отбор в спортивном плавании
статья на тему

Грибакин Евгений Юрьевич

Для современного спорта характерны стремительный рост рекордов, значительная интенсификация тренировочных и соревновательных нагрузок, острая борьба равных по силе соперников. Чтобы добиться высоких спортивных результатов, необходимо подчас 8-10 лет напряжённых занятий. Поэтому очень важно своевременно выявить спортивные способности у детей для обнаружения действительно талантливых в двигательном отношении детей.Проблема подготовки полноценных спортивных резервов затрагивает широкий круг вопросов организационного, методического, научного характера.Начинается этот процесс со спортивного отбора или ориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sportivnyy_otbor_v_plavanii.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

 СПОРТИВНЫЙ ОТБОР В ПЛАВАНИИ (РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ)

Спортивный отбор проходят все участники спортивной деятельности: спортсмены, тренеры, судьи, спортивные врачи, специалисты из комплексной научной группы и т. д. Часто назначение определенного тренера сборной команды оказывает значительно большее влияние на спортивные достижения, чем включение в нее самого сильного спортсмена. Процесс отбора касается каждого ребенка, желающего заниматься спортом, так давайте рассмотрим как проходит отбор «чемпионов» в плавании.

 

 ВОЗРАСТ ПРИОБЩЕНИЯ К СПОРТУ

Оптимальным возрастом начала занятий  – у младенцев следует считать 5-14-дневный возраст. Основная задача занятий в этом возрасте состоит в том, чтобы перестроить врожденные малоэффективные движения руками и ногами на осознанные, активные и более эффективные. Основной целью водных занятий является, прежде всего, укрепление здоровья ребенка и обучение его жизненно важному навыку – умению самостоятельно держаться на поверхности воды. Тут подойдет «вольный младенческий» стиль, который подскажет сам  обучающийся.

Можно начать заниматься с ребенком и в возрасте 3-4, 5-6 лет, да и практически в любом возрасте. В этом случае обязательно учитываются возраст и  индивидуальные особенности каждого ребенка. Необходимо иметь  виду некоторые особенности детской нервной системы. До 6 лет в деятельности центральной нервной системы процессы возбуждения еще преобладают над процессами торможения. Ребенок этого возраста, как правило, очень подвижен, его движения быстры и импульсивны, внимание неустойчиво. Кроме того, он склонен к подражанию. Поэтому обучение детей различным движениям целесообразно основывать на показе. Основная задача тут - научить детей свободно держаться на воде.

 

ЭТАПЫ  СПОРТИВНОГО ОТБОРА В ПЛАВАНИИ

Спортивный отбор в спортивном плавании происходит следующим образом.

Этап предварительной спортивной подготовки. Оптимальный возраст для начала предварительной спортивной подготовки в плавании составляет для девочек 7-9, а для мальчиков - 8-10 лет.

Занятия проходят в группах начальной подготовки.

У детей в возрасте 7-9 лет преобладают процессы созревания тканей и органов при снижении интенсивности их роста. Младший школьный возраст является весьма благоприятным периодом для разучивания новых движений. Примерно 90% общего объема двигательных навыков, приобретаемых в течение всей жизни человека, осваивается в возрасте от 6 до 12 лет. Поэтому разучивание большего количества новых разнообразных движений является основным требованием к содержанию физической подготовки детей этого возраста. Чем больше разнообразных движений будет освоено в этот период, тем лучше в дальнейшем будут осваиваться сложные технические элементы.

Продолжительность этапа 2-3 года.

Дети, соответствующие критериям отбора на этом этапе, скорее всего, сразу же попадут в спортивную группу, где объем плавания будет больше, да и требования жестче.

В течение всего периода начальной подготовки ребенок может проявить себя и попасть в спортивную группу, даже не имея выраженных физических данных. Инструктор поможет сделать правильный выбор и оценить не только физические способности, но и умение справляться со сложностями, а также эмоциональную зрелость ребенка.

Этап базовой подготовки (начальной спортивной специализации). Оптимальный возраст начала этого этапа для девочек составляет 9-10 лет, для мальчиков - 10-11 лет, средняя продолжительность этапа 3-5 лет. Занятия проходят в учебно-тренировочных группах.

Этап углубленной специализации. Возраст начала этапа для девочек – 12-14 лет, для мальчиков – 13-15 лет, продолжительность этапа – 3 - 4 года. На возраст начала и завершения этапа существенно влияют индивидуальные темпы биологического развития.

Подготовка проходит преимущественно в группах спортивного совершенствования. Группы формируются из спортсменов, успешно прошедших этап подготовки в учебно-тренировочных группах и выполнивших спортивный разряд кандидата в мастера спорта. Продолжительность этапа 3 года. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей. На данном и последующем этапе подготовка спортсменов идет на основании индивидуальных планов.

Этап высшего спортивного мастерства. Группы формируются из числа перспективных спортсменов, успешно прошедших предыдущий этап, выполнивших норматив мастера спорта и являющихся кандидатами в состав сборных команд России. Продолжительность этапа примерно 3-5 лет, однако возраст спортсмена не ограничивается, если его результаты стабильны и соответствуют требованиям этапа высшего спортивного мастерства.

Важно, что учащиеся, не прошедшие конкурсный отбор на этапах многолетней подготовки, могут продолжать занятия в спортивно-оздоровительных группах.

Выпускниками спортивных школ являются учащиеся, прошедшие все этапы подготовки и сдавшие выпускные нормативы. Выпускникам ДЮСШ выдается карта и зачетная книжка спортсмена с указанием уровня развития физических качеств, спортивных результатов и рекомендаций по дальнейшему физическому совершенствованию. Выпускникам СДЮШОР выдается, кроме того, свидетельство об окончании с указанием уровня спортивной подготовленности.

На четвертом этапе отбора в каждом олимпийском виде спорта должны проводиться просмотровые учебно-тренировочные сборы.

По итогам соревнований, а затем и комплексного обследования тренерские советы определяют контингент спортсменов, индивидуальные показатели  которых соответствуют решению задач предолимпийской подготовки. Отбор кандидатов в основные составы сборных команд областей, краев, России осуществляется на основе учета двигательного потенциала, дальнейшего развития физических качеств, совершенствования функциональных возможностей организма спортсмена, освоения новых двигательных навыков, способности к перенесению высоких тренировочных нагрузок, психической устойчивости спортсмена в соревнованиях. Основной формой отбора кандидатов в сборные команды страны служат спортивные соревнования. При этом учитываются не только сегодняшние спортивные результаты, но и их динамика на протяжении двух-трех последних лет, динамика результатов в течение текущего года, стаж регулярных занятий спортом, соответствие основных компонентов физической подготовленности и физического развития требованиям данного вида спорта на уровне результатов мастера спорта международного класса.

 

В ЗАКЛЮЧЕНИИ отметим, что  если Ваш ребенок в возрасте 7-10 лет не прошел такой отбор, он должен иметь возможность продолжать занятия спортивным плаванием в любительской группе, либо попробовать проявить себя в смежных видах спорта (водное поло, синхронное плавание, прыжки в воду). Помогите ребенку понять, что это не конец его спортивной карьере! Существует еще и отбор в разные смежные виды спорта, нужно предложить ребенку реализовать себя в другом виде спорта. Не должно быть исключения ребенка из занятий любимым видом спорта, каждый должен иметь возможность заниматься любимым делом. Упорство и труд могут привести к тому, что казавшийся бесперспективным ребенок, станет показывать выдающиеся результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01. ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию

особенности спортивного отбора в волейболе (этапы, организация, игровая ориентация, видовая ориентация);диагностические методики (упражнения, задания, контрольно-педагогические испытания, тесты, подви...

ПМ 01. ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию

особенности спортивного отбора в волейболе (этапы, организация, игровая ориентация, видовая ориентация);диагностические методики (упражнения, задания, контрольно-педагогические испытания, тесты,...

ПМ 01. ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию

особенности спортивного отбора в волейболе (этапы, организация, игровая ориентация, видовая ориентация);диагностические методики (упражнения, задания, контрольно-педагогические испытания, тесты, подви...

ПМ 01. ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию

ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию...

ПМ 01. ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию

Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию...

ПМ 01. ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию

особенности спортивного отбора в волейболе (этапы, организация, игровая ориентация, видовая ориентация);диагностические методики (упражнения, задания, контрольно-педагогические испытания, тесты, подви...

ПМ 01. ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию

ПМ 01. ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию...