СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
статья

Жмыхова Наталия Анатольевна

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Аннотация: В статье анализируется роль подвижных игр в процессе социализации детей дошкольного возраста. Игра рассматривается не просто как развлечение, а как полноценная социальная практика, в ходе которой ребенок усваивает нормы поведения, учится взаимодействовать со сверстниками, разрешать конфликты и подчиняться общим правилам. Описаны виды игр, наиболее эффективно влияющие на формирование социальных навыков.

Ключевые слова: подвижные игры, социализация, физическая культура.

Актуальность. В современных условиях наблюдается снижение живой коммуникации и двигательной активности у дошкольников из-за влияния цифровых технологий. Это приводит к трудностям в социализации: дети хуже взаимодействуют со сверстниками, не всегда умеют договариваться и соблюдать правила. Подвижные игры являются естественным и эффективным инструментом решения этих проблем, так как сочетают физическую активность с ситуациями социального взаимодействия.

Цель статьи: рассмотреть влияние подвижных игр на процесс социализации детей дошкольного возраста и выделить виды игр, наиболее эффективные для формирования коммуникативных навыков, умения сотрудничать и соблюдать социальные нормы.

Дошкольный возраст является фундаментальным периодом в процессе становления личности, когда закладываются основы взаимодействия с окружающим миром и социумом. В этом возрасте ребенок совершает первые самостоятельные шаги в построении отношений со сверстниками и взрослыми, усваивает нормы и ценности общества. Среди многообразия средств, обеспечивающих успешную социализацию, подвижная игра занимает особое, приоритетное место. Это не просто физическая активность, а сложная социально-педагогическая деятельность, в которой естественным и гармоничным образом формируются ключевые социальные компетенции.

1. Теоретические аспекты социализации в подвижной игре

Подвижная игра – это осмысленная, активная деятельность, направленная на достижение условной цели, установленной правилами. Именно в рамках этой деятельности создаются уникальные условия для социализации:

  • Усвоение социальных норм и правил. Игра невозможна без правил, которые являются прообразом социальных законов. Добровольно подчиняясь им, ребенок учится управлять своим поведением, сдерживать сиюминутные желания ради общей цели, что является основой произвольности и дисциплины.
  • Развитие коммуникативных навыков. В игре дети постоянно общаются: договариваются о сюжете, распределяют роли, согласовывают действия, решают возникающие споры. Это способствует активному развитию речи, умению слушать и слышать партнера, выражать свои мысли и просьбы.
  • Формирование кооперации и сотрудничества. Коллективные подвижные игры (такие как «Гуси-лебеди», «Два Мороза») учат детей действовать сообща, понимать, что успех команды зависит от усилий каждого. Они начинают помогать друг другу, сопереживать, радоваться общим победам, что закладывает основы коллективизма.
  • Развитие эмоционального интеллекта. В игре ребенок проживает весь спектр эмоций – от радости победы до досады поражения. Он учится адекватно реагировать на неудачи, контролировать агрессию, учитывать эмоциональное состояние сверстников, то есть развивает эмпатию.
  • Принятие социальных ролей. Многие игры предполагают исполнение различных ролей («ловец», «прячущийся», «капитан команды»). Это учит ребенка гибкости, умению встать на позицию другого, понимать и выполнять связанные с ролью обязанности.

2. Виды игр для формирования социальных навыков

Кооперативные игры (Игры на сотрудничество)

Суть: Игры, в которых нет отдельных победителей и проигравших. Дети объединены общей целью и могут достичь ее, только действуя сообща.

Социальные навыки: Умение договариваться, распределять роли и обязанности, помогать, поддерживать, работать в команде на общий результат.

Примеры:

  • «Путаница»: Все берутся за руки, и водящий должен «распутать» клубок, не разрывая рук. Требует совместного обсуждения и координации.
  • «Спасение круга»: Дети держатся за обруч и должны вместе донести его до финиша, не уронив.
  • «Собери общий пазл»: Большая напольная картинка, которую нужно собрать командой.
  • «Великаны и гномы» (кооперативная версия): Дети по команде должны все вместе либо присесть («гномы»), либо встать («великаны»), стараясь действовать синхронно.

Сюжетно-ролевые подвижные игры

Суть: Игры с определенным сюжетом и распределением ролей, где правила диктуются воображаемой ситуацией.

Социальные навыки: Принятие социальной роли, понимание ее обязанностей, развитие эмпатии (умения поставить себя на место другого), разрешение ролевых конфликтов.

Примеры:

  • «Волк и семеро козлят»: Дети учатся договариваться, кто будет волком, а кто козлятами, действовать в соответствии с ролью.
  • «Космонавты»: Нужно распределить, кто будет командиром, инженером, врачом; действовать по цепочке команд.
  • «Спасатели»: Совместная помощь «пострадавшим» (например, перенести куклу в безопасное место).

Игры с четкими правилами и соревновательным элементом

Суть: Классические подвижные игры, где есть ясные, неизменные правила и выявляется победитель.

Социальные навыки: Умение подчинять свои желания правилам, развивать самоконтроль, достойно принимать как победу, так и поражение, формирование понятия «честной игры».

Примеры:

  • «Классики»: Строгое соблюдение очередности, правил прыжков.
  • «Салки» / «Ловишки»: Понимание границ игрового пространства, принятие того, что ты стал «водящим».
  • «Гуси-лебеди»: Четкое следование диалогу и заданной траектории движения.

 

 

Коммуникативные игры (Игры на взаимодействие)

Суть: Игры, где основной акцент сделан на вербальном и невербальном общении между участниками.

Социальные навыки: Развитие речи, умение слушать и понимать друг друга, договариваться без слов, выражать свои мысли и просьбы.

Примеры:

  • «Испорченный телефон»: Учит внимательно слушать и точно передавать информацию.
  • «Найди пару»: Одному из детей завязывают глаза, а другой должен с помощью только голоса (без имен) помочь ему найти себя.
  • «Зеркало»: Дети в парах повторяют движения друг друга, учась «считывать» невербальные сигналы и быть внимательными к партнеру.

Игры на доверие и эмпатию

Суть: Игры, в которых успех зависит от способности доверять партнеру и чувствовать его состояние.

Социальные навыки: Развитие эмпатии, чувства ответственности за другого человека, формирование доверия к сверстникам.

Примеры:

  • «Поводырь»: Один ребенок с закрытыми глазами, другой проводит его через полосу легких препятствий, руководя только словами или легкими прикосновениями.
  • «Слепой скульптор»: Один ребенок («скульптор») с закрытыми глазами на ощупь «лепит» из другого ребенка какую-либо фигуру.

Игры-драматизации на двигательной основе

Суть: Близки к сюжетно-ролевым, но с более сильным акцентом на выражение эмоций и чувств через движение.

Социальные навыки: Распознавание и выражение эмоций (радость, страх, удивление), понимание причинно-следственных связей в поведении, развитие способности к сопереживанию.

Примеры:

  • «Мы не скажем, а покажем»: Изобразить животное, действие или эмоцию так, чтобы другие угадали.
  • «Тень»: Один ребенок двигается, а другой (его «тень») должен в точности повторять его движения, стараясь почувствовать его ритм.

Наибольший эффект дает комбинация разных видов игр в работе с детьми. Чередуя кооперативные, ролевые и командные игры, педагог или родитель комплексно воздействует на все аспекты социального развития ребенка: от умения подчиняться правилам до способности к глубокой эмпатии и сотрудничеству.

Заключение. Подвижная игра представляет собой универсальный и чрезвычайно эффективный инструмент социализации ребенка-дошкольника. В ее процессе естественным и непринужденным образом формируются такие жизненно важные качества, как умение общаться, сотрудничать, подчиняться правилам, сопереживать и разрешать конфликты. Целенаправленное и систематическое использование богатого потенциала подвижных игр в работе педагогов дошкольных образовательных учреждений и в семейном воспитании позволяет заложить прочный фундамент для успешной социальной адаптации и гармоничного развития личности ребенка в будущем.

Список литературы

1. Галушко И.Г. Социализация и индивидуализация растущего человека в процессе подвижной игровой деятельности и двигательной активности /
И.Г. Галушко, Н.Г. Зайцева, А.В. Галушко // Концепт. – 2016.– 106-110 с.

2. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью /
Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры, 2013. – 10-15 с.

3. Бочарова И.Г. Социальное воспитание детей / И.Г. Бочарова. –
М.: Наука, 1991. – 154 с.

4. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста. –М.: Просвещение, 2019. – 3-6 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_doshkolnikov_cherez_podvizhnye_igry.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Аннотация: В статье анализируется роль подвижных игр в процессе социализации детей дошкольного возраста. Игра рассматривается не просто как развлечение, а как полноценная социальная практика, в ходе которой ребенок усваивает нормы поведения, учится взаимодействовать со сверстниками, разрешать конфликты и подчиняться общим правилам. Описаны виды игр, наиболее эффективно влияющие на формирование социальных навыков.

Ключевые слова: подвижные игры, социализация, физическая культура.

Актуальность. В современных условиях наблюдается снижение живой коммуникации и двигательной активности у дошкольников из-за влияния цифровых технологий. Это приводит к трудностям в социализации: дети хуже взаимодействуют со сверстниками, не всегда умеют договариваться и соблюдать правила. Подвижные игры являются естественным и эффективным инструментом решения этих проблем, так как сочетают физическую активность с ситуациями социального взаимодействия.

Цель статьи: рассмотреть влияние подвижных игр на процесс социализации детей дошкольного возраста и выделить виды игр, наиболее эффективные для формирования коммуникативных навыков, умения сотрудничать и соблюдать социальные нормы.

Дошкольный возраст является фундаментальным периодом в процессе становления личности, когда закладываются основы взаимодействия с окружающим миром и социумом. В этом возрасте ребенок совершает первые самостоятельные шаги в построении отношений со сверстниками и взрослыми, усваивает нормы и ценности общества. Среди многообразия средств, обеспечивающих успешную социализацию, подвижная игра занимает особое, приоритетное место. Это не просто физическая активность, а сложная социально-педагогическая деятельность, в которой естественным и гармоничным образом формируются ключевые социальные компетенции.

1. Теоретические аспекты социализации в подвижной игре

Подвижная игра – это осмысленная, активная деятельность, направленная на достижение условной цели, установленной правилами. Именно в рамках этой деятельности создаются уникальные условия для социализации:

  • Усвоение социальных норм и правил. Игра невозможна без правил, которые являются прообразом социальных законов. Добровольно подчиняясь им, ребенок учится управлять своим поведением, сдерживать сиюминутные желания ради общей цели, что является основой произвольности и дисциплины.
  • Развитие коммуникативных навыков. В игре дети постоянно общаются: договариваются о сюжете, распределяют роли, согласовывают действия, решают возникающие споры. Это способствует активному развитию речи, умению слушать и слышать партнера, выражать свои мысли и просьбы.
  • Формирование кооперации и сотрудничества. Коллективные подвижные игры (такие как «Гуси-лебеди», «Два Мороза») учат детей действовать сообща, понимать, что успех команды зависит от усилий каждого. Они начинают помогать друг другу, сопереживать, радоваться общим победам, что закладывает основы коллективизма.
  • Развитие эмоционального интеллекта. В игре ребенок проживает весь спектр эмоций – от радости победы до досады поражения. Он учится адекватно реагировать на неудачи, контролировать агрессию, учитывать эмоциональное состояние сверстников, то есть развивает эмпатию.
  • Принятие социальных ролей. Многие игры предполагают исполнение различных ролей («ловец», «прячущийся», «капитан команды»). Это учит ребенка гибкости, умению встать на позицию другого, понимать и выполнять связанные с ролью обязанности.

2. Виды игр для формирования социальных навыков

Кооперативные игры (Игры на сотрудничество)

Суть: Игры, в которых нет отдельных победителей и проигравших. Дети объединены общей целью и могут достичь ее, только действуя сообща.

Социальные навыки: Умение договариваться, распределять роли и обязанности, помогать, поддерживать, работать в команде на общий результат.

Примеры:

  • «Путаница»: Все берутся за руки, и водящий должен «распутать» клубок, не разрывая рук. Требует совместного обсуждения и координации.
  • «Спасение круга»: Дети держатся за обруч и должны вместе донести его до финиша, не уронив.
  • «Собери общий пазл»: Большая напольная картинка, которую нужно собрать командой.
  • «Великаны и гномы» (кооперативная версия): Дети по команде должны все вместе либо присесть («гномы»), либо встать («великаны»), стараясь действовать синхронно.

Сюжетно-ролевые подвижные игры

Суть: Игры с определенным сюжетом и распределением ролей, где правила диктуются воображаемой ситуацией.

Социальные навыки: Принятие социальной роли, понимание ее обязанностей, развитие эмпатии (умения поставить себя на место другого), разрешение ролевых конфликтов.

Примеры:

  • «Волк и семеро козлят»: Дети учатся договариваться, кто будет волком, а кто козлятами, действовать в соответствии с ролью.
  • «Космонавты»: Нужно распределить, кто будет командиром, инженером, врачом; действовать по цепочке команд.
  • «Спасатели»: Совместная помощь «пострадавшим» (например, перенести куклу в безопасное место).

Игры с четкими правилами и соревновательным элементом

Суть: Классические подвижные игры, где есть ясные, неизменные правила и выявляется победитель.

Социальные навыки: Умение подчинять свои желания правилам, развивать самоконтроль, достойно принимать как победу, так и поражение, формирование понятия «честной игры».

Примеры:

  • «Классики»: Строгое соблюдение очередности, правил прыжков.
  • «Салки» / «Ловишки»: Понимание границ игрового пространства, принятие того, что ты стал «водящим».
  • «Гуси-лебеди»: Четкое следование диалогу и заданной траектории движения.

Коммуникативные игры (Игры на взаимодействие)

Суть: Игры, где основной акцент сделан на вербальном и невербальном общении между участниками.

Социальные навыки: Развитие речи, умение слушать и понимать друг друга, договариваться без слов, выражать свои мысли и просьбы.

Примеры:

  • «Испорченный телефон»: Учит внимательно слушать и точно передавать информацию.
  • «Найди пару»: Одному из детей завязывают глаза, а другой должен с помощью только голоса (без имен) помочь ему найти себя.
  • «Зеркало»: Дети в парах повторяют движения друг друга, учась «считывать» невербальные сигналы и быть внимательными к партнеру.

Игры на доверие и эмпатию

Суть: Игры, в которых успех зависит от способности доверять партнеру и чувствовать его состояние.

Социальные навыки: Развитие эмпатии, чувства ответственности за другого человека, формирование доверия к сверстникам.

Примеры:

  • «Поводырь»: Один ребенок с закрытыми глазами, другой проводит его через полосу легких препятствий, руководя только словами или легкими прикосновениями.
  • «Слепой скульптор»: Один ребенок («скульптор») с закрытыми глазами на ощупь «лепит» из другого ребенка какую-либо фигуру.

Игры-драматизации на двигательной основе

Суть: Близки к сюжетно-ролевым, но с более сильным акцентом на выражение эмоций и чувств через движение.

Социальные навыки: Распознавание и выражение эмоций (радость, страх, удивление), понимание причинно-следственных связей в поведении, развитие способности к сопереживанию.

Примеры:

  • «Мы не скажем, а покажем»: Изобразить животное, действие или эмоцию так, чтобы другие угадали.
  • «Тень»: Один ребенок двигается, а другой (его «тень») должен в точности повторять его движения, стараясь почувствовать его ритм.

Наибольший эффект дает комбинация разных видов игр в работе с детьми. Чередуя кооперативные, ролевые и командные игры, педагог или родитель комплексно воздействует на все аспекты социального развития ребенка: от умения подчиняться правилам до способности к глубокой эмпатии и сотрудничеству.

Заключение. Подвижная игра представляет собой универсальный и чрезвычайно эффективный инструмент социализации ребенка-дошкольника. В ее процессе естественным и непринужденным образом формируются такие жизненно важные качества, как умение общаться, сотрудничать, подчиняться правилам, сопереживать и разрешать конфликты. Целенаправленное и систематическое использование богатого потенциала подвижных игр в работе педагогов дошкольных образовательных учреждений и в семейном воспитании позволяет заложить прочный фундамент для успешной социальной адаптации и гармоничного развития личности ребенка в будущем.

Список литературы

1. Галушко И.Г. Социализация и индивидуализация растущего человека в процессе подвижной игровой деятельности и двигательной активности /
И.Г. Галушко, Н.Г. Зайцева, А.В. Галушко // Концепт. – 2016.– 106-110 с.

2. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью /
Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры, 2013. – 10-15 с.

3. Бочарова И.Г. Социальное воспитание детей / И.Г. Бочарова. –
М.: Наука, 1991. – 154 с.

4. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста. –М.: Просвещение, 2019. – 3-6 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – игра. Подвижные игры на внимание и быстроту. Встречные эстафеты на лыжах.

Технологическая карта урока по физической культуре в 4Д классе МОУ «СОШ №1» города Валуйки Белгородской области...

Педагогический модуль проведения подвижной игры с дошкольниками

Методический материал рекомендован для студентов специальности Дошкольное образование. Может быть полезен воспитателям детей дошкольного возраста. Предлагается последовательность организации подвижной...

Игра как средство социализации дошкольника

Одним из основных средств социализации дошкольников является игровая деятельность. С.Т. Шацкий говорил: «Игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, б...

Формирование у учащихся потребности к систематическим занятиям физической культурой через спортивные и подвижные игры

Проект работы по формирование у  учащихся потребностик систематическим занятиям  физической культурой через спортивные и подвижные игры...

Тема: «Социализация детей с ТМНР через дидактическую игру»

План по самообразованию Период работы: 2017-2021 гг.Тема самообразования: «Социализация детей с ТМНР ОВЗ через дидактическую игру». Цель, задачи и ведущие идеи самообразова...