ПРЕДПОСЫЛКИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья

 

Аннотация. В статье рассматриваются возможности создания всех необходимых условий и получения без дискриминации качественного образования лицами с и инвалидностью и ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 81= 51 ()

Ш.А. Шаваева,

к.ф.н., преподаватель высшей категории,

преподаватель социально-гуманитарных дисциплин

ГБПОУ КБГТК «Кабардино-Балкарский

гуманитарно-технический колледж», г. Нальчик

ПРЕДПОСЫЛКИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности создания всех необходимых условий и получения без дискриминации качественного образования лицами с и инвалидностью и ОВЗ.

Ключевые слова: инклюзивное образование, технологии, методы обучения, социокультурная реабилитация, система Брайля.

В настоящее время, содержание психолого-педагогической поддержки инклюзивного образования становится одним из основных направлений для изучения. Этот процесс взаимосвязан с деятельностью образования, направленных ​​на обеспечение эффективной интеграции ребенка с ОВЗ в социальную среду, способствуя его самоопределению, самореализации, самоутверждению.

Образование детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья – один из наиболее важных вопросов, стоящих перед государством, огромная проблема для семьи, даже несмотря на то, что российское законодательство гарантирует право на образование всем гражданам без какой-либо дискриминации.

Социальные преобразования, которые происходят на современном этапе развития нашего общества, способствовали изменению взглядов на обучение и воспитание детей, которые привели к масштабным, серьезным изменениям в системе образования РФ. Государственная система определения ранней диагностики и помощи детям с ОВЗ становится актуальным для научного изучения и практического решения данной проблемы.

Соответственно, обозначенные выше тенденции нашли свое отражение в Федеральном законе от № 273-ФЗ (в редакции от ) «Об образовании в Российской Федерации» в статье 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации», в части в которой говорится: «Для реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления: создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья». [1, с. 100]

Методическая деятельность преподавателя обусловлена совершенствованием методик обучения, наличием необходимой учебной литературы, учебно-методической документации, учебно-методического обеспечения преподаваемых дисциплин и профессиональных модулей, выполнение ОПОП, обеспечение внеаудиторной творческой работы.

По требованию к уровню знаний, умений, дополнительной подготовки преподавателя, осуществляющих обучение инвалидов и лиц с ОВЗ, в первую очередь педагог должен обладать следующими необходимыми знаниями: приоритетные направления развития образовательной системы РФ, законы и нормативные документы, особенности психофизического развития, индивидуальные возможности здоровья; требования ФГОС; содержание учебных программ и соответствующих учебников и пособий; педагогику, психологию, физиологию, методику профессионального обучения, педагогические технологии, реабилитационные технологии, методы обучения и воспитания, формы организации учебной деятельности; технологии диагностики конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.

Современному педагогу необходимо уметь использовать разные формы, методы и приёмы обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Организовывать самостоятельную работу, содействовать развитию личности. Формировать общую культуры обучающихся, в расширении знаний о социальной сфере, оценивать эффективность обучения, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков, используя компьютерные технологии. Необходимо также пройти курсы повышения квалификации, проводить стажировки с целью получения знаний об особенностях работы с инвалидами и лицами с ОВЗ. Создать на сайте колледжа и в сети интернет специальный раздел по инклюзивному образованию.

Существуют требования к организации электронного обучения и дистанционных технологий. В связи с этим, в задачу педагога входит использование средств организации электронного обучения, позволяющие осуществлять приём-передачу информации в доступных формах в зависимости от нарушений функций организма человека. Образовательная информация на сайте дистанционного обучения должна быть доступной для широкого круга пользователей. Разработка образовательных сайтов должна обладать универсальным дизайном. Материал должен предоставляться в различных формах – визуально и аудиально.

В требования к адаптации образовательной программы входят социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации. При этом необходимо создавать комфортный психологический климат в группе. Обеспечивать обучающихся печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья. Выбирать место прохождения практики с учётом требований их доступности. Проводить текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию с учётом особенностей нарушений функций организма. При необходимости разрабатывать индивидуальные учебные планы и графики обучающихся.

В задачи учебно-методического сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ входит обеспечение обучающихся печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья. Возможно обучение по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Содержание обучения регламентируется учебным планом, рабочими программами учебных дисциплин (курсов, предметов, модулей), методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий. Проведение текущей и итоговой аттестации должно быть с учётом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.д.), при необходимости предоставляется дополнительное время для подготовки ответа.

Профессиональная ориентация абитуриентов-инвалидов и абитуриентов с ОВЗ должна способствовать их осознанному и адекватному профессиональному самоопределению. Должен быть набор нескольких профессий или специальностей, доступных обучающемуся в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации, его собственными интересами, склонностями и способностями. Формами профориентационной работы могут быть: тестирование, дни открытых дверей, консультации для инвалидов, лиц с ОВЗ и родителей, рекламно-информационные материалы, взаимодействие с образовательными организациями, осуществляющими функции коррекции.

Вся территория профессиональной образовательной организации должна соответствовать условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ОВЗ: доступность путей движения, дублирование лестниц пандусами или подъёмными устройствами, выделение мест для парковки; наличие специальных мест в аудиториях (увеличение размера зоны на одно место с учётом подъезда и разворота кресла-коляски, увеличение ширины прохода и т.д.); оборудование санитарно-гигиенических помещений с установкой дополнительных поручней, штанг, поворотных или откидных сидений; наличие системы сигнализации и оповещения; наличие звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств для обучающихся с нарушениями слуха; наличие компьютерной техники, использующей систему Брайля, электронных луп, видеоувеличителей, программ невизуального доступа к информации для обучающихся с нарушениями зрения; наличие компьютерной техники со специальным программным обеспечением, адаптированной для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Таким образом, наиболее устойчивые результаты при обучении лиц с инвалидностью и ОВЗ достигаются благодаря тому, что образовательно-реабилитационный процесс осуществлялся на основе системного программного и учебно-методического обеспечения с учетом междисциплинарных связей, достижений науки, техники, технологии в области реализуемых образовательных программ.

Список литературы

  1. Слюсарева Е. С. Антропологические основы организации и содержания специальной психологической помощи детям и подросткам: – Ставрополь: СГПИ, 2010. –99 -101
  2. Интернет-сайт


Предварительный просмотр:

УДК 81= 51 ()

Ш.А. Шаваева,

к.ф.н., преподаватель высшей категории,

преподаватель социально-гуманитарных дисциплин

ГБПОУ КБГТК «Кабардино-Балкарский

гуманитарно-технический колледж», г. Нальчик

ПРЕДПОСЫЛКИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности создания всех необходимых условий и получения без дискриминации качественного образования лицами с и инвалидностью и ОВЗ.

Ключевые слова: инклюзивное образование, технологии, методы обучения, социокультурная реабилитация, система Брайля.

В настоящее время, содержание психолого-педагогической поддержки инклюзивного образования становится одним из основных направлений для изучения. Этот процесс взаимосвязан с деятельностью образования, направленных ​​на обеспечение эффективной интеграции ребенка с ОВЗ в социальную среду, способствуя его самоопределению, самореализации, самоутверждению.

Образование детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья – один из наиболее важных вопросов, стоящих перед государством, огромная проблема для семьи, даже несмотря на то, что российское законодательство гарантирует право на образование всем гражданам без какой-либо дискриминации.

Социальные преобразования, которые происходят на современном этапе развития нашего общества, способствовали изменению взглядов на обучение и воспитание детей, которые привели к масштабным, серьезным изменениям в системе образования РФ. Государственная система определения ранней диагностики и помощи детям с ОВЗ становится актуальным для научного изучения и практического решения данной проблемы.

Соответственно, обозначенные выше тенденции нашли свое отражение в Федеральном законе от № 273-ФЗ (в редакции от ) «Об образовании в Российской Федерации» в статье 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации», в части в которой говорится: «Для реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления: создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья». [1, с. 100]

Методическая деятельность преподавателя обусловлена совершенствованием методик обучения, наличием необходимой учебной литературы, учебно-методической документации, учебно-методического обеспечения преподаваемых дисциплин и профессиональных модулей, выполнение ОПОП, обеспечение внеаудиторной творческой работы.

По требованию к уровню знаний, умений, дополнительной подготовки преподавателя, осуществляющих обучение инвалидов и лиц с ОВЗ, в первую очередь педагог должен обладать следующими необходимыми знаниями: приоритетные направления развития образовательной системы РФ, законы и нормативные документы, особенности психофизического развития, индивидуальные возможности здоровья; требования ФГОС; содержание учебных программ и соответствующих учебников и пособий; педагогику, психологию, физиологию, методику профессионального обучения, педагогические технологии, реабилитационные технологии, методы обучения и воспитания, формы организации учебной деятельности; технологии диагностики конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.

Современному педагогу необходимо уметь использовать разные формы, методы и приёмы обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Организовывать самостоятельную работу, содействовать развитию личности. Формировать общую культуры обучающихся, в расширении знаний о социальной сфере, оценивать эффективность обучения, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков, используя компьютерные технологии. Необходимо также пройти курсы повышения квалификации, проводить стажировки с целью получения знаний об особенностях работы с инвалидами и лицами с ОВЗ. Создать на сайте колледжа и в сети интернет специальный раздел по инклюзивному образованию.

Существуют требования к организации электронного обучения и дистанционных технологий. В связи с этим, в задачу педагога входит использование средств организации электронного обучения, позволяющие осуществлять приём-передачу информации в доступных формах в зависимости от нарушений функций организма человека. Образовательная информация на сайте дистанционного обучения должна быть доступной для широкого круга пользователей. Разработка образовательных сайтов должна обладать универсальным дизайном. Материал должен предоставляться в различных формах – визуально и аудиально.

В требования к адаптации образовательной программы входят социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации. При этом необходимо создавать комфортный психологический климат в группе. Обеспечивать обучающихся печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья. Выбирать место прохождения практики с учётом требований их доступности. Проводить текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию с учётом особенностей нарушений функций организма. При необходимости разрабатывать индивидуальные учебные планы и графики обучающихся.

В задачи учебно-методического сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ входит обеспечение обучающихся печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья. Возможно обучение по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Содержание обучения регламентируется учебным планом, рабочими программами учебных дисциплин (курсов, предметов, модулей), методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий. Проведение текущей и итоговой аттестации должно быть с учётом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.д.), при необходимости предоставляется дополнительное время для подготовки ответа.

Профессиональная ориентация абитуриентов-инвалидов и абитуриентов с ОВЗ должна способствовать их осознанному и адекватному профессиональному самоопределению. Должен быть набор нескольких профессий или специальностей, доступных обучающемуся в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации, его собственными интересами, склонностями и способностями. Формами профориентационной работы могут быть: тестирование, дни открытых дверей, консультации для инвалидов, лиц с ОВЗ и родителей, рекламно-информационные материалы, взаимодействие с образовательными организациями, осуществляющими функции коррекции.

Вся территория профессиональной образовательной организации должна соответствовать условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ОВЗ: доступность путей движения, дублирование лестниц пандусами или подъёмными устройствами, выделение мест для парковки; наличие специальных мест в аудиториях (увеличение размера зоны на одно место с учётом подъезда и разворота кресла-коляски, увеличение ширины прохода и т.д.); оборудование санитарно-гигиенических помещений с установкой дополнительных поручней, штанг, поворотных или откидных сидений; наличие системы сигнализации и оповещения; наличие звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств для обучающихся с нарушениями слуха; наличие компьютерной техники, использующей систему Брайля, электронных луп, видеоувеличителей, программ невизуального доступа к информации для обучающихся с нарушениями зрения; наличие компьютерной техники со специальным программным обеспечением, адаптированной для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Таким образом, наиболее устойчивые результаты при обучении лиц с инвалидностью и ОВЗ достигаются благодаря тому, что образовательно-реабилитационный процесс осуществлялся на основе системного программного и учебно-методического обеспечения с учетом междисциплинарных связей, достижений науки, техники, технологии в области реализуемых образовательных программ.

Список литературы

  1. Слюсарева Е. С. Антропологические основы организации и содержания специальной психологической помощи детям и подросткам: – Ставрополь: СГПИ, 2010. –99 -101
  2. Интернет-сайт


Предварительный просмотр:

УДК 81= 51 ()

Ш.А. Шаваева,

к.ф.н., преподаватель высшей категории,

преподаватель социально-гуманитарных дисциплин

ГБПОУ КБГТК «Кабардино-Балкарский

гуманитарно-технический колледж», г. Нальчик

ПРЕДПОСЫЛКИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности создания всех необходимых условий и получения без дискриминации качественного образования лицами с и инвалидностью и ОВЗ.

Ключевые слова: инклюзивное образование, технологии, методы обучения, социокультурная реабилитация, система Брайля.

В настоящее время, содержание психолого-педагогической поддержки инклюзивного образования становится одним из основных направлений для изучения. Этот процесс взаимосвязан с деятельностью образования, направленных ​​на обеспечение эффективной интеграции ребенка с ОВЗ в социальную среду, способствуя его самоопределению, самореализации, самоутверждению.

Образование детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья – один из наиболее важных вопросов, стоящих перед государством, огромная проблема для семьи, даже несмотря на то, что российское законодательство гарантирует право на образование всем гражданам без какой-либо дискриминации.

Социальные преобразования, которые происходят на современном этапе развития нашего общества, способствовали изменению взглядов на обучение и воспитание детей, которые привели к масштабным, серьезным изменениям в системе образования РФ. Государственная система определения ранней диагностики и помощи детям с ОВЗ становится актуальным для научного изучения и практического решения данной проблемы.

Соответственно, обозначенные выше тенденции нашли свое отражение в Федеральном законе от № 273-ФЗ (в редакции от ) «Об образовании в Российской Федерации» в статье 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации», в части в которой говорится: «Для реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления: создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья». [1, с. 100]

Методическая деятельность преподавателя обусловлена совершенствованием методик обучения, наличием необходимой учебной литературы, учебно-методической документации, учебно-методического обеспечения преподаваемых дисциплин и профессиональных модулей, выполнение ОПОП, обеспечение внеаудиторной творческой работы.

По требованию к уровню знаний, умений, дополнительной подготовки преподавателя, осуществляющих обучение инвалидов и лиц с ОВЗ, в первую очередь педагог должен обладать следующими необходимыми знаниями: приоритетные направления развития образовательной системы РФ, законы и нормативные документы, особенности психофизического развития, индивидуальные возможности здоровья; требования ФГОС; содержание учебных программ и соответствующих учебников и пособий; педагогику, психологию, физиологию, методику профессионального обучения, педагогические технологии, реабилитационные технологии, методы обучения и воспитания, формы организации учебной деятельности; технологии диагностики конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.

Современному педагогу необходимо уметь использовать разные формы, методы и приёмы обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Организовывать самостоятельную работу, содействовать развитию личности. Формировать общую культуры обучающихся, в расширении знаний о социальной сфере, оценивать эффективность обучения, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков, используя компьютерные технологии. Необходимо также пройти курсы повышения квалификации, проводить стажировки с целью получения знаний об особенностях работы с инвалидами и лицами с ОВЗ. Создать на сайте колледжа и в сети интернет специальный раздел по инклюзивному образованию.

Существуют требования к организации электронного обучения и дистанционных технологий. В связи с этим, в задачу педагога входит использование средств организации электронного обучения, позволяющие осуществлять приём-передачу информации в доступных формах в зависимости от нарушений функций организма человека. Образовательная информация на сайте дистанционного обучения должна быть доступной для широкого круга пользователей. Разработка образовательных сайтов должна обладать универсальным дизайном. Материал должен предоставляться в различных формах – визуально и аудиально.

В требования к адаптации образовательной программы входят социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации. При этом необходимо создавать комфортный психологический климат в группе. Обеспечивать обучающихся печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья. Выбирать место прохождения практики с учётом требований их доступности. Проводить текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию с учётом особенностей нарушений функций организма. При необходимости разрабатывать индивидуальные учебные планы и графики обучающихся.

В задачи учебно-методического сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ входит обеспечение обучающихся печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья. Возможно обучение по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Содержание обучения регламентируется учебным планом, рабочими программами учебных дисциплин (курсов, предметов, модулей), методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий. Проведение текущей и итоговой аттестации должно быть с учётом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.д.), при необходимости предоставляется дополнительное время для подготовки ответа.

Профессиональная ориентация абитуриентов-инвалидов и абитуриентов с ОВЗ должна способствовать их осознанному и адекватному профессиональному самоопределению. Должен быть набор нескольких профессий или специальностей, доступных обучающемуся в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации, его собственными интересами, склонностями и способностями. Формами профориентационной работы могут быть: тестирование, дни открытых дверей, консультации для инвалидов, лиц с ОВЗ и родителей, рекламно-информационные материалы, взаимодействие с образовательными организациями, осуществляющими функции коррекции.

Вся территория профессиональной образовательной организации должна соответствовать условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ОВЗ: доступность путей движения, дублирование лестниц пандусами или подъёмными устройствами, выделение мест для парковки; наличие специальных мест в аудиториях (увеличение размера зоны на одно место с учётом подъезда и разворота кресла-коляски, увеличение ширины прохода и т.д.); оборудование санитарно-гигиенических помещений с установкой дополнительных поручней, штанг, поворотных или откидных сидений; наличие системы сигнализации и оповещения; наличие звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств для обучающихся с нарушениями слуха; наличие компьютерной техники, использующей систему Брайля, электронных луп, видеоувеличителей, программ невизуального доступа к информации для обучающихся с нарушениями зрения; наличие компьютерной техники со специальным программным обеспечением, адаптированной для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Таким образом, наиболее устойчивые результаты при обучении лиц с инвалидностью и ОВЗ достигаются благодаря тому, что образовательно-реабилитационный процесс осуществлялся на основе системного программного и учебно-методического обеспечения с учетом междисциплинарных связей, достижений науки, техники, технологии в области реализуемых образовательных программ.

Список литературы

  1. Слюсарева Е. С. Антропологические основы организации и содержания специальной психологической помощи детям и подросткам: – Ставрополь: СГПИ, 2010. –99 -101
  2. Интернет-сайт


Предварительный просмотр:

УДК 81= 51 ()

Ш.А. Шаваева,

к.ф.н., преподаватель высшей категории,

преподаватель социально-гуманитарных дисциплин

ГБПОУ КБГТК «Кабардино-Балкарский

гуманитарно-технический колледж», г. Нальчик

ПРЕДПОСЫЛКИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности создания всех необходимых условий и получения без дискриминации качественного образования лицами с и инвалидностью и ОВЗ.

Ключевые слова: инклюзивное образование, технологии, методы обучения, социокультурная реабилитация, система Брайля.

В настоящее время, содержание психолого-педагогической поддержки инклюзивного образования становится одним из основных направлений для изучения. Этот процесс взаимосвязан с деятельностью образования, направленных ​​на обеспечение эффективной интеграции ребенка с ОВЗ в социальную среду, способствуя его самоопределению, самореализации, самоутверждению.

Образование детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья – один из наиболее важных вопросов, стоящих перед государством, огромная проблема для семьи, даже несмотря на то, что российское законодательство гарантирует право на образование всем гражданам без какой-либо дискриминации.

Социальные преобразования, которые происходят на современном этапе развития нашего общества, способствовали изменению взглядов на обучение и воспитание детей, которые привели к масштабным, серьезным изменениям в системе образования РФ. Государственная система определения ранней диагностики и помощи детям с ОВЗ становится актуальным для научного изучения и практического решения данной проблемы.

Соответственно, обозначенные выше тенденции нашли свое отражение в Федеральном законе от № 273-ФЗ (в редакции от ) «Об образовании в Российской Федерации» в статье 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации», в части в которой говорится: «Для реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления: создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья». [1, с. 100]

Методическая деятельность преподавателя обусловлена совершенствованием методик обучения, наличием необходимой учебной литературы, учебно-методической документации, учебно-методического обеспечения преподаваемых дисциплин и профессиональных модулей, выполнение ОПОП, обеспечение внеаудиторной творческой работы.

По требованию к уровню знаний, умений, дополнительной подготовки преподавателя, осуществляющих обучение инвалидов и лиц с ОВЗ, в первую очередь педагог должен обладать следующими необходимыми знаниями: приоритетные направления развития образовательной системы РФ, законы и нормативные документы, особенности психофизического развития, индивидуальные возможности здоровья; требования ФГОС; содержание учебных программ и соответствующих учебников и пособий; педагогику, психологию, физиологию, методику профессионального обучения, педагогические технологии, реабилитационные технологии, методы обучения и воспитания, формы организации учебной деятельности; технологии диагностики конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.

Современному педагогу необходимо уметь использовать разные формы, методы и приёмы обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Организовывать самостоятельную работу, содействовать развитию личности. Формировать общую культуры обучающихся, в расширении знаний о социальной сфере, оценивать эффективность обучения, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков, используя компьютерные технологии. Необходимо также пройти курсы повышения квалификации, проводить стажировки с целью получения знаний об особенностях работы с инвалидами и лицами с ОВЗ. Создать на сайте колледжа и в сети интернет специальный раздел по инклюзивному образованию.

Существуют требования к организации электронного обучения и дистанционных технологий. В связи с этим, в задачу педагога входит использование средств организации электронного обучения, позволяющие осуществлять приём-передачу информации в доступных формах в зависимости от нарушений функций организма человека. Образовательная информация на сайте дистанционного обучения должна быть доступной для широкого круга пользователей. Разработка образовательных сайтов должна обладать универсальным дизайном. Материал должен предоставляться в различных формах – визуально и аудиально.

В требования к адаптации образовательной программы входят социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации. При этом необходимо создавать комфортный психологический климат в группе. Обеспечивать обучающихся печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья. Выбирать место прохождения практики с учётом требований их доступности. Проводить текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию с учётом особенностей нарушений функций организма. При необходимости разрабатывать индивидуальные учебные планы и графики обучающихся.

В задачи учебно-методического сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ входит обеспечение обучающихся печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья. Возможно обучение по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Содержание обучения регламентируется учебным планом, рабочими программами учебных дисциплин (курсов, предметов, модулей), методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий. Проведение текущей и итоговой аттестации должно быть с учётом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.д.), при необходимости предоставляется дополнительное время для подготовки ответа.

Профессиональная ориентация абитуриентов-инвалидов и абитуриентов с ОВЗ должна способствовать их осознанному и адекватному профессиональному самоопределению. Должен быть набор нескольких профессий или специальностей, доступных обучающемуся в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации, его собственными интересами, склонностями и способностями. Формами профориентационной работы могут быть: тестирование, дни открытых дверей, консультации для инвалидов, лиц с ОВЗ и родителей, рекламно-информационные материалы, взаимодействие с образовательными организациями, осуществляющими функции коррекции.

Вся территория профессиональной образовательной организации должна соответствовать условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ОВЗ: доступность путей движения, дублирование лестниц пандусами или подъёмными устройствами, выделение мест для парковки; наличие специальных мест в аудиториях (увеличение размера зоны на одно место с учётом подъезда и разворота кресла-коляски, увеличение ширины прохода и т.д.); оборудование санитарно-гигиенических помещений с установкой дополнительных поручней, штанг, поворотных или откидных сидений; наличие системы сигнализации и оповещения; наличие звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств для обучающихся с нарушениями слуха; наличие компьютерной техники, использующей систему Брайля, электронных луп, видеоувеличителей, программ невизуального доступа к информации для обучающихся с нарушениями зрения; наличие компьютерной техники со специальным программным обеспечением, адаптированной для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Таким образом, наиболее устойчивые результаты при обучении лиц с инвалидностью и ОВЗ достигаются благодаря тому, что образовательно-реабилитационный процесс осуществлялся на основе системного программного и учебно-методического обеспечения с учетом междисциплинарных связей, достижений науки, техники, технологии в области реализуемых образовательных программ.

Список литературы

  1. Слюсарева Е. С. Антропологические основы организации и содержания специальной психологической помощи детям и подросткам: – Ставрополь: СГПИ, 2010. –99 -101
  2. Интернет-сайт

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности образовательной среды учреждения, как условие профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ»

Решение проблемы внутренней доступности образовательного пространства комплекса-интерната для лиц со специальными образовательными потребностями достигается специальной формой организации учебного про...

Использование метода проекта в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Из опыта работы по методической работе "Использование метода проекта в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья"....

Цикл занятий с экспертами конкурса профессионального мастерства для людей с инвалидность и ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»

Краткосрочные курсы по программе «Основы экспертирования конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс»...

Абилимпикс - конкурсы профессионального мастерства среди людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

Ежегодно с 2016 года в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре проходит  Региональный чемпионат по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью и ограниченными во...

Современные образовательные технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

    Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. В настояще...

Статья на тему: "Обучение и воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, приближенных к возрастной норме развития в условиях ДОУ комбинированного вида".

Представлена психолого-педагогическая модель обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Приводятся данные о критериях эффективности образовательного процесса в дошкольн...

Теоретические основы и особенности работы по профессиональной ориентации среди лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

На протяжении всей жизни каждый человек сталкивается с необходимостью выбора пути развития и от того, насколько успешным и осознанным он окажется, будет зависеть вся его дальнейшая жизнь.Одним из усло...