СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
статья
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Аннотация: В статье анализируется роль подвижных игр в процессе социализации детей дошкольного возраста. Игра рассматривается не просто как развлечение, а как полноценная социальная практика, в ходе которой ребенок усваивает нормы поведения, учится взаимодействовать со сверстниками, разрешать конфликты и подчиняться общим правилам. Описаны виды игр, наиболее эффективно влияющие на формирование социальных навыков.
Ключевые слова: подвижные игры, социализация, физическая культура.
Актуальность. В современных условиях наблюдается снижение живой коммуникации и двигательной активности у дошкольников из-за влияния цифровых технологий. Это приводит к трудностям в социализации: дети хуже взаимодействуют со сверстниками, не всегда умеют договариваться и соблюдать правила. Подвижные игры являются естественным и эффективным инструментом решения этих проблем, так как сочетают физическую активность с ситуациями социального взаимодействия.
Цель статьи: рассмотреть влияние подвижных игр на процесс социализации детей дошкольного возраста и выделить виды игр, наиболее эффективные для формирования коммуникативных навыков, умения сотрудничать и соблюдать социальные нормы.
Дошкольный возраст является фундаментальным периодом в процессе становления личности, когда закладываются основы взаимодействия с окружающим миром и социумом. В этом возрасте ребенок совершает первые самостоятельные шаги в построении отношений со сверстниками и взрослыми, усваивает нормы и ценности общества. Среди многообразия средств, обеспечивающих успешную социализацию, подвижная игра занимает особое, приоритетное место. Это не просто физическая активность, а сложная социально-педагогическая деятельность, в которой естественным и гармоничным образом формируются ключевые социальные компетенции.
1. Теоретические аспекты социализации в подвижной игре
Подвижная игра – это осмысленная, активная деятельность, направленная на достижение условной цели, установленной правилами. Именно в рамках этой деятельности создаются уникальные условия для социализации:
- Усвоение социальных норм и правил. Игра невозможна без правил, которые являются прообразом социальных законов. Добровольно подчиняясь им, ребенок учится управлять своим поведением, сдерживать сиюминутные желания ради общей цели, что является основой произвольности и дисциплины.
- Развитие коммуникативных навыков. В игре дети постоянно общаются: договариваются о сюжете, распределяют роли, согласовывают действия, решают возникающие споры. Это способствует активному развитию речи, умению слушать и слышать партнера, выражать свои мысли и просьбы.
- Формирование кооперации и сотрудничества. Коллективные подвижные игры (такие как «Гуси-лебеди», «Два Мороза») учат детей действовать сообща, понимать, что успех команды зависит от усилий каждого. Они начинают помогать друг другу, сопереживать, радоваться общим победам, что закладывает основы коллективизма.
- Развитие эмоционального интеллекта. В игре ребенок проживает весь спектр эмоций – от радости победы до досады поражения. Он учится адекватно реагировать на неудачи, контролировать агрессию, учитывать эмоциональное состояние сверстников, то есть развивает эмпатию.
- Принятие социальных ролей. Многие игры предполагают исполнение различных ролей («ловец», «прячущийся», «капитан команды»). Это учит ребенка гибкости, умению встать на позицию другого, понимать и выполнять связанные с ролью обязанности.
2. Виды игр для формирования социальных навыков
Кооперативные игры (Игры на сотрудничество)
Суть: Игры, в которых нет отдельных победителей и проигравших. Дети объединены общей целью и могут достичь ее, только действуя сообща.
Социальные навыки: Умение договариваться, распределять роли и обязанности, помогать, поддерживать, работать в команде на общий результат.
Примеры:
- «Путаница»: Все берутся за руки, и водящий должен «распутать» клубок, не разрывая рук. Требует совместного обсуждения и координации.
- «Спасение круга»: Дети держатся за обруч и должны вместе донести его до финиша, не уронив.
- «Собери общий пазл»: Большая напольная картинка, которую нужно собрать командой.
- «Великаны и гномы» (кооперативная версия): Дети по команде должны все вместе либо присесть («гномы»), либо встать («великаны»), стараясь действовать синхронно.
Сюжетно-ролевые подвижные игры
Суть: Игры с определенным сюжетом и распределением ролей, где правила диктуются воображаемой ситуацией.
Социальные навыки: Принятие социальной роли, понимание ее обязанностей, развитие эмпатии (умения поставить себя на место другого), разрешение ролевых конфликтов.
Примеры:
- «Волк и семеро козлят»: Дети учатся договариваться, кто будет волком, а кто козлятами, действовать в соответствии с ролью.
- «Космонавты»: Нужно распределить, кто будет командиром, инженером, врачом; действовать по цепочке команд.
- «Спасатели»: Совместная помощь «пострадавшим» (например, перенести куклу в безопасное место).
Игры с четкими правилами и соревновательным элементом
Суть: Классические подвижные игры, где есть ясные, неизменные правила и выявляется победитель.
Социальные навыки: Умение подчинять свои желания правилам, развивать самоконтроль, достойно принимать как победу, так и поражение, формирование понятия «честной игры».
Примеры:
- «Классики»: Строгое соблюдение очередности, правил прыжков.
- «Салки» / «Ловишки»: Понимание границ игрового пространства, принятие того, что ты стал «водящим».
- «Гуси-лебеди»: Четкое следование диалогу и заданной траектории движения.
Коммуникативные игры (Игры на взаимодействие)
Суть: Игры, где основной акцент сделан на вербальном и невербальном общении между участниками.
Социальные навыки: Развитие речи, умение слушать и понимать друг друга, договариваться без слов, выражать свои мысли и просьбы.
Примеры:
- «Испорченный телефон»: Учит внимательно слушать и точно передавать информацию.
- «Найди пару»: Одному из детей завязывают глаза, а другой должен с помощью только голоса (без имен) помочь ему найти себя.
- «Зеркало»: Дети в парах повторяют движения друг друга, учась «считывать» невербальные сигналы и быть внимательными к партнеру.
Игры на доверие и эмпатию
Суть: Игры, в которых успех зависит от способности доверять партнеру и чувствовать его состояние.
Социальные навыки: Развитие эмпатии, чувства ответственности за другого человека, формирование доверия к сверстникам.
Примеры:
- «Поводырь»: Один ребенок с закрытыми глазами, другой проводит его через полосу легких препятствий, руководя только словами или легкими прикосновениями.
- «Слепой скульптор»: Один ребенок («скульптор») с закрытыми глазами на ощупь «лепит» из другого ребенка какую-либо фигуру.
Игры-драматизации на двигательной основе
Суть: Близки к сюжетно-ролевым, но с более сильным акцентом на выражение эмоций и чувств через движение.
Социальные навыки: Распознавание и выражение эмоций (радость, страх, удивление), понимание причинно-следственных связей в поведении, развитие способности к сопереживанию.
Примеры:
- «Мы не скажем, а покажем»: Изобразить животное, действие или эмоцию так, чтобы другие угадали.
- «Тень»: Один ребенок двигается, а другой (его «тень») должен в точности повторять его движения, стараясь почувствовать его ритм.
Наибольший эффект дает комбинация разных видов игр в работе с детьми. Чередуя кооперативные, ролевые и командные игры, педагог или родитель комплексно воздействует на все аспекты социального развития ребенка: от умения подчиняться правилам до способности к глубокой эмпатии и сотрудничеству.
Заключение. Подвижная игра представляет собой универсальный и чрезвычайно эффективный инструмент социализации ребенка-дошкольника. В ее процессе естественным и непринужденным образом формируются такие жизненно важные качества, как умение общаться, сотрудничать, подчиняться правилам, сопереживать и разрешать конфликты. Целенаправленное и систематическое использование богатого потенциала подвижных игр в работе педагогов дошкольных образовательных учреждений и в семейном воспитании позволяет заложить прочный фундамент для успешной социальной адаптации и гармоничного развития личности ребенка в будущем.
Список литературы
1. Галушко И.Г. Социализация и индивидуализация растущего человека в процессе подвижной игровой деятельности и двигательной активности /
И.Г. Галушко, Н.Г. Зайцева, А.В. Галушко // Концепт. – 2016.– 106-110 с.
2. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью /
Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры, 2013. – 10-15 с.
3. Бочарова И.Г. Социальное воспитание детей / И.Г. Бочарова. –
М.: Наука, 1991. – 154 с.
4. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста. –М.: Просвещение, 2019. – 3-6 с.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Аннотация: В статье анализируется роль подвижных игр в процессе социализации детей дошкольного возраста. Игра рассматривается не просто как развлечение, а как полноценная социальная практика, в ходе которой ребенок усваивает нормы поведения, учится взаимодействовать со сверстниками, разрешать конфликты и подчиняться общим правилам. Описаны виды игр, наиболее эффективно влияющие на формирование социальных навыков.
Ключевые слова: подвижные игры, социализация, физическая культура.
Актуальность. В современных условиях наблюдается снижение живой коммуникации и двигательной активности у дошкольников из-за влияния цифровых технологий. Это приводит к трудностям в социализации: дети хуже взаимодействуют со сверстниками, не всегда умеют договариваться и соблюдать правила. Подвижные игры являются естественным и эффективным инструментом решения этих проблем, так как сочетают физическую активность с ситуациями социального взаимодействия.
Цель статьи: рассмотреть влияние подвижных игр на процесс социализации детей дошкольного возраста и выделить виды игр, наиболее эффективные для формирования коммуникативных навыков, умения сотрудничать и соблюдать социальные нормы.
Дошкольный возраст является фундаментальным периодом в процессе становления личности, когда закладываются основы взаимодействия с окружающим миром и социумом. В этом возрасте ребенок совершает первые самостоятельные шаги в построении отношений со сверстниками и взрослыми, усваивает нормы и ценности общества. Среди многообразия средств, обеспечивающих успешную социализацию, подвижная игра занимает особое, приоритетное место. Это не просто физическая активность, а сложная социально-педагогическая деятельность, в которой естественным и гармоничным образом формируются ключевые социальные компетенции.
1. Теоретические аспекты социализации в подвижной игре
Подвижная игра – это осмысленная, активная деятельность, направленная на достижение условной цели, установленной правилами. Именно в рамках этой деятельности создаются уникальные условия для социализации:
- Усвоение социальных норм и правил. Игра невозможна без правил, которые являются прообразом социальных законов. Добровольно подчиняясь им, ребенок учится управлять своим поведением, сдерживать сиюминутные желания ради общей цели, что является основой произвольности и дисциплины.
- Развитие коммуникативных навыков. В игре дети постоянно общаются: договариваются о сюжете, распределяют роли, согласовывают действия, решают возникающие споры. Это способствует активному развитию речи, умению слушать и слышать партнера, выражать свои мысли и просьбы.
- Формирование кооперации и сотрудничества. Коллективные подвижные игры (такие как «Гуси-лебеди», «Два Мороза») учат детей действовать сообща, понимать, что успех команды зависит от усилий каждого. Они начинают помогать друг другу, сопереживать, радоваться общим победам, что закладывает основы коллективизма.
- Развитие эмоционального интеллекта. В игре ребенок проживает весь спектр эмоций – от радости победы до досады поражения. Он учится адекватно реагировать на неудачи, контролировать агрессию, учитывать эмоциональное состояние сверстников, то есть развивает эмпатию.
- Принятие социальных ролей. Многие игры предполагают исполнение различных ролей («ловец», «прячущийся», «капитан команды»). Это учит ребенка гибкости, умению встать на позицию другого, понимать и выполнять связанные с ролью обязанности.
2. Виды игр для формирования социальных навыков
Кооперативные игры (Игры на сотрудничество)
Суть: Игры, в которых нет отдельных победителей и проигравших. Дети объединены общей целью и могут достичь ее, только действуя сообща.
Социальные навыки: Умение договариваться, распределять роли и обязанности, помогать, поддерживать, работать в команде на общий результат.
Примеры:
- «Путаница»: Все берутся за руки, и водящий должен «распутать» клубок, не разрывая рук. Требует совместного обсуждения и координации.
- «Спасение круга»: Дети держатся за обруч и должны вместе донести его до финиша, не уронив.
- «Собери общий пазл»: Большая напольная картинка, которую нужно собрать командой.
- «Великаны и гномы» (кооперативная версия): Дети по команде должны все вместе либо присесть («гномы»), либо встать («великаны»), стараясь действовать синхронно.
Сюжетно-ролевые подвижные игры
Суть: Игры с определенным сюжетом и распределением ролей, где правила диктуются воображаемой ситуацией.
Социальные навыки: Принятие социальной роли, понимание ее обязанностей, развитие эмпатии (умения поставить себя на место другого), разрешение ролевых конфликтов.
Примеры:
- «Волк и семеро козлят»: Дети учатся договариваться, кто будет волком, а кто козлятами, действовать в соответствии с ролью.
- «Космонавты»: Нужно распределить, кто будет командиром, инженером, врачом; действовать по цепочке команд.
- «Спасатели»: Совместная помощь «пострадавшим» (например, перенести куклу в безопасное место).
Игры с четкими правилами и соревновательным элементом
Суть: Классические подвижные игры, где есть ясные, неизменные правила и выявляется победитель.
Социальные навыки: Умение подчинять свои желания правилам, развивать самоконтроль, достойно принимать как победу, так и поражение, формирование понятия «честной игры».
Примеры:
- «Классики»: Строгое соблюдение очередности, правил прыжков.
- «Салки» / «Ловишки»: Понимание границ игрового пространства, принятие того, что ты стал «водящим».
- «Гуси-лебеди»: Четкое следование диалогу и заданной траектории движения.
Коммуникативные игры (Игры на взаимодействие)
Суть: Игры, где основной акцент сделан на вербальном и невербальном общении между участниками.
Социальные навыки: Развитие речи, умение слушать и понимать друг друга, договариваться без слов, выражать свои мысли и просьбы.
Примеры:
- «Испорченный телефон»: Учит внимательно слушать и точно передавать информацию.
- «Найди пару»: Одному из детей завязывают глаза, а другой должен с помощью только голоса (без имен) помочь ему найти себя.
- «Зеркало»: Дети в парах повторяют движения друг друга, учась «считывать» невербальные сигналы и быть внимательными к партнеру.
Игры на доверие и эмпатию
Суть: Игры, в которых успех зависит от способности доверять партнеру и чувствовать его состояние.
Социальные навыки: Развитие эмпатии, чувства ответственности за другого человека, формирование доверия к сверстникам.
Примеры:
- «Поводырь»: Один ребенок с закрытыми глазами, другой проводит его через полосу легких препятствий, руководя только словами или легкими прикосновениями.
- «Слепой скульптор»: Один ребенок («скульптор») с закрытыми глазами на ощупь «лепит» из другого ребенка какую-либо фигуру.
Игры-драматизации на двигательной основе
Суть: Близки к сюжетно-ролевым, но с более сильным акцентом на выражение эмоций и чувств через движение.
Социальные навыки: Распознавание и выражение эмоций (радость, страх, удивление), понимание причинно-следственных связей в поведении, развитие способности к сопереживанию.
Примеры:
- «Мы не скажем, а покажем»: Изобразить животное, действие или эмоцию так, чтобы другие угадали.
- «Тень»: Один ребенок двигается, а другой (его «тень») должен в точности повторять его движения, стараясь почувствовать его ритм.
Наибольший эффект дает комбинация разных видов игр в работе с детьми. Чередуя кооперативные, ролевые и командные игры, педагог или родитель комплексно воздействует на все аспекты социального развития ребенка: от умения подчиняться правилам до способности к глубокой эмпатии и сотрудничеству.
Заключение. Подвижная игра представляет собой универсальный и чрезвычайно эффективный инструмент социализации ребенка-дошкольника. В ее процессе естественным и непринужденным образом формируются такие жизненно важные качества, как умение общаться, сотрудничать, подчиняться правилам, сопереживать и разрешать конфликты. Целенаправленное и систематическое использование богатого потенциала подвижных игр в работе педагогов дошкольных образовательных учреждений и в семейном воспитании позволяет заложить прочный фундамент для успешной социальной адаптации и гармоничного развития личности ребенка в будущем.
Список литературы
1. Галушко И.Г. Социализация и индивидуализация растущего человека в процессе подвижной игровой деятельности и двигательной активности /
И.Г. Галушко, Н.Г. Зайцева, А.В. Галушко // Концепт. – 2016.– 106-110 с.
2. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью /
Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры, 2013. – 10-15 с.
3. Бочарова И.Г. Социальное воспитание детей / И.Г. Бочарова. –
М.: Наука, 1991. – 154 с.
4. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста. –М.: Просвещение, 2019. – 3-6 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по методике физического воспитания дошкольников "Подвижные игры"
Урок для студентов пед.колледжа....

Урок – игра. Подвижные игры на внимание и быстроту. Встречные эстафеты на лыжах.
Технологическая карта урока по физической культуре в 4Д классе МОУ «СОШ №1» города Валуйки Белгородской области...

Педагогический модуль проведения подвижной игры с дошкольниками
Методический материал рекомендован для студентов специальности Дошкольное образование. Может быть полезен воспитателям детей дошкольного возраста. Предлагается последовательность организации подвижной...

Социализация учащихся через занятия хоровым пением в рамках общеобразовательной школы .
методическая разработка в помощь учителям музыки....

Игра как средство социализации дошкольника
Одним из основных средств социализации дошкольников является игровая деятельность. С.Т. Шацкий говорил: «Игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, б...

Формирование у учащихся потребности к систематическим занятиям физической культурой через спортивные и подвижные игры
Проект работы по формирование у учащихся потребностик систематическим занятиям физической культурой через спортивные и подвижные игры...

Тема: «Социализация детей с ТМНР через дидактическую игру»
План по самообразованию Период работы: 2017-2021 гг.Тема самообразования: «Социализация детей с ТМНР ОВЗ через дидактическую игру». Цель, задачи и ведущие идеи самообразова...
