Методические рекомендации по учебной дисциплине "Физическая культура" для профессиональных образовательных организаций
учебно-методический материал

Жамсоева Ирина Мункуевна

Внедрение данных методических рекомендаций в образовательный процесс позволит повысить эффективность физического воспитания студентов СПО, сформировать у них устойчивые навыки ЗОЖ и укрепить их здоровье для успешной профессиональной деятельности и адаптации к современным условиям жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_2.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГАПОУ «КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННЫХ ИСКУССТВ И РЕМЕСЕЛ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ ИМ. Д-Н.Д. ДУГАРОВА»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Автор- составитель Жамсоева Ирина Мункуевна

преподаватель физической культуры

ГАПОУ РБ «КТИРНЗ»

АННОТАЦИЯ

Актуальность методических рекомендаций обусловлена необходимостью повышения качества физического воспитания в системе среднего профессионального образования (СПО) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

В условиях интенсификации учебного процесса и возрастающих требований к физической и психической устойчивости будущих специалистов, формирование у студентов осознанного отношения к здоровому образу жизни (ЗОЖ) и регулярной физической активности приобретает первостепенное значение.

Представленные в документе методические подходы и формы работы, такие как интерактивные лекции, дифференциция физической нагрузки и круговой метод тренировки, соответствуют современным педагогическим технологиям и позволяют индивидуализировать процесс обучения с учетом физического состояния и потребностей каждого студента. Особое внимание, уделенное организации занятий по адаптивной физической культуре (АФК), отражает инклюзивный подход к образованию и обеспечивает равные возможности для физического развития студентов с ограниченными возможностями здоровья .

Комплексная система оценивания, включающая текущий контроль, промежуточную аттестацию и оценку внеурочной деятельности, стимулирует студентов к систематическим занятиям физической культурой и позволяет объективно оценить их достижения. Методические рекомендации содержат практические советы по организации внеурочной деятельности, направленной на популяризацию ЗОЖ и развитие спортивных интересов студентов.

Внедрение данных методических рекомендаций в образовательный процесс позволит повысить эффективность физического воспитания студентов СПО, сформировать у них устойчивые навыки ЗОЖ и укрепить их здоровье для успешной профессиональной деятельности и адаптации к современным условиям жизни.

  1. Введение

Актуальность и цель

Физическая культура является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности будущего специалиста среднего звена. Настоящие методические рекомендации разработаны с целью систематизации и совершенствования педагогической деятельности в области физического воспитания студентов СПО, охватывая комплекс тем от основ здорового образа жизни до специфических видов физкультурно-спортивной деятельности.

Задачи дисциплины:

Оздоровительные: укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей организма, формирование правильной осанки.

Образовательные: освоение системы знаний о ЗОЖ, гигиене, овладение техникой различных физических упражнений и видов спорта.

Воспитательные: формирование мотивации к физическому самосовершенствованию, воспитание волевых качеств, ответственности, коллективизма.

Прикладные: развитие физических качеств и способностей, необходимых для будущей профессиональной деятельности.

II. Основные содержательные блоки и методические подходы

Основы здорового образа жизни и гигиены

Темы: Понятие ЗОЖ, его составляющие (режим дня, рациональное питание, отказ от вредных привычек, двигательная активность). Личная и общественная гигиена. Гигиена физических упражнений (одежда, обувь, инвентарь). Влияние физической культуры на профилактику заболеваний.

Методические рекомендации:

  • Проводить лекции и беседы с привлечением медицинских работников. Использовать интерактивные формы: дискуссии, круглые столы, подготовку студенческих презентаций и проектов (например, «Мой режим дня», «Рацион современного студента»).
  • Интегрировать знания с будущей профессией (например, для поваров – тема рационального питания; для строителей – тема профилактики травм).

Теоретические основы физической культуры

Темы: История физической культуры и спорта. Основы физиологии и биомеханики мышечной деятельности. Понятие о физических качествах (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость) и закономерностях их развития. Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями (субъективные и объективные показатели).

Методические рекомендации:

  • Теоретический материал целесообразно давать блоками перед практическими занятиями, к которым он относится.
  • Организовать ведение «Дневника самоконтроля» для обучения студентов отслеживанию своего состояния (ЧСС, самочувствие, сон, аппетит).
  • Использовать видеоматериалы для разбора биомеханики движений.

Общая физическая подготовка (ОФП)

Темы: Комплексы упражнений для развития всех физических качеств. Гимнастика (ОРУ, упражнения на снарядах). Легкая атлетика (бег, прыжки, метания). Кроссовая подготовка.

Методические рекомендации:

  • Строить занятия по принципу от простого к сложному.
  • Использовать круговой метод тренировки для интенсивного развития физических качеств.
  • Дифференцировать нагрузку в зависимости от пола, уровня подготовленности и состояния здоровья студентов.
  • Активно использовать нестандартное оборудование (фитнес-резинки, медицинские мячи и т.д.).

Спортивные игры

Темы:Баскетбол, волейбол, футбол (мини-футбол). Изучение техники, тактики и правил.

Методические рекомендации:

  • Делать акцент не только на технике, но и на тактическом мышлении, командном взаимодействии.
  • Проводить соревнования внутри группы, между группами.
  • Использовать подвижные игры и эстафеты на основе элементов спортивных игр для повышения эмоциональности занятий.
  • Развивать судейские навыки у студентов.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)

Темы: Развитие физических качеств и формирование двигательных навыков, наиболее важных для конкретной профессии (например, выносливость для медсестер, статическая выносливость и координация для сварщиков, сила для строителей).

Методические рекомендации:

  • Разработать комплексы упражнений, имитирующих рабочие позы и движения специалиста.
  • Включать в занятия упражнения для профилактики профессиональных заболеваний (например, для сидячих профессий – укрепление мышц спины и шеи).
  • Сотрудничать с мастерами производственного обучения для уточнения специфики нагрузок.

Адаптивная физическая культура (АФК)

Темы: Организация занятий для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья (подготовительная и специальная медицинская группы).

Методические рекомендации:

  • Обязательное проведение входного контроля и распределение по медицинским группам на основе справок от врача.
  • Разработать отдельные рабочие программы для основной, подготовительной и специальной медицинской группы.
  • Основной акцент для студентов спецгруппы – на оздоровительные технологии: ЛФК, дыхательная гимнастика, упражнения на расслабление, дозированная ходьба, элементы йоги и пилатеса.
  • Создать благоприятный психологический климат, исключающий насмешки и чувство неполноценности.
  • Использовать методы личностно-ориентированного подхода, оценивая прогресс студента относительно его собственных исходных возможностей.

III. Организационно-педагогические условия

Материально-техническое обеспечение: наличие современного спортивного зала, площадок, инвентаря. Использование мультимедийного оборудования для теоретической части.

Оценка результатов:

Использование комплексной системы оценивания, включающей:

Теоретические знания (тесты, опросы, проекты).

Практические нормативы (с учетом дифференцированного подхода).

Технику выполнения упражнений.

Прилежание и посещаемость.

Для студентов спецгруппы – оценка по динамике улучшения функционального состояния и освоению комплексов оздоровительных упражнений.

Внеурочная деятельность: организация секций, спортивных клубов, участие в спартакиадах, туристических слетах, «Днях здоровья».

IV. Заключение

Реализация данных методических рекомендаций будет способствовать повышению эффективности физического воспитания в системе СПО, формированию у студентов осознанной потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, а также укреплению их здоровья для успешного освоения профессии и дальнейшей жизни.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования

Настоящие методические рекоммендации освещают виды и формы СРС по всем аспектам языка, систематизируют формы контроля СРС и содержат методические рекомендации по отдельным аспектам освоения английског...

Серия семинаров в рамках Программы информационно-методического сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций

Уважаемые коллеги!По заказу Минобрнауки России ООО СП «Содружество» совместно с ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С. П. Королева» про...

Серия семинаров в рамках Программы информационно-методического сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций

Уважаемые коллеги!По заказу Минобрнауки России ООО СП «Содружество» совместно с ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С. П. Королева» про...

Методика формирования и оценки общих компетенций в процессе планирования и организации профессионального воспитания в профессиональных образовательных организациях. Учебно-методическое пособие.

В настоящем учебно-методическом пособии рассматриваются методика и практика формирования и оценки общих компетенций в процессе планирования и организации профессионального воспитания в профессиональны...

Примерная программа по общеобразовательной учебной дисциплине "Химия" для образовательных организаций (учреждений) среднего профессионального образования Луганской Народной Республики

Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную програм...

Создание современной цифровой образовательной среды в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования

В статье рассмотрены вопросы  применения современных информационно-коммуникационных технологий в обучении и воспитании, а также  использования интерактивных электронных образовательных ресур...