Календарно-тематитический план
календарно-тематическое планирование на тему

Иванова Любовь Анатольевна

Календарно-тематическое планирование по дисциплине "Социальная психология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_socpsih_-_ekonomika_i_buhuchet.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики  Чувашской Республики

Бюджетное образовательное учреждение  среднего профессионального образования

«Вурнарский сельскохозяйственный техникум» Минобразования Чувашии

Рассмотрен на заседании цикловой комиссии ветеринарных и технологических дисциплин

Протокол № ____  от ___________________

Председатель:                    А.Н. Степашин  

УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УР ______ Львова О.В.

Составлен в соответствии с Государственными требованиями подготовки выпускников по специальности 080110  «Экономика и бухгалтерский учет»

                                                                                                                                           

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

  преподавателя: Ивановой Любови Анатольевны

по  дисциплины «Социальная психология»

специальность 080110 «Экономика и бухгалтерский учет»

курса  III 311,321  группы

п. Вурнары

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Социальная психология» в структуре дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического циклов нацелена на воспроизводство и анализ основных условий развития и образования человека, его профессионального и личностного становления в социальных общностях и посредством включения и систему межличностных связей и отношений.

Тематическая программа составлена на основании рабочей программы по учебной дисциплине «Социальная психология» и соответствует государственным требованиям к минимуму содержания дисциплины и уровню подготовки выпускников для специальностей среднего профессионального образования.  В рабочей  программе дисциплины «Социальная психология» пять разделов. В первом разделе «Теоретико-методологические основы социальной психологию представлены темы: «Объект, предмет, задачи и методы социальной психологии», «История становления и развития социальной психологии». В содержании раздела рассматриваются разные научные подходы к определению объекта и предмета социальной психологии, история становления науки, ее роль в жизни современного общества.

Во втором разделе «Социальная психология общения и взаимодействия людей» представлены темы: «Место общения в жизнедеятельности человека. Содержание, функции и виды общения», «Структура общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения», «Психология воздействия в общении», В разделе показана специфика социально-психологического подхода к общению, рассматривается многоуровневое содержание общения и его полифункциональность, анализируются элементы коммуникативного процесса и условия его эффективности, социально-психологические механизмы восприятия и понимания друг друга партнерами до общению, виды взаимодействий, технологии и способы убеждающего воздействия. В данном разделе выделены также психологические проблемы делового общения, проблемы оптимизации совместной деятельности через воздействие на процессы общения.

Третий раздел «Психология социальных сообществ» представлен темами: «Группа как социально-психологический феномен», «Психология больших социальных групп и массовых социальных движений», «Социальная психология малых групп», «Психология межгрупповых отношений». В разделе рассматриваются феноменология и закономерности больших и малых социальных групп, динамические процессы группового функционирования, социально-психологические эффекты межгруппового взаимодействия, психологические условия эффективности групповой деятельности.

В четвертом разделе «Социальная психология личности» представлены темы «Социально-психологический портрет личности» и «Социализация личности». В разделе описываются феноменология, социально-психологическая структура личности, проблемы социализации и развития

Пятый раздел «Прикладные отрасли социальной психологии» представлен темами: «Психология семьи и семейного воспитания», «Психология асоциального поведения», «Социальная психология конфликта», «Методы активного социально-психологического обучения и развития». В содержании темы «Психология семьи и семейного воспитания» рассматриваются различные аспекты психологии семьи, возрастная структура взаимоотношений в семье, типы взаимоотношений супругов, родителей и детей. В теме «Психология асоциального поведения» рассматриваются проблемы социальной детерминированности отклоняющегося поведения и его виды, социально-психологические характеристики личности подростка, юноши с асоциальным типом поведения, условия и причины делинквентного поведения, проблемы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Содержание темы «Социальная психология конфликта» включает вопросы о сущностных свойствах конфликта, его социально-психологической структуре, функциях и динамике. Рассматриваются причины конфликтов в организациях, стратегии поведения участников конфликта к пути его урегулирования. В теме «Методы активного социально-психологического обучения и развития» определяются принципы активного социально-психологического обучения и развития, раскрывается содержание и специфика его методов.

Программа рассчитана на 32 аудиторных часа и предназначена для базового уровня подготовки специалистов в учебных заведениях среднего профессионального образования.

При изучении «Социальной психологии» студенты должны освоить общие социально-психологические закономерности общения, взаимодействия людей, приобрести знания о психологических процессах, протекающих в малых и больших группах. Студенты должны приобрести умения анализировать профессиональные ситуации с позиций участвующих в нем индивидов, выявлять и оценивать специфику социально-психологических связей и отношений в социальных сообществах, проектировать социально-психологические условия совместной деятельности, квалифицировать различные эффекты межличностного взаимодействия и проводить коррекцию нежелательных явлений в отношениях между людьми, руководить совместной их деятельностью. Реализация программы обеспечит социально-психологическую компетентность будущих специалистов как неотъемлемую часть их профессионализма.

В соответствии с учебным планом подготовки специалистов  всех специальностей изучение дисциплины «Социальная психология» предусмотрено на III курсе.

В процессе обучения используются учебно-наглядные пособия: рисунки, таблицы, схемы, плакаты. При проведении занятий широко используется активные формы и методы обучения, различные виды и типы уроков. Много внимания уделяется самостоятельной работе, как во время занятий, так и во внеурочное время: работа с книгой в читальном зале, с таблицами, плакатами или с рисунками.

При изучении дисциплины «Социальная психология» предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль, устный опрос у доски или с места, письменный опрос, а по окончания изучения дисциплины предусмотрен зачет в форме дифференцированного зачета.

На праздничные дни списывается 1 час – урок № 9

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

изучения  учебной дисциплины «Социальная психология »

специальности  080110  курса __III   группы  311,321

№ п/п

Наименование разделов, тем

Всего кол-во часов

Количество часов

Теоретические занятия


ЛПЗ

Самостоятельная работа студентов

Контрольные работы

аудиторная

внеаудиторная

обяз -ная

текущая

1.

Раздел I. Теоретико-методологические основы социальной психологии

6

6

-

2

-

-

1.1

Тема 1.1. Объект, предмет, задачи и методы социальной психологии

2

2

-

1

-

-

1.2

Тема 1.2. История становления и развития социальной психологии

4

4

-

1

-

-

2

Раздел II. Социальная психология общения и взаимодействия людей

6

6

-

2

-

-

2.1

Тема 2.1. Социальная психология общения. Содержание, функции и виды общения. Закономерности процесса общения. Структура общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения

4

4

-

1

-

-

2.2

Тема 2.2. Психология воздействия в общении

2

2

-

1

-

-

3

Раздел III. Психология социальных сообществ

6

6

-

2

-

-

3.1

Тема 3.1. Группа как социально-психологический феномен

2

2

-

2

-

-

3.2

Тема 3.2. Психология больших социальных групп и массовых социальных движений

2

2

-

-

-

-

3.3

Тема 3.3. Социальная психология малых групп. Психология межгрупповых отношений

2

2

-

-

-

1

4

Раздел IV. Социальная психология личности

6

6

-

2

-

-

4.1

Тема 4.1. Социально-психологический портрет личности

4

4

-

-

-

-

4.2

Тема 4.2. Социализация личности

2

2

-

2

-

-

5

Раздел 5. Прикладные отрасли социальной психологии

8

8

-

2

-

-

5.1

Тема 5.1. Социальная психология семьи и семейного воспитания

2

2

-

1

-

-

5.2

Тема 5.2. Социальная психология асоциального поведения

2

2

-

1

-

-

5.3

Тема 5.3. Социальная психология конфликта

2

2

-

-

-

-

5.4

Тема 5.4. Методы активного социально-психологического обучения и развития

2

2

-

-

-

-

Всего по дисциплине:

32

32

-

10

-

1

№ урока

Содержание учебной дисциплины

Кол-во часов

Вид занятия

Средства

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (исследовательская, проектировочная, исполнительская)

Система способностей

1.

Тема 1.1. Объект, предмет, задачи и методы социальной психологии

2

Вводный урок

Андриенко Е.В. Социальная  психология. М.:  Академия, 2000.

Сущенко С.А. Социальная психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.

подготовить доклад на темы: «История социально-психологических учений»,  «Взаимосвязь социальной психологии с философией, социологией, психологией»,

читать Л-1 стр. 7 – 25, Л-2 стр. 3 – 6.

Студент должен знать предмет, теоретические и прикладные задачи, основные проблемы и методы социальной психологии; закономерности общественно-социальной жизни людей; содержание понятия «социально-психологическая компетентность специалиста».

Требования к умениям: студент должен выделять социально-психологическую проблематику в профессиональных ситуациях и процессах, анализировать социально-психологические явления на макро- и микроуровне, пользоваться социально-психологическими методами и методиками

2.

Тема 1.2. История становления и развития социальной психологии

2

урок

Андриенко Е.В. Социальная  психология. М.:  Академия, 2000.

Сущенко С.А. Социальная психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005

подготовить сообщение на следующие темы: «Социальное и социально-психологическое проектирование», «Социально-психологическая компетентность специалиста», «Методы социальной психологии», прочитать по учебнику Л-2 стр. 10 – 19,  составьте социально-психологический портрет специалиста в сфере Вашей будущей профессиональной деятельности. Приведите примеры использования в различных сферах жизнедеятельности. Описать собственный социально-психологический опыт.

3.

Социально-психологическая компетентность специалиста как необходимое условие его профессионализма.

2

урок

Андриенко Е.В. Социальная  психология. М.:  Академия, 2000.

Сущенко С.А. Социальная психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005

4.

Тема 2.1. Социальная психология общения.

Содержание, функции и виды общения.  Закономерности процесса общения.

Структура общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения

2

урок

Андриенко Е.В. Социальная  психология. М.:  Академия, 2000.

Сущенко С.А. Социальная психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005

Написать реферат по следующим темам: «Общественные и межличностные отношения», «Невербальное общение и его виды»,  прочитать по учебнику Л-2 стр. 117 – 210, составить кроссворд по теме 2.1.


Требования к знаниям: студент должен знать социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей, приемы и техники убеждающего воздействия на партнера в процессе общения, психологические основы деловой беседы и деловых переговоров.

Требования к умениям: студент должен владеть культурой профессионального общения, уметь выбирать оптимальный стиль общения и взаимодействия в профессиональной деятельности, применять технологии убеждающего воздействия на группу или партнера по общению.

5.

Тренинг деловой беседы, ведения переговоров, деловой дискуссии


2

урок

Сущенко С.А. Социальная психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005

6.

Тема 2.2. Психология воздействия в общении

.


2

урок

Андриенко Е.В. Социальная  психология. М.:  Академия, 2000.

Сущенко С.А. Социальная психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005

Написать реферат по следующим темам: «Средства выражения истинных чувств в процессе общения», «Социально-психологические механизмы подражания».


Требования к знаниям: студент должен знать психологические основы деловой беседы и деловых переговоров, технологию формирования имиджа делового человека.

Требования к умениям: студент должен влиять на формирование и изменение социальных установок личности, использовать методики тестирования коммуникативных качеств человека

7.

Тема 3.1. Группа как социально-психологический феномен


2

урок

Андриенко Е.В. Социальная  психология. М.:  Академия, 2000.

Сущенко С.А. Социальная психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005

Подготовить сообщение на следующие темы: «Проблема развития группы в отечественной и зарубежной социальной психологии», «Социально-психологический климат группы и пути его оптимизации».

Прочитать по учебнику Л-1 стр. 112 – 125, Л-2 стр. 219 – 230.

Требования к знаниям: студент должен знать типы социальных объединений, проблемы человеческих сообществ, психологические характеристики малой группы и положения индивида в группе, внутригрупповые и межгрупповые отношения, динамические процессы в малой социальной группе и способы управления ими; знать методы и методики исследования, коррекции и развития социально-психологических явлений и процессов в группе.

Требования к умениям: студент должен уметь анализировать социально-психологические явления в социальных сообществах, управлять малой группой и обеспечивать эффективность ее деятельности, использовать методики социометрии, референтометрии, определения социально-психологического климата группы, выявления лидерства и его типов.

8

  Методы изучения социально-психологических явлений в малой группе.


2

урок

Сущенко С.А. Социальная психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005

Повторить тему 3.1., составить тестовое задание по теме 3.2


9

Тема 3.3. Социальная психология малых групп.





Психология межгрупповых отношений



 


2












1

урок











самостоятельное изучение

Андриенко Е.В. Социальная  психология. М.:  Академия, 2000.

Сущенко С.А. Социальная психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005

Подготовить презентацию по следующим темам: «Группа как социально-психологический феномен», «Психология межгрупповых отношений».

Ответить на вопросы: 1) В чем состоит психологический смысл конформного поведения в группе? 2) Кто такой конформист? 3) Можно ли выделить постоянный набор качеств личности лидера? 4) Что составляет основу авторитетности индивида в группе? 5) Какие качества необходимы для успешного менеджера?


10

Тема 4.1. Социально-психологический портрет личности


2


урок

Андриенко Е.В. Социальная  психология. М.:  Академия, 2000.

Сущенко С.А. Социальная психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005

Написать реферат по следующим темам: «Общественные и межличностные отношения», «Невербальное общение и его виды», прочитать по учебнику Л-2 стр. 21 – 108, раскройте понятие «жизненные планы личности». Как Вы считаете, в чем проявляется в современных условиях активная жизненная позиция личности?


Требования к знаниям: студент должен знать социальную психологию личности, основные стадии, механизмы и институты социализации; содержание понятия «социальная установка личности», а также психологические условия формирования и изменения социальных установок личности.

Требования к умениям: студент должен уметь выделять и диагностировать социально-психологические качества и типы личности; видеть перспективу своего личностного развития, уметь формировать свой жизненный плач, владеть приемами самовоспитания личности; влиять на формирование и изменение социальных установок личности.

11


Личность в социальной психологии.


2


урок

Сущенко С.А. Социальная психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005

12

Тема 4.2. Социализация личности


2

урок

Андриенко Е.В. Социальная  психология. М.:  Академия, 2000.

Сущенко С.А. Социальная психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005

Написать реферат по следующей теме: «Основные теории социализации и развития личности», прочитать по учебнику Л-1 стр. 40 – 58.

 


13

Тема 5.1. Социальная психология семьи и семенного воспитания


2


урок


Андриенко Е.В. Социальная  психология. М.:  Академия, 2000.

Сущенко С.А. Социальная психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005


Подготовить доклад на тему: «Взаимоотношения в семье: родители – дети»,  «Супружеская неверность и её психологический анализ», подготовиться к тестовому заданию по теме 5.1.,  ответить на вопросы: Сколько детей должно быть в семье? Кто в семье главный? В каком возрасте можно создавать семью?


Требования к знаниям: студент должен знать социально-психологические особенности семьи как социальной институции, типы и виды семей и семейных отношений, социально-психологические проблемы создания и развития семьи, взаимоотношения родителей и детей, их типы и психологическую природу, специфику семейного воспитания.

Требования к умениям: студент должен уметь анализировать социально-психологические аспекты семейного воспитания.

14

Тема 5.2. Социализация личности

2

урок

Андриенко Е.В. Социальная  психология. М.:  Академия, 2000.

Сущенко С.А. Социальная психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005

Составьте социально-психологический портрет подростка, юноши с асоциальным типом поведения, дайте характеристику видов отклоняющегося поведения: агрессии, аномии, фрустрации,  подберите социально-психологические методики, с помощью которых можно диагностировать негативные качества личности, приводящие к отклоняющемуся поведению.

Требования к знаниям: студент должен знать социально-психологические причины асоциального поведения и его виды; социально-психологичес-кие характеристики личности с отклоняющимся поведением, механизмы деформированного развития личности, криминогенный комплекс качеств личности; основные направления профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и роль в этой работе комиссий по делам несовершеннолетних и органов внутренних дел.

Требования к умениям: студент должен уметь определять негативные качества личности, вызывающие отклоняющееся и делинквентное поведение, анализировать его причины; участвовать в работе органов студенческого самоуправления, оперативных отрядов, комиссиями по делам несовершеннолетних и органами внутренних дел по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.


15

Понятие о конфликте и его психологической структуре.



2


урок

Сущенко С.А. Социальная психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005

Составьте социально-психологический портрет «конфликтной личности»,  подготовить доклад на тему: «Теории конфликта в зарубежной и отечественной социальной психологии».

- ответить на вопросы: Что такое «образы конфликтной ситуации»?

Требования к знаниям: студент должен знать сущностные свойства конфликта, его социально-психологическую структуру, функции и динамику; причины конфликтов в организациях; социально-психологическую характеристику основных типов конфликта; стратегии поведения в конфликтной ситуации; пути урегулирования конфликтов.

Требования к умениям: студент должен уметь анализировать структуру конфликта, выявлять его причины, выбирать оптимальную стратегию поведения в конфликтной ситуации, диагностировать «конфликтную личность», оказывать позитивное воздействие на разрешение конфликта.


16

Тема 5.4. Методы активного социально-психологического

обучения и развития


2


урок

Андриенко Е.В. Социальная  психология. М.:  Академия, 2000.

Сущенко С.А. Социальная психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005

подготовить доклад на тему: «Игровые методы изучения. Социально-психологический тренинг»,  подготовьте краткий сценарий использования одного из активных групповых методов социально-психологического обучения и развития в вашей будущей профессиональной деятельности


Требования к знаниям: студент должен знать принципы активного социально-психологического обучения и развития; содержание и специфику его методов; основные характеристики и технологию проведения различных видов социально-психологического тренинга, методики создания социо-культурной среды, способствующей психосоциальному развитию человека.

Требования к умениям: студент должен уметь использовать методы активного социально-психологического обучения и развития в своей будущей профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программы, планы внеаудиторной работы и планы работы куратора по профессиональному становлению студентов специальности Дошкольное образование

Цель:  Создание и функционирование системы внеаудиторной работой направленной на  формирование и развитие общих и профессиональных компетенций обучающихся, освоение основной профессиональной...

Практическая работа №3. Создание плана этажа, плана помещения

Задание 1.Создайте план помещения.Выберите в шаблонах категорию Карты и планы этажей→ План рабочих мест.Создайте базовую структуру внешних стен;Создайте структуру внутренних стен...

План учебного занятия. Бизнес-план

план учебного занятия...

План открытого урока для специальности 38.02.01 МДК 01.1 Тема "Принципы и цели разработки рабочего плана счетов "

По результатам проведенного исследования, а также изучения научно-методической литературы разработана методика изложения теоретического материала в качестве педагога профессионального обучения. Предме...

ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «Проблемы исполнительского плана в камерно-вокальном сочинении П.И.Чайковского «Ночи безумные» на этапе работы с солистом».

План-конспект открытого урока по междисциплинарному курсу "Концертмейстерский класс" ПМ. 01. Исполнительская деятельность по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (Фортепиа...