Главные вкладки
«Работа над гаммами в младших классах»
материал
Предварительный просмотр:
Методическое сообщение
Работа над гаммами в младших классах.
Знание гамм и умение их играть — залог успеха и становления хорошего музыканта. Не знание гамм и тональностей, всё равно что плыть по синему морю без руля и направления.
Некоторые учащиеся часто читают игру гамм пустой тратой времени, в основном из-за непонимания ее важности.
Работа над гаммами и упражнениями - это школа пианистических навыков, необходимых для исполнения художественной фортепианной литературы.
Главное условие эффективной работы над гаммами - внимание к звуку и ритму, а также логическая последовательность изучаемого материала и нарастание объема знаний и умений зависит от подготовленности ученика.
Начинать надо, как правило со 2-го полугодия 1 класса или с 1-го полугодия 2 класса.
В школе используется таблица гамм, аккордов и арпеджио по наиболее популярному сборнику «Школа игры на фортепиано» под редакцией Николаева.
Известны также сборники Ширинской «Гаммы и арпеджио», Гнесиной «Подготовительные упражнения к различным видам техники», учебное пособие «Гаммы и арпеджио» составитель Борухзон и Морсио, «Пианистические и аппликатурные навыки в работе над гаммами, аккордами и арпеджио» Стрельбицкой.
Вопрос о необходимости технологического материала в программах ДШИ не подлежит сомнению. Ответ очевиден: эта
необходимость обусловлена как охватом всех основных элементов
классической техники, воспитанием тональной организации слухового восприятия, так и сочетанием двигательных принципов
с музыкальным мышлением.
Цель гаммообразных пассажей - добиться плавного, непрерывного звучания без толчков. Такое исполнение зависит от двух моментов: спокойного подкладывания 1 пальца при смене позиций кисти и ровного текучего legato внутри каждой позиции.
Основная причина толчков, неровности игры гамм – малая подвижность 1 пальца. Поэтому, чтобы обеспечить ровное и беглое исполнение, необходимо развивать его ловкость и легкость. Подкладывать его незаметно, готовя заранее.
Подкладывание лучше всего выполнять самостоятельным движением целого пальца под ладонью. При смене позиций кисть переносится через 1 палец и свободно располагается на клавишах следующей позиции. Legato при исполнении гамм ощущается как бы внутри ладони. Кисть ведется плавно и спокойно и чуть повернута по направлению движения. Ровность и полнота звучания достигаются при постоянном ощущении опоры.
Упражнение: играть расходящуюся гамму от «до» сначала1-2п.,затем 1-3п., 1-4п., 1-5п.
1. Полезно поиграть гамму разным звуком и в разных темпах. Сначала поиграть очень медленным сочным звуком. Затем в быстром темпе «взять в руку» все звуки каждой позиции, «схватывая в кулак» последнюю ноту;
2. Перенос руки с одной позиции на другую: «вкладывать» ладонь в клавиатуру расширяя ее, с последующим возвращением.
Так же очень важен навык 2 пальца при развитии беглости, чтобы он сразу занимал нужное место (нужную позицию). Полезно объяснять учащимся младших классов общее движение руки на 4 октавы: при движении вверх рука, как бы чертит прямую линию, а при движении вниз рука ведет смычок вверх.
Аккорды
Начинать заниматься аккордами с маленькими можно с 3 пальца, затем подставлять 5 палец и в последнюю очередь – 1 палец. После того как правильно встали все пальцы, переходить к секстаккорду и кварт секстаккорду, давая простую схему изменяющихся пальцев; права рука 3-2-3 пальцы, левая рука 3-3-2 пальцы. При этом ученик должен знать, что в правой руке выделяется мелодический голос (5палец), а в левой руке гармонический голос (5 палец).
Короткие арпеджио
Короткие арпеджио во 2 классе можно начинать учить по 4 звука с отрывом после 5 пальца. Главное в игре короткого арпеджио- это передача активности играющему пальцу и освобождение отыгравшего, объединяющее движение запястья и сложный момент перехода руки с 5 пальца в 1 палец.
Ломаные арпеджио можно начинать учить, чередуя звено короткого арпеджио с ломаным.
Длинные арпеджио
В отличии от позиционного принципа игры короткого и ломаного видов арпеджио, где в каждой группе участвует запястье, основной принцип движения длинного арпеджио аналогичен гамме – линия вдоль клавиатуры и лишь движение локтя при гире правой руки вверх и левой руки вниз становится более стремительным, чем в гамме. Полезно поучить длинные арпеджио от сильной доли до сильной (группировать по 4 звука) и подкладывание 1 пальца.
Хроматическую гамму следует давать с 3 класса группируя по 6, можно с подтекстовками «яблочко катится», «мокрая курица» и т.д., что сразу дает ученику ясное понятие сильной доли и группировки.
Пальцевые схемы или как правильно сказать аппликатурные таблицы даются ученику по мере прохождения нового материала.
Нельзя заваливать ученика большим количеством заданий, знаний и т.д. Объяснять все новое на уроке, но при этом требовать работы по таблице.
Заключение
Гаммы – это тест ученика на внимание, налаженность и трудолюбие. Ключ к развитию технических, звуковых и ритмических навыков. Объясняя ученику надо находить нужные слова, сравнения и конечно хороший показ педагога. Но главное, методично требовать выполнения поставленных задач, и чтобы эти задачи были ясны ученику.
Список использованной литературы:
1. Нейгауз, Г. Г. «Об искусстве фортепианной игры». – М.: Музыка – 1987
2. Стрельбицкая, Е. А. Пианистические и аппликатурные навыки в работе над гаммами, аккордами и арпеджио: Учебно-методическое пособие. — М.: Прест - 2000
3. Шмидт-Шкловская, А. «О воспитании пианистических навыков». – Л.: Музыка - 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа с интервалами в младших классах на уроках сольфеджио в ДМШ»
Данный доклад основан на описании полученного опыта в работе над темой "Изучение интервалов в младших классах" на уроках с учащимися в детской музыкальной школе. В нем используется материал не т...

Конспект занятия по теме «Развитие технических навыков в работе над гаммами в старших классах специальности «Гитара» в ДМШ».
Конспект занятия для работы с учениками старших классов школ искусств по специальности «Классическая гитара»....

Методическая разработка открытого урока "Работа над полифонией в младших классах"
-Знакомство с Маленькой прелюдией До мажор И.С.Баха-Основные этапы работы над полифонической пьесой...

Методическое сообщение "Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе фортепиано"
Основные методы и приемы развития навыков ансамблевой игры...

Музыкальный букварь в сказках и картинках. Страна Ладландия (вторая часть) Учебно - методическое пособие по сольфеджио для учащихся младших классов детских музыкальных школ.
Учебно - методическое пособие по сольфеджио для учащихся младших классов детских музыкальных школ....

Методическая статья «Использование дидактических материалов в младших классах фортепиано"
Увлечь ребенка к изучению нотной грамоты, побудить интерес к исполняемому произведению....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (Учебно-методическое пособие по подготовке к демонстрационному экзамену для студентов педагогических учебных заведений (компетенция «Преподавание в младших классах»)
В учебно-методическом пособии представлен подробный анализ выполнения образца задания для демонстрационного экзамена по комплекту оценочной документации КОД 1.4 Модуль 2. Разработка паспорта проекта, ...
