МДК.02.06 Психологические основы профессиональной деятельности. Практические работы
методическая разработка по теме

Штыкова Светлана Анатольевна

Для СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 39._psihologiya._prakticheskie_raboty.docx216.71 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение  города Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий  «Царицыно»

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

№№ 1-4

 по МДК.02.06 Психологические основы профессиональной деятельности

 

 по специальности

200105 Авиационные приборы и  комплексы

(базовая подготовка)

Москва,

2014

ОДОБРЕНА

кафедрой технических дисциплин

Протокол № _2__

от «8» октября 2014 г.

          СОСТАВЛЕНА

на основе   Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования специальности 200105 Авиационные приборы и  комплексы

по  МДК.02.06 Психологические основы профессиональной деятельности

Заведующий кафедрой

__________ /__________ /    

Заместитель директора по учебно-методической  работе    

         ___________/Фомина О.В./                                                                                                                                                  

Составитель (автор):

Штыкова С.А., преподаватель спецдисциплин Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно», высшая квалификационная категория

Рецензент:    

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА  № 1

ТЕСТ «ОСОБЕННОСТИ  ЗАПОМИНАНИЯ,  КРАТКОВРЕМЕННАЯ  И  ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ. РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ УЗНАВАНИЕМ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕМ»

 

1. Цель работы.

Целью  настоящей работы является  изучение особенностей запоминания информации, возможностей оперативной (кратковременной)  и долговременной памяти и повышения их эффективности. Данная работа важна для студентов, так как им приходится запоминать большой объем информации не только на короткое время (в периоды экзаменационной сессии), но и в процессе всего периода обучения.

Данная работа рассчитана на 4 академических часа и содержит 4 теста. К каждому тесту предлагается ключ, позволяющий определить испытуемому, насколько хорошо развит у него тот или иной вид памяти. Кроме того, это позволяет преподавателю лучше узнать способности каждого студента и найти к нему индивидуальный подход при изучении учебного материала.

2. Содержание работы.

  1. Ознакомьтесь с материалами к тестам.
  2. Выполняя указания преподавателя, заполните бланк или таблицу, прилагаемую к тесту.
  3. Ответьте на контрольные вопросы.

3. Описание опытов.

  1. Тест № 1.  «Прием информации. Непроизвольная память».

Ход опыта. Экспериментатор (преподаватель) зачитывает в быстром темпе слова, а испытуемые (вся группа) должны эти слова классифицировать и записать сокращенно в нужную колонку. Таблица выглядит следующим образом:

Химические элементы

Человеческие чувства

Мебель

Деревья

Животный

мир

 

               а) Зачитываются  32 слова (без повторения): натрий, кошка, диван, верба, тревога, водород, хорек, кресло, восторг, черемуха, ель, серебро, сервант, рысь, любовь, гелий, медведь, лев, стол, тополь, усталость, дуб, каштан, аргон, воробей, железо, клен, медь, сазан, береза, соболь, радий.

                Испытуемые считают количество слов, которые  успели  записать. Если количество слов равно 32 – прием информации эффективен, если 31 – 29 – посредственный прием, ниже 28 – прием информации затруднен, человек не успевает за средним темпом подачи информации.

                б) После проведения вышеуказанного опыта отвлеките внимание группы обсуждением какой-либо проблемы минут на 5 – 10, предварительно попросив закрыть тетради, где они выполняли записи. Затем неожиданно для испытуемых попросите вспомнить и записать в любом порядке те слова, которые они классифицировали. Но воспоминание отводится 5 – 7 минут, затем подсчитывается количество воспроизведенных слов (П), проверяется их правильность, определяется число сфантазированных слов (М) и вычисляется показатель непроизвольной памяти:

                                        НП = (П – М) / 32 х 100%

             Анализ результатов.

  1. НП = 70% - очень высокий уровень непроизвольной памяти;
  2. НП = 51 – 69% - высокий, выше среднего уровень развития НП;
  3. НП = 41 – 50% - хорошая средняя норма НП для взрослого человека;
  4. НП = 31 – 40% - посредственная норма для взрослого человека;
  5. НП = 15 – 30% - низкий уровень НП, ниже среднего уровня;
  6. НП = 10% и ниже – дефекты памяти.

 

        При подведении итогов теста необходимо сделать вывод: эффективность НП повышается, если человек интенсивно работает над информацией (осмысливает, анализирует, классифицирует, записывает и т.д.), хотя и специально ее не заучивает, но информация запоминается сама собой за счет активной деятельности человека.  

       Обсудите следующие вопросы: От чего зависит эффективность непроизвольной памяти? Если надо было только прослушивать слова, но не надо  было их классифицировать, записывать, они запомнились бы лучше или хуже? Была ли у студентов цель запомнить эти слова? Почему они все-таки запомнились?

  1. Тест № 2 «Оперативная память».

        Данная методика применяется для изучения возможностей кратковременной памяти в тех случаях, когда она несет основную функциональную нагрузку.

         Ход опыта. Студенту вручается бланк, после чего преподаватель дает ему следующую инструкцию:

          «Я буду зачитывать числа – 10 рядов из 5 чисел в каждом. Ваша задача – запомнить эти 5 чисел в том порядке, в каком они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске). Складываем 6 и 2 – получаем 8 (записывается), 2 и 1 – получается 3 (записывается), 1 и 4 – получается 5 (записывается); 4 и 2 – получается 6 (записывается)».

Образец бланка:

№  ряда

Сумма

1.

2.

3.

     Если у студента есть вопросы, преподаватель должен ответить на них и приступить к проведению теста. Интервал между чтением рядов – 15 сек.

Содержание методики:

№  ряда

Числа

1.

5, 2, 7, 1, 4

2.

3, 5, 4, 2, 5

3.

7, 1, 4, 3, 2

4.

2, 6, 2, 5, 3

5.

4, 4, 6, 1, 7

6.

4, 2, 3, 1, 5

7.

3, 1, 5, 2, 6

8.

2, 3, 6, 1, 4

9.

5, 2, 6, 3, 2

10.

3, 1, 5, 2, 7

Ключ к тесту:

1.

7, 9, 8, 5

2.

 8, 9, 6, 7

3.

 8, 5, 7, 5

4.

 8,  8, 7, 8

5.

 7, 9, 7, 8

6.

 6, 5, 4, 6

7.

 4, 6, 7, 8

8.

 5, 9, 7, 5

9.

 7, 8, 9, 5

10.

 4, 6, 7, 9

Анализ результатов.  Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное число – 40). Норма взрослого человека – от 30 и выше.

 Данная методика удобна для группового тестирования. Процедура тестирования занимает мало времени – 4 – 5 минут. Для получения более надежного показателя оперативной памяти тестирование можно через некоторое время повторить, используя другие ряды чисел.

  1.  Тест № 3 «Долговременная память».

    В данной методике производится запоминание и воспроизведение текста со смысловой связью.

Ход опыта. Преподаватель зачитывает 20 текстовых слов. Он делает 5 зачитываний.  Не должно быть слов, обозначающих предметы, которые окружают испытуемого в данный момент. Испытуемый воспроизводит письменно слова после каждого зачитывания в любом порядке (закрывая результаты предыдущего воспроизведения).

Предлагаемые слова:

  1. Иностранец.
  2. Экономика.
  3. Каша.
  4. Татуировка.
  5. Нейтрон.
  6. Любовь.
  7. Ножницы.
  8. Совесть.
  9. Глина.
  10. Словарь.
  11. Масло.
  12. Бумага.
  13. Пирожное.
  14. Логика.
  15. Стандарт.
  16. Глагол.
  17. Прорыв.
  18. Дезертир.
  19. Свеча.
  20. Вишня.

Анализ результатов.

Продуктивность запоминания вы можете вычислить по формуле:

 Количество правильно воспроизведенных слов

-------------------------------------------------------------------  х  100%.

       Количество предлагаемых слов


  1.  Тест № 4.»Долговременная память-2»

Производится запоминание текста со смысловой связью.

Ход опыта.   Студентам предлагается отпечатанный текст. В течение 60 сек прочитайте текст. В нем выделены  жирным шрифтом и пронумерованы 10 главных мыслей.  После этого преподаватель забирает текст. Попытайтесь воспроизвести главные мысли текста, сохраняя указанную последовательность.

«В 1912 году в Атлантическом океане произошла катастрофа. Огромный пассажирский пароход «Титаник», шедший первым рейсом из Европы в Америку, столкнулся  в тумане с плавающей ледяной горой – айсбергом. 1)Получил пробоину и стал тонуть. 2) «Спустить шлюпки!» - скомандовал капитан. Но шлюпок оказалось недостаточно. 3) Их хватило только на половину пассажиров. «Женщины и дети – к сходням, мужчинам надеть спасательные пояса», - раздалась вторая команда. Мужчины молча отошли от борта. 4) Пароход медленно погружался в темную холодную воду. 5) Вот началась посадка в последнюю шлюпку. 6) И вдруг к сходням крича бросился какой-то толстяк с перекошенным от страха лицом. 7) Расталкивая женщин и детей, он пытался вскочить в шлюпку. 8) Послышался щелчок – это капитан выстрелил из пистолета. 9) Трус упал на палубу мертвым. 10) Но никто не оглянулся в его сторону.»

Анализ результатов.

Формула:

Количество правильно воспроизведенных слов

-------------------------------------------------------------------  х  100%.

       Количество выделений в тексте

  Сложив цифры, полученные в тестах  № № 3 и 4, а затем разделив сумму на два, вы узнаете среднюю продуктивность запоминания:

  • 90 – 100 – отличный результат;
  • 70 – 90 – очень хороший результат;
  • 50 – 70 – хороший результат;
  • 30 – 60 – удовлетворительный результат;
  • 10 – 30 – плохой результат;
  • 0 – 10 – очень плохой результат.

4. Контрольные вопросы.

  1. Что такое непосредственный отпечаток сенсорной информации? насколько достоверна бывает такая информация?
  2. Что такое кратковременная и долговременная память? Чем они отличаются?
  3. Какие вы знаете теории памяти?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА  № 2

«ИЗУЧЕНИЕ ВИДОВ ДИСПЛЕЕВ И ВЫБОР ТИПА ДИСПЛЕЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ КОНКРЕТНОЙ ЗАДАЧИ»

1. Цель работы.

       Целью работы является умение воспользоваться приобретенными теоретическими знаниями в исследовании приборных панелей и приобретение навыков  выбора типа дисплея (шкалы) на приборной панели, а также обоснование  этого выбора.

2. Содержание работы.

  1. Для предлагаемых задач выбрать наиболее подходящий тип дисплея (шкалы) и обосновать выбор.
  2. Для предлагаемого расположения органа управления подобрать  тип шкалы с правильным движением стрелки.
  3. Ответить на контрольные вопросы.

  1. Методические указания.

Дисплей, или индикатор, - это часть среды, окружающей оператора, которая обеспечивает его информацией, относящейся к выполняемой задаче. Циферблат наручных часов – это дисплей, обзор через ветровое стекло автомобиля – тоже дисплей.

Существуют естественные, или истинные дисплеи, с помощью которых изменяющаяся окружающая среда передает информацию непосредственно органам чувств оператора, например ветровое стекло, и искусственные дисплеи, в которых некоторое устройство служит посредником между реальным фактом и представляемой о нем информацией, например циферблат часов.

Существуют статические дисплеи, содержащие информацию о задаче, которая не меняется с течением времени, например дата выпуска на листке бумаги, и динамические дисплеи, отражающие изменения соответствующих переменных величин во времени, например часы. Естественный дисплей всегда динамичен, а искусственный может быть и статическим, и динамическим. Дисплей имеет значение только по отношению к оператору и данной задаче. Поэтому все проблемы конструирования дисплеев должны рассматриваться с эргономической точки зрения в связи с потребностями оператора.

Искусственный дисплей является не только источником информации оператора и не просто частью машины. Правильнее всего его рассматривать как связующее звено между машиной и оператором.

Оператор, выполняющий какую-либо задачу, должен иметь некую воображаемую модель того, что он пытается сделать. Он должен представлять, как лучше манипулировать предметами материального мира для достижения своей цели и как далеко он продвинулся по направлению к этой цели в данный момент. Поэтому, конструируя дисплей, отвечающий потребностям оператора, мы должны учитывать особенность информационной модели и свойства органов чувств человека, поставляющих информацию.

Основная задача, стоящая перед оператором, состоит в ответе на вопрос: «Какая информация требуется оператору и как ее лучше всего представить, чтобы она соответствовала его способу осмысления задачи?»

При правильном конструировании дисплей может быть не только источником необходимой текущей информации, но он может направить оператора на путь разработки тех видов модели, которые помогут правильно осмыслить задачу.

Поскольку вид используемой модели может меняться по мере роста мастерства оператора, наилучшей конструкцией дисплея, вероятно, будет не та, которую наиболее легко спроектировать с первого взгляда. К решению проблемы кодирования информации можно подойти и с физической точки зрения (а не только с психологической), применив следующую классификацию дисплеев:

  1. иллюстративные;
  2. качественные;
  3. количественные.

Иллюстративный дисплей отражает непосредственное представление о действительной ситуации. Таковы, например, точка, движущаяся по экрану радара, маленькая модель самолета и связанная с ней линия, причем модель и линия движутся соответственно реальному курсу самолета.

Качественный дисплей указывает на общую ситуацию, но не описывает ее в цифровом выражении. Этого часто достаточно для нужд оператора: например, лампочка, сигнализирующая о слишком низком давлении масла, удовлетворяет некоторых водителей больше, чем манометр, указывающий уровень давления масла в соответствующих единицах измерения.

Количественный дисплей сообщает число, обозначающее величину какой-либо переменной в данный момент либо ее изменение. Здесь есть три типа дисплеев:

  1. с движущейся шкалой и неподвижной стрелкой;
  2. с неподвижной шкалой и движущейся стрелкой;
  3. счетчики.

Дисплей с движущейся шкалой и неподвижной стрелкой применяется редко ввиду запутанного характера связи между направлением шкалы, движением шкалы и стрелки.

Для народов Европы и Северной Америки характерен такой стереотип  восприятия, при котором ожидается, что значения на шкале должны увеличиваться снизу вверх, слева направо и по часовой стрелке.

Искусство конструктора дисплеев состоит в том, чтобы обеспечить минимальный сдвиг внимания с естественного дисплея на искусственный. Следует пользоваться цифровым дисплеем, если цифры – единственная нужная оператору информация. Если требуется установить скорость изменения процесса, а также какую-то величину в данный момент, следует пользоваться неподвижной шкалой с движущейся стрелкой.

Не следует пользоваться шкалами, на которых значения увеличиваются против часовой стрелки, справа налево или сверху вниз.

На одном дисплее не должно быть более двух шкал и стрелок. Также следуе расширять диапазон значений измеряемой величины.

  1. Предлагаемые варианты заданий.

Задание № 1.  Из предлагаемых на рисунке шкал выберите ту, которая, по вашему мнению наиболее соответствует выполняемой задаче. Обоснуйте выбор шкалы и выполните ее эскиз.

Вариант 1.  Пилоту необходимо определить широту и долготу местоположения самолета. Какая из приведенных на рисунке шкал наиболее удобна для этой цели и почему?

                                            1                        2                          3

Вариант 2. Оператор осуществляет контроль за ходом какого-либо процесса. Ему необходимо определить скорость изменения данного процесса или величины, характеризующей этот процесс. Какой шкалой индикатора из приведенных на рисунке ему удобнее воспользоваться и почему?  

                                    1                           2                             3

Вариант 3. Оператору необходимо контролировать работу приборов, максимальное отклонение подвижных частей в которых не превышает 120° – 150° Каким типом шкалы индикатора из представленных на рисунке удобнее пользоваться и почему?  

                                       1                               2                              3

Вариант 4. Пилот находится в кабине самолета. В определенный момент времени ему необходимо воспроизвести положение самолета относительно плоскости горизонта. Какой шкалой индикатора из приведенных на рисунке он должен воспользоваться и почему?  

                                          1                             2                              3

Вариант 5. Оператору, находящемуся за пультом управления промышленным роботом, в некоторые моменты времени требуется вводить в машину конкретную цифровую информацию. Каким типом шкалы из приведенных на рисунке ему удобно пользоваться?  

                                      1                              2                              3

Вариант 6. Оператору, находящемуся за пультом управления гидросистемой, необходимо получать одновременную информацию об изменении давления и температуры в системе. Выберите шкалу из приведенных на рисунке.

                                       1                             2                             3

Вариант 7.Оператору, следящему за работой системы, необходимо определять некоторое значение величины (например, температуры) с большой точностью. Какая из предлагаемых конструкций шкал наиболее соответствует этой задаче?  

                                      1                            2                             3

Вариант 8. Оператор, контролируя работу системы, должен видеть, уменьшается или увеличивается значение какого-либо контролируемого параметра, не считывая конкретного числового значения. Какую шкалу индикатора предпочтет оператор?  

                                    1                             2                             3

Вариант 9. Пилоту необходимо удерживать курс самолета в определенном компасном направлении. Каким типом шкалы из представленных на рисунке удобно пользоваться для выполнения поставленной задачи?  

                                    1                              2                              3

Вариант 10. Для операции слежения за целью необходима прямая связь между движением органа управления и изменением какой-либо величины. Какую из предлагаемых шкал выберет пилот самолета для решения подобной задачи?  

                                     1                              2                              3

Задание № 2. Предлагается неправильный вариант расположения шкал и органов управления. Учитывая стереотип восприятия информации на дисплее в зависимости от движения органа управления, расположите шкалы приборов в соответствии с движением ручки управления таким образом, чтобы не возникало неясностей в процессе считывания информации. Необходимо переделать шкалы или задать верное направление для ручек управления.

Вариант 1.

Вариант 2.

Вариант 3.

Вариант 4.

Вариант 5.

Вариант 6.

Вариант 7.

Вариант 8.

Вариант 9.

Вариант 10.

5. Контрольные вопросы 

  1. Что такое дисплеи и как их можно классифицировать?
  2. Как классифицируются количественные дисплеи?
  3. Почему редко используются дисплеи с подвижной шкалой?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА  № 4

ТЕСТ «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ И НАПРАВЛЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ»

1. Цель работы.

Целью  настоящей работы является исследование межличностных отношений руководителя и подчиненного и выбор оптимального варианта поведения в каждой исследуемой ситуации.

2. Содержание работы.

  1. Ознакомьтесь с каждой предлагаемой в работе ситуацией.
  2. Выберите в каждой управленческой ситуации наиболее предпочтительный для Вас вариант поведения и запишите букву выбранного варианта и номер ситуации.

3. Описание ситуаций.

Ситуация 1.

   Ваш непосредственный начальник, минуя вас, дает срочное задание вашему подчиненному, который уже занят выполнением другого ответственного задания. Вы и ваш начальник считаете свои задания неотложными.

   Выберите наиболее приемлемый для вас вариант решения.

А. Не оспаривая задания начальника, буду строго придерживаться должностной субординации, предложу подчиненному отложить выполнение текущей работы.

Б. Все зависит от того, насколько для меня авторитетен начальник.

В. Выражу подчиненному свое несогласие с заданием начальника, предупрежу его, что впредь в подобных случаях буду отменять задания, поручаемые ему без согласования со мной.

Г. В интересах дела предложу подчиненному выполнить начатую работу.

Ситуация 2.

   Вы получили одновременно два срочных задания: от вашего непосредственного и вашего вышестоящего начальника. Времени для согласования сроков выполнения задания у вас нет, необходимо срочно начать работу. Выберите предпочтительный вариант.

А. В первую очередь начну выполнять задание того, кого больше уважаю.

Б. Сначала буду выполнять задание наиболее важное, на мой взгляд.

В. Сначала выполню задание вышестоящего начальника.

Г. Буду выполнять задание своего непосредственного начальника.

Ситуация 3.

   Между двумя вашими подчиненными возник конфликт, который мешает им успешно работать. Каждый из них в отдельности обращался к вам с просьбой, чтобы вы разобрались и поддержали его позицию. Выберите свой вариант поведения в этой ситуации.

А. Я должен пресечь конфликт на работе, а разрешить конфликтные взаимоотношения – это их личное дело.

Б. Лучше всего попросить разобраться в конфликте представителей общественности.

В. Прежде всего лично попытаться разобраться в мотивах конфликта и найти приемлемый для обоих способ примирения.

Г. Выяснить, кто из членов коллектива служит авторитетом для конфликтующих, и попытаться через него воздействовать на этих людей.

Ситуация 4.

   Вам предоставлена возможность выбрать себе заместителя. Имеется несколько кандидатур. Каждый претендент отличается следующими качествами.

А. Первый стремится прежде всего к тому, чтобы наладить доброжелательные товарищеские взаимоотношения в коллективе,  создать на работе атмосферу взаимного доверия и дружеского расположения, предпочитает избегать конфликтов, что не всеми воспринимается правильно.

Б. Второй часто предпочитает в интересах дела идти на обострение отношений, «невзирая на лица», отличается повышенным чувством ответственности за порученное дело.

В. Третий предпочитает работать строго по правилам, всегда аккуратен в выполнении  Своих должностных обязанностей, требователен к подчиненным.

Г. Четвертый отличается напористостью, личной заинтересованностью в работе, сосредоточен на достижении своей цели, всегда стремится довести дело до конца, не придает большого значения возможным осложнениям во взаимоотношениях с подчиненными.

Ситуация 5.

   Вам предлагается выбрать себе заместителя. Кандидаты отличаются друг от друга особенностями взаимоотношений с вышестоящим начальником:

А. Первый быстро соглашается с мнением или распоряжением начальника, стремится четко, безоговорочно и в установленные сроки выполнять все его задания.

Б. Второй может быстро соглашаться с мнением начальника, заинтересованно и ответственно выполнять все его распоряжения и задания, но только в том случае, если начальник авторитетен для него.

В. Третий обладает богатым профессиональным опытом и знаниями, хороший специалист, умелый организатор, но бывает неуживчив, труден в контакте.

Г. Четвертый – очень опытный и грамотный специалист, но  всегда стремится к самостоятельности и независимости в работе, не любит, когда ему мешают.

Ситуация 6.

   Когда вам случается общаться с сотрудниками или подчиненными в неформальной обстановке, во время отдыха, к чему вы более склонны?

А. Вести разговоры, которые ближе вам по деловым и профессиональным интересам.

Б. Задавать тон беседе, уточнять мнения по спорным вопросам, отстаивать свою точку зрения, стремиться в чем-то убедить других.

Разделять общую тему разговоров, не навязывать своего мнения, поддерживать общую точку зрения, стремиться не выделяться своей активностью, а только выслушивать собеседников.

Г. Стремиться не говорить о делах и работе, быть посредником в общении, быть непринужденным и внимательным к другим.

Ситуация 7.

Подчиненный второй раз не выполнил ваше задание в срок, хотя обещал и давал слово, что подобного случая больше не повторится. Как бы вы поступили?

А. Дождаться выполнения задания, а затем сурово поговорить наедине, предупредив в последний раз.

Б. Не дожидаясь выполнения задания, поговорить с ним о причинах повторного срыва, добиться выполнения задания, наказать за срыв рублем.

 

В. Посоветоваться с опытным работником, авторитетным в коллективе, как поступить с нарушителем. Если такого работника нет, вынести вопрос о недисциплинированности работника на собрание коллектива.

Г. Не дожидаясь выполнения задания, передать вопрос о наказании работника на решение коллектива. В дальнейшем повысить требовательность и контроль за его работой.

Ситуация 8.

   Подчиненный игнорирует ваши советы и указания, делает все по-своему, не обращая внимания на замечания, не исправляя того, на что вы ему указываете. Как вы будете поступать с этим подчиненным в дальнейшем?

А. Разобравшись в мотивах упорства и видя их несостоятельность, применю обычные административные меры наказания.

Б. В интересах дела постараюсь вызвать его на откровенный разговор, попытаюсь найти с ним общий язык, настроить на деловой контакт.

В. Обращусь к активу коллектива – пусть обратят внимание на его неправильное поведение и применят меры общественного воздействия.

Г. Попытаюсь разобраться в том, не делаю ли я сам ошибок во взаимоотношениях с этим подчиненным.

Ситуация 9.

   У вас создались натянутые отношения с коллегой. Допустим, что причины этого вам не ясны, но нормализовать отношения необходимо, чтобы не страдала работа. Что бы вы предприняли в первую очередь?

А.  Открыто вызову коллегу на откровенный разговор, чтобы выяснить истинные причины натянутых взаимоотношений.

Б. Прежде всего попытаюсь разобраться в собственном поведении по отношению к нему.

В. Обращусь к коллеге со словами: « От наших натянутых взаимоотношений страдает дело. Пора договориться, как работать дальше».

Г. Обращусь к другим коллегам, которые в курсе наших взаимоотношений и могут быть посредниками их нормализации.

Ситуация 10.

   Вас недавно выбрали руководителем трудового коллектива, в котором вы работали несколько лет рядовым сотрудником. На 8ч 15 мин вы вызвали к себе в кабинет подчиненного для выяснения его частых опозданий на работу, но сами неожиданно опоздали на 15 мин. Подчиненный же пришел вовремя и ждет вас. Как вы начнете беседу при встрече?

А. Независимо от своего опоздания сразу же потребую его объяснений об опозданиях на работу.

Б. Извинюсь перед подчиненным и начну беседу.

В. Поздороваюсь, объясню причину своего опоздания и спрошу его: «Как вы думаете, чего можно ожидать от руководителя, который так же часто опаздывает как и вы?»

Г. В интересах дела отменю беседу и перенесу ее на другое время.

Ситуация 11.

   Однажды вы оказались участником дискуссии нескольких руководителей о том, как лучше обращаться с подчиненными. Одна из точек зрения понравилась вам больше всего. Какая?

А. Первый: «Чтобы подчиненный хорошо работал, нужно подходить к нему индивидуально, учитывать особенности его личности».

Б. Второй: «Все это мелочи. Главное в оценке людей – это их деловые качества, исполнительность. Каждый должен делать то, что ему положено».

В. Третий: «Я считаю, что успеха в руководстве можно добиться лишь в том случае, если подчиненнные доверяют своему руководителю, уважают его».

Г. Четвертый: « Это правильно, но все же лучшими стимулами в работе являются четкий приказ, приличная зарплата, заслуженная премия».

Ситуация 12.

   В вашем коллективе имеется работник, который скорее числится, чем работает. Его это положение устраивает, а вас – нет. Как вы поступите в этом случае?

А. Поговорю с этим человеком с глазу на глаз. Дам ему понять, что ему лучше уволиться по собственному желанию.

Б. Напишу докладную вышестоящему начальнику с предложением «сократить» эту единицу.

В. Предложу обсудить ситуацию в коллективе (профсоюз) и подготовит свои предложения о том, как поступить с этим человеком.

Г. Найду для этого человека подходящее дело, прикреплю наставника, усилю контроль за его раболтой.

Ситуация 13.

   При распределении коэффициента трудового участия (КТУ) некоторые члены бригады посчитали, что их незаслуженно «обошли», это явилось поводом их жалоб начальнику цеха. Как бы вы отреагировали на эти жалобы на его месте?

А. Вы отвечаете жалобщикам примерно так: «КТУ утверждает и распределяет ваша бригада, я тут ни при чем».

Б. «Хорошо, я учту ваши жалобы и постараюсь разобраться в этом вопросе с вашим бригадиром».

В. «Не волнуйтесь, вы получите свои деньги. Изложите свои претензии на мое имя в письменной форме».

Г. Пообещав помочь установить истину, сразу же пойти на участок и побеседовать с бригадиром, мастером и другими членами актива бригады. В случае подтверждения обоснованности жалоб предложить бригадиру перераспределить КТУ в следующем месяце.

Ситуация 14.

   Вы недавно начали работать начальником современного цеха на крупном промышленном предприятии, придя на эту должность с другого завода. Еще не все знают вас в лицо. До обеденного перерыва еще два часа. Идя по коридору, вы видите трех рабочих вашего цеха, которые о чем-то оживленно беседуют и не обращают на вас внимания. Возвращаясь через 20 мин, вы видите ту же картину. Как вы себя поведете?

А. Остановлюсь, дам понять рабочим, что я новый начальник цеха. Вскользь замечу, что беседа их затянулась и пора браться за дело.

Б. Спрошу, кто их непосредственный начальник. Вызову его к себе в кабинет.

В. Сначала поинтересуюсь, о чем идет разговор. Затем представлюсь и спрошу, нет ли у них каких-либо претензий к администрации. После этого предложу пройти на рабочее место.

Г. Прежде всего, представлюсь, поинтересуюсь, как обстоят дела в их бригаде, как загружены работой, что мешает работать ритмично? Возьму этих рабочих на заметку.

4. Ключ к выполнению работы.

Номер

ситуации

Тип ориентации руководителя

Д

П

С

О

1

Г

Б

В

А

2

Б

А

Г

В

3

А

Г

В

Б

4

Б

А

Г

В

5

В

Б

Г

А

6

А

Г

Б

В

7

А

В

Г

Г

8

Б

В

Г

А

9

В

Г

Б

А

10

Г

Б

В

А

11

Б

А

В

Г

12

В

Г

А

Б

13

Г

Б

В

А

14

Г

В

А

Б

   Обработка результатов.

   Тест измеряет четыре типа склонностей или ориентации руководителя на выражение своей личной позиции во взаимоотношениях с людьми.

Д – ориентация на интересы дела;

П – ориентация на психологический климат и взаимоотношения в коллективе;

С – ориентация на самого себя;

О – ориентация на официальную субординацию, соблюдение инструкций.

5. Контрольные вопросы.

  1. Что означают жесты в общении?
  2. В чем заключается процесс активного мышления?
  3. Что такое конфликт?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА  № 3

ТЕСТ «ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ  ПО  МЕТОДИКЕ   К. ТОМАСА»

 

1. Цель работы.

Целью  настоящей работы является исследование и выделение типичных способов реагирования на конфликтные ситуации, выявление людей склонных к соперничеству или сотрудничеству в коллективе, стремящихся к компромиссу, избегающих конфликтов или стремящихся к ним, а также оценка степени адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности.

2. Содержание работы.

  1. Ознакомьтесь с вопросами к методике Томаса.
  2. Выберите в каждом вопросе предпочитаемый вами вариант поведения и укажите его букву в ответах.

3. Вопросы к методике Томаса.

1.

   а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

    б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся , я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы согласны.

2.

   а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

   б) Я пытаюсь уладить спор  с учетом интересов другого человека и моих собственных.

3.

   а) Я обычно стремлюсь добиться своего.

   б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4.

   а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

   б) Я стараюсь не задеть чувства другого человека.

5.

  а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.

  б) Я стараюсь делать все, чтобы избегать бесполезной напряженности.

6.

  а) Я пытаюсь избегать неприятностей для себя.

  б) Я стараюсь добиться своего.

7.

  а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

  б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8.

  а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего.

  б) Я первым делом  стараюсь определить то, в чем состоят  все затронутые интересы и спорные вопросы.

9.

  а) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

  б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10.

  а) Я твердо стремлюсь добиться своего.

  б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11.

  а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы.

  б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12.

  а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

  б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

13.

  а) Я предлагаю среднюю позицию.

  б) Я постараюсь, чтобы все было сделано по-моему.

14.

  а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

  б) Я показываю другому логику и преимущество моих взглядов.

15. 

  а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить отношения.

  б) Я стараюсь делать все необходимое, чтобы избегать напряжения.

16.

  а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

  б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.

  а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего.

  б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18.

  а) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

  б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19.

  а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

  б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно.

20.

  а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

  б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21.

  а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.

  б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22.

  а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и позицией другого человека.

  б) Я отстаиваю свою позицию.

23. 

  а) Как правило, я озадачен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

  б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность при решении спорного вопроса.

24.

  а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

  б) Я стараюсь убедить другого идти на компромисс.

25.

  а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

  б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26.

  а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

  б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. 

  а) Зачастую стремлюсь избежать споров.

  б) Если это сделает другого человека счастливым, дам ему возможность настоять на своем.

28.

  а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

  б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29.

  а) Я предлагаю среднюю позицию.

  б) Думаю, что не всегда  стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30.

  а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

  б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

4. Ключ к тесту.

  Тест определяет пять типов людей, склонных к различным способам поведения в обществе. Данный тес может быть предложен как в учебной группе для лучшего понимания характера каждого студента и индивидуального подхода к нему, так и среди представителей коллектива работников.

вопроса

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1

а

б

2

б

а

3

а

б

4

а

б

5

а

б

6

б

а

7

б

а

8

а

б

9

б

а

10

а

б

11

а

б

12

б

а

13

б

а

14

б

а

15

б

а

16

б

а

17

а

б

18

б

а

19

а

б

20

а

б

21

б

а

22

б

а

23

а

б

24

б

а

25

а

б

26

б

а

27

а

б

28

а

б

29

а

б

30

б

а

5. Контрольные вопросы.

  1. Что такое оптимальное решение (можно показать на примере)?
  2. Почему в коллективе неизбежно возникают конфликты?
  3. Всегда ли правильно искать компромиссное решение проблемы? Почему?

6. Литература.

  1. Грачев Н.Н. "Психология инженерного труда", М.: 2010
  2. Столяренко Л.Д. «Основы психологии. Практикум», Ростов-на Дону, «Феникс», 2012.
  3. Душков Б.А. и др.  "Инженерно-психологические основы конструкторской деятельности", М.: 2010.
  4. Зигерт Р. и др. "Руководитель без конфликтов", М.: 1990.
  5. Кричевский Р.Л. "Если вы руководитель...Элементы психологии и менеджмента в повседневной работе", М.: 1996.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзаменационный материал по МДК 01.02 "Социально - медицинские основы профессиональной деятельности"

Экзаменационный материал включает в себя:1. Пояснительная записка к экзаменационным билетам по МДК 01.02 «Социально – медицинские основы профессиональной деятельности».2. Экзаменационны...

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Экономические и правовые основы профессиональной деятельности»

Аннотация к методическим указаниям по выполнению практических работ по дисциплине «Экономические и правовые основы профессиональной деятельности» Название дисциплины«Экономические и правовые осно...

Методическая разработка учебного занятия по ОП 05 "Информационные технологии в профессиональной деятельности" Практическая работа "Работа в комплексными числами"

Методическая разработка учебного занятия по ОП 05 "Информационные технологии в профессиональной деятельности" Практическая работа "Работа в комплексными числами"...