2022 г доклад на ЦМК Система профессионального воспитания в условиях модернизации образования
статья
2022 г доклад на ЦМК Система профессионального воспитанияв условиях модернизации образования
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Система профессионального воспитания в условиях модернизации образования.
Поплевина Елена Анатольевна преподаватель ГАПОУ ББМК МЗ РБ
П. Селенгинск
Реформы последнего десятилетия затронули все стороны жизни общества, в том числе и систему медицинского профессионального образования. Вместе с позитивными результатами преобразований в здравоохранении появились и некоторые деструктивные явления: формальное отношение медицинского персонала к пациентам, низкий профессиональный статус и неуважительное отношение к больным, отсутствие заинтересованности в оказании медицинской помощи, отсутствие доверительного контакта между врачом и пациентом, безразличие к нуждающимся в помощи людям, халатность, безответственность.
Профессиональное воспитание представляет собой целенаправленный процесс управления обстоятельствами социального и профессионального развития студентов в воспитательном пространстве, способствующими формированию у будущих медицинских работников профессиональной направленности, интереса и ответственного отношения к избранной профессии, понимания ее общественного и личностного смысла, сознательного и творческого отношения к делу, специфического профессионального поведения, неуклонного следования нормам и правилам профессиональной медицинской этики.
Исследование проводилось с 2000 г. по 2011 г. в три этапа.
Первый этап (2000 – 2003 гг.) – поисково-подготовительный – посвящен теоретическому анализу современного состояния проблемы.
Второй этап (2003 – 2009 гг.) – экспериментально-моделирующий – реализация программы опытно-экспериментальной работы, обеспечение условий для реализации педагогических возможностей воспитательной системы в профессиональном воспитании будущих медицинских работников;
Третий этап (2009 – 2011 гг.) – обобщающий – анализ, систематизация и обобщение итогов проведенного исследования; формулирование и уточнение выводов, апробация полученных результатов
– преподаватели колледжа, классные руководители, студенческий актив использовали такие формы работы, как диспуты, дискуссии, конференции, встречи с работниками практической медицины, экскурсии в лечебно-профилактические учреждения, стажировка в стационарах и поликлинических учреждениях, клинико-диагностических лабораториях, беседы, рефлексию собственного профессионального опыта, личный пример работников и ветеранов практической медицины. В студенческих группах проводились серии диспутов, в которых предметом обсуждения стали вопросы смысла жизни, отношения человека к труду, к профессиональной деятельности в системе здравоохранения, понимания важнейших нравственных ценностей – честь, долг, совесть, достоинство, гордость, целеустремленность, – их роль в движении человека к жизненной цели и обретении им счастья.
Реализация второго направления – развитие у будущих специалистов способности к эмоционально-волевой саморегуляции, контролю над своей деятельностью и поведением; обогащение опыта восприятия и понимания других людей – предполагала проведение встреч с ветеранами труда системы здравоохранения, посещения музеев истории медицины, активное погружение в реальную жизнь медицинского и фармацевтического цеха и т.п. С этой же целью были проведены серия тренингов, игр-упражнений: «Работа с возражениями», «Коммуникативное общение в аптечной сети», «Способы коммуникаций с пациентами», «Умение слушать», «Учет индивидуальных особенностей покупателей в аптеке», «Конфликты в медицинских учреждениях и как их избежать», «Медицинская тайна. Мое столкновение с проблемой», «Как избежать ятрогений и соррогений», «Способы выхода из стрессовой ситуации и повышения адаптивности в жизни», «Довольный – сердитый», «Любовь и ярость», «Безмолвный крик», «Стиль взаимодействия» и др. Эти тренинги оказались привлекательны для студентов, позволяя раскрепоститься, снять эмоциональное напряжение, целенаправленно, формировали опыт эмоционально-волевой саморегуляции, устойчивости внимания, рефлексии. Вокруг этой работы объединились студенты разных отделений, курсов; к ним присоединились преподаватели, координировавшие работу по подготовке музейных экспозиций. Такая работа способствовала установлению неформальных отношений между студентами и преподавателями, сближала их, создавала возможности для обсуждения широкого круга вопросов. В ходе обсуждения собранных материалов очень часто студенты апеллировали к традициям и нормам профессионального медицинского сообщества, идеям гуманизма, справедливости, уважения человеческого достоинства, объективной оценки вклада специалиста-медика в сохранение и укрепление здоровья общества.
Третий блок воспитательной системы – проблемносодержательный. Самым сложным в формировании и реализации этого блока оказалось изменить привычное, стереотипное мышление самих преподавателей, уйти от типичного «академичного», официального стиля отношений со студентами, привить нормы подлинного демократизма в отношениях с будущими специалистами, закреплять в преподавателях установку на индивидуальный подход к студентам, опору на положительное в личности, создание ситуаций успеха, закрепление партнерских отношений, осуществление педагогической поддержки, сопровождения профессионально-личностного развития будущих медицинских работников. Главным итогом всей этой работы стало заметное изменение характера отношений преподавателей и студентов, интенсивности их взаимодействия, – они обрели черты партнерства, сотрудничества, взаимопомощи; чаще стали использоваться дружеский совет, похвала, помощь, проявление участия, заботы, внимания к личности студента.
В формирующей части экспериментальной работы особое место отводилось обретению студентами навыков эмоционально-волевой саморегуляции.
Главное для специалистов – научиться преодолевать самих себя, обеспечить прочное волевое соединение «надо» и «могу», осуществить волевую мобилизацию. В этой работе особенно важен опыт саморегуляции поведения студента, позволяющей преодолевать тяжелые физические и психологические перегрузки, стрессы, созерцание боли и страдания больного. С этой целью в была использована серия игр-упражнений: «Рисуем чувства», «Сад чувств», «Очищающее дыхание», «Противоположности», «Беседа с руководителем», «Конференция зверей», «Внутренняя сила», «Спустить пар», «Рубка дров» и др. Эти игры-тренинги оказались не только очень привлекательны для студентов, позволяя раскрепоститься, снять напряжение, но и целенаправленно, планомерно формировали опыт эмоционально-волевой саморегуляции, снятия внутреннего психологического напряжения.
Полученные статистические материалы иллюстрируют динамику уровней профессиональной воспитанности будущих специалистов-медиков на протяжении 2000 – 2011 гг. Гармоничный уровень профессиональной воспитанности на начальном этапе обнаруживали лишь 16 % будущих специалистов-медиков. В 2011 году таких студентов оказалось уже 46,0 % – практически в 3 раза больше, что свидетельствует об эффективности предложенной модели профессионального воспитания будущих специалистов-медиков в воспитательной системе
Существенные изменения произошли в самой сложной категории студентов, обнаруживших дисгармоничный уровень профессиональной воспитанности: их число снизилось с 61,7 % в 2000 году до 41,3 % в 2011 г. Основная сложность работы с этой категорией студентов состояла в том, что в этой среде присутствует значительная часть студентов способных, активных, обладающих хорошим потенциалом, но не имеющих устойчивых мотивов социально и профессиональнозначимой деятельности.
Динамика сформированности уровней профессиональной воспитанности будущих медицинских работников с 22,3 % до 12,7 % сократилось количество студентов, обнаруживающих профессионально-неориентированный уровень профессиональной воспитанности. Для таких студентов свойственно отсутствие выраженной профессиональной направленности личности, узость или отсутствие профессиональных интересов, негативное отношение к будущей профессиональной деятельности, Эта категория студентов крайне инертна в делах коллектива группы и колледжа, равнодушна к окружающим их людям, не имеет устойчивых жизненных и профессиональных ориентиров, нередко груба и цинична в общении со сверстниками. Работа с такими студентами доставляет много хлопот, трудностей, волнений, поскольку «расшевелить», включить их в реальное дело – оказывается непросто: как правило, они уходят от всяких поручений, игнорируют требования преподавателей и классных руководителей, редко прислушиваются к советам авторитетных сверстников. Их главная проблема – в самодостаточности, в равнодушном отношении к своему собственному будущему.
В результате проведения опытно-экспериментальной работы (2000 – гг.) была выявлена положительная динамика профессиональной воспитанности будущих специалистов-медиков. В конце 2010-2011 уч.г. 46 % студентов обнаружили гармоничный уровень профессиональной воспитанности, (в начале опытноэкспериментальной работы – только 16 %). Изменилось количество студентов, обнаруживающих дисгармоничный уровень профессиональной воспитанности (с 61,7 % до 41,3 %). Сократилось и количество будущих специалистов-медиков, имеющих профессионально-неориентированный уровень (с 22,3 % до 12,7 %).
Вывод: Педагогические условия, влияющие на эффективность профессионального воспитания будущих специалистов-медиков создание благоприятной атмосферы психологического самочувствия и комфорта студентов, обеспечение социально-ценной мотивации профессионально-личностного развития студентов; личностный подход в процессе включения студентов в профессионально-ориентированные вилы деятельности; профессионализм, педагогическое мастерство, личный пример преподавателей колледжа и руководителей баз производственных практик; эффективная диагностика профессионально-личностного развития студентов и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение исторического подхода в модернизации системы профессионального образования.
Исторический опыт создания универсального учебного заведания в системе нпо и спо....

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Глобальные изменения, происходящие в условиях научно-технического прогресса, экономических и политических сдвигов, привели к необратимым изменениям в образовании, к осознанию его особой социальной рол...
Доклад Организация обучения учащихся с ОВЗ в условиях интегрированного образования.
Организация обучения учащихся с ОВЗ в условиях интегрированного образования...

cтатья "Формирование и развитие профессиональных компетенций обучающихся ГБПОУ ВО «ММК» в условиях модернизации системы здравоохранения."
Для преподавателей СПО...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОКЛИНИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ В ХИРУРГИИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается значимость пропедевтики в профессиональной подготовке по специальности «Лечебное дело»Ключевые слова: фельдшер скорой помощи, пропедевтика, диагностика...

Доклад на тему "Формирование профессиональных компетенций, как условие приращения конкурентных преимуществ выпускников колледжа специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования »
описаны способы формирования электротехнического мышления - три базовые формы учебной деятельности:учебная деятельность с ведущей ролью лекций, семинаров и практических занятий;квазипрофесс...

Доклад по теме: «Деятельностный подход в обучении на уроках «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве» по профессии 43.01.09 Повар, кондитер в условиях модернизации образования»
В данной работе будет рассмотрено использование деятельностного подхода на уроках «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве» для обучающихся по профессии «Пов...
