Семинар-практикум "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
материал
Дошкольный возраст – это важный период в приобщении ребенка к прекрасному. В системе обучения и воспитания детского сада существуют оптимальные условия для развития творческих способностей детей. Дети, в отличие от взрослых, готовы искренне проявлять себя в творческой деятельности. Чтобы развивать творчески мыслящую личность, воспитатель сам должен быть творческим: постоянно преодолевать в себе пассивность, шаблонность и формальность в обучении, стремиться к открытию и применению новых методов в обучении, форм творческого общения, самосовершенствоваться. Предлагается отправиться в необычное путешествие в «Художественную академию», где раскроются основные подходы к организации занятий по использованию нетрадиционных техник рисования с возрастной периодизацией детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Слайд | Выступление педагога |
Слайд 1 | Сегодня необычное практическое занятие «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста». Предлагаю вам отправиться в необычное путешествие в «Художественную академию», где рассмотрим основные подходы к организации занятий по рисованию и побываем в мастерских в соответствии с возрастной периодизацией детей. |
Слайд 2 | Дошкольный возраст – это важный период в приобщении ребенка к прекрасному. В системе обучения и воспитания детского сада существуют оптимальные условия для развития творческих способностей детей. Дети, в отличие от взрослых, готовы искренне проявлять себя в творческой деятельности. Чтобы развивать творчески мыслящую личность, воспитатель сам должен быть творческим: постоянно преодолевать в себе пассивность, шаблонность и формальность в обучении, стремиться к открытию и применению новых методов в обучении, форм творческого общения, самосовершенствоваться. |
Слайд 3 | Прежде чем преступить к обучению в академии нам необходимо познакомиться с Программой и в этом нам поможет «Учебно-методический отдел». С все дошкольные образовательные организации перешли на Федеральную образовательную программу дошкольного образования (далее – ФОП ДО). Единый подход к содержанию образования, возвращение обучения и занятий вызывает у педагогов споры и вопросы. Перед нами встал вопрос «Учить или не учить?» В ФОП ДО четко сформулировано, что такое занятие. Этим официальным определением мы теперь можем пользоваться. Занятие – это дело, занимательно и интересное детям. А что же такое рисование и рисование с использованием нетрадиционных художественных техник. Это же и сесть занимательная деятельность дошкольников. Ведь дошкольники очень любят использовать различные нетрадиционные материалы для рисования, разнообразные инструменты, кисти разных размеров, бумагу различной фактуры и это их все действительно занимает (обращает внимание на стол с инструментами). |
Слайд 4 | Что входит в задачи и содержание изобразительной деятельности в соответствии с ФОП ДО? Мы останавливаться на них не будем. Вам будет предоставлена возможность просмотреть их в памятке наведя на QR – код. Рассмотрим на примере как можно интегрировать задачу по рисованию с нетрадиционной техникой рисования. Например, задача - формирование умения рисовать простые предметы, линии в разных направлениях, предметы разной формы и состоящие из комбинаций форм. Сейчас мы с вами рассмотрим варианты творческих работ, которые были созданы детьми на занятиях. Рисунок «Цыплята». Вот здесь как раз типичный пример как формируются умения рисовать предметы состоящих из комбинаций разных форм. Цыпленок создается из двух кружочков, а нетрадиционная техника «Тычок ватной палочкой» идет как дополнение, чтобы ребенок попробовал ватной палочкой заполнить кружочек, закрасив цыпленка. А потом дорисовать ему глазки, клювик, лапки и траву. Мы должны понимать, а зачем мы это используем, ради какого эффекта мы хотим ввести эту или другу нетрадиционную технику и показать её детям. В данном случае мы использовали тычок ватной палочки, для того чтобы показать фактуру цыпленка. Мы могли бы раскрасить его просто кисточкой, сделать гладкую заливку, но я хотела, чтобы цыпленок получился пушистеньким и воздушным. Этого мы добились при помощи нетрадиционной техники. Так мы решаем федеральную задачу и интегрируем с нетрадиционной техникой рисования. |
Слайд 5 | Рисунок «Два жадных медвежонка». Я его поставила в качестве иллюстрации к задаче - учить ребенка создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и литературных произведений. В соответствии с ФОП ДО мы рисуем по мотивам литературных произведений, народных сказок в соответствии с возрастом детей. В течении года в перспективное планирование включены занятия по рисованию композиций на основе литературных произведений. Если обратим внимание на рисунок, мы увидим, что изображены два жадных медвежонка, которые делят головку сыра. Здесь использованы разнообразные художественные приемы: тычок кисточкой, тычок ватной палочкой, примакивание кисточки, с помощью этого приема сделаны птички, хвоя елки, под которой стоят медвежата. Это все является возможностью для проявления субъектной позиции, о которой нам говорит ФОП ДО (п. 2.3.10. ФОП ДО) В рисунках дети проявляют свое творчество и делают свои их уникальными. |
Слайд 6 | Как проводить занятие, чтобы оно соответствовало ФГОС ДО и ФОП ДО и при этом было интересным и привлекательным для ребенка? Оно может проводиться в виде образовательных ситуаций, тематических событий, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций, интегрирующих содержание образовательных областей, творческих и исследовательских проектов и так далее. |
Слайд 7 | Образовательная ситуация- взрослый создает для ребенка ситуацию знакомства с понятиями, предметами, их свойствами и назначением, показывает, как использовать эти предметы и понятия, обучает приемам деятельности. У ребенка не может быть творчество пока мы его не обучили. |
Слайд 8 | Тематическое событие - взрослый насыщает совместную с ребенком деятельность символами и атрибутами определенной тематики, погружая ребенка в тему и раскрывая ее сущность. Например, тематическое событие «День космонавтики». Как мы работаем – у нас в группах есть возможности, на стенах разместить наглядные материалы по теме - это могут быть прищепки, магнитная доска, кармашки. Это необходимо для того, чтобы ребёнок начал задаваться вопросами по космической теме. Это и есть первый этап, создание развивающей среды. А чтобы раскрыть сущность, мы организуем наши занятия. Например: рисование планеты Земля в технике «Монотипия» и завершаем эту работу техникой «Набрызг». Получается эффект планет и далеких звезд. Для старшего дошкольного возраста мы предлагаем творческие варианты работ, когда ребенок может проявит себя как творец. Ориентируюсь на то, что у них есть уже определенный опыт. Технические моменты уже пройдены, и мы даем уже возможность выбрать технику выполнения. Рисунки получаются индивидуальные, не похожие на другие. Например «Смешные инопланетяне». Мы говорим детям «Придумает свою планету», а какие будут инопланетяне, об этом фантазирует ребенок. Чтобы детям не было страшно мы их назвали смешные инопланетяне и начинаем вместе с ними придумывать, а какая это будет планета. Может быть - это будет планета сладкоежек. Как она выглядит, какие будут жители? Или планета модников. Сразу много версий. Сразу коммуникативная деятельность, познавательная и творческая. И технику выполнения дети выбирают сами. |
Слайд 9 | Проектная деятельность – как вид занятия по ФОП ДО. Взрослый создает условия для самостоятельной поисковой деятельности детей по решению конкретной проблемы, которая важна ребенку. Например, педагог принес большую коробку, дети предложили из нее сделать домик, они совместно с педагогом сделали двери, окна. Возникла проблема – Домик - то не красивый. Нужно сделать так чтобы, никому не было обидно и что бы творчество каждого ребенка было отражено. Поэтому дети искали решение проблемы: выбирали тему, какими материалам и в какой технике нарисовать. Каждый ребёнок нарисовал рисунок и обклеил ими этот дом, проявив свое творчество. Вот она идет поисковая деятельность. |
Слайд 10 | Проблемно-обучающая ситуация, интегрирующая содержание образовательных областей Взрослый создает для ребенка проблемную ситуацию, решение которой возможно только при использовании знаний и умений, приобретенными на предыдущих занятиях в других образовательных областях. Как и в проекте должна быть проблема. Как нарисовать картину «Цифры водят хоровод»? Проблема? Проблема вот начинаем искать пути решения. Как нарисовать, да так что бы они водили хоровод. Но как это сделать? Ребёнок должен обратиться к знаниям из другой образовательной области, в нашем случае ОО «Познавательное развитие»-математика. Он должен знать, как выглядят цифры. На занятии по рисованию мы математику не изучаем. Для нас цифра это графический образ числа. |
Слайд 11 | Еще хочется остановится на методах, которые вы будете использовать в своей работе. При организации обучения целесообразно дополнять традиционные методы (словесные, наглядные, практические) методами, в основу которых положен характер познавательной деятельности детей в соответствии с ФОП ДО. (п. 23.6.1. ФОП ДО) |
Слайд 12 | Информационно-рецептивный метод - звучит очень страшно, мы это используем давно. Ребенку предъявляется информация, организуются действия ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы педагога или детей, чтение). Если мы посмотрим на слайд. Дети сначала обследуют – это распознающее наблюдение. Мы сначала строили ракету, прежде чем её нарисовать. Как она устроена, из каких форм изобразить или педагог делает демонстрацию как лучше это нарисовать, какие материалы использовать. А потом дети приступают к творчеству. |
Слайд 13 | Репродуктивный метод предполагает создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца педагога, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель). Опять ничего нового, педагог показывает образец деятельности, как нарисовать «Кота» тычком сухой жесткой кистью. Т.е. педагог показывает, дает образец – модель. Сначала мы рисуем овальное туловище, круглую голову, необходимое количество лап. Дети запоминают общую схему и потом они её переносят на свои рисунки. Но опят же по-своему. |
Слайд 14 | Метод проблемного изложения представляет собой постановку проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений. Здесь, может быть, самостоятельная работа с изобразительными материалами. Перед детьми ставилась зада нарисовать осеннее дерево не используя кисточки. И проблема была решена – мы намазывали ребро ладони и отпечатывали его на листочке |
Слайд 15 | Эвристический метод (частично-поисковый) проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях) На примере астры разберем. Здесь была поставлена зада сделать несколько оттенков одного цвета. Самый темный, светлее и самый светлый. И с помощью этой градации цвета показать глубину цветка, сделать его интересней. Вот она проблемы, разделение ее на части и вот оно применение его в новых условиях. Голубую астру мы нарисовали, а можно ли розовую таким же способом. Попробуем. Конечно можно. И таким образом одна астра была сделана под моим руководством, а другие были получены и открыты детьми. |
Слайд 16 | Исследовательский метод составление и предъявление проблемных ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование). Здесь да же объяснять ничего не нужно. Наши нетрадиционные техники есть экспериментирование и творчество. |
Слайд 18 | Кабинет психологии Очень важно учитывать особенности темперамента маленьких художников, создания благоприятных условий для творчества. |
Слайд 19 | Художник-сангвиник очень живой, непоседливый, роняет на пол материалы и инструменты, постоянно разговаривает с соседом. Работы сангвиника яркие, красочные, жизнерадостные. |
Слайд 20 | Художник-холерик самый проблемный для педагога. Резкий, упрямый, быстро меняющийся в настроении, ждет похвалы. Рисует масштабно, но не всегда хватает выдержки. Работы размашистые, красочные, неаккуратные. |
Слайд 21 | Художник-флегматик, как правило, любимчик педагога. Он спокоен, усидчив, может напряженно и активно работать, но не сразу берется за кисть и карандаш, ему требуется время. Сосредоточившись и все обдумав, рисует не отрываясь, его работы могут показаться чересчур аккуратными. Качество его картин, декоративность, изысканность поражает педагогов. |
Слайд 22 | Художник-меланхолик медленно входит в работу, нерешителен, плаксив. С меланхоликом нужно проявлять чуткость, ласку и доброжелательность, неудача может остановить творческий процесс. Таким образом, очевидно, что темперамент юного художника влияют на особенности процесса изобразительного творчества. |
Слайд 23 | Рисование в нетрадиционном стиле увлекает, завораживает, восхищает и удивляет детей. Ведь здесь используются необычные материалы, а самое главное, нет места слову «нельзя». Можно изображать что хочешь, как хочешь и чем хочешь. Наверняка вы уже все знаете всевозможные виды нетрадиционных техник рисования. Сегодня я хочу вам напомнить и познакомить с новыми техниками, использование которых доставит вам колоссальное удовольствие как от самого процесса, так и от результата вашей деятельности. Сейчас мы отправимся на факультет «Живописи и графики». Мастерская самых маленьких «Волшебство красок». Обучаются дети от 3 до 4 лет. В первый год обучения дети знакомятся с техниками: - рисование пальчиками; - рисование ладошками; - рисование методом тычка ватными палочками; - оттиск печатками из картофеля; - тычок жесткой полусухой кистью; - печать штампиками; - рисование воздушными шарами. |
Слайд 24 | Рисование ватными палочками одуванчика. Для малышей – это промежуточная стадия знакомства с изобразительными средствами (между пальчиком и кистью), для старших художников – оригинальная техника создания рисунков. Мы будем с вами рисовать одуванчик, но не простой, а разноцветный, волшебный. Для этого нам понадобятся: ватные палочки, лист бумаги, в нашем случае заготовка, и конечно краски. Все вы знаете и используете данную технику в своей работе. Лучше начинать рисовать с теплых светлых тонов. Ватную палочку опускается в гуашь, набирается краска. Держим ватную палочку вертикально, как бы ударяем ею по бумаге — получается тычок. Чтобы взять краску другого цвета, надо взять чистую ватную палочку. Необходимые по замыслу детали можно нарисовать обычной кисточкой. |
Слайд 25 | Рисование воздушными шарами Рисование воздушными шарами — один из методов нетрадиционного рисования, несложный, при этом необычайно интересный и захватывающий способ творчества. Для него не требуются сложные инструменты и материалы, а рисунки никогда не получаются одинаковыми. Сегодня мы с вами будем рисовать «Цветы». Для этого нам понадобятся: воздушные шары, гуашевые краски, одноразовые тарелки, лист бумаги, кисточки, банка с водой. Шарики у нас уже готовы. Нам надо развести краски, выбираете цвет самостоятельно, набираем на кисточку и вот так наносим на тарелку по кругу. Кисточку промоем и возьмем краску желтого цвета. Краски могут смешаться, ничего страшного. Как вы догадались рисовать цветы мы будем не на тарелки, это только заготовка. Если вы хотите сделать разноцветный букет, берем другие краски и делаем заготовку. Теперь начинается самое интересное, берем шар и прислоняем его к краске. Вот так. И делаем отпечаток на листе бумаги. Какая получилась красота. Необходимые по замыслу детали можно нарисовать обычной кисточкой. |
Слайд 26 | Отправляемся в мастерскую «Художественный ритм» для детей 4 - 5 лет. Во второй год обучения можно знакомить с более сложными техниками: - оттиск поролоном; - оттиск печатками из ластика; - восковые мелки+акварель; - свеча+акварель; - отпечатки листьев; - рисунки из ладошки; - волшебные веревочки; - тампонирование; - ватопись |
Слайд 27 | Ватопись- рисование ватой достаточно интересный и необычный вид творчества. Отлично подойдет как для детей, так и для взрослых. Для работы нам понадобится: вата, бархатная бумага. Ля предварительной работы: копирка или калька, простой карандаш. Первым делом находим рисунок, который будем рисовать волокнами ваты и переносим его на бумагу с бархатной поверхностью при помощи копирки или кальки. В нашем случае силуэт при помощи кальки мы уже сделали. Рекомендуется закрыть часть бумаги, где не будет никаких деталей рисунка, чтобы сохранить поверхность - ворсинки ваты с бархатной бумаги убрать очень сложно. Когда контуры рисунка нанесены, а свободная поверхность прикрыта можно приступать к работе осторожно выкладывая волокна ваты по намеченному рисунку. Как только кусочек ваты размещен на рисунке его аккуратно разглаживают пальчиками, тем самым закрепляя волокна на бумаге. Таким образом поэтапно рисунок заполняется, а после чего уже готовая картина помещается в рамку под стекло. Стекло защитит картину от пыли и не позволит вате скатываться. |
Слайд 28 | Мастерская «Художники будущего» В этом классе обучаются дети от 5 до 6 лет. На третьем году обучения дети могут освоить еще более трудные методы и техники: - кляксография с трубочкой; - печать по трафарету; - монотипия предметная; - кляксография обычная; - воздушные фломастеры; - печать смятой бумагой; - пуантилизм; - печать листьями; - фроттаж; - ниткография; - 3D рисование |
Слайд 29 | 3D рисование «Птичка-невеличка» для детей – это новое веяние в развитии творческих способностей малышей, позволяющее им развить пространственное воображение, умение видеть мельчайшие детали и передавать их на бумаге. Объемные рисунки – это настоящее волшебство для ребенка, ведь нарисованный предмет хоть и находится на плоскости, но кажется абсолютно реальным. Для работы мы берем лист плотной бумаги белого цвета, простой карандаш, ластик, черный фломастер и цветные карандаши. Вначале мы обводим силуэт простым карандашом, чтобы получился только ее контур. Его ни в коем случае нельзя обводить, иначе не получится объемный эффект! Теперь заштриховываем все пространство листа, кроме того, что занято силуэтом, горизонтальными линиями на равном расстоянии друг от друга. В результате у нас получается заштрихованный лист бумаги с ладошкой. Птичку мы штрихуем тем же фломастером, что и фон, но не горизонтальными линиями, а выпуклыми, соединяя их края с краями горизонтальных линий за пределами контура. Промежутки между линиями, выпуклыми и горизонтальными, раскрашиваем при помощи цветных карандашей в произвольной цветовой гамме. Наш рисунок готов, осталось повесить его на стенке и отойти на небольшое расстояние, чтобы эффект объема стал заметным. Как видите, такая техника создания объема довольно проста, ее можно использовать при изображении любого другого предмета, и когда ребенок ее освоит, ему будет проще дальше продвигаться в увлекательном занятии 3D рисованием. |
Слайд 30 | Кляксография «Девушка весна» Кляксография — это способ создания изображения при помощи пятен и клякс. Для занятия в этой технике потребуется акварель, стакан с водой, кисточка и пластиковая трубочка. Кляксы можно дополнять рисунком классическим способом, можно изначально создать на бумаге рисунок, который украсят кляксы по замыслу. Техника рисования кляксами: 1. Хорошо смоченной в воде кисточкой набирается акварельная краска. 2. На листе бумаги делается пятно или ставится капля. 3. Выдувая из трубочки воздух рисуем краской кляксу. |
Слайд 30 | Мастерская «Рисуем как профессионалы» В этом классе обучаются дети от 6 до 7 лет. На четвертом году обучения дети могут освоить еще более трудные методы и техники: - монотипия пейзажная; - рисование песком; - рисование солью; - граттаж; - ЭБРУ |
Слайд 31 | Эбру — рисование на воде Одна из самых фантастических техник изобразительного искусства. Вода проявляет себя с совершенно неожиданной стороны. Вся красота техники в том, что любой человек может создавать настоящие шедевры на водной глади. Эбру - также увлекательно для детей. Важная отличительная черта этого творчества, каждый рисунок всегда уникален! Ведь его уже не повторить! Каждый раз краски по воде растекаются по разному. Для ЭБРУ необходима специальная вода и потребуются специальные краски. Палитра для смешивания красок (пластмассовая или керамическая), кисточки для эбру, бумага (не глянцевая), лотки для эбру. Процесс работы в технике рисования Эбру • Подготавливаем акриловые краски, разбавив их водой до жидкого состояния. • Наливаем заранее подготовленную жидкость в специальный лоток. В палитре готовим краски разного цвета. Берем кисть, окунаем в краску и разбрызгиваем над водой. Это будет фон нашего рисунка. Фон может состоять из 2-3 цветов. • Далее берем спицу или зубочистку и размешиваем краску, как душе угодно. Это увлекательный, релаксирующий процесс. • Фон готов. Приступаем к рисунку. • Рисунок выполняется тонкой спицей. Окунаем в краску и ставим точку на поверхности воды. Вытираем спицу салфеткой, окунаем в другую краску, и снова окунаем в ранее отмеченную точку, которая уже расползлась в круг. Так можно делать несколько раз, используя разные оттенки. Затем спицей делаем рисунок. Либо спицей ведем из круга, или в круг. |
Слайд 32 | Рисование с использованием нетрадиционных техник завораживает и увлекает детей. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов и инструментов. Изобразительная деятельность влияет на разностороннее развитие личности ребенка: творческое, эстетическое, познавательное и т.д. Человечество не стоит на месте, мы постоянно развиваемся и придумываем что-то новое. |
Слайд 33 | Рефлексия «Клякса» Предлагаю вам оценить семинар, на столе лежат разного цвета кляксы, если мероприятие прошло плодотворно, вы получили новые знания, которые будете использовать в своей работе, это желтая клякса . Если тематика для вас знакома, вы давно используете данную технику в своей работе и готовы поделиться опытом, это синяя клякса. Если мастер-класс для вас был неинтересен, это красная клякса. |
Слайд 34 | В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам. Надеюсь, что все волшебное, теплое и полезное вы унесете сегодня с собой и обязательно поделитесь с вашими воспитанниками. Благодарю вас за внимание и за плодотворную работу! |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа по дисциплине дошкольное образование " Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста процессе музыкальной деятельности"
Представляю дипломную работу по дисциплине дошкольное образование на тему " Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности". В это йработе упом...

Проект: Театрализованные игры для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Проект – это одна из самых успешных форм для развития творческих способностей ребенка. Проектная деятельность помогает наладить общение и взаимодействие детей и взрослых. Именно в проектной деят...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВКР
Важность развития речи у детей старшего дошкольного возраста связана с тем, что речь обеспечивает необходимое общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами по...
Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике рисования акварелью
Курсовую выполнила Раевская Анна Алексеевна. В данной работе вы можете подробнее ознакомиться с данной темой и приложениями к данной теме....
Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике рисования акварелью
Курсовую выполнила Раевская Анна Алексеевна. В данной работе вы можете подробнее ознакомиться с данной темой и приложениями к данной теме....
Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике рисования акварелью
Данную курсовую работу выполнила Раевская Анаа алексеевна. В этой работе вы можете ознакомить подробнее с данной темой и приложениями к ней....
Занятие «Детский дизайн: поделки из синельной проволоки как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Конспект занятия для студентов СПО специальности 44.02.01 Дошкольное образование на тему: «Детский дизайн: поделки из синельной проволоки как средство развития творческих способностей детей дошкольног...



