Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике рисования акварелью
материал
Данную курсовую работу выполнила Раевская Анаа алексеевна. В этой работе вы можете ознакомить подробнее с данной темой и приложениями к ней.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 83.55 КБ | |
| 22.59 КБ | |
| 18.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение Глава 1 Теоретические основы развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике рисования акварелью Анализ литературы по проблеме развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста Особенности психолого-педагогического развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Изобразительная деятельность как средство развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста Глава 2 Методические аспекты освоения техники рисования акварелью детьми старшего дошкольного возраста для развития художественно-творческих способностей Методы и приемы организации занятий по рисованию акварелью в старшей группе Педагогические условия организации занятий по рисованию акварелью в старшей группе Заключение Список использованных источников Приложение А Технологическая карта занятия по рисованию акварелью в старшей группе Приложение Б Методические рекомендации для родителей «Акварельная живопись в развитии творческого воображения старших дошкольников» | 3 6 6 10 14 17 17 20 24 26 |
Введение
В условиях внедрения ФГOC ДO анализируется необходимость приобщения детей к творчеству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей. Необходимостью возникла система занятий, которая стимулировала, творческий потенциал детей и развивал художественно-творческие способности дошкольника. Творческое осмысление и развитие всегда признавалось одним из способов активного познания мира, именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.
Дошкольного образования, одним из важных направлений, является использование различных видов творческих способностей, направленных художественно-эстетического, социально нравственного и патриотического воспитания детей. Есть различные виды творческих способностей – скульптура, графика, живопись, архитектура и другие. Они обладают большим педагогическим потенциалом развития художественного творчества. Невозможно рассматривать развитие творческих способностей дошкольников вне процесса. Педагогическая современная практика показывает, что стремительное изменение многих точек зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, изменение самых детских поколений требуют серьезных изменений технологии работы педагогов с детьми.
Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями, но и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Творческая личность – одна из важных задач педагогической теории практики на современном этапе. Решение её должно начинаться в дошкольном детстве, наиболее эффективное средство художественная деятельность детей в ДОУ. Известно, что детское творчество – это явление уникальное. Отечественные педагоги и психологи, подчеркивают, для развития личности ребенка большое значение, имеет занятие художественным творчеством. В последние годы для развития творческих способностей дошкольников стали использовать современные техники на занятиях рисования. Полезны эти занятия и для духовного развития детей. Работа с необычными материалами позволяет им ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности, креативность, что в конечном результате помогает общему психическому и личностному развитию. Выбор современных техник рисования в качестве одного из средств развития детского творчества не случаен. Большинства современных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Все вышеизложенное определяет актуальность данной работы.
Актуальность выбранной темы обусловлена современными требованиями общества к уровню к художественно-творческих способностей у подрастающего поколения. В условиях быстро меняющегося мира, где инновации и оригинальные идеи становятся залогом успеха, умение думать нестандартно и находить новые решения становится особенно ценным. Исследования показывают, что художественно-творческие способности, развиваемые в детстве, оказывают влияние на профессиональную успешность в будущем. В этой связи целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью современных методик.
Исходя из вышеизложенного, были сформулированы цель, объект, предмет исследования, и обозначены задачи работы.
Объект исследования: процесс развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике рисования акварелью.
Предмет исследования: комплекс мероприятий по развитию художественно- творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике рисования акварелью.
Проблема исследования: выявление эффективных методов и подходов, способствующих развитию художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через обучение технике рисования акварелью.
Цель исследования: изучить влияние обучения технике рисования акварелью на развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из поставленной цели, были выявлены следующие задачи исследования:
- Провести анализ литературы по проблеме развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста;
- Изучить особенности психолого-педагогического развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
- Рассмотреть изобразительную деятельность как средство развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
- Определить методы и приемы организации занятий по рисованию акварелью в старшей группе;
- Проанализировать педагогические условия, необходимые для организации занятий по рисованию акварелью в старшей группе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что если владеть методами и приемами организации занятий по рисованию акварелью, создавая при этом педагогические условия, то развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным.
Методы исследования: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования.
Глава 1 Теоретические основы развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике рисования акварелью
Анализ литературы по проблеме развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста
На сегодняшний день творчество достаточно высоко ценится, а специальности, связанные с ним, становятся все более востребованными. Однако немногие родители уделяют достаточно внимания развитию ребенка в этом направлении. Преимущество отдается речи, мышлению и памяти, а фантазия и воображение формируются у маленького человека сами собой. Конечно, многое зависит от природных задатков: кто-то с младых ногтей выказывает яркие творческие способности, ну а кто-то на протяжении всей жизни абсолютно равнодушен к музыке и искусству[1].
Наука дает понятию «творчество» множество сложных и запутанных определений. Но существует одна очень простая трактовка этого термина: творчество – это активная форма самовыражения. Причем самовыражение может осуществляться через что угодно: слово или движение, рисунок или скульптуру, стихотворение или мелодию. Даже к бухгалтерскому учету и химическим исследованиям – таким вроде бы нетворческим занятиям – можно применять творческие способности, чтобы успешно осуществить задуманное и прийти к позитивному результату.
Творчество заключается в:
- способности – возможности придумывать, изобретать что-то совершенно новое;
- позиции – способности принимать изменения и новшества, стремлении экспериментировать с замыслами и возможностями, гибкости мировоззрения, беспрестанном поиске путей к совершенству;
- процессе, результатом которого является создание совершенно новых образов[2].
Старший дошкольный возраст − это важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок с радостью и удивлением открывает для себя незнакомый и удивительный окружающий мир, представляя собой маленького исследователя. Разностороннее развитие ребенка идет успешнее, если он включен в разнообразную детскую деятельность, где реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчество. Как правило, во всех определениях творчество отмечается, что эта деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, оригинальное.
Занятия в дошкольных учреждениях чаще всего сводятся к стандартному набору художественных материалов и традиционным способом передачи полученной информации. Но, нужно, что – то новое, интересное, необычное. Творческое развитие предполагает совершенствование, достижения новых ступеней в своем развитии. Результатом творческой деятельности является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной и субъективной значимостью. Многие из исследователей объединяют понятие «творчество» и «творческая способность», сопоставляя их друг другу. Эти два понятия принято считать неотъемлемыми составляющими всего творчества. Под понятием творческой способности обычно понимается способность, связанная с созданием чего-то качественно нового. Творчество – практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые результаты.
Существуют различные виды творчества: научное, техническое, художественное и другие. Все они имеют свои специфические черты, общность и различия. Способность к творческим решениям появляется не сразу, но у каждого человека есть свой определенный потенциал. Творческие способности можно и нужно развивать.
Под художественно-творческой способностью В.А Сластенин определяет способность, отражающую глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. К данному понятию автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию. В.А. Сластенин опирается на основные требования современного образования, связанные с развитием творческой личности, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной. Большой потенциал для развития детского творчество заключен в способности дошкольника. Однако до сих пор проблема развития творчество остается наименее изученной.
Психологи, рассматривая проблему творчества, связывают ее с проблемой способностей. При этом креативность рассматривают как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. Исследования в этой области подчеркивают, что креативность влияет на развитие воображения, фантазии, порождением гипотез (Выготский Л.С., Пономарев Я.А., Давыдов В.В., Шмелев А. Г.). Б.М. Теплов считает, что к способностям нужно относить только те, что имеют непосредственное отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности. Такие проявления как вспыльчивость, вялость, медлительность, память не имеют ничего общего со способностями. При этом Б. M. Теплов не считает, что способности могут быть врожденными. Он признает, что в основе творческих способностей «лежат некоторые врожденные особенности, задатки». Сами способности создаются и развиваются только в процессе деятельности, а существуют только в развитии[3].
Поддерживает эту же идею и другой известный психолог. По мнению C. Л. Рубинштейна в основе способностей лежат «наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков». В разработке проблемы творческих способностей C. Л. Рубинштейн в своих исследованиях уделил большое внимание. Под способностями он понимает пригодность к определённой деятельности. При этом о наличии способностей можно судить по достижениям, по темпам духовного роста, а именно: по лёгкости усвоения и быстроте продвижения в деятельности.
Творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчество, сколько в самом его процессе. Специфическая черта творца характеризуется как почти непреодолимое стремление к творческой деятельности.
В этой связи мы можем дать общее определение понятия «художественно-творческие способности» − это индивидуальные особенности качества человека, которые определяет успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. При этом проблема способностей признается как одна из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. При ее изучении следует учесть, что реальным предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Многообразие видов деятельности человека и количественно-качественная разница продуктивности позволяют различать виды и степени способностей. Суждение о способностях имеет всегда сравнительный характер, то есть основывается на сопоставлении продуктивности, умении одного человека с умением других. Еще в 40-60х гг. прошлого столетия проблема общих и специальных способностей привлекла к себе внимание российских психологов.
Таким образом, в самом общем виде определение художественно-творческих способностей выглядит следующим образом: художественно-творческие способности – это способности человека, которые порождают нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, не существовавшее, это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Более того, Светлана Погодина отмечаете: «Творческие способности оказывают большое влияние на развитие ребенка. Нетрадиционные материалы привлекают ребенка. Чем разнообразнее будут художественные материалы, тем интереснее с ними будет работать. Связанные с комбинациями разных материалов у детей появляются новые идеи, ребенок начинает экспериментировать, творить»[4].
Особенности психолого-педагогического развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
В условиях введения ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития творческого потенциала подрастающей личности. Именно в дошкольном периоде закладываются базовые характеристики, которые в дальнейшем будут определять творческую направленность человека.
О необходимости развития художественно-творческих способностей дошкольников говорят и пишут давно. Разработаны программы и технологии, направленные на достижение этой цели. Однако в настоящее время проблема развития творческих способностей дошкольников претерпела существенные изменения.
Так, в последнее десятилетие педагоги-практики отмечают, что дети дошкольного возраста всё больше отличаются от их сверстников, которых описывают И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, М. Монтессори, В.А. Сухомлинский, и даже от тех детей, которые посещали детские сады в конце ХХ в[5]. Р.С. Немов, рассматривая творческие проявления детей, обращает внимание на связь творчества и интереса ребёнка к осуществляемой деятельности. Он подчёркивает, что интерес к деятельности связан с открытием нового, т.е. с творческим процессом[6].
Современные психологи и педагоги (А.Н. Лук, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.) указывают, что одним из условий развития творческих способностей у детей выступает личность педагога и его готовность к соответствующей организации образовательного процесса. В отечественной педагогике и психологии процесс развития творческих способностей дошкольников достаточно хорошо изучен.
Исследования в области физиологии показывают, что мозг ребёнка интенсивно растёт и «дозревает» в первые годы жизни. Рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности функционирования уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется образование новых. Это время высшей сензитивности, наиважнейшее для начала развития способностей. Но для успешного развития необходимо подкрепление данного процесса соответствующими стимулами с опорой на оптимальные условия, существующие на момент созревания. Если созревание мозговых структур и начало функционирования идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие происходит легко.
Большинство исследователей связывают развитие творческих способностей в дошкольном детстве с появлением символов, развитием способности замещения (Н.Е. Веракса, Н.Н. Поддьяков, И.В. Смолярчук, И.С. Якиманская и др.). Замещение формируется в различных видах деятельности ребёнка – игре, конструировании, рисовании и др. Н.А. Ветлугина, основываясь на положениях теории деятельности А.Н. Леонтьева, выделяет у дошкольников способности – воспринимать и переживать прекрасное в жизни и произведениях искусства, легко «входить» в воображаемую ситуацию, эмоционально откликаться на красоту; – творить по законам красоты, проявляя творческую инициативу и личностное отношение к происходящему; – оценивать прекрасное в окружающем, различать средства художественной выразительности в содержании произведений; – самостоятельно искать и находить оригинальные приёмы решения творческих задач[7].
Исходя из вышесказанного, сформулируем особенности развития художественно-творческих способностей дошкольников.
1. Специфика эмоциональной сферы детей. Эмоции дошкольника развиваются, при этом изменяются качественно, становятся более сложными, глубокими, устойчивыми. Ребёнок постепенно учится управлять своим поведением не только с позиции эмоциональных побуждений, но и в соответствии с сознательно поставленными задачами. В этот период эмоциональная сфера ребёнка связана с формированием моральной стороны личности. Огромный эмоциональный опыт ребёнок приобретает в процессе общения с искусством, постигая смысл и усваивая те общечеловеческие ценности, которые воплощены в художественных произведениях. Степень эмоциональности ребёнка определяет силу и интенсивность его воображения.
2. Опора воображения на восприятие. Развитие воображения в дошкольном возрасте происходит за счёт совершенствования воссоздающего воображения, всё более правильного и полного отражения действительности.
3. Уровень сенсорного развития ребёнка отличается малой дифференцированностью восприятия: при предъявлении предметов дети выделяют наиболее яркие, бросающиеся в глаза свойства.
4. Психомоторика дошкольника, отнесённая нами к частным способностям, отличается недостаточной координацией движений и слабой их управляемостью. Уровень развития психомоторной сферы обусловливает качество художественно-творческих результатов деятельности.
5. Художественно-творческие способности дошкольника динамичны, они не являются чем-то статичным, неизменным. Каждый их структурный компонент находится в процессе становления, развития. Все они сформированы в разной степени, поэтому их проявления весьма индивидуальны.
6. Развитие художественно-творческих способностей напрямую зависит от окружения, в котором ребёнок проводит первые годы жизни. У многих детей эти способности начинают развиваться лишь в результате планомерной педагогической работы, что не означает их слабости.
Врождённые задатки, по нашему убеждению, – только одно из условий сложного процесса развития творческих способностей. Творчество дошкольников, в отличие от творчества взрослых, ограничено малым опытом.
С этой точки зрения, творчество детей должно быть более бедным. Однако хотя взрослые имеют больше элементов для комбинации, они осознанно отсекают те из них, которые, согласно опыту, невозможны, в то время как дети легко комбинируют несоединимые вещи, не подвергая критике результат. Для ребёнка характерно «вариативное мышление», когда он создаёт множество способов решения одной задачи, но одинаково привязан к каждому. Пока он не способен отделить удачный вариант от неудачного – с позиций культуры, в которой он развивается. «Взрослое» творчество, напротив, предполагает отбор с позиций вкуса, принятого в обществе с точки зрения культуры, в которой это творчество рождается. Ребёнок любит то, что им создано. Он уверен, что взрослый смотрит на сделанное им точно так же, как и он сам.
Отсутствие творческих проявлений у ребёнка может быть следствием жёсткой системы воспитания, подавившей структуры собственного «Я»[8]. Особенно опасно, если это произойдёт до «первого рождения личности», примерно в 3 летнем возрасте. Сделаем следующие выводы.
Творческие способности не являются врождённым качеством, при определённых условиях они могут проявляться и развиваться. Творческие способности дошкольников – индивидуальное динамичное личностное образование. Они проявляются и развиваются только в соответствующих видах деятельности и только при наличии значимой для субъекта внутренней мотивации. Большую роль в развитии способностей играет личность педагога.
Изобразительная деятельность как средство развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Рисование – это самая ранняя и самая простая форма познания окружающего мира. С самых ранних лет ребёнок берёт в руки карандаш и рисует. Неважно, что именно он рисует, он и не задумывается над этим. Для малыша важен сам процесс: мажет руками, оставляет следы на листе бумаги, на обоях в комнате и т.д. Важно поддержать ребёнка в этом начинании.
В детском саду, наверняка, сталкивались с такими детьми, которые боятся рисовать, потому что сделают что-то не так, неправильно нарисуют и т.д. На самом деле в изобразительном искусстве нет «правильного» и «неправильного». В этом виде изобразительной деятельности столько свободы и фантазии, что это необходимо донести до ребёнка. Он может в своём рисунке, поделке изобразить что-то своё, а не по предложенному шаблону.
Конечно, на первых этапах рисования, мы показываем, как и что нужно делать, но у каждого ребёнка получается что-то своё, как он видит и чувствует. «Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны 19 пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребёнка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее и эффективнее использовать их для его будущего, для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются отмечал Леонардо да Винчи[9].
Существуют традиционные и современные техники рисования. К традиционным изобразительным техникам и приёмам при рисовании мы относим: создание изображения гуашью, акварелью, фломастерами, цветными карандашами, восковыми мелками. К нетрадиционным (современным) – акварель по сырому листу, по мятой бумаге, гуашь или пастель по бархатной бумаге, рисование углём, сангиной, ладонная и пальцевая техники, граттаж, печатание «штампиками», коробками, предметами, природными объектами – листьями, набрызг по трафарету, ниткография, кляксография, монотипия и другие техники[10]. (см. прил. А)
То есть современные рисование подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными (привычными) в педагогической практике образовательных учреждений. Безусловно, при выборе нетрадиционного метода рисования необходимо учитывать возрастные особенности и уровень развития детей.
Дети старшего дошкольного возраста ещё не имеют большого опыта в рисовании и сначала мы учились держать правильно карандаш, кисточку, клеить готовые формы. Большую помощь в этом нам оказали модели, используемые нами в рамках программы «Развитие» Л.А. Венгера. Самое привлекательное в рисовании это то, что можно отойти от привычных форм обучения. Применение современных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. Ведь рисовать можно не только красками, карандашами или фломастерами, но и подкрашенной 20 мыльной водой, свечой, использовать клей, ватные палочки, поролон, жёсткие кисти, различные штампы и т.п.
Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе с цветным клейстером, методом набрызга (напыления), узнают, что можно рисовать не только на бумаге, но и на специальном стекле, учатся работать кистью, карандашом, стекой. Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцем, кулаком, ребром ладони), получать изображение с помощью подручных средств (ниток, верёвочек, полых трубочек), и природного материала (листьев) и т.п. Современные техники не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм[11].
Глава 2 Методические аспекты освоения техники рисования акварелью детьми старшего дошкольного возраста для развития художественно-творческих способностей
Методы и приемы организации занятий по рисованию акварелью в старшей группе
Методы и приемы организации занятий по рисованию акварелью в старшей группе дошкольного возраста имеют многообразные аспекты, и их правильное применение может существенно повлиять на развитие творческих способностей детей. На этих занятиях важно не только знакомить детей с художническими техниками, но и создавать непринужденное, вдохновляющее пространство, где каждый ребенок может выразить свои мысли, чувства и идеи, используя акварель как средство самовыражения.
Демонстрация техники акварельной живописи — один из самых эффектных методов. Воспитатель может провести мастер-класс, показывая различные приемы работы с акварелью. Например, начинать можно с базовых техник, таких как «мокрая по мокрому» или «мокрая по сухому»[12]. Эти методы позволяют детям увидеть, как краски смешиваются, как можно создать градиенты и различные цвета, просто добавляя воду и вибрируя давления на кисть. Важно объяснять каждое движение и комментировать процесс, чтобы дети могли задавать вопросы и размышлять о том, что происходит на бумаге. При этом, рекомендуется использовать яркие, красочные примеры работ известных художников, чтобы вдохновить детей и показать, как можно применять акварель в профессиональном искусстве[13].
Организация обсуждений — еще один ключевой прием. Перед началом рисования важно выяснить, что дети уже знают о боевой акварели — какие цвета они предпочитают, какие образы им близки. Можете задать вопросы о том, какие картины они видели, какие настроения эти картины вызвали. Это не только активизирует их знания, но и создает эмоциональную связь с процессом рисования. Обсуждение может быть организовано с использованием репродукций известных картин, где дети могут вникнуть в смысловую нагрузку и ощущение, передаваемое художником.
Одной из особенностей акварельной техники является ее возможность использовать различные материалы и инструменты, что значительно обогащает занятие. Воспитатель может предложить детям попробовать не только стандартные акварельные кисти, но и букеты из трав, губки, ватные палочки или даже пальцы. Каждый из этих инструментов может создавать уникальные текстуры, что делает процесс рисования более увлекательным и интересным. Например, с помощью соли можно добиться неожиданного эффекта на влажной акварели, что потрясает даже самих детей.
Групповая работа — еще один мощный инструмент в воспитывающей практике. Совместное создание большой картины или мозаики укрепляет взаимосвязь между детьми, способствует развитию командного духа и коммуникационных навыков. Дети могут обсуждать, какие цвета использовать, как распределить роли и совместно решать возникшие проблемы. Это отличный способ продемонстрировать значимость сотрудничества в творчестве, и в процессе такие занятия могут стать ярким примером того, как разные взгляды и идеи могут сочетаться в одном произведении.
Интеграция рисования акварелью с другими видами искусства также обогащает занятия. Например, можно включить музыкальные элементы — послушать различные музыкальные композиции, которые могут вдохновить детей на создание определенных образов. После этого дети могут интерпретировать свои чувства через цвет и форму. Это позволяет им ощущать единство различных видов искусств — визуального и музыкального, и развивает их способность к многогранному восприятию[14].
Индивидуальный подход к каждому ребенку в группе — не менее важный аспект. Учитывая, что уровень подготовки и интересы могут значительно различаться, задача воспитателя состоит в том, чтобы адаптировать задания к возможностям каждого учащегося. Более опытные дети могут работать над сложными композициями или изучать более продвинутые техники, тогда как новички могут сосредоточиться на простых формах и цветах. Главное здесь — создавать атмосферу, в которой каждый ребенок ощущает себя ценным и способным.
Создание комфортной атмосферы — это еще один ключевой момент. Наполнение класса художественными произведениями, установленными на видных местах, мягкие светлые тона стен и удобное расположение мебели позволяют детям сосредоточиться на процессе творчества. При этом следует позаботиться о том, чтобы каждому ребенку было удобно и приятно работать. Позитивная атмосфера, добрые слова и поддержка воспитателя способствуют повышению самооценки и уверенности детей в своих способностях.
Не стоит забывать о важности оценки результатов работы. Вместо простого выставления оценок, воспитатель может поощрять обмен мнениями о работах своих сверстников. Это способствует развитию критического мышления и помогает детям строить конструктивный диалог. Обсуждение выполненных работ позволит им понять, как различные техники и методы были использованы, а также стать более уверенными в себе и своих художественных решениях. (см. прил. Б.)
Занятия по рисованию акварелью в старшей группе дошкольного возраста могут быть реализованы через множество разнообразных методов и приемов. Благонадежный процесс творческого обучения будет построен на демонстрации, обсуждении, использовании различных техник и материалов, а также интеграции с другими видами искусства. Это создает основу для развития у детей художественно-творческих способностей, формирует их эмоциональную отзывчивость и креативное мышление. В конечном итоге, занятия рисованием акварелью становятся не только средством обучения технике, но и уникальным пространством для самовыражения, фантазии и творчества, где каждый ребенок может найти себя в мире искусства[15].
Педагогические условия организации занятий по рисованию акварелью в старшей группе
Педагогические условия организации занятий по рисованию акварелью в старшей группе дошкольного возраста играют ключевую роль в формировании художественно-творческих способностей детей. Эти условия включают в себя не только физическую среду, но и методы преподавания, подходы к взаимодействию с детьми, использование материалов и технологий, а также создание эмоционально-комфортной атмосферы. Для того чтобы занятия по рисованию акварелью прошли эффективно и принесли радость учащимся, необходимо учитывать несколько основных педагогических условий. Рассмотрим более подробно ключевые, которые влияют на эффективность таких занятий[16].
Создание мотивирующей образовательной среды является первым и, пожалуй, самым важным условием. Пространство, в котором проходят занятия, должно быть не только эстетически оформлено, но и функционально организовано. Удобные места для работы, наличие достаточного количества света, а также уютная атмосфера способствуют расслаблению и сосредоточенности детей. Дети должны иметь возможность свободно передвигаться, что важно для комфортного восприятия процесса рисования. Стены могут быть украшены репродукциями картин известных художников, которые выполнены в различных техниках, включая акварель. Это визуальное представление искусства помогает детям вдохновляться, расширять свои горизонты и применять новые идеи в собственном творчестве.
Рабочее пространство должно быть обеспечено всем необходимым для работы: акварельными красками, различной бумагой (например, для акварели, орошенной бумагой, текстурированной и т.д.), кистями различных форм и размеров. Важно также предоставить детям дополнительные инструменты, такие как губки, соли, пленка и т.д., чтобы они могли экспериментировать с текстурой и эффектами. Это побуждает детей исследовать и создавать, открывая для себя новые возможности. Наличие специального оборудования, например, столов для рисования, мольбертов и стульев, адаптированных под рост детей, также значительно улучшает условия для занятия[17].
Опора на разнообразные педагогические методы является вторым условием, способствующим успешной организации занятий. Эффективные методы преподавания, которые могут включать в себя демонстрации, практические упражнения, игровые формы и групповые проекты, делают процесс обучения более увлекательным и доступным для детей. Демонстрация техник рисования, когда воспитатель шаг за шагом показывает каждый этап создания картины, позволяет детям видеть весь процесс и лучше понимать, как работать с акварелью. Этот метод помогает детям легче осваивать новые навыки и ощущения[18].
Практические упражнения, проводимые в группах, обеспечивают детям возможность обмена опытом, обсуждения работы друг друга и коллективного творчества. Дети могут работать над совместными проектами, что развивает командный дух и взаимодействие между собой. Например, проект по созданию настенной росписи или общего альбома помогает детям не только узнавать новую информацию, но и учиться работать в команде, принимая во внимание идеи и чувства друг друга. Игровые формы занятий, где дети рисуют под музыку или в ответ на определенные двигательные задания, привносят элемент радости и игры в процесс рисования, что способствует развитию их творческой активности.
Индивидуализация процесса обучения — третье условие, влияющее на успешность занятий. Важно учитывать уровень подготовки и интересы каждого ребенка. Воспитатель должен быть внимателен к тому, как дети воспринимают различные задания и как это отражается на их творчестве. Можно предложить дифференцированные задания, которые удовлетворяют различным уровням подготовки. Например, для более опытных детей можно предложить сложные композиции с использованием различных техник, а новичкам — простые задания, что повышает их уверенность и желание пробовать новое.
Создание безопасной и поддерживающей эмоциональной среды выступает четвертым условием. Дошкольный возраст характеризуется высокой чувствительностью детей к оценке их творчества. Важно создать атмосферу, в которой каждый ребенок сможет свободно выражать свои мысли и чувства, не испытывая страха перед критикой. Позитивная поддержка и конструктивная обратная связь значительно усиливают уверенность детей в своих силах и способностях. Воспитатель должен активно поощрять детей, отмечая их усилия и творческий подход, вместо того чтобы фокусироваться только на конечном результате. Создание благоприятной атмосферы для совместных обсуждений и обмена мнениями также станет важной частью эмоциональной поддержки детей[19].
Интеграция рисования с другими видами искусства — еще одно важное условие, способствующее развитию креативности. Совместные занятия, такие как рисование под музыку или создание театрализованных сцен, связывают различное искусство и позволяют детям лучше понять выражение своих эмоций через живопись. Воспитатель может предложить детям прослушать музыкальные композиции и затем изобразить свои ощущения от услышанного на бумаге с помощью акварелей. Взаимосвязь между музыкой и искусством помогает детям расширять свой эмоциональный диапазон и углублять визуальное восприятие. Это разнообразие методов не только обогащает опыт детей, но и их на дальнейшие эксперименты в творчестве.
Важной составляющей педагогических условий является также использование различных техник акварельной живописи. Это может включать в себя как традиционные подходы, так и современные методы, такие как "wet-on-wet" (мокрое на мокром) или "wet-on-dry" (мокрое на сухом)[20]. Вовлечение детей в изучение различных стилей и подходов позволяет им самим находить свои предпочтения и индивидуальные выразительные средства. Каждая новая техника становится не только средством создания произведений искусства, но и возможностью самовыражения, что критически важно в дошкольном возрасте.
Важно помнить о необходимости оценки результатов работы не только по качеству конечного продукта, но и по процессу его создания. Вместо той традиционной схемы, где оценивается только итог, стоит проводить обсуждения, в ходе которых дети делятся своими эмоциональными впечатлениями от процесса рисования и тем, что они узнали. Такой подход формирует у детей критическое отношение к собственным работам и помогает развить чувство самотребования и самокритики.
Заключение
В ходе исследования данной темы был осуществлён комплексный обзор теоретических и практических аспектов развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике рисования акварелью. Обращаясь к первым главам работы, мы проанализировали существующую литературу по данному вопросу, выявили ключевые аспекты психолого-педагогического развития детей и рассмотрели, как изобразительная деятельность служит эффективным средством для формирования и развития творческих навыков.
Теоретическая часть работы подчеркивает важность раннего развития художественно-творческих способностей. Анализ литературы показывает, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы эстетического восприятия и креативного мышления, что, в свою очередь, оказывает значительное влияние на всю последующую творческую деятельность человека. Мы также обнаружили, что изобразительная деятельность, включая рисование акварелью, не только развивает технические умения, но и способствует формированию эмоциональной связи между детьми и искусством, что является необходимым для их гармоничного развития.
Во второй главе были рассмотрены методические аспекты освоения техники рисования акварелью. Мы выделили методы и приемы, которые могут быть использованы в практике педагогов, чтобы сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным. Важно отметить, что правильная организация занятий, использование разнообразных приемов и создание поддерживающей образовательной среды играют ключевую роль в развитии детей. Педагог должен учитывать индивидуальные особенности и интересы каждого ребенка, что позволяет обеспечить более глубокое развитие художественно-творческих способностей.
Считаем, что цель исследования, которая заключалась в изучении влияния обучения технике рисования акварелью на развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, нами достигнута.
Задачи, которые заключались в проведении анализа литературы по проблеме развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста, изучении особенностей психолого-педагогического развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, рассмотрении изобразительной деятельности как средства развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, определении методов и приемов организации занятий по рисованию акварелью в старшей группе, анализе педагогических условий, необходимые для организации занятий по рисованию акварелью в старшей группе, нами решены.
Гипотеза исследования о том, что если владеть методами и приемами организации занятий по рисованию акварелью, создавая при этом педагогические условия, то развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, подтверждена.
Таким образом, можно сделать вывод, что обучение технике рисования акварелью имеет значительный потенциал для развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Эффективная организация занятий, применение современных методов и создание эмоционально-комфортной атмосферы способствуют не только углублению знаний и навыков детей, но и формированию их самодостаточности, уверенности в себе и стремления к самовыражению.
Список использованных источников:
- Абрамова, М. А. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста / М. А. Абрамова. - Москва: Сфера, 2021. - 160 с.
- Агаева, Е. Л. Развитие воображения и творчества у детей дошкольного возраста / Е. Л. Агаева, И. А. Рыжкова. - Москва: Вентана-Граф, 2022. - 144 с.
- Бабенко, К. В. Акварель для начинающих. Техники и приемы / К. В. Бабенко. - Москва: АСТ, 2023. - 96 с.
- Васильева, О. Е. Художественное творчество в детском саду: акварель / О. Е. Васильева. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2024. - 80 с.
- Григорьева, Г. И. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г. И. Григорьева. - Москва: Академия, 2020. - 272 с.
- Дмитриева, Ю. А. Рисование акварелью в детском саду: методическое пособие / Ю. А. Дмитриева. - Москва: Мозаика-Синтез, 2021. - 128 с.
- Емельянова, И. Е. Развитие творческих способностей у детей 5-7 лет / И. Е. Емельянова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2025. - 192 с.
- Комарова, Т. С. Детское художественное творчество / Т. С. Комарова. - Москва: Мозаика-Синтез, 2020. - 208 с.
- Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа / И. А. Лыкова. - Москва: Цветной мир, 2023. - 208 с.
- Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / А. В. Никитина. - Санкт-Петербург: КАРО, 2022. - 96 с.
- Новикова, И. В. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства / И. В. Новикова. - Москва: Педагогика, 2024. - 144 с.
- Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в старшей группе / Н. М. Сокольникова. - Москва: Академия, 2021. - 368 с.
- Ткаченко, Т. А. Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста / Т. А. Ткаченко. - Москва: Эксмо, 2023. - 112 с.
- Уткина, Н. В. Акварельные секреты: техники рисования для начинающих / Н. В. Уткина. - Москва: АСТ-Пресс, 2025. - 64 с.
- Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: старшая группа / Г. С. Швайко. - Москва: Владос, 2022. - 176 с.
Интернет-источники:
Раевская А. А.
[1] Абрамова, М. А. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста / М. А. Абрамова. - Москва: Сфера, 2021. - 160 с.
[2] Васильева, О. Е. Художественное творчество в детском саду: акварель / О. Е. Васильева. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2024. - 80 с.
[3] Емельянова, И. Е. Развитие творческих способностей у детей 5-7 лет / И. Е. Емельянова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2025. - 192 с.
[4] Ткаченко, Т. А. Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста / Т. А. Ткаченко. - Москва: Эксмо, 2023. - 112 с.
[5] Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в старшей группе / Н. М. Сокольникова. - Москва: Академия, 2021. - 368 с.
[6] Новикова, И. В. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства / И. В. Новикова. - Москва: Педагогика, 2024. - 144 с.
[7] Григорьева, Г. И. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г. И. Григорьева. - Москва: Академия, 2020. - 272 с.
[8] Комарова, Т. С. Детское художественное творчество / Т. С. Комарова. - Москва: Мозаика-Синтез, 2020. - 208 с.
[9] Агаева, Е. Л. Развитие воображения и творчества у детей дошкольного возраста / Е. Л. Агаева, И. А. Рыжкова. - Москва: Вентана-Граф, 2022. - 144 с.
[10] Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / А. В. Никитина. - Санкт-Петербург: КАРО, 2022. - 96 с.
[12] Бабенко, К. В. Акварель для начинающих. Техники и приемы / К. В. Бабенко. - Москва: АСТ, 2023. - 96 с.
[14] Дмитриева, Ю. А. Рисование акварелью в детском саду: методическое пособие / Ю. А. Дмитриева. - Москва: Мозаика-Синтез, 2021. - 128 с.
[15] Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: старшая группа / Г. С. Швайко. - Москва: Владос, 2022. - 176 с.
[16] Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа / И. А. Лыкова. - Москва: Цветной мир, 2023. - 208 с.
[18] Уткина, Н. В. Акварельные секреты: техники рисования для начинающих / Н. В. Уткина. - Москва: АСТ-Пресс, 2025. - 64 с.
Предварительный просмотр:
Приложение А
Технологическая карта занятия по рисованию
ФИО: Раевская Анна Алексеевна
Образовательная область: художественно - эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие
Тема занятия: «Ракета в космосе»
Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)
Цель занятия: изображение ракеты в космосе в нетрадиционной технике рисования (Восковые мелки + акварель)
Задачи занятия:
Образовательные:
- формировать умение рисовать в нетрадиционной технике;
- закрепить знания и представления о расположении частей ракеты и их форме;
- закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов;
Развивающие:
- развивать психические процессы: внимание, наблюдательность, чувство формы, чувство цвета, чувство пропорции;
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, нравственные и волевые качества: доброжелательность и взаимопомощь.
Планируемые результаты занятия: воспитанники расширили представление о космосе, расположении частей ракеты и их форме; дети овладели способами нетрадиционной техники рисования (восковые мелки + акварель), и оформили выставку своих работ.
Подготовительная работа: проведение беседы на тему «Космос»; рассматривание тематических картинок.
Материалы и оборудование: листы бумаги А4, палитра, акварельные краски, кисти, непроливайка с водой, восковые мелки, салфетки матерчатые, ИКТ презентация на тему: «Космос», глобус.
Ход занятия:
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемый результаты |
1. | Организационно – мотивационный этап | Организовать направленное внимание и заинтересовать детей в предстоящей деятельности | - Ребята, мы с вами живем на планете «Земля». Вот так она выглядит (показ глобуса). Днем, когда светло, мы видим на небе Солнце. А ночью, когда темно, на небе загораются множество звездочек. Загадываю загадку: Океан бездонный, океан бескрайний, Безвоздушный, темный и необычайный, В нем живут Вселенные, звезды и кометы, Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос) Дети садятся на стульчики (напомнить детям - спинки держим прямо. Показ презентации «Космос» (слайды с космическими изображениями, обращая внимание детей на необычность, выразительность космических картин, пейзажей, разнообразие и использование цветов).
-На чем можно полететь в космос? Послушайте загадку: На корабле воздушном, Космическом, послушном, Мы, обгоняя ветер, Несемся на……(Ракете) | Словесный метод: беседа, загадка Игровой метод: создание игровой ситуации Наглядный метод: показ презентации | Дети приветствуют друг друга и педагога, активно включаются в игровую ситуацию, отгадывают загадку, выражают свои эмоции. Смотрят и отвечают на вопросы по презентации. | Готовность к занятию, положительный настрой. |
2. | Основной этап | |||||
Этап постановки Проблемы | Создать проблемную ситуацию, сформулировать проблему в доступной для детей форме |
Ребята, а давайте мы с вами для каждого из них нарисуем ракету? | Наглядный метод: показ образцов. Словесный метод: беседа, вопросы. Проблемный метод: постановка проблемного вопроса. | Рассматривают образцы рисунков, отвечают на вопросы, высказывают свои предположения, формулируют проблему. | Осознание проблемы, проявление интереса к новой технике. | |
Этап ознакомления с материалом | Закрепить знания и представления о расположении частей ракеты и её форме | Давайте с вами вспомним, как выглядит ракета. (рассматривание изображения ракеты в космосе, уточняю ее части и форму). -Ребята, из каких частей состоит ракета? (корпус ракеты – прямоугольной формы; носовая часть ракеты - треугольной формы; иллюминаторы – круглой формы, ножки у ракеты – треугольной формы). Обратите внимание, что ракета в полете летит в наклонном направлении. Чтобы работы были более яркими и интересными, рисовать мы будем восковыми мелками, а затем поверх рисунка нанесёте акварель. Физминутка: «Полет» А сейчас мы с вами, дети, (маршировать) Улетаем на ракете (потянуться, подняв руки над головой) На носки поднимись, (подняться на носки, руки сомкнуть над головой) А теперь руки вниз (опустить руки вниз) Раз, два, три, потянись (потянуться) Вот летит ракета ввысь (кружиться на месте) А теперь я предлагаю вам нарисовать свои ракеты, тогда Лунтик и его друзья вернуться к себе на Луну. Напоминаю правила работы с техникой (восковые мелки + акварель) - Ребята с чего начнём рисовать ракету? (с корпуса). А сейчас, дети, нарисуйте каждый свою ракету, используя восковые мелки. Не забывайте, что ракета в полете летит под наклоном. - А затем нарисуем космическое пространство, используя разные цвета красок. | Наглядный метод: показ техники Словесный метод: объяснение Практический метод: физкультминутка. | Слушают объяснение воспитателя, рассматривают материалы, задают вопросы | Дети участвуют в беседе. Закрепили знания о расположении частей ракеты и её форме. | |
Этап практического решения проблемы | Самостоятельная работа детей. Формировать умение рисовать в нетрадиционно й технике. | Напоминаю правила работы с техникой (восковые мелки + акварель)
| Практический метод: самостоятельная работа, индивидуальный подход. | Самостоятельно рисуют восковыми мелками, затем закрашивают лист акварельными красками. Проявляют творчество. | Дети выполняют работу, рисуют способами нетрадиционной техники рисования. (Восковые мелки + акварель) | |
3. | Заключительный этап. Рефлексия
| Подведение итогов занятия. Оценка результатов деятельности. |
Лунтику и его друзьям очень понравятся ваши ракеты. Но сначала, мы сделаем выставку наших работ для родителей. | Словесные методы: беседа, вопросы, похвала. Наглядный метод: рассматривание работ. | Дети рассматривают работы, высказывают свое мнение, оценивают результаты деятельности. Отвечают на вопросы педагога, подводят итоги занятия. | Дети подвели итог деятельности, обобщили полученный опыт; оценили результат деятельности. Оформление выставки. |
Предварительный просмотр:
Приложение Б
Методические рекомендации для родителей
«Акварельная живопись в развитии творческого воображения старших дошкольников»
Уважаемые родители! Акварельная живопись представляет собой уникальную возможность для детей старшего дошкольного возраста не только освоить художественные навыки, но и развить творческое воображение. В этом возрасте у ребенка активно формируется эстетическое восприятие, и именно художественная деятельность содействует гармоничному развитию. Данные рекомендации помогут вам организовать занятия по акварельной живописи дома, а также понимать, как такая деятельность влияет на развитие ребенка.
Основные аспекты акварельной живописи
Для начала важно разъяснить, что акварельная живопись – это техника, основанная на использовании водорастворимых красок. Эта техника требует от художника свободы в выражении чувств, что идеально подходит для детей, стремящихся экспериментировать и проявлять себя. Особенности акварели, такие как прозрачность и легкость смешивания цветов, способствуют созданию уникальных эффектов и стиля.
- Создание комфортной среды. Организация пространства для рисования играет важную роль. Выделите отдельное место с хорошим освещением, где ребенок сможет свободно работать. Убедитесь, что все необходимые материалы находятся под рукой: акварельные краски, кисти, бумага, палитры и воду для разбавления красок. Не забудьте также о защитной одежде — фартуках или старых футболках. Это поможет ребенку сосредоточиться на творческом процессе, а не на том, чтобы не испачкаться.
- Поощрение творчества и свободы выбора. Важно предоставить ребенку возможность выбирать темы своих работ. Это могут быть как природные пейзажи, так и абстрактные композиции. Предложите ему нарисовать любимое животное, момент из сказки или что-то наводящее на размышления. Поддерживайте инициативу ребенка, позволяя ему буквально "уходить за рамки", использовать необычные цвета и формы.
- Проведение занятий. Занятия акварельной живописью можно проводить в формате игры. Начните с простых упражнений: смешивание цветов, создание переходов, изучение теории о том, как работать с водой. Устраивайте мастер-классы, на которых вы показываете, как создавать простые элементы, такие как облака или солнце. Не бойтесь экспериментировать: позвольте ребенку самостоятельно находить интересные детали в процессе рисования.
- Обсуждение произведений. По завершении работы важно обсудить результат. Задайте вопросы о том, что он хотел выразить в своей работе, какие чувства испытывал во время рисования. Это поможет ребенку развивать навыки вербального пояснения своих эмоций и намерений, а также открывает пространство для диалога о чувствах, предпочтениях и восприятии искусства.
- Стимулирование самовыражения. Поощряйте ребенка самовыражаться через искусство. Позвольте ему выбрать, каким образом он хочет завершить свою работу: оставить ее незаконченной, добавлять детали или даже комбинировать акварель с другими техниками, например, графикой. Этот процесс поможет развить критическое мышление и креативность.
- Участие в выставках и конкурсах. Родители могут активно участвовать в жизни ребенка, предлагая ему участвовать в выставках или конкурсах детского творчества. Это создает дополнительную мотивацию и позволяет ребенку чувствовать важность своего творчества. Обсуждайте вместе, как можно представить его работы, и как он может объяснить свои идеи зрителям.
- Соблюдение баланса между свободой и эмоциями. Помните, что главное в занятиях акварельной живописью — это радость от творчества. Не стоит ставить перед ребенком слишком жесткие цели или ожидания. Каждый процесс рисования – это возможность попробовать что-то новое и изучить свое внутреннее "я". Важно, чтобы все происходило в атмосфере поддержки и понимания, без критики.
Акварельная живопись является мощным инструментом для развития творческого воображения старших дошкольников. Благодаря легкости применения и выразительности акварелей, дети открывают для себя мир цветов, форм и их сочетаний. Родители, создавая условия для свободного творчества, могут значительно содействовать в формировании у ребенка уверенности в своих силах и уникальности.
Занятия акварельной живописью могут стать не только источником знаний и навыков, но и весёлым и запоминающимся времяпрепровождением для всей семьи. Не ограничивайте свои и детские горизонты – позволяйте искусству быть частью каждодневной жизни!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа по дисциплине дошкольное образование " Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста процессе музыкальной деятельности"
Представляю дипломную работу по дисциплине дошкольное образование на тему " Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности". В это йработе упом...

Проект: Театрализованные игры для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Проект – это одна из самых успешных форм для развития творческих способностей ребенка. Проектная деятельность помогает наладить общение и взаимодействие детей и взрослых. Именно в проектной деят...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Методы, формы и средства развития музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Методика проведения бесед о музыкальном произведении".
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Методы, формы и средства развития музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Методика проведения бесед о музыкальном произведении"...

Квалификационная работа Тема: Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами
*Актуальность данной работы обусловлена тем, что на современном этапе развития отечественной педагогики роль «оригами» в развитии мелкой моторики рук мало исследована, что и побудило к выб...

ВКР: Рисование руками как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
Дорогие друзья! Вашему вниманию представлена выпускная квалификационная работа (ВКР) на тему «Рисование руками как средство развития...
Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике рисования акварелью
Курсовую выполнила Раевская Анна Алексеевна. В данной работе вы можете подробнее ознакомиться с данной темой и приложениями к данной теме....
Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике рисования акварелью
Курсовую выполнила Раевская Анна Алексеевна. В данной работе вы можете подробнее ознакомиться с данной темой и приложениями к данной теме....