«Единое образовательное пространство как базис суверенной национальной системы образования»
статья
Концепция "Единого образовательного пространства" в России представляет собой всестороннюю инициативу, нацеленную на трансформацию и стандартизацию обучения по всей стране. Она затрагивает множество аспектов и охватывает различные стороны образования, от инфраструктуры до методик преподавания и учебных материалов. Единое образовательное пространство характеризуется стандартными, унифицированными учебниками, программой, федеральной инициативой воспитания учащихся, единым календарем событий и моделью профориентации. Эти моменты являются важными для оценки качества обучения и обеспечения единообразного опыта для школьников и студентов по всей стране.
Реализация единого образовательного пространства осуществляется благодаря созданной на федеральном уровне нормативной базы. Ознакомиться подробнее с основными нормативно-правовыми документами с учетом внесенных изменений можно на сайте Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Институт стратегии развития образования" по ссылке: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/.
В связи с формированием единого образовательного пространства внесены изменения в Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) всех уровней образования: приказ Министерства просвещения РФ от 18.07.2022 №569 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт начального общего образования», приказ Министерства просвещения РФ от 18.07.2022 №568 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт основного общего образования», приказ Министерства просвещения РФ от 12.08.2022 №732 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт среднего общего образования».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Единое образовательное пространство как базис суверенной национальной системы образования»
Учитель Физической культуры МБОУ СОШ №34 г.Ставрополь.
Тренер – преподаватель ДЮСШ единоборств по рукопашному бою г.Ставрополь
Преподаватель ДО ДЮЦ «Патриот» г.Ставрополь
Первых Александр Николаевич.
План
1. Нормативно-правовые основы единого образовательного пространства.
2. Механизмы построения единого образовательного пространства.
3. Воспитание в системе образования.
4. Снижение документарной нагрузки педагогических работников: основные подходы и мероприятия.
Вопрос 1. Нормативно-правовые основы единого образовательного пространства
Концепция "Единого образовательного пространства" в России представляет собой всестороннюю инициативу, нацеленную на трансформацию и стандартизацию обучения по всей стране. Она затрагивает множество аспектов и охватывает различные стороны образования, от инфраструктуры до методик преподавания и учебных материалов. Единое образовательное пространство характеризуется стандартными, унифицированными учебниками, программой, федеральной инициативой воспитания учащихся, единым календарем событий и моделью профориентации. Эти моменты являются важными для оценки качества обучения и обеспечения единообразного опыта для школьников и студентов по всей стране.
Реализация единого образовательного пространства осуществляется благодаря созданной на федеральном уровне нормативной базы. Ознакомиться подробнее с основными нормативно-правовыми документами с учетом внесенных изменений можно на сайте Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Институт стратегии развития образования" по ссылке: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/.
В связи с формированием единого образовательного пространства внесены изменения в Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) всех уровней образования: приказ Министерства просвещения РФ от 18.07.2022 №569 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт начального общего образования», приказ Министерства просвещения РФ от 18.07.2022 №568 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт основного общего образования», приказ Министерства просвещения РФ от 12.08.2022 №732 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт среднего общего образования».
Подробнее с содержанием обновленных ФГОС можно ознакомиться по ссылке: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/
Федеральный государственный образовательный стандарт – «совокупность ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ к образованию определенного уровня и/или к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом»[1].
Ведущие сходства и отличия ФГОС разных поколений могут быть представлены в таблице
Сходства | Отличия |
Единая методологическая основа – системно-деятельностный подход | Конкретизируют требования к результатам освоения образовательных программ |
Единая структура: общие положения, требования к структуре образовательных программ и их объему, требования к условиям реализации образовательных программ, требования к результатам освоения образовательных программ | Расширяют возможность вариативности образовательных программ и условий их реализации |
Устанавливают требования к информационно-образовательной среде |
Министерством просвещения РФ подготовлено письмо от 22.05.2023 №03-870 по переходу общеобразовательных организаций на обновленные ФГОС в рамках единого образовательного пространства (https://artemokrug.gosuslugi.ru/netcat_files/610/3060/Pis_mo_Minprosa_22.05.2023_03_870_raz_yasneniya.pdf), а также с пояснением по поводу федеральных основных образовательных программ (ФООП - далее).
ФООП определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и/или определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы (https://static.edsoo.ru/projects/fop/index.html). Учебно-методическая документация ФООП включает в себя:
◊ федеральный учебный план
◊ федеральный календарный учебный график
◊ федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин
◊ федеральную рабочую программу воспитания
◊ федеральный календарный план воспитательной работы.
При разработке ООП образовательная организация предусматривает непосредственное применение обязательной части ООП ООО, ООП СОО федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» (в н.в. «Основы безопасности и защита Родины»). Структура ФООП включает целевой, содержательный и организационный модули.
Согласно ФООП определены учебные предметы, изучаемые на углубленном уровне:
- основное общее образование
◊ Математика (изучается с 5 класса) – углубленный уровень с 7 класса
◊ Информатика (изучается с 7 класса) – углубленный уровень с 7 класса
◊ Физика (изучается с 7 класса) – углубленный уровень с 7 класса
◊ Химия (изучается с 8 класса) – углубленный уровень с 8 класса
◊ Биология (изучается с 5 класса) – углубленный уровень с 7 класса
- среднее общее образование
◊ Математика ◊ Информатика ◊ Физика ◊ Химия ◊ Биология | ◊ Литература ◊ Иностранные языки ◊ История ◊ Обществознание ◊ География |
Согласно приказу Министерства просвещения Российской Федерации № 119 от 21.02.2024 «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. N 858 “Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» утвержден единый перечень учебников всех уровней образования (https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2024/03/77603.pdf), а также перечень электронных образовательных ресурсов (https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/Приказ-№-653-от-02.08.2022.pdf).
Построение единого образовательного пространства создает равные условия, в которых будет реализован образовательный процесс, для всех обучающихся вне зависимости от места проживания. Образовательное пространство выступает локальной характеристикой образовательной среды.
Вопрос 2. Механизмы построения единого образовательного пространства
Механизм построения единого образовательного пространства предполагает выстраивание единой образовательной среды и единой системы управления образованием.
В состав единой образовательной среды входят:
- обновление ФГОС;
- введение ФООП;
- единые учебники;
- ФГИС «Моя школа»;
-единую систему воспитания;
- единую инновационную инфраструктуру.
Единая система управления образованием предполагает реализацию:
- проекта «Школа Минпросвещения России»;
- единый мотивирующий мониторинг;
- единую систему работы с управленцами;
- единый кадровый резерв;
- регионализация школ;
- проектов «Флагманские школы».
Единая образовательная среда подразумевает и такое нововведение, как внедрение единой информационной среды ФГИС «Моя школа» на основе отечественного программного обеспечения. Напомним для тех, кто не имеет отношения к образованию: ФГИС «Моя школа» – это цифровая образовательная платформа, на которой размещены «проверенный образовательный и воспитательный контент», а также расписание, домашние задания, оценки, журнал и все необходимые для обучения материалы. Там же учителя подключаются к видеоконференцсвязи на базе платформы «Сферум».
Словом, это единая точка доступа для педагогов, учеников и родителей к качественному образовательному контенту и цифровым сервисам на всей территории России. ФГИС «Моя школа» сейчас пользуются 38 759 учебных заведений во всех 89 субъектах РФ. Конечно, предстоит приложить еще много усилий, чтобы внедрить этот удобный инструмент во все российские школы. Так создается единое цифровое образовательное пространство.
Следующий аспект преобразований касается обновления и капремонта российских школ. Важно, чтобы все дети, независимо от того, в селе они живут или мегаполисе, обучались в равных условиях и имели одинаковые возможности – для этого по всей стране обновляются и ремонтируются школы.
Программа капитального ремонта школ «Модернизация школьных систем образования» в рамках госпрограммы «Развитие образования» не ограничится 2026 годом и станет долгосрочной – так заверили в Минпросвещения РФ.
Отдельное повышенное внимание – к выявлению и развитию талантов у детей. Для развития естественно-научных компетенций школьников сегодня используется инфраструктура, созданная в рамках нацпроекта «Образование». За четыре года более 4,6 миллиона детей из сел и малых городов получили возможность учиться с помощью обновленной материально-технической базы «Точек роста». Также созданы 135 технопарков «Кванториум», 61 центр «Мини-Сириус».
Проект «Школа Минпросвещения России» включает 5 основных направлений (знание, воспитание, творчество, здоровье, профориентация) и 3 ключевых условия (школьный климат, учитель и школьная команда, образовательная среда). Более подробно с проектом ознакомиться можно по ссылке: https://smp.edu.ru/
Программа мотивирующего мониторинга – это совместный проект Минпросвещения и Рособрнадзора. Как сообщает пресс-служба министерства, он был создан, чтобы оценить вклад регионов в достижение национальных целей развития России до 2030 года, обозначенных президентом страны. Министр просвещения Сергей Кравцов 1 сентября утвердил список показателей, по которым будет осуществляться мониторинг. В перечень вошли 55 критериев, поделённые на три блока:
1. Достижение учебных и воспитательных результатов. В этой части будут оцениваться показатели развития способностей учеников и уровень их функциональной грамотности.
2. Создание условий для достижения результатов. В рамках этого блока будут проверять, насколько эффективно в процессе обучения в регионах используется лабораторное оборудование и применяются ли цифровые возможности, а также насколько система подготовки кадров в среднем профобразовании соответствует кадровым потребностям рынка труда в регионе.
3. Организационный блок. Он позволит оценить административную работу региональных органов, ведение отчётности и так далее. Распоряжением Министерства просвещения РФ определены ключевые критерии мотивирующего мониторинга. Более подробно ознакомиться с документом можно по ссылке: https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-minprosveshcheniia-rossii-ot-22062023-n-r-139/
Президентская платформа «Россия — страна возможностей» при поддержке Правительства Российской Федерации и Минпросвещения России с 2019 года создает условия для профессионального и карьерного развития управленцев в сфере образования, учителей и студентов. С целью создания условий формирования кадрового резерва для системы образования Российской Федерации реализуется проект «Флагманы образования». Более подробно информацию можно найти, пройдя по ссылке: https://flagmany.rsv.ru/
Вопрос 3. Воспитание в системе образования
Направления, обеспечивающие формирование единого воспитательного пространства:
- патриотическое и гражданское воспитание;
- общественные организации и движения, социально полезная деятельность;
- школьный климат;
- творческая деятельность;
- профориентация;
- дополнительное образование;
- воспитывающий потенциал учебных предметов.
В общеобразовательных организациях РФ осуществляются цикл внеурочных занятий, направленных на развитие ценностного отношения школьников к своей родине — России, населяющим её людям, её уникальной истории, богатой природе и великой культуре.
Цель проекта — формирование взглядов, убеждений и ценностных ориентаций обучающихся на основе базовых национальных ценностей.
Основной формат внеурочного занятия — разговор или беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России:
знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира;
техническим прогрессом и сохранением природы;
ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения;
доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
На каждый учебный год определяется единая тематика занятий с обучающимися. Более подробно можно ознакомиться по ссылке: https://razgovor.edsoo.ru/
Задачи, которые поставлены в направлении «воспитание» на 2021-2024 гг:
в области управления:
1. Обеспечить развитие воспитательной среды для формирования ценностных ориентаций обучающихся;
2. Организовать профессиональное развитие педагогических работников для обновления технологий и форм воспитательной работы;
3. Обеспечить межведомственную координацию по созданию и функционированию муниципального воспитательного пространства
4. Создать школьные спортивные клубы в 100 % школ края;
5. Создать муниципальное театральное, музейное пространство;
6. Обеспечить реализацию профминимума в 100% школ края;
7. Повысить долю обучающихся 9-х, 11-х классов, ориентированных на выбор специальностей в сфере экономики края и поступающих в организации СПО, ВО края
в педагогической деятельности:
1. Обновить рабочую программу воспитания, основываясь на ценностно-ориентированном подходе, для достижения личностных и метапредметных результатов воспитанников;
2. Создать условия для максимального участия воспитанников в деятельности детских общественных объединений, в движении добровольчества, Российского движения детей и молодежи;
3. Обеспечить расширение содержания классных часов «Разговоры о важном» с учетом исследований об ожиданиях старшеклассников, студентов СПО;
4. Создать условия для позитивной деятельности в поликультурной среде школьников и студентов техникумов края, в том числе через адаптацию несовершеннолетних иностранных граждан;
5. Повысить долю учеников, студентов, включенных в деятельность общественных объединений;
6. Повысить долю участников проектов открытой платформы «Россия – страна возможностей».
Разработан федеральный календарный план воспитательной работы –
основа деятельности советников директора по воспитанию.
4. Снижение документарной нагрузки педагогических работников: основные подходы и мероприятия
С 1 сентября 2023 года изменяются нормы, регулирующие объем документарной нагрузки на учителей. Принятые поправки в закон «Об образовании в РФ» устанавливают, что учителя не обязаны более готовить отчеты за пределами перечня, утвержденного Минпросвещения, а электронный документооборот не должен дублироваться в бумажном виде.
Глава государства уделяет особое внимание повышению качества работы преподавателей. Он регулярно обращает внимание на необходимость снижения бумажной нагрузки на учителей, обращая внимание на то, что «улучшение условий труда педагогов - важнейший вопрос». Согласно Приказу от 21.07.2022 г. № 582 «Об утверждении перечня документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ» Минпросвещения РФ утверждает перечень документов, которые необходимо подготовить учителям при реализации основных общеобразовательных программ.
В соответствии с Приказом Перечень документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ:
1. Рабочая программа учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля.
2. Журнал учета успеваемости.
3. Журнал внеурочной деятельности (для педагогических работников, осуществляющих внеурочную деятельность).
4. План воспитательной работы (для педагогических работников, осуществляющих функции классного руководства).
5. Характеристика на обучающегося (по запросу).
Закон вводит прямой запрет возлагать на педагогов работу по подготовке документов за пределами утвержденных перечней. В их пределы входят, например, учебная и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с учениками, научная, творческая и исследовательская работа, а также работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий. Как отмечалось в сопроводительных документах к закону, он подготовлен в целях продолжения работы по снижению бюрократической нагрузки на организации образования и педагогических работников.
[1] ФЗ от 29.12.2012 №273 РФ «Об образовании в Российской Федерации»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник Образовательное пространство - пространство развития
В даннос сборнике содержатся написанные мною статьи за последние три года. Они все опубликованы в разных средствах массовой информации: Учительской газете, газете "Содружество", журналах "Молодой учен...

Современные образовательные технологии в образовательном пространстве. Технология учебного проектирования.
Понятие «технология» пришло к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направл...
Мастер-класс «Современные педагогические технологии в образовательном пространстве образовательного учреждения»
Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ...
Формирование единого образовательного пространства, как условие развития личности ребенка в дополнительном образовании.
A very important area of pedagogical activity is the formation of a democratic mechanism of children's self. The result of the work in this direction is demonstrated clearly in each shift. Th...

Справка по информатизации системы образования " Единый урок"
Защита обучающихся от информации, распространяемой посредством сети" Интернет"...
Создание единого методического пространства МС
О методической службе...

«Возможности использования электронного образовательного ресурса: «Мобильное электронное образование» и интерактивного оборудования в образовательном пространстве дошкольников»
В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Образ...
