cтатья "Формирование и развитие профессиональных компетенций обучающихся ГБПОУ ВО «ММК» в условиях модернизации системы здравоохранения."
статья на тему

Евстифеева Татьяна Павловна

Для преподавателей СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование и развитие профессиональных компетенций обучающихся

ГБПОУ ВО «ММК» в условиях модернизации системы  здравоохранения.

Изменения в характере и результатах современного образования связаны с идеей реализации компетентностного подхода. В связи с этим наряду с формированием системы  знаний, умений, приобретает особую важность формирование опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть общих и профессиональных компетенций. 

В процессе формирования и развития компетенций обучающихся важен поэтапный анализ достижений, поскольку без предварительных выводов о том, какими компетенциями и на каком уровне ими владеет обучающийся, невозможно формирование компетенций выпускника.

Формирование и оценивание компетенций ФГОС является целью подготовки выпускников и результатом освоения студентами содержания модулей и практик.

      Профессиональный модуль ПМ.04, ПМ. 07. Выполнение работ по профессии « Младшая медсестра по уходу за больными» является начальной стадией формирования  профессиональных компетенций выпускников нашего учебного заведения.

1. Чтобы эффективно организовать формирование компетенций, мы разработали рабочие программы по ПМ. 04, ПМ.07, программу производственной практики, создали УМК по ПМ.04, ПМ.07,ЭОР по  профессиональному модулю. 

2. Определили значимость каждой компетенции в рабочей программе  ПМ 04,ПМ. 07. и задали ожидаемый уровень их формирования.

Для этого в рабочих  программах по ПМ. 04, ПМ.07. мы  определили основные показатели оценки результата и разработали формы и методы контроля и оценки. Для проверки компетенций  преподаватели применяют различные инновационные методы, такие как деловые игры и разыгрывание ролей, проигрывание ситуационных задач, использование практических тренажёров  и другие.

3.У нас имеются соответствующие оценочные средства в виде тестов, кроссвордов, ситуационных задач, фото и видеозадач – найди ошибку, электронных  письменных заданий,  обеспечивающих текущий, рубежный и промежуточный контроль всех заявленных результатов освоения компетенций. Благоприятные условия для целенаправленного практического обучения определяет созданная материально-техническая база (кабинет оборудован на 100%).

4.  Обязали студентов вести портфолио по  модулю, включающему различные виды самостоятельной деятельности (доклады, рефераты, презентации, беседы и памятки для пациентов и их родственников, грамоты и дипломы, отзывы от пациентов с производственной практики), оценка выставляется в ведомости  при сдаче квалификационного экзамена. Портфолио студентов позволяет оценить некоторые общие и следующие профессиональные компетенции по ПМ04.07:

ПК 1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

ПК 2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

ПК  9. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

5.  Для освоения модуля ПМ. 04, ПМ.07 предусмотрена производственная практика,  во время прохождения которой обучающиеся осваивают  все виды профессиональной деятельности по специальности, приобретают практический опыт, что также формирует профессиональные компетенции. Для контроля и оценки результатов освоения на базах ЛПУ  мы внедрили характеристику на студентов и аттестационный лист по практике, которые заполняют  общие руководители практики на каждого обучающегося, где отражены 12 профессиональных компетенций, необходимых для освоения студентами.

Во время производственной практики студенты ведут дневники, ежедневно записывая в них проделанную работу. Дневники контролируются непосредственным руководителем практики и методическим руководителем.

В конце производственной практики студенты представляют кроме дневников и отчётов по производственной практике, характеристики и отзывы от пациентов и медработников.

6.Разработан и внедрен рейтинг по  профессиональному модулю по 100 бальной системе, определяющий теоретическую и практическую подготовку и различные виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Набранные баллы учитываются при сдаче комплексного экзамена по МДК.01, МДК.02.

7. Составлен  комплект контрольно-оценочных средств для проведения дифференцированного зачета, экзаменов по МДК.01, МДК.02 и квалификационного экзамена по ПМ.04, ПМ.07, который  проверяет готовность обучающегося к выполнению указанного вида профессиональной деятельности и сформированности у него компетенций. 
Итогом проверки является однозначное решение: вид профессиональной деятельности 
«освоен/не освоен» с выставлением оценки

Планируем :

для дальнейшего развития ПК

 продолжать накапливать и пополнять контрольно- измерительные материалы и ЭОР по профессиональному модулю Выполнение работ по профессии « Младшая медсестра по уходу за больными», создание чек – листов выполения технологии простых медицинских услуг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций студентов

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует кор...

Проблема формирования речевого имиджа молодого специалиста как один из аспектов развития профессиональных компетенций

Преподавание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» выявило острую проблему, с которой сталкиваются будущие молодые специалисты: формирование речевого имиджа. Речевой имидж – особое речевое...

Педагогическая практика как средство развития профессиональной компетенции будущих учителей начальных классов

Межвузовская научно-методическая конференция «Учебная и производственная практики в системе профессиональной подготовки будущих специалистов: опыт организации и современные требования»...

Информационно-коммуникационные технологии в формировании профессиональных компетенций на практических занятиях в условиях ФГОС нового поколения

Внедрение информационно-коммуникационных технологий  в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации российского образования  в связи с введением но...

Развитие профессиональных компетенций студентов в рамках ФГОС нового поколения

Ведущее место в подготовке компетентного специалиста, несомненно, принадлежит урокам учебной и производственной практики, где преподаватель является ответственным не только за качество профессионально...

Развитие профессиональных компетенций на уроках производственного обучения.

Компетентность – это уровень профессиональных знаний и навыков, который определяет текущую результативность. Компетентность измеряется при помощи оценки достижения результатов работы. Компетенции же о...