Опыт социальной работы с детьми сиротами в СП « Детский дом» Лицей Сервиса Индустриальных Технологий (ЛСИТ).
рабочая программа на тему

Овчинникова Евгения Сергеевна

Программа исследования социальной работы с детьми сиротами в СП «Детский дом» Лицей Сервиса Индустриальных Технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл вторая часть диплома68.06 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт социальной работы с детьми сиротами в СП « Детский дом» Лицей Сервиса Индустриальных Технологий (ЛСИТ).

 Программа исследования социальной работы с детьми сиротами в СП «Детский дом» Лицей Сервиса Индустриальных Технологий.

Проблема психолого-социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,  требует объединения усилий социальных работников, психологов и педагогов в применении индивидуального подхода к каждому ребёнку, оказавшемуся в детском доме, приюте, социальной гостинице.

Профессиональное училище Лицей Сервиса Индустриальных Технологий было основано 1 сентября 1965 года. С 1987 года училище преобразовано из вечерне-сменного в профессионально-техническое. Дневное отделение стало основным. С 1996 года обучающиеся, получая профессию, имеют возможность получить среднее (полное) общее образование. За 47 лет училище подготовило более 60000 специалистов различных профессий.

С 1985 года основными социальными партнерами училища являются ГУП "Горэлектротранс", "Федеральный судебный департамент", ЗАО "Флоридан", Пенсионный фонд Санкт-Петербурга, Служба по надзору за оборотом наркотиков по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, на базе которых обучающиеся проходят производственную практику. Все наши партнеры гарантируют трудоустройство, достойную заработную плату и социальные гарантии нашим выпускникам.

Лицей - неоднократный победитель городских конкурсов, участник

международных проектов. На базе училища открыт ресурсный центр 

по воспитанию для учреждений начального и среднего

профессионального образования "Воспитание гражданина".

Лицей имеет хорошее материально-техническое обеспечение.

Отделения дополнительного образования. У нас организовано действует добровольческое движение. Работает волонтерская команда "Альтернатива" и поисковый отряд "Патриот", по инициативе которого в училище был создан свой Музей.

В сентябре 2004 года на основании распоряжения № 294-р Комитета по образованию Санкт-Петербурга в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования Профессиональном училище ЛСИТ было открыто структурное подразделение – Отделение дополнительного образования учащихся. 

Отделение дополнительного образования работает для обеспечения интеллектуального, физического, этического, эстетического оздоровления юношества, развитие их творческого потенциала, формирование социально-нравственного здоровья подростков, их адаптации и интеграции в обществе.

На отделении работают 30 детских объединений, охватывающих более 400 учащихся. Объединения учитывают различные интересы учащихся профессионального училища

Отделение дополнительного образования активно сотрудничает с Комитетом по молодежной политике Петроградского района, принимает участие в фестивале патриотической песни «Триумфальная арка», конкурсе современного вокала «Молодые голоса», игре «Что? Где? Когда?» среди средних учебных заведений Петроградского района, активно заняты в реализации социально-культурного проекта «Статус Свой», посвященного вопросам профилактики экстремизма, национализма, ксенофобии в молодежной среде.

 Направления работы ресурсного центра:

- Гражданско-правовое образование учащихся в системе начального профессионального образования;

- Профессиональная направленность и профариентационная деятельность;

- Социализация и адаптация учащихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;

- Профилактика правонарушений и воспитание готовности к здоровому образу жизни учащихся в системе НПО;

- Реабилитация и проектирование деятельностной организации подростков, имеющих проблемы в развитии (коррекция);

- Диссеминация педагогического опыта гражданского воспитания в контексте инклюзивного образования.

В лицеи обучается в общем контингенте учащиеся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Социально-психолого-педагогическая служба проводит многоуровневую, большую работу, направленную на успешную социализацию и социальную адаптацию учащихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в училище в процессе обучения и подготовке их проживанию в социуме.

Постная Татьяна Александровна  заведующая социальным отделом  

тел:559-24-10;559-68-19

Цель деятельности социальных педагогов: способствовать в создании условий социальной адаптации подростков, как сложного процесса приспособления к условиям социальной среды, направленной на овладение новыми формами деятельности и связанной с изменением статуса индивида.

- оказание подростку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем, защита подростка в его жизненном пространстве .

Задачи социально-психолого-педагогической службы:

- осуществление комплексной медико-психолого-педагогической диагностики с целью изучения особенностей развития подростков, условий жизни, выявления интересов, потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении, определения проблем в обучении;

- оказание индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, правовой, медицинской помощи подросткам;

- исследование социальной микросреды подростка;

- оказание содействия в трудоустройстве, профессиональном обучении.

Осуществление основных функций социально-психолого-педагогической работы:

- профилактической (предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребенка, профилактика и прогнозирование возможных проблемных ситуаций)

- организационной (налаживание и упрочнение социальных связей с организациями (ЖКС, пенсионные фонды, военкоматы) и активное вовлечение воспитанников в самостоятельное решение проблем)

- защитно-охранной (защита ребенка в уже сложившихся негативных ситуациях: защита прав воспитанников в судах : при заключениях сделок с недвижимостью и др. проблемных ситуациях)

- создание условий для самореализации и развития творческих способностей учащихся (совместная работа с Центром дополнительного образования).

Социальная служба строит свою деятельность на основе принципов, заложенных в Конвенции ООН о правах ребенка и Конституции Российской Федерации.

Общежитие .

Структурное подразделение "Детский дом"

Светлановсий проспект, дом 111, корпус 2, индекс: 195297

метро: Гражданский проспект,

В Детском доме проживает 200 воспитанников, молодёжь от 15 до 25 лет учащихся лицея. Учащиеся-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, проживают в отдельных восьми комнатных квартирах, которые имеют: санузел, умывальник, воспитательскую. Дети проживают по 2 – 3 человека в комнате. Во всех квартирах, в которых проживают дети, установлены бытовые стиральные машины-автоматы, имеются телевизоры, бытовые приборы (чайники, утюги, микроволновые печи). Комнаты оборудованы мягким и жёстким инвентарём.

Подготовка  детей-сирот и  детей, оставшихся  без  попечения  родителей,   к  самостоятельной  жизни всегда  была острой  государственной  проблемой. Система государственного  попечения охватывает  практически  всех детей, нуждающихся  в опеке, и создаёт  материальные  предпосылки  для  их полноценного развития  и подготовки  к взрослой  жизни. Переход  к  самостоятельной  жизни – важный  момент  в жизни  любого  молодого  человека, и  того, кто  покидает  учреждение  интернатного  типа, и, того, кто  уходит из родительской  семьи во взрослую  жизнь. Этот переход к независимой  жизни  связан  с серьёзными  стрессами.

Вчерашнему  выпускнику детского дома необходимо  привыкнуть  к самостоятельному существованию, к ответственности  за свою  жизнь. Как  и подростки  из относительно  благополучных  семей, они  стараются  разобраться  в себе, определить  свой  путь.

Государство  берёт  на  себя обязательство  по  решению основных  проблем ребёнка: обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот самым необходимым. Но  самостоятельная, взрослая  жизнь  ставит  перед  ними  проблемы, к которым  в реальности  они  оказываются  неготовыми.

Выпускники  детских  домов чаще  своих  сверстников оказываются   участниками  или  жертвами  преступлений, теряют  работу или  жильё, с трудом  создают  семью, значительно быстрее  становятся  алкоголиками и наркоманами, жертвами суицида. Вхождение их  в самостоятельную  жизнь  сопряжено  с большими  сложностями и  не  всегда  проходит  успешно. Причины  возникновения  трудностей вхождения  ребёнка  в систему  социальных  отношений могут  быть  совершенно  разными. Прежде  всего,  они  связаны  с неадекватным  восприятием сиротами  тех  требований,  которые  предъявляет  социум.

Процесс  социализации (включение  в систему  социальных отношений) даже  при  благоприятном стечении  обстоятельств разворачивается   неравномерно  и  может быть  чреват рядом  сложностей, тупиков, требующих  совместных  усилий  специалистов  и  сирот.  Сама  организация  жизнеспособности   детей  в интернатных  учреждения  устроена  таким  образом, что  у них  формируется  только  одна  позиция – позиция  сироты, не имеющего поддержки  и  одобрения   в социуме. Эта  роль  реализуется  человеком  в течение  всей  его жизни и удерживает детей – сирот  в инфантильной  иждивенческой  позиции,   блокирует  проявление  потенциальных возможностей. В связи  с трудностями  социализации  не  решаются  и задачи адаптации.

Иными  словами, воспитанники детского  дома, выходя за  его порог, умеют «быть сиротой». Они  надеются на покровительство, обладают     «выученной беспомощностью», не  подозревая, что  можно  опереться  на  свои  собственные  ресурсы.

На базе нашего лицея была разработана и утверждена программа.

Программа социальной адаптации в условиях сиротского учреждения ГБПОУ Лицеем Сервиса Индустриальных Технологий « Шаг за шагом».

Накопленный специалистом опыт  работы  с детьми – сиротами, активный  поиск  решения  проблемы  привели  к мысли о необходимости  создания  программы «ШАГ ЗА ШАГОМ».                        

Программа составлена специалистами ГБПОУ Лицеем Сервиса Индустриальных Технологий с учетом особенностей личностного и социального развития детей-сирот, что позволяет считать её важным этапом в процессе развития социальной компетентности, являющейся необходимым условием адаптации к интеграции в социуме.

Цель программы: подготовка выпускников  детских  домов  и лиц, оставшихся  без  попечения  родителей к самостоятельной  жизни.

Задачи  программы:

  • Повышение  уровня  социальной  адаптации (развитие  навыков  коммуникационной культуры, формирование  потребности в общении, интимно – личностных  отношений).
  • Информационное  обеспечение  детей  сирот  и  детей, оставшихся  без  попечения  родителей, начинающих  свою  трудовую  деятельность  по  вопросам  профессионального  самоопределения, трудоустройства, проблемам молодёжного  рынка  труда  с учётом  наклонностей, интересов и способностей.
  • Включение  в адаптационный  процесс  интерактивных  технологий (имитационных  игр: сюжетно–ролевая, дидактическая, аттестационная, рефлексивная), позволяющих выпускникам  детских  домов и детям, оставшимся  без  попечения  родителей, в игровой  форме «проживать» различные  ситуации, проектировать  способы  действия  предложенных  моделей  до  встречи  с ними  в реальной  жизни.

Целевая группа:

Основная  целевая  группа –  дети, оставшиеся  без  попечения родителей.           

Формы  работы:

  • Групповые
  • Индивидуальные

Методы  работы:

  • Тренинг
  • Тестирование
  • Профдиагностика
  • Собеседование
  • Наблюдение

НЕОБХОДИМЫЕ  РЕСУРСЫ  ДЛЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ

Материальное обеспечение:

  • Помещение  для  занятий;
  • Техническое  оснащение (магнитофон, видеомагнитофон и  телевизор);
  • Доска, мел, канцелярские  товары.

Кадровое  обеспечение программы:

  • Ведущий  специалист  программы – социальный педагог, педагог-психолог .
  • Специалисты  образовательного  учреждения – социальный  педагог, психолог.
  • Наличие  у ведущего специалиста  программы  социально-психологического  образования.
  • Для  эффективного  решения задач  программы необходимо  взаимодействие  всех  специалистов, задействованных  в  реализации программы.

Реализация  программы:

Программа  рассчитана  на  9 занятий   с интервалом  1 раз в месяц.

Продолжительность  занятия: 1,5 часа.        

Количество  участников: 15–20 человек.

Основные  мероприятия, проводимые  в рамках  программы:

  1. Диагностический блок, позволяющий оценить особенности развития личности детей.
  2. Разработка основных направлений деятельности (апробирование индивидуальных и групповых форм работы).
  3. Формирование  группы  подростков, желающих  участвовать  в программе  из  числа детей, оставшихся  без попечения  родителей.
  4. Методическое обеспечение программы.
  5. Замер уровня развития формируемых социальных компетенций.

Этапы  программы

Диагностический  этап:

  1. Изучение  научной  и методической  литературы  по  проблеме  исследования.
  2. Изучение  особенностей  социальной  среды и  социальной  ситуации, в которой  находятся   участники  программы.
  3. Диагностика наиболее  типичных трудностей, возникающих  в процессе  адаптации  подростков к самостоятельной  жизни.

Организационно-деятельный  этап:

  • Корректировка  программы   с учётом  полученных  диагностических  данных.
  • Реализация  системы занятий по  программе.

Итоговый  этап:

  1. Совместный  анализ  занятий  со  специалистами   образовательного  учреждения, принимающими  участие  в реализации  программы.
  2. Диагностика  изменений, произошедших с  подростками в ходе реализации программы.
  3. Изучение уровня развития формируемых социальных компетенций
  4. Психолого-педагогический  анализ  результативности  программы  в целом.
  5. Определение  перспектив реализации  данной  программы  в дальнейшем.

Таблица 1.

Направления в работе с выпускниками

Направление в работе

Краткое содержание работы

Формирование Я-концепции

Моё  «Я» как  внутренний  мир.

В гармонии ли «Я»  с собой. Взаимодействие  моего «Я» с окружающим  миром.  Жизненная  позиция.

Правовая  ориентация

Перечень  документов, которые  необходимы выпускнику.

Валеологическая  ориентация

Факторы, угрожающие здоровью  человека. Алкоголь и его  влияние  на  здоровье. Наркомания. Табакокурение. Влияние состояния  здоровья  на  выбор  профессии  и формирование   семьи.

Социально-бытовая  ориентация

Рациональные  потребности человека.  Потребность  в жилье. Особенности  поведения  человека  в различных  жизненных  ситуациях.

Профессиональная  и  трудовая  ориентация

Льготы для  выпускников  детских  домов  и  детей, оставшихся  без  попечения  родителей. Устройство  на  работу. Безработица.

Семейная  ориентация

Роль  семьи  в жизни  человека. Любовь.

Финансово-экономическая  ориентация

Бюджет. Экономия. Основные  экономические  понятия.

Наличие  у выпускников из  числа  детей-сирот  и  детей, оставшихся  без  попечения  родителей  таких  знаний позволит говорить  о  некотором  уровне  социальной  стабильности, которые  можно  рассматривать в качестве социально-психологического  результата процесса  постинтернатной  адаптации.

Для  определения  уровня  успешности  постинтернатной адаптации будут  использоваться   следующие  показатели:

  1. Уровень  развития  социальных  навыков.
  2. Уровень  развития  социального  поведения  выпускника – фактор, определяющий  успешность его адаптации  в социальной  среде и позволяющий  успешно  реализовывать внутренний  потенциал личности или  не  позволяющий  сделать  это.

Ожидаемые  результаты: 

Реализация  программы  позволит  сформировать  навыки, необходимые  для  дальнейшей успешной  самостоятельной  жизни  детей-сирот и  лиц из их числа:

  • Умение  управлять  своим  эмоциональным  состоянием.
  • Овладение  подростками  навыков  самопознания и самопринятия.
  • Выработка навыков  коммуникативной  культуры.

Методика  была  разработана  в Центре  социологии  образования РАО Д.Н. Хломовым,  С.А. Баклушинским  и О.Ю. Казьминой. В настоящее  время  она  является  базовой  для  построения  тренинговых  технологий  в  работах  по  социальной  адаптации лиц  с нарушениями  социального  поведения.

Модификация  методики  применительно  к  выпускникам  образовательных  учреждений для  детей, оставшихся  без  попечения  родителей,  проведена Г.В.Семья  и  Ю.С.Смирновой.

Таблица 2.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН  ЗАНЯТИЙ

Период

Кол-во 

Часов

Тема  занятия

Структура  занятия

Задачи  занятия

Сентябрь

1,5

Часа

«Знакомство»

  1. Вводная  беседа.
  2. Упражнение – разминка «Карандаши».
  3. Обсуждение  и  принятие правил  работы.
  4. Методика «Кто я» (Кун и  Маркпортленд).
  5. Анкета выпускника  детского  дома.
  6. Обратная  связь.
  1. Знакомство  участников  друг  с другом.
  2. Формирование  интереса  и  мотивации  к  посещению  дальнейших  занятий.
  3. Сплочение  группы.

Октябрь

1,5

Часа

«Общение и умение  слушать»

  1. Разминка «Привет  себе».
  2. Психогеометрический  тест.
  3. Информационный  блок «Психология  общения».
  4. Анкета « Умеете  ли  вы  слушать».
  5. Упражнение «Слушание в  различных  позах».
  6. Обратная  связь.
  1. Продолжение  формирования  интереса  к занятиям.
  2. Введение  понятия «психологическая  информация».
  3. Формирование  представления  об  общении  как  о  психологическом  явлении.

Ноябрь

1,5

Часа

«Будь готов» 

  1. Игра по социально-правовой ориентации.
  2. Мозговой штурм «Причины потери жилья».
  3. игра «Риэлторы».
  4. Вручение памятки по вопросам жилищного законодательства.
  5. Обратная связь.
  1. Расширение представления об особенностях реализации жилищного права в Российской Федерации.
  2. Обучение навыкам, способствующим успешному взаимодействию подростков в различных социальных ситуациях, связанных с жилищными правами.

Декабрь

1,5

Часа

«Сделай выбор» 

  1. Дискуссия.
  2. Работа  с карточками.
  3. Упражнение  «Высказывания».
  4. Анкета   «Проблемы  наркомании».
  5. Игра  « Слова на  букву  имени».
  6. Обсуждение  ассоциаций.
  1. Выяснение   степени  заражения  ВИЧ – инфекцией  в различных  ситуациях.
  2. Мотивирование  подростков к  получению  информации.
  3. Развитие  способности  аргументировать  и конструктивно  участвовать  в дискуссии.

Январь

1,5

 Часа

«Поиск  работы – это  тоже  работа» 

  1. Разминка
  2. «Совместный счёт».
  3. Шкала  самоуважения  Розенберга.
  4. Методика «Линия  жизни».
  5. Методика  исследования   самооценки  (В.Г. Щур, С.Г. Якобсон).
  6. Вручение  памятки  по  трудоустройству.
  1. Получение  информации  о  том, правильно  ли  подросток  сделал  профессиональный  выбор.
  2. Знакомство  с основными  правилами  поиска работы.
  3. Информационное  обеспечение  подростков  по  вопросам  трудоустройства.

Февраль

1,5

Часа

«У нас  будет  своя  семья» 

  1. Анкета  «Уровень  сформированности  брачно-семейных  представлений».
  2. Работа  со  схемой «Функции  семьи».
  3. Упражнение «Слагаемые  счастливой  семьи»
  1. Диагностика  уровня  сформированности  представлений  о  будущей  семье, выявить  основные  проблемы  группы.
  2. Формирование представления   о  семье  как многофункциональном  явлении.
  3. Осознание  подростками ответственности  брачного  выбора и  построения  семейных  взаимоотношений.

Март

1,5

 Часа

«Имитационная игра» )

  1. Работа  с карточками.
  2. Теоретическая  часть «Оформление  регистрации».
  3. Практическая  часть «Заполнение документов».
  1. Обучение подростков  умению делать правильный выбор и  обоснованию  его.
  2. Закрепление  полученных  знаний.

Апрель

1,5

Часа

Бизнес-игра «Деловые  ребята»

  1. Анкета « Экономны  ли  вы?»
  2. 1тур: «Экономический  словарь».
  3. 2 тур: «Идея».
  4. 3 тур: «Тур  лицом».
  1. Знакомство  учащихся  с наиболее  распространёнными экономическими терминами, качествами, необходимыми  будущему  бизнесмену.
  2. Моделирование  поведения  подростков в  условиях  рыночной  экономики.
  3. Активизирование  познавательной  деятельности  учащегося.

Май

1,5

Часа

Итоговое  занятие социальной  компетенции

  1. Анкета «Уровень  социальной  компетенции».
  2. Анкета «Исследование  социальной  сети подростка».

Определение  уровня  сформированности  социальных  навыков  у  подростка, оценка,  какие  именно  социальные  навыки являются   для  него наиболее  простыми, а какие  наиболее   сложными.

Возможность получения информации  о  круге    общения подростка, о значимых  для  него людях, кто  из его  окружения  оказывает ему  материальную  поддержку, кто  является  эталоном  поведения, чьи  взгляды  на жизнь  ему  близки.

Рекомендации по структуре занятий:

Занятие должно включать вводную часть, разминку и актуализацию имеющегося опыта и знаний, обсуждение домашнего задания.

В основную часть занятия входит образовательная часть: объяснение нового материала, которое включает в себя упражнения, игры, техники и приемы, направленные на решение основных задач программы.

Практическая часть направлена на формирование нового опыта (отработка умений и навыков), иногда анкетирование, опрос, тестирование; работа с хрестоматиями, словарями, справочными материалами.

Заключительная часть: итог урока, рефлексия, обобщение пройденного материала. Тренировка навыков и применение знаний и умений, полученных в программе, на практике.

 Организуя внеучебную деятельность детского дома по принятию воспитанниками социальных и другого рода  ценностей,  необходимо направить усилия на развитие клубной и кружковой работы , а также создание условий,  от которых в значительной степени будет зависеть успех этой деятельности:  во-первых ,  обеспечить развитие эмоционально-волевой сферы ребенка,  включая создание в учреждении атмосферы психологического комфорта; оптимизацию жизнедеятельности детского дома,  гуманизацию и оптимизацию отношений. При отсутствии данного условия нормальное  развитие  ребенка-сироты и  успешное принятие им социальных ценностей будут значительно затруднены, а в  отдельных случаях невозможны.

Необходимо разрабатывать и реализовывать технологии воспитания, направленные на принятие детьми-сиротами социальных ценностей.

Чтобы воспитанники осознали и приняли ценность общения, организуются тренинги общения. Однако главным условием принятия данной ценности будет включение детей в многообразные виды деятельности,  которые создавали бы естественные условия для общения.  

Необходимо обеспечивать вариативность и преемственность деятельности по принятию социальных ценностей на всех этапах развития ребенка. Это позволит поддерживать интерес ребенка в процессе осуществления различных форм и видов деятельности (что естественным образом развивает в нем мотивацию. Необходимо включать деятельность по принятию социальных ценностей детьми-сиротами в контекст деятельности детского дома по принятию воспитанниками остальных групп базисных ценностей (духовных,  нравственных,  эстетических,  религиозных,  интеллектуальных и пр.),  так как все ценности связаны между собой и образуют единую иерархию ценностей. «Система ценностей и эмоциональных переживаний должна быть достаточно полной,  чтобы обеспечить необходимый уровень для образованного человека. Чем шире присвоенный спектр ценностей,  тем духовно богаче данная личность или общество. Кроме того,  широта эмоциональных переживаний обеспечивает нормальное психическое развитие ребенка. Многообразие проявления чувств зависит от многообразия реальных жизненных отношений человека,  которые в них выражаются,  и видов деятельности,  посредством которых они осуществляются» (С. И. Маслов).

2.2 Организация и анализ исследования

Анкетирование предполагает, что опрашиваемый заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него, реже анкетер заполняет вопросник со слов опрашиваемого. По форме проведения анкетирование может быть индивидуальным или групповым, когда за относительно короткое время можно опросить значительное число людей. Анкетирование бывает также очным и заочным - в виде почтового опроса; опроса через газету, журнал, компьютерную сеть.

Анкета является основным инструментом опроса и представляет собой социологический документ, содержащий структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых связан с задачами проводимого исследования. Эта связь выражается в необходимости получения информации, отражающей характеристики изучаемого объекта.

Анкета имеет определенную структуру, где важными элементами являются: вводная часть, «паспортичка», основная часть.

Анкетирование и волонтерство с учащимися лицея в возрасте от 15 до 25.

Одними из самых острых социальных проблем стали проблемы лавинообразного роста числа правонарушений среди детей, подростков и молодёжи ,алкоголизация и наркотизация молодёжи широкая распространенность асоциальных установок в молодёжной среде. Только за последние несколько лет число наркоманов в нашей выросло в 10 раз и проблема наркозависимости переросла рамки чисто медицинской, угрожая национальной безопасности страны.

В  работе с учащимися используются  следующие методики:

- Программа «Молодежь. Возможности. Достижения»

Программа обучения молодёжи жизненным навыкам, необходимым для успешного трудоустройства - (33 часа). Фонд «Новые перспективы».

Международный Молодёжный Фонд.

Цель программы: помочь подросткам усовершенствовать личностные качества, способствующие улучшению качества жизни через эффективное общение и планирование.

  1. Анкета на определение учебной мотивации
  2. Диагностика «Стиль конфликтного поведения» (К.Н. Томас)
  3.  Методика ситуативной и личностной тревожности Спилбергера- Ханина
  4. Диаграмма школьной тревожности Филипса
  5. Методика «Определение уровня толерантности»
  6. Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнов)
  7. Блиц- опрос «Отношение к ПАВ»
  8. Методика изучения свойств нервной системы
  9. Методика «Определение акцентуаций» К. Леонгард
  10. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества
  11. Диагностика показателей и форм агрессии (А. Баса, А. Дарки)

Проводимые в лицеи социальные исследование (анкетирование), такие как «Твоё отношение к наркотикам», «Здоровый Образ Жизни»и выявили такие  показатели: (приложение 1,2)

  • Отметили наличие безвыходных жизненных ситуаций 47,25%
  • Склонность к открытому саморазрушающемуся поведению выявлена у 39%
  • 52,8% учащиеся не уделяют должного внимания своему здоровью.

Сфера конфликтов:

  • 57,5%- имеют конфликты с родителями
  • 31,6%- имеют конфликты с друзьями
  • 11,3%- конфликты с педагогами.

Проба психоактивных средств:

  • Курение- 70%
  • Алкоголь- 38,6%

Знания о ВИЧ у учащихся весьма фрагментарны и они не проецируют знания о ВИЧ на свою жизнь и не относят их к себе.

Эти результаты социально-психологического исследования заставило задуматься педагогический коллектив Лицея Сервиса Индустриальных Технологий и усилить работу в области профилактики вредных привычек ,ВИЧ-инфекции и наркомании.

Учитывая вышеизложенное образовательное учреждение начального профессионального  образования СПб.  В лицей разработана и проведена вместе с волонтёрской группой программа-марафон «Шаг- навстречу».

«Шаг на встречу»- это профилактика вредных привычек и формирование здорового стиля и образа жизни. Активными участниками были учащиеся училища(молодежь) и сами волонтеры, в помощь пришли и педогоги. Прошли игры по станциям –«Мы-вместе», «Послание к людям», брейд-ринг «Зона риска», диспуты «Самая большая победа-это победа над собой», конкурсы социальных  Интернет-плакатов.

Так же перед марафоном и в конце мы проводим соцопрос, просматривается разница информированности молодёжи от вредных привычек. Например, информированность по вопросам употребления наркотических веществ до начала программы  44%,а после уже 87%,снизилось количество курящих с 70% до 64%,количество учащихся употребляющих алкоголь с 38% до 20% и информированность по вопросам ВИЧ-СПИДа увеличилось 73%до 82%.

 Волонтеров и такие марафоны зарекомендовали себя как успешный метод профилактики асоциальных явлений. Анализ эффективности различных форм обучения показал, что самый высокий уровень материала наблюдается в том случае, если подросток  сам выступает в роли обучающего- усвоение до 90% преподаваемого материала. Он сильно подвержен влиянию сверстников, а информацию, полученную от взрослого, порой воспринимают критически.

Также проводилось исследование по анкетированию с юношами в количестве 20 человек в возрасте от 16 до 22 лет. Задачей анкетирования было выяснить и узнать  их взгляды на здоровый образ жизни, их отношение к употреблению наркотических средств .

 Выводы проведённого исследования.

На основе анализа полученной информации мы пришли к следующим выводам.

1. Любимым занятием подростков в свободное время являются общение с друзьями, общение в социальных сетях, смотреть телевизор. Чтение книг подростков не привлекает.

2. Большая часть подростков считает необходимым для себя вести здоровый образ жизни, и здоровый образ жизни связывается с занятием спортом и отсутствием таких вредных привычек как алкоголь и курение.

3. Подростки продемонстрировали негативное отношение к таким общественным явлениям как наркотики и проституция.

4. Большинство опрошенных считают, что половую жизнь нужно начинать после 18 лет и не испытывают потребность в информации о средствах и способах безопасного секса.

5. Наиболее престижной и достойной подростки считают профессию военного и бизнесмена.

6. Большинство подростков отметили, что их устраивает то учебное заведение, в котором они в данный момент учатся, на будущее так же большинство ответили, что хотели бы повышать свой уровень образования.

7. При решении жизненных проблем подростки рассчитывают, на помощь друзей и поддержку педагогического коллектива и семью.

8. Значительная часть подростков не хотели бы для самозащиты иметь какое-либо оружие.

9. При оценке отношения влиятельных фигур в обществе нуждам подростка, мнение разделилось. Большинство учащихся  чувствуют себя менее защищенными, со стороны тех, кто находится у власти.

10. Большинство подростков считают, что если в обществе отсутствует порядок, то лично ему будет сложно добиться значимых жизненных целей.

11. Шанс достижения жизненных целей достаточно большой процент подростков оценивают как высокий, однако настораживает и количество подростков, которые считают, что вероятность достижения для них значимых целей очень мала.

12. Достаточно высокий процент подростков думают о том, что если  прилагать какие-то усилия, то они приведут к успеху.

13. На основе полученных в ходе анкетного опроса данных, мы можем говорить о том, что в определенной мере явление аномии проявляется в подростковой среде. Об этом, на наш взгляд, свидетельствуют следующие факты: отсутствие у части подростков ощущения защищенности, веры в закон; не возможность опереться на тех, кто находится у власти; неверие в то, что можно достигнуть значимых для себя целей и ощущение бесполезности прилагаемых для этого усилий.

14. В ходе исследования мы убедились в том, что специальные изучения социальных особенностей подростков помогает лучше понять их проблемы, показывают различия в особенностях разных подростковых сообществ, те изменения, которые происходят в результате изменений социальной ситуации развития. На наш взгляд, изучение социальных особенностей подростков необходимы, потому что позволяют повысить эффективность работы направленной на их социализацию.

15. На основе проделанной нами, совместно с психологами работой, мы предлагаем рекомендации педагогам по организации работы с подростками. Мы считаем, что эти рекомендации помогут решить проблемы, с которыми сталкиваются подростки.

Деятельность педагога предусматривает проведение широкого просвещения по следующему кругу вопросов:

  • социализация подростков; 
  • организация внешней опоры правильного поведения. Суть заключается в формировании культурных и моральных привычек с помощью нравственных упражнений, способствующих многократной организации правильного поведения.
  • формирование у учащихся адекватного поведения в отношении к сверстникам;
  • социально-психологические проблемы воспитания «трудных» подростков, безнадзорности и беспризорности;
  • сущность самовоспитания и его организация, роль коллектива в руководстве процессом самовоспитания подростков;
  • особенности воспитания подростков с отклонениями в физическом и психическом развитии;
  • нравственное, физическое, эстетическое и половое воспитание;
  • причины и последствия подросткового алкоголизма, токсикомании, наркомании, роль педагогов в денной проблеме, связь здоровья подростков с ассоциациями пристрастия их родителей.

 Профилактика и предупреждение асоциального поведения обучающихся в Лицеи Сервиса Индустриальной Технологии.

Работа по профилактике асоциального поведения и антиобщественных деяний среди подростков является важным направлением воспитательной работы лицея.

Учитывая специфику контингента, нами были рассмотрены разные аспекты профилактической работы в широком смысле этого понятия .Это не только сопровождение и обучение подростка в правовых вопросах, не только вопросы репродуктивного здоровья, но и привлечение его самого в общественно-значимых мероприятиях, привитие навыков культурного досуга.

В связи с этим были приняты основные интегрированные направления работы. Профилактика асоциального поведения, профилактика правонарушений, воспитание готовности к здоровому образу жизни, Воспитание культуры толерантности, гражданское-правовое воспитание, духовно-нравственное, Военно-патриотическое воспитание, поисковая и волонтерская деятельность.

Формы работы по профилактике правонарушений разнообразны: совет профилактики, круглые столы, форумы, акции, ученические конференции и.м.д.

 Для организации деятельности были созданы собственные профилактические программы. Это «Программы профилактики правонарушения», «Программа Развитие волонтерского движения», «Программа профилактики коммерческой сексуальной эксплуатации детей».Вместе с тем ,мы активно участвуем в эксперименте по обучению подростков жизненным навыкам в рамках международной программы «Молодежь. Возможности. Достижения.»

В процессе работы с молодежью в лицеи заметно расширилась сеть социального партнерства. Квалифицированные специалисты приходят к нам в помощь в вопросах профилактики правонарушений и репродуктивного здоровья. Хочется выделить таких партнеров как: Региональная  общественная организация «Стеллит» , «Фонд развития социальных Инициатив «Новые перспективы».Городской центр профилактики безнадзорности «Контакт», Молодежные консультации. Неоценимую помощь нам оказывают КДН и ПДН 63 и 71 отделение полиции. В системе профилактической деятельности лицея выделены два направления: меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в жизни лицея, и меры специальной профилактики. Учащиеся «группы риска» находятся под особым вниманием всего коллектива лицея.

В  целях профилактики употребления спиртосодержащих, наркотиков, токсикомании так же проводились мероприятия. Много разработано профилактических программ по которым работает лицей.

 Хотелось бы разнообразить  формы работы профилактической деятельности и не зацикливаться  на беседах т.е словесных  методов.  В прошлом году сами учащиеся ставили спектакль «Даешь-молодежь»,в котором разыгрывали роль молодёжных субкультур в наше  время.

Ещё проводился мониторинг «уровень толерантности». Первого и второго курса воспитанников. (Приложение 3.4)

Исследования показали ,что нам удалось наиболее эффективно повысить уровень этической толерантности у учащихся.Возросли показатели и по таким аспектам, как: социальная толерантность, коммуникативная, толерантность как черта личности. Результатом стала и сформированность  у обучающихся представление об актуальных проблемах современного общества и отличие действий, продиктованных патриотическими чувствами от проявлений экстремистской направленности .Мы продолжаем уделять особое внимание образу информации в СМИ, которая порой негативно влияет на мировоззрение учащихся.Опыт работы в этом направлении показал, что эту информацию следует проработать и обсуждать. Продолжать работу с родителями, т.к порой высказывания ребят явно опираются на логические умозаключения родителей. Перспективами дальнейшей работы является: формирование четких позиции и оценочных суждений в отношений различных мировоззрений, формирование у учащихся восприятия действительности и навыков позитивного отношения к окружающим.

В плане профилактики с обучающимися активно велась работа над реабилитации и адаптации в новых условиях. Главным условием успешной Социально-профессиональной адаптации подростков является полноценное психическое и личностное развитие подростка, наличие развитых интересов, склонность и способностей, достаточный уровень самосознания. Работа была направлена на преодоление образовательных репрессий, разрешение конфликтных ситуаций, коррекции их общения и поведения, восстановление их в статусе субъекта учебной деятельности, общения и самосознания.(Приложение 5.)

Данные социологических исследований показали, что учащиеся на начальном этапе учебы сталкиваются с большими проблемами: более высокие интеллектуальные перегрузки, неправильно организован учебный процесс, неумение выстраивать отношение в новом коллективе. Во всех группах мы провела исследования уровня тревожности и ценностных ориентаций студентов. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение.

Работа с подростками позволила сделать вывод, что кризисная ситуация не является однозначной. Существенными факторами влияния наличность подростка служат не только кризисные стороны жизни общества. Но и позитивные, такие как большие возможности  автономии в деятельности, общественное признание самостоятельности личности, социальные побуждения к реализации своих интересов, активного развития способностей. Что касается учащихся с низким уровнем социального развития, то они нуждаются в усиленной индивидуальной психолого-педагогической поддержке. Для них важным является создание ситуаций успеха в учёбе и привлечение к мероприятиям посильных для них формах.

 Коррекция эмоциональных проблем детей сирот в процессе интегрированного обучения.

В последние годы остро ставится вопрос о создании условий социально-психологического развития личности подростка, если его социальные отношения искажаются в силу объективных обстоятельств. Они затрагивают, в том числе детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. В результате происходят глубокие нарушения социальных связей таких подростков в открытом социуме, понижается их социальный статус, растет дезадаптация и социальная некомпетентность.

Для выявления степени риска психосоматических нарушений у детей- сирот мы под руководством психологов проводили психодиагностику, которая позволяет оценить некоторые особенности эмоциональной сферы воспитанников. Мы использовали методы и методики, позволяющие выявить объективные и субъективные проявления эмоционального неблагополучия ,тревожности, реактивности, диагностику уровня психического и личностного развития воспитанников.

Достаточно серьёзной проблемой при работе с такими обучающимися являются их негативное отношение к здоровому образу жизни, себе и окружающему миру. Проблемы социально-психологической адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, отличаются особой сложностью. Ведь для включения детей –сирот в нормальную жизнь, для их приобщения к социальным ценностям и нормам необходимо изменить сам образ жизни этих детей, их отношение к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к ближайшему окружению и обществу в целом.

Пусковым механизмом развития многих патологических состояний у подростков является психоэмоциональный стресс, вызываемый не только гормональными изменениями, но и социальными аспектами повседневной жизни подростка. При выявлении подростков группы риска психосоматических заболеваний в первую очередь необходимо выявить те особенности их психической организации, которые указывают на определенную предрасположенность к нарушениям такого рода. Это касается прежде всего. Особенностей эмоциональной сферы и самооценки.     Шкала ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина.(Приложение 6.7)

Переживая сложные стрессогенные ситуации межличностного взаимодействия подростки, воспитывающиеся в условиях материнской  депривации, демонстрируют склонность перекладывания вины за неудачи на  других людей, т.е экстрапунитивные или импунитивные реакции, что указывают слабость внутреннего «Я» и проявляется в недостаточно адекватном поведении. Способность признавать собственную вину, ответственность, самостоятельно разрешать конфликт у подростков этой группы несколько снижены, равно как и способность конструктивно оценивать ситуацию, адекватно воспринимать критику в свой адрес, обеспечивать  фрустрированную потребность. Уровень агрессивности Басса-Дарки.(Приложения 8.9 )

Основной целью социальное сопровождение является создание индивидуально приемлемой среды развития и социализации, её адаптации применительно к индивидуальным особенностям подростка ,что помогает раскрыть его потенциальные возможности с учётом возрастной специфики, социальной ситуации развития и индивидуальных отличий и ,в конечном счёте, будет способствовать психическому, личностному развитию, активизации всех психологических механизмов и потенциальных возможностей подростка на преодоление последствий материнской депривации.

Вывод:

Нынешние подростки оказались включенными в кризис общества, связанно с переменой власти , ведущей за собой разрушение всего уклада жизни общества. Разрушены прежние стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Постоянный рост латентных негативных процессов в молодёжной сфере (безвыходность, суицидальность, конфликты, тревожность.наркомания, алкоголизм, табакокурение. Сталкновение с криминальными структурами и пр.) связанных с отсутствием своевременной помощи в трудных ситуациях. Вот наши исследования помогают выявить, насколько актуально та или иная проблема, изучить динамику ситуации, определить приоритетные пути профилактики.

После проведения мониторинговых исследований, анализа ситуации осуществляются:

1)планирование и организация профилактических мероприятий

2)разработка и подбор литературы

3)индивидуальные беседы и многое другое

Результаты данной диагностики детей-сирот в начале и конце экспериментальной работы показали позитивную динамику по многим симптомокомплексам. Так, у детей экспериментальной группы значительно снизились показатели по шкалам "недоверие к новым людям", "тревожность по отношению к взрослым", "враждебность к детям", "эмоциональное напряжение" и "ассоциальность",взгляды на «здоровый образ жизни» Возросло количество детей с более высоким уровнем социальной адаптации. Я считаю, что деятельность в рамках этих направлений будет способствовать не только выявлению специфических особенностей, формирующихся у подростков  в условиях сиротства, выявлению критериев в диагностики состояний, обусловленных депривацией различного генеза, но и созданию конкретных мероприятий по оптимизации работы учреждений для детей- сирот  и детей ,оставшихся без попечения родителей.

     Заключение

В современных условиях проблемы сиротства могут быть решены только путем объединения усилий различных социальных, коррекционно-реабилитационных служб и общественных организаций. Большая ответственность лежит на педагогическом коллективе детского учреждения для сирот. Социальные работники, психологи, педагоги-дефектологи, воспитатели, медицинские работники становятся первыми и, возможно, единственными личностями, которые создают и поддерживают положительное отношение сирот к окружающему миру и людям, формируют представление о семье, семейных отношениях, развивая и обогащая внутренний духовный мир ребенка.

Исследования, проведенные по проблемам социального сиротства, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути, что негативно влияет на формирование его личности.

Неблагоприятные тенденции в психологическом развитии детей в закрытых учреждениях имеют ряд причин. Среди них следует перечислить:

  • неправильная организация общения взрослых с детьми, несостоятельность тех его форм, которые доминируют в детских учреждениях, особенно в домах ребёнка и дошкольных детских домах;
  • в непостоянстве, частой сменяемости взрослых, воспитывающих детей;
  • в недостаточной работе по формированию игры, особенно в дошкольных детских домах;
  • в бедности конкретно-чувственного опыта детей, проистекающей из чрезвычайной суженности окружающей среды;
  • в недостаточной психолого-педагогичеcкой подготовленности воспитателей детских домов, для ребёнка и его интересов, их безучастном отношении к детям;
  • в несовершенстве программ воспитания и обучения;
  • в отсутствии дифференцированного подхода к детям в процессе их воспитания и обучения: помещение детей с разной степенью задержек в психическом развитии в одну группу [16].

Опытная программа социально-психологического сопровождения социальных сирот на базе ГБПОУ Лицей Сервиса  Индустриальных Технологий имеет все условия и предпосылки для успешной социальной адаптации детей-сирот.

Многообразие профессий, по которым обучаются воспитанники детского дома, дает возможность учитывать их способности и профессиональные интересы, улучшает их самочувствие, активность, поднимать настроение, подготавливать детей к дальнейшей самостоятельной жизни.

Экспериментальная программа «Шаг за шагом» направлена на развитие и формирование социальных компетенций. Основные мероприятия, проводимые в рамках программы, направлены на глубокое изучение контингента, учет его особенностей и выбор содержания и методического обеспечения опытных занятий.

Организационно-деятельностный этап реализации программы позволяет корректировать программу по ходу работы, осуществлять уровень развития формируемых социальных компетенций и делать достаточно глубокий психолого-педагогический анализ результативности программы, определять перспективы дальнейшей работы.

Применение методик (диагностика оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН), диагностика уровня школьной тревожности  Филипса)(приложение 7) , обработка объективных данных эксперимента показали, что среднестатистический социальный портрет юноши и девушки в разрезе каждой методики меняется к лучшему. Так, меняется отношение к себе и своему самочувствию , снижается школьная тревожность (приложение 8.9), растет активность , снижается уровень агрессивности.(приложение 10,11)

Таким образом, целенаправленная работа по социальной адаптации позволила решить поставленные задачи и сформировать рекомендации по внедрению экспериментальной программы «Шаг за шагом» в условиях детского дома  ГБПОУ Лицей Сервиса Индустриальных Технологий.

Список литература

  1. Брускова Е. Если вместе. Детские деревни –SOS (история и современность, благотворительность)  //Смена.-2000.- №2.-с.54-62.
  2. Бурлакова  Т. Т. Гуманистическая воспитательная система детского дома. -  Тула: Изд-во Тул. обл. ин-та развития образования , 2006
  3. Воспитание и развитие детей в детском доме: Хрестоматия / Ред.-сост. Н. П. Иванова.– М.: АПО, 2003
  4. Василькова Ю.В. Социальная педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений-2 изд. стереот. - М: «Академия», 2000.- 440с.
  5. Великанова Л. Сирота с Казанского. О проблемах беспризорных детей //Смена. -2000.-№11.-с.17-27.
  6. Воронова Е. Социальная работа с уличными детьми // Социальная работа. -2003. - №4.-с.44-48.
  7. Головань А. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве и о соблюдении и защите прав, свобод и законодательных интересов ребенка в 2004 г.// Социальная педагогика.- 2005.- №3.- с.7-28
  8. Гордеева М. От компенсаторных мер – к опережающему развитию //Социальная работа.- 2003. -№4.-с.2-5.
  9. Дармоделин С. Безнадзорность детей в России // Педагогика.- 2001.- №5. с.3-8.
  10. Дементьева И. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке // Социальная педагогика.- 2003. №3. –с.69-72.
  11. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е. А. Стребелевой.– М.  2005
  12. Заславская  О. В. Обучение как фактор формирования и развития воспитательной системы школы.- М. -2000
  13. Зезина М.Р. Система социальной защиты детей-сирот в СССР // Педагогика. – 2000. -3№. –с. 58-67.
  14. Караковский  В. А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В. А. Караковский  Л. И. Новикова  Н. Л. Селиванова.– М.: Новая шк.  2000
  15. Конституция Российской Федерации. // Российская газета. М. 25.12.1993. № 237.
  16. Конвенция о правах ребенка.
  17. Костюнина М. Из опыта работы педагога-психолога школы-интерната с социальными сиротами // Воспитание школьников.- 2003. - №6. –с. 44-46.
  18. Лангмейер  Й. Психическая депривация в детском возрасте / М., 2007
  19. Маслов  С. И. Эмоционально-ценностное образование младших школьников / С.И. Маслов. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого,  2004
  20. Митяев Л. Детская деревня SOS – новая форма детского дома семейного типа // Социальная Педагогика. – 2003. -№3. – с. 88-93.
  21. Мухина  В. С. Особенности развития личности детей  воспитывающихся в интернатных учреждениях . - М. ,2005
  22. Назарова И. Возможности и условия адаптации сирот: В последующей жизни // Социс. – 2001. -  №4.- с.70-77.
  23. Нестерова О. Кого назвать  мамой // Труд. - 2005.-18 нояб.- с.1,2.
  24. Нестерова О. Сирота до востребования уд. – 2005.- 23 сент.с.1,2
  25. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.; ТЦ. Сфера. – 2002. – 480с.
  26. Ослон В., Холмогорова А. Замещающая профессиональная семья, как одна из моделей решения проблемы сиротства в России //Вопросы психологии. – 2001. - №3. – с.79-90.
  27. Пименова О. Социально-педагогическая, психологическая  и воспитательная работа в приюте // Воспитание школьников. – 2003. – №5. – с. 20-27.
  28. Пименова О. Социально-педагогическая, психологическая и воспитательная работа в приюте // Воспитание школьников. – 2003. - №4. – с.29-32.
  29. Письмо Министерства социальной защиты РФ от 25.01.95г. - №318/1-34.
  30. Практическая реабилитационная педагогика: Учеб.-метод. пособие для воспитателей.– М.: АПО  2002
  31.  Рабо та в пустую: сиро т не стано вится меньше. // Со циальная педа-го гика, 2004.- № 4. – С.113-117.
  32.  Семьеведение: учеб. по со бие для вузо в. / По д ред. П.Я. Циткило ва. – Ро сто в н/Д., 2003.
  33.  Со циальная по литика. / По д о бщ. ред. Н.А. Во лгина. – М., 2003. – С. 144-149.
  34. Степано ва Е., Федо нина Н. От депривации – к со циализации: Про блема со циализации детей как о сно вная про блема о бразо вательных учреждений интернатно го  типа. // Со циальная педаго гика: Практика глазами пре-по давателей и студенто в.- М.: ВЛАДОС, 2003.- С. 174-177.
  35.  Тро станецкая Г. Со циальные сиро ты в нашем о бществе. // Со циальная педаго гика, 2004. - № 4. – С. 3-8.
  36.  Фидипо вич Д., Сиво ло бо ва Н., Самсо но ва Т. Что  надо  знать со циально му педаго гу о  правах выпускника интерната. // Со циальная педа-го гика.- 2003.- №1.- С. 113-118.
  37.  Хо ло сто ва Е. И. Со циальная рабо та. – М., 2004.
  38.  Черняк Е.М. Со цио ло гия семьи. – М., 2003.
  39. Чуев А. Укрепление семьи во змо жно  то лько  на о сно ве во зро ждения традицио нных ценно стей. // Со циальная педаго гика, 2003.- № 4. – С. 6-8.
  40.  Яро славцева Н.В. Система мер по  о птимально му жизнеустро йству де-тей. // Рабо тник со циально й службы.- 2003. - №2. - С.25-28.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в ГБОУ СПО Зарайском педагогическом коледже имени В.В. Виноградова Московской области

В данной работе представлен опыт работы по социально-педагогической поддержке детей-сирот и детей ОБПР в учреждении СПО...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО ДОМА ИНДУСТРИАЛЬНО-СУДОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЛИЦЕЕ №116

Социальное воспитание детей, подростков, молодежи: проблемы формирования социального интеллекта детей с особыми образовательными потребностями: Материалы Второй научно-практической конференции с между...

Индивидуальная профилактическая работа с детьми-сиротами, детьми девиантного поведения в общежитии

В данной статье представлена работа  с детьми-сиротами, детьми девиатного поведения в общежитии...