Статья "Социализация личности студента в процессе организации досуговой деятельности на примере общежития ГАПОУ РС(Я) "АПТ"
статья

Морарь Лариса Ивановна

Аннотация: В статье рассматривается проблема социализации личности студентов в условиях студенческого общежития. Автором представлены предпочтительные формы досуговой деятельности, оказывающие непосредственное влияние на становление личности молодежи как одно из направлений социально-педагогической программы общежития ГАПОУ РС(Я) «Алданский политехнический техникум». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Морарь Лариса Ивановна

Воспитатель общежития

ГАПОУ РС(Я) «АПТ», город Алдан.

E-mail: class="c10">Социализация личности студента в процессе организации
досуговой деятельности на примере общежития
ГАПОУ РС(Я) «Алданский политехнический техникум»


Аннотация: В статье рассматривается проблема социализации личности студентов в условиях студенческого общежития. Автором представлены предпочтительные формы досуговой деятельности, оказывающие непосредственное влияние на становление личности молодежи как одно из направлений социально-педагогической программы общежития ГАПОУ РС(Я) «Алданский политехнический техникум».

Ключевые слова: социальное развитие, личность, развитие личности, социализация личности, досуг, досуговая деятельность, студенческое общежитие.

В психологии общее понятие социального развития человека означает развитие его личности и психики в процессе установления многообразных социальных отношений. Под развитием личности понимается формирование социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Молодость является критической точкой процесса социализации. В этот период не только происходит становление и закрепление социальности в индивиде, но и общество получает импульс развития через инновационный потенциал, присущий молодежи как социальной общности. Одна из главных практических проблем социализации состоит в прогнозировании социального развития молодежи. Перед родителями, педагогами, работодателями, представителями государственных структур с неизбежностью возникает вопрос о том, как взаимодействовать с молодыми людьми, как относиться к их ценностным предпочтениям, поведению и т. д.? Социализация подростков, молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни во взрослом мире всегда являлась одной из важнейших задач школы. Это связано с тем, что подростки сегодня находятся в иной социальной ситуации, характерными чертами которой являются расслоение общества, изменение его структуры, отсутствие общегосударственной идеологии и четких социальных, нравственных и духовных ориентиров и т.д. В таких условиях резко снижается эффективность социализации молодежи, потому что в этой ситуации определить свои жизненные цели, а тем более прочертить социально приемлемую траекторию пути к их достижению является не простой задачей. Ее решение требует от человека целого набора специфических личностных качеств, таких как предприимчивость, инициативность, социальная смелость, толерантность, высокий уровень развития социальных навыков и умений, сформированность ценностных ориентаций. Создание специальных условий формирования у учащихся этих качеств и становится основной задачей современной школы. В сложившейся ситуации очевидна неотложность решения острейших проблем духовно-нравственного становления нового поколения и создание условий для воспитания у молодёжи общественно-значимых идеалов и ценностей. По результатам исследования Богдановой В. В. подтверждается высокая социализирующая роль образования в социализации студенческой молодежи на ценности саморазвития, образованности, терпимости, ответственности и др. Обучение в образовательном учреждении – это период не только профессионального, но и социального развития. Нарушение баланса «социального» и «профессионального» в обучении студентов чревато серьезными последствиями, что особенно актуально в контексте перехода России на уровневую систему высшего образования. Студенчество как социальная группа, характеризуется особыми условиями жизни, труда и быта, общественным поведением и психологией. Для студентов приобретение знаний и подготовка себя как специалистов и профессионалов является основным занятием. Внеучебная, общественная работа, создает оптимальные условия для социализации молодого человека, формирования активной жизненной позиции. Среди требований, предъявляемых сегодня к современному специалисту, важнейшими являются профессиональная и социальная компетентность, активная жизненная позиция, твёрдость нравственных убеждений, способность отстаивать свои принципы. Важную роль в решении данной задачи играет оптимальное использование всего комплекса воспитательных воздействий на студентов в учебном процессе и вне учебной работы. Проблема студенческого общежития как воспитательного института специально в научной литературе не исследована в полной мере. Необходимо было бы обосновать с научной педагогической точки зрения реально существующий факт, что студенческое общежитие выступает в структуре общества как специфический институт социализации студентов, призванный сыграть существенную роль в развитии их личности. Постановка проблемы научного анализа студенчества в целом, выступающего в качестве особой социально-психологической и возрастной категории, принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюкина, А.А. Реана, Е.И. Степановой, а также в работах других исследователей (П.А. Просецкий, В.А. Сластенин) накоплен определенный эмпирический материал проведенных наблюдений, результаты экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме. Как показывают наши наблюдения за студентами первых-вторых курсов, живущими в общежитии, то можно отметить, что они часто не владеют в достаточной мере навыками конструктивного общения, не способны предупреждать возникновение деструктивных конфликтов со своими соседями по комнате, многие из них пока не могут минимизировать их последствия, урегулировать напряженность в отношениях и, наконец, самостоятельно справиться с трудными жизненными ситуациями. Иногда такие ситуации приводят к тому, что на фоне личностных переживаний появляется тенденция распространения студенческой аддиктивности, девиантности, маргинальности, что, безусловно, наносит вред и здоровью, и качеству их жизни и учебы. Досуг молодёжи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу специфических потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей «молодёжного сознания» повышенной эмоциональностью восприятия и реакций. В основе его содержания не только отдых и развлечения, но и решение жизненных проблем, т.к. идёт активный процесс самопознания, самореализации, самовыражения. Основные потребности этой возрастной группы: общение, выбор профессии и будущего спутника жизни, эмоциональная разрядка и отдых, участие в социально-значимых событиях и возможность самостоятельного решения проблем. Во временных коллективах досуг является существенным звеном социального воспитания личности, стимулом его творческого, интеллектуального, духовно-нравственного, физического развития, процессом, направленным на углубление и расширение знаний, гуманизацию чувств и поступков. Таким образом, проблема студенческого досуга воспитателей интересует не как «наполняемость» свободного времени студента, а как время «работающее на него». Досуговая деятельность – это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усвоение культурных ценностей и т.д. В общежитии « АПТ» созданы необходимые условия для развития личности студентов, что способствует самовоспитанию, самоопределению, нравственному совершенствованию. Это осуществляется при соблюдении необходимых условий: - утверждение отношений сотрудничества студентов и воспитателей; - развитие досуговой деятельности как особой сферы жизнедеятельности студентов в общежитии; Развитие личности студента в процессе организации досуговой деятельности преследует следующие цели: - повышение уровня компетентности студентов в принятии решений, в последовательном и ответственном осуществлении своих целей; - умение сотрудничать, работать, общаться, отдыхать с другими людьми; - формирование способностей индивида к самоконтролю, самооценке, рефлексии; - обеспечение эмоциональных переживаний радости жизни, самоудовлетворенности, уверенности в собственных силах; - ориентация на выбор позитивного образа жизни; - развитие конкретной индивидуальности, того особенного, неповторимого, единичного, что заложено в каждом человеке от природы и
Таким образом, досуговая деятельность студентов в общежитии «АПТ» имеет потенциал для развития социальной компетентности студента: ориентация на выбор позитивного образа жизни, самостоятельное принятие решений, осуществление целей, умение сотрудничать с другими людьми, эмоциональное переживание радости жизни, способность к самоконтролю, самооценке, рефлексии, уверенности в собственных силах, развитие индивидуальности. Рассмотрим формы, которые оказывают существенное влияние на процесс социализации студентов в общежитии. Праздники, концертные и развлекательно-игровые программы – традиционная форма организации и проведения досуга в общежитии «АПТ». Позволяют приобщаться к традициям, лучше их усвоить, провести время с друзьями и близкими людьми, продемонстрировать свои способности и таланты, что способствует самореализации студентов при выступлении в ходе данного рода мероприятий. Организация и участие в них обеспечивает чувство причастности к какой-либо общности. Участие в их подготовке и организации позволяют включить в эту деятельность духовно-культурный, творческий, интеллектуально и физически развивающий компоненты личности. При организации и участии в данных формах мероприятий студента волнует не только и не столько достижение конкретной цели, сколько испытание себя, осознание себя, своих возможностей, «построение себя как субъекта». Встречи – формы организации общения, в рамках которых происходит обсуждение каких-либо вопросов, тем, проблем, уточняются какие-либо аспекты. Встречи организуются со специалистами различных служб, с интересными людьми. В рамках встреч у студентов формируется активная социальная позиция через проявление интереса к теме встречи, через формулирование вопросов по теме, через поиск информации по теме. Встречи обеспечивают проявление интереса к людям, к профессиям, обеспечивают интеллектуальное развитие и ценностное отношение не только к представителю профессии, а также и к обсуждаемым проблемам в ходе встречи. Воспитательные мероприятия, беседы: способствуют включению студентов в многообразные социально ценные и личностно значимые виды деятельности, в гуманистически ориентированные межличностные отношения со сверстниками и педагогом; формируют опыт социального поведения, необходимый для успешного вхождения в систему общественных отношений: выявляют и развивают интеллектуальные, коммуникативные способности. В рамках разнообразных форм досуговой деятельности студенты реализуют свои способности, потребность в общении с людьми, имеющими общие интересы, формируют умения и навыки, необходимые для успешной адаптации в социуме и профессиональной деятельности.
Так как досуговая деятельность студенческой молодежи, предпочтительные ее формы, оказывают существенное влияние на становление ценностных ориентаций студенчества, его интеграцию в различные сферы общественной жизни, то следует отметить, что именно досуг в настоящее время оформился в качестве основной сферы социализации студентов в общежитии «АПТ».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Азарова, Р. Н. Досуг современной молодежи / Р. Н. Азарова // Внешкольник. – 2003. - № 10. – С. 19-20.
  2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Аспект-Пресс, 2002. – 364 с.
  3. Андреенкова, Н. В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. М., 1970.
  4. Андриенко, Е. В. Социальная психология / Е. В. Андриенко. – М. : Академия, 2001. – 262 с.
  5. Богданова, В.В. Современная российская молодежь как продукт новой социальной реальности. // IX межвузовская научная конференция «Российское общество перед вызовом времени – преемственность и перемены». – М. : МПГУ, 2007. – 158 с.
  6. Бовкун, В. В. О воспитании чувства ответственности у студентов, проживающих в общежитии // Воспитательная работа с учащимися в современных условиях: концепция, проблемы, организация: Тез. докл. науч. – практ. конф. – М. – 1997.
  7. Петрова, З. А. Методология и методика социологических исследований культурнодосуговой деятельности. Учебное пособие / З. А. Петрова. - М.: МГИК, 1990. – 108 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной компетенции у будущих специалистов при организации досуговой деятельности в социуме

Приоритетными задачами образования сегодня являются развитие творческих и коммуникативных компетенций у современных студентов. От успешного решения этих задач будет во многом зависеть результативность...

Формирование личности учащихся в процессе организации проектной деятельности на уроках физики

формирование у учащихся положительного отношения к труду (обученью)  в процессе выполнения творческого  задания...

« Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у старших дошкольников »

      Одной из наиболее острых проблем в отечественной психологии и педагогике является повышенная агрессивность детей. Увеличение численности детской преступности и детей, склон...

Технология валяния из шерсти. Как организация досуговой деятельности получателей социальных услуг.

На базе БУ "Психоневрологический интернат" организована мастерская шерсти и войлока.Это уникальный пример организации социальной абилитации граждан пожилого возраста и инвалидов старше 18 ле...

Программа организации досуговой деятельности Досуг +

В программе представлена система организации досуговой деятельности...

Сопровождение туристов и организация досуговой деятельности

Материалы к урокам по МДК 02.02 Организация досуговой деятельности туристов...