Основы экономики, менеджмента и маркетинга
рабочая программа по теме

Рабочая программа по учебной дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга" для специальности 111701 "Кинология".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Ростовской области

«Константиновский сельскохозяйственный техникум»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

Основы экономики, менеджмента и маркетинга

111701 «Кинология»

 (базовой подготовки)


2013 г.

Рассмотрено на заседании ПЦК

экономических дисциплин

Протокол №___

от «___»______________   2013 г.


Председатель___________________

               Безценная С.Г.

УТВЕРЖДАЮ


   Зам. директора по учебной работе


_______________ О.М.Ковалева


«_____»____________________г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе  Федерального  государственного  образовательного  стандарта  (далее ФГОС)  по  специальности  среднего профессионального  образования (далее СПО)      111701 «Кинология»,  утвержденного  приказом  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от  08.10.2009 г. №383 и  является авторской программой.

Разработчик:  Фурманенко О.Н. – преподаватель экономических  дисциплин ГБОУ СПО РО КСХТ

Рецензент: Воловик А.А. – преподаватель экономических дисциплин ГБОУ СПО РО КСХТ

Рецензент: Пашкова Т.В. - директор Константиновского филиала Ростовского

                                               института защиты предпринимательства

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

13

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

15


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ     Основы экономики, менеджмента и маркетинга

  1. Область применения  примерной программы

        Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 111701 Кинология (базовой подготовки).

        Рабочая  программа учебной дисциплины может быть использована  в дополнительном образовании, в программах повышения квалификации и профессиональной подготовке по профессиональной подготовке работников в области кинологии.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл и является общепрофессиональной.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цели преподавания дисциплины: получение обучающимися специальных знаний и представлений, необходимых для работы в профессиональной деятельности.

В   результате   освоения   дисциплины   обучающийся   должен уметь:

  • рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
  • применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
  • анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.

В  результате   освоения   дисциплины   обучающийся   должен знать:

  • основные положения экономической теории;
  • принципы рыночной экономики;
  • современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства и кинологии;
  • роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
  • механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
  • формы оплаты труда;
  • стили управления, виды коммуникации;
  • принципы делового общения в коллективе;
  • управленческий цикл;
  • особенности менеджмента в области кинологии;
  • сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;
  • формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 222 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 148 часов;

самостоятельной работы обучающегося  74 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

222

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

148

в том числе:

     практические занятия

46

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

74

в том числе:

-  индивидуальные задания

-  внеаудиторная самостоятельная работа


48

26

Итоговая аттестация в форме экзамена


  2.2.  Тематический план и содержание учебной  дисциплины «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Основы экономики

11

Тема 1.1.

Сущность экономической теории и история ее развития

Содержание учебного материала

4

1

Понятие, предмет, функции экономической теории.


4

1

2

Этапы, основные положения развития науки.

1

3

Основные положения экономической теории.

1

Тема 1.2.

Принципы рыночной экономики

Содержание учебного материала

4

1

Рыночная экономика и её преимущества. Механизм рыночного саморегулирования и его основные элементы


4

1

2

Принципы рыночной экономики.

1

  3

Цикличность развития рыночной экономики.

1

4

Механизм рыночного саморегулирования и его основные элементы

Самостоятельная работа:  выполнение домашних заданий по разделу 1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Понятие и типы экономических систем.
  2. Макроэкономическое равновесие.


3

Раздел 2.

Экономика организации (предприятия)



118

Тема 2.1.

Организация – юридическое лицо

Содержание учебного материала

8


1

Понятие юридического лица. Цели деятельности  юридического лица. Понятие коммерческих и некоммерческих организаций. Порядок государственной регистрации юридических лиц и прекращения деятельности. Учредительные документы и их содержание.



4

2

2

Принципы деятельности коммерческих и некоммерческих организаций. Понятие уставного капитала. Взаимосвязь юридических лиц с бюджетной системой, населением и другими юридическими лицами.

2

Самостоятельная работа обучающихся: составление тестов по теме.

4


Тема 2.2.

Организационно – правовые формы организаций (ОПФ)

Содержание учебного материала

10

1

Сущность и отличительные особенности организационно-правовых форм коммерческих организаций: хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и унитарных предприятий.


4

2

2

Сущность и отличительные особенности организационно-правовых форм некоммерческих организаций: фондов, союзов, ассоциаций, учреждений, общественных и религиозных организаций, потребительских кооперативов и других.

2

Практические занятия: задания на определение организационно-правовых форм организаций.


2

Самостоятельная работа обучающихся: работа с законодательными документами по проведению сравнительного анализа ОПФ коммерческих организаций с ОПФ некоммерческих. Составление конспекта.


4

Тема 2.3

Предприятие, как основное звено экономики

Содержание учебного материала

8

1

Понятие предприятия. Его значение для общества. Формы и виды предпринимательства. Отличительные черты предпринимательства. Классификация предприятий в зависимости от цели деятельности,  по сфере деятельности,  по типу производства,  по характеру воздействия на предметы труда, от размеров, по количеству видов производимой продукции. Интеграция предприятий.


4

2

2

Понятие производственной структуры предприятия, производственного и технологического процессов. Основное и вспомогательное производство. Типы производства Производственный цикл и его структура. Длительность производственного цикла. Формы организации промышленного производства: специализация, кооперирование, концентрация, комбинирование.

2

Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником по изучению основных форм интеграции предприятий: синдикат, трест, концерн, холдинг, финансово-промышленная группа.   Составление конспекта.  



4

Тема 2.4

Земельные ресурсы предприятия

Содержание учебного материала

14

1

Значение и особенности использования земли в сельском хозяйстве. Состав, структура и состояние земельных ресурсов.


6

2

2

Экономическая эффективность использования земли в сельском хозяйстве и пути ее повышения.

2

Практические занятия:

- расчет структуры земельного фонда сельскохозяйственного предприятия

- расчет экономической эффективности использования сельскохозяйственных угодий


4

Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебной литературой, составление конспекта

4

Тема 2.5

Основной капитал предприятия

Содержание учебного материала

16

1

Понятие основных фондов и основных средств. Состав основных фондов предприятия. Классификация. Стоимостная оценка основных фондов.  Понятие и виды  износа. Понятие амортизации, способы ее начисления. Направления использования амортизационных отчислений. Значение основных фондов для предприятий.


8

2

2

Показатели эффективного использования основного капитала: фондоотдача, фондоемкость, коэффициент загрузки оборудования, коэффициент сменности, показатели движения и состояния основных фондов (коэффициенты износа, обновления, выбытия, годности, прироста). Производственная мощность предприятия. Порядок ее определения и показатели использования. Финансовая отчетность – как информационная база для анализа.

Практические занятия: определить по отчетности предприятия состав, структуру основных средств, проанализировать динамику. Сделать выводы. Оформить в табличном виде; задание на расчет показателей интенсивности и эффективности использования основных фондов предприятия.


4

Самостоятельная работа обучающихся: задание на расчет  показателей, характеризующих техническое состояние основных фондов предприятия.


4

Тема 2.6

Оборотный капитал предприятия

Содержание учебного материала

14

1

Понятие оборотных фондов и оборотных средств предприятия. Состав и структура оборотных средств. Кругооборот оборотных средств, стадии.


8

2

2

Показатели эффективного использования оборотных средств (оборотных фондов): коэффициенты оборачиваемости, продолжительность одного оборота в днях, коэффициент отдачи,    материалоотдача, материалоемкость. Нормирование оборотных средств – как метод управления оборотным капиталом. Способы экономии  материальных ресурсов.

2

Практические занятия: задание на определение эффективности использования оборотных средств при рыночных отношениях. Выводы. Оформить в табличном виде.


2

Самостоятельная работа обучающихся: задания на определение  потребности в оборотном капитале.


4

Тема 2.7

Нематериальные активы предприятия, роль в производстве

Содержание учебного материала

6

1

Понятие нематериальных активов (НМА). Состав. Стоимостная оценка. Амортизация. Способы начисления. Роль НМА в деятельности предприятий.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: работа с ГК РФ, часть 4, раздел 7 «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», подготовка доклада.


4

Тема 2.8

Трудовые ресурсы предприятия

Содержание учебного материала

16

1

Понятие кадров. Классификация персонала предприятия.

Показатели эффективного использования трудовых ресурсов: показатели качественного состояния персонала (коэффициенты текучести кадров, оборотов по приему и выбытию, постоянства кадров, замещения) и показатели  производительности труда (выработка, трудоемкость), и рентабельность персонала.


8

2

2

Нормирование труда – основа правильной организации труда и заработной платы. Виды норм и методы нормирования. Трудовой кодекс РФ – основа организации оплаты труда на предприятии. Системы оплаты труда: тарифная и бестарифная. Формы оплаты труда в рамках каждой системы. Фонд оплаты труда, состав, порядок определения.

2

Практические занятия: задание определение уровня производительности труда; задание на расчет фонда оплаты труда.

4

Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником по изучению бестарифной системы оплаты труда. Составление конспекта.

4

Тема 2.9

Финансовые ресурсы предприятия

Содержание учебного материала

8

1

Понятие финансовых ресурсов предприятия, состав, структура. Источники  формирования, направления использования.


4

2

2

Показатели эффективности использования финансовых ресурсов. Финансовая отчетность – как информационная база для анализа эффективности использования финансовых ресурсов предприятия.

2

Самостоятельная работа обучающихся:  - рассчитать рентабельность собственного и заемного капитала. Материал оформить в табличном виде. Сделать выводы.

4

Тема 2.10

Основные технико-экономические показатели (ТЭП) деятельности предприятия

Содержание учебного материала

18

1

Показатели производственной программы: натуральные, трудовые, стоимостные.    Издержки: постоянные, переменные, их взаимосвязь с объемом выпуска продукции. Номенклатура, ассортимент продукции. Показатели качества продукции. Сертификация продукции. Понятие финансового результата. Валовая, чистая прибыль.

Показатели рентабельности деятельности. Методика расчета показателей.


8

2

2

Понятие цены, ее элементы. Виды цен. Основные методы формирования цен: затратный (составление калькуляций); с ориентацией на конкуренцию (способы определения: следования за рыночными ценами, следования за ценами фирм-лидеров, состязательный метод (аукционный, тендерный), способ определения престижных цен); эконометрические методы установления цен (способы расчета: удельных показателей, агрегатный, балловый, регрессионного анализа).

2

Практические занятия:

- задачи на определение валовой, товарной и реализованной  продукции предприятия и степени выполнения плана;

- задачи на определение  рентабельности;

- задачи на определение структуры себестоимости важнейших видов продукции растениеводства;

- задачи на определение цены продукции предприятия основными методами.


6

Самостоятельная работа обучающихся: задача на определение цены

4

Раздел 3.

Основы менеджмента 

75

Тема 3.1

Сущность современного менеджмента.

Содержание учебного материала

9

1

Современные подходы в менеджменте.


4

2

2

Учет особенностей российского менеджмента при использовании зарубежного опыта.

2

3

Американский и японский менеджмент: преимущества и недостатки.

2

Практическое занятие:

Проведение сравнительного анализа моделей менеджмента.

2

Самостоятельная работа  обучающихся:  

Работа с учебной литературой, составление конспекта.

3

Тема 3.2

Типы структур организаций.

Содержание учебного материала

10

1

Понятие «организация».


4

2

2

Законы организации.

2

3

Организационные структуры по принципу бюрократии: функциональные, дивизионные, линейные, линейно-функциональная, линейно-масштабная и др.

2

Практическое занятие:

Составление структур управления предприятием.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщений на заданную тему:

1. Преимущества и недостатки каждого типа структур


4

Тема 3.3

Внутренняя и внешняя среда организации.

Содержание учебного материала

9

1

Инфраструктура менеджмента.


4

2

2

Внутренняя и внешняя среда.

2

Практическое занятие:

1. Организация: ее внутренние и внешние переменные.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с учебной литературой, составление конспекта.

3

Тема 3.4

Функции менеджмента в рыночной экономике.

Содержание учебного материала

12

1

Организация и планирование.

4

2

2

Контроль и мотивация.

2

Практическое занятие:

1. Составление миссии организации.

2. Составление и анализ способов мотивации.


4

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщений на заданную тему:

1. Тактическое и стратегическое планирование.

2. Индивидуальная и групповая мотивация.

3. Необходимость управленческого контроля.


4

Тема 3.5

Методы и стили руководства.

Содержание учебного материала

10

1

Система методов управления

4

2

2

Стили управления

2

Практическое занятие:

1. Проведение деловой игры «Я – руководитель».

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщений на заданную тему:

1. Система методов: моделирование, экспериментирование, экономико-математические, социологические измерения.

2. Виды власти: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; законная власть (влияние через традиции); власть примера (влияние с помощью харизмы); экспертная власть.


4

Тема 3.6

Процесс принятия и реализации управленческих решений.

Содержание учебного материала

9

1

Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений.

4

2

2

Этапы рационального решения проблем.

2

Практическое занятие:

1. Принятие управленческих решений.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с учебной литературой, составление конспекта.

3

Тема 3.7

Коммуникации и деловое общение.

Содержание учебного материала

16

1

Коммуникативность и общение в сфере управления.

4

2

2

Деловое общение.

2

Практическое занятие:

1. Использование приемов аттракции.

2. Деловые переговоры.

3. Деловая беседа по телефону.

4. Составление планов проведения совещаний.


8

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с учебной литературой, составление конспекта.

Подготовка сообщений на заданную тему:

1. Преграды в коммуникациях.


4

Раздел 4

Основы маркетинга 

18

Тема 4.1

Сущность маркетинга

Содержание учебного материала

4

1

Маркетинг как экономическая категория. Сущность и цели маркетинга.


4

2

2

История развития маркетинга и концепции рыночной экономики.

2

3

Основные принципы и функции маркетинга и его связь с менеджментом.

2

Тема 4.2

Основные стратегии маркетинга

Содержание учебного материала

8

1

Понятие и роль сегментов рынка. Понятие целевого маркетинга. Основные критерии и принципы сегментирования.


6

2

2

Способы и стратегии охвата рынка. Пути позиционирования товара на рынке.

2

3

Понятие товара в маркетинге. Классификация товаров. Понятие нового товара в маркетинговой системе.

2

4

Типы рынков в зависимости от ценообразования. Цели ценообразования. Зависимость цены от спроса. Методы ценообразования. Факторы, влияющие на установление цены продукта. Основные виды ценовой стратегии. Управление ценами: скидки и демпинг.

2

Практическое занятие:

Анализ ситуации на рынке товаров и услуг. Определение жизненного цикла товара и задач маркетинга.


2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Служба маркетинга, ее структура и типы. Управление и комплекс маркетинга. Стратегия разработки нового товара. Жизненный цикл продукции. Сущность ассортиментной политики, формирование товарного ассортимента и товарной номенклатуры. Состояние спроса и задачи. Решение о товарной марке и маркировке. Решение об упаковке товара. Ассортиментная политика. Ценовые стратегии в маркетинге. 


6

Всего:

222

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1  – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2  – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3  – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин

Оборудование учебного кабинета:

-посадочные места по количеству обучающихся;

-рабочее место преподавателя;

-комплект учебно-наглядных пособий по экономической теории;

-комплект учебно-наглядных пособий по менеджменту;

-комплект учебно-наглядных пособий по маркетингу.

Технические средства обучения:

− интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Акимов В.В. Экономика отрасли:- М.: Инфро - М, 2008. - 304 с.
  2. Бакушева Н. И. Экономика организации. - М.: Академия, 2008. -
  3. 224 с.
  4. Ефименко Е.Б. Экономика отрасли - М.: Вузовский учебник, 2009- 359 с.
  5. Муравьева Т.В. Экономика фирмы: учебное пособие для студентов СПО, 2007. – 400 с.
  6. Скляренко В.К. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах). – М.: Инфро – М, 2008. – 256 с.

Дополнительные источники:

  1. Семенов А.К. Основы менеджмента. - М.:Дашков и К,2009-476с
  2. Мурахтанова Н.М Маркетинг. Сборник практических задач и ситуаций. - М.:АКАДЕМИЯ, 2007.-96с.
  3. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. –3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. –718с.
  4. Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: Краткий курс. Учебное пособие для студентов вузов и средних специальных заведений. М., 2009.
  5. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. Теоретический и научно-практический журнал. Учрежден МСХ РФ.
  6. Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве:научно-практический журнал. Учрежден МСХ РФ
  7. Новое сельское хозяйство: Журнал агроменеджера. Учрежден МСХ РФ.

Интернет-ресурсы:

  1. Интернет – ресурс«Экономика организации». Форма доступа: www.ofguu.ru/_files/Экономика организаци.pdf
  2. Интернет - ресурс «Наука и техника, экономика и бизнес» Форма доступа: www.nauki-online.ru/ekonomika
  3. Интернет – ресурс http://www.economy.gov.ru/
  4. Интернет – ресурс http://econolinks.boom.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНИЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе освоения материала: опросы в устной и письменной форме, промежуточное тестирование, самостоятельная работа студентов.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;

Практикум, устный и письменный опрос, тестирование.

применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.

Знания:

основные положения экономической теории;

Устный и письменный опрос, тестирование, самостоятельная внеаудиторная работа студентов.

принципы рыночной экономики;

современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства и кинологии;

роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

механизмы ценообразования на продукцию (услуги);

формы оплаты труда;

стили управления, виды коммуникации;

принципы делового общения в коллективе;

управленческий цикл;

особенности менеджмента в области кинологии;

сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;

формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

Разработчик: ГБОУ СПО РО «Константиновский сельскохозяйственный  техникум»

ГБОУ СПО РО КСХТ                   преподаватель                                      О.Н. Фурманенко

              (место работы)                                           (занимаемая должность)                                                       (инициалы, фамилия)

Эксперты:

ГБОУ СПО РО КСХТ                  председатель  ПЦК                                    С.Г. Безценная

         (место работы)                                                              (занимаемая должность)                                                          (инициалы, фамилия)

ГБОУ СПО РО КСХТ   заведующий методическим кабинетом                   Г.И. Пименова                                  

         (место работы)                                                              (занимаемая должность)                                                          (инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по проведению итогового тестирования по дисциплине ОП.07. «Основы экономики, менеджмента и маркетинга »для специальности 260807«Технология продукции общественного питания» -раздел "Основы экономики".

Данный  тестовый  материал   предназначен для  контроля  уровня  знаний по  разделу «Основы экономики» общепрофессиональной дисциплины ОП.07.«Основы экономики, ...

Методическая разработка по проведению итогового тестирования по дисциплине ОП.07. «Основы экономики, менеджмента и маркетинга »для специальности 260807«Технология продукции общественного питания» по разделу «Основы маркетинга».

Данный  тестовый  материал   предназначен для  контроля  уровня  знаний по  разделу «Основы  маркетинга» общепрофессиональной дисциплины ОП.07.«Основы экон...

Методическая разработка по проведению итогового тестирования по дисциплине ОП.07. «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» для специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» по разделу «Основы менеджмента».

Данный  тестовый  материал   предназначен для  контроля  уровня  знаний по  разделу «Основы  менеджмента» общепрофессиональной дисциплины ОП.07.«Основы эко...

Комплект контрольных работ по разделу Менеджмент по дисциплине Основы экономики, менеджмента и маркетинга

Комплект контрольных работ по разделу Менеджмент по дисциплине Основы экономики, менеджмента и маркетинга...

Лекции по разделу "Основы менеджмента" по ОП.14 "Основы экономики, менеджмента и маркетинга специальности 15.02.3 Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования

Лекции по разделу "Менеджмент" предназначены для изучения дисциплины  ОП.14 "Основы экономики, менеджмента и маркетинга специальности 15.02.3 Техническое обслуживание и ремонт сист...

ЭКЗАМЕНАЦИОНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Дисциплины ОП.08 «Основы экономики, менеджмента и маркетинга», ОП.13 «Экономика организации»

ЭКЗАМЕНАЦИОНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Дисциплины ОП.08 «Основы экономики, менеджмента и маркетинга», ОП.13 «Экономика организации»...

Технологическая карта урока по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга" с применением технологии обучение в сотрудничестве и кейс-технологии. Тема "Фирма в экономике".

Технологическая карта урока по дисциплине  "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"  с применением технологии обучение в сотрудничестве и кейс-технологии....