Программа работы с детьми-сиротами по формированию семейных ценностей
рабочая программа

В данной программе содержатся основные разделы и направления работы с детьми-сиротами по формированию у них основ семейных ценностей. В нее включены разнообразные формы работы с детьми, которые будут понятны и интересны детям даже в разновозрастной группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа мероприятий, направленных на формирование семейных ценностей

Цель: Способствовать созданию условий для личностного роста и развития детей через изучение семейных традиций, укрепление духовных ценностей, переориентация негативных воздействий социальной среды, в которой ранее воспитывался ребенок, на позитивные нравственные ценности; сформировать психологическую готовность быть востребованными в семье и в обществе, гармонично развивая личные качества.

Задачи:

  1. Изучение биологической семьи воспитанников, выявление ее потенциальных возможностей по возвращению детей и их дальнейшему воспитанию.
  2. Формирование представлений о традиционных ценностях русского народа через изучение русской художественной литературы.
  3. Стимулировать желание детей быть внимательными к душевному самочувствию родителей и других членов семьи; проявление сочувствия, эмпатии и любви по отношению к членам семьи.
  4. Формирование элементов русского менталитета, основываясь на лучших традициях национальной культуры, воспитание чувства национальной принадлежности.
  5.  Приобщение детей   к мировой культуре, отечественным духовно-нравственным и культурно-историческим ценностям.
  6.  Формирование ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;

Актуальность

В современном мире мы встречаемся с острыми демографическими проблемами: высокая смертность при сохраняющейся низкой рождаемости, неполные семьи, социальное сиротство, упадок семейных ценностей в обществе и многое другое.

Данная программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на укрепление семейных ценностей, поднятие престижа традиционной семьи и материнства в современном обществе.

Сегодня, когда подрываются основы семьи и брака, необходимо воспитывать детей в духе патриотизма, гуманизма, уважения к старшему поколению, пониманию лучших семейных, исторических, культурных и национальных традиций, веры в добро и справедливость.

Возрождение семейных традиций – общенациональная идея.

Семейные традиции, духовность,   формирование позитивного  мнения о Семье, как приемной, так и биологической -  основные направления работы нашей программы.

Во все времена в любой стране, в любом государстве, при любой религии семья считалась главным, что может быть у человека. В России сегодня этот институт нуждается в особой заботе.

Главная ценность семьи – это духовное объединение людей. И любящие родители, любимые и желанные дети – это наша надежда, это наше будущее.

Семья - это первый институт социализации личности ребенка, первый шаг по его вхождению в большой, взрослый мир. Классические семьи всегда была сильны своими традициями. В первую очередь, передававшимися от поколения поколению заветами по воспитанию детей, по сохранению домашнего очага. В основе взаимоотношений между мужем и женой было взаимоуважение, чёткое знание своей линии поведения, высокое понимание долга друг перед другом и почитание старшего поколения. Так создавался и долгое время поддерживался Культ семьи.

Сегодня возрождение и собирание положительных семейных традиций, организация обмена положительным опытом семейного воспитания является самой актуальной задачей не только нашего сообщества, но и всей системы воспитания России.

Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа и условий ее реализации.

Семья - это школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости... Мудрый педагог это хорошо понимает и успешно использует в организации воспитательного процесса.

Если в семье нет должной гармонии чувств, если ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к нему самому, то нередко в таких семьях семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности - интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы ее: от элементарных попыток действий (взять в руки ложку, вбить гвоздь, нарисовать человечка, помочь маме...) до сложнейших социально и личностно значимых форм поведения.

Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года... Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке... И мы должны всегда помнить о том,   что каждый человек, где бы он ни находился и сколько бы ему не было лет,  мысленно и чувственно всегда связан с домом, с семьей и со множеством волнующих его проблем. 

Поэтому основная задача педагогического коллектива нашего центра по семейному воспитанию должна быть направлена на то, чтобы вырастить в наших условиях человека, понимающего и принимающего традиционные семейные ценности, уважающего исторические традиции нашего народа, готового к созданию собственной семьи и осознающего всю полноту ответственности, которая на него будет возложена государством и обществом.

Примерное наименование мероприятия

Предполагаемые компетенции

Формы проведения

Сроки

Ответственные

Отметка об исполнении

Воспитательские часы или в рамках работы с детьми в свободное время

«Моя мама, мой папа»;

«Отдыхаем всей семьей»;

«Хозяйство семьи»;

«Папа - мой лучший друг»;

«Семья без матери, как птица без крыла»;

«Лучшие друзья – братья и сестры»;

«Семья сильна традициями»;

«Разные семьи живут по-разному» ;

«Мама - это значит жизнь»;

 и мн.др.

Расширение знаний детей о родителях, семейном досуге;

Ознакомление детей с понятием «хозяйство семьи», их обязанностями дома;

Расширение знаний о взаимоотношениях между членами семьи и формирование навыков продуктивного общения» и др.

Групповая  беседа

Презентации

Просмотр видеороликов

Обсуждение

Рассказ

Семейное чаепитие или праздник в кругу семьи и др.

Воспитатели

«О любимой бабушке»;

«Если бы у меня были бабушка и дедушка, то какими бы они были?»;

«По страницам семейных альбомов»;

«Старость нужно уважать»;

«Забота друг о друге – фундамент семьи»;

«Как я помогаю дома»;

«Я горжусь своим папой, дедушкой и т.п.»;

«Мой домашний любимец»  и др.

Воспитание уважения к старшим членам семьи, заботливого отношения к близким людям;

Формирование чувства привязанности через любовь к животным и др.

Составление рассказов;

Просмотр видео;

Чтение художественной литературы и др.

«Для меня или для всех?»;

«Учимся уступать друг другу»;

«Поделить – не значит себя обделить» и др.

Формирование понимания того, что в семье все равны, учить понимать и чувствовать потребности и желания близких людей;

Решение логических задач;

Обсуждение проблемных ситуаций;

Поиск информации и др.

«Генеалогическое древо»;

«Кто для кого»;

«Найди сходства и различия»

«Собери семью» и др

Закрепление знаний о себе, своей родословной;

Закрепление знаний о родственных отношениях в семье;

Нахождение сходства и различия со своими близкими и др.

Дидактические игры;

Рассматривание фотографий и др.

«Назови ласково близких и родных»;

«Расскажи, чем ты можешь порадовать маму, папу и др.»;

«Чей ты помощник дома»;

«Что значит быть старшим братом или сестрой» и др.

Способствовать расширению знаний о взаимодействии между членами семьи» и др.

Игровые упражнения

«Если мама огорчена, я…»;

«Если бабушка устала, я….»;

«Дедушка потерял перчатку, у него мерзнет рука. Я…»;

«Младший брат испытывает трудности с выполнением домашнего задания, я…»;

«У папы много работы, он не успевает помогать маме по дому, я…» и др.

Расширение словарного запаса, умения делать причинно-следственные связи;

Повышение знаний способах проявления заботы и внимания членов семьи друг к другу» и др.

Игровые задания, требующие закончить начатое предложение

«Семья»

«День рождения»

«Дочки-матери»

«Магазин»

«Больница»

«Готовим обед»

«Ждем бабушку в гости»

«Большая стирка»

«Дом» и др.

Расширение знаний о взаимодействии между членами семьи, их обязанностями;

Примеривание на себя разных социальных ролей;

Учить воспроизводить быт семьи;

Учить проявлять гостеприимство;

Воспитывать уважительное отношение к чистым вещам и труду  и др.

Сюжетно-ролевые игры

Детская литература:

Произведения Е. Благининой, Я. Акима, В. Берестова, С. Михалкова, В. Драгунского, А.Барто, Т. Агибаловой и др.

Старший возраст:

Л. Ф. Воронкова

«Старшая сестра»;

«Личное счастье» — повести о девочке, на плечи которой после смерти матери легли заботы о семье: отце и младших сестре и брате.

Э. Кестнер

«Когда я был маленький» — повествование о детстве, родителях, прабабушках и прадедушках писателя, достоверно передающее чувство семейной общности и родственной привязанности.

Дина Сабитова

«Где нет зимы» — история об удивительной дружбе брата и сестры в океане страшных обстоятельств их жизни.

С. Востоков

«Ветер делают деревья» — веселые и грустные рассказы мальчика-дошкольника о своей жизни дома и в детском саду, об отношениях с родителями и друзьями.

А. Н. Толстой

«Детство Никиты» — повесть, навеянная воспоминаниями детстве, рисует яркие образы отца и матери писателя, сыгравших большую роль в его жизни.

Развития эмоционального мира ребенка, образного мышления, нравственных ценностей, формировании я основ мировоззрения. Такие книги выполняют и воспитательную функцию. Приобщая детей к такой литературе, педагоги не только развивают внутренний мир ребенка, но и на всю жизнь закладывают необходимые ценностные ориентиры.

Чтение и обсуждение художественной литературы о семье;

Слушание аудиокниг;

«Что значат наши имена»;

«Наши фамилии»;

«Моя семья»;

«Знаменитые однофамильцы»;

«Кто я?»;

«Откуда я?»

«Зачем мы рождаемся?»;

«У каждого свое предназначение» и др.

Расширение знаний о себе, о смысле жизни, принятие и осознание себя как личности и индивида, но также и как неотъемлемую часть своей семьи и своего народа и др.

Тематические занятия

«Моя семья»

«Семья моей мечты»

«Моя мама»

«Мой папа»

«Дом, который построю я»;

«Семейный праздник»  и др.

Осознание детьми своего места в семье, понимание того, какую именно роль он играет в семье;

Воспитатели могут определить по таким рисункам   много важных моментов, например, кого в своей семье ребёнок считает главным, с кем у него более близкие отношения. Рисуя родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр, ребенок учится не только передавать окружающий его мир, но и находит самые яркие и красивые, по его мнению, краски и оттенки цветов, чтобы показать самых любимых и родных людей. 

Рисование

Аппликация

Выставка рисунков и др.

К. Лемох «Родительское счастье»

А. Венецианов «Первые шаги»

А. Рябушин «Купеческая семья»

Ф. Толстой «Семейный портрет»

Ф. Славянский «Семейная картина»

К. Маковский «Крестьянский обед в поле»

И. Куликов «В крестьянской избе»

В. Максимов «Бабушкины сказки»

В. Маковский «Две матери. Мать приемная и родная»

К. Титов «В семье»

А.Пластов «Жатва»

Б. Кустодиев «Утро» и др.

Образ семьи глазами художников;

Просмотр и обсуждение картин

Работа по «Книге жизни»

Работа над Книгой Жизни помогает упорядочить события, визуализировать их – тем самым сделать их более понятными и помочь ребенку справится с сильными эмоциями, которые они вызывают.

Проговоренные, озвученные эмоции становятся уже не такими страшными, и их влияние на ребенка ослабевает. С тяжелыми переживаниями можно научиться обходиться. И взрослый, с которым ребенок создает Книгу Жизни, помогает ему разобраться в них.

Заполнение разделов

Работа с кровной семьей

Поиск информации о близких родственниках, установление с ними связи, выяснение жизненной ситуации, оценивание возможности по возвращению воспитанников в кровную семью;

Обеспечение прав и интересов ребёнка на воспитание в родной семье, сохранение, восстановление и развитие позитивных детско-родительских взаимоотношений и отношений с другими близкими родственниками.

Изучение личного дела;

Разговор с ребенком;

Поиск родственников в социальных сетях;

Установление связи по переписке с родителями, находящимися в  с МЛС;

Встречи с родственниками в центре (по возможности);

Оказание консультативной помощи;

Гостевое посещение близких родственников  и др.

Подготовка воспитанников к передаче на воспитание в приемные семьи граждан

«Как живут дети в приемных семьях»;

«Приемная семья это тоже семья»;

«Как подружиться с новой семьей?»

«В чужой монастырь со своим уставом не ходят»;

«Учиться жить в мире людей»;

«Как победить свои страхи»;

«Новая семья – это не предательство» и др.

Определить степень готовности ребенка к устройству в приемную семью, выявить особенности его представлений о  семье; Сформировать у ребенка позитивный образ будущей (приемной) семьи и семейных отношений;  Сформировать готовность ребенка к принятию семейного уклада жизни, новых особенностей быта, правил, традиций и др.

Индивидуальная работа;

Просмотр видеороликов;

Рассказ воспитателя;

Игровые упражнения;

Просмотр мультфильмов;

Совместная работа с психологом;

 Гостевое посещение приемной семьи и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в ГБОУ СПО Зарайском педагогическом коледже имени В.В. Виноградова Московской области

В данной работе представлен опыт работы по социально-педагогической поддержке детей-сирот и детей ОБПР в учреждении СПО...

Опыт социальной работы с детьми сиротами в СП « Детский дом» Лицей Сервиса Индустриальных Технологий (ЛСИТ).

Программа исследования социальной работы с детьми сиротами в СП «Детский дом» Лицей Сервиса Индустриальных Технологий....

Индивидуальная профилактическая работа с детьми-сиротами, детьми девиантного поведения в общежитии

В данной статье представлена работа  с детьми-сиротами, детьми девиатного поведения в общежитии...

Программа воспитательной работы с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в общежитии на 2022 - 2025 учебные годы.

Программа предусматривает различные формы организации воспитанников в период пребывания в учреждении: занятия как специально организованные формы воспитания; нерегламентированные виды деятельности дет...

План работы с детьми - сиротами и детьми оставшихся без попечения родителей

      Цель: Создание условий для социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Задачи:  Оказывать помощь в построении взаимоотношений подростка в...