ОП.16 Плавание
рабочая программа

Усов Александр Вадимович

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОП.16 Плавание»

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина «ОП.16 Плавание» является обязательной частью общепрофессионального цикла образовательной программы вариативной части в соответствии с ФГОС СПО по специальности 49.02.01 Физическая культура.

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ПК. 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 08.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_op.16_plavanie.docx38.15 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОП.16 Плавание»

2025 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                    

        7

                 10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОП.16 Плавание»

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина «ОП.16 Плавание» является обязательной частью общепрофессионального цикла образовательной программы вариативной части в соответствии с ФГОС СПО по специальности 49.02.01 Физическая культура.

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ПК. 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 08.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

Цель: планирование, проведение и анализ занятий по плаванию, выполнение профессионально значимых двигательных действий, обучение различным техникам плавания в соответствии с возрастными особенностями и уровнем физической подготовленности учащихся, подбор и использование оборудования и инвентаря, необходимых для проведения плавания; использование специальной терминологии при проведении плавания.

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания

Код

ПК/ОК

Код умений

Умения

Код знаний

Знания

ПК. 1.1

У 1.1.01

определять цель, задачи и содержание физкультурно-спортивной работы

З 1.1.02

цели и задачи физкультурно-спортивной работы

У 1.1.02

разрабатывать документы планирования физкультурно-спортивной работы

З 1.1.01

нормативные документы, регламентирующие организацию физкультурно-спортивной работы в РФ

ПК 1.2

Н 1.2.02

разработки плана и программы организации досуга и отдыха детей, подростков и молодежи

З 1.2.03

средства физической культуры для формирования правовых, культурных, нравственных ценностей, решения задач гражданского и патриотического воспитания молодежи

Н 1.2.03

проведения физкультурных мероприятий, направленных на формирование правовых, культурных, нравственных ценностей, решение задач гражданского и патриотического воспитания молодежи

У 1.2.02

разрабатывать планы и программы организации досуга и отдыха детей, подростков и молодежи

З 1.2.03

основные подходы, направления и технологии работы по организации досуга и отдыха детей, подростков и молодежи

У 1.2.03

использовать средства физической культуры для формирования правовых, культурных, нравственных ценностей, решения задач гражданского и патриотического воспитания молодежи

ПК 1.3

У 1.3.01

использовать различные методы и формы организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, строить их с учетом возрастных особенностей и уровня физической подготовленности участников

З 1.3.01

цель, задачи, функции, формы физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий

У 1.3.03

разрабатывать программу проведения физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового мероприятия с учетом целей и задач

У 1.3.07

проводить и анализировать физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия

ОК 1

Уо 01.01

распознавать задачу и/или проблему
в профессиональном и/или социальном контексте

Зо 01.01

актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить

Уо 01.02

анализировать задачу и/или проблему
и выделять её составные части

Зо 01.02

основные источники информации и ресурсы
для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте

Уо 01.03

определять этапы решения задачи

Зо 01.03

алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях

Уо 01.04

выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы

Зо 01.04

методы работы в профессиональной
и смежных сферах;

Уо 01.05

составлять план действия

Зо 01.05

структуру плана для решения задач

Уо 01.06

определять необходимые ресурсы

Зо 01.06

порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

Уо 01.07

владеть актуальными методами работы
в профессиональной и смежных сферах

Уо 01.08

реализовывать составленный план

Уо 01.09

оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

ОК 2

Уо 02.01

определять задачи для поиска информации

Зо 02.01

номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности

Уо 02.02

определять необходимые источники информации

Зо 02.02

приемы структурирования информации

Уо 02.03

планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию

Зо 02.03

формат оформления результатов поиска информации, современные средства
и устройства информатизации

Уо 02.04

выделять наиболее значимое в перечне информации

Зо 02.04

порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности
в том числе с использованием цифровых средств

Уо 02.05

оценивать практическую значимость результатов поиска

Уо 02.06

оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач

Уо 02.07

использовать современное программное обеспечение

Уо 02.08

использовать различные цифровые средства
для решения профессиональных задач

ОК 4

Уо 04.01

организовывать работу коллектива
и команды

Зо 04.01

психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности

Уо 04.02

взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

Зо 04.02

основы проектной деятельности

ОК 5

Уо 05.01

грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике
на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе

Зо 05.01

особенности социального и культурного контекста

Зо 05.02

правила оформления документов
и построения устных сообщений

ОК 8

Уо 08.01

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

Зо 08.01

роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека

Уо 08.02

применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности

Зо 08.01

основы здорового образа жизни

Уо 08.03

пользоваться средствами профилактики перенапряжения, характерными для данной специальности

Зо 08.01

условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для специальности

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

55

в т.ч. в форме практической подготовки

18

в т. ч.:

теоретическое обучение

37

практические занятия

18

Самостоятельная работа

-

Промежуточная аттестация в виде зачета

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание и формы организации деятельности обучающихся

Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Тема 1.

Введение

Плавание в системе физического воспитания

Содержание

2

ОК 01.

ОК 02.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 08

Предмет, задачи и организация проведения курса по плаванию. Классификация основных видов и способов плавания. Задачи и характерные особенности плавания как средства физического воспитания.

2

Тема 2.

Исторический обзор развития плавания

Содержание

6

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 1.3

ОК 01.

ОК 02.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 08

История и этапы развития плавания. Техника безопасности при занятиях плаванием. Требования к местам занятий плаванием, оборудованию и инвентарю.

Спасательные средства и их применение на занятиях по плаванию.

6

Тема 3.

Основы техники  плавания

Содержание

8

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 1.3

ОК 01.

ОК 02.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 08

Техника облегченных способов плавания. Основы техники спортивного плавания. Техника плавания кролем на груди, кролем на спине, дельфином, брассом. Основы техники прикладного плавания. Техника спасения тонущего: плавание в одежде, подплывание к тонущему, приемы транспортировки, оказание первой помощи.

8

Тема 4.

Основы методики обучения

Содержание

12

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 1.3

ОК 01.

ОК 02.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 08

Понятие об обучении и спортивной тренировке. Начальное обучение плаванию.

Методы и средства обучению плаванию.        

Игры при обучении начальному плаванию.

6

Обучение спортивным способам плавания. Обучение стартам и поворотам. Обучение прикладному плаванию

6

Тема 5.

Содержание, формы организации и методика проведения занятий по плаванию в школе

Содержание

7

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 1.3

ОК 01.

ОК 02.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 08

Особенности организации и методика проведения занятий по плаванию с детьми школьного возраста. Организация занятий по плаванию в детских оздоровительных лагерях. Правила, организация и проведение соревнований по плаванию.

7

Промежуточная аттестация в форме зачета

2

Практические занятия (летние учебные сборы):

  1. Составление комплексов общеразвивающих и специальных упражнений по проведению занятий с группой.
  2. Анализ техники изученных способов плавания.
  3. Подбор средств и методов по обучению технике спортивного и прикладного плавания.
  4. Дополнительная работа над освоением техники спортивного и прикладного плавания.
  5. Занятия на суше и в воде. Погружения в воду. Выдохи в воду. Всплывание «поплавком», «медузой». Скольжения на груди и на спине.
  6. Занятия на суше и воде. Имитационные упражнения для ознакомления с формой движения отдельных элементов в каждом облегченном способе. Изучение отдельных элементов техники облегченных способов плавания и их согласование с дыханием.
  7. Совершенствование техники отдельных элементов и их общего согласования в каждом изучаемом способе плавания. Проплывание коротких отрезков всеми изучаемыми способами в свободном темпе с целью совершенствовании техники.
  8. Изучение техники и методики обучения прикладному плаванию.
  9. Демонстрация техники старта с тумбочки и из воды. Подводящие упражнения для изучения старта. Подготовительные упражнения на суше для ознакомления с формой и характером движений. Многократное выполнение основных упражнений для изучения старта с тумбочки и из воды.

18

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 1.3

ОК 01.

ОК 02.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 08

Всего:

55

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Теории и методики физкультурно-спортивной работы», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1 примерной образовательной программы по специальности и спортивный комплекс, включающий универсальный спортивный зал, закрытый или открытый бассейн. Спортивное оборудование: лодки 1-2 шт., шесты длиной 2,5-3,0 м (для поддержки не умеющих плавать) 2—3 шт., плавательные доски (пенопластовые) 20—25 шт., ласты  15—20 шт., медицинские резиновые круги 20—25 шт., пенопластовые поплавки для ног 10—15 шт., плавательные поддерживающие пояса 10—15 шт., рупор 2-3 шт., мегафон 1 шт., свистки 4-5 шт., секундомер , 4—5 шт., мячи ватерпольные, пластмассовые 4 шт., спасательные средства (спасательные круги, конец Александрова, шары Суслова) комплект.

 

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения:

Компьютер с лицензионным программным обеспечением мультимедиа, проектор.

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: Интерактивная доска, компьютерные столы и стулья.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе.

3.2.1. Основные печатные и электронные издания

1. Плавание: Учебное пособие для студентов СПО. Под ред. Агеева Г. Ф., Величко В. И., Тихонова И. В.  – Санкт-Петербург: издательство «Лань», 2024

2. Плавание: учебник  / Н.Ж. Булгаковой, С.Н.Морозов, О.И. Попов — М.: ИНФА-М,, 2024. — 290 с. – ( Среднее профессиональное образование).

3. Теория и методика преподавания плавания: учебно-методическое пособие. - 2-е изд., стер. / В.О. Морозов. - Москва : Флинта, 2022. - 118 с. - ISBN 978-5-9765-5143-5. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/386062/reading (дата обращения: 07.03.2025). - Текст: электронный.

3.2.2. Дополнительные источники

1.Плавание: Учебник для вузов / Под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой. — М.: Издательство Юрайт, 2025. — 344 с

2.Плавание Подводящие игры и эстафеты. Методическое пособие. – Казань: ТГГПУ, 2010. – 16с. Под ред. А,М, Садыкова, Н.В. Васенков

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины

- цели и задачи физкультурно-спортивной работы по плаванию

- нормативные документы, регламентирующие организацию физкультурно-спортивной работы в РФ

- средства физической культуры для формирования правовых, культурных, нравственных ценностей, решения задач гражданского и патриотического воспитания молодежи

- основные подходы, направления и технологии работы по организации досуга и отдыха детей, подростков и молодежи

- цель, задачи, функции, формы физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий

- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить

- основные источники информации и ресурсы
для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте

- алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях

- методы работы в профессиональной
и смежных сферах;

- определяет цели и задачи физкультурно-спортивной работы по плаванию

- знает нормативные документы, регламентирующие организацию физкультурно-спортивной работы в РФ

- знает средства физической культуры для формирования правовых, культурных, нравственных ценностей, решения задач гражданского и патриотического воспитания молодежи

- знает основные подходы, направления и технологии работы по организации досуга и отдыха детей, подростков и молодежи

- знает цель, задачи, функции, формы физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий

- описывает  характеристику и классификацию видов плавания;

- поясняет алгоритм проведения подвижных игр при начальном обучении плаванию;

- поясняет особенности организации и методику проведения занятий по плаванию.

Устный опрос.

Оценка составленных план-конспектов . общеразвивающих и специальных упражнений по проведению занятий.

Тестирование.

Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины

- определять цель, задачи и содержание физкультурно-спортивной работы

- разрабатывать документы планирования физкультурно-спортивной работы

- разрабатывать планы и программы организации досуга и отдыха детей, подростков и молодежи

- использовать средства физической культуры для формирования правовых, культурных, нравственных ценностей, решения задач гражданского и патриотического воспитания молодежи

- использовать различные методы и формы организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, строить их с учетом возрастных особенностей и уровня физической подготовленности участников

- разрабатывать программу проведения физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового мероприятия с учетом целей и задач

- проводить и анализировать физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия

Навыки:

- разработки плана и программы организации досуга и отдыха детей, подростков и молодежи

- проведения физкультурных мероприятий, направленных на формирование правовых, культурных, нравственных ценностей, решение задач гражданского и патриотического воспитания молодежи

- умеет определять цель, задачи и содержание занятий по плаванию

- умеет разрабатывать документы планирования по плаванию

-умеет разрабатывать планы и программы организации досуга и отдыха детей, подростков и молодежи

- умеет использовать различные средства на занятиях по плаванию

- умеет использовать различные методы и формы организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, строить их с учетом возрастных особенностей и уровня физической подготовленности участников

- умеет разрабатывать программу проведения физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового мероприятия с учетом целей и задач

- умеет проводить и анализировать физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия

Оценка результатов выполнения практической работы.

Наблюдение за ходом выполнения практической работы.

  Оценка техники выполнения различных видов плавания Оценка проведения игр для начального обучения плаванию.

Тестирование.

Зачет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал по дисциплине Плавание

Лекционный материал по дисциплине Плавание для специальности 050141 Физическая культура...

Прикладное плавание

Презентация на тему "прикладное плавание"...

Комплекс лечебной гимнастики и лечебного плавания при сколиозе

Комплекс лечебной гимнастики и лечебного плавания при сколиозе...

Статья "Плавание: история, виды"

В статье рассматривается история плавания, виды....

Развитие двигательных навыков детей 6 - 7 лет на занятиях по плаванию

На протяжении последних лет медицина бьет тревогу о слабой физической подготовленности детей, поступающих в школу. Процент детей, имеющих различные отклонения стабильно высок....

отбор в спортивном плавании

Для современного спорта характерны стремительный рост рекордов, значительная интенсификация тренировочных и соревновательных нагрузок, острая борьба равных по силе соперников. Чтобы добиться высоких с...

Сухое плавание Специальная физическая подготовка пловца

Для успешного обучения плавательным движениям используются обще развивающие и специальные упражнения, выполняемые на суше. Выполнение этих упражнений способствует успешному освоению техники плавания в...