Программа работы с детьми-сиротами по формированию семейных ценностей
рабочая программа
В данной программе содержатся основные разделы и направления работы с детьми-сиротами по формированию у них основ семейных ценностей. В нее включены разнообразные формы работы с детьми, которые будут понятны и интересны детям даже в разновозрастной группе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа мероприятий, направленных на формирование семейных ценностей
Цель: Способствовать созданию условий для личностного роста и развития детей через изучение семейных традиций, укрепление духовных ценностей, переориентация негативных воздействий социальной среды, в которой ранее воспитывался ребенок, на позитивные нравственные ценности; сформировать психологическую готовность быть востребованными в семье и в обществе, гармонично развивая личные качества.
Задачи:
- Изучение биологической семьи воспитанников, выявление ее потенциальных возможностей по возвращению детей и их дальнейшему воспитанию.
- Формирование представлений о традиционных ценностях русского народа через изучение русской художественной литературы.
- Стимулировать желание детей быть внимательными к душевному самочувствию родителей и других членов семьи; проявление сочувствия, эмпатии и любви по отношению к членам семьи.
- Формирование элементов русского менталитета, основываясь на лучших традициях национальной культуры, воспитание чувства национальной принадлежности.
- Приобщение детей к мировой культуре, отечественным духовно-нравственным и культурно-историческим ценностям.
- Формирование ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;
Актуальность
В современном мире мы встречаемся с острыми демографическими проблемами: высокая смертность при сохраняющейся низкой рождаемости, неполные семьи, социальное сиротство, упадок семейных ценностей в обществе и многое другое.
Данная программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на укрепление семейных ценностей, поднятие престижа традиционной семьи и материнства в современном обществе.
Сегодня, когда подрываются основы семьи и брака, необходимо воспитывать детей в духе патриотизма, гуманизма, уважения к старшему поколению, пониманию лучших семейных, исторических, культурных и национальных традиций, веры в добро и справедливость.
Возрождение семейных традиций – общенациональная идея.
Семейные традиции, духовность, формирование позитивного мнения о Семье, как приемной, так и биологической - основные направления работы нашей программы.
Во все времена в любой стране, в любом государстве, при любой религии семья считалась главным, что может быть у человека. В России сегодня этот институт нуждается в особой заботе.
Главная ценность семьи – это духовное объединение людей. И любящие родители, любимые и желанные дети – это наша надежда, это наше будущее.
Семья - это первый институт социализации личности ребенка, первый шаг по его вхождению в большой, взрослый мир. Классические семьи всегда была сильны своими традициями. В первую очередь, передававшимися от поколения поколению заветами по воспитанию детей, по сохранению домашнего очага. В основе взаимоотношений между мужем и женой было взаимоуважение, чёткое знание своей линии поведения, высокое понимание долга друг перед другом и почитание старшего поколения. Так создавался и долгое время поддерживался Культ семьи.
Сегодня возрождение и собирание положительных семейных традиций, организация обмена положительным опытом семейного воспитания является самой актуальной задачей не только нашего сообщества, но и всей системы воспитания России.
Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа и условий ее реализации.
Семья - это школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости... Мудрый педагог это хорошо понимает и успешно использует в организации воспитательного процесса.
Если в семье нет должной гармонии чувств, если ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к нему самому, то нередко в таких семьях семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.
Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности - интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы ее: от элементарных попыток действий (взять в руки ложку, вбить гвоздь, нарисовать человечка, помочь маме...) до сложнейших социально и личностно значимых форм поведения.
Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года... Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке... И мы должны всегда помнить о том, что каждый человек, где бы он ни находился и сколько бы ему не было лет, мысленно и чувственно всегда связан с домом, с семьей и со множеством волнующих его проблем.
Поэтому основная задача педагогического коллектива нашего центра по семейному воспитанию должна быть направлена на то, чтобы вырастить в наших условиях человека, понимающего и принимающего традиционные семейные ценности, уважающего исторические традиции нашего народа, готового к созданию собственной семьи и осознающего всю полноту ответственности, которая на него будет возложена государством и обществом.
Примерное наименование мероприятия | Предполагаемые компетенции | Формы проведения | Сроки | Ответственные | Отметка об исполнении |
Воспитательские часы или в рамках работы с детьми в свободное время | |||||
«Моя мама, мой папа»; «Отдыхаем всей семьей»; «Хозяйство семьи»; «Папа - мой лучший друг»; «Семья без матери, как птица без крыла»; «Лучшие друзья – братья и сестры»; «Семья сильна традициями»; «Разные семьи живут по-разному» ; «Мама - это значит жизнь»; и мн.др. | Расширение знаний детей о родителях, семейном досуге; Ознакомление детей с понятием «хозяйство семьи», их обязанностями дома; Расширение знаний о взаимоотношениях между членами семьи и формирование навыков продуктивного общения» и др. | Групповая беседа Презентации Просмотр видеороликов Обсуждение Рассказ Семейное чаепитие или праздник в кругу семьи и др. | Воспитатели | ||
«О любимой бабушке»; «Если бы у меня были бабушка и дедушка, то какими бы они были?»; «По страницам семейных альбомов»; «Старость нужно уважать»; «Забота друг о друге – фундамент семьи»; «Как я помогаю дома»; «Я горжусь своим папой, дедушкой и т.п.»; «Мой домашний любимец» и др. | Воспитание уважения к старшим членам семьи, заботливого отношения к близким людям; Формирование чувства привязанности через любовь к животным и др. | Составление рассказов; Просмотр видео; Чтение художественной литературы и др. | |||
«Для меня или для всех?»; «Учимся уступать друг другу»; «Поделить – не значит себя обделить» и др. | Формирование понимания того, что в семье все равны, учить понимать и чувствовать потребности и желания близких людей; | Решение логических задач; Обсуждение проблемных ситуаций; Поиск информации и др. | |||
«Генеалогическое древо»; «Кто для кого»; «Найди сходства и различия» «Собери семью» и др | Закрепление знаний о себе, своей родословной; Закрепление знаний о родственных отношениях в семье; Нахождение сходства и различия со своими близкими и др. | Дидактические игры; Рассматривание фотографий и др. | |||
«Назови ласково близких и родных»; «Расскажи, чем ты можешь порадовать маму, папу и др.»; «Чей ты помощник дома»; «Что значит быть старшим братом или сестрой» и др. | Способствовать расширению знаний о взаимодействии между членами семьи» и др. | Игровые упражнения | |||
«Если мама огорчена, я…»; «Если бабушка устала, я….»; «Дедушка потерял перчатку, у него мерзнет рука. Я…»; «Младший брат испытывает трудности с выполнением домашнего задания, я…»; «У папы много работы, он не успевает помогать маме по дому, я…» и др. | Расширение словарного запаса, умения делать причинно-следственные связи; Повышение знаний способах проявления заботы и внимания членов семьи друг к другу» и др. | Игровые задания, требующие закончить начатое предложение | |||
«Семья» «День рождения» «Дочки-матери» «Магазин» «Больница» «Готовим обед» «Ждем бабушку в гости» «Большая стирка» «Дом» и др. | Расширение знаний о взаимодействии между членами семьи, их обязанностями; Примеривание на себя разных социальных ролей; Учить воспроизводить быт семьи; Учить проявлять гостеприимство; Воспитывать уважительное отношение к чистым вещам и труду и др. | Сюжетно-ролевые игры | |||
Детская литература: Произведения Е. Благининой, Я. Акима, В. Берестова, С. Михалкова, В. Драгунского, А.Барто, Т. Агибаловой и др. Старший возраст: Л. Ф. Воронкова «Старшая сестра»; «Личное счастье» — повести о девочке, на плечи которой после смерти матери легли заботы о семье: отце и младших сестре и брате. Э. Кестнер «Когда я был маленький» — повествование о детстве, родителях, прабабушках и прадедушках писателя, достоверно передающее чувство семейной общности и родственной привязанности. Дина Сабитова «Где нет зимы» — история об удивительной дружбе брата и сестры в океане страшных обстоятельств их жизни. С. Востоков «Ветер делают деревья» — веселые и грустные рассказы мальчика-дошкольника о своей жизни дома и в детском саду, об отношениях с родителями и друзьями. А. Н. Толстой «Детство Никиты» — повесть, навеянная воспоминаниями детстве, рисует яркие образы отца и матери писателя, сыгравших большую роль в его жизни. | Развития эмоционального мира ребенка, образного мышления, нравственных ценностей, формировании я основ мировоззрения. Такие книги выполняют и воспитательную функцию. Приобщая детей к такой литературе, педагоги не только развивают внутренний мир ребенка, но и на всю жизнь закладывают необходимые ценностные ориентиры. | Чтение и обсуждение художественной литературы о семье; Слушание аудиокниг; | |||
«Что значат наши имена»; «Наши фамилии»; «Моя семья»; «Знаменитые однофамильцы»; «Кто я?»; «Откуда я?» «Зачем мы рождаемся?»; «У каждого свое предназначение» и др. | Расширение знаний о себе, о смысле жизни, принятие и осознание себя как личности и индивида, но также и как неотъемлемую часть своей семьи и своего народа и др. | Тематические занятия | |||
«Моя семья» «Семья моей мечты» «Моя мама» «Мой папа» «Дом, который построю я»; «Семейный праздник» и др. | Осознание детьми своего места в семье, понимание того, какую именно роль он играет в семье; Воспитатели могут определить по таким рисункам много важных моментов, например, кого в своей семье ребёнок считает главным, с кем у него более близкие отношения. Рисуя родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр, ребенок учится не только передавать окружающий его мир, но и находит самые яркие и красивые, по его мнению, краски и оттенки цветов, чтобы показать самых любимых и родных людей. | Рисование Аппликация Выставка рисунков и др. | |||
К. Лемох «Родительское счастье» А. Венецианов «Первые шаги» А. Рябушин «Купеческая семья» Ф. Толстой «Семейный портрет» Ф. Славянский «Семейная картина» К. Маковский «Крестьянский обед в поле» И. Куликов «В крестьянской избе» В. Максимов «Бабушкины сказки» В. Маковский «Две матери. Мать приемная и родная» К. Титов «В семье» А.Пластов «Жатва» Б. Кустодиев «Утро» и др. | Образ семьи глазами художников; | Просмотр и обсуждение картин | |||
Работа по «Книге жизни» | Работа над Книгой Жизни помогает упорядочить события, визуализировать их – тем самым сделать их более понятными и помочь ребенку справится с сильными эмоциями, которые они вызывают. Проговоренные, озвученные эмоции становятся уже не такими страшными, и их влияние на ребенка ослабевает. С тяжелыми переживаниями можно научиться обходиться. И взрослый, с которым ребенок создает Книгу Жизни, помогает ему разобраться в них. | Заполнение разделов | |||
Работа с кровной семьей | |||||
Поиск информации о близких родственниках, установление с ними связи, выяснение жизненной ситуации, оценивание возможности по возвращению воспитанников в кровную семью; | Обеспечение прав и интересов ребёнка на воспитание в родной семье, сохранение, восстановление и развитие позитивных детско-родительских взаимоотношений и отношений с другими близкими родственниками. | Изучение личного дела; Разговор с ребенком; Поиск родственников в социальных сетях; Установление связи по переписке с родителями, находящимися в с МЛС; Встречи с родственниками в центре (по возможности); Оказание консультативной помощи; Гостевое посещение близких родственников и др. | |||
Подготовка воспитанников к передаче на воспитание в приемные семьи граждан | |||||
«Как живут дети в приемных семьях»; «Приемная семья это тоже семья»; «Как подружиться с новой семьей?» «В чужой монастырь со своим уставом не ходят»; «Учиться жить в мире людей»; «Как победить свои страхи»; «Новая семья – это не предательство» и др. | Определить степень готовности ребенка к устройству в приемную семью, выявить особенности его представлений о семье; Сформировать у ребенка позитивный образ будущей (приемной) семьи и семейных отношений; Сформировать готовность ребенка к принятию семейного уклада жизни, новых особенностей быта, правил, традиций и др. | Индивидуальная работа; Просмотр видеороликов; Рассказ воспитателя; Игровые упражнения; Просмотр мультфильмов; Совместная работа с психологом; Гостевое посещение приемной семьи и др. | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в ГБОУ СПО Зарайском педагогическом коледже имени В.В. Виноградова Московской области
В данной работе представлен опыт работы по социально-педагогической поддержке детей-сирот и детей ОБПР в учреждении СПО...

Выпускная квалификационная работа на тему: «Социальная работа с детьми сиротами в условиях специального учреждения»
Проблемы детей сирот....

Опыт социальной работы с детьми сиротами в СП « Детский дом» Лицей Сервиса Индустриальных Технологий (ЛСИТ).
Программа исследования социальной работы с детьми сиротами в СП «Детский дом» Лицей Сервиса Индустриальных Технологий....

Рекомендации по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в" БПТТ им.Н.В.Грибанова"
Изучение психолого-педагогических особенностей детей сирот и ОБПР в техникуме....
Индивидуальная профилактическая работа с детьми-сиротами, детьми девиантного поведения в общежитии
В данной статье представлена работа с детьми-сиротами, детьми девиатного поведения в общежитии...
Программа воспитательной работы с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в общежитии на 2022 - 2025 учебные годы.
Программа предусматривает различные формы организации воспитанников в период пребывания в учреждении: занятия как специально организованные формы воспитания; нерегламентированные виды деятельности дет...
План работы с детьми - сиротами и детьми оставшихся без попечения родителей
Цель: Создание условий для социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Задачи: Оказывать помощь в построении взаимоотношений подростка в...