статья "Конструирование для детей средней группы. Организация работы».
статья

Конструирование — один из любимых детьми видов деятельности наряду с изобразительной и игровой. Оно имеет огромный развивающий и воспитательный потенциал, а также выполняет ряд присущих только ему задач: знакомит детей с техническими профессиями, учит создавать объёмные и красивые предметы собственными руками. В средней группе занятиям по конструированию уделяется большое внимание. От воспитателя, работающего с детьми пятого года жизни, зависит, полюбят ли малыши эту деятельность и смогут ли самостоятельно создавать маленькие шедевры. Конструирование в средней группе детского сада: цели, виды и задачи Конструирование — вид детской продуктивной деятельности, в процессе которой малыши изготавливают различные постройки и поделки, отображая явления предметного мира и объекты природы. Цели его: • повышение интереса детей к созданию конструкций и моделей; • совершенствование конструкторских умений и навыков; • развитие творческого потенциала детей; • предоставление дошкольникам возможности посредством творческой деятельности выразить своё отношение к окружающему миру. Конструктивно-модельная деятельность относится к образовательной области «художественно-эстетическое развитие», поскольку она очень близка к изобразительной (аппликации, рисованию, лепке). Но в программных требованиях отражена и техническая сторона конструирования, ведь именно оно является базой для становления технических способностей, что служит всестороннему развитию воспитанников. Виды конструирования Различают такие виды конструирования: Техническое. Отображение реально существующих объектов (машин, домов, мостов и пр.) с соблюдением их структуры и функциональности. В таком конструировании используют: 1.строительный материал (наборы геометрических тел из пластика или дерева); 2.конструкторы с деталями, имеющими крепления; 3.крупные модульные блоки. Художественное. Здесь на первый план выступает не функциональность и близкое соответствие реальному объекту, а красивый внешний вид изделия, возможность ребёнка проявить свои творческие и художественные способности, выразить отношение к тому, что он создаёт. Такие поделки изготавливаются из: 1. бумаги и картона; 2. природного материала (каштанов, орехов, желудей, листьев, веток, соломы и т. д.); 3. бросового материала (пробок, спичечных коробок, баночек от йогурта, пакетов из-под молока и сока и пр.). Материалы для технического конструирования Классический деревянный конструктор — лучший строительный материал для дошкольников С помощью деталей пластикового конструктора дети смогут закрепить цвета и форму геометрических тел Задачи обучения конструированию Основные задачи технического конструирования в средней группе: • совершенствовать умение узнавать и называть детали строительного материала (кубик, кирпичик, брусок и т. д.); • учить выбирать стройматериал в зависимости от величины и назначения готового изделия; • закладывать основы элементарного анализа образца сооружения (из каких частей состоит, как эти части соединены друг с другом, что находится вверху, что внизу и т. д.); • развивать умение сравнивать предметы и постройки, применять его на практике (для большой машины нужен широкий мост, для высокой матрёшки — высокие ворота); • изготавливать собственные сооружения, используя показанные воспитателем принципы конструкций; • комбинировать крупные и мелкие детали, декорировать постройки, обыгрывать их. Задачи конструирования из бумаги: • расширить представления детей о бумаге как удобном и красивом материале для поделок (она легко поддаётся склеиванию, изменению формы, её можно сминать и скручивать, резать ножницами); • дать понятие об отличии ватмана и картона от бумаги (они более плотные, их трудно деформировать, но изделия из них прочнее, дольше сохраняют свой вид); • учить создавать поделки из бумаги, используя её красочность, эстетичный вид; • обучить воспитанников новому способу конструирования — из бумажных квадратов путём складывания по диагонали и вдвое с совмещением противоположных сторон; • придавать поделке готовый вид наклеиванием мелких дополнений (колёс, окошек, декоративных элементов). Использование природного материала в конструктивно-модельной деятельности ставит перед педагогом такие задачи: • развитие представлений о дарах природы и использование их для создания красивых поделок; • формирование умения рассматривать, изучать имеющийся материал и представлять, на что он похож и что из него можно сделать; • обучение навыкам воплощать замысел, создавать цельный художественный образ, комбинируя разные виды природного материала (шишки, сухие листья и ветки, крылатки клёна, ореховую скорлупу и др.), а для крепления используя клей и пластилин; • приобщать детей к миру природы, воспитывать экологически целесообразное поведение во время сбора природного материала на прогулках. Помимо специальных задач, конструирование решает ряд общих, таких как: • развитие речи (дети должны описать, что они соорудили, как можно использовать изделие); • развитие памяти, воображения, логического мышления, умения ориентироваться в пространстве; • совершенствование представлений о цвете и форме; • воспитание аккуратности, трудолюбия (всегда складываем конструктор и материалы на место), экономности (при использовании бросового материала), любви к природе и бережного отношения к её дарам; • укрепление чувства товарищества и взаимопомощи; • формирование стойкого интереса к профессиям строителя, конструктора, желание беречь результаты их труда. Организация конструктивно-модельной деятельности в ДОУ Конструировать и моделировать дети могут во время игры (сюжетно-ролевой, режиссёрской), самостоятельной художественной деятельности и организованных занятий. В уголке творчества всегда должны быть в наличии материалы, из которых дети могли бы создавать несложные поделки сами, используя полученные ранее умения и навыки. Это могут быть квадраты, круги и полоски бумаги, крупные плоды растений (каштаны, жёлуди), клей, пластилин, небольшой запас готовых форм и деталей (мордочки и лапки зверят, вырезанные из бумаги цветы, листья, фрукты, которыми малыши смогли бы дополнить готовую работу). Необходимо с самого начала учить детей складывать всё, что использовали для конструирования, по его окончании и тщательно убирать рабочее место. Однако если педагог заметил, что ребята долго и старательно возводили какое-то строение, оно получилось красивым, гармоничным, и дети не хотят его разбирать, не следует настаивать, чтобы строительный материал был немедленно убран в коробку. Постройку можно оставить на день–два, использовать для игры, преобразовать в другие сооружения, но в дальнейшем всё же вернуть стройматериал на положенное место, а детей похвалить за старание и аккуратность. Следует приучать малышей аккуратно складывать на место конструктор и другие материалы после окончания занятия или игры Кроме того, нужно помнить: • Особое удовольствие и сознание нужности своего труда доставляет маленьким мастерам использование их поделок в украшении игровой комнаты или раздевалки, вестибюля дошкольного учреждения. • Ни в коем случае нельзя выбрасывать детские поделки, чтобы малыши это видели. Бумажные творения, изделия из подручного материала можно раздать после обновления выставки поделок по домам, а из природного материала — разобрать, разложить по контейнерам и использовать повторно. Приёмы, используемые в работе с детьми пятого года жизни Основными приёмами обучения конструированию являются: • Демонстрация и анализ образца. Педагог показывает детям готовое изделие (мостик, корзинку, ведёрко), обсуждает вместе с ними, из каких частей состоит предмет или сооружение, что необходимо для его изготовления, анализирует форму, материал, будущее применение поделки или постройки. • Показ воспитателем процесса изготовления игрушки, постройки. Ребята должны видеть последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы получить желаемый результат. • Во втором полугодии детальный показ можно заменить демонстрацией отдельных, наиболее сложных операций в сочетании со словесными пояснениями, поскольку у детей уже накопился опыт создания изделий, на котором базируется их деятельность. • Постановка задачи и определение условий без показа. Этот приём вводится, если изучаемая тема построена на знакомом детям материале и изделие изготавливается по аналогии с уже известным, например, после конструирования стаканчика из бумаги изготавливают ведёрко по той же схеме. • Поэтапный анализ выполнения работы детьми. После выполнения каждой операции следует проверить, правильно ли она сделана, соответствует ли образцу, и в случае необходимости исправить ошибки, которые могут существенно повлиять на вид и форму готового изделия. К примеру, если ребёнок не сумел точно совместить стороны квадрата при сгибании, воспитателю следует оценить, насколько деформирована будет готовая поделка, и помочь маленькому конструктору исправить недочёт. Следует также учить детей анализировать поделку, сравнивать с образцом, устранять несоответствие самостоятельно или обращаться за помощью к педагогу. Используя эти приёмы, воспитатель обучает детей, проводя их по таким этапам конструирования: • По образцу или его изображению. Образец может быть цельным или состоящим из отдельных деталей, частей. • По условиям. Вводится тогда, когда дети хорошо овладели работой по образцу. • По замыслу. Наиболее сложный, но и самый интересный этап, дающий простор творчеству и фантазии. Его вводят после успешного освоения детьми двух первых. Таким образом, можно заметить, что возрастает значение абстрактного мышления и самостоятельности в изготовлении изделия, дети учатся свободному выбору, овладевают обобщёнными способами и принципами конструирования. Занятия конструированием в средней группе детского сада Непосредственная образовательная деятельность (НОД) по конструированию необходима в процессе обучения, потому что она: • позволяет педагогу проводить работу одновременно со всей группой детей, выполнять определённые программные требования; • наиболее полно и систематизировано осуществлять выработку умений и навыков; • контролировать уровень овладения навыками конструирования у детей и при необходимости проводить индивидуальную работу; • разнообразить конструирование другими видами деятельности (рисованием, аппликацией), дополнить чтением стихотворений, загадок, слушанием музыкальных произведений. Структура и временной план занятия Занятия (НОД) проводятся в средней группе 2 раза в месяц, причём ведущие методисты рекомендуют одно занятие посвящать техническому, а второе — художественному конструированию, чередуя работу с бумагой, природным и подручным материалом. Приблизительная длительность занятия — 20 минут, и состоит оно из таких этапов: 1. Организационная часть. Пояснение темы, задач деятельности. Целесообразно бывает провести психогимнастику для создания положительного эмоционального фона (1–2 мин.). 2. Основная часть. 1. Мотивация конструктивной деятельности (3–4 мин.). 2. Показ и объяснения воспитателя (2–3 мин.). 3. Пальчиковая гимнастика или физкультминутка (1–2 мин.). 4. Самостоятельное выполнение работы детьми (6–8 мин.). 3. Итоговая часть. Рассматривание и обсуждение работ, подведение итогов (1–2 мин.). Чтобы заинтересовать детей конструированием, их нужно как можно подробнее познакомить с работой строителей Перед конструированием техники (корабль, самолёт) целесообразно провести рассматривание сюжетных картин, которые дадут детям понятие о труде самолётостроителей, корабельщиков. Планируя конструирование из бумаги или бросового материала корзинок, игрушек, мебели педагог организует рассматривание и обговаривание реальных предметов, желательно разного цвета, модели, размера. Если предстоит изготовить лесовичка или другого сказочного персонажа из природного материала, предварительную работу можно провести с использованием фрагментов соответствующих мультфильмов. Можно разучить заранее весёлую песенку о гномике, ёжике (по теме предстоящего занятия) и спеть её во вступительной части занятия. Мотивирующее начало занятия Известно, что правильная мотивация — половина успеха. От того, как воспитатель заинтересует детей предстоящей деятельностью, зависит и ход, и результат занятия. Наиболее удачными вариантами мотивирующего этапа являются: • Появление сказочного героя, персонажа любимого литературного произведения, лесных гостей (зверят), которые просят малышей помочь им. Например, ёжику нужна корзинка для сбора яблок, бумажной кукле — новая мебель. • Загадывание загадок, чтение стихотворений, потешек. • Сюрпризный момент. Он непременно должен нести что-то необычное, удивительное. Тут будет уместным появление красивого, привлекающего внимание предмета (декоративной снежинки с блёстками, макета самолёта или корабля, подарка от сказочного героя). Сюрприз должен вызывать эмоциональный отклик у детей, стимулировать к творчеству и фантазированию. Он будет кстати на занятии по художественному конструированию. • Проблемная ситуация. Её озвучит сказочный герой, также она может содержаться в аудиописьме или простом письме персонажа (заранее оформленном воспитателем). К примеру, в группу приходит грустная обезьянка, она скучает по своей семье, которая живёт в далёкой Африке, за океаном. Чтобы помочь ей повидать родных, дети решают построить корабль, который переплывёт океан. Или же Весна присылает малышам письмо с просьбой изготовить цветы в подарок мамам и бабушкам. • Дидактическая игра несложного содержания («На чём люди ездят?», «Летит, едет, плывёт», «Лесные жители, детки и родители», «С какой ветки эти детки?» и др.). • Рассматривание иллюстраций, картин, краткая беседа по их содержанию. Анализ занятия и диагностика навыков детей средней группы по конструированию После каждого занятия проводится его анализ. Дети делятся своими впечатлениями: что им было интересно делать, что получилось легко, а что вызвало затруднения. Воспитатель даёт положительную оценку как работе в целом, так и хвалит самые удачные, оригинальные изделия. Замечания об ошибках и недочётах стоит делать в общем, не называя имён и фамилий, поскольку дети этого возраста воспринимают критику очень болезненно. Педагог должен проанализировать занятие и для себя, сделать выводы для улучшения последующей работы. Всё, что не удалось, вызвало затруднение или не было понятно детям, требует тщательной проработки и индивидуальных занятий с малышами. Два раза в год проводят диагностику умений и навыков детей, составляя диагностическую карту. Эта работа также поможет воспитателю совершенствовать обучение детей констр

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование стишков и дидактических игр в воспитании культурно-гигиенических навыков детей средней группы

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гиги...

Знакомство с художественной литературой детей средней группы.

Знакомство с художественной литературой детей средней группы.№ занятияНазвание занятияПрограммное содержаниеОборудованиеБеседа по содержаниюЗанятие 1.Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»Восп...

Проект по ПДД для детей средней группы №2

Проект по ПДД для детей средней группы №2...

Развлечение для детей средней группы «Остров Сокровищ»

Развлечение для детей средней группы «Остров Сокровищ»Байбара Т.В.Цель: создать у детей радостное, веселое настроение, совершенствовать двигательные навыки, закрепить дружеские отноше...

Экологический проект «Зимняя сказка» для детей средней группы

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"25341976","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"475","width":"641"}}]] Содержание:·...

Краткосрочный проект "Волшебница осень"для детей средней группы

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"25343006","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"451","width":"631"}}]]Тип проекта – исследовательский, информационно &ndash...