые, присущие только одной личности.

Обсуждение:

1.Что такое личность?

2.Личностью рождаются или становятся?

3.В чем состоит индивидуальность и неповторимость личности?

Упражнение 6.

Рефлексия занятия.

Каждый по кругу завершает фразу «Я познакомился… и узнал, что…»

Ваша задача – классифицировать 15 перечисленных ниже предметов в соответствии с их значением для выживания:

• компас

• зеркало для бритья

• канистра с водой

• противомоскитная сетка

• одна коробка с армейским рационом

• карты Тихого океана

• плавательная подушка

• канистра нефтегазовой смеси

• транзисторный приемник

• реппелент, отпугивающий акул

• 20 кв. футов непрозрачного пластика

• одна бутылка пуэрториканского рома крепостью 80 градусов

• 15 футов нейлонового каната

• 2 коробки шоколада

• рыболовная снасть

Ваша задача – классифицировать 15 перечисленных ниже предметов в соответствии с их значением для выживания:

• компас

• зеркало для бритья

• канистра с водой

• противомоскитная сетка

• одна коробка с армейским рационом

• карты Тихого океана

• плавательная подушка

• канистра нефтегазовой смеси

• транзисторный приемник

• реппелент, отпугивающий акул

• 20 кв. футов непрозрачного пластика

• одна бутылка пуэрториканского рома крепостью 80 градусов

• 15 футов нейлонового каната

• 2 коробки шоколада

• рыболовная снасть

Рекомендации психолога для педагогов колледжа 

1. Учитывайте индивидуальный подход к студенту при опросе с учетом психологических и возрастных особенностей.

2. Не сравнивайте между собой студентов, хвалите их за успехи и достижения. Подход к анализу поведения подростков не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.

3. Используйте способы воздействия на мотивационную сферу студента: проблемное обучение (мозговые штурмы, кейсы, ролевое разыгрывание ситуаций и т.д.), рефлексивный анализ учащимися своей деятельности (самоанализ покажет студенту эффективность его деятельности и поможет самостоятельно выявить свои сильные и слабые стороны по предмету), разнообразные педагогические технологии.

4. Применяйте такие формы и методы обучения, которые позволили бы студентам эффективно общаться с целью скорейшей адаптации и устранения языкового барьера.

5. Задействуйте о время занятий такие методы опроса, которые помогут снизить уровень эмоционального напряжения для студентов со страхами перед публичным выступлением.

6. Для успешной адаптации постарайтесь обеспечить возможность студентам занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей). Проявляйте и подтверждайте свое доверие к студенту, доверив ответственное поручение или выступление от лица коллектива.

7. Уделяйте внимание беседам о нравственности, самовоспитании, организации режима дня, профилактике заболеваний.

Рекомендации для родителей

- Следите за тем, чтобы  ваш ребёнок соблюдал режим дня: ложился спать не позднее 23 часов, (необходим 8-и часовой сон), правильно организовал свой быт, с меньшими затратами времени, поддерживал свое здоровье, соблюдал личную гигиену;

- Вне зависимости от того, на какое расстояние уезжает первокурсник не теряйте с ним связь, регулярно звоните, поддерживайте морально, интересуйтесь успехами и т.д.;

- Регулярно давайте возможность своему ребенку пробовать себя в роли преподавателя – учить Вас тому, чему он учится сам;

- По возможности создайте условия для полноценного обучения – исключите отвлекающие факторы;

- Контролируйте посещаемость и успеваемость обучающегося на протяжении всех лет обучения;

- Будьте внимательны к тем, изменениям, которые вы замечаете в своем ребенке;

- Опирайтесь на сильные стороны ребенка, не подчеркивайте его промахи, принимайте его индивидуальность;

- В общении демонстрируйте оптимизм, юмор и свою веру в его успехи и начинания. А так же используйте такие слова поддержки, как: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это очень хорошо», «Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему». И избегайте следующих фраз: «Ты всегда»,  «Ты вообще»,  «Вечно ты», «Я так и зала».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по адаптации студентов нового набора к обучению в колледже

Материал для программы «Адаптация» (программа колледжа, план психолога, вариант анкеты, результаты опроса)....

"Адаптация" - дополнительный материал для студентов медицинских колледжей.

Дополнительный материал по курсу медицинская экология "Адаптация" предназначен для студентов медицинских колледжей.         Адаптация - это системная реакция организ...

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСКНИКОВ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ.

Адаптация - универсальное явление в жизни человека и живых существ вообще, выражающееся в процессе приспособления к новым изменившимся условиям. В отличие от животных, у которых адаптация выражается в...

Программа «Социально – психологическая адаптация студентов первого курса колледжа»

Цель программы:  Создание условий для успешной социально-психологической адаптации, гармоничного развития личности студента, мотивации на успешное освоение профессиональных компетенций....

ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Социокультурная адаптация рассматривается нами, как одна из разновидностей социальной адаптации в целом, где центрообразующим является общество, как культурный феномен. Личность является полноценным у...

Статья "ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ НА УРОКАХ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА"

Разрабатываемая  программа, которая с одной стороны направлена на создание для первокурсника такой образовательной среды, которая помогла бы  в решении значимых для их возраста и положения п...

Тренинг коррекция самооценки личности обучающихся колледжа

Тренинг коррекция самооценки личности обучающихся колледжа...