Рабочая программа по дисциплине "Анатомия и физиология животных"
рабочая программа по теме

Пятилетова Татьяна Васильевна

Рабочая программа дисциплины «Анатомия и физиология животных» включает в себя перечень требования к результатам освоения дисциплины, которые студент должен получить в результате освоения учебного материала. Программа включает рекомендуемое количество часов максимальной и самостоятельной нагрузки обучающегося, обязательной аудиторной учебной нагрузки, которая состоит из теоретических и лабораторных и практических занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 «КОНСТАНТИНОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ
АНАТОМИЯ  И  ФИЗИОЛОГИЯ  ЖИВОТНЫХ

2013

Одобрено на заседании предметной                               Утверждаю

(цикловой) комиссии зооветеринарных             Зам.директора по учебной

дисциплин                                                           работе

протокол №___от «___»_______2013г.            ____________/О.М.Ковалева/

Председатель комиссии_____________           «_____»_____________2013год                

                              /В.И.Могилатский/

     

        Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования ( далее – СПО) специальности 111801 «Ветеринария», утверждённого приказом Министерства образования и науки России, приказ № 326 от 04.09. 2009 г., примерной программы рекомендованной Экспертным советом  Федерального государственного учреждения «Инновационный образовательный центр  «Новый город»».

Заключение Экспертного совета  № 12 от 01 сентября 2011 года.                  

Разработчик:

Пятилетова Татьяна Васильевна – преподаватель ГБОУ СПО РО «КСХТ»

Рецензент:

Функ Татьяна Оттовна – преподаватель ГБОУ СПО РО «КСХТ»

Содержание

  1. Паспорт программы учебной дисциплины…………………………3
  2. Структура и  содержание учебной дисциплины………………...….5
  3. Условия реализации учебной дисциплины…………………………19
  4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины….20

  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

«Анатомия и физиология животных»

  1. Область применения программы

         Рабочая программа дисциплины является частью примерной основной профессиональной программы в соответствии с ФГОС по специальности  СПО  111801 «Ветеринария» (базовая подготовка).

         Рабочая программа учебной дисциплины может использоваться в профессиональной подготовке  ветеринарного фельдшера, в подготовке по рабочей профессии «Оператор искусственного осеменения животных и птицы».  Лицензия регистрация   № 1213 от 15.03.2011года  № лицензии 61 № 000235.

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный  цикл.

  1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

         В результате освоения дисциплины обучающийся

         должен уметь:

  • определять топографическое расположение и строение органов                                      и частей тела животных;
  • определять анатомические и возрастные особенности животных;
  • определять и фиксировать физиологические характеристики животных

         В результате освоения дисциплины обучающийся

         должен знать:

  • основные положения и терминологию: цитология, гистология, эмбриология, морфология, анатомия и физиология животных;
  • строение органов и систем органов животных:

опорно-двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему (ЦНС) с анализаторами;

  • их видовые особенности;
  • характеристики процессов жизнедеятельности;
  • физиологические функции органов и систем органов животных;
  • физиологические константы сельскохозяйственных животных;
  • особенности процессов жизнедеятельности различных видов сельскохозяйственных животных;
  • понятия метаболизма, гомеостаза, физиологической адаптации животных;
  • регулирующие функции нервной и эндокринной систем;
  • функции иммунной системы;
  • характеристики процессов размножения различных видов сельскохозяйственных животных;
  • характеристики высшей нервной деятельности (поведения) различных видов животных.

  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 330 часов, в том числе;

  • Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 220часов;
  • Самостоятельной работы обучающегося – 110 часов

  1. Структура и  содержание учебной дисциплины
  1. Объем учебной дисциплины в виде учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

330

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

220

в том числе:

     лабораторные занятия

70

     практические занятия

         54

     контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

110

в том числе:

-рефераты

26

-доклады

12

-презентации

14

-изготовление препаратов

4

-манипуляции с животными

12

-работа с рабочими тетрадями  и литературой

36

-словарь анатомических терминов

6

Итоговая аттестация в форме                                                                экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

 «Анатомия и физиология  животных»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

 самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1 

2

3

4

ОП 01. Анатомия и физиология животных.

330

Раздел 1. Цитология, гистология и эмбриология

26

Тема 1.1. 

Общая

 цитология

Содержание учебного материала

2

1.

Клеточное строение животного организма, его целостность. Строение живой клетки. Жизненные свойства клетки. Химический состав клетки.  Строение хромосом и их значение в передаче наследственности.

2

2

Лабораторные работы

4

1.

Устройство микроскопа. Правила работы с ним.

2

  2.

Изучение строения клетки. Зарисовка животной клетки и митоза.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

2

Подготовить доклад - Общие сведения о внутриклеточном синтезе белка и роль ДНК, РНК и АТФ.

Тема 1.2. Гистология с основами эмбриологии

Содержание учебного материала

4

           

1.

Основы эмбриологии.  Строение половых клеток, оплодотворение и развитие зародыша: характеристика основных стадий эмбриогенеза.

2

2

  2.

Понятие о тканях, их классификация. Эпителиальные ткани, их морфофункциональная характеристика. Опорно-трофические ткани, морфофункциональная характеристика. Мышечная и нервная ткани.

2

2

Лабораторные работы :

12

1.

Строение гамет: оплодотворение в яйцах лошадиной аскариды, дробление, бластула, гаструла лягушки.

2

2.

Гистологическое строение эпителиальных тканей. Изучение под микроскопом и зарисовка гистологических препаратов.

2

3.

Гистологическое строение эпителиальных тканей. Изучение под микроскопом и зарисовка гистологических препаратов.

2

4.

Гистологическое строение тканей опорно-трофических. Изучение под микроскопом и зарисовка гистологических препаратов.

2

5.

Гистологическое строение  мышечных тканей. Изучение под микроскопом и зарисовка гистологических препаратов.

2

6.

Гистологическое строение нервных тканей. Изучение под микроскопом и зарисовка гистологических препаратов.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

2

Ответить на контрольные вопросы  изученных тем.

Раздел 2. Анатомия домашних животных

144

Тема 2.1.

Органы, аппараты и системы органов животного организма

Содержание учебного материала

2

1.

Понятие об органах, аппаратах и системах органов, организме как едином целом в свете  учения И.П. Павлова, А.Н Северцева. Единство организма и среды. Общие закономерности развития и строения органов. Термины, топографические обозначения, применяемые в анатомии.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

2

Зарисовать схему строения трубчатого (слоистого) и паренхиматозного (компактного) органа  в рабочей тетради.

Тема 2.2.

Строение скелета

Содержание учебного материала:

4

         

1.

Общие закономерности строения скелета и его значение. Строение кости как органа, ее химический состав и физические свойства, связь с системой крово-и лимфообращения, нервной системой. Деление скелета на отделы. Строение типичного позвонка и полного костного сегмента. Позвоночный столб и грудная клетка. Характеристика отделов туловища животных разных видов. Скелет головы, его развитие и деление на отделы. Строение и характеристика мозгового и лицевого отделов черепа. Синусы черепа.

2

2

2.

Скелет конечностей. Развитие скелетов поясов и свободных конечностей. Строение скелета поясов и свободных конечностей у животных в зависимости от биологических особенностей и возраста.

2

2

Лабораторная  работа:

2

  1.

Гистологическое строение кости. Изучение под микроскопом и зарисовка компактного и губчатого вещества кости:

2

Практические занятия:

8

1

Строение костей осевого скелета. Определение строения костей осевого скелета разных видов животных по препаратам, скелетам животных и по таблицам.

2

2.

Скелет головы- череп. Определение строения костей   головы  разных видов животных по препаратам, скелетам животных и по таблицам.

2

3.

Скелет грудной конечности. Определение строения костей  грудной конечности  разных видов животных по препаратам, скелетам животных и по таблицам..

2

4.

Скелет тазовой конечности. Определение строения костей  тазовой конечности  разных видов животных по препаратам, скелетам животных и по таблицам.

2

Самостоятельная работа:

2

Доклад   - Возрастные особенности скелета. Влияние условий кормления на    состояние костной системы.

Тема 2.3.

Соединение костей скелета.

Содержание учебного материала:

2

1.

Типы соединения костей. Строение суставов и их типы, синовиальная среда суставов. Виды движения в суставах. Соединение костей осевого скелета: позвоночного столба, грудной клетки, костей черепа. Соединение костей периферического скелета. Суставы конечностей их характеристика.

2

2

Практическое занятие:

4

1.

Суставы и связки скелета. Определение типа соединения костей осевого скелета, строения и топографии суставов и связок на анатомических препаратах, животных, по таблицам.

2

2.

Суставы и связки скелета. Определение типа соединения костей конечностей, строения и топографии суставов и связок на анатомических препаратах, животных, по таблицам.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

2

В рабочей тетради - выполнить рисунки:

 1. «Виды швов черепа»

2. «Схема строения простого и сложного сустава»

Тема 2.4.

Мышечная система.

Содержание учебного материала:

4

1.

Общая характеристика мышечной системы. Строение мышцы как органа, вспомогательные органы мышц.  Мышцы  головы., туловища: позвоночного столба, грудной  и брюшной стенок. Паховый канал.

2

1

2.

Мышцы плечевого пояса. Мышцы конечностей. Принцип действия мышц на костные рычаги конечностей. Мышцы, действующие на плечевой, локтевой, запястный суставы и суставы пальцев. Мышцы тазобедренного, коленного, заплюсневого пальцевых суставов.

2

1

Лабораторные работы:

4

1.

Строение мышцы как органа. Зарисовать строение мышцы.

2

2.

Гистологическое строение мышцы. Изучение под микроскопом и зарисовка  гистологических препаратов скелетных мышц.

2

Практические занятия:

8

1.

Мышцы черепа. Изучение топографии мышц на сухих и влажных препаратах. Зарисовка схем расположения групп мышц.

2

2.

Мышцы осевого скелета. Изучение  топографии мышц туловища  на сухих и влажных препаратах. Зарисовка схем расположения функциональных групп мышц.

2

  3.

Мышцы грудной конечности. Изучение  топографии мышц  на сухих и влажных препаратах. Зарисовка схем расположения функциональных групп мышц.

2

 4.

Мышцы тазовой конечности. Изучение  топографии мышц   на сухих и влажных препаратах. Зарисовка схем расположения функциональных групп мышц.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

4

Изготовление анатомических препаратов мышц.

Тема 2.5.

 Система органов кожного покрова.

Содержание учебного материала:

2

1.

Строение, значение и развитие кожного покрова и его производных:  потовых, сальных и молочных желез. Строение вымени.  Особенности строения вымени лошади, свиньи, овцы, козы. Строение, значение и развитие  волос, типы волос, копыта, рогов, копытец.

2

2

Лабораторная  работа:

2

1.

Гистологическое строение кожи и ее производных. Изучение и зарисовка под микроскопом   гистологических препаратов кожи и ее производных.

2

Практическое занятие:

4

         

1.

Анатомическое строение кожи и производных.

Определение строения кожи и ее производных на анатомических препаратах, муляжах и животных. Видовые особенности строения.

2

2.

Анатомическое строение кожи и производных.

Определение строения кожи и ее производных на анатомических препаратах, муляжах и животных. Видовые особенности строения.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

2

В рабочую тетрадь выпишите - признаки, учитываемые при отборе коров, пригодных для машинного доения.

Тема 2.6.

Органы пищеварения.

Содержание учебного материала:

6

1.

Строение, развитие и значение органов пищеварения. Деление  органов пищеварения на отделы. Строение и функции органов ротовой полости. Особенности ротовой полости животных разных видов. Пищевод и желудок. Типы желудков, строение и топография однокамерного желудка, свиньи, лошади, собаки.

2

2

2.

Брюшная полость, брюшина, ее производные, их значение. Многокамерный желудок жвачных. Тонкий отдел кишечника. Строение и положение двенадцатиперстной, тощей и подвздошной кишок. Особенности строения у других видов животных.

2

3

3.

Застеночные пищеварительные железы. Строение, топография печени и поджелудочной железы, их функции, видовые особенности. Связь с нервной системой и органами крово- и лимфообращения. Толстый отдел кишечника. Строение и расположение слепой, ободочной и прямой кишок. Видовые особенности строения органов пищеварения, связь с нервной системой и  органами  крово - и лимфообращения.

2

2

Лабораторная  работа:

4

1.

Гистологическое строение органов пищеварения. Изучение под микроскопом и зарисовка  гистологических препаратов.

2

2.

Гистологическое строение органов пищеварения. Изучение под микроскопом и зарисовка  гистологических препаратов.

2

Практическое занятие:

4

1.

Анатомическое строение органов пищеварения.

Определение строения и топографии органов пищеварения различных видов животных на трупном материале, препаратах, живых объектах и по таблицам.

2

2.

Анатомическое строение органов пищеварения.

Определение строения и топографии органов пищеварения различных видов животных на трупном материале, препаратах, живых объектах и по таблицам.

2

Контрольная работа по теме «Органы пищеварения»

Самостоятельная работа обучающихся:

2

В рабочей тетради - Зарисовать анатомическое строение  органов пищеварения.

Тема 2.7.

Органы дыхания.

Содержание учебного материала:

2

1.

Строение, развитие и значение органов дыхания. Деление органов дыхания на отделы. Строение носовой полости, околоносовых пазух, гортани, трахеи, их топография. Видовые особенности. Строение легких и грудной полости, плевра, ее взаимосвязь с легкими. Плевральная полость, средостение. Топография легкого, видовые особенности.

2

2

Лабораторная работа:

2

1

Гистологическое строение органов  дыхания. Изучение под микроскопом и зарисовка  гистологических препаратов.

Практическое  занятие:

2

1.

Анатомическое строение органов дыхания. Определение строения и топографии органов дыхания на боенском материале, живых объектах, препаратах, моделях и по таблицам.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

2

Приготовить презентацию по теме «Анатомическое строение органов дыхания».

Тема 2.8.

Система органов

 крово- и лимфообращения.

Содержание учебного материала:

4

1.

Характеристика и значение систем органов  крово - и лимфоообращения. Связь органов  с другими системами органов. Органы кроветворения и иммунной системы, их строение, топография. Возрастные особенности органов кроветворения. Сердце, его строение, положение, иннервация и кровоснабжение. Особенности сердца животных других видов. Большой и малый круги кровообращения.

2

2

2.

Строение стенки кровеносных сосудов. Общие закономерности развития, хода и ветвления сосудов. Анастомозы и коллатерали. Основные артерии и вены туловища, головы, грудной и тазовой конечностей. Основные венозные магистрали. Лимфатическая система и ее строение. Строение лимфоузла. Главные лимфатические узлы головы, шеи, конечностей, вымени, грудной, брюшной и тазовой полостей, их топография.  Особенности кровообращения плода.

2

2

Лабораторные работы:

6

1.

Гистологическое строение органов кровообращения и кроветворения. Изучение под микроскопом и зарисовка  гистологических препаратов: стенки сердца, кровеносных сосудов.

2

2.

Гистологическое строение органов лимфообращения. Изучение под микроскопом и зарисовка  гистологических препаратов.

2

3.

Гистологическое строение органов лимфообращения. Изучение под микроскопом и зарисовка  гистологических препаратов.

2

Практическое занятие:

4

1.

Анатомическое строение органов кровообращения  и лимфообращения. Определение строения и топографии органов крово- и лимфообращения на трупном материале и на животных.

2

           

2.

Анатомическое строение органов кровообращения  и лимфообращения. Определение строения и топографии органов крово- и лимфообращения на трупном материале и на животных.

2

 

Самостоятельная работа обучающихся:

2

Зарисовка проводящей системы сердца в рабочей тетради.

Тема 2.9.

Органы мочевыделения и размножения.

Содержание учебного материала:

4

1.

Органы мочевыделения. Строение  и значение системы  мочевыделения, ее связь с другими системами.  Строение и типы почек. Строение нефрона. Мочеточники. Мочевой пузырь.

Мочеиспускательный и мочеполовой каналы.

Топография органов мочевыделения у разных видов животных.

2

2

2.

 Строение и топография органы размножения самцов: семенник и его придаток, семяпровод, семенной канатик, придаточные половые железы, половой член и препуций. Семенниковый мешок, мошонка. Особенности строения и положения органов размножения самца у животных разных видов. Характеристика органов размножения самок. Строение и положение половых органов самки у животных разных видов.

2

2

Лабораторная работа:

4

1.

Гистологическое строение органов мочеполового аппарата. Изучение под микроскопом и зарисовка  гистологических препаратов органов мочеотделения.

2

2.

Гистологическое строение органов мочеполового аппарата. Изучение под микроскопом и зарисовка  гистологических препаратов органов размножения.

2

Практическое занятие:

6

1.

Анатомическое строение органов мочеполового аппарата. Определение строения  и топографии  органов мочевыделения и размножения самки и самца  на боенском материале, анатомических препаратах, муляжах, на живых объектах и по таблицам.

2

2.

Анатомическое строение органов мочеполового аппарата. Определение строения  и топографии  органов мочевыделения и размножения самки и самца  на боенском материале, анатомических препаратах, муляжах, на живых объектах и по таблицам.

2

3.

Анатомическое строение органов мочеполового аппарата. Определение строения  и топографии  органов мочевыделения и размножения самки и самца  на боенском материале, анатомических препаратах, муляжах, на живых объектах и по таблицам.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

2

В рабочей тетради  - зарисовать схему строения нефрона и типы почек домашних животных.

Тема 2.10.

Железы внутренней секреции.

Содержание учебного материала:

2

1.

Функциональное значение желез внутренней секреции. Их связь с другими системами органов. Строение и расположение гипофиза, эпифиза, щитовидной, околощитовидной желез, надпочечников, параганглиев. Строение островков Лангерганса поджелудочной железы, половых желез.

2

2

Лабораторная работа.

4

1.

Гистологическое строение желез внутренней секреции. Изучение и зарисовка гистопрепаратов желез внутренней секреции.

2

2

Гистологическое строение желез внутренней секреции. Изучение и зарисовка гистопрепаратов желез внутренней секреции.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

4

Доклад – Функциональное значение  желез внутренней секреции, их связь с другими системами

Работа со словарем анатомических терминов.

Тема 2.11.

Нервная система и органы чувств.

Содержание учебного материала:

4

1.

Общая характеристика и деление нервной системы на отделы. Нейронное строение нервной системы. Строение и расположение спинного и головного мозга и их оболочек. Проводящие пути и центры спинного мозга. Сосуды головного мозга. Периферическая и вегетативная часть нервной системы. Спинномозговые и черепно-мозговые нервы, их строение и взаимосвязь с вегетативной нервной системой.

2

2

2.

Органы чувств. Понятие о трех отделах анализаторов. Зрительный анализатор его строение. Защитные и вспомогательные приспособления органов зрения. Органы слуха и равновесия, обоняния, вкуса, осязания.

2

2

Лабораторная  работа:

2

1.

 Гистологическое строение органов нервной системы и анализаторов. Изучение  и зарисовка  гистологических препаратов под микроскопом.

2

Практическое занятие:

4

           

1.

Анатомическое строение органов нервной системы и анализаторов. Определение строения и топографии головного и спинного мозга, их оболочек, периферических нервов  на анатомических препаратах, муляжах и по таблицам.

2

     

           

2.

Анатомическое строение органов нервной системы и анализаторов. Определение строения и топографии органов зрения и слуха на анатомических препаратах, муляжах и по таблицам.

2

 

Самостоятельная работа обучающихся:

2

В рабочей тетради  - выполнить рисунки: строение нейрона, строение спинного мозга. Понятие о трех отделах анализаторов.

Тема 2.12.

Особенности строения органов домашней птицы.

Содержание учебного материала:

2

1.

Биологические особенности строения органов домашней птицы. Факторы, влияющие на изменение органов. Особенности  в строении аппарата движения, кожного покрова, органов пищеварения. Строение органов дыхания, мочеотделения, размножения, их отличительные особенности от соответствующих органов млекопитающих. Органы крово-и лимфообращения, железы внутренней секреции, нервная система и органы чувств.

2

3

Практическое занятие:

4

11

Анатомическое строение органов домашней птицы. Определение строения и топографии органов и систем органов домашней птицы на

анатомических препаратах, трупном материале, муляжах, по таблицам.

2

Анатомическое строение органов домашней птицы. Определение строения и топографии органов и систем органов домашней птицы на

анатомических препаратах, трупном материале, муляжах, по таблицам.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

2

Биологические особенности строения органов домашней птицы. Выполнить рисунки: строение пера, органов пищеварения, органов дыхания, органов размножения и мочеотделения в рабочей тетради.

Раздел 3.Физиология

160

Тема 3.1.

Система крови.

Содержание учебного материала:

4

1.

Кровь, тканевая жидкость и лимфа как внутренняя среда организма. Гомеостаз. Основные функции крови. Физико-химические свойства крови. Состав плазмы. Значение минерального состава и белков плазмы крови. Состав крови. Характеристика форменных элементов и их функция. Лейкоциты. Строение и функции.

2

2

2.

Тромбоциты, их строение и функции. Процесс свертывание крови, регуляция свертывания крови. Группы крови. Резус- фактор. Кроветворение. Регуляция процессов кроветворения. Лимфа и тканевая жидкость. Состав, свойства и значение лимфы и тканевой жидкости.

2

2

Лабораторная  работа:

2

1.

Лабораторное исследование крови. Определение

скорости свертывания крови, условий на нее влияющих. Определение количества гемоглобина и осмотической резистентности эритроцитов.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

2

1.

Состав плазмы крови. Значение минерального состава и белков плазмы крови – подготовить доклад.

Тема 3.2.

Физиология иммунной системы.

Содержание учебного материала:

2

1.

Иммунитет, его значение. Иммунная система. Клетки иммунной системы. Естественный иммунитет, его факторы. Адаптивный (приобретенный) иммунитет. Антитела, антигены, их функция. Использование иммунологии в животноводстве

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

4

Реферат - Гуморальный адаптивный иммунитет, взаимодействие В и Т-лимфоцитов и антигенпредставляющих клеток. Клеточный адаптивный иммунитет, взаимодействие антигенпредставляющих клеток, Т-лимфоциты и микрофаги при его осуществлении.

4

Тема 3.3.

Система кровообращения и лимфообращения.

Содержание учебного материала:

6

1.

Физиология сердца. Свойства сердечной мышцы.  Систолический и минутный объем кровотока, тоны сердца, сердечный толчок. Биоэлектрические явления в сердце и методы их исследования. Регуляция работы сердца и ее виды.

2

2

   

2.

Движения крови по кровеносным сосудам и факторы его обуславливающие. Скорость кровотока в различных сосудах. Артериальный пульс, его характеристика, методы исследования. Венный пульс. Давление крови, факторы, его обуславливающие.

2

2

3.

 Регуляция кровообращения. Роль коры полушарий в регуляции кровообращения. Особенности кровообращения в головном мозге, печени, легких, почках, селезенке. Депо крови. Образование лимфы и ее движение. Роль лимфатических сосудов.

2

2

Лабораторные работы:

4

1.

Работа сердца. Наблюдение и регистрация сокращений сердца лягушки, роль проводящей системы.

2

2.

Кровообращение в капиллярах. Наблюдение кровообращения в капиллярах.

2

Практическое занятие:

2

1.

Прослушивание тонов сердца у животных; наблюдение сердечного толчка, исследование пульса, измерение давления.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

6

1.

Лимфа и тканевая жидкость. Состав, свойства, значение лимфы и тканевой жидкости – записать в рабочую тетрадь.

Реферат -  История развития учения о кровообращении.

Тема 3.4.

Система дыхания.

Содержание учебного материала:

2

1.

Сущность  дыхания. Внешнее дыхание. Механизм вдоха и выдоха. Типы и частота дыхания у животных разных видов. Жизненная емкость легких. Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха.   Особенности дыхания птицы. Обмен газов между альвеолярным воздухом и кровью, между кровью и клетками. Связывание и перенос кровью кислорода и углекислого газа. Регуляция дыхания. Дыхательный центр, его функции. Дыхательные защитные функции. Зависимость дыхания от возраста, вида, продуктивности животного, мышечной работы, атмосферного давления.

2

2

Лабораторная работа:

2

1.

Измерение жизненной емкости легких. Сравнительное определение СО2 во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

4

 Определить тип, ритм дыхания, частоту дыхания у козы, кролика. Результаты записать в рабочую тетрадь.

Тема 3.5.

Система пищеварения.

Содержание учебного материала:

8

1.

Сущность пищеварения. Основные функции органов пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Методы изучения функций органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости. Прием корма и воды. Состав и свойства слюны. Особенности слюноотделения у животных разных видов. Регуляция слюноотделения и глотания.

2

2

2.

Пищеварение в желудке, общие закономерности. Состав и свойства желудочного сока. Фазы секреции желудочного сока, их регуляция. Пищеварение в желудке лошади и свиньи. Пищеварение в  многокамерном желудке  жвачных. Роль микрофлоры и микрофауны в рубцовом пищеварении. Значение летучих жирных кислот, образующихся в рубце. Функции сетки, книжки, пищеводного желоба. Жвачный процесс. Пищеварение у молодняка жвачных в молочный и переходный периоды.

2

2

3.

Пищеварение в тонком отделе кишечника. Состав и свойства поджелудочного сока. Фазы секреции поджелудочного сока, их регуляция. Состав желчи. Образование и выделение желчи и их регуляция. Состав кишечного сока, механизм его секреции. Полостное и пристеночное пищеварение. Моторная функция тонкого кишечника.

2

2

4.

Пищеварение в  толстом отделе  кишечника у животных. Всасывание продуктов расщепления белков, углеводов, липидов, воды и минеральных веществ. Формирование кала и дефекация.

Особенности пищеварения у домашней  птицы.

2

2

Лабораторные работы:

4

1.

     

Микрофлора рубца. Наблюдение инфузорий рубца под микроскопом

2

  2.

Свойства ферментов. Определение действия ферментов желудочного сока на белок, желчи на жиры.

2

Практическое  занятие:

2

1.

 Прием корма и воды. Наблюдение за приемом корма и воды,  за жвачным процессом. Исследование моторики рубца у жвачных животных.

Самостоятельная работа обучающихся:

6

Реферат - Всасывание продуктов расщепления белков, углеводов,  липидов,  всасывание воды и минеральных веществ.

Тема 3.6.

Обмен веществ и энергии.

Содержание учебного материала:

2

1.

Обмен веществ и энергии. Методы его изучения. Обмен белков. Значение белков в организме. Полноценные и неполноценные белки, незаменимые и заменимые аминокислоты. Азотистый баланс. Регуляция белкового обмена. Значение углеводов в организме. Анаэробное и аэробное расщепление углеводов. Регуляция обмена углеводов. Состав, значение липидов, их обмен. Кетоновые тела, их значение в организме. Холестерин и его значение в организме. Регуляция обмена липидов. Роль печени в обмене веществ.

Значение воды и минеральных веществ в организме. Потребность в воде животных разных видов. Макро- и микроэлементы, их роль в организме. Регуляция водного и минерального обмена. Общая характеристика витаминов, механизм их действия. Жирорастворимые и водорастворимые витамины, их роль в организме животного.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

6

 Реферат - Обмен энергии. Значение обмена энергии для обеспечения функций организма. Анаэробное и аэробное высвобождение энергии. Регуляция обмена энергии. Значение обмена энергии у животных. Основной  обмен и методы его определения. Продуктивный обмен. Влияние внешних факторов и внутренних факторов на энергетический обмен у животных.

Тема 3.7.

Теплорегуляция.

Содержание учебного материала:

2

1.

Механизм теплорегуляции.  Химическая и физическая теплорегуляция, ее особенности у животных разных видов. Регуляция температуры тела у животных. Температура тела у животных и птицы.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

6

 В рабочей тетради  - Составить таблицу – Нормальная температура тела домашних животных. Доклад - Особенности теплорегуляции у молодняка, с элементами презентаций.

Тема 3.8.

Система выделения.

Содержание учебного материала:

2

1.

Роль выделительной системы в поддержании гомеостаза. Функции почек. Механизм образования мочи. Состав и количество мочи у животных. Регуляции образования и выделения мочи.

2

2

Лабораторная  работа:

2

1.

Лабораторное исследование мочи. Определение физик- химических свойств мочи.

Самостоятельная работа обучающихся:

4

 Составить таблицу – Состав мочи, количество мочи, кратность мочеиспускания у домашних животных. Материал оформить в  виде презентации

Тема 3.9.

Физиология кожи.

Содержание учебного материала:

2

1.

Кожа, ее функции. Секреторная функция кожи. Свойства и значение пота, регуляция потоотделения. Сальные железы, секреция кожного сала, его состав. Значение жиропота овец. Копчиковые железы птицы. волосяной покров, физиология линьки.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

4

Кожа, ее функции. Секреторная функция кожи, потовые железы, свойства и значение пота. Регуляция потоотделения. Записать в рабочей тетради.

Работа со словарем анатомических терминов.

Тема 3.10.

Эндокринная система.

Содержание учебного материала:

4

1.

Железы внутренней секреции и методы изучения их функций. Характеристика гормонов, механизм их действия. Роль центральной нервной системы в регуляции деятельности желез внутренней секреции. Гипоталамо-гипофизарная система.

2

2

2.

Гормоны долей гипофиза, щитовидной железы, околощитовидных желез, надпочечников, семенников, яичника, плаценты, тимуса, эпифиза, поджелудочной железы, их действие. Применение гормонов и гормональных препаратов в животноводстве и ветеринарии.

2

2

Лабораторная  работа:

2

1.

Действие гормонов. Определение влияния адреналина на величину зрачка глаза и на изолированное сердце лягушки.

2

Контрольная работа по теме:

                                            «Эндокринная система»

Самостоятельная работа обучающихся:

6

В рабочей тетради - Составить таблицу. Гормоны, их физиологическое значение.

Реферат - Признаки гипофункции и гиперфункции желез внутренней секреции, с элементами презентации.

Тема 3.11.

Система размножения.

Содержание учебного материала:

4

1.11

Половая и физиологическая зрелость самок и самцов. Физиология органов размножения самцов. Процесс образование спермиев, их передвижение и хранение в придатках семенников. Образование спермы, ее физико-химические свойства. Половые рефлексы самцов. Нервная и гуморальная регуляция половой функции самцов.

2

2

             

2.

Рост и развитие фолликулов. Овогенез, овуляция и образование желтого тела. Половой цикл, его стадии. Регуляция полового цикла. Спаривание как сложнорефлекторный акт. Типы осеменения. Оплодотворение. Беременность, ее продолжительность у животных разных видов. Образование и функции плодных оболочек. Типы плаценты. Рост и развитие плода, его питание. Процесс родов и его регуляция.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

4

Реферат - Образование половых клеток. Формирование яйца, яйцекладка. Факторы, влияющие на яйцекладку. Нервная и гуморальная регуляция яйцекладки. Размножение домашней птицы с презентацией.

Тема 3.12.

 Лактация.

Содержание учебного материала:

2

1.

Понятие о лактации. Продолжительность лактации у животных разных видов. Рост и развитие молочных желез. Молоко, его состав. Процесс молокообразования и его регуляция. Распределение молока в отделах емкостной системы вымени. Выделение молока, регуляция лактации. Физиология доения, физиологические основы машинного доения.

2

2

Лабораторная  работа:

2

1.

Лабораторное исследование молока. Определение жирности разных порций  молока. Подсчет количества жировых шариков.

Самостоятельная работа обучающихся:  

4

Доклад - Влияние условий кормления на уровень лактации, содержание жира в молоке, с элементами презентации.

Тема 3.13.

Физиология мышц и нервов.

Содержание учебного материала:

2

1.

Основные  свойства живой ткани: раздражимость, возбудимость, лабильность. Оптимум, пессимум и парабиоз по Н.Е. Введенскому, физиологические механизмы их возникновения. Физиология мышц. Строение и свойства скелетных мышц. Виды сокращения мышц. Сила, работы мышц и утомление.

2

2

Лабораторная  работа:

2

1.

Приготовление нервно-мышечного препарата лягушки. Определение порога возбудимости нерва и мышц. Запись мышечных сокращений.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

4

Возбудимые ткани, их характеристика. Физиологический покой и возбуждение, особенности строения и свойства гладких мышц -  записать в рабочую тетрадь в виде схемы и таблицы.

 Реферат - Физиология нервных волокон. Особенности строения мякотных и безмякотных нервных волокон, их свойства. Функции нервно-мышечного синапса.

Тема 3.14.

Центральная нервная система.

Содержание учебного материала:

2

1.

Общая характеристика строения и функции центральной нервной системы. Рефлексы, рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо. Нервные центры и их свойства. Физиология спинного и головного мозга, их центры, проводящие пути. Центры и проводящие пути продолговатого мозга и варолиева моста. Вегетативный отдел нервной системы и его деление на отделы. Рефлекторная дуга вегетативной нервной системы. Значение вегетативной нервной системы в деятельности организма.

2

 2

Лабораторная  работа:

2

1.

 Исследование рефлексов спинного мозга лягушки. Анализ звеньев рефлекторной дуги.

Практическое занятие:

2

1.

Исследование рефлексов у животных, торможение рефлексов.

Самостоятельная работа  обучающегося:

4

1.

 Мозжечок, его функции. Влияние мозжечка на мышечный тонус, координацию движения и вегетативную нервную систему запишите в рабочую тетрадь.

Проведите работу со словарем анатомических терминов.

Тема 3.15.

Высшая нервная деятельность.

Содержание учебного материала:

2

1.

Понятие о ВНД. Методы изучения функций коры больших полушарий головного мозга животных разных видов. Роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова в изучении физиологии коры больших полушарий. Учение И.П.Павлова об условных рефлексах, отличия безусловных и условных рефлексов. Методика выработки условных рефлексов у животных. Процесс и механизм образования условных рефлексов, их значение. Торможение условных рефлексов. Биологическое значение условных рефлексов. Анализ и синтез в коре больших полушарий. Динамический стереотип, его значение в организации ухода и содержания животных. Сон и бодорствование, их особенности у животных. Типы высшей нервной деятельности. Связь типа высшей нервной деятельности с продуктивностью животных. Учение И.П.павлова о первой м второй сигнальных системах.

2

2

Самостоятельная работа обучающегося:

6

В рабочей тетради составить таблицу – Отличие условных и безусловных рефлексов.

Провести наблюдение за рефлексами у домашних или комнатных животных: безусловными, условными и записать примеры в тетрадь.

Тема 3.16.

Этология.

Содержание учебного материала:

2

1.

Этология. Ее история. Методы изучения поведения животных. Врожденное поведение на основе инстинктов.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

4

1.

Провести наблюдение за поведением домашних животных, определить форму поведения, сделать запись в тетрадь.

Тема 3.17.

Сенсорные системы

(анализаторы)

Содержание учебного материала:

2

1.

Строение и функции обонятельного анализатора, значение его для животных. Вкусовой анализатор, его строение, функции. Взаимодействие вкусового и обонятельного анализаторов. Зрительный анализатор, его строение, функции, механизм действия. Цветовое и бинокулярное  действие.  Строение и функции двигательного в жизни животного. Слуховой анализатор, строение м функции. Вестибулярный аппарат с двигательным и зрительным анализаторами. Строение и функции рецепторов кожного и интерорецептивного анализаторов. Их роль и значение в жизни животных.

2

2

Лабораторная  работа:

2

1.

Исследование анализаторов. Наблюдение за реакцией на свет. Исследование глазного дна у животных, аккомодации, костной и воздушной проводимости. Определение локализации звука.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

4

1.

 Доклад - Учение И.П.Павлова об анализаторах. Общие свойства анализаторов – записать в рабочую тетрадь.

Тема 3.18.

Физиологическая адаптация животных.

Содержание учебного материала:

2

1.

Адаптация животных. Общие механизмы адаптации. Роль гипоталамогипофизарной и симпатоадреналовой  систем в адаптации. Адаптация животных к внешней температуре, газовой среде, освещению, условиям промышленного содержания. Адаптация животных, виды адаптаций.

2

2

Всего:

330

  1. Условия реализации программы дисциплины

  1. Требования к минимальному материально- техническому обеспечению.

Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Анатомия и физиология животных».

Оборудование лаборатории: плакаты, схемы, таблицы, инструкционные карты, анатомические атласы, микроскопы, гистологические препараты по общей и частной гистологии, эмбриологии, динамические пособия по гистологии, анатомические препараты: сухие и влажные, находящиеся в анатомическом музее и в специальных баках в секционном помещении. Анатомические инструменты; анатомический набор, отдельные пинцеты, скальпели, анатомические зонды, спецодежда, эмалированные кюветы, спиртовки, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы и столики, лабораторная посуда, химические реактивы, фильтровальная бумага, лабораторные животные, лягушки, электростимулятор, фонендоскопы.

Технические средства обучения: видеомагнитофон, телевизор, ДВД-проигрыватель, компьютер, ноутбук, цифровой микроскоп, мультимедийный проектор, видеокассеты, СД и ДВД диски, обучающие и контролирующие программы, созданные самим преподавателем и программистом техникума по гистологии и анатомии.

  1. Информационное обеспечение обучение

Основные источники:

  1. Зеленевский Н.В., Васильев А.П., Логвинова Л.К. – Анатомия и физиология животных, М.: «Академия», 2009.
  2. В.Г.Скопичев «Поведение животных», «Санкт-Петербург – Москва – Краснодар», 2009г.
  3. Т.А.Дмитриева, П.Т.Саленко, М.Ш.Шакуров «Топографическая анатомия животных», Москва «КолосС» 2008г.
  4. В.Ф.Лысов, И.В. Ипполитова, В.И. Максимов, Н.С.Шевелев «Практикум по физиологии и эиологии животных», Москва «КолосС» 2010г

Дополнительные источники:

  1. В.Н.Письменская, Е.М. Ленченко, Л.А.Голицына – Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных, Москва «КолосС» 2007г.
  2. А.Ф.Климов, А.И.Акаевский – Анатомия домашних животных, Санкт-Петербург – Краснодар, 2003г.
  3. Елисеев А.П., Сафонов Н.А., Бойко В.И. – Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных, М.: Агропромиздат, 1991.
  4. В.М.Селянский – Анатомия и физиология сельскохозяйственной птицы, Москва «Агропромиздат», 1986г.
  5. И.В.Хрусталева  – Анатомия домашних животных. М.: Колос, 2000.
  6. А.И.Акаевский, Д.Я.Криницын – Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных, издательство «Колос», 1978г.
  7. Практикум по анатомии с основами гистологии и эмбриологии животных, Москва «Колос» 2001г.
  8. Голиков А.Н. – Физиология сельскохозяйственных животных, М.: Агропромиздат, 1991.

Интернет – ресурсы:

  1. www. davnland – book.ru
  2. www histologu.  narod.  ru
  3. www bestreferat.  Ru
  4. www ryadom – s – name. ru
  5.          sobaka. ru
  6.          slorani yandeks. ru
  7.         dic academic. ru
  8.          zoodrug. ru
  9.          fictionbook. ru
  10.          med – book. info
  11.          bibliotekar. ru
  12.           zooeco. com
  13.           obinga. ru
  14.            medical – enc. ru
  15.            medicalbrain. ru
  16.             studentbank. ru
  17.             studentFiles. Ru

  1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а так же выполнения обучающимся индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов

Умения

- определения топографического расположение и строение органов и частей тела животных;

Экспертная оценка выполнения практических занятий

- определения анатомических, возрастных и видовых особенностей животных;

Экспертная оценка выполнения практических занятий, изготовление анатомических препаратов

- определения и фиксирования физиологических характеристик животных

Экспертная оценка выполнения  лабораторных работ

Знания

- основные положения и терминология  цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии, анатомии и физиологии животных;

Тестирование,

все виды опроса,

работа со словарем анатомических терминов

-строение органов и систем органов животных:

-опорно-двигательной,

- кровеносной,

- пищеварительной,

- дыхательной,

- покровной,

-выделительной и половой,

- эндокринной и нервной, включая центральную нервную систему (ЦНС) с анализаторами;

- их  видовые особенности;

 все виды опроса,

тестирование,

презентация отдельных вопросов, рефераты, доклады,

работа со словарем анатомических терминов,

контрольные работы,

 выполнение рисунков, схем, таблиц,

устный экзамен

- характеристики процессов жизнедеятельности;

Все виды опроса, рефераты, доклады, работа со словарем терминов.

-физиологические функции органов и систем органов животных;

Тестирование, все виды опроса, рефераты, доклады, работа со словарем анатомических терминов.

- физиологические константы домашних  животных;

 Все виды опроса, рефераты, доклады, работа со словарем анатомических терминов.

- особенности процессов жизнедеятельности различных видов  домашних животных;

Все виды опроса, рефераты, доклады, работа со словарем анатомических терминов.

-понятие метаболизма, гомеостаза, физиологической адаптации животных;

Тестирование, все виды опроса,  рефераты.

-регулирующие функции нервной и эндокринной систем;

Тестирование, все виды опроса,  доклады, работа со словарем анатомических терминов.

- функции иммунной системы;

Все виды опроса, рефераты.

- характеристика процессов размножения различных видов домашних животных;

Все виды опроса, презентация отдельных вопросов, рефераты.

- характеристики высшей нервной деятельности (поведения  различных видов    животных);

Все виды опроса, наблюдение за животными.

экзамен

Разработчик:

Пятилетова Татьяна Васильевна – преподаватель ГБОУ СПО РО «КСХТ»

Рецензент:

Функ Татьяна Оттовна – преподаватель ГБОУ СПО РО «КСХТ»

Рецензент:

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины "Анатомия и физиология животных"

Рабочая программа содержит структуру и содержание учебной дисциплины, условия реализации, контроль и оценку результатов освоения дисциплины. Программа предназначена для специальности 35.02.15 "Ки...

Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 060501 "Сестринское дело" за 2012-2013г.

Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 060501 "Сестринское дело" Федерального Государственного Обраовательного Станда...

Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 060101 "Лечебное дело" за 2012-2013г.

Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 060101 "Лечебное дело" Федерального Государтсвенного Образовательного Стандарт...

Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 060501 "Сестринское дело" за 2013-2014г.

Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 060501 "Сестринское дело" Федерального Государственного Образовательного Станд...

Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 060101 "Лечебное дело" за 2013-2014г.

Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 060101 "Лечебное дело" Федерального Государственного Образовательного Стандарт...

Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 34.02.01. Сестринское дело за 2014-2015г.

Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 34.02.01. Сестринское дело Федерального Государственного Образовательного...

Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 31.02.01. Лечебное дело за 2014-2015г.

Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 31.02.01. Лечебное дело Федерального Государственного Образовательного Ст...