Методические рекомендации по учебной дисциплине "Физическая культура" для профессиональных образовательных организаций
учебно-методический материал
Внедрение данных методических рекомендаций в образовательный процесс позволит повысить эффективность физического воспитания студентов СПО, сформировать у них устойчивые навыки ЗОЖ и укрепить их здоровье для успешной профессиональной деятельности и адаптации к современным условиям жизни.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГАПОУ «КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННЫХ ИСКУССТВ И РЕМЕСЕЛ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ ИМ. Д-Н.Д. ДУГАРОВА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Автор- составитель Жамсоева Ирина Мункуевна
преподаватель физической культуры
ГАПОУ РБ «КТИРНЗ»
АННОТАЦИЯ
Актуальность методических рекомендаций обусловлена необходимостью повышения качества физического воспитания в системе среднего профессионального образования (СПО) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
В условиях интенсификации учебного процесса и возрастающих требований к физической и психической устойчивости будущих специалистов, формирование у студентов осознанного отношения к здоровому образу жизни (ЗОЖ) и регулярной физической активности приобретает первостепенное значение.
Представленные в документе методические подходы и формы работы, такие как интерактивные лекции, дифференциция физической нагрузки и круговой метод тренировки, соответствуют современным педагогическим технологиям и позволяют индивидуализировать процесс обучения с учетом физического состояния и потребностей каждого студента. Особое внимание, уделенное организации занятий по адаптивной физической культуре (АФК), отражает инклюзивный подход к образованию и обеспечивает равные возможности для физического развития студентов с ограниченными возможностями здоровья .
Комплексная система оценивания, включающая текущий контроль, промежуточную аттестацию и оценку внеурочной деятельности, стимулирует студентов к систематическим занятиям физической культурой и позволяет объективно оценить их достижения. Методические рекомендации содержат практические советы по организации внеурочной деятельности, направленной на популяризацию ЗОЖ и развитие спортивных интересов студентов.
Внедрение данных методических рекомендаций в образовательный процесс позволит повысить эффективность физического воспитания студентов СПО, сформировать у них устойчивые навыки ЗОЖ и укрепить их здоровье для успешной профессиональной деятельности и адаптации к современным условиям жизни.
- Введение
Актуальность и цель
Физическая культура является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности будущего специалиста среднего звена. Настоящие методические рекомендации разработаны с целью систематизации и совершенствования педагогической деятельности в области физического воспитания студентов СПО, охватывая комплекс тем от основ здорового образа жизни до специфических видов физкультурно-спортивной деятельности.
Задачи дисциплины:
Оздоровительные: укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей организма, формирование правильной осанки.
Образовательные: освоение системы знаний о ЗОЖ, гигиене, овладение техникой различных физических упражнений и видов спорта.
Воспитательные: формирование мотивации к физическому самосовершенствованию, воспитание волевых качеств, ответственности, коллективизма.
Прикладные: развитие физических качеств и способностей, необходимых для будущей профессиональной деятельности.
II. Основные содержательные блоки и методические подходы
Основы здорового образа жизни и гигиены
Темы: Понятие ЗОЖ, его составляющие (режим дня, рациональное питание, отказ от вредных привычек, двигательная активность). Личная и общественная гигиена. Гигиена физических упражнений (одежда, обувь, инвентарь). Влияние физической культуры на профилактику заболеваний.
Методические рекомендации:
- Проводить лекции и беседы с привлечением медицинских работников. Использовать интерактивные формы: дискуссии, круглые столы, подготовку студенческих презентаций и проектов (например, «Мой режим дня», «Рацион современного студента»).
- Интегрировать знания с будущей профессией (например, для поваров – тема рационального питания; для строителей – тема профилактики травм).
Теоретические основы физической культуры
Темы: История физической культуры и спорта. Основы физиологии и биомеханики мышечной деятельности. Понятие о физических качествах (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость) и закономерностях их развития. Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями (субъективные и объективные показатели).
Методические рекомендации:
- Теоретический материал целесообразно давать блоками перед практическими занятиями, к которым он относится.
- Организовать ведение «Дневника самоконтроля» для обучения студентов отслеживанию своего состояния (ЧСС, самочувствие, сон, аппетит).
- Использовать видеоматериалы для разбора биомеханики движений.
Общая физическая подготовка (ОФП)
Темы: Комплексы упражнений для развития всех физических качеств. Гимнастика (ОРУ, упражнения на снарядах). Легкая атлетика (бег, прыжки, метания). Кроссовая подготовка.
Методические рекомендации:
- Строить занятия по принципу от простого к сложному.
- Использовать круговой метод тренировки для интенсивного развития физических качеств.
- Дифференцировать нагрузку в зависимости от пола, уровня подготовленности и состояния здоровья студентов.
- Активно использовать нестандартное оборудование (фитнес-резинки, медицинские мячи и т.д.).
Спортивные игры
Темы:Баскетбол, волейбол, футбол (мини-футбол). Изучение техники, тактики и правил.
Методические рекомендации:
- Делать акцент не только на технике, но и на тактическом мышлении, командном взаимодействии.
- Проводить соревнования внутри группы, между группами.
- Использовать подвижные игры и эстафеты на основе элементов спортивных игр для повышения эмоциональности занятий.
- Развивать судейские навыки у студентов.
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)
Темы: Развитие физических качеств и формирование двигательных навыков, наиболее важных для конкретной профессии (например, выносливость для медсестер, статическая выносливость и координация для сварщиков, сила для строителей).
Методические рекомендации:
- Разработать комплексы упражнений, имитирующих рабочие позы и движения специалиста.
- Включать в занятия упражнения для профилактики профессиональных заболеваний (например, для сидячих профессий – укрепление мышц спины и шеи).
- Сотрудничать с мастерами производственного обучения для уточнения специфики нагрузок.
Адаптивная физическая культура (АФК)
Темы: Организация занятий для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья (подготовительная и специальная медицинская группы).
Методические рекомендации:
- Обязательное проведение входного контроля и распределение по медицинским группам на основе справок от врача.
- Разработать отдельные рабочие программы для основной, подготовительной и специальной медицинской группы.
- Основной акцент для студентов спецгруппы – на оздоровительные технологии: ЛФК, дыхательная гимнастика, упражнения на расслабление, дозированная ходьба, элементы йоги и пилатеса.
- Создать благоприятный психологический климат, исключающий насмешки и чувство неполноценности.
- Использовать методы личностно-ориентированного подхода, оценивая прогресс студента относительно его собственных исходных возможностей.
III. Организационно-педагогические условия
Материально-техническое обеспечение: наличие современного спортивного зала, площадок, инвентаря. Использование мультимедийного оборудования для теоретической части.
Оценка результатов:
Использование комплексной системы оценивания, включающей:
Теоретические знания (тесты, опросы, проекты).
Практические нормативы (с учетом дифференцированного подхода).
Технику выполнения упражнений.
Прилежание и посещаемость.
Для студентов спецгруппы – оценка по динамике улучшения функционального состояния и освоению комплексов оздоровительных упражнений.
Внеурочная деятельность: организация секций, спортивных клубов, участие в спартакиадах, туристических слетах, «Днях здоровья».
IV. Заключение
Реализация данных методических рекомендаций будет способствовать повышению эффективности физического воспитания в системе СПО, формированию у студентов осознанной потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, а также укреплению их здоровья для успешного освоения профессии и дальнейшей жизни.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка круглого стола для обучающихся профессиональных образовательных организаций СПО «Имею право на права». Методическая разработка в 2014 году заняла 2 место на областном конкурсе «Правовая культура молодежи».
Данная методическая разработка предназначена для проведения внеклассного воспитательного мероприятия по правовому обучению обучающихся....

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования
Настоящие методические рекоммендации освещают виды и формы СРС по всем аспектам языка, систематизируют формы контроля СРС и содержат методические рекомендации по отдельным аспектам освоения английског...
Серия семинаров в рамках Программы информационно-методического сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций
Уважаемые коллеги!По заказу Минобрнауки России ООО СП «Содружество» совместно с ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С. П. Королева» про...
Серия семинаров в рамках Программы информационно-методического сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций
Уважаемые коллеги!По заказу Минобрнауки России ООО СП «Содружество» совместно с ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С. П. Королева» про...
Методика формирования и оценки общих компетенций в процессе планирования и организации профессионального воспитания в профессиональных образовательных организациях. Учебно-методическое пособие.
В настоящем учебно-методическом пособии рассматриваются методика и практика формирования и оценки общих компетенций в процессе планирования и организации профессионального воспитания в профессиональны...

Примерная программа по общеобразовательной учебной дисциплине "Химия" для образовательных организаций (учреждений) среднего профессионального образования Луганской Народной Республики
Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную програм...

Создание современной цифровой образовательной среды в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования
В статье рассмотрены вопросы применения современных информационно-коммуникационных технологий в обучении и воспитании, а также использования интерактивных электронных образовательных ресур...
