Методическая разработка урока "Православная семья"
план-конспект урока
Технологическая карта БИНАРНОГО урока по предмету "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "ПРАВОСЛАВНАЯ СЕМЬЯ"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Христианская семья
Цель: Дать представление о христианском понимании семьи, о нормах взаимоотношений в семье.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить со смыслом обряда венчания, особенностями семейных традиций в православной культуре.
- Дать понятие об истинной любви, как важной составляющей счастливых семейных отношений.
- Показать важность семейных традиций как связующей нити поколений в православии и в исламе.
Развивающие:
- Развивать интерес к семье как к ценности.
- Способствовать развитию логического мышления учащихся, расширению их кругозора.
Воспитывающие:
- Способствовать воспитанию бережного отношения учащихся к своим близким.
- Способствовать воспитанию уважительного и бережного отношения учащихся друг к другу.
Планируемый результат: Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения , прошедшие обучение по курсу ОРКСЭ должны «использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни»
Предметные:
- Понимать значение христианских ценностей в выстраивании благоприятных отношений в семье.
Метапредметные:
- Владеть логическими действиями анализа, сравнения, построения рассуждений;
- Владеть навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний.
Личностные:
- Испытывать чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам родных людей;
- Осознать свою социальную роль в семье и личную ответственность за свои поступки.
Тип урока: Открытие новых знаний
Формы работы учащихся:
- Фронтальная, индивидуальная и работа в парах работа;
- Чтение и анализ текстового и иллюстративного материала;
- Выполнение заданий творческой направленности;
- Просмотр и обсуждение видеоматериалов к уроку.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор;
- Презентация;
- Раздаточный материал;
- Творческие работы детей на тему «Традиции моей семьи», «Воспитание детей в семье императора Николая II», «Семейные традиции моего народа», «Родословное древо моей семьи» ;
- Учебник, тетрадь, цв. карандаши или фломастеры, конверт с листом дл письма
Ключевые понятия:
- «Семья»
- «Счастливая семья»
- «Венчание»
- «Семейные традиции»
Познавательные УУД 1. Уметь найти (услышать) подтекстовую информацию. 2.Уметь работать с информацией, анализировать, обобщать 3.Находить в лекции модуля необходимую информацию для решения учебных и жизненных задач 4.Работа с понятием. 5.Работа с текстом 6.Владеть смысловым чтением 7.Знать основные нравственные понятия, ценностные установки, принимать их роли как решающие регуляторы жизни, уметь применять их в жизни. 8. Использовать полученную информацию для решения учебных и жизненных задач. 9. Уметь работать со словарем, находить и выделять главное |
Регулятивные УУД 1.Определять цель – проблему. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность. 4. Работать по плану. 5.Формировать действия оценивания 6.Развитие саморегуляции |
Коммуникативные УУД
|
Структура урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время |
1. | Организационный момент | Настраивает учащихся на работу. | Готовятся к уроку | 1 мин |
2. | Актуализация | Обращается с вопросом к опережающему домашнему заданию – творческим работам учащихся на тему «Счастливая семья». С каким настроением вы выполняли домашнее задание? Что для вас было главным в творческой работе? Так что же такое семья? | Рассматривают выставку работ, отвечают на вопросы, делают вывод, выполняют задание «Свиток» на выявление первоначальных представлений о семье | 2 мин |
3. | Основная часть: Сообщение темы урока. Постановка цели урока | Сообщает тему и ставит цель урока: - Ваши ответы показали, что семья чрезвычайно важна для каждого. И некоторое представление из личного опыта у вас, конечно есть. На уроке мы постараемся понять, что необходимо для создания крепкой и счастливой семьи. Как создаются и сохраняются счастливые православные семьи. | Осознание и постановка перед собой цели. | 1 мин |
3.1 | Предлагает вопросы к материалу
- Нет на земле ни одного растения без корней, ни обно животное, ни один человек не появляется на свете сам по себе, ни от куда. Растение вырастает из семени, животные рождаются от животных, а человек от своих родителей. Ваше Древо Жизни тоже когда-то было маленьким семенем, а сейчас вы уже – новые молодые побеги этого древа. Что же такое – семья? (На доске символическое изображение семьи -«Древо Жизни») | Отвечают, обсуждают | 1 мин | |
3.2 | Работа с текстом параграфа Стр.86 | Предлагает прочитать 1 абзац учебника на с. 86 и найти слово, характеризующее семью с христианской точки зрения. Семья-это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Это гнездо, в котором детей готовят ко времени самостоятельного полета («Ковчег», «Гнездо») -Для чего создаётся семья и на чём она основана? Семья основана на любви и сердечной радости друг за друга. Любить – значит всю жизнь другого человека сделать своей. А свою жизнь отдать другому. Другой радуется – и я счастлив, но если другой болеет – и мне тяжело. - Что такое ЛЮБОВЬ в семье? Уметь жертвовать собой ради другого человека. Есть семьи, которые сохраняют любовь в семье на протяжении всей жизни. Это не просто. Как рождается православная семья, на чём основана и как сохраняется в ней любовь и радость я прошу рассказать о. Дионисия | Читают, осуществляют поиск слова в тексте, отвечают. Отвечают, рассуждают. Читают стр.86 (II абзац) Отвечают на вопросы | 2 мин |
3.3 | Информационный блок. | Рассказ священника о венчании, традициях православной семьи (На доске символическое изображение семьи «Малая церковь») | Слушают рассказ о. Дионисия Просмотр фильма из мультимедийного методического пособия ( Урок 23) | 6 мин |
3.4 | Работа с текстом параграфа | Учитель направляет к следующему моменту урока. Предлагает используя текст учебника (абзац 3-5 с. 86) и разно уровневый раздаточный материал выполнить задание в парах.
Вступление в брак в православии называется ________________. На головы жениха и невесты возлагают ____________. В знак верности друг другу жених и невеста обмениваются _______________________________. | 1 мин | |
3.5 | Работа по иллюстративному материалу | Предлагает рассмотреть иллюстративный материал и ответить на вопрос: Посмотрите внимательно на этот портрет. Это счастливая семья? Почему? Как вам кажется - какие отношения в этой семье? | Рассматривание портрета. Ответы на вопросы | 1 мин |
3.6 | Сообщение ученика о примере православной семьи | Даёт домашнее задание – кроссворд о семье Романовых и предлагает для его выполнения послушать внимательно рассказ учеников: «Семья Романовых. Традиции православной семьи» Рассказ учеников сопровождает иллюстрациями фото семьи Романовых. -Действительно, это удивительная православная семья искренне верующих людей, где жила Любовь. | Ученицы рассказывают о семье императора Николая II. Учащиеся слушают | 4 мин |
3.7 | Информационный блок. Сообщение ученика о примере православной семьи | Ставит перед учениками учебную задачу и для этого предлагает послушать рассказ ученика о супружеской паре святых благоверных князя Петра и княгини Февронии . - Ещё одним примером совершенной супружеской жизни служит миру брак князя Петра и княгини Февронии. Вам знакомы эти имена. В день памяти этих святых установлен праздник День Семьи – 8 июля. Символом праздника Семьи стала РОМАШКА. Будьте внимательны в конце урока мы запишем на их лепестках ответы на главный вопрос урока. На чём основана счастливая и крепкая православная семья и какие качества (добродетели) необходимы каждому в семье, чтобы в ней царили мир и согласие? | Ученик рассказывает о супружеской паре святых благоверных князя Петра и Февронии . Учащиеся слушают. | 2 мин |
3.8 | Просмотр фрагментов м/ф о Петре и Февронии | Ставит учебную задачу: - Обратите внимание, в чём проявилась любовь супругов? Вывод: Настоящая любовь в семье живёт всегда | Просмотр м/ф Ответы на вопросы | 5 мин |
3.9 | Анализ текстового материала Стр. 87 | Подводит к заключительному понятию «традиции» семьи. Демонстрация иллюстративного материала. -Прежде, чем мы подведём итог урока и ответим на главный вопрос, надо понять, что есть еще очень важная ценность, которая связующей нитью протягивается от поколения к поколению и делает семью крепкой и дружной. Это «семейные традиции». Прочитайте текст на стр.87 | Рассуждают, делают вывод. Читают, отвечают на вопрос | 1 мин |
3.10 | Рассказ учеников о семейных традиционных праздниках | Иллюстративный материал | Рассказ учеников « Семейные православные праздники», «Исламские традиционные семейные праздники» Слушают. | 4 мин |
3.11 | Рефлексия | Подводит итог урока. Предлагает записать на лепестках ромашек ответы на вопрос урока: -На чём основана счастливая и крепкая православная семья и какие качества (добродетели) необходимы каждому в семье, чтобы в ней царили мир и согласие? Итог: Чтение учителем ответов. | Записывают ответы на лепестках по очереди и в группах, вывешивают на доску. | 2 мин |
3.12 | «Мозговой штурм» | Организует проведение «мозгового штурма» - Скажите, а от вас зависит счастье в семье? - Какими делами и поступками вы можете помочь семье быть счастливой? | Ответы детей. | 1 мин |
3.13 | Анализ текстового материала Стр. 87 | -Как называется умение заранее понимать, что может принести боль другому человеку, и умение уберечь человека от этой боли? ТАКТИЧНОСТЬ -Какое поведение противоположно тактичности и портит добрые отношения между близкими людьми? -Всегда ли мы тактичны? | Чтение текста стр.87 Ответы на вопросы. | 2 мин |
3.14 | Физминутка | Организует проведение тематической физминутки. Мы семья – всегда мы вместе, Нам нельзя стоять на месте И друг другу если можем Мы всегда во всем поможем. Маме дружно помогаем Потрудились, отдохнули.
| Выполняют упражнения. | 1 мин |
4 | Домашнее задание | -Чтобы вам было понятно домашнее задание, предлагаю посмотреть фрагмент м/ф «Северная сказка»
| Смотрят м/ф Записывают д/з |
5 мин |
5 | Рефлексия | Подводит итог урока и предлагает посмотреть клип «Семейный альбом нашего класса» и спеть песню «Всего-то навсего». Понравились ли вам слова песни? Когда человек счастлив? (когда все вместе). | Слушают. Подводят итог. | 3 мин |
Использованные материалы: |
| |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки для практических работ по программе "Здоровье моей семьи"
Эти разработки позволяют воспитанникам закрепить теоретические знания и приобрести умения и навыки в выполнении простейших медицинских процедур....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Семья"
Содержит сценарий проведения классного часа о семейных ценностях....

Методическая разработка на тему: «Здоровьесберегающие технологии в колледже и семье»
Цель разработки:показать значимость здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния здоровья и качества жизни студентов в процессе учебной деятельности....

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия на тему "Семейная педагогика Царской семьи"
19 июля день памяти Святых Мучеников Царя НиколаяII, царицы Александры, великих княгинь: Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и цесаревича Алексея.Десница Божия посылает народом царей и управляет царством...

Методическая разработка по теме «Моя семья». Лексико-грамматические упражнения» по дисциплине Иностранный язык (английский)
Данная методическая разработка составлена в соответствии с Рабочей программой по дисциплине «Иностранный язык (английский)» и соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного с...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПМ.04.Профилактическая деятельность раздел МДК 04.01. Сохранение и укрепление здоровья на тему: Наблюдение и уход за детьми раннего возраста в условиях семьи
Предоставлен дидактический материал на тему: ПМ.04.Профилактическая деятельность МДК.04.01. Профилактика заболеваний и санитарно- гигиеническое образование населения разд...

Методическая разработка акции к Международному Дню семьи «МОЯ СЕМЬЯ - МОЯ РАДОСТЬ
О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их...
